Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

В. Вагин

Псковская область

в феврале 1997 года

1.    Социально-экономическое положение
Псковской области в 1996 году

1.1.    Промышленность

Общий объем промышленной продукции в отпускных ценах составил 2890,8 млрд. рублей, в том числе 2445,7 млрд. рублей произведено крупными и средними предприятиями. Почти 2/3 произведенной промышленной продукции приходится на частные предприятия.

Физический объем промышленного производства уменьшился по сравнению с 1995 годом на 17%. Наиболее значительным сокращение физического объема промышленного производства было на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (33%), строительных материалов (26%). Возросли объемы производства лишь в полиграфической промышленности.

Выпуск потребительских товаров составил 1084,3 млрд. рублей, их производство, в основном, сосредоточено на предприятиях частной собственности. В расчете на одного жителя области произведено потребительских товаров на 1.300 тыс. рублей. По сравнению с 1995 годом физический объем произведенных потребительских товаров сократился на 20%, в том числе пищевых продуктов — на 18, непродовольственных — на 21%.

Выпуск четвертой части наблюдаемых видов продукции по сравнению с 1995 годом увеличился, среди них: теплоэнергия, провода обмоточные и эмалированные, трикотажное полотно, юбки, куртки, нежирная молочная продукция, масло животное, колбасные изделия.

1.2.    Капитальное строительство

На развитие экономики и социальной сферы направлено 876,5 млрд. рублей капитальных вложений, что на 42% меньше, чем в 1995 году. Основным источником финансирования остаются собственные средства предприятия — 37%, средства из федерального бюджета составляют 18% и из местного бюджета поступает 5%. За год использовано 29,3 млрд. рублей (3% в общем объеме капитальных вложений) иностранных инвестиций, в том числе 2,3 млрд. рублей совместными предприятиями.

Доля производственного строительства составила в общем объеме инвестиций 53% (465 млрд. рублей) против 45% в 1995 году. В основном производственные инвестиции направлялись на развитие электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи.

Удельный вес строительно-монтажных работ в общем объеме инвестиций по сравнению с 1995 годом уменьшился на 3 пункта и составил 70%.

В 1996 году в число важнейших строек области включено 34 объекта. За год на них использовано более 180 млрд. рублей. На Великолукском торфопредприятии введены новые мощности по производству торфа (5 тыс. тонн в год), в п. Струги Красные введена первая очередь очистных сооружений мощностью 120 кубометров сточных вод в час. На Псковской ГРЭС введен в действие второй энергоблок мощностью 215 тысяч квт., АО “Псковэнерго” введена ВЛ-330 протяженностью 136 км, ТОО “Водоканал” введена вторая очередь очистных сооружений на 70 тысяч кубометров сточных вод в сутки и на АО “Псковский завод машин постоянного тока” введена мощность по производству 100 тысяч штук асинхронных электродвигателей, сдана в действие автодорога протяженностью 6 км на трассе Санкт-Петербург-Киев-Одесса (в объезд г. Невеля).

На реализацию федеральных целевых программ социальной направленности использовано более 67 млрд. рублей, из них на программу “Жилище” — 13,9 млрд. рублей, “Развитие культуры в регионах” — 10,1 млрд. рублей, на программы “Дети-инвалиды” и “Дети-сироты” — соответственно 3,0 и 3,2 млрд. рублей.


На социальное строительство направлено 411,2 млрд. рублей (48% к прошлому году), в основном инвестиции направлялись на жилищное строительство. Введены в действие жилые дома общей площадью 108,1 тысячи квадратных метров, в том числе 28,5 тысячи квадратных метров — индивидуальными застройщиками. По сравнению с 1995 годом жилья введено меньше на 139,7 тысячи кв. метров. Введены в действие дошкольные учреждения на 412 мест, школы на 3142 ученических места, больница на 50 коек, поликлиника на 100 посещений в смену.

1.3.    Сельское хозяйство

Объем производства сельскохозяйственной продукции составил 2470 млрд. рублей в действующих ценах и сократилось по сравнению с 1995 годом на 4%. В структуре валовой продукции животноводство занимает 39%, растениеводство — 61%, против 41 и 59% в 1995 году.

Сельхозпредприятиями произведено 23% валовой продукции, населением — 75 и крестьянским хозяйствами — 2%; в 1995 году соответственно — 35, 63 и 2%.

Валовой сбор зерна в области составил 164 тысячи тонн. В среднем с каждого гектара намолочено по 10,4 центнера (в 1995 году — 10,5). На долю сельхозпредприятий приходится 78% валовых сборов зерна, хозяйствами населения и фермерами собрано 18 и 4% соответственно.

Картофеля собрано 610 тысяч тонн (102% уровня 1995 года), из них 4% выращено сельхозпредприятиями, 94 — населением и 2% — фермерами. Средняя урожайность составила 144 центнера с гектара против 133 центнеров в 1995 году.

Произведено 3,7 тыс. тонн льноволокна и 127 тысячи тонн овощей, или 97 и 90% уровня 1995 года.

В сельхозпредприятиях и хозяйствах населения сокращается численность основных видов скота. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось по сравнению с 1995 годом на 10% и оставило 284 тысячи голов, в том числе коров на 7% (162 тысячи голов); свиней — на 14 (122 тысячи голов); овец и коз — на 5%, что составило 121 тысячу голов.

В хозяйствах населения и фермеров сосредоточено 32% крупного рогатого скота, а именно 48 — коров, 41 — свиней и 99,6% овец и коз.

Всеми сельхозпроизводителями произведено 56 тысяч тонн мяса (в живой массе), 414 тысяч тонн молока и 192 млн. штук яиц (86, 96, 88% уровня прошлого года соответственно). В структуре производства мяса говядина занимает 64%, свинина — 26, птица — 10%. Доля хозяйств населения в производстве мяса составила 55 процентов, молока — 64, яиц — 34; фермерских хозяйств соответственно 2, 2 и 1%.

В государственные продовольственные ресурсы от всех сельхозпроизводителей поступило скота и птицы 20 тысяч тонн, молока — 116 тысяч тонн, яиц — 113 млн. штук (87, 94 и 90% к уровню прошлого года). Реализация зерна для государственных нужд составила 14,4 тысячи тонн, картофеля 2,2 тысячи тонн (55%), овощей — 4,5 тысячи тонн (81%). По сравнению с 1995 годом увеличилась продажа продукции на рынках, через собственную торговую сеть. Доля продаж продукции сельского хозяйства по этим каналам в 1996 году составила: скота и птицы — 48% от общего объема реализации, молока — 44, яиц — 14, картофеля — 97, овощей — 76%.

1.4.    Транспорт и связь

Объем перевозок грузов предприятиями транспорта (кроме железнодорожного), по оценке, в 1996 году составил 2,4 млн. тонн и по сравнению с 1995 годом сократился на 38%, в том числе на автомобильном транспорте объем перевозок грузов сократился на 39%, на воздушном — на 31, внутреннем водном — на 29%.

Предприятиями связи общего пользования оказано услуг связи на 171 млрд. рублей, в том числе населению — на 64 млрд. рублей, что в 1,5 и 1,8 раза больше, чем в 1995 году (в действующих ценах), при росте тарифов на услуги связи для предприятий в 1,6 раза, населения — в 2.

Объем услуг почтовой и телеграфной связи в натуральном выражении сократился: количество посылок — на 49 процентов, телеграмм — на 15, писем, карточек, бандеролей — на 9 процентов.

Подписка на периодические издания на первое полугодие 1997 года, проведенная предприятиями связи, по сравнению с первым полугодием 1996 года сократилась на 8%, а по сравнению со вторым — увеличилась на 3 процента.

1.5.    Внешнеэкономическая деятельность

Объем экспортно-импортных операций (по оценке) по отдельным видам товаров составил 82 млн. долларов, из них операции по импорту занимают 60%, по экспорту — 40. Наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта составляют электрические машины и оборудование, их части (52% в общем объеме экспорта) и лесоматериалы (16%). В товарной структуре импорта электрические машины и оборудование, их части составляют 22% в общем импорте; котлы, механические приспособления, их части составляют 12 процентов.

Иностранные инвестиции, в сумме 8,4 млн. долларов и 3,4 млрд. рублей, в основном, направлялись в уставные фонды предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В 1996 году действовало 73 совместных и иностранных предприятия, где занято 1,3 тысячи человек. Ими выполнен объем работ и услуг на 49,8 млрд. рублей, большую половину из которого составляет продукция промышленности (маргарин, мебель из стекла). Совместными предприятиями поставлено на экспорт продукции и услуг на сумму 1,2 млн. долларов. В экспорте предприятий торговли преобладают шкуры крупного рогатого скота, хлопчатобумажные ткани, пряжа, шпагат, канатные и веревочные изделия; в экспорте предприятий промышленности — древесина и изделия из нее. Наибольшее количество товаров поставлялось в Латвию и Финляндию. Импорт совместных предприятий составил 2,3 млн. долларов. В большей степени это сырье для производства маргарина. Основные поставщики импортной продукции — Норвегия, Беларусь, Ирландия.

Предприятия области оказывают также международные услуги. Экспорт услуг, в основном по переработке сырья, осуществляли 33 предприятия в 45 стран, их объем составил в страны дальнего зарубежья 3,6 млн. долларов, в страны СНГ 12 млн. рублей. Импорт услуг осуществляют 6 предприятий из 12 стран. Услуги экскурсионных бюро составляют половину в объеме услуг, импортируемых из стран дальнего зарубежья. Весь объем импортных услуг из стран СНГ приходится на услуги гостиниц.

1.6.    Цены

В 1996 году наблюдалось замедление темпов роста цен во всех секторах экономики по сравнению с 1995 годом. На реализованную сельских хозяйством продукцию животноводства оно составило 2,7 раза, в капитальном строительстве — 2,2, в промышленности — 1,9, на потребительском рынке — 1,8, на грузовые перевозки — 1,4 раза.

Потребительские цены к уровню декабря 1995 года выросли на 20,7%.

Продовольственные товары, без учета алкогольных напитков, стали дороже на 11,5%, а с учетом алкоголя — на 16,1. Более других возросли цены в общественном питании, молоко и молочную продукцию, муку, фрукты и цитрусовые, крупу и бобовые — в 1,2 — 1,9 раза. Наряду с этим произошло снижение цен на картофель, масло растительное, маргарин, сахар-песок — на 5-11%.

Стоимость набора из 19 основных продуктов питания в среднем по области на конец декабря 1996 года составила 218,6 тысячи рублей и увеличилась по сравнению с декабрем 1995 года на 5,3%.

Рост цен на продовольственные товары составил 113,5%. Значительнее других подорожали топливо, печатные издания, ткани, медикаменты и перевязочные материалы — 1,2 — 3,3 раза. Наименьшим за год был рост цен на парфюмерно-косметические товары, моющие средства, галантерею, ковры и ковровые изделия, легковые автомобили — на 0,3 — 4 процента.

Опережающими темпами в течение года дорожали платные услуги населению (с начала года рост составил 166,3%). Цены и услуги жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, пассажирского транспорта. По содержанию детей в дошкольных учреждениях, связи увеличились в 1,5 — 2 раза. Бытовые услуги населению стали дороже в 1,3 раза.

В производственном секторе экономики наибольший рост цен и тарифов произошел на приобретенные ресурсы для промышленности — в 1,6 раза, на грузовые перевозки — в 1,5 раза. Цены на готовую продукцию промышленности увеличились в 1,3 раза, в капитальном строительстве — в 1,2, на реализованную продукцию животноводства сельским хозяйством в 1,1 раза.

1.7.    Финансы

По предварительным данным финансового управления, доходная часть бюджета области исполнена в сумме 1185 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 1995 году. В структуре собственных доходов доля налога на прибыль составила 21%, подоходного налога — 23 процента, налога на добавленную стоимость 16% (в 1995 году соответственно 38%, 18%, 11%).

Расходная часть бюджета сложилась в сумме 1284 млрд. рублей. Основными направлениями финансирования являлись социально-культурные мероприятия — 55% всех расходов, развитие отраслей экономики — 34% (в 1995 году соответственно 40 и 33%).

В отраслях экономики получено, по расчетам, около 350 млрд. рублей прибыли. По сравнению с 1995 годом прибыль снизилась на 40%. Количество убыточных предприятий — 46%. Сумма убытка превысила 130 млрд. рублей.

В промышленности, строительстве, на транспорте и сельском хозяйстве кредиторская задолженность на 1 декабря 1996 года составила 1388 млрд. рублей, из которой 734 млрд. рублей, или 53%, составляет просроченная задолженность. Наибольшая часть приходится на задолженность поставщикам — 366 млрд. рублей, или 50% общей суммы просроченной задолженности, задолженность в бюджет — 147 млрд. рублей, или 20%. Из общего числа предприятий и организаций перечисленных отраслей просроченную кредиторскую задолженность имеют 74% предприятий. Дебиторская задолженность составила 970 млрд. рублей, из которой 52% — просроченная. Задолженность покупателей составила 429 млрд. рублей, или 85 процентов общей суммы просроченной дебиторской задолженности.

По данным главного управления Центрального банка России по Псковской области, кредитные вложения в экономику области составили на 1 декабря 147, 5 млрд. рублей и возросли с начала года на 17%. Краткосрочные кредиты составляют 96% всех кредитных вложений.

Вклады граждан в Сберегательном и коммерческих банках на 1 января 1997 года составили 380 млрд. рублей и возросли за год в 1,5 раза, в том числе вклады населения в Сбербанке возросли в 1,7 раза и составили 327 млрд. рублей (86% к общей сумме вкладов). Остаток вклада на душу населения в учреждениях Сбербанка составил 394 тысячи рублей, средний размер вклада — 295 тысяч рублей.

1.8.    Рынок товаров и услуг

Общий объем товарооборота и платных услуг составил 2998 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с 1995 годом на 13%.

Розничный товарооборот, занимающий в объеме реализации товаров и услуг более двух третей, уменьшился на 10% и достиг 2351 млрд. рублей.

Негосударственные предприятия обеспечили 89% товарооборота (в 1995 году 88), потребительская кооперация, которая обслуживает почти половину населения области, обеспечила лишь 16% (в 1995 — 14).

Розничный товарооборот на 79% сложился из объема продаж торговых предприятий и на 21% — из объема продаж на вещевых и смешанных рынках. При этом объем продаж в официальной торговле по сравнению с 1995 годом сократился на 8%, а на вещевых и смешанных рынках — на 16%.

В структуре товарооборота треть приходится на продажу алкогольных напитков, хлеба, и хлебобулочных изделий, колбасных изделий, мяса и птицы, молока и молочной продукции. Из непродовольственных товаров наибольшую долю в общем объеме товарооборота занимает покупка населением бензина, горюче-смазочных материалов и сопутствующих товаров — 7% против 0,7 в прошлом году, одежды и белья 5 (7), обуви — 2 (4), электротоваров — 2 (1), трикотажных изделий — 1,6 (2). По оценке, соотношение отечественных и импортных товаров составило 45 и 55% (в 1995 — 48 и 52 соответственно).

Товарооборот общественного питания составил 80 млрд. рублей или 68% к уровню 1995 года. Около четверти общего объема товарооборота общественного питания обеспечили школьные, студенческие столовые, 31% — столовые потребительской кооперации, 46 процентов — другие негосударственные предприятия. Удельный вес общественного питания в общем объеме розничного товарооборота составил всего 3,4% (в 1995 году — 3).

Объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, оценивается в 647 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 32% ниже уровня 1995 года. Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения составил 13%, оставшись на уровне 1995 года.

Следует отметить некоторое перераспределение расходов в составе платных услуг. Несколько возрос удельный вес услуг жилищно-коммунального хозяйства — 21% общего объема платных услуг, в 1995 году — 20; связи — 10 против 9 в 1995 году; общеобразовательных услуг и медицинских — 3, в 1995 году — 2%.

Объем услуг бытового характера оценивается в сумме 198 млрд. рублей. В структуре платных услуг на их долю приходится 31%. Около 70% объема бытовых услуг предоставляют населению физические лица.

1.9.    Денежные доходы населения

Денежные доходы населения, по оценке, сложились в сумме 4732,2 млрд. рублей и возросли по сравнению с 1995 годом на 35%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) снизились на 3 процента.

Из общего объема денежных доходов население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг — 2911, 8 млрд. рублей (61,6%), уплату налогов и взносов — 266,4 млрд. рублей (5,6%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах — 176 млрд. рублей (3,7%), покупку валюты — 197, 4 млрд. рублей (4,2%).

Среднедушевой денежный доход (в среднем за месяц) составил 474 тысячи рублей, в том числе в декабре — 571 тысячу рублей.

На долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилось 23% денежных доходов, а на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения — 3%.

Величина прожиточного минимума, определенная областным комитетом экономики, в декабре 1996 года составила 309 тысяч рублей.

Среднемесячная заработная плата за 1996 год сложилась в размере 543 тысячи рублей и возросла по сравнению с 1995 годом на 70%. Размер реальной среднемесячной заработной платы, рассчитанный с учетом индекса цен, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 20%. В 1996 году месячный прирост средней заработной платы был ниже, чем в 1995 году и составил 3% (в 1995 году — 6%).

В декабре средняя заработная плата сложилась в размере 673 тысячи рублей и возросла по сравнению с ноябрем на 2,4 процента. Выплаты социального характера составили 19 тысяч рублей в среднем на одного работника. Таким образом, доход от оплачиваемой работы, начисленный в среднем одному работнику, составил в декабре 1996 года 692 тысячи рублей и обеспечил 2 прожиточных минимума трудоспособного населения.

По состоянию на 23 декабря 1996 года просроченная задолженность по выдаче средств на заработанную плату предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, образования, культуры и искусства составила 114,8 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с январем в 2 раза. Наибольший удельный вес в общей сумме задолженности по зарплате приходится на предприятия промышленности — 35%, сельского хозяйства — 21, образования — 20%.

На 1 января 1997 года средний размер месячных пенсий (с учетом компенсационных выплат) составил 290, 6 тысячи рублей.

1.10.    Занятость населения

Численность экономически активного населения к концу декабря составила 344 тысячи человек, из которых 315 тысяч (92%) были заняты всеми видами экономической деятельности и 29 тысяч (8%) не имели занятия.

К 1 января 1997 года официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 28,1 тысячи человек или 6,5% трудоспособного населения. По сравнению с 1995 годом численность безработных сократилась на 17%.

Уровень безработицы остается высоким в Красногородском, Новоржевском, Пушкиногорском, Пыталовском районах — по 12%. Наименьший уровень безработицы в Плюсском, Дновском, Псковском, Себежском районах, г.Пскова — 4-5%.

Из числа поставленных на учет в службе занятости трудоустроен каждый второй. В течение года направлено на обучение 713 безработных и 1117 закончили обучение, из них трудоустроено 94%. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 91 человек (на 1 января 1996 года — 119 человек).

Численность занятых в экономике в течение года сокращалась ежемесячно на 0,6 процента. Две трети общей численности занятых в экономике области приходится на негосударственный сектор.

В течение года официально зарегистрированы забастовки на 18 предприятиях и организациях области. Основной причиной забастовок явилась несвоевременная выплата заработной платы.

1.11.    Образование

На начало 1996/1997 учебного года в области действовали 526 дневных общеобразовательных школ государственной сети, которые посещали 112, 6 тысячи учащихся, в их числе 11 лицеев и 10 гимназий. Численность учащихся в лицеях составила 11 тысяч человек, в гимназиях — 7 тысяч человек.

Гимназии созданы в городах Невеле, Острове, Опочке, Печорах, Пустошке, а также в поселке городского типа Пушкинские Горы. Появились гимназии и в сельской местности. Больше всего гимназий (62%) и все лицеи сосредоточены в городах Псков и Великие Луки. Инновационные учебные заведения в основном делают упор на преподавании литературы, истории, иностранного языка. 52% учащихся гимназий и лицеев занимаются по углубленным программам гуманитарного характера. 24% учащихся инновационных общеобразовательных заведений углубленно изучают дисциплины естественнонаучного цикла. 20% специализируются на других предметах. Технические дисциплины углубленно изучают 3% учащихся специализированных общеобразовательных учреждений, сельскохозяйственные профессии — 1%.

Высшими и средними специальными учебными заведениями подготовлено и выпущено 3,8 тысячи специалистов.

1.12.    Демография

Численность населения области, по предварительным расчетам, на 1 января 1997 года составила 827,2 тысячи человек, в том числе в городах и городских поселениях — 543,1 тысячи (66%), в сельской местности — 284,1 (34%). Естественная убыль населения по сравнению с прошлым годом несколько уменьшилась и составила 10 тысяч человек (в 1995 году — 10,8), в городах и городских поселениях — 4,2 тысячи (в 1995 году — 4,8), в сельской местности — 5,8 (в 1995 году — 6,0). Рождаемость в городской местности сохранилась на уровне 8 человек из каждой тысячи населения, в сельской местности — 7 человек. Смертность населения сократилась с 21 умершего из каждой тысячи жителей до 20, среди горожан с 17 до 15 человек, среди сельских жителей с 28 до 27. Смертность младенцев увеличилась с 17 до 20 детей из каждой тысячи родившихся. В расчете на 1000 населения заключалось 5 браков и расторгалось 4.

Приток беженцев и вынужденных переселенцев на территорию Псковской области из государств ближнего зарубежья уменьшился на 40%. Органами миграционной службы в 1996 году взято на учет в качестве переселенцев 1535 человек или 862 семьи (в 1995 году 2568 человек или 1078 семей).

Уровень заболеваемости населения инфекционными болезнями снизился с 217 случаев в расчете на каждую тысячу человек до 181. Наблюдалось снижение заболеваемости дифтерией в 2,4 раза, бактериальной дизентерией наполовину, гонореей — на треть, скарлатиной, ветряной оспой, вирусным гепатитом, гриппом — на 20-30%. Продолжает расти заболеваемость населения сифилисом, уровень ее увеличился в 1,7 раза по сравнению с 1995 годом.

1.13.    Правонарушения

В 1996 году зарегистрировано 18,2 тысячи преступлений. Уровень преступности сократился с 25 до 22 преступлений в расчете на тысячу населения. Доля тяжких преступлений в общем объеме составила 57%. Свыше половины всех преступлений составляют хищения имущества, совершенные путем краж, грабежей разбоя и мошенничества, из них две трети — хищения в отношении частной собственности граждан. Подростковая преступность уменьшилась с 40 преступлений в расчете на каждую тысячу лиц (14 -17 лет) до 36. Каждое четвертое преступление совершено лицами, раннее совершавшими преступления, каждое третье — находящимися в состоянии алкогольного опьянения [1].

2.    органы власти и местного самоуправления

2.1.    Деятельность администрации Псковской области

В администрации области принят нормативный документ по ценам, вызвавший переполох в городе Пскове. На ОАО “Псковская ГТС” с 1 января 1997 года внедрена система повременного учета стоимости телефонных переговоров. Плата за телефон будет теперь определяться двумя составляющими: абонементной платой за месяц и повременной стоимостью разговоров. Поток писем граждан в местные газеты не прекращается. В редакцию газеты “Новости Пскова” поступило несколько десятков писем с протестами на действия Псковской ГТС. Под ними подписи более трехсот граждан. В основном это старики, инвалиды, ветераны, работники бюджетной сферы. Больше всего граждан волнует вопрос, почему они должны платить двойную плату: абонементную и повременную. Объяснение директора ГТС “это за то, что телефон постоянно готов к работе”, авторы писем нашли смехотворным: “Так можно установить плату и за водопроводные краны, газовые плиты, электророзетки в квартирах...” Особенно недовольные намерены отстаивать свои права в суде.

Д.А.Ранишевский, председатель комитета экономики администрации области, в местной газете опубликовал статью в защиту политики областной администрации и действий ОАО “Псковская ГТС”. Несколько цитат: “Защита населения от роста цен осуществляется, как правило, целым комплексом мероприятий, которые население почему-то не принимает во внимание. Это и индексирование пенсий и зарплаты бюджетникам, это и предоставляемые отдельным категориям граждан льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, телефона, бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, оказание бесплатных (или за частичную плату) социальных услуг пожилым людям, льготный или бесплатный отпуск лекарств и другие меры. На эти цели тратятся значительные бюджетные средства... Разве это не поддержка, не защита населения от роста цен?” “Социальная справедливость при оплате телефонных разговоров будет иметь место при реализации формулы “Сколько говоришь, столько и платишь”, так как услуга эта очень дорогая для ГТС”[4].

 

Областная газета начала знакомить читателей с членами команды нового губернатора. Гавунас Михаил Савельевич в составе новой администрации самый молодой, ему 28 лет. Гавунас М. С. совмещает работу заместителя губернатора с обязанностями представителя Псковской области в Правительстве России. Заместитель губернатора рассказал о первых шагах новой власти: “Мы пошли по пути обратному от приватизации. Идет огосударствление спиртзаводов. Например, Удохский спиртзавод уже чуть более чем наполовину принадлежит государству. Часть акций уже куплена. И люди идут на это, так как устали сидеть без заработков и работы. Второе направление деятельности нашей администрации — развитие табачной промышленности. Надо создавать в области свои фабрики по выпуску сигарет”. М.Гавунас считает, что преступность пытается протолкнуть своих людей во власть и это можно наблюдать во многих структурах власти страны. Этим он объясняет развал экономики и нищенскую жизнь людей. “В области много ведется проверок по разным направлениям. Думаю, их результаты помогут оздоровить обстановку. Вот теперь по настоянию фракции ЛДПР в Думе в область приехала для проведения комплексной проверки расходования федеральных бюджетных средств делегация Счетной палаты Федерального собрания. В конце разговора Гавунас М. С. на вопрос журналиста о его личном отношении к алкоголю, заметил: “Я вообще не пью спиртного” [6].

 

28 января 1997 года вышло распоряжение областной администрации за номером 39-р. Суть документа сводится к тому, что бюджетным организациям (в частности школам и больницам) запрещается приобретать продукцию в других регионах России, если ее изготовлением занимаются предприятия и организации на территории Псковской области. Прокуратура области посчитала, что это распоряжение не имеет под собой правовой базы, противоречит гражданскому законодательству и статье 8 Конституции России. Отдельные пункты документа ущемляют права бюджетных организаций как юридических лиц. Протест прокуратуры был направлен главе администрации области Е. Михайлову 7 февраля. Прокуратура намерена обратиться с заявлением в суд [11].

 

31 января в областной администрации состоялась пресс-конференция главы администрации области Е. Э. Михайлова. Губернатор отметил, что федеральный центр последние три месяца не перечислял ни копейки, а общая задолженность Федерального центра к этому времени составила 126 миллиардов рублей. По мнению Михайлова, положение в сфере пенсионного обеспечения несколько лучше, чем в некоторых других регионах России: задержки в общем не превышают 4-5 недель. Труднее дела обстоят с выплатами зарплаты бюджетным организациям. Чтобы снизить напряженность, областная администрация приняла решение взять банковский кредит. Продолжая тему финансов, губернатор отметил, что ему удалось добиться, чтобы в российский бюджет на 1997 год отдельной строкой было включено дополнительное выделение 100 миллиардов рублей для Псковской области. Говоря об областном бюджете на 1997 год, проект которого отправлен областным Собранием на доработку, глава администрации подчеркнул: “Мы найдем общий язык... Население требует рациональной, сбалансированной бюджетной политики. Ресурсы скудные, нужна концентрация, чтобы с помощью маневра средств оживлять экономику”. Администрация намерена принимать меры строжайшей экономии. Так, губернатором внесен проект закона Псковской области о приостановлении действия закона “О государственной службе” в части санаторно-курортного обслуживания, пенсионных надбавок [3].

2.2.            Деятельность органов представительной власти
на территории Псковской области

2.2.1.    В областном Собрании депутатов

Областной бюджет на 1997 год еще не утвержден. Администрация области и областное Собрание депутатов так и не смогли найти общий язык относительно этого документа. На тридцать девятой и сороковой сессиях областного Собрания депутаты не согласились с предложением губернатора и его команды перечислять налог на добавленную стоимость и акцизы из городов и районов в областной бюджет, а на эти суммы восполнять местные бюджеты за счет трансферта из Москвы. Глава администрации Е.Э.Михайлов подкреплял выдвинутое предложение необходимостью стимулировать развитие местной промышленности, неравномерными по районам доходами от получения акцизов. С обсуждения проекта закона “Об областном бюджете на 1997 год” началась сорок первая сессия областного Собрания.

 

Начальник финансового управления области В.И.Полещенко рассказал депутатам о проекте бюджета. Администрация области предложила направлять в областной бюджет 50% доходов от налога на добавленную стоимость, поступающие в бюджет городов Пскова и Великих Лук, а также большинства районов области, и 50% от прибыли. В проекте администрации добавились и новые источники финансирования бюджета от акцизов на водку и ликероводочные изделия, вино, пиво, производимые на территории области. В расходной части тоже появились новации. С момента принятия закона о бюджете областная администрация возьмет на себя обязательство по выплатам детских пособий. По-другому будет распределяться и трансферт между районами. В прошлом году из федерального бюджета области недодали 126 миллиардов рублей. Получив 78% положенного трансферта, область передала в районы 86% от намеченного. В этом году администрацией планируется отдавать в районы тот же процент от трансферта, какой получен из центра.

Предложения областной администрации поделить прибыль и НДС пополам — 50 на 50 — не нашли поддержки у глав местного самоуправления. Но нашлось компромиссное решение — создание чрезвычайной комиссии, в которую входили бы пять человек от администрации области, пять — от областного Собрания и пять — от ассоциации глав местного самоуправления. После этого предложения к депутатам обратился глава областной администрации Е.Э.Михайлов. Он напомнил депутатам, что на последних выборах новая областная администрация получила кредит доверия от псковичей и это, по его мнению, надо учитывать. Губернатор отметил, что решать вопрос о бюджете правомочны только областная администрация, областное Собрание и их согласительная комиссия. Ассоциация же глав администраций не имеет здесь никаких полномочий.

В результате дебатов среди депутатов получила поддержку идея о создании чрезвычайной комиссии с представителями областной администрации, областного Собрания и ассоциации глав администраций.

На сессии были рассмотрены и другие вопросы. Интерес и обсуждение вызвала представленная депутатам схема управления Псковской областью. В ней было графически изображено, кому из заместителей главы администрации подчинены те или иные комитеты, управления, службы. Вызвало вопросы то, что финансовое управление подчинено главе областной администрации, а не первому заместителю, отвечающему за финансовые дела [2].


 

8 февраля в областной газете депутат областного Собрания Г.Н.Бубнов поместил заявление от имени депутатов областного Собрания в ответ на заявление координационного совета Псковского регионального отделения движения “Демократическая Россия”, рабочей группы “Гражданская инициатива Пскова” и Псковского отделения Свободной Демократической партии России, в котором было отмечено, что их наблюдения за действиями областной администрации позволяют говорить о сползании новой власти Псковского региона на позиции партийного руководства и изжившие себя порочные методы административно-командной системы. В завершении общественные организации заявили о своей оппозиции обозначившемуся курсу областной администрации. В своем заявлении Г.Н.Бубнов отметил: “Депутаты областного Собрания депутатов, как представители населения области, органы местного самоуправления, о которых идет речь в заявлении, как никто другой ощущают плоды так называемых реформ... Заявление о конфронтации, оппозиции к избранному большинством населения области Главе администрации и его команде, искажение фактов показывает нежелание стабильности и поддержку дальнейшего разрушительного курса, ухудшения жизни большинства населения” [9].

 

2.2.2.    Деятельность депутатов Псковской городской Думы

Активисты областной организации Русской партии провели утром 20 января пикетирование Псковской городской думы по поводу неудовлетворительной ее работы. Работой думы в числе пикетирующих были не довольны депутаты той же городской думы Гузинин В.М. и Семенков Г.М..

Впоследствии председатель комитета по законодательству Псковской городской думы, депутат В.Ф.Левченко на страницах городской газеты рассказал, что депутаты были недовольны работой депутата Семенкова Г.М., который неоднократно использовал служебное положение, множительную и другую технику в интересах Русской партии. Депутату Семенкову Г.М. было предложено сложить свои полномочия. Ответом на такое предложение явилось пикетирование здания городской думы.

Между тем, в городе продолжается обсуждение проекта Устава города Пскова, который депутаты, с учетом пожеланий граждан, решили принять на одной из своих сессий. Депутаты не считают целесообразным проведение референдума из-за крайне тяжелого экономического положения города. В то же время, по словам В.М.Гузинина: “Русская партия, КПРФ, РКРП создали свою инициативную группу по разработке альтернативного Устава”. В связи с этим депутаты Гузинин В.М. и Семенков Г.М. выступили по областному телевидению, критикуя не только сам проект Устава, но и форму его принятия. По их мнению, референдум — это единственно демократичный путь принятия главного документа Пскова. В городской газете депутат В.М.Гузинин заявил: “Что касается обвинений депутата Левченко в использовании мною “в своих интересах” факса, множительной техники, скажу одно... Председатель думы Асадчий расспросил работников аппарата думы, и те категорически отвергли домыслы Левченко. Тогда я не стал настаивать на публичных извинениях, а сейчас буду” [6].

25 февраля на депутата городской думы Владислава Левченко совершено бандитское нападение. Двое неизвестных палками избили его в подъезде собственного дома. С многочисленными травмами и сотрясением мозга депутат доставлен в больницу, а по факту избиения открыто уголовное дело. Уже не раз в адрес депутата В.Ф.Левченко раздавались угрозы, в его квартире разбивали стекла. Областная газета “Псковская Правда” и областное телевидение представили этот трагический случай, как результат участия В.Ф.Левченко в полемике вокруг незаконно проданных 49% акций АО “Псковский хлебокомбинат”, находившихся в муниципальной собственности. Это громкое дело было доведено до разрешения работниками прокуратуры по заявлению депутатов городской думы. А по делу депутата В.Левченко ведется следствие.


3.    партии и общественные движения

3.1.    “Женщины России”

3 февраля в областной администрации состоялась пресс-конференция секретаря комитета по регламенту и организации работы Государственной думы, председателя общероссийского общественно-политического движения “Женщины России” Е. Ф. Лаховой. Свой нынешний приезд она связывает с проведением семинара для мэров городов области, глав районных администраций, государственных служащих по тематике “Женщина и управление”. Очерчивая круг проблем, стоящих перед движением, Е. Ф. Лахова уделила особое внимание отстаиванию на практике узаконенного 19 статьей Конституции РФ тезиса о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин, который выдвигается общественно-политическим движением “Женщины России” в качестве новой национальной идеи. На встрече с журналистами Екатерина Филипповна заявила, что если “Женщины России” решат выдвинуть своего кандидата на следующих президентских выборах, то у нее колебаний не будет.

Во время визита Е. Ф. Лахова посетила областной Центр семьи, лечебно-педагогический центр для детей-инвалидов, строящуюся детскую больницу, памятник А. Невскому, Псковский кремль, Пушкинские Горы, г. Великие Луки [5].

3.2.    Профсоюзы

В феврале состоялся пленум областного совета профсоюзов. В постановлении пленума отмечено, что администрация области до настоящего времени не рассмотрела требования участников акции протеста 5 ноября прошлого года и не идет на переговоры с профсоюзами. В нарушении действующего законодательства, без учета мнения профсоюзов в области повышены тарифы на автотранспорт, услуги телефонной связи, коммунальные услуги. По мнению участников пленума, социально-экономическое положение области продолжает ухудшаться, а по душевому валовому внутреннему продукту область занимает 63-е место в стране, при этом уровень безработицы в области в 2,5 раза выше российского. Пленум областного совета профсоюзов постановил: одобрить решения и документы III съезда Федерации независимых профсоюзов России; призвать профсоюзные организации области принять участие во втором этапе общероссийской акции протеста профсоюзов “За труд, зарплату, социальные гарантии!” и с учетом Закона РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” начать подготовку к однодневной Всероссийской забастовке 27 марта 1997 года с выражением недоверия правительству Российской Федерации. Участники пленума приняли обращение к Президенту, Федеральному собранию, правительству России, а также администрации Псковской области, в котором заявили протест в связи с дальнейшим ухудшением уровня жизни трудящихся, высказали свои требования [10].

3.3.    ЛДПР

Депутатом Госдумы по партийным спискам ЛДПР вместо избранного губернатора Псковщины Е. Э. Михайлова стал пскович Яшин Виктор Анатольевич. Яшин В.А. поделился своими мыслями с корреспондентом “Псковской Правды”: “В Госдуме мы отстаиваем интересы русских. Поймите, если в России русских не останется, тогда и России не будет. А если не будет сильной России, то исчезнут и мелкие государства, которые возникнут на ее территории. Возьмем Чечню. Если оттуда вытеснят всех русских, то туда обязательно придут турки. Ведь сами они не смогут выжить. Но неизвестно, как придется чеченцам под турками... Придут турки — им чеченцы не нужны будут...

Если судить по результатам голосований, то кроме ЛДПР истинные интересы России отстаивать почти некому. В нашей фракции 50 депутатов и обычно до 30 депутатов из других групп и объединений нас поддерживают. Вот и все. Остальные патриоты на словах...

Бывая на местах, вижу, что ряды нашей партии растут. Скажите, где нам размещать своих координаторов? Для этих целей решили покупать в каждой области или крае несколько квартир и оснащать их необходимой оргтехникой”.

В Госдуме Яшин В. А. работает в комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам [12].

3.4.    Коммунисты

15 февраля в областном Центре семьи состоялось собрание коммунистов Псковской городской организации КПРФ. По мнению псковских коммунистов, важнейшим мероприятием, способным укрепить ряды партии, является начавшийся обмен партийных билетов и учетных карточек на новый партийный билет КПРФ. На партийном собрании было принято заявление в поддержку решения Госдумы о предложении президенту РФ добровольно прекратить исполнение своих полномочий в связи с ухудшением здоровья и невозможностью в полной мере выполнять свои обязанности [14].

 

Пресс-центр областного отделения НПСР распространил информацию, в которой сообщается о создании в Пскове городской организации Народно-патриотических сил России. На организационном собрании присутствовали представители ЛДПР, КПРФ, Русской партии, РКРП, Союза офицеров, Всероссийского женского Союза, РКСМ, отдельные граждане города Пскова. Председателем-координатором Псковской городской организации НПСР избран Г. М. Семенков. На первом же собрании участники обсудили вопросы, связанные с принятием будущего Устава Пскова, рассмотрели работу инициативной группы граждан по составлению альтернативного проекта Устава, приняли решение добиваться проведения городского референдума по двум вопросам: прекращение полномочий нынешнего мэра Прокофьева А. В. и какой из вариантов Устава ближе горожанам.

3.5.    Разное

Санкт-Петербургский гуманитарный и политологический центр “Стратегия” при финансовой поддержке фонда “Евразия” провел в Пушкинских Горах семинар “Эффективное управление некоммерческими организациями и социальное партнерство”. Его слушателями стали представители некоммерческих и благотворительных организаций Пскова: Фонда милосердия и здоровья, Детского фонда, Независимого социального женского центра, Союза женщин Псковщины, Службы социологической и маркетинговой информации, Фонда ЭКО, Союза предпринимателей и арендаторов России и других. Семинар был посвящен анализу проектов, выдвинутых на обсуждение участниками. Все проекты имели ярко выраженную социальную направленность. Среди них — “Сеть поддержки семей с детьми, больными сахарным диабетом”, “Организационное развитие и рационализация структуры благотворительной организации Фонд милосердия и здоровья”, “Женская газета в Псковской области”, “Ассоциация поддержки развития совместного предпринимательства “Псковская область и Латвия”, “Женский пресс-центр”, “Региональный центр поддержки некоммерческих организаций”, “Женщина — лидер НКО”. Региональным партнером по организации семинара центр “Стратегия” избрал также некоммерческую организацию Псковский Вольный университет [7].

 

Члены добровольной народной дружины в г. Пскове подвели итоги работы за минувший год. По данным статистики, в Пскове работает 113 народных дружин. Из них 12 охраняют безопасность дорожного движения, 5 предупреждают хищения на производстве, 2 борются с браконьерством. За минувший год дружинники выявили 54 уголовных преступления. При этом было задержано 110 мелких хулиганов и 95 пьяных дебоширов, выявлено 36 безнадзорных детей, призвали к порядку три тысячи пятьсот возмутителей спокойствия.

4.    протестная активность

17 февраля учителя, представители учреждений образования города, а также присоединившиеся к ним работники здравоохранения пришли к зданию областной администрации, чтобы высказать свои требования властям. Требования эти касались погашения задолженности по зарплате, отпускным, пособиям на детей и другим денежным выплатам. Постояв долгое время у Дома Советов и основательно замерзнув, пикетчики так и не дождались того, чтобы к ним вышли руководящие работники области. Тогда они направились к зданию городской администрации. Пикетчиков согласился принять мэр Пскова А.В.Прокофьев. Около двух часов продолжалась беседа, в которой принял участие и заместитель главы администрации И.Е.Калинин. График погашения задолженности начал выполняться [13].


47 учителей Плюсской школы подали заявления об увольнении. Детей учат, но не забирают заявления. Четыре школы в области объявили бессрочную забастовку. Учитель Моглинской средней школы Псковского района Генрих Григорьевич Заплатин объявил голодовку. Его требования: немедленно выдать зарплату по январь включительно всем учителям Псковского района (а впредь выплачивать ее своевременно), а также компенсировать им расходы на литературу и коммунальные услуги. Кроме того, в 1997 году осуществить капитальный ремонт Моглинской школы.

Источники

1.  Псковский областной комитет государственной статистики. Социально-экономическое положение Псковской области в 1996 году // Псковская правда. — 1997. — 5 февраля. — С.3.

2.  Ронин А. В городах и районах не хотят оставаться без денег // Новости Пскова. — 1997. — 1 марта. — С.1.

3.  Иванов А. Забыть о распрях // Новости Пскова. — 1997. — 1 февраля. — С.1.

4.  Ранишевский Д. Сколько говоришь — столько и платишь // Псковская правда. — 1997. — 1 февраля. — С.4.

5.  Замараева А. Новая национальная идея от “Женщин России” // Новости Пскова. — 1997. — 4 февраля. — С.1.

6.  Кустов Ю. Трезвый взгляд на “пьяные” и иные проблемы // Псковская правда. — 1997. — 5 февраля. — С.2.

7.  Шлосберг Л. Предлагает “Стратегия” // Новости Пскова. — 1997. — 6 февраля. — С.1.

8.  Вода, которую мы пьем // Псковская правда. — 1997. — 6 февраля. — С.1.

9.  Бубнов Г. Н. Заявление демократов — безнравственно // Псковская правда. — 1997. — 7-8 февраля. — С.3.

10. Алексеев Р. На этот раз безмолвствует власть // Новости Пскова. — 1997. — 8 февраля. — С.1.

11. Миронова У. Прокуратура наложила вето // Новости Пскова. — 1997. — 13 февраля. — С.1.

12. Кустов Ю. Сверху-то виднее, но зрелище — печальное // Псковская правда. — 1997. — 18 февраля. — С.1.

13. Алексеев Р. Пикеты бюджетников выдвигают требования // Новости Пскова. — 1997. — 19 февраля. — С.1.

14. Пресс-центр обкома КПРФ. Коммунисты Пскова накануне съезда партии // Новости Пскова. — 1997. — 20 февраля. — С.3.