Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новгородская область

андрей якурин

новгородская область

в феврале 1997 года

1.    Политический процесс

1.1.    Политический прогноз: взгляд из региона

11 февраля состоялся “круглый стол”, посвященный политическому прогнозу на 1997 год. Организаторами мероприятия выступили полномочный представитель Президента РФ по Новгородской области Михаил Дягилев и газета “Новгородские ведомости”. В работе приняли участие лидеры наиболее влиятельных в области политических движений и партий. Движение “Наш дом — Россия” представлял заместитель председателя Новгородской городской думы Сергей Бессонов, Союз местного самоуправления — Александр Васильев, Региональный центр прав человека — Анатолий Кузнецов, движение “Демократическая Россия” — Лариса Прохорова, КПРФ — секретарь областной организации Валерий Гайдым и секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Николай Биндюков, Союз реалистов — Надежда Лисицина, ЛДПР — Геннадий Игнатьев, объединение “ЯБЛОКО” — Андрей Якурин. В работе “круглого стола” приняли участие председатель Новгородской областной Думы Анатолий Бойцев и его заместитель Любовь Андреева.

В начале обсуждения собравшимся было предложено оценить перспективы развития политической ситуации в стране в целом и в области в частности. Практически все собравшиеся прогнозировали к концу 1997 года обострение политической ситуации. Лишь А.Васильев (СМС) считает, что 1997 год — год стабильности, так как не ожидается никаких выборов. Население, по его мнению, аполитично, привыкло к трудностям и не готово к бурным проявлениям недовольства. Власть научилась выигрывать выборы. По словам С.Бессонова (НДР), в 1997 году будет происходить снижение авторитета партий, так как будут преобладать местные интересы. Представители местных отделений всех партий будут маскироваться под независимых депутатов.

Ведущие “круглого стола” попросили лидеров политических организаций назвать 3 наиболее влиятельные силы в стране. По мнению С.Бессонова, таких сил в стране только две — Президент и его администрация. Л.Прохорова назвала НДР, КПРФ и “ЯБЛОКО”, А.Кузнецов — Президента, Госдуму и Совет Федерации. Н.Биндюков также говорил о двух силах, по его мнению это компрадорский и криминальный капитал с одной стороны и объединенная оппозиция с другой. А.Якурин в качестве первой силы назвал коррумпированный госаппарат. Вторая сила, по его мнению, это Совет Федерации и третья — политические партии и движения, которые все чаще выступают все более и более консолидированно по многим вопросам. По мнению А.Васильева, первая сила — партия власти, вторая — объединенная оппозиция во главе с КПРФ и третья — интеллигенция. “У меня сюда не вписались криминальные структуры, но, думаю, они с кем-нибудь объединятся” — сказал он.

Собравшиеся обсудили также работу нынешней областной Думы и попытались дать прогноз по качественному изменению ее состава после предстоящих осенью этого года выборов, в которых все политические организации намерены принять активное участие.

По мнению С.Бессонова, состав Думы изменится процентов на 70. Такого же мнения придерживаются и представители Союза реалистов, ДР, КПРФ, “ЯБЛОКА”. По мнению представителя последнего, многое будет зависеть от предвыборной кампании и от ее финансирования. Немногие из региональных организаций (за исключением партии власти) найдут местные источники финансирования, поэтому успех той или иной политической силы во многом будет зависеть от федеральной поддержки. Изменение же состава Думы во многом обусловлено новым законом (областным) о выборах депутатов этого органа представительной власти. Согласно принятому в первом чтении проекту закона, депутатами не могут быть государственные и муниципальные служащие всех уровней, а таких сейчас в Думе большинство.

На встрече было также уделено внимание проблеме явки на предстоящие выборы в областную Думу. По мнению Л.Прохоровой, “пока власть не научится исполнять законы, люди не будут ей верить и ходить на выборы”. А.Кузнецов предложил убрать планку явки, при превышении которой выборы будут считаться состоявшимися. Н.Биндюков отметил, что активность избирателей будет зависеть от многих факторов, одним из которых является привлекательность кандидатов — их честность, порядочность, профессионализм. Люди критично реагируют на соревнование денежных мешков, ныне избирателей зачастую просто покупают, и они отдают свои голоса тем, кто идет во власть из шкурных, корыстных побуждений. А.Якурин напомнил, что срыв выборов в областную Думу по восьми новгородским городским округам был обусловлен не только внутриобластными причинами. Проводимая в 1993 году политика дискредитации Верховного Совета РФ вылилась, в конце концов, в дискредитацию идеи представительной власти как таковой, породила у населения уверенность в ненужности такого института. Немаловажную роль в апатии избирателей сыграли и урезанные полномочия областной Думы, ее декоративность, превращение в малозначимый придаток администрации. Между тем, дальнейший опыт показал, что без плодотворной работы Думы исполнительная власть полноценно функционировать не в состоянии. В настоящее время происходит медленное восстановление баланса ветвей власти, но в глазах многих законодательные органы власти на региональном уровне являются просто ненужными. А.Якурин критически высказался против проведения различных мероприятий (бесплатных лотерей и т.д.), проводимых с целью привлечения избирателей на выборы, обосновав свое мнение тем, что избиратели прекрасно понимают, что за каждым таким мероприятием стоит определенная политическая сила. Избиратель должен идти на выборы голосовать, а не для того, чтобы получить телевизор или холодильник.

А.Васильев высказался о необходимости снижения планки обязательной явки избирателей для признания выборов состоявшимися.

При обсуждении работы нынешней администрации области С.Бессонов (НДР) заявил, что она работает идеально. С ним не согласились остальные участники встречи. Н.Лисицина отметила, что нынешняя администрация хотя и ведет диалог с политическими партиями и движениями, но завершения этого диалога нет, практического выхода — тоже. Существует отстранение общественности от реальных дел, все идеи остаются на уровне обсуждения. Л.Прохорова и А.Кузнецов подчеркнули, что нынешняя власть — закрыта, население зачастую не успевает узнать вовремя о принимаемых решениях. В.Гайдым упрекнул администрацию в проведении экспериментов над новгородцами (имелись в виду экономические и социальные экспериментальные программы, проводимые в настоящее время на территории области при поддержке Правительства РФ и ряда зарубежных организаций). Он потребовал, “чтобы Новгородская область перестала существовать для нашего правительства как полигон для обкатки всевозможных законов и постановлений, которые мы “успешно” на себе испытали”. С ним не согласился А.Якурин, заявивший, что без таких экспериментов мы обрекаем себя на стагнацию. Он отметил, что проведение в жизнь экспериментальных проектов по привлечению на территорию области отечественных и зарубежных инвестиций, создание местных оффшорных зон уже начало приносить свои плоды. Это мнение разделил и А.Васильев, подчеркнув, что в области стабильно выплачиваются пенсии, пособия и зарплаты, чего не скажешь о многих иных регионах. Однако он отметил, что все положительные начинания идут “в режиме сильного влияния чиновников”, а ими тормозятся почти все идеи, даже если их поддержал губернатор.

1.2.    Ведущие политические организации Новгородской области

1.2.1.    Новгородское отделение движения “Наш дом — Россия”

Новгородская организация создана весной 1995 года по инициативе “сверху”. В организацию вошли представители властных структур, крупные промышленники и предприниматели.

Руководитель областной организации — Александр Корсунов, мэр г.Новгорода.

Наиболее влиятельные члены организации — губернатор области Михаил Прусак, заместитель председателя Новгородской городской Думы Сергей Бессонов.

В областной Думе движение представляют 7 депутатов, в Новгородской городской — 3.

Финансирование организации осуществляется в основном за счет местных источников.

Результаты выборов:

Выборы в Госдуму в декабре 1995: 10,8% — область, 11,4% — Новгород.

Президентские выборы в 1996 году (кандидат Б.Ельцин)

1 тур: 36,1% — область, 34,6% — Новгород.

2 тур: 59,6% — область, 64,5% — Новгород.

1.2.2.    Новгородское областное отделение КПРФ

Имеет отделения во всех городах и районах области (22 городские и районные организации). Общая численность — более 1000 человек.

Секретарь областной организации КПРФ — Валерий Гайдым, до 1991 года — 1 секретарь Новгородского городского комитета КПСС.

Наиболее влиятельные члены организации — депутат Государственной думы, секретарь ЦК КПРФ Николай Биндюков, председатель комитета по экологии администрации Новгородской области Владимир Савин.

Финансирование осуществляется частично из центра, частично за счет членских взносов.

Результаты выборов:

Выборы в Госдуму в декабре 1993: 8,4%.

Выборы в Госдуму в декабре 1995: 19% — область, 17,8% — Новгород.

Президентские выборы в 1996 году (кандидат Г.Зюганов)

1 тур: 24,0% — область, 16,8% — Новгород.

2 тур: 34,2% — область, 27,1% — Новгород.

1.2.3.    Новгородское отделение ЛДПР

Образована 18 декабря 1993 года, первоначальный состав — 12 человек, принимавших участие в сборе подписей за партсписок осенью того же года (было собрано около 800 подписей). С 26 сентября 1994 года организацию возглавляет Александр Деманов. В настоящее время начитывает около 700 членов, имеет 12 отделений (по сообщению представителей организации).

Финансирование осуществляется из Центра. В феврале 1997 года за счет средств Центра организацией была куплена за 100 млн. рублей квартира под офис. В этом же месяце областная организация получила из центра несколько микроавтобусов, распределенных между районными отделениями.

В областной Думе организацию представляет 1 депутат.

Результаты выборов:

Выборы в Госдуму в декабре 1993: 26,8%.

Выборы в Госдуму в декабре 1995: 12,4% — область, 9,7% — Новгород.

Президентские выборы в 1996 году (кандидат В.Жириновский)

1 тур: 6,3% — область, 3,4% — Новгород.

1.2.4.    Новгородская территориальная организация общественного объединения “ЯБЛОКО”

Образована в мае 1995 года.

Руководитель организации — Андрей Якурин.

Наиболее влиятельные члены организации — заместитель главного врача областного центра медицинской профилактики и здоровья Борис Фишман, заместитель председателя комитета государственной службы администрации Новгородской области Алексей Костюков, заведующий отделом по делам молодежи администрации области Андрей Астафьев.

Местных источников финансирования организация не имеет. Во время федеральных предвыборных кампаний финансируется из центра.

В областной Думе организацию представляет 1 депутат.

Результаты выборов:

Выборы в Госдуму в декабре 1993: 6,8%.

Выборы в Госдуму в декабре 1995: 7,5% — область, 13,0% — Новгород.

Президентские выборы в 1996 году (кандидат Г.Явлинский)

1 тур: 11,1% — область, 18,4% — Новгород.

2.    Местное самоуправление

10 февраля в Новгород прибыл министр по делам национальностей и федеративным отношениям В.Михайлов и его заместитель А.Воронин. В ходе визита между министерством и администрацией Новгородской области был подписан договор о проведении на территории Новгородской области реформы местной власти, осуществляемой в рамках реализации второго этапа федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления. Договор предусматривает создание на территории области опорной зоны по отработке комплекса вопросов, связанных с формированием системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и в целом субъекта Федерации.

Гости высоко оценили новгородский опыт реформы системы местного самоуправления. По словам А.Воронина, “при формировании местного самоуправления в сегодняшнем его виде была досконально изучена история края, начиная с Новгородской республики, правильно определены приоритеты политики. Немаловажную роль сыграл и тот опыт, который был заложен чуть ли не на генном уровне. Пройдя через столетия, он нашел реальное воплощение в конце двадцатого века... Новгород — лучший образец местного самоуправления для русской территории. Именно поэтому его опыт должен стать всероссийским достоянием”.[1]

С целью дальнейшего развития местного самоуправления на основе принятого в 1996 году федерального Закона “О товариществах собственников жилья” (ТСЖ) в Новгороде проводится эксперимент по созданию кондоминиумов. В настоящее время в городе проживает около 245 тысяч жителей. В муниципальной собственности находится 1117 домов, что составляет 92% жилого фонда. В городе зарегистрировано 5 ТСЖ и 9 кондоминиумов. По мнению авторов проекта, переход на систему кондоминиумов позволит сократить дотации из бюджета на содержание жилого фонда. В настоящее время на базе научно-образовательного центра “Диалог” (руководитель А.Жуковский) проводится обучение будущих руководителей кондоминиумов. В 1997 году планируется обучить по 144-часовой программе 500-600 руководителей кондоминиумов [2].

Проведению “всеобщей кондоминиумизации” мешают невысокие темпы приватизации в городе Новгороде. В том числе и в целях ускорения этого процесса в Новгороде и Твери проводится эксперимент по налогообложению недвижимости. Согласно проекту федерального Закона “О проведении эксперимента по налогообложению в городах Новгороде и Твери”, учреждается единый налог на имущество как с физических, так и юридических лиц вместо действующих в настоящее время налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Закон предусматривает установление единой ставки налога на имущество для юридических и физических лиц и закрепление этого налога как источника доходов органов местного самоуправления. Предусматривается определение рыночной цены недвижимости для целей налогообложения. По заключению комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Госдумы, закон направлен на существенное упрощение существующего имущественного налогообложения. По данным глав администраций городов Новгорода и Твери, в случае замены трех действующих налогов одним снижения поступлений в бюджет не ожидается. Согласно статье 3 проекта закона, расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на время проведения эксперимента не изменяются.

Вместе с тем, некоторые эксперты скептически относятся к проведению этого эксперимента. Рынок жилья в городе практически отсутствует, сделки единичны, квартиры зачастую выкупаются приезжими с Севера по программе переселения и просто богатыми людьми. Определение рыночной цены по итогам этих сделок и использование ее в качестве расчетной в целях налогообложения может привести (и непременно приведет) к завышению ставки налога. Кроме того, эта мера, вероятно, приведет к удорожанию жилья на вторичном рынке. Сомневаются многие и в эффективности кондоминиумов — мало вероятно, что в городе, да еще среди безработных, найдется 600 эффективных руководителей, непривычна такая форма и для населения, привыкшего к государственному жилью и государственному регулированию тарифов.

3.    Протестная активность

19 февраля в Центре по размещению беженцев и вынужденных переселенцев начались волнения. Беженцы заняли помещение областной службы Миграции. На встречу с ними прибыли заместитель главы администрации области Н.Федорова и руководитель областной службы миграции А.Колодяжный. Переселенцы требовали выплаты пособий и предоставления жилья. В Центр были вызваны отряды ОМОНа, однако до столкновений не дошло. Н.Федорова отметила, что областные власти самостоятельно не могут решить всех проблем беженцев, и пообещала обратиться в правительство с просьбой о помощи, а также принять дополнительные меры со стороны обладминистрации. Волнения были локализованы, однако беженцы обещали возобновить пикетирование областных учреждений в случае невыполнения требований, а также перекрыть железнодорожную магистраль “Санкт-Петербург — Москва”.

Почти одновременно с волнениями беженцев состоялся митинг преподавателей и сотрудников Новгородского Университета им. Ярослава Мудрого. На митинге присутствовали губернатор Новгородской области М.Прусак и ректор университета В.Сорока. Они с пониманием отнеслись к претензиям преподавателей и сотрудников, жаловавшихся на низкую зарплату и систематические ее задержки. Вместе с тем, выступавшие не ограничились требованием повышения зарплаты и ликвидации задолженности, а выдвигали и политические требования к руководству страны. Губернатор и ректор в ответ на это покинули зал. Оставшиеся в зале митингующие приняли обращение к правительству и выразили готовность поддержать общероссийские акции протеста работников учреждений народного образования.

Источники

1. Маринина М. Идеи проверяются практикой // Новгород. – Новгород, 1997. – №6. – 13 февраля.

2. Соколов В. Выгоды совместного владения // Новгород. – Новгород, 1997. – №5. – 6 февраля.

2. Якурин А.В. Новгородская область в ноябре 1996 года // Политический мониторинг. – М.: ИГПИ, 1996. – №11 (58).