Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Николай Распопов

Нижегородская область

в феврале 1997 года

На ежегодном Всемирном экономическом форуме в Швейцарии губернатор Борис Немцов выступал на пленарном заседании. Политические лидеры регионального масштаба на подобных заседаниях выступают крайне редко. После нашего губернатора, например, делал доклад генеральный секретарь ООН.

Борису Немцову на пленарном заседании пришлось отвечать на вопрос: "Как можно проводить реформы в стране, в которой не платят зарплаты и пенсии?" Губернатор ответил: "То, что в России не платят зарплаты и пенсии, как раз и свидетельствует, что реформы не ведутся". В Давосе Немцов предложил те же пути выхода российской экономики из кризиса, которые не раз уже озвучивал перед нижегородской аудиторией: жилищно-коммунальная реформа, адресность социальной поддержки, гласный конкурс между банками на размещение бюджетных счетов и другие. Выступление губернатора диссонировало с речами членов официальной российской делегации. "Если даже ты находишься за границей, нужно говорить правду. Нашим же начальникам кажется, что если они за границей, то могут говорить что угодно",— заметил на пресс-конференции в Нижнем Новгороде Немцов. В Швейцарии губернатор провел ряд деловых встреч, на которых обсуждались возможности сотрудничества западных компаний с нижегородскими в области нефтепереработки, нефтехимии, энергетики.

Наиболее результативной была встреча Бориса Немцова с Джорджем Соросом. Фонд знаменитого миллиардера и областной бюджет внесут по 213 тысяч долларов каждый на поддержку наиболее квалифицированных нижегородских учителей. Также во время беседы с губернатором Джордж Сорос выписал чек на 50 тысяч долларов на подпитку фонда перспективных исследований в Нижнем Новгороде, существующего уже 2 года на базе ИПФ Российской Академии наук [1].

Необходимо констатировать, что доля Нижегородской области в объеме налоговых платежей субъектов Российской Федерации составляет 2,6% — это шестое место среди 12-ти субъектов РФ, обеспечивших более 60% налоговых платежей в бюджет в 1996 г.

Нижегородская область, являясь одним из кристаллизаторов реформ в России, переживает многие из трудностей, характерных и для других регионов России, но выходы из создавшегося положения региональные власти на Нижегородчине зачастую находят неординарные. Противоречивость социально-экономического положения Нижегородской области видна из итогов развития за 1996 г.

1.    Экономика

1.1.    Местный бюджет. Налоги

По данным областного департамента финансов доходы консолидированного бюджета области за 11 месяцев 1996 г. составили 5317,7 млрд. рублей при плане 7599,2 млрд. рублей, расходы — 5437,8 млрд. рублей при плане 8538,0 млрд. рублей.

В структуре доходов консолидированного бюджета удельный вес налоговых поступлений составил 81,1% (за 11 мес. 1995 г. — 84,2%). По-прежнему основная доля поступлений приходится на налог на прибыль — 19,2% от общей величины доходов(36,3% — за 11 мес. 1995г.). Доля налога на добавленную стоимость составляет 16,5% (11,3%), подоходного налога с физических лиц — 16% (15%), акцизов — 2,8% (2,9%), специального налога — 0,9% (1,7%).

По данным областной налоговой инспекции поступления налогов и других обязательных платежей за январь — ноябрь 1996 г. составили 8872,0 млрд. рублей, из которых 52,3% направлено в консолидированный бюджет области. Недоимки по платежам в бюджеты на 1.12.96 г. составили 4060,1 млрд. рублей.

Недопоступления в консолидированный бюджет области составили 1291,5 млрд. рублей, в том числе по налогу на прибыль — 282,8 млрд. рублей, по налогу на добавленную стоимость — 281,7 млрд. рублей, по налогу на имущество — 331,9 млрд. рублей.

Отсроченные платежи составили 1041,9 млрд. рублей, в том числе 388,6 млрд. рублей — в бюджет области. Из общей суммы 20,1% отсроченных платежей — по налогу на прибыль, 31,5% — по налогу на добавленную стоимость.

1.2.    Финансы предприятий и организаций

Прибыль, полученная за 11 месяцев 1996 г. предприятиями и организациями промышленности, транспорта и строительства, составила 3147,7 млрд. рублей.

По результатам 11 месяцев 1996 г. 337 предприятий получили убыток. Сумма убытка составила 823,5 млрд. рублей.

В промышленности убыточные предприятия составили 36,3%, в строительстве — 31,7%, на транспорте — 56,8 от общего количества предприятий отрасли.

По состоянию на 1 декабря 1996 г. общий объем дебиторской задолженности составил 32420,8 млрд. рублей, из него 518369 млрд. рублей(16%) — просроченная.

1.3.    Внешнеэкономические связи

В 1996 году предприятиями и организациями области, включая совместные, отправлено на экспорт продукции на сумму 920 млн. долларов, что на 21% меньше, чем в 1995 году.

Около 70% всего объема экспорта приходится на долю АО "ГАЗ", АО "ЛУКойл-Н.Новгород", АО "Волга" и АО "НОРСИ-ойл".

В области сохраняется положительное сальдо внешнеторгового оборота: объем экспортных поставок превысил объем импорта в 1,3 раза.

Около 77% составляют экспортные поставки в страны дальнего зарубежья, на долю стран СНГ приходится соответственно 23% экспорта.

Основные партнеры по внешней торговле — Латвия, Литва, Финляндия, Бельгия, Германия, Швейцария, Венгрия, Китай.

В номенклатуре экспортируемых товаров преобладают нефтепродукты, бумага газетная, грузовые и легковые автомобили, оборудование и механические приспособления.

1.4.    Приватизация предприятий

В 1996 году приватизировано 73 предприятия, от приватизации получено 9091,1 млн. рублей денежных средств. Общая стоимость приватизированного имущества за истекший период составила 10211,9 млн. рублей; из них на долю основных средств пришлось 28,8%. Среди предприятий, прошедших приватизацию в 1996 году, 90% составили предприятия с численностью до 200 человек.

В структуре приватизированных предприятий и объектов сохранилось преобладание предприятий и объектов, ранее находившихся в муниципальной собственности, а в отраслевой структуре приватизированного государственного и муниципального имущества приоритет принадлежит предприятиям розничной торговли, промышленности, строительства.

1.5.    Промышленность

В 1996 г. промышленными предприятиями (по полному кругу, включая малые, совместные предприятия и подсобную деятельность) произведено продукции в действующих ценах на сумму 33417,8 млрд. рублей. Физический объем производства этих предприятий составил 88,% к уровню 1995 года.

На 1 января 1997 года в области действовало 513 крупных и средних промышленных предприятий, из которых 326 имеют частную форму собственности, 126 — смешанную, 13 — общественных организаций, 9 — муниципальную, 39 — государственную. Объем продукции, выпущенной государственными предприятиями, составил лишь 3,9% от общего объема производства, частными предприятиями — 37,4%, предприятиями со смешанной формой собственности 57,7%.

Физический объем производства на крупных и средних предприятиях за 1996 год по сравнению с 1995 годом снизился на 11,7%.

Анализ производства важнейших видов промышленной продукции показал: из 201 вида, которые учитываются в срочной отчетности, в 1996 г. лишь по 36 позициям произошло увеличение производства, по 161 виду не удалось достичь уровня 1995 года, причем по 69 видам снижение составило более 50%.

Производство потребительских товаров сократилось по сравнению с 1995 годом на 6,8%, в том числе пищевых продуктов ( без стоимости алкогольных напитков) — на 4,1%. За 1996 год произведено вино-водочных изделий и пива на сумму 576 млрд. рублей, что к уровню 1995 года составляет 53,3%. Основная причина снижения объемов производства данной продукции — отсутствие сбыта.

Производство товаров легкой промышленности в 1996 году сократилось на 31,9% по сравнению с 1995 годом.

В течение всего года промышленные предприятия работали неритмично — более половины предприятий останавливали свое производство или работали в режиме сокращенного рабочего времени. Потери при этом составили 9292,5 тыс. человеко-дней. Главными причинами вынужденных остановок остаются трудности со сбытом продукции (52% всех потерь рабочего времени) и отсутствие материальных ресурсов (32%). Более половин всех потерь рабочего времени приходится на предприятия машиностроения и металлообработки (55,2%).

1.6.    Сельское хозяйство

По состоянию на 1 января 1997 года в Нижегородской области насчитывалось 788 с/х предприятий и 3625 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 1996 года в целом по области составила 1691 тыс. га, что на 25 тыс. га меньше уровня 1995 года. За последние 9 лет площадь посевов у сельхозпроизводителей всех форм собственности сократилась на 20%.

В 1996 году получено зерна (в весе после доработки) во всех категориях хозяйств 1354 тыс. тонн, что на 44% больше, чем в 1995 году, но на 10% меньше среднегодовых сборов 1991-1995 гг.

Увеличение валового сбора зерна по сравнению с 1995 годом произошло исключительно за счет роста урожайности с 10,9 центнера с га до 15,9 центнера (в весе после доработки).

Основными производителями зерна в области (97%), сахарной свеклы (96%), льноволокна (100%) являются сельскохозяйственные предприятия. На долю личных подсобных хозяйств приходится 84% получаемого в области картофеля, 79% — овощей, почти половина производимого всеми категориями хозяйств области мяса и молока.

Объем продукции, производимой фермерами, остается незначительным. В 1996 году их удельный вес в производстве зерна в весе после доработки составил около 3%, картофеля, овощей, мяса и молока — менее 1%.

1.7.    Капитальное строительство

За январь-декабрь 1996 года предприятиями и организациями всех форм собственности (включая малые и совместные предприятия) за счет всех источников финансирования введено в действие основных фондов на сумму 6445,3 млрд. рублей, из них 4656,2 — производственного назначения (72% от общего объема).

Для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и членов их семей построено и приобретено 142 квартиры общей площадью 8451 кв. метр, использовано за счет всех источников 3261 млрд. рублей капитальных вложений. Основная часть (97%) подрядных работ выполнена организациями негосударственного сектора, из них организациями частной формы собственности — 64 и смешанной — 34% [2].

1.8.    Экономические трудности отдельных городов и предприятий региона

Недавно одна из российских газет назвала Дзержинск Нижегородской области городом-смертью. По мнению мэра города А.Н.Романова, Дзержинску больше подходит определение города-вулкана, в недрах которого на грани взрыва кипят кризисы самого разного толка — экологический, экономический, социальный. Все они стремительно идут к слиянию. Когда они сольются, и вулкан прорвет, Чернобыль покажется детской игрой.

Есть длинный перечень опасностей и, прежде всего, износившееся до крайней степени оборудование ряда химических заводов — реакторы, трубопроводы, где продолжают изготовляться сильнодействующие ядовитые вещества: синильная кислота, фосген, хлор и др. Это свалка химотходов, где под открытым небом и в естественных условиях "производятся" диоксины. Это, наконец, карст, на котором стоит Дзержинск. В 1992 г. провалился под землю целый цех завода "Химмаш". Воронка была 25 метров глубиной. И к счастью, что провал пришелся не на территорию товарно-сырьевой базы соседнего завода "Капролактам", где хранятся изотермики с окисью этилена, при изменении условий хранения которых может произойти взрыв, подобный взрыву вакуумной бомбы с выбросом большой дозы канцерогенов. Проектанты допустили огромную ошибку, предложив построить крупнейший центр химической промышленности СССР над карстами, которые пребывают в постоянном движении. Есть еще глубинные скважины, куда десятилетиями сливаются отходы некоторых производств, которые нельзя держать на поверхности. Никто не знает, когда они "сработают" и во что это выльется.

Власти региона и города работают над предупреждением возможной катастрофы — создана специальная программа. Правда, для ее реализации необходимо включить Дзержинск в список городов с чрезвычайной ситуацией, что пока, к сожалению, не удается.

В Дзержинске один из самых крутых в стране спадов производства более сорока процентов к уровню прошлого года. Есть предприятия, работающие на 30, 20 и даже 10% от былых нагрузок. Объективные причины известны, одна из них — разрыв межпроизводственных связей, который в химии особенно ощутим. Наиболее горячей точкой, от которой можно ждать какого угодно взрыва — от социального до химического, стало акционерное общество "Корунд", где назрел конфликт трудового коллектива с президентом финансово-промышленной группы "Русхим" Ириной Ермаковой. Грамотные действия стачкома и профкома предприятия с трудом удерживают трудовой коллектив от крайних действий. Вскрылась технология умышленного разорения "Корунда" людьми, поставленными к его руководству. Через торговый дом "Русхима" продукция комбината продается ниже себестоимости, но и эти средства не возвращаются ему месяцами, а крутятся в столичных банках, куда Ермакова перевела его счета. Комбинат работает, продукция реализуется, а денег нет. Долги: 90 млрд. рублей — Нижновэнерго, 31 млрд. рублей — Пенсионному фонду, 40 миллиардов — бюджету, 27 миллиардов — по зарплате. Государственный пакет акций дан госпоже Ермаковой в доверительное управление на три года, официально она не заплатила за него ни копейки. Через фирмы "Динамика" и "Химтрастконсалтинг" — последняя также принадлежит Ермаковой — она приобрела и пакет, выставленный на инвестиционный конкурс, получив в сумме решающий голос в делах "Корунда". Деньги, 26 млн. долларов, которые по условиям конкурса должна была инвестировать в производство, положила на депозитные счета "РАТОбанка", заблокировав их для дзержинцев. Отобрать госпакет можно только через федеральные органы. Мэр Дзержинска А.Н.Романов вместе с губернатором Б.Е.Немцовым неоднократно безуспешно стучались в их двери [3].

В конце февраля губернатор Нижегородской области Б.Е.Немцов и председатель Законодательного собрания А.А.Козерадский подписали обращение в адрес Президента РФ Б.Н.Ельцина и Председателя Правительства В.С.Черномырдина по поводу вышеописанной ситуации, где, в частности говорится: "... в целях недопущения возможного негативного развития событий считаем необходимым просить вас о принятии экстренных мер по прекращению предоставленных ФПГ "Русхим" полномочий на доверительное управление находящимся в госсобственности пакетами акций АО "Корунд" и АО "Оргстекло" и расторжению договоров по инвестиционным органам федерального управления" [4].

1.9.    Привлечение инвестиций

25 февраля 1997 г. губернатор Нижегородской области Б.Е.Немцов вылетел в США в штат Колорадо для участия в официальной церемонии по присуждению области мирового кредитного рейтинга, который определили два известных в мире рейтинговых агентства Standart and Poors и Moodys, которые существуют уже более 100 лет. Нижегородская область стала первым регионом в России, который не испугался показать свое финансовое положение рейтинговым агентствам, и была вознаграждена. Наш рейтинг такой же как рейтинг России (хотя обычно рейтинги регионов бывают ниже), и выше, чем рейтинги Румынии, Турции. Теперь у региона появляется возможность брать деньги в кредит под довольно низкий процент — около 9-9,5% — у коммерческих зарубежных банков. И даже у российских банков под более низкие, чем обычно проценты. Главное состоит в том, что открываются большие перспективы для инвестиций.

Человеку, живущему в любой точке мира и желающему вложить инвестиции в нашу область, теперь нет необходимости нанимать экспертов. Достаточно будет посмотреть в рейтинговую книгу, чтобы убедиться в том, что можно безбоязненно вкладывать сюда деньги. Фактически это получение знака качества. Это крайне важно для региона в плане привлечения денег для наших предприятий, для решения социальных проблем, для развития инфраструктуры. В Америке у губернатора была встреча с представителями 80-ти инвестиционных фондов, которые с чувством легкого возбуждения восприняли весть, что в России есть регион, где определяется кредитный рейтинг [5].

Как известно, администрация области впрямую связывает рейтинг с планируемым выпуском еврооблигаций. Деньги ожидаются нешуточные — от 70 до 100 миллионов долларов. Но возникли осложнения. Во всяком случае проект постановления правительства РФ, подписанный вице-премьером В.Потаниным, заставляет поверить в то, что Москва всеми силами пытается лишить регионы возможности выпуска этих облигаций. Проект постановления пестрит частоколом налогов, к примеру, 0,8% (то есть около 800 тысяч долларов) регион должен заплатить только за регистрацию. Плюс к этому Москва надеется получать 15% в федеральный бюджет от прибыли по этим облигациям. Надо отметить, что по предварительной договоренности между губернатором и вице-премьером эти цифры (0,8% и 15%) в проект решено было не вносить. Почему же на пути региональных облигаций ставятся такие преграды? Сегодня кроме нижегородцев на рынок евробондов прорываются москвичи, петербуржцы и алтайцы. Во-первых, регионы становятся конкурентами России в целом, так как могут быть наиболее привлекательны для зарубежных эмиссий; во-вторых, в Минфине РФ, видимо, боятся, что сумма эмиссий пополнит внешний долг России, хотя на фоне этого долга 100 миллионов долларов выглядят каплей в море. В-третьих, четкой законодательной базы на этот счет нет в России. Отсюда, "увязки" под существующую [6,7].

2.    Социальная сфера

2.1.    Демографическая обстановка

На начало 1996 г. в Нижегородской области проживало 3726,4 тыс. человек населения, в том числе 2903,6 (77,9%) — в городской и 822,8 тысячи (22,1%) — в сельской местности. В г.Н.Новгороде проживало 1375,5 тысячи человек.

За прошедший 1996 г. в области было зарегистрировано 28695 родившихся и 59698 умерших. Естественная убыль составила 31003 человека.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число родившихся снизилось на 4,5%, а число умерших — на 8,6%. Естественная убыль также снизилась на 15,4%.

На каждую тысячу жителей области пришлось 7,7 рождений и 16,1 смертей. В прошлом году было соответственно 7,8 и 16,27

Несмотря на некоторое снижение уровня смертности населения, демографическая обстановка в области продолжает оставаться крайне напряженной.

Из общего числа умерших 30053 человека — мужчины (50,3%) и 29645 — женщины (49,7%). Более четверти всех умерших (25,4%) были в трудоспособном возрасте, причем у мужчин соответственно 42,3, а у женщин 8,4%.

Основными причинами смертности населения области являются болезни системы кровообращения (59,2% всех умерших), онкологические заболевания (13,8%), болезни органов дыхания (4,7%) и органов пищеварения (2,5%), инфекционные и паразитарные болезни (1,2%).

Высокой остается смертность от внешних причин, то есть от различных травм, отравлений, убийств и самоубийств. Всего по этим причинам погибло 6954 человека (11,7%).

За прошедший год в области было заключено 21068 и расторгнуто 12333 брака. На 100 браков в области пришлось 58,5 развода. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число браков сократилось на 17,1, разводов — на 14,5%.

На демографическую ситуацию в области продолжают активно влиять миграционные процессы: в обмене населением с другими территориями страны и ближнего зарубежья наша область имеет устойчивую миграционную прибыль. В целом за прошедший год миграционный прирост по области составил 15,5 тысяч человек (снижение на 30,2% против 1995 г.), что позволило на 50% компенсировать потери от естественной убыли населения. По данным областной службы миграции, на конец года статус беженцев или вынужденных переселенцев имели 5094 мигранта, из них 135 человек прибыли из Чечни, в составе которых русских — 121 человек, чеченцев — 8 человек.

По расчетам облкомстата, ожидаемая численность населения на начало текущего, 1997 года составляет 3707,9 тыс. человек.

Нынешний год знаменателен 100-летним юбилеем первой всеобщей переписи населения в России. Сто лет назад в Нижегородской губернии проживало 1600,3 тыс. человек, в том числе в губернском центре г. Н.Новгороде — чуть менее 90 тысяч человек.

2.2.    Денежные доходы и расходы населения

В 1996 году объем денежных доходов населения составил 22836,7 млрд. рублей и возрос по сравнению с 1995 годом в 1,4 раза.

В 1996 году в расчете на одного жителя области среднемесячный доход составил 510,7 тыс. рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы (за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен) в декабре 1996 года снизились по сравнению с декабрем 1995 года на 10,6%. По сравнению с ноябрем уровень реальных доходов увеличился на 29%.

Денежные расходы в 1996 году возросли по сравнению с прошлым годом в 1,6 раза и составили 20718,1 млрд. рублей.

В 1996 году потребительские расходы сложились в размере 14818,3 млрд. рублей и в расчете на душу населения в среднем за месяц составили 331,4 тыс. рублей.

2.3.    Структура денежных доходов и расходов

Трансформация структуры денежных доходов населения определяется в основном изменением удельного веса оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности в их общем объеме. В последние годы в структуре денежных доходов наблюдается увеличение доли доходов от предпринимательской деятельности при адекватном снижении удельного веса оплаты труда работающих по найму. Особенно это характерно для сельского населения, где доля доходов от предпринимательской деятельности составила 35,6% (против 29,1% оплаты труда).

В доходах семей, проживающих в сельской местности, существенную роль играют поступления от личного подсобного хозяйства, удельный вес которых составил 7,5% в денежном доходе.

Перераспределение общего объема денежных доходов по различным группам населения складывается в пользу высокодоходных групп. Так, 20%-ная группа беднейшего населения располагает лишь 5,7% денежного дохода населения области, в то время, как у равной ей по численности 20%-ной группы наиболее обеспеченного населения сосредоточено 45,6% денежного дохода.

При снижении доли расходов на питание (51,2% против 54,2% в 1995 году) сократилось и среднедушевое потребление продуктов питания. По сравнению с декабрем 1995 года сократилось потребление хлебных продуктов на 7,6%, молока и молочных продуктов — на 11,6%, яиц — на 8,3%.

Основная доля расходов на покупку непродовольственных товаров приходится на приобретение товаров первой необходимости: одежды, тканей, обуви (52,8%). Приобретение дорогой телерадиоаппаратуры, транспортных средств, мебели могут позволить себе лишь немногие семьи, о чем свидетельствует незначительная их доля в расходах на покупку непродовольственных товаров.

Анализ материалов бюджетного обследования свидетельствует о том, что жизненный уровень основной массы населения области продолжает оставаться низким.

2.4.    Заработная плата

В январе-декабре 1996 года среднемесячная заработная плата работающих сложилась в размере 631,32 тыс. рублей и превысила соответствующий показатель 1995 года в 1,5 раза.

В декабре 1996 года на оплату труда в среднем на одного работника было начислено 789,5 тысяч рублей, что в 1,3 раза больше, чем в декабре 1995 года. Уровень среднемесячной заработной платы, сложившийся в декабре 1996 года, в 2,3 раза превысил размер прожиточного минимума работающих в области.

2.5.    Пенсионное обеспечение

Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат) в декабре 1996 года составил 287,2 тысячи рублей, что по отношению к величине прожиточного минимума пенсионера составляет 142%, по отношению к средней заработной плате работающих — 43,8%. В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат) в декабре 1996 года остался на уровне декабря 1995 года.

2.6.    Вклады населения

На 1 января 1997 года в сберегательные банки области поступило средств по вкладам 998,4 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года средств по вкладам привлечено больше на 196,3 млрд. рублей, облигаций Российского займа 1992 г. продано больше на 131 млн. рублей. Вклады населения составили на 1 января 1997 года 2432 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем на эту же дату 1995 года. остаток вкладов на душу населения в декабре 1996 года составил 651,6 тыс. рублей (для справки — на 1.01.96 г. — 347,5 тыс. рублей). С начала года реализовано сертификатов Российской Федерации на 79,1 млрд. рублей, облигаций — на 590 млн. рублей [2].

2.7.    Региональная социальная политика

18 февраля вопрос о мерах, принимаемых администрацией области по погашению задолженности по зарплате и детским пособиям, стоял первым в повестке дня Законодательного собрания. Борис Немцов назвал ситуацию тяжелейшей. В среднем по области задолженность приближается к двухмесячной (280 млрд. рублей). Однако, в Пильне не получают зарплату 5 месяцев, в Дзержинске, Чкаловске, Княгинине и Сеченове — четыре. Ничего не должны бюджетникам лишь в Кстове, минимальные долги — на Бору, в Выксе, чуть больше — в Нижнем Новгороде. Администрация пытается получить с предприятий налоги, однако эффективность этих попыток невелика. С помощью ВЧК за все время удалось получить не более 20 млрд. рублей "живых" денег, остальное — взаимозачеты. Арестованное у должников имущество на 100 млрд. рублей смогли продать лишь на 7 миллиардов. Чтобы в казну потекли деньги от промышленных предприятий, они должны начать эффективно работать. С этой целью руководство области приняло решение направлять дешевую электроэнергию с Горьковской ГЭС исключительно в промышленность. С целью снижения энерготарифов проводятся меры и по демонополизации энергетического рынка. Губернатор говорил о необходимости жилищной реформы, он обещал пока не повышать тарифов для населения по оплате жилья, а заняться оптимизацией расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, поглощающее за год 1300 млрд. рублей. Это единственная отрасль, куда идут огромные государственные дотации и где нет никакой конкуренции. Однако все эти меры если и окажутся эффективными, принесут деньги в бюджет региона лишь спустя определенное время. Поэтому администрация намерена взять кредит у Сбербанка РФ под 10% годовых. Кроме того, администрация проводит конкурс среди коммерческих банков на право предоставить ей кредит и позаимствовать у них всего около 100 млрд. рублей [8].

16 февраля войдет в историю райцентра Вача пуском больничного комплекса, построенного за 4 зимних месяца акционерным обществом "Уренгойстроймонтаж". Это стало возможным после того, как маэстро Мстислав Ростропович решил взять шефство над строительством этой больницы, когда побывал здесь в августе прошлого года. Организованный им и Галиной Вишневской фонд, аккумулировав в себе пожертвования крупных спонсоров (НБД-банк, Нижновэнерго, СТАФФ и др.), вложил 4 млрд. рублей в строительство больницы. Кроме того, фонд закупил в США и доставил в Вачу современное медицинское оборудование. Областная администрация выделила на это строительство 4 млрд. рублей. Торжественное открытие запомнится небывалым многолюдьем собравшихся, приездом именитых гостей: Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, губернатора Бориса Немцова, группы нижегородских и американских бизнесменов-меценатов. "Дальнейшее развитие больницы ложится на плечи районной администрации," — заявил на митинге губернатор и добавил, что очередными объектами, которые будут находиться под патронажем областной администрации и будут пущены в первую очередь, станут больница в Шаранге и областная библиотека [9,10].

3.    Политика

3.1.    Власть в оценках электората

Оценки населением Нижнего Новгорода деятельности федеральной и местной власти остаются весьма устойчивыми и мало меняются в последние годы. Эти оценки заключаются в том, что население в массе своей недовольно деятельностью федеральной власти и весьма снисходительно оценивает работу местной исполнительной власти. Деятельность представительной власти мало интересует нижегородцев.

Таблица 1

Доверие нижегородцев политикам, %

 

26.11.95

1.06.96

22.11.96

Политики

Доверяют

Не доверяют

Доверяют

Не доверяют

Доверяют

Не доверяют

Ельцин

17

62

25

47

22

56

Черномырдин

23

47

23

38

30

42

Зюганов

17

47

26

42

21

53

Жириновский

 4

81

10

63

 7

75

Лебедь

28

25

28

25

49

22

 

Отношение нижегородцев к Б.Немцову в течение последних лет остается доброжелательным и весьма стабильным. Незначительны колебания его рейтинга [11].


Таблица 2

 

Доверяют

Не доверяют

Ноябрь 1994 г.

54%

23%

Ноябрь 1995 г.

63%

20%

Ноябрь 1996 г.

58%

26%

Таблица 3

Изменение доверия нижегородцев к Б.Ельцину и Б.Немцову
в 1992-1997 гг. (в%)
 [12]

 

Б. Ельцин

Б. Немцов

Дата опроса

Доверяют

Не доверяют

Доверяют

Не доверяют

Февраль 1992 г.

59

18

39

24

Январь 1993 г.

27

48

47

25

Март 1994 г.

26

49

36

29

Январь 1995 г.

15

61

55

17

Декабрь 1995 г.

13

59

60

23

Июнь 1996 г.

26

44

56

18

Ноябрь 1996 г.

22

56

58

26

Январь 1997 г.

16

57

53

19

3.2.    Деятельность областного Законодательного собрания

С апреля 1994 года Законодательное собрание Нижегородской области около 20 раз выходило с законодательными инициативами в парламент. Половина из них была учтена Государственной думой при разработке и внесении изменений в ряд законов ("Об оружии", "О ветеранах", "О государственной пошлине", "О занятости населения в РФ" и др.). Сейчас в Государственной думе находится подготовленный нижегородцами (приоритет ту за губернатором области) проект федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Около 30-ти субъектов Федерации дали по этому проекту положительные отзывы. Причиной этой законодательной инициативы стала, во-первых, необходимость принудить декларировать свои доходы граждан, умеющих много зарабатывать; во-вторых, для того, чтобы иметь возможность проконтролировать истоки роскошной жизни людей (в том числе и чиновников), официально не имеющих высоких зарплат; в-третьих, этот закон в какой-то мере позволит выявить и криминальные элементы, добывающие деньги преступным путем [13].

3.3.    Местное самоуправление

14 февраля мэр Нижнего Новгорода И.Скляров вернулся из Москвы, где проходил собеседование с первым заместителем руководителя администрации Президента РФ М.Бойко. Встреча имела плановый характер: подобные беседы по вопросам местного самоуправления в Московском Кремле проходят каждую среду. Однако то, что разговор длился как никогда долго — около двух часов, говорит о том, что к отчету и предложениям Нижегородского мэра в администрации отнеслись с вниманием. И.Скляров кроме большого доклада, привез в Москву 12 предложений в адрес правительства, касающихся стабилизации экономики, реализации Закона о местном самоуправлении, задач социального развития. Нижегородский мэр сделал несколько достаточно решительных заявлений на пресс-конференции по приезде: "До тех пор, пока правительство не найдет возможности решения вопроса о снижении тарифов на энергоносители и приостановке их повышений, никакого разговора о стабилизации экономики не может быть и не будет". После разговора в Москве на оперативке в мэрии И.Скляров объявил подчиненным: "Впредь ни одного поручения из Москвы и области принимать к исполнению не будем, если на это не поступит подкрепления финансами." Остро поставил мэр вопрос об упорядочении лицензирования, идущего из Москвы, назвав его "малой интервенцией". Администрация Президента одобрила опыт нижегородцев в части экономии средств, расселения ветхого фонда, транспортного займа, сертификатов на жилье для военных, телефонизации нижегородских семей, борьбы с правонарушениями, программы "Чистая вода" и др. [14].

3.4.    Политические партии и организации

22 февраля в Нижнем Новгороде по инициативе Республиканской партии РФ прошла межрегиональная конференция демократических и центристских сил, посвященная первичным выборам. Нижегородская конференция стала первой в ряду мероприятий по пропаганде первичных выборов. На нее приехали свыше 40 участников из 9-ти регионов РФ — Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Владимира, Рязани, Белгорода, Иванова, Воронежа, Москвы, Московской области. Спектр участников — от Демократического Выбора России Е.Гайдара до Демократической партии России С.Глазьева. ОО "ЯБЛОКО" представлял на конференции депутат Госдумы И.Грачев. Выступивший перед участниками конференции губернатор Б.Немцов считает идею первичных выборов беспроигрышной. Она как на рентгене высвечивает подлинные намерения претендентов на высокие должности. Если кандидат соглашается участвовать в первичных выборах, он думает о судьбах страны. Если нет, значит, личные амбиции для него выше. Как подчеркнул в своем докладе лидер Республиканской партии РФ депутат Госдумы В.Лысенко, "праймериз", широко распространенные на всех уровнях в США, уже перестали быть чисто западным мероприятием. В прошлом году они были успешно проведены в Болгарии перед выборами президента. В результате первичных выборов единым кандидатом от демократических сил был назван не тогдашний президент Ж.Желев, а новый лидер П.Стоянов, который был избран через несколько месяцев президентом. В России перед президентскими выборами 1996 г. были предприняты 2 попытки проведения "праймериз". Республиканская партия организовала пробное голосование в Северо-Восточном округе Москвы, а Нижегородский клуб "Гражданская инициатива" провел "Большой опрос" в нашей области. Результаты этих мероприятий с точностью до трех процентов совпали с итогами выборов на соответствующих территориях. Однако, по мнению одного из инициаторов "Большого опроса" В.Окмянского, совпадение результатов первичных и настоящих выборов не должно быть критерием их эффективности. Когда первичные выборы проводятся за несколько месяцев до официальных, совпадения быть не может. Зато в ходе первичных выборов демократы могут попытаться найти общий язык и общую платформу, а главное, определиться с наиболее перспективными лидерами. Но технология первичных выборов одинаково применима для левых, правых и "центристских" политических сил. Поэтому неудивительно, что, по словам В.Лысенко, ею уже интересуются коммунисты. На конференции при участии нижегородских политологов состоялся заинтересованный разговор о проблемах объединения демократических и центристских сил и технологии "праймериз". Создан межрегиональный организационный комитет по проведению "праймериз" и принято Обращение к демократическим и центристским партиям России [15].

Источники

1. Гамзаева С. Сорос выписал чек, не отходя от Немцова // Перекресток России (нижегородское приложение к газете "Комсомольская правда”. — 1997 — 14-21 февраля. — №28). — 1997. — 14 февраля. — №5.

2. Социально-экономическое положение Нижегородской области в 1996 г.(сообщение Нижегородского областного комитета государственной статистики) // Нижегордские Новости). — 1997. — 14 февраля. — №29.

3. Ионов В. Разговор на краю вулкана // Биржа. — 1997.— 21 февраля. — №7.

4. Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину, Председателю Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдину // Нижегородские Новости. — 1997. — 26 февраля. — №37.

5. Рязанов Н. Еще шажок — и мы будем вне зоны инвестиционного риска // Нижегородские новости. — 1997. — 25 февраля. — №36.

6. Урусова В. Как не пустить регион к евробондам // Нижегородские новости. — 1997. — 19 февраля. — №32.

7. Ленская Л. Едва зародившимся евробондам уже сделали аборт // Дело. — 1997. — 21-27 февраля. — №8.

8. Гамзаева С. Как отдать заработанное // Перекресток России (нижегородское приложение к газете "Комсомольская правда". — 1997. — 21-28 февраля. — №33). — 1997. — 21 февраля. — №6.

9. Языков А. На Вачу пришел праздник // Биржа. — 1997. — 21 февраля. — №7.

10. Гамзаева С. Каша из топора // Перекресток России (нижегородское приложение к газете "Комсомольская правда". — 1997. — 21-28 февраля. — №33). — 1997. — 21 февраля. — №6.

11. Отношение нижегородцев к власти. Обзор, подготовленный научно-исследовательским социологическим центром НИСОЦ // Биржа. — 1997. — 7 февраля. — №5.

12. О лидерах местной и федеральной власти. Обзор, подготовленный научно-исследовательским социологическим центром НИСОЦ // Биржа. — 1997. — 28 февраля. — №8.

13. Рязанов Н. Подводная часть айсберга // Нижегородские новости. — 1997. — 25 февраля. — №36.

14. Чеботарева В. Нижегородского мэра слушали с вниманием // Нижегородские новости. — 1997. — 18 февраля. — №31.

15. Капустин М. Поиск основы для объединения // Нижегородские новости. — 1997. — 26 февраля. — №37.