Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Московская область

Е. Р.,

М. С.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1997 года

1.    Органы власти

1.1.    Московская областная Дума

В феврале достиг своего пика очередной вялотекущий конфликт между органами власти Москвы и Московской области из-за создания Центральной топливной компании. Интрига здесь закручена вокруг АО “Моснефтепродукт”, компании, владеющей 16 нефтебазами в области и только двумя — в Москве, а также сетью АЗС, расположенных исключительно в области. Январский указ Президента о создании Центральной топливной компании передал остающиеся в государственной собственности 38% акций “Моснефтепродукта” в собственность города Москвы, проигнорировав очевидные интересы области. Областная Дума приняла постановление “О передаче г. Москве пакета акций акционерного общества “Моснефтепродукт”, находящегося в государственной собственности”. Постановление “просит” Президента Российской Федерации отменить свой Указ “О центральной топливной кампании”, “предлагает” правительству Российской Федерации вернуться к рассмотрению вопроса об управлении пакетом акций и учесть при этом интересы Московской области [3]. Между тем к концу месяца губернатор, судя по всему, договорился об “учете интересов” области — в состав оргкомитета по формированию компании был включен министр областной администрации Савинов (до сей поры лоббировавший интересы “Моснефтепродукта”) и администрация стала “спускать на тормозах” это дело, несмотря на поручение Мособлдумы.

Думой был принят в целом разработанный правительством закон “О московском областном облигационном займе на 1997 год”. Правительством области заем рассматривается в качестве одной из мер, которая должна снизить напряженность с финансированием бюджетной сферы. В условиях, когда в области в январе доходная часть бюджета была выполнена лишь наполовину, это является насущной необходимостью. Тем не менее, и депутаты, и правительство продолжают оставаться неисправимыми оптимистами: в соответствии с принятым законом, заемные средства помимо покрытия долгов бюджетной сфере можно будет направлять на инвестиционные проекты и развитие социальной инфраструктуры. Заем планируется проводить через областной “Уникомбанк”. По мнению, существующему в правительстве, заем реализуем, поскольку “Московская область по привлекательности для инвесторов стабильно занимает второе — после Свердловской — место в стране” [12]. Облигации планируется выпускать по принципу “финансовой пирамиды”: по частям, причем каждый последующий должен будет погасить обязательства по предыдущему [2,10].

Подмосковное правительство возлагает большие надежды на этот заем. С одной стороны, считается, что заем позволит решить проблему острой нехватки бюджетных средств и снизить расходы по обслуживанию областного долга. В соответствии с находящимся в феврале на рассмотрении проекте “О долге Московской области”, долг области не должен превышать 20% ее бюджета. С другой стороны, во время недавнего визита делегации Московской области во главе с первым вице-главой администрации В.Власовым в Бомбей (штат Махараштра) с индийской компанией “Подар Холдингз Лимитид” было заключено соглашение, предусматривающее размещение на индийском рынке вышеупомянутого займа, содействие компании в поиске средств для предоставления досрочного межбанковского кредита “Уникомбанку”. В ближайшее время планируется открыть представительство Московской области в Бомбее и подписать Договор о взаимном сотрудничестве между двумя регионами [11].

На рассмотрении в Московской областной Думе находится проект закона “О бюджетных правах местного самоуправления”, который должен регулировать отношения, возникающие при формировании, утверждении, расходовании и контроле средств местного самоуправления. Напомним, что федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления” прошел лишь первое чтение в Думе. Законопроект готовился группой депутатов, сформированной из представителей всех комитетов, за исключением бюджетного. Инициатором закона считает себя Сергей Тараненко. Разработчики считают, что закон позволит формировать местный бюджет исходя из принципа минимальной бюджетной обеспеченности, а не простым расчетным путем. Муниципальные образования получают права по закреплению налогов [6].

Московской областной Думой были приняты:

— закон “О порядке осуществления права законодательной инициативы советами депутатов муниципальных образований Московской области”;

— за основу закон “Об административной ответственности за правонарушения в области строительства и градостроительства на территории Московской области”;

— закон “О природных парках Московской области”;

— постановление о поддержке инициативы Ярославской областной Думы по внесению изменений и дополнений в статью 37 Жилищного кодекса для перевода больных активной формой туберкулеза в категорию внеочередников по получению жилья

Депутаты также решили внести в порядке законодательной инициативы в Государственную думу проект закона “О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”. Проектом предлагается предоставлять льготы по уплате земельного налога для государственных учреждений.

1.2.    Губернатор и правительство

13 февраля посетители здания областной администрации на Старой площади могли наблюдать странную картину: вместо привычных “Волг” автостоянка была заполнена “Жигулями” и иномарками, а при входе в здание выяснялось, что отключены лифты. Таким образом, до администрации добрался кризис неплатежей: ввиду большой задолженности автобазе и лифторемонтной службе (обе находятся в ведении не области, а Москвы) в обслуживании было отказано. Первый вице-глава Власов, например, добрался до работы на машине “Уникомбанка”. Пикантность ситуации придавало то, что в этот день планировалось заседание областного правительства, посвященное проблемам сельского хозяйства, с участием вице-премьера правительства России А.Заверюхи. Но в последний момент и у Заверюхи, и у Тяжлова нашлись более важные дела, а потому им не пришлось пешком подниматься в зал заседаний на 5 этаж. Усилиями первого вице-главы Семаева деньги все-таки нашли, и на следующий день транспорт (и автомашины, и лифты) заработал. Так что празднование дня рождения управделами администрации Сотникова, состоявшееся несколькими днями позже и прошедшее с большим размахом на 23-м этаже гостиницы “Россия”, было омрачено только этим уже разрешенным казусом.

13 февраля состоялось также первое заседание образованного губернатором Координационного совета по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (проводил его первый вице-глава Семаев). Примечательно, что распоряжение губернатора о создании этого Совета датировано 28 февраля, то есть первое заседание было как бы “на общественных началах”. Интересно также, что ФСБ на этом заседании представлял начальник Управления по Москве и области Трофимов, отправленный в отставку несколькими днями позже; в утвержденном списке членов Совета его фамилии уже не было.

11 февраля мэр Москвы Ю.Лужков и губернатор Московской области А.Тяжлов подписали договор между правительствами Москвы и Московской области о расширении торгово-экономического сотрудничества в продовольственном обеспечении столицы в 1997 году. О том, как построена работа по подготовке соглашений, мы уже сообщали в предыдущих обзорах. Данный договор обеспечивает сельхозпроизводителей Подмосковья заказом на продукты питания, что администрация области, несомненно, выставит в качестве своего крупного успеха. Однако будут ли выделены правительством Москвы деньги на эти закупки — большой вопрос, а лобби импортеров продовольствия в Москве значительно сильнее аграрного лобби Подмосковья [4].

От внимания правительства не уходят такие важные вопросы, как сохранение и увеличение ресурсов охотничьих угодий, поскольку, как известно, дефицит этих ресурсов ведет к тому, что высшие правительственные чины предпочитают в настоящее время охотиться не в Подмосковье, а, например, в Ярославской области. С целью исправления положения был утвержден список мероприятий, который включает: заготовку кормов, организацию борьбы с бродячими животными (кошками, собаками, волками), охрану охотничьих угодий и т.д. Финансирование охоты пойдет из Московского областного экологического фонда и “собственных средств охотопользователей”.

Также областным правительством был разработан комплекс мер по восстановлению государственной монополии по производство и обороту этилового спирта и алкогольной продукции. (Как и на федеральном уровне, речь по существу идет не о монополии, то есть спиртозаводы национализироваться не будут, а об усилении госконтроля). Борьба с “нелегалами” будет идти посредством проверок организаций, занимающихся “спиртовыми операциями”, выявлению несертифицированного оборудования и постановки его на учет [8].

Более сложным оказался для правительства вопрос о судьбе подмосковных свалок, которые еще в 1991 году были переданы в муниципальную собственность. Решение вопроса осложняется тем, что порядка 70% отходов составляет мусор Москвы. Ситуацией воспользовался созданный в конце прошлого года Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству: он решил “подгрести” большинство свалок под свою длань, отобрав их у местных властей и создав на их базе областное государственное предприятие. Но это, естественно, вызвало протест со стороны глав местных администраций, и решение данного вопроса было отложено [9].

Итоги состоявшегося в январе (см. предыдущий обзор) областного собрания глав местных администраций, посвященного выплате пенсий, материализовались в феврале в виде постановления губернатора. В соответствии с ним, в целях “стабилизации ситуации” с выплатой пенсий и ликвидацией задолженности Пенсионному фонду России, отделение ПФ по Московской области образует резервный страховой фонд.

24 февраля правительство, рассмотрев вопрос “Об итогах работы по привлечению иностранных инвестиций...”, утвердило Комиссию по отбору приоритетных инвестиционных проектов под председательством министра внешнеэкономических связей области Н.Свистунова. В тот же день была рассмотрена и в целом одобрена Комплексная программа поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области на 1997-1998 годы. Работу по подготовке этой программы провел Комитет по управлению имуществом, который в условиях реального свертывания приватизационных процессов ищет для себя новые сферы деятельности [1].

2.    Жизнь городов и районов

Чтобы не делать перерыва в выборной эстафете, власти Луховицкого района решили провести выборы в детскую Думу. На 21 место в Думе претендуют 87 детей, выдвинутых 24 учебными заведениями Этот праздник детства будет стоить 10 миллионов рублей. Выборы состоятся 15 марта [11].

В Рузском районе как минимум в трех населенных пунктах часть жителей многоэтажных домов провела зиму без централизованного отопления, используя для обогрева электроприборы и печки-“буржуйки”. Все три котельные, не работавшие зимой, были в свое время приватизированы вместе с предприятиями — Горбовской фабрикой технических бумаг, Дороховским опытным стекольным заводом и санаторием “Поречье”. Все эти котельные не газифицированы, и их нынешние владельцы, не имея средств на предпусковой ремонт и закупку мазута, в то же время неоднократно отказывались передать их в ведение местной администрации. Парадоксально, что Рузский район, земля в котором весьма недешева и престижна для дачного строительства, по газификации котельных занимает второе место в области от конца, оставив позади лишь дальний Шатурский район.

3.    Политическая жизнь

22 февраля состоялась областная конференция “ЯБЛОКА”, на которой, наконец, разрешился конфликт с “двойным членством” Валерия Гальченко: он заявил на конференции о своем выходе из организации. Но никаких других конфликтов, которыми изобилует областная организация движения, конференция не разрешила: больше трех часов было потрачено на утверждение повестки дня, а остальное время было посвящено разборкам с Гальченко. Решено собрать новую конференцию в марте.

Сам же Гальченко начал готовиться к выборам в областную Думу, которые должны состояться (но пока не назначены) в конце года. Появились явные признаки того, что Гальченко (которого, по слухам, Тяжлов лично пообещал не пропустить в депутаты нового созыва и который не имеет шансов повторно избраться в Дмитрове) “присмотрел” себе новый избирательный округ: Долгопрудный. Этот округ (включающий ныне Долгопрудный, Лобню и ряд сел) сейчас пустует, а, кроме того, именно тут Гальченко на губернаторских выборах получил максимальную поддержку.

Напомним, что до сих пор не утверждена “нарезка” округов к предстоящим думским выборам. Нынешние округа допускают взаимные отклонения по численности избирателей значительно больше, нежели допускаемые федеральным законом 10%. Проект новых границ существует, но уже третий год не принимается областной Думой во многом благодаря оппозиции глав местных администраций: ради равенства численности избирателей он “режет” границы городов и районов. Одновременно “зависла” заложенная в Уставе Московской области возможность создания “непрерывной Думы”, в которой (наподобие американского Сената) каждые полсрока переизбиралась бы половина депутатов. Для разрешения возникших избирательных проблем в кулуарах Думы возник даже такой проект: создать 25 “сдвоенных” округов (в этом случае, как правило, не придется “резать” города и районы), избрав от каждого из них двух депутатов: набравшего большинство голосов на 4 года, а идущего следом — на 2. Если этот проект будет принят, в избирательном законодательстве российских регионов будет сказано новое слово.

4.    Экономика

20 февраля состоялось первое судебное заседание по признанию банкротом ЛиАЗа (АООТ ”Ликинский автобусный завод”). Это известное на всю страну предприятие накопило долги общей суммой более 280 млрд. руб., из них более 60 млрд. в бюджеты и внебюджетные фонды. Выпустив в 1996 году 240 автобусов (при мощности около 8 тыс.), оно практически остановлено. Инициатором этого дело выступило Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве), которое двумя месяцами раньше безуспешно добивалось банкротства московского АЗЛК. Разница заключается в том, что, если правительство Москвы к банкротству АЗЛК отнеслось негативно, то администрация области поддержало банкротство ЛиАЗа. Введение внешнего управления было поддержано даже конференцией трудового коллектива завода, однако Арбитражный суд Московской области, никогда не решающий такие значимые дела с первого раза, внял доводам руководства ЛиАЗа и отложил слушания до 11 апреля.

5.    Празднование дня защитника отечества

20 февраля, накануне праздника, в городе Железнодорожном (там расположен областной сборный пункт облвоенкомата) прошло областное совещание руководителей органов управления и местного самоуправления Московской области. Тема обсуждения была явно малопраздничная: призыв. План по последнему область выполняет, но на конец прошлого года в бегах находилось пять тысяч жителей Подмосковья. Причины областные руководители видят в отсутствии военно-патриотического воспитания и снижению уровня здоровья молодежи. Позитивным явлением считается новый подход в отношении призывников, имеющих “твердые религиозные убеждения”. По ходатайству епархии верующие призывники направляются для прохождения службы в православные подразделения [7].

К празднику в “Подмосковных известиях” были опубликованы поздравления: губернатора области, Московской областной Думы, совета московской областной организации общероссийского общественного движения “Честь и Родина” (за подписью В.Гальченко).

Источники

1.  Постановление правительства Московской области от 24.02.96 “О комплексной программе поддержки и развития малого предпринимательства Московской области на 1997-1998 годы”.

2.  Подмосковные Известия. — 1997. — №23. — 6 февраля.

3.  Подмосковные Известия. — 1997. — №28. — 13 февраля.

4.  Подмосковные Известия. — 1997. — №26. — 11 февраля.

5.  Подмосковные Известия. — 1997. — №23. — 6 февраля.

6.  Подмосковные Известия. — 1997. — №29. — 14 февраля.

7.  Подмосковные Известия. — 1997. — №35. — 22 февраля.

8.  Подмосковные Известия. — 1997. — №34. — 21 февраля.

9.  Подмосковные Известия. — 1997. — №36. — 25 февраля.

10.Подмосковные Известия. — 1997. — №39. — 28 февраля.

11.Подмосковные Известия. — 1997. — №40. — 1 марта.

12. Бадьянова О. Нас спасет заем?! // Подмосковные Известия. —1997. — № 23. — 6 февраля. — С.1.