Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1997 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Губернатор Ленинградской области

Губернатор В.Густов принял посла Испании в РФ Хосе Антонио де Итурриага Барберана, который свою первую после вступления в должность поездку предпринял в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В беседе с послом В.Густов напомнил, что экономические связи между Ленинградской областью и Испанией начинали завязываться еще в 1992 году, когда он был председателем областного Совета. Тогда готовился проект строительства испанской стороной кирпичного завода. После 1993 года совместные проекты затормозились, сегодня на территории области нет ни одного совместного испанско-российского предприятия. Губернатор заявил, что с приходом нового руководства есть возможность возрождения сотрудничества. Он высказал ряд конкретных предложений: о поставках леса в Испанию, о создании совместных производств в пищеперерабатывающей отрасли, о сотрудничестве в области машиностроения, о развитии туризма. Посол Испании с благодарностью принял приглашение губернатора на предстоящее открытие новых производственных мощностей на заводе "Трансмаш", где устанавливается оборудование испанского производства.

Сделан очередной важный шаг на пути к превращению Ленинградской области в "портовый форпост" РФ. Губернатор В.Густов и губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А.Филипенко подписали соглашение с президентом АО "Нефтяная компания Сургутнефтегаз" В.Богдановым о строительстве первой очереди нефтеналивного порта в бухте Батарейная. Нефтяная компания выделила 8 миллионов долларов на период работ с апреля (начало работ) по декабрь 1997 года. До сих пор на этом строительстве было освоено всего 55 млрд. рублей.

1.2.    Правительство

1.2.1.    Правительство и банки

Состоялось первое заседание комиссии по проведению конкурса на получение статуса уполномоченного банка. Комиссию возглавляет первый вице-губернатор Сергей Сусеков. Комиссия создана в соответствии с распоряжением губернатора "Об уполномоченных банках правительства Ленинградской области". Сформулированы жесткие требования к банкам-претендентам, в частности:

— период деятельности (считая с даты получения лицензии) не менее 5 лет;

— на дату подачи заявления объем собственных средств равен или превышает размер, установленный Центральным банком РФ;

— величина нетто-активов на последнюю отчетную дату — не менее одного триллиона рублей;

— наличие генеральной банковской лицензии;

— величина собственного капитала не менее 80 млрд. рублей; — величина суммарных активов не менее 500 млрд. рублей;

— прибыльность

— наличие сети филиалов на территории Ленинградской области;

— наличие развитой корреспондентской сети, своего расчетного центра;

— наличие филиала или корреспондентского счета в одном из банков, зарегистрированных в Москве;

— отсутствие признаков проблемности по критериям ЦБ РФ на стадии раннего реагирования.

Одновременно с этим произошло беспрецедентное событие во взаимоотношениях областной администрации с коммерческим банком. 14 февраля решением арбитражного суда по иску БалтОНЭКСИМбанка к администрации были наложен арест на счета казначейства Ленинградской области. Предметом иска был невозврат кредитов и требование штрафных санкций по ним. В четвертом квартале 1996 года правительство Ленинградской области получило от БалтОНЭКСИМбанка кредиты на погашение задолженности по зарплате и на выплату социальных пособий. Возврат кредитов должен был осуществляться за счет областного бюджета на 1997 год. Однако с начала 1997 года наполнение бюджета идет с отставанием от графика, и к моменту погашения кредитов область оказалась недостаточно платежеспособной. Исковая сумма на момент принятия решения составляла 16 млрд. рублей, однако сумма постоянно возрастает из-за предусмотренных кредитным соглашением штрафных санкций.

Наблюдатели отмечают, что жесткая позиция БалтОНЭКСИМбанка не характерна для взаимоотношений банков с администрациями субъектов РФ. Высказывается предположение, что причину следует искать в происходящем сейчас процессе определения уполномоченных банков Ленинградской области [1]. Дело в том, что БалтОНЭКСИМбанк не удовлетворяет одному из условий, сформулированных в упомянутом выше распоряжении губернатора о проведении тендера на получение статуса уполномоченного банка — требованию 5 -летней работы (лицензия получена в декабре 1994 г.). Действительно, 20 февраля первый вице-губернатор Сергей Сусеков объявил перечень банков, подавших заявки на участие в тендере, и в их числе оказался БалтОНЭКСИМбанк (а также Ленинградский областной Сберегательный и Промстройбанк (Санкт-Петербург и др.).

Через четыре дня счета правительства были разблокированы. Первый вице-губернатор С.Сусеков сообщил, что этот инцидент не помешал бесперебойному финансированию всех сфер жизнедеятельности области. Сразу же начались выплаты задолженности "БалтОНЭКСИМбанку". Задержку выплат С.Сусеков объяснил тем, что правительство решило вначале погасить социальную напряженность — выплатить пенсии и зарплату учителям, после чего рассчитаться с банком. Он также подчеркнул, что в дальнейшем правительство будет решать, имеет ли смысл впредь брать кредиты в этом банке.

Тем временем тендер на право присвоения статуса уполномоченного банка начался, а 26 февраля были названы первые уполномоченные банки. Ими стали Ленинградский областной Сберегательный банк и Промстройбанк (СПб). Принятию решения предшествовало экспертное заключение Государственного управления Центрального банка РФ по Ленинградской области и аудиторской фирмы "Балтаудитэксперт".

1.2.2.    Текущая деятельность

Правительство наметило ряд радикальных мер по нормализации положения с автобусными пассажирскими перевозками. Принято постановление "О состоянии пассажирского автобусного транспорта Ленинградской области и мерах по его развитию в 1997 году". В постановлении констатируется, что состояние пассажирского автобусного транспорта является критическим. Комитету по транспорту и связи и другим подведомственным структурам поручено:

— в трехмесячный срок подготовить материалы для рассмотрения в Законодательном собрании вопроса об отмене всех видов налогов и сборов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд с государственного предприятия "Леноблпассажиравтотранс", пассажирских и акционерных автотранспортных предприятий в части деятельности по перевозке пассажиров;

— разработать и представить в правительство до 1 мая 1997 г. механизм реализации прав льготной категории граждан Ленинградской области по проезду в автобусном транспорте;

— разработать в первом квартале концепцию развития пассажирского автобусного транспорта до 2000 г.;

— разработать проект нормативного документа о порядке привлечения индивидуальных и ведомственных владельцев автотранспортных средств к выполнению заказов на перевозку пассажиров;

— подготовить и заключить отраслевое тарифное соглашение с Ленинградским областным комитетом отраслевого профсоюза об условиях оплаты труда работников автопредприятий, осуществляющих перевозки населения.

Для наведения порядка в этой сфере правительство намерено перевести муниципальные автопредприятия в областную собственность: Ленинградскому областному КУГИ поручено до 1 апреля на основании решений, принятых администрациями муниципальных образований, принять по договорам о безвозмездной передаче автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки населения, в собственность Ленинградской области и присоединить их к государственному унитарному предприятию "Ленпассажиравтотранс".

Для возмещения расходов автотранспортным предприятиям от перевозки льготной категории пассажиров решено использовать целевые средства, выделяемые из Федерального фонда финансовой поддержки (трансферта).

Главам администраций муниципальных образований рекомендовано до 15 марта заключить договоры с пассажирскими автопредприятиями на выполнение заказа по перевозке пассажиров на подведомственных территориях. Предлагается также до 1 марта рассмотреть вопрос об освобождении соответствующих пассажирских предприятий от уплаты всех налогов и сборов в местный бюджет в части деятельности по перевозке пассажиров.

Правительство утвердило ряд программ, в том числе "Развитие Ленинградской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на период 1997-2000 гг.", а также программы "Старшее поколение". Последняя программа предусматривает реконструкцию и открытие центров социального обслуживания для престарелых граждан и инвалидов, открытие домов-интернатов, организацию бесплатного питания и т.п.

Рассмотрен вопрос "О первоочередных мерах по организации рынка ценных бумаг Ленинградской области". Разработана концепция рынка ценных бумаг, которая должна способствовать снижению стоимости обслуживания внутреннего долга и привлечению дополнительных денежных ресурсов. Принято постановление, утверждающее предложенную концепцию. Комитету финансов предписано до 1 апреля подготовить документы по выпуску сберегательных облигаций для регистрации в Министерстве финансов РФ.

1.2.3.    Комитет по управлению государственным имуществом

ОблКУГИ и областной Фонд имущества отметили свой пятилетний юбилей. Анализируя итоги этого периода, председатель ОблКУГИ Любовь Совершаева, работающая в этой должности 4 месяца, не стала останавливаться на негативных явлениях, о которых она много говорила в начале своей работы [2,3], а подчеркнула достижения. Ключевые задачи, поставленные государственными программами приватизации в 1992-1993 гг. в основном выполнены. Коренным образом изменилась структура собственности. Процесс приватизации прошли 555 предприятий областной и федеральной собственности, в 289 предприятиях производственной сферы, в 176 сельскохозяйственных предприятиях этот процесс полностью завершен. Экономические и финансовые результаты приватизированных предприятий лучше, чем у государственных: выше рентабельность, доля годового обновления продукции, зарплата. Приватизация привела к изменению структуры управления предприятиями, повышению качества менеджмента, созданию новых маркетинговых служб. В процесс приватизации вовлекается недвижимость и земля, хотя процедура продажи земельных участков неоправданно усложнена и требует пересмотра. С начала приватизации по заключенным договорам в предприятия области вложено отечественными и иностранными инвесторами 500 млрд. рублей (в том числе 97 млн. долларов США, 21 млн. немецких марок, 20 млн. шведских крон).

1.2.4.    Комитет по экономике и инвестициям

Комитет по экономике и инвестициям подготовил документ "Итоги социально-экономического развития Ленинградской области за 1996 год". Констатируется, что ситуация остается крайне сложной, кризис в экономике преодолеть не удалось. Главная причина ­сохраняющееся воздействие таких дестабилизирующих факторов, как несовершенство налогового законодательства, высокие тарифы на товары и услуги естественных монополий (электроэнергия, транспортные перевозки, газ, нефтепродукты), отсутствие финансовой дисциплины, взаимные неплатежи, отсутствие у предприятий оборотных средств.

Поступления государственных налогов и других обязательных платежей составили 4 трлн. рублей, из них в федеральный бюджет перечислено 1,5 трлн., в областной — 2,5 трлн. Однако из-за неплатежеспособности многих предприятий имеются значительные недоимки. С учетом долгов, перешедших с прошлого года, недоимка на 1 января составляла 885 млрд. рублей (22,4% от общего объема налоговых поступлений). Объем прибыли от трех важнейших отраслей (промышленность, транспорт, строительство) за январь-ноябрь 1996 г. составил 587 млрд. рублей (31% к соответствующему периоду 1995 г.).

За январь-ноябрь 1996 г. число убыточных предприятий увеличивалось в 1,9 раза по сравнению с уровнем 1995 года (спад произошел на 73 предприятиях). Сумма убытка за этот же период увеличилась в 5,3 раза.

7 районов области являются убыточными: Волховский, Всеволожский, Выборгский, Кингисеппский, Лодейнопольский, Подпорожский, г. Шлиссельбург.

Кредиторская задолженность предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта составила 6,5 трлн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1995 г. на 3 трлдн. рублей. Основная доля здесь задолженность поставщикам и бюджету. Дебиторская задолженность составила 4,6 трлн. рублей и увеличилась на 1,8 трлн. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 1,9 трлн. рублей, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении предприятий, низкой платежной и финансовой дисциплине.

Задолженность по зарплате на 23 декабря 1996 г. составила 241,4 млрд. рублей, в том числе 12% — из-за отсутствия бюджетного финансирования, 88% — из-за отсутствия собственных средств предприятий. В промышленности задолженность по зарплате из-за отсутствия собственных средств составила 129,2 млрд. рублей (53,5% от общей суммы), в сельском хозяйстве — 40,2 млрд. (16,7%).

В промышленности спад производства составил 7,7% к уровню 1995 г. Спад наблюдался почти во всех отраслях, кроме топливной (рост на 27,2%), металлургической (рост на 5,2%) и электроэнергетики (рост на 7,6%). Наибольший спад произошел в отраслях машиностроения и металлообработки (на 60,9%), промышленности строительных материалов (на 20,7%). Спад в этих отраслях объясняется низкой платежеспособностью основных потребителей продукции. В деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности спад составил 24,8%, его главная причина — резкое снижение среднемировых цен на продукцию. В пищевой промышленности спад на 20,7% обусловлен главным образом затовариванием рынков импортной продукцией, резким снижением количества отечественного сырья для переработки.

Для стабилизации работы предприятий правительство области принимало постановления о консервации имущества предприятий и предоставлении в связи с этим льгот по налогу на имущество, ряду предприятий были предоставлены отсрочки по уплате налогов.

Несколько предприятий прошли процедуру банкротства, в том числе крупнейший Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат, АО Выборгский приборостроительный завод, АО "Электромаш", два зверосовхоза и др. На некоторых из этих предприятий Арбитражный суд назначил внешних управляющих, другие ожидают такого назначения.

Реальные инвестиции в экономику составили 3,7 трлн. рублей, что составляет 83% от уровня 1995 года. Доля государственных вложений уменьшилась до 59%, вложения муниципальных предприятий и организаций составили 4%, смешанных — 15%, частных — 20%. Доля совместных предприятий и иностранных фирм в общем объеме инвестиций уменьшилась до 1,7% против 3% в 1995 г. Иностранные инвестиции составили около 150 млн. долларов США. Наибольшие объемы (97%) вложены в предприятие целлюлозно-бумажной промышленности "Тетра Лаваль Светогорск".

В 1996 г. практически не изменилась структура источников финансирования: централизованные средства из федерального бюджета составили 5%, местных бюджетов — 5%, собственные средства предприятий и организаций — 78%, прочие источники — 12%.

Значительно ухудшилось финансирование федеральных целевых программ. Из 15 таких программ было профинансировано только 8, причем не в полном объеме — в среднем на 33%. Задолженность по федеральным программам составляет от 0,3 млрд. рублей (программа "Лесовосстановление в России") до 52,2 млрд. (программа "Жилье") и 33,6 млрд. ("Фундаментальные проблемы ядерной физики"). По остальным 7 программам финансирование полностью отсутствовало при том, что годовой объем финансирования был определен в сумме 130,3 млрд. рублей.

1.2.5.    Проблемы пенсионного обеспечения

Усилиями губернатора по "выбиванию" денег из федерального бюджета удалось снизить напряженность в связи с хроническими задержками выплаты пенсий. В феврале было получено 135 млрд. рублей. Как заявил вице-губернатор А.Воронцов, таких сумм в область еще никогда не присылали. Первые поступившие средства направлены в районы, где отставание выплат достигало более 2 месяцев, в результате разрыв сократился до примерно 35 дней. Задача на ближайшее время — сократить отставание до 15-20 дней.

Для нормализации ситуации с выплатами пенсий правительство области выступило с нестандартной инициативой. Речь идет о финансовом соглашении с Ханты-Мансийским автономным округом. Соглашение предусматривает следующую схему: действующая на территории автономного округа нефтяная компания ОАО "НК Сургутнефтегаз", которая задолжала Пенсионному фонду РФ 960 млрд. рублей, через поставку нефти своему дочернему предприятию в Ленинградской области — "Киришинефтеоргсинтез" расплачивается с Пенсионным фондом РФ прямым переводом денег в Ленинградскую область. Операция согласована с Пенсионным фондом РФ, прорабатывается соглашение с нефтяной компанией.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ЗС)

В феврале 1997 года много внимания было уделено вопросам здравоохранения. ЗС обсудило положение дел в областном Фонде обязательного медицинского страхования. Фонд был создан в июне 1993 года решением малого Совета. Тогда же было разработано положение о Фонде. Однако эти решения были проигнорированы бывшим губернатором А.Беляковым, который утвердил новое положение о Фонде, противоречащее основным положениям российского законодательства и документов малого Совета. В частности, отсутствуют ссылки на подотчетность Фонда органам представительной власти, необоснованно предусмотрено право Фонда предоставлять кредиты городским администрациям, участвовать в финансировании международных медицинских программ, неправомочно предусмотрено право инвестирования средств в недвижимость, земельные участки и ценные бумаги. Все это привело к грубым нарушениям финансовой дисциплины, что зафиксировано в акте проверки Контрольно-ревизионного управления. Значительные средства (около 25 млрд. рублей) израсходованы не по назначению. До недавнего времени Фонд, являющийся некоммерческой организацией, активно занимался коммерческой деятельностью. В настоящее время деятельностью Фонда занимается прокуратура.

ЗС приняло закон "Об установлении размера страхового взноса на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования неработающего населения Ленинградской области в 1997 году". Необходимость его принятия вызвана тем, что с появлением новых муниципальных образований затормозилось утверждение территориальной программы обязательного медицинского страхования и финансирование лечения неработающих граждан с начала года прекратилось. Законопроект был внесен администрацией области и сразу после рассмотрения его в первом чтении, на том же заседании был принят в целом "ввиду его крайней важности". При обсуждении законопроекта ряд депутатов признал необходимость разработки пакета документов о введении в Ленинградской области "частично платной" медицинской помощи.

Рассмотрен во втором чтении закон "О выборах депутатов ЗС", однако принять его не удалось. Рассмотрены более 40 поправок. Утверждено положение о том, что ЗС состоит из 50 депутатов (сейчас — из 25), избираемых по мажоритарной системе в одномандатных округах. Некоторые депутаты настаивали на рассмотрении и тех поправок, которые не были одобрены комиссией по законодательству. Например, поправку о требовании к кандидату иметь стаж работы на территории области не менее 5 лет; о требовании к кандидату представлять в избирательную комиссию декларацию о доходах. Но такое рассмотрение не состоялось.

3.    ОБЛАСТНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Областная избирательная комиссия подвела окончательные итоги выборов депутатов представительных органов и глав администраций муниципальных образований в 1996 году. Приведены следующие статистические данные.

Выборы депутатов в большинстве муниципальных образований проводились по одномандатным избирательным округам; в городах Волхов, Ивангород, Новая Ладога, Светогорск и Сосновый Бор — по единому многомандатному округу.

Всего в представительные органы необходимо было избрать 696 депутатов. Число зарегистрированных кандидатов — 2197. Избрано 665 депутатов. На каждый мандат претендовали 2-4 кандидата, в г. Сосновый Бор — 7, в г. Коммунар — 5.

46% кандидатов выдвигались на собраниях избирателей по месту работы или жительства, 48% — самостоятельно, 6% были выдвинуты избирательными объединениям.

 


Характеристики состава депутатов:

 

По социальному составу:

служащих — 556 (84%), в том числе 276 (50%) — руководители предприятий или организаций, 13 (2%) — предприниматели;

рабочих — 56 (8%);

военнослужащих — 26 (4%);

пенсионеров — 20 (3%);

неработающих — 7 (1%).

 

По роду занятий:

работники промышленности, транспорта, энергетики, строительства и связи — 171 (26%);

сельского хозяйства — 79 (12%);

образования — 124 (19%);

здравоохранения — 74 (11%);

культуры — 36 (5%);

жилищно-коммунальных предприятий — 42 (6%);

торговли и бытового обслуживания — 24 (4%).

 

По возрасту:

до 30 лет — 36 (5,4%);

31-40 лет — 150 (22,6%);

41-50 лет — 305 (46%);

51-60 лет — 147 (22%);

старше 60 лет — 27 (4%)

 

Среди избранных депутатов 213 женщин (32%).

 

В постановлении комиссии, в частности, поручается руководителям областной избирательной комиссии совместно с комитетом по вопросам государственной службы и местного самоуправления при губернаторе разработать проект областной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в области. Муниципальным избирательным комиссиям рекомендовано глубоко и всесторонне проанализировать ход подготовки и проведения муниципальных выборов в целях закрепления и развития положительных форм и методов избирательных действий и устранения имеющихся недостатков. Муниципальным комиссиям предписано обеспечить организацию и проведение выборов в округах, где выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, в строгом соответствии с областным законом о выборах. В постановлении отмечается, что областной закон "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления" содержит ряд положений, противоречащих федеральному законодательству, имеет внутреннее противоречие, из-за неурегулированности многих избирательных действий порождает на практике правовые коллизии. Областная избирательная комиссия просит ЗС привести закон в соответствие с федеральным законодательством и современными рекомендациями юридической науки. Комиссия обращается к прокурору области с просьбой ускорить рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями избирательного законодательства в ходе муниципальных выборов.

4.    ПРОФСОЮЗЫ

В рамках всероссийской акции протеста 17 февраля региональный (СПб и ЛО) совет профсоюзов работников образования провел встречу с представителями руководства СПб и Ленинградской области под названием "открытый урок". От губернатора В.Густова учителя требовали ответа на вопрос, что сделало новое правительство в плане выполнения предвыборных обещаний работникам образования. В ответ губернатор рассказал о социально-экономической ситуации в области, о перспективах развития экономики и социальной сферы, в частности, образования. Было сказано, что несмотря на все трудности, строятся 5 новых школ, более 50 школ вскоре получат компьютерные классы. На погашение задолженности по зарплате в районы направлено 2,5 млрд. рублей. Вице-губернатор А.Воронцов рассказал о текущем финансировании.

20 февраля представители работников здравоохранения пикетировали здание областного правительства. Цель пикетирования — добиться от правительства нормализации ситуации в областном здравоохранении, которую они расценивают как катастрофическую. Задолженность правительства перед отраслью составила на 1 января 1997 г. 73 млрд. рублей, задолженность территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) — 36 млрд. рублей. Во всех районах области задержки выплаты зарплаты составляют от одного до двух месяцев. Областной комитет профсоюзов работников здравоохранения и областная медицинская ассоциация потребовали от правительства погасить задолженность бюджета перед фондом ОМС, ликвидировать задержки по зарплате, ввести доплаты малообеспеченным категориям медицинских работников. В числе требований также принятие обоснованной программы ОМС без подгонки ее под имеющиеся мизерные средства, принятие программы вывода отрасли из кризиса. С пикетчиками встретился вице-губернатор по социальным вопросам Алексей Воронцов. Он уверил собравшихся, что все проблемы медиков ему хорошо известны, правительство уже принимает определенные меры: перечислено 4 млрд. рублей фонду ОМС, 1 млрд. — областному министерству здравоохранения, 250 млн. — на закупку лекарств. Однако потребность отрасли составляет 20 млрд. рублей.

Источники

1. Голубев М. Блокированы счета казначейства Ленинградской области // Санкт-Петербургское эхо. — СПб, 1997. — 26 февраля. — №215. — С. 1.

2. Драбкина Т.М. Ленинградская область в ноябре 1996 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1996. — №11 (58).

3. Драбкина Т.М. Ленинградская область в январе 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — № 1.