Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1997 года

1.    Власть

1.1.    Коллизии вокруг Устава области

Устав Астраханской области был принят Астраханским областным Представительным Собранием еще 10 декабря 1996 г. Однако главой администрации области Анатолием Гужвиным он подписан не был. Последний предложил депутатам внести в этот документ ряд поправок. С возражениями по части статей выступила и областная прокуратура

Так, в частности, в принятом депутатами Уставе глава администрации области не являлся высшим должностным лицом области. По признаниям депутатов, они изменили свое мнение, признав главу высшим должностным лицом области из-за того, что готовится федеральный закон с аналогичной нормой.

Поправки к Уставу области, внесенные администрацией, носили в основном компромиссный характер. Из компетентных источников в администрации области стало известно, что планировалось предложить депутатам весьма значительно урезать свои внушительные полномочия. Официальная трактовка такого требования — необходимость привести их в соответствие с Законом “О краевом (областном) Совете народных депутатов и краевой (областной) администрации”. Однако А.Гужвин, не желая, судя по всему, идти войной на депутатский корпус (в этом нет никакого смысла хотя бы потому, что в этом году областное Собрание будет переизбрано), отверг столь резкие поправки. Вместо этого он предложил “более четко” и в соответствии с федеральными законами сформулировать статью 18 Устава области “Полномочия ОПС”. Например, в проекте говорится: “Собрание заслушивает главу администрации...” Формулировка А.Гужвина — “вправе заслушивать...”

Кроме того, проект Устава области давал депутатам право согласовывать проекты договоров и соглашений, заключаемых от имени Астраханской области, и на предварительном этапе, и окончательно. Теперь же согласовываться будут лишь окончательные проекты.

В Уставе подробно расписана процедура отрешения главы администрации от должности (на больничном, например, ему нельзя находиться более шести месяцев). Механизма же отзыва депутатов или роспуска Собрания (кроме самороспуска) не существует. Вето главы администрации на принимаемые Собранием документы преодолевается двумя третями голосов.

По инициативе А.Гужвина статья 13 Устава дополнена следующим пунктом: “Глава администрации вносит предложения в федеральный орган власти о нецелесообразности пребывания соответствующих ложностных лиц на занимаемой должности в территориальном органе федеральной исполнительной власти и добивается их освобождения от занимаемой должности.” Аналогичный пункт содержится в проекте Договора о разграничении полномочий с федеральным центром, который прошел экспертизу в Администрации Президента РФ. Однако, по мнению заместителя прокурора области Владимира Татарчука, это положение Устава “не несет обязательности для федеральных органов”.

На прошедшем 26 февраля заседании областного Представительного Собрания депутаты согласились с поправками, внесенными в проект Устава области главой администрации. Так что у Астраханской области скоро появится свой Устав. Он вступит в законную силу после официального опубликования.

1.2.    Областной бюджет на 1997 год (первое чтение)

Астраханское областное Представительное Собрание приняло в феврале в первом чтении проект Закона “Об областном бюджете на 1997 год”. Начальник финансового управления администрации области Николай Евлашев подчеркнул, что проект еще будет корректироваться с окончательно принятым федеральным бюджетом. Здесь, кстати сказать, у Астраханской области позиции не самые лучшие. По словам главы администрации А.Гужвина, интересы региона при внесении поправок в бюджет во время его прохождения через Государственную думу учтены не были. А.Гужвин выразил сожаление и разочарование тем, что ни один из четырех депутатов Государственной думы — астраханцев (а все четверо являются коммунистами; один избран по одномандатному округу и трое — по списку КПРФ) не счел необходимым при формировании федерального бюджета отстаивать интересы области.

Предельный размер переходящего внутреннего долга на 1997 г. — 172 млрд. рублей. Из федерального бюджета область ожидает 816 млрд. рублей (в том числе по трансфертам 771 млрд. рублей), налоговые доходы планируются в сумме 330 млрд. рублей.

В бюджеты органов местного самоуправления область планирует передать 358 млрд. рублей. Администрации области дается право производить регулировку передаваемых средств по субвенции и дотации в зависимости от выполнения налоговых доходов. Самые большие надежды (помимо федеральных средств) возлагаются на налоги на прибыль, доход, прирост капитала — 132 млрд. рублей. Платежи за пользование природными ресурсами составят около 16 млрд. рублей (акцизы на нефть и газ в областной бюджетне поступают).

Бюджет по доходам утвержден в сумме 1 трлн. 183 млрд. рублей, по расходам — 1 трлн. 388 млрд. рублей. Дефицит бюджета — 14,7%.

1.3.    Кадровые изменения после губернаторских выборов

Больших и значительных кадровых изменений в администрации области после выборов главы администрации области вопреки ожиданиям не произошло. Большинство чиновников осталось на своих местах, однако всем им почти два месяца пришлось пребывать в полном неведении относительно своих перспектив. Основное изменение, на котором следует заострить внимание, коснулось заместителей главы администрации области. С ними, равно как и с другими служащими, заключены контракты сроком на один год. При этом каждому заместителю поставлена конкретная задача, которую он должен выполнить за отведенный год. Выполнение этой задачи будет означать продление контракта.

Свои посты первых заместителей сохранили Александр Жилкин и Эдуард Володин (первый курирует вопросы, связанные с экономическими реформами и инвестициями, а второй оперативное руководство хозяйством). Заместителем главы по вопросам капитального строительства остался Анатолий Черныш. Еще одна должность заместителя была сохранена за Владиславом Виноградовым (он курирует вопросы, связанные с деятельностью общественных и политических организаций, органов местного самоуправления). Появилось два новых заместителя главы — по вопросам сельского хозяйства и по топливно-энергетическому комплексу и недрам области. Первым стал Валерий Хребтов, до этого возглавлявший управление сельского хозяйства администрации области. Вторым — Вячеслав Фроловский.

Фроловский Вячеслав Александрович родился 25 февраля 1945 г. Образование высшее — окончил Куйбышевский политехнический институт. Специальность — горный инженер. Работал в Оренбургской области — от оператора до заместителя начальника управления, в министерстве нефтяной промышленности. С 1986 г. — в “Астраханьгазпроме”, отвечал за строительство и эксплуатацию магистральных газопроводов и обустройство промыслов. Женат, имеет взрослую дочь.

А.Гужвин неоднократно в последнее время говорил о необходимости иметь заместителя, курирующего вопросы ТЭК и освоения недр. При этом он делал акцент на том, что это должен быть человек, не зависимый от заинтересованных компаний (“Газпром”, “ЛУКойл” и т.п.). Однако в итоге сам поступился своим же принципом, назначив на эту должность ставленника “Газпрома”.

Не определена судьба только одного заместителя — по вопросам социальной политики. Пока эту должность занимает Табарак Мухатов. Однако из источников близких к главе администрации, известно, что последний не намерен подписать с Т.Мухатовым контракт и оставить его в этой должности. Среди возможных кандидатур на эту должность чаще других называется Ирина Родненко, начальник управления труда администрации области, принимавшая самое активное участие в избирательной кампании А.Гужвина и игравшая в его штабе одну из первых скрипок. Впрочем, до сих пор нет окончательной ясности и относительно структуры, которой должен будет руководить заместитель по социальной политике. Поговаривают, что заместителей по социальной политике может появиться сразу трое.

Однако даже без учета той персоны, которая будет назначена на эту должность, уже складывается определенная картина. Единой команды главе администрации области сформировать не удалось. Все его заместители представляют и отстаивают интересы конкретных структур: А.Жилкин — банковские и финансовые круги; В.Хребтов — АПК, В.Фроловский — “Газпром”; В.Виноградов — ставленник московских кругов, в частности Администрации Президента; пожалуй, только Э.Володин не является выразителем интересов каких-то структур. Это обстоятельство программирует администрацию на противоречия, которые могут терзать ее по меньшей мере в течение года, на который с этими людьми заключен контракт.

2.    РАСКОЛ В СТАНЕ ЛЕВЫХ СИЛ

2.1.    Вячеслав Зволинскиий и “Российский промышленный союз”

На левом фланге политического спектра области в феврале разразился скандал. Он связан с членом ЦК КПРФ, депутатом Государственной думы от Астраханской области Вячеславом Зволинским, который до последнего времени являлся неформальным лидером астраханских левых. Недовольство В.Зволинским, начавшее медленно, но верно созревать сразу после его сокрушительного поражения на губернаторских выборах 8 декабря 1996 г., в феврале превратилось в откровенное негодование “партийных масс” поведением своего недавнего идеала и кумира. Причина в столь резкой перемене отношений — активное участие В.Зволинского в организации депутатской группы “Российский промышленный союз” (РПС). В.Зволинский тут же был предан партийной анафеме. Газета коммунистов области “Астраханская правда” из номера в номер стала публиковать письма читателей, разочаровавшихся в В.Зволинском. Со статьей, обличающей В.Зволинского, выступил и 1-й секретарь обкома КПРФ Юрий Полдников. 15 февраля 1997 г. состоялся пленум обкома КПРФ, который обсудил информацию о формировании в Государственной думе новой депутатской группы “Российский промышленный Союз” и позицию коммуниста В.Зволинского. В постановлении пленума говорится, что создание дополнительной депутатской группы нарушает сложившийся политический баланс сил в Государственной думе, дестабилизирует взаимоотношения между фракциями, группами и комитетами, подрывает единство фракции КПРФ. Деятельность В.Зволинского, направленная на создание новой депутатской группы, охарактеризована как преднамеренно раскольническая. Первичной парторганизации села Соленое Займище, Черноярскому райкому КПРФ (то есть по месту регистрации члена партии) поручено рассмотреть вопрос о партийной ответственности В.Зволинского, а ЦК КПРФ предложено вывести члена ЦК КПРФ В.Зволинского из состава центрального комитета.

По большому счету в том, что В.Зволинский принял участие в создании новой депутатской группы нет ничего удивительного. Он уже давно действовал по принципу “Фигаро здесь — Фигаро там”. Но почему-то раньше никто не удивлялся, что В.Зволинский — и член ЦК КПРФ, и аграрий, и член группы “Народовластие”, и один из инициаторов создания движения “Реформы — новый курс” (РНК). Скандал разразился лишь теперь, когда он подался в “промышленники”. Очевидно, что в политике В.Зволинского интересует исключительно личная карьера. Скорее всего, во время своего первого “хождения” в Москву в качестве члена Совета Федерации ему не удалось “зависнуть” в столице. Он был вынужден баллотироваться в Государственную думу. Однако теперь он прекрасно понимает, что на второй срок астраханцы его не изберут. Поэтому он стал предпринимать попытки остаться в Москве на какой-нибудь должности. Создание депутатской группы в этом ему может помочь, — перетянув в нее депутатов от КПРФ и “Народовластия”, он лишит эти фракции большинства голосов в парламенте. И во время ключевых голосований РПС сможет весьма выгодно продавать свои голоса.

2.2.    Областная конференция КПРФ

27 областная отчетно-выборная конференция КПРФ прошла 22 февраля 1997 года. перед ее началом разразился скандал. Организаторы отказались пропустить в зал съемочные группы двух телекомпаний, корреспондента ИТАР-ТАСС и начальника управления по работе с общественными организациями администрации области. Однако в итоге прессу в зал допустили, а представителя администрации — нет. Журналистам разрешили присутствовать на конференции до обеденного перерыва. Понимание в этом вопросе проявил 1-й секретарь обкома КПРФ Ю.Полдников. Сама же конференция длилась весь день и закончилась в девятом часу вечера. И, естественно, разборки между группами сторонников Полдникова и Зволинского начались уже после того, как пресса удалилась.

Юрий Полдников стоял у истоков КПРФ в Астраханской области. После краха КПСС в августе 1991 года, когда многие коллеги Ю.Полдникова по работе в обкоме КПСС подались в коммерческие структуры или перешли на службу новой власти, Полдников сделал ставку на возрождение компартии. Он никогда не питал особых симпатий к В.Зволинскому, который всегда вел свою самостоятельную игру. Однако Ю.Полдников вынужден был считаться с ним, так как тот является членом ЦК КПРФ. На выборах в Государственную думу в декабре 1995 г. Ю.Полдников был вынужден снять свою кандидатуру и остаться лишь в избирательном списке компартии. На губернаторских выборах Ю.Полдникову не оставалось ничего иного, как поддержать В.Зволинского, который, используя свои связи в руководстве компартии, группы “Народовластие” и Народно-патриотического союза России смог сделать так, что именно его, В.Зволинского, левые выдвинули своим кандидатом на выборах главы администрации Астраханской области.

Накануне областной конференции компартии на бюро обкома была достигнута договоренность не выносить сор из избы и провести конференцию полюбовно, без скандалов. Однако избежать этого не удалось. Масло в огонь подлили выступления делегатов конференции из сельских районов, как в поддержку В.Зволинского, так и в поддержку Ю.Полдникова. В заключительном слове последний обвинил В.Зволинского в чрезмерных карьеристских амбициях, заявив, что В.Зволинский хотел стать секретарем ЦК КПРФ по сельскому хозяйству и просил его, Ю.Полдникова, посодействовать в этом. Ю.Полдников также сравнил политические документы РПС и РНК, в создании которого В.Зволинский также принимал участие, и указал на их сходство по целому ряду позиций. После такого заключительного слова 1-го секретаря обкома выступил сам В.Зволинский, что по партийным канонам просто не принято. Он назвал Ю.Полдникова предателем, обвинил в провале НПСР на губернаторских выборах, заявил, что и в сельских районах на местных выборах выдвиженцы от НПСР потерпели поражение по вине Ю.Полдникова, поскольку тот якобы вступал в тайный сговор с “партией власти”. Он также заявил, что секретари обкома не должны быть депутатами Государственной думы, так как работа “вахтовым методом” не ведет ни к чему хорошему. А на место 1-го секретаря обкома В.Зволинский предложил выдвинуть Виталия Аракеляна — секретаря по идеологии. Однако несмотря на это, Ю.Полдникову удалось одержать на конференции несколько побед, сформировав такой состав обкома (всего 47 человек), в который вошло большинство его сторонников., а также после более чем двухчасовых баталий и в результате четырех туров голосования избрать представленных именно им людей в качестве делегатов на очередной партийный съезд.

После закрытия конференции уже поздним вечером начался пленум обкома, который избрал бюро и четырех секретарей обкома, включая 1-го секретаря. Им стал депутат Государственной думы по списку КПРФ Николай Арефьев (до избрания депутатом Государственной думы Н.Арефьев был депутатом областного Представительного Собрания, да августа 1991 г. был 1-м секретарем Советского райкома КПСС, председателем Советского райсовета, “прославился” тем, что во время ГКЧП ввел на территории руководимого им Советского района г.Астрахани чрезвычайное положение). Секретарями обкома также стали Николай Крючков, Виталий Аракелян и Виктор Вострецов. Ю.Полдников стал членом бюро обкома. Очевидно, персона Н.Арефьева всплыла как компромиссный вариант, так как полная победа оказалась недостижимой ни для сторонников Ю.Полдникова, ни для сторонников В.Зволинского. Н.Арефьев же все это время предпочитал находиться “над схваткой”. Между тем, Н.Арефьев никогда не был замечен в симпатиях к В.Зволинскому, а даже совсем наоборот. Когда в декабре 1995 г. после выборов в Государственную думу в газете “Известия” появилась статья “Бездомные переселенцы на фоне хором для начальства” (о неблаговидных действиях Зволинского), именно Н.Арефьев занял в отношении В.Зволинского весьма жесткую позицию. Учитывая это, а также то, что два других секретаря — В.Вострецов и Н.Крючков — по словам людей, сведущих в партийных интригах, являются ставленниками Ю.Полдникова, можно сделать вывод, что победа все-таки осталась за ним. Что же касается В.Зволинского, то его партийную судьбу, видимо, решит очередной съезд КПРФ.

3.    ИЗМЕНЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

По инициативе двух телекомпаний — “ЭКС-видео” и “Канал 7+” в Астрахани создается АРТ — Астраханское региональное телевидение. Работать АРТ будет по принципу ОРТ, покупая у местных телекомпаний программы и продавая им рекламное время. АРТ задумано как открытое акционерное общество, одними из учредителей которых станут телекомпании “ЭКС-видео”, “Канал 7+”, АО “Связьинформ”, областной радиотелепередающий центр. Предполагается участие в АРТ областной администрации, проявляет интерес к этому проекту и городская администрация. Пока круг учредителей не определен, и любая организация, так или иначе связанная с масс-медиа, может заявить о своем желании попасть в их число.

АРТ будет вещать на одном из каналов, не перекрываемых московскими. Целью его создания является стремление создать полноценное астраханское телевидение, рассказывающее зрителю обо всех местных событиях. Региональный канал будет оснащен ретрансляторами с мощностью, достаточной для вещания на всю область (сейчас это достигается лишь ГТРК “Лотос” благодаря тому, что она выходит в эфир на канале РТР). При этом телекомпании, входящие в АРТ, сохраняют свою юридическую и творческую независимость, а также объемы вещания на своих каналах.

Попечительский совет АРТ будет определять политику регионального телевидения, формировать портфель заказов на программы для АРТ и распределять его среди астраханских телекомпаний, покупая те, которые удовлетворяют требованиям попечительского совета. АРТ будет иметь и собственную структуру, выходящую в эфир — редакцию информации.

Пока проект создания АРТ рассматривается в самом первом приближении и говорить о более конкретных вещах (состав учредителей, величина уставного капитала, распределение акций, кандидатуры руководителей, возможности использования для политической пропаганды) пока рано.

4.    ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА АО “ВОЛГОТАНКЕР”

В феврале в Астрахани с визитом побывал президент АО “Волготанкер” Николай Строкин. В ходе его визита обсуждались перспективы взаимодействия астраханских судостроителей и Волжского нефтеналивного пароходства. Н.Строкин предложил принять участие в тендере на право строительства шести судов для АО “Волготанкер”, организованным Европейским банком реконструкции и развития (ЕББР). Условия тендера: стоимость каждого танкера не должна превышать 10 млн. долларов США, головное судно необходимо выпустить не позднее 18 месяцев с начала строительства и еще пять — в следующие полтора года. Кроме того, изготовитель берет на себя 40% от общей стоимости проекта, которые потом возмещает ЕБРР. Проект “Волготанкера” по строительству судов был одобрен советом директоров ЕБРР 17 декабря прошлого года. Общая его стоимость — 132 млн. долларов, из которых 20% оплачивает само пароходство. Залоговым обеспечением всей суммы кредита служит флот “Волготанкера”. Заявки на участие в тендере подали уже пять верфей — Таллина, Волгограда, Словакии, Хорватии и Турции.

У астраханских судостроительных заводов — им. Ленина, “Лотос”, “Красные баррикады” — есть еще около месяца, чтобы отправить заявки. Что касается 40% обеспечения проекта победителем тендера, то это условие, по-видимому, не станет главной проблемой. По словам президента Волго-Каспийского акционерного банка Владимира Сухорукова, речь идет о переходящих 4-6 млн. долларов — сравнительно небольшой сумме.

Другой важной целью визита президента АО “Волготанкер” в Астраханскую область была реорганизация структуры дочерних предприятий. В 1997 г. на их базе предполагается создать судоходную компанию без образования юридического лица, которая объединит около 120 судов. Оценивая перспективы компании, первый заместитель главы администрации области Эдуард Володин заметил, что необходимо обговорить участие администрации области в капитале этой компании.