Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в феврале 1997 года

1.    Начало обсуждения проекта Конституции

Важнейшим событием месяца стало начало обсуждения проекта новой Конституции Чувашской республики. Решение о вынесении проекта на всенародное обсуждение было принято на состоявшейся в последние дни января очередной сессии Госсовета.

Вкратце предыстория вопроса выглядит так. Действующая Конституция республики, несмотря на многочисленные изменения и дополнения, давно и безнадежно устарела. Необходимость принятия нового Основного закона была признана почти всеми участниками республиканского политического процесса еще несколько лет назад. Вопрос состоял в том, какая именно Конституция нужна республике. Точки зрения на этот документ президента Н.Федорова, коммунистов и националов, мягко говоря, не совпадали. Чтобы как-то сгладить противоречия, летом 1994 года Госсовет ЧР обратился к президенту с просьбой сформировать Конституционную комиссию, которая свела бы воедино все предложения относительно новой Конституции и выработала ее согласованный проект. Н.Федоров сформировал такую комиссию и возглавил ее. В ее состав входили на паритетной основе представители исполнительной, судебной и представительной властей, а также авторы представленных в Конституционную комиссию проектов (а таких набралось 4 — президентский, компартии, группы депутатов и от националов).

Работа Конституционной комиссии не афишировалось, но доходили слухи о глубоких разногласиях среди ее членов, что выглядело вполне естественно. В конце концов дело совсем было зашло в тупик, и Н.Федоров, взяв инициативу в свои руки, предложил проект, включающий в себя элементы всех четырех.

Проект этот, названный "согласованным", был внесен от имени Конституционной комиссии в Госсовет весной 1995 года и с тех пор лежал там без движения, несмотря на неоднократные напоминания президента. Многие наблюдатели полагают, что коммунистическое руководство Госсовета просто ожидало глобальных политических перемен в России, однако итоги президентских выборов спутали все карты, и откладывать принятие новой Конституции стало просто незачем. В результате 31 января на 26-й сессии Госсовета принято постановление об организации двухмесячного (с 7 февраля по 7 апреля) всенародного обсуждения проекта Конституции. Координацию работы по обсуждению проекта и обобщение поступающих предложений и поправок решено возложить на Комитет по законодательству, законности и межгосударственным связям Госсовета ЧР. Любопытный момент — до сих пор неясно, каким образом будет принята новая Конституция, на референдуме или двумя третями депутатов Госсовета. Эта неопределенность, очевидно, будет использована для маневра участниками политического процесса в зависимости от итогов обсуждения проекта.

Если говорить о самом проекте Конституции, то это, по отзывам юристов, довольно качественный документ, отвечающий сегодняшним нуждам республики. Композиция его такова: преамбула, глава 1 — "Основы конституционного строя Чувашской республики”, глава II — "Права и свободы человека и гражданина", глава III — "Статус Чувашской республики в составе Российской Федерации", глава IY — "Государственный совет Чувашской республики", глава Y — "Президент Чувашской республики", глава YI — "Кабинет министров Чувашской республики", глава YII — "Судебная власть Чувашской республики", глава YIII — "Местное самоуправление" и глава IX — "Изменения и дополнения к Конституции".

Конечно, не обошлось без компромиссов и недоразумений, что неудивительно, учитывая обстоятельства появления этого законопроекта. Например, в тексте перед главой 1 записано: "Раздел первый". Между тем ни второго, ни третьего разделов нет вообще, текст разделен только на главы. Явным перебором выглядит и статья 15 главы II (“Права и свободы гражданина”), которая в дополнение к правам и свободам, гарантированным Российской Конституцией, обещает, например, бесплатное посещение спортивных сооружений, музеев, библиотек, домов культуры и пользование ими, бесплатное пользование городским и пригородным транспортом для детей дошкольного и школьного возраста, обеспечение учащихся школ бесплатным питанием и бесплатными учебниками, создание новых рабочих мест в сферах производства и обслуживания и так далее.

Заметное место в проекте Конституции уделено статусу республики в составе Российской Федерации. Эта глава регламентирует отношения между органами власти Чувашии и России, причем включенные в нее положения не выглядят как дань радикальным националам или, наоборот, как пустая формальность — они фиксируют "статус кво", сложившийся на сегодня и установленный Конституциями РФ и ЧР, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Чувашской республики и Российской Федерации.

Государственными языками проект называет "чувашский и русский", земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Законы и правовые акты, принимаемые в Чувашской республике, не должны противоречить Конституции Чувашской республики и Конституции РФ, а также Федеральным законам.

Стоит отметить еще одно важное обстоятельство. Создается впечатление, что, согласно проекту заметно изменится роль президента республики. Если сегодня должность президента однозначно ассоциируется с исполнительной властью, то согласно проекту он займет место над "полем боя": ст.38 — “Президент ЧР является главой государства, высшим должностным лицом”; ст.47 — “Исполнительную власть в Чувашской республике осуществляет Кабинет министров ЧР”.

С другой стороны, президент сохраняет непосредственный контроль над исполнительной властью (ст. 42 — президент ЧР определяет структуру Кабинета министров Чувашской республики, принимает решения об образовании и ликвидации министерств и других ведомств; назначает с согласия Государственного совета ЧР председателя Кабинета министров; назначает и освобождает заместителей председателя Кабинета министров, министров, руководителей ведомств Чувашской республики; вправе председательствовать на заседаниях Кабинета министров. Ст.47 — президент ЧР может сам возглавить Кабинет министров ЧР). Это должно значительно облегчить положение следующего президента — он если и не перестанет быть "мальчиком для битья" для оппозиции, то, по крайней мере, будет иметь значительно больше пространства для маневра.

Вопросы отстранения от должности президента и роспуска Государственного совета расписаны достаточно подробно, но сформулированы не слишком четко и допускают разное толкование. Не совсем ясно, почему президент ЧР не может быть отстранен от должности (на основании обвинения в нарушении им Конституции ЧР и Конституции РФ, подтвержденного заключением Конституционного суда РФ) в течение года после избрания и в течение полугода до окончания сроки полномочий. То же самое с Госсоветом — президент не может распустить его ни при каких обстоятельствах в течение года после избрания депутатов и в течение полугодия до окончания срока полномочий. Довольно странно выглядит такая причина роспуска Госсовета, как "повторное, в течение трех месяцев, выражение недоверия Кабинету министров ЧР” — а если парламент выразит недоверие Кабинету через три с половиной месяца, это уже не считается?

Ясно, что в ходе двухмесячного обсуждения проект Конституции претерпит изменения. Коммунисты, конечно, хотели бы совсем исключить из него главу о президенте республики, но это вряд ли возможно. Борьба, очевидно, будет вестись за ограничение властных полномочий президента и, наоборот, расширение полномочий Государственного совета. Вряд ли дело обойдется без серьезных конфликтов и шумных скандалов.

2.    Ежегодное послание президента

Конец месяца ознаменовался также опубликованием ежегодного послания президента Чувашии Н.Федорова, для чего 18 февраля в Чебоксарах была созвана внеочередная, двадцать седьмая сессия Госсовета ЧР.

Вопреки ожиданиям, этот документ, озаглавленный "Любя Чувашию, верю в Россию...", подводил итоги не 1996 года, а трехлетия пребывания Н.Федорова у власти. Это может служить косвенным подтверждением намерения Федорова не баллотироваться на второй срок, — если это так, то нынешнее ежегодное послание для действующего президента является последним.

Итак, по словам президента, три года назад он и его единомышленники ставили перед собой задачу перестать быть пожарной командой и бегать от одного очага возгорания к другому, от одной экономической прорехе к другой. "Политика президента и правительства Чувашии была направлена" как на решение насущных повседневных проблем, так и на стратегические изменения производственно-социальной инфраструктуры республиканского хозяйства.

Одним из заметных достижений своей администрации Н.Федоров считает то, что удалось "не только четко определить свой государственно-правовой статус в обновленной Российской Федерации, но и добиться, исходя из долговременных политико-экономических интересов республики, его признания в важнейших документах конституционного значения в виде Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Чувашской республики, подписанного 27 мая 1996 года.

Признавая, что 1996 год "не стал годом качественного перелома ни в экономике Российской Федерации, ни Чувашии", а существующая налоговая политика “продолжает загонять предприятия всех форм собственности буквально в угол", президент констатировал, что и в этих условиях республика "не только выстояла, но и укрепила свои позиции по многим направлениям: жилищному строительству, развитию коммуникаций, уровню и качеству медицинской помощи, в сфере образования, социальной помощи нуждающимся". Свидетельств тому, по мнению Николая Васильевича, множество. Выросла раскрываемость преступлений (с 48% в 1993 году до 70,5% в 1996 году), снизилась преступность (за 1996 год — на 12%). Значительное развитие получили средства связи — количество телефонных аппаратов выросло на 22,4 тысяч единиц, создана электронная почта "Дионис", межбанковская система "Сирлит". Построено и реконструировано около 500 км дорог. За прошедшие три года выполнен объем работ по газификации, сопоставимый с тем, что сделано в этой области за весь советский период. По уровню жилищного строительства Чувашия вошла в число ведущих регионов России. В последние годы усиленно развивается новое перспективное направление — разведка и использование недр. Удалось сохранить относительную устойчивость в сельском хозяйстве республики.

Планам на 1997 год внимания уделено значительно меньше. Среди основных целей упоминаются повышение эффективности управления, возвращение возможностей государственного контроля там, где можно и нужно, изменение характера процесса приватизации (имеется в виду отказ от краткосрочных фискальных эффектов и "превращение приватизации в реальное средство формирования настоящих собственников"). На 1997 год ставится задача ликвидировать долги и значительно поднять средний уровень заработной платы. В здравоохранении намечено завершить строительство республиканского центра по пересадке почек, реконструкция и ввод в действие второй очереди республиканского кардиохирургического центра, начать строительство центра защиты материнства и детства, сдать в эксплуатацию противотуберкулезный санаторий и 9 объектов здравоохранения в сельской местности.

Любопытная деталь — после того, как Н.Федоров закончил чтение послания, присутствующие в зале депутаты Госсовета, главы администраций и приглашенные получили возможность задать президенту интересующие их вопросы. Многие из них носили провокационный характер или касались довольно узких проблем — перспектив отдельных предприятий, например. Тем не менее, Н.Федоров ответил на все из них, причем показал неплохую информированность. Позднее газета "Советская Чувашия" даже опубликовала стенограмму этих вопросов и ответы на них президента.

Если ознакомиться с официальным отчетом за 1996 год Комитета Чувашской республики по статистике, то состояние дел в Чувашии видится несколько менее оптимистично, чем в послании президента. Индекс физического объема производства 1996 года по отношению к 1995 г. составил, например, 84,5%; объем произведенной продукции сельского хозяйства — 94% к уровню 1995 года; непродовольственных товаров населению продано на 25% меньше, чем за год до этого, продовольственных — на 21,9%. Тем не менее, по мнению наблюдателей, политику администрации Н.Федорова в экономической области, несмотря на некоторые "шереховатости", следует оценить как положительную. Благодаря действиям правительства республики и самого президента за несколько лет удалось добиться очень хороших результатов сразу на нескольких направлениях — в области связи, газификации, дорожного и жилищного строительства, расширении спектра услуг, оказываемых республиканскими органами здравоохранения. После введения внешнего управления подают надежды на "выздоровление" такие крупные предприятия, как "Химпром" и тракторный завод. Хотя многие кадровые решения президента оставляли желать много лучшего, в целом они способствовали смене поколений управленцев, разрушили сложившиеся в былые годы стереотипы "управленческого поведения" и "расшевелили" республику. Оборотной стороной этого процесса стало, конечно же, сплочение оппозиции, плоды которого Николай Васильевич вынужден пожинать.

3.    Осуждение президента

В начале февраля были оглашены сразу два судебных решения, касающиеся действий Н.Федорова.

5 февраля Московский районный суд Чебоксар под председательством С.Бургаковой вынес решение по иску организаторов позапрошлогоднего республиканского референдума о необходимости института президентства в Чувашии и о доверии президенту Н.Федорову.

В интервью одной центральной газете Н.Федоров назвал организаторов референдума "ортодоксальной, воинствующей, невежественной массой" и заявил, что суета вокруг референдума для него то же самое, что комариные укусы. Обидевшись, организаторы референдума подали на президента в суд, требуя защиты чести, достоинства и деловой репутации. Тяжба эта получила в республике известность как "дело о комариных укусах".

Если исход референдума был для его инициаторов неудачным, то судебный процесс они выиграли — суд обязал президента выплатить каждому истцу по 300 000 руб.

Второе нелестное для Николая Васильевича, но вполне предсказуемое решение вынесла 6 февраля коллегия по гражданским делам Верховного суда республики под председательством А.Шегурова. Суд признал неправомерным распоряжение президента об отстранении от должности прокурора ЧР С.Русакова (подробнее о конфликте прокурора с президентом — в предыдущем выпуске мониторинга).

Сам по себе исход этого судебного иска мало у кого вызывал сомнение: прокуратуры регионов подчинены напрямую генеральному прокурору РФ, и такая игра слов, как "отстранить" от исполнения обязанностей вместо "освободить", шансов на успех не имела. Гораздо важнее то, что, несмотря на такой раскованный демарш, как отстранение прокурора республики и наверняка — подключение в связи с этим всех московских связей, президенту Чувашии не удалось добиться, чтобы Русакова сняли распоряжением из Москвы. Можно было бы делать далеко идущие выводы относительно утери Н.Федоровым влияния в Москве, если бы в нынешней российской политической действительности взаимосвязь причин и следствий была хоть сколько-нибудь очевидной.

4.    Хроника событий

4.1.    Визит В.Анпилова

17 февраля в Чебоксары не в первый уже раз прибыл В.Анпилов, лидер "Трудовой России". Виктор Иванович и его идеи пользуются в Чувашии довольно заметной популярностью — на думских выборах в декабре 1995 года блок "Коммунисты — Трудовая Россия — За СССР" набрал больше пяти процентов голосов. Актовый зал Дома союзов был переполнен. Анпилов говорил то же, что и всегда — призвал своих сторонников нынешней весной организовать поход на Москву, по опыту Минина и Пожарского "вымести поганой метлой из России" ее погубителей, призывал перестать говорить и начинать бить и т.д. Особого смысла в этом визите не видно, если не добавить, что один из заметных сторонников “Трудовой России" в Чувашии Владимир Ильич Ижедеров является депутатом Госсовета и членом рескома РК РП. Он, кстати, произнес краткую вступительную речь перед выступлением Анпилова в Доме союзов. Суть в том, что Владимир Ильич уже заявил о своем намерении побороться за пост президента Чувашии осенью этого года. Ижедеров пользуется определенной популярностью у части избирателей пожилого возраста и способен отобрать заметную часть голосов у возможного кандидата от КПРФ. К КПРФ Владимир Ильич относится резко отрицательно — считает, что в теории и практике ее "отсутствует марксизм-ленинизм". “Партноменклатура погубила СССР, социализм, — сказал в недавнем интервью "Советской Чувашии" Владимир Ильич. — Она полностью стала неооппортунистической, предала все на свете за высокие оклады, должности в госаппарате, Думе, местных органах власти". В общем, Ижедеров является идеальной фигурой для противников спикера Госсовета и одновременно первого секретаря рескома КПРФ Валентина Шурчанова на тот случай, если тот выдвинет свою кандидатуру на предстоящих выборах. Чем больше голосов наберет Ижедеров, тем меньше их будет у Шурчанова.


4.2.    Выстрел по квартире редактора “Советской Чувашии”

25 февраля по окнам квартиры Н.Максимова, главного редактора газеты "Советская Чувашия", придерживающейся пропрезидентской позиции, прозвучал выстрел. Дома в это время была дочь Николая Николаевича и ее малолетний ребенок, находившиеся в момент выстрела в соседней комнате, поэтому никто не пострадал. Квартира находится на седьмом этаже, и стреляли, скорее всего, из дома напротив.

Сам Николай Николаевич считает, что выстрел был "предупредительным", так как ранее анонимы требовали от него прекратить печатать материалы на критические темы, в том числе публицистические. Были также попытки вымогательств крупных сумм по телефону. Такое давление на газету Николай Николаевич объясняет профессиональной деятельностью ее журналистов и публикацией в ней острых материалов.

Органы дознания пока воздерживаются от комментариев.

4.3.    Наблюдение за выборами в Чечне

В последний день января состоялась пресс-конференция президента Чувашского национального конгресса А.Хузангая и главного редактора газеты "Хыпар" А.Леонтьева, побывавших с 26 по 29 января в Чечне в качестве наблюдателей за ходом выборов в составе миссии Организации непредставленных народов. Наблюдатели привезли самые положительные впечатления об организации выборов, их легитимности и авторитете в среде чеченцев.

Источники

1. Горчаков О., Герасимов И. Депутатов беспокоит печать министра финансов — деньги для бюджетников, а прокурора — должность // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 1 февраля.

2. Кузьмин Д. Выборы глазами очевидцев // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 1 февраля.

3. Горчаков О. Проект Конституции вынесен на обсуждение народа // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 4 февраля.

4. Васильев Н. Куда повернул прокурор, или закон что руль // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 5 февраля.

5. Горчаков О. Конституционный процесс пошел // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 6 февраля.

6. Проект Конституции Чувашской республики // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 6 февраля.

7. Горчаков О. В товарищах согласья нет, поэтому Владимир Ильич набирает свою команду // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 8 февраля.

8. Максимов Н. Знание, конечно, сила. Но невежество — еще большая сила // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 8 февраля.

9. Хузангай А. Судьба свободы решается в Чечне // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 12 февраля.

10. Республика в цифрах: социально-экономическое положение Чувашии в 1996 году // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 13 февраля.

11. Любя Чувашию, верю в Россию... // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 19 февраля.

12. Горчаков О. Серп и "Молния" Виктора Анпилова // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 19 февраля.

13. Зарплата бюджетников повышается на 20 процентов // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 20 февраля.

14. Прокуратура чертовски хочется работать // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 20 февраля.

15. Диалог президента в стенах парламента // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 20февраля.

16. Горчаков О. Урмарские крылья “соколов Жириновского" // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 21 февраля.

17. Осипов С. Компартия России надеется дожить до 2008 года // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 26 февраля.

18. Васильев Н. Стрельба по "Советской Чувашии" началась с главного редактора // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1997. — 27 февраля.

19. Хулиганить на сессии не надо // Республика. — Чебоксары, 1997. — 6-13 февраля.

20. Белов А. Тяжба // Республика. — Чебоксары, 1997. — 13-20 февраля.

21. Моляков И. Результаты есть // Товарищ. — Чебоксары, 1997. — 14 февраля.

22. Михайлов Р. Вручены билеты нового образца // Товарищ — Чебоксары, 1997 — 28 февраля.

23. Темский И. Валентин Шурчанов: "При больной экономике здоровых финансов не видать" // Товарищ. — Чебоксары, 1997. — 28 февраля.