Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь Егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в феврале 1997 года

1.    КОНТЕКСТ.
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУТИ ПРОИСХОДЯЩЕГО [1]

Возникший как внутрирегиональный, удмуртский конфликт в феврале-начале марта текущего 1997 года плавно перетек в контекст общероссийских политических процессов. Первый и, наверное, определяющий контекст — это процесс рассмотрения Федеральным собранием проекта закона, регламентирующего порядок формирования и деятельности государственных органов власти в России. Вопрос не праздный. Главный камень преткновения, значимый для нашего случая — это определение уровня, на котором может прерываться сфера деятельности органов государственной власти и с которого начинаются полномочия местного самоуправления. Полем брани стали административно-территориальные единицы субъектов Федерации. Именно этот вопрос, в частности, стал краеугольным камнем правововой коллизии "удмуртского дела" в Конституционном Суде. Естественно, что "передовой опыт" Удмуртской Республики оказался нарасхват. Обе позиции, оппонирующие друг другу в Конституционном Суде, получили сторонников и противников по всей России, мало кого из профессиональных политиков оставляя равнодушными.

Кроме того, и это уже в порядке предположения, складывается впечатление, что длящаяся в течение почти года борьба двух равных противников в Удмуртии, приводящая к дестабилизации обстановки, ослаблению государственной и местной власти (в последний период и просто к ее отсутствию) кому-то на руку. Иначе никак не объяснить совершенно нелогичное поведение руководства Государственного совета, полное отсутствие желания сторон найти общие взгляды и интересы, отсутствие возможности формулирования экономических и политических интересов региона. Здесь можно предположить участие в конфликте заинтересованных в бесконтрольности транстерриториальных "московских" и региональных корпораций, руководства соседних регионов и тому подобное. Вполне вероятно, что многие неуспехи удмуртской экономики в целом определяются не только объективыми факторами (общероссийская ситуация, специфика экономической структуры региона и тому подобное) и субъективными факторами (некомпетентность руководства региона, отсутствие опыта работы и так далее), но и влиянием некоторых внешних для Удмуртии сил.

Необходимо также отметить, что суть конфликта расположена и в плоскости идеологической. В Удмуртии уже считается в определенных околополитических кругах, что конфликт между Ижевском и Госсоветом республики является одновременно и конфликтом между левоконсервативной тенденцией (позиция Госсовета) в удмуртском политическом пространстве и либеральной тенденцией (позиция сторонников местного самоуправления, прежде всего — Ижевска). Однако говорить, что это так в полной мере, нельзя. С одной стороны, коммунисты в парламенте и впрямь заявляют, что принятие Закона "О системе органов государственной власти" идет в соответствии с их программными установками. С другой, заявляется, что региональное отделение КПРФ находится в конструктивной оппозиции к республиканской власти. Некоторые коммунисты выступили на стороне Думы. Их не осудили, но партия относится с легкой неприязнью к личности Анатолия Салтыкова. Особенно после того, как у мэра появился новый автомобиль "Волга", исполненный чуть ли не в представительском классе, с радиотелефоном и прочими удобствами.

К началу марта заметно активизировалась политическая деятельность депутатов Госсовета, руководителей хозяйствующих субъектов, объединенных в значительной степени во фракции "Экономическое развитие" и по всей логике событий просто обязанных быть в оппозиции руководству республики с его странным интересом к укреплению государственной власти. Вмешательство в конфликт фракции "ЯБЛОКО" Госдумы РФ и одноименного общественного движения фактически на стороне ижевской мэрии еще более убедило общественное мнение в наличии идеологической подоплеки конфликта.

Конфликт развел по политическим углам и финансовые группировки внутри Удмуртской Республики, связанные с соответствующими группировками внутри политической элиты региона. Попытки руководства республики селективно относиться к хозяйствующим субъектам, создавая банки-агенты и уполномоченные банки (например, Уральский трастовый банк) перевели невыбранные финансовые группы и хозяйствующие субъекты в оппозицию к региональной власти. Так, можно предположить, что в ранг "изгоев" могли попасть такие банки, как "Ижладабанк", "Ижкомбанк" и другие. Они же вполне могли бы стать и политическими инвесторами оппозиции, что вполне можно предположить по наличию достаточно квалифицированной экспертной поддержки оппозиции. Впрочем, часть оппозиционной прессы, например, финансируется "из-за рубежа" республики.

Можно обратить внимание и на не слишком значительный, но все же примечательный водораздел между сторонниками и противниками Закона "О системе органов государственной власти". Так, среди его противников находится и основная масса депутатов Госсовета, имевшие этот статус еще в последнем Верховном Совете.

Говоря об особенностях политической жизни февраля в Удмуртской Республике, нельзя обойти вниманием появление в эпицентре событий конфликта бывшего председателя Верховного Совета республики Валентина Тубылова, который еще недавно молча взирал на все происходящее. Теперь он выступает, подчеркнуто сравнивая работу руководимого им Верховного Совета и ныне действующего представительного органа власти.

На сегодня трудно объяснить политическую логику лидера удмуртского парламента Волкова и его сторонников. Возможно строить версии, догадки, но все это кажется уж слишком неправдоподобным. Приходится говорить о совершенной политической бесталанности Александра Волкова и его сторонников, несмотря на тот мощный ажиотаж, который возник вокруг его персоны. Приходится говорить (особенно в последнее время) о том, что, не имея возможности выбирать линию поведения, руководство республики просто пошло ва-банк, развернув конфликт из плоскости "город-республика" в плоскость "Удмуртия-Президент". Кроме того, стоит отметить, что руководство республики старается отыскать союзников среди других регионов, активизируя межрегинальные контакты и работу в Совете Федерации, стараясь включиться в движение фрондирующих регионов.

Можно построить версию объяснения мотивации поведения верхушки президиума Государственного совета и на том, что бесшабашные действия руководства удмуртского парламента, подаваемые как мероприятия по реализации постановления Конституционного Суда, подстегивают ожидание решительных перемен в российском руководстве: в Кремле или Белом Доме. Это ожидание в какой-то части было рассеяно после появления здорового Президента, перемещения Чубайса, столь ненавистного значительной части удмуртской региональной элиты... Однако линия поведения руководства Госсовета, направленная на еще более тугое затягивание и без того сложного клубка противоречий, продолжает иметь место. С выходом 10 марта Указа Президанта, будем надеяться, ситуация окажется под контролем гаранта Конституции. Правда, мы не раз были свидетелями методов российских властей по наведению конституционного порядка в регионах. Российское руководство тоже гораздо клубки запутывать...

2.    ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ

Пятого февраля состоялось заседание президиума правительства Удмуртской Республики. Здесь было принято постановление правительства "О результах комплексной ревизии исполнения бюджета города Ижевска". Салтыков, будучи приглашенным на это заседание, его покинул, так как посчитал его неправомочным, а себя неподготовленным, поскольку невовремя получил к нему материалы. На основе доклада, сделанного главным контролером-ревизором КРУ Николаем Лебедевым, президиум правительства пришел к выводу, что бюджетная политика в городе Ижевске в 1996 году "не была ориентирована на формирование доходной части бюджета. Подтверждением этому служит то, что средства, предназначенные для зачисления в бюджет, направлялись во внебюджетные и иные фонды. Выявлено, что в фонды в проверяемый период перечислено 15,8 миллиарда рублей, из них использовано не по назначению 7,8 миллиарда рублей". (Проверка КРУ затрагивала период с января 1994 года по август 1996 года. — И.Е.). Бюджет города в первом полугодии 1996 года оказался выполненным по доходам на 73,4% (с учетом дефицита), а по расходам на 75,9%. Отмечено, что из бюджета города выделялись беспроцентные ссуды коммерческим структурам, при этом часть из них была использована не по целевому назначению.

"В проверенных организациях и предприятиях за период с 1994 по 1996 голы общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 54 миллиарда рублей, в том числе нецелевое и незаконное использование средств 39,9 миллиарда рублей (с учетом плановых ревизий, проведенных КРУ Министерства финансов РФ по Ижевску в течение 1996 года)."

Правительство Удмуртской Республики на заседании своего президиума указало ижевской администрации на выявленные недостатки, приняло к сведению, что решением президиума Государственного совета от 24 октября 1996 года А.И.Салтыков освобожден от занимаемой должности, предложило ижевской администрации рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности виновных лиц, допустивших нецелевое использование бюджетных средств и внесло в Государственный совет проект постановления "О нарушениях бюджетного законодательства органами местного самоуправления города Ижевска".

11 февраля одиннадцатая сессия Государственного совета продолжила работу, начав ее с рассмотрения оставшегося четвертого вопроса повестки. Нужно было определиться с результатами проверки Контрольно-ревизионного управления правильности исполения бюджетного законодательства огранами местного самоуправления Ижевска. Правительство республики, уже принявшее в связи с этим вопросом свое постановление от пятого февраля и предложившее свой проект постановления сессии, 10 февраля на своем заседании приняло решение выйти на сессию с новым проектом постановления. Он содержал меры по "обеспечению соблюдения органами местного самоуправления Ижевска законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики". Правительство предлагало "текущее финансирование в пределах сумм, предусмотренных Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 1997 год" по городу Ижевску возложить на управление финансов Ижевска как орган государственного управления финансами Удмуртской Республики и Российской Федерации, в соответствии с распоряжениями первого заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики", главы администрации Ижевска Юрия Степановича Питкевича". Кроме того, "рассмотрение и утверждение бюджета Ижевска осуществить после принятия Государственным Советом Удмуртской Республики соответствующего решения".

Главными нарушениями, которые контрольно-ревизионное управление Минфина России обнаружило в действиях органов местного самоуправления Ижевска, были "нецелевые использования" бюджетных средств. Именно с нецелевым характером и связан спор, возникший на сессии, который порой становился чисто теоретическим. Представители КРУ, президиума Государственного совета и многие депутаты настаивали на том, что бюжетный закон нужно соблюдать в полном соответствии с его буквой. Выделенные городскими властями средства на заготовку сельскохозяйственной продукции для закрытых учреждений города, которые заготовитель потратил на закупку подсолнечного масла, майонеза и подобных продуктов, ревизоры КРУ посчитали нецелевым использованием средств. Представители города Анатолий Салтыков, Валерий Наумов, Вячеслав Засыпкин, Геннадий Останин пытались доказать, что при наличии долга в 360 миллиардов рублей городская казна обречена "перекидывать" средства с одной статьи на другую. Этого же мнения придерживались и депутаты Николай Нагорных, Алексей Красных, Виталий Соловьев. Была и другая позиция. Клементий Роговец (начальник ижевского отделения Горьковской железной дороги, депутат Госсовета) и другие "хозяйственники" посчитали, что не дело парламента определять степень виновности тех или иных лиц. Пусть занимается этим прокуратура, тем более, что материалы проверки КРУ туда направлены.

Кстати, Виктор Походин, прокурор республики, "под занавес" заседания дал справку о возбужденных уголовных делах и о снятых по представлению прокуратуры чиновниках городской администрации. Следствие еще ведется, и возможно, заявил Виктор Михайлович, хитро усмехаясь в зал, скоро мы кое-кого арестуем. Встретив взгляд сидящего в зале мэра Ижевска Анатолия Салтыкова, Виктор Походин успокоил его, сказав, что у него есть депутатская неприкосновенность и речь в данном случае идет не о нем.

"Ну кто не без греха," — такова позиция по нецелевому использованию бюджетных средств некоторых депутатов. Так полагает, например, депутат Валентин Кудинов, председатель совета директоров АО "Удмуртнефть", который обратился в президиум к председательствующему Александру Волкову с вопросом о 300 миллиардах рублей из сумм, направленных на восстановление минерально-сырьевой базы республики.

"Мы живем в перевернутом мире...”, — теперь слова поэта, цитировавшиеся седьмого февраля Софьей Широбоковой, прозвучали из уст председателя Госсовета Александра Волкова. Боль за судьбу народных денег возобладала над холодным рационализмом и сессия приняла постановление, предложенное Правительством. Пятьдесят два депутата посчитали, что этому самоуправлению, как выразился депутат Михаил Шишкин, деньги доверять нельзя.

Второй документ, вынесенный на рассмотрение депутатов, несмотря на недолгое время обсуждения, тоже был принят не без трений. Президиум парламента предложил подтвердить полномочия глав администраций административно-территориальных единиц республики, назначенных руководством Госсовета в период введения в действие Закона "О системе органов государственной власти". Постановлением Конституционного Суда признаны неконституционными созданные в этот период органы государственной власти. Органы местного самоуправления были распущены, и возникала угроза безвластия в районах и городах республиканского подчинения. Необходимо было выйти из этого положения. Однако с таким выходом не согласились некоторые депутаты. Так, Валерий Фридрих, глава администрации города Воткинска, предложил исключить его из приложенного списка утверждаемых руководителей. При голосовании оказалось, что только 19 депутатов признают за Валерием Леонидовичем право на это. Пятьдесят два голоса — таков "вес" принятого постановления.

Похоже, одним из решающих в происходящих спорах было выступление Владимира Пономарева, заместителя председателя Государственного совета республики. Он подчеркнул, что с принятием нового Закона "О местном самоуправлении" старый закон прекратил свое действие. Муниципальные образования, созданные на его основе, должны были перерегистрировать свои уставы. Не сделал этого, например, Ижевск. Далее Владимир Алексеевич, сославшись на статьи 52 и 57 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации", отметил, что предполагаемый местный референдум, необходимый для образования или переформирования муниципального образования, могут инициировать только главы местного самоуправления, которые в большинстве случаев в Удмуртской Республике отсутствуют, или пять процентов населения, проживающего на территории муниципального образования. И это все достаточно сложно. Да и, согласно статье 52 Федерального закона, решение местного референдума может быть обжаловано в суде.

В разделе "разное" сессия заслушала выступление Юрия Семенова, предложившего отправить Президенту России письмо с разьяснением действий Госсовета по реализации постановления Конституционного Суда. Это было вызвано тем, что, как выяснилось, депутат Николай Нагорных отправил Президенту от своего имени письмо, где излагал свою версию происходящего в республике. С этой версией и не был согласен Юрий Валерианович. Его не поддержали.

18 февраля одиннадцатая сессия Государственного совета статья за статьей продвигалась по проекту Закона "О выборах депутатов Советов депутатов районов, городов Удмуртской Республики". Внезапно над залом заседания раздался треск, и с потолка на депутатов посыпалось лопнувшее почему-то стекло. К счастью, никто не пострадал. Мы не будем искать в этом происшествии сакральный смысл, а лишь отметим, что в республике принят Закон о выборах Советов, согласно которому ижевчане 20 апреля текущего года будут избирать свой представительный орган государственной власти. А кроме того, в этот же день они должны будут ответить на вопрос о том, согласны ли они распустить в городе местное самоуправление. Сессия приняла также постановление о тех мерах, которые следует принять в ближайшее время с тем, чтобы реализовать решение Конституционного Суда. Кстати, среди таковых мер, предложенных рабочей группой, возглавляемой председателем Государственного совета Александром Волковым, было и предложение внести изменения в Закон "О системе органов государственной власти" и Конституцию Удмуртской Республики, имея в виду введение поста Президента УР. Данное предложение было перечеркнуто выступлениями Николая Чувашова и Александра Бегунова, которые, огласив решение совета фракции "Коммунисты Удмурии" (а это самая влиятельная фракция в Госсовете республики), лишили всякой надежды руководство Госсовета продолжить реформирование государственной власти в Удмуртии, подменяя этим реальную государственную политику. Пятьдесят семь депутатов при обсуждении этого пункта проголосовали за то, что Удмуртия останется парламентской республикой.

На протяжении всего заседания периодически возникала острая дискуссия о том, что же все-таки делать сначала, а что потом. Вносить изменения в Конституцию Удмуртии (в статью 10), и потом избирать новые органы государственной власти, или наоборот; разделить полномочия между органами государственной власти и местным самоуправлением и потом вводить государственную вертикаль в административно-территориальых единицах или наоборот. Депутаты Алексей Красных, Николай Нагорных, Иван Абрамов и некоторые другие подходили к микрофонам и задавали риторический вопрос "о телеге и лошади". Президиум Государственного совета периодически образумливал неспокойных депутатов, уверяя, что все находится сегодня во власти парламента и что все вопросы вправе решить он сам. Страсти были накалены до предела. Чего стоит только выступление депутата Валерия Фридриха, последнего должностного лица местного самоуправления Воткинска, заявившего, что в зале заседаний Госсовета он чуствует себя дураком, что не усматривает в действиях депутатов никакой логики, но все равно будет стоять на своем. "Вы знаете, Александр Александрович, что Фридрих всегда стреляет до последнего", — обратился к председательствующему Валерий Леонидович. "А я всегда стреляю последним," — отрезал Александр Волков.

Как бы то ни было, закон о выборах Советов принят, а в апреле они пройдут только в Ижевске. В результате в столице Удмуртии создадутся два органа представительной власти — Дума и Совет. Правда, в день выборов ижевчан спросят, нужна ли им Дума. Но это будет всего лишь опрос, который не будет иметь юридической силы. Бурные дискуссии и двойное голосование: проводить опрос или референдум? — закончились тем, что депутаты выбрали опрос. Судьбу вопроса решил всего один голос. Сессия одобрила в целом предложения рабочей группы, разрабатывающей меры по реализации решения Конституционного Суда, и решила поручить ей продолжить свою работу.

24 февраля состоялось заседание президиума Государственного совета Удмуртской Республики, на котором были рассмотрены вопросы назначения членов Ижевской городской избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов города Ижевска и проведению опроса жителей города. В соответствии со статьей 13 Закона "О выборах депутатов Советов депутатов Удмуртской Республики" и во исполнение постановления Государственного совета Удмуртской Республики "О назначении первых выборов депутатов Совета депутатов города Ижевска” президиум Государственного совета назначил 15 членов Ижевской городской и по 10 членов пяти территориальных избирательных комиссий.

3.    РЕАКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА И ПРОКУРАТУРЫ

Сразу же после завершения заседания сессии Государственного совета, на котором были приняты решения о назначении выборов в Советы Ижевска и другими решениями, принятыми 7 и 11 февраля, последовала реакция со стороны правоохранительных органов Российской Федерации и Президента России. Даже прокурор Удмуртской Республики, до сих пор не проявлявший особой активности, опротестовал два постановления, принятых в эти дни Государственным Советом. Это стало достоянием гласности 7 марта, когда об этом собщил на пресс-конференции сотрудник республиканской прокуратуры прокурор по надзору Владимир Григорьев.

Протест первый касался постановления Государственного совета от 11 февраля "О полномочиях глав администраций районов и городов Удмуртской Республики". В протесте отмечалось, что в опротестовываемом постановлении подтверждаются полномочия должностных лиц, чей статус постановлением Конституционного Суда признан незаконным.

Протест второй касался второго пункта постановления Государственного совета от 11 февраля "О нарушениях бюджетного законодательства органами местного самоуправления г. Ижевска". В протесте говорилось о том, что возложение полномочий распоряжаться городским бюджетом на городское финансовое управление как государственный орган в соответствии с распоряжениями первого заместителя председателя Правительства УР Ю.С.Питкевича противоречит Конституции РФ и постановлению Конституционного Суда.

12 февраля председатель Конституционного Суда В.А.Туманов направил в адрес Президента РФ обращение с просьбой обеспечить исполнение постановления Конституционного Суда.

21 февраля Президент России обратился к председателю Государственного совета Удмуртской Республики А.А.Волкову и генеральному прокурору России Ю.И.Скуратову. Без всяких эпистолярных излишеств в данном документе поручалось

А.А.Волкову:

"Почему до сих пор не исполнено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года? Прошу в десятидневный срок доложить о принятии мер по выполнению всех решений, содержащихся в данном постановлении Коституционного Суда."

Ю.М.Скуратову:

"Прошу принять меры прокурорского воздействия для обеспечения безусловного исполнения упомянутого Постановления".

Несмотря на это поручение, руководство Государственного совета продолжало проведение в жизнь своей политики.

21 февраля (запротоколировано 25 февраля) под председательством заместителя руководителя администрации Президента РФ М.В.Бойко прошло совещание, на котором было принято решение, детально расписывающее меры, небходимые для реализации постановления Конституционного Суда. В частности:

1. Приостановить в Удмуртскй Республике действие решений органов государственной власти районов и городов, их должностных лиц, а также управляющих сельсоветами и поселками до рассмотрения указанных решений соответствующими органами местного самоуправления и их должностными лицами либо до принятия по ним решения судом.

2. Возобновить деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27 января 1994 года "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".

3. Предложить депутатам представительных органов местного самоуправления и выборным должностным лицам (главам) местного самоуправления, принявшим решения о сложении полномочий в связи с введением в действие Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", рассмотреть вопрос о дальнейшем осуществлении ими полномочий с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и соблюдения предусмотренной данным Постановлением правовой процедуры, основанной на предварительном учете мнения населения. Решение о досрочном сложении полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования должно содержать указание о назначении даты выборов депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления взамен выбывших.

В случае подтверждения решения о досрочном сложении полномочий представительным органом местного самоуправления глава местного самоуправления соответствующего муниципального образования обязан обеспечить проведение выборов в органы местного самоуправления в порядке и в сроки, предусмотренные федеральным законодательством о выборах, республиканскими законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Приостановить действие Закона Удмуртской Республики "О выборах депутатов Советов депутатов городов и районов Удмуртской Республики" от 18 февраля 1997 года до исполнения органами государственной власти Удмуртской Республики Постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 года и внесения в соответствии с ним изменений в закондательство Удмуртской Республики о системе органов государственной власти.

5. Отменить Постановление Государственного совета Удмуртской Республики "О назначении первых выборов депутатов Совета депутатов города Ижевска" от 18 февраля 1997 года, являющееся правовым актом, направленным на досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления города Ижевска в отсутствие на момент принятия данного Постановления соответствующих решений городских органов местного самоуправления и выявленного мнения жителей города.

6. Решить вопрос об ускорении разработки и принятия закона Удмуртской Республики, регулирующего проведение республиканских и муниципальных референдумов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией и законодательством Удмуртской Республики, принимая во внимание, что опросы общественного мнения не могут иметь юридической силы.

7. При законодательном определении системы органов государственной власти Удмуртской Республики, их полномочий и компетенции исходить из требований Конституции Российской Федерации и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года, предусматривающих формирвание территориальных органов государственной власти только в пределах административно-территориальных единиц Удмуртской Республики, законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти, соблюдение принципа разделения властей, обязательную выборность глав администраций и представительных органов государственной власти.

При этом недопустимо наделение органов государственной власти полномочиями по предметам ведения местного самоуправления, определенным Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

26 февраля в интервью газете "Удмуртская правда" (УП) Александр Волков ответил на вопросы в связи с поручением Президента Ельцина ему и генеральному прокурору Скуратову относительно ситуации в Удмуртской Республике и протоколом, составленным в администрации Президента 21 февраля 1997 года. По мнению Александра Волкова, в администрацию Президента поступает крайне однобокая и искаженная информация. "Не хотелось бы делать поспешные выводы, но мне кажется, что дело тут не в законе и не в постановлениях Госсовета Удмуртской Республики. Идет борьба двух идеологий. С одной стороны — это наш Государственный совет, это большинство здоровых сил, с другой — идеология узкого круг людей, пытающихся мощно пролоббировать закон об общих принципах государственной власти, которого пока нет. По их мнению, местное самоуправление должно существовать именно в том виде, в каком оно внедряется сейчас. Но не могут в одном организме существовать две разные системы, никак не связанные друг с другом!.."

По поводу сути состоявшейся 21 февраля встречи в администрации президента Александр Волков сказал: " Это была рабочая встреча у заместителя руководителя аппарата М.Бойко. Еще до нее я обращался к помошнику Президента по правовым вопросам М.А.Краснову с просьбой принять меня. Я был готов доложить, как идет работа." Однако, как отмечает Александр Волков, прошедшей встрече ничего не удалось конкретизировать. "Просто пытались дать понять, что мы не так делаем, как кому-то хочется, и сказать, как мы должны выполнять решения Конституционного Суда." Александр Волков сообщил, что он готовит письмо Борису Ельцину, где он намерен объяснить, что делается в Удмуртской Республике по реализации Постановления Конституционного Суда.

10 марта Президент России издал указ, в котором еще раз определил меры по реализации постановления Конституционного Суда, отмечаемые уже в протоколе от 21-25 февраля. Только теперь выполнение этих предписаний находилось под контролем Генеральной прокуратуры.

11 марта начала работу 12-ая сессия Государственного совета УР, в повестке дня которой стояло рассмотрение предложений рабочей группы, созданной еще на десятой сессии, мер по реакции на протесты республиканского прокурора, генерального прокурора (внесенный еще летом прошлого года) и указа Президента РФ. После окончания первого же дня работы сессии Александр Волков поспешил докладывать в Генеральную прокуратуру и Администрацию Президента РФ о принятых в этот день решениях.

Источники

1. Егоров Игорь. Правительство отвечает за все. Ижевской казной будет руководить первый вице-премьер // Известия Удмуртской Республики. — Ижевск, 1997. — 13 февраля. — №21.

2. Сентякова С. Мэр Ижевска хлопнул дверью // Удмуртская правда. — Ижевск, 1997. — 7 февраля. — №19.

3. Сентякова С. Что зависит от ответа? (интервью с А.Волковым) // Удмуртская правда. — Ижевск, 1997. — 26 февраля. — №28-29.

 

 

 



[1] Помимо нижеизложенной версии происходящего в Удмуртской Республике в связи с изменениями системы местного управления и самоуправления, существуют другие точки зрения на этот предмет. См., например, Катанян К. Максим Бойко против Госсовета Удмуртии // Независимая газета. - М., 1997. - 13 марта. - №45. - С. 2; Пискотин М. Решение принято - конфликт продолжается // Российская Федерация. - М., 1997. - №3. - С. 15-16. Обратим внимание читателя на тот факт (оставшийся за пределами анализа автора обзора), что республики Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Якутия, (где несоответсвие политико-административной практики Конституции Российской Федерации и федеральному Закону “Об общих принципах местного самоуправления” более, чем очевидно и имеет более длительную историю) не подверглись процедурам, подобным использованным федеральным центром в Удмуртии. Республика Карелия демонстрирует вариант в рамках федерального законодательства - с параллельными органами государственной власти и органами местного самоуправления, что не вписывается в представления помощника Президента Российской Федерации М.Бойко, требующего в Удмуртии - как бы в развитие решения КС (предполагающего такой вариант сосуществования систем управления) упразднения такого параллелизма. - Ред.