Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

А. Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в январе-феврале 1997 года

1.    социально-экономическая ситуация в регионе
в 1996 году

1.1.    Демография и уровень жизни

Демографическая ситуация в Татарстане к началу 97-го года характеризовалась следующими параметрами: численность населения — 3766,5 тыс. человек (в том числе — 2772,3 городского и 994,2 тыс. человек сельского населения). Несмотря на естественную убыль населения (в 1996 г. зарегистрировано 38 тыс. рождений и 45,8 тыс. смертей), население РТ возросло на 6 тыс. человек за счет положительного миграционного сальдо в 13,8 тыс. человек.

47,6% населения экономически активно. На учете в органах занятости состояло 41,1 тыс. человек, из которых 36,5 имели статус безработных.

В области распределения реальных денежных доходов богатейший и беднейший децили соотносились в пропорции 9,7 к 1. Доходы ниже прожиточного минимума имели 14% населения (к примеру, каждый третий научный работник.)

Прожиточный минимум на конец прошлого года составил 256,6 тыс. рублей. Рост потребительских цен составил за год 23,9%. Средняя зарплата в ноябре 1996 г. составила 756,5 тыс. рублей или 138 US $, тогда как в Российской Федерации в целом — 835 тыс., в Башкортостане — 708 тыс. руб., Мари Эл — 410,8 тыс. С учетом индекса потребительских цен, зарплата за год сократилась на 2,5%.

Преступность в 1996 г. сократилась на 11%, составив в расчете на 100 тыс. населения 1407 преступления против 1581 в 1995 г.

1.2.    Предприятия

По введенному в РТ Единому государственному регистру предприятий и организаций, общая численность зарегистрированных субъектов (предприятий) составила 39983 из которых государственными по форме собственности являются 10,2%, муниципальными — 8,5%, частными — 62,8%. На конец года почти половина предприятий РТ были учреждены отдельными гражданами. К этой категории относятся более трети предприятий в торговле, каждое пятое — в строительстве.

1.3.    Ситуация в промышленности

Индекс физического объема произведенной продукции к уровню 1995 года достиг 103,2% (отгруженной продукции — 101,9%). Прирост производства практически целиком был получен за счет отраслей, в которых традиционно высока экспортная активность, — топливной, химической и нефтехимической, составляющих в совокупности более половины республиканского промышленного комплекса. В других отраслях наблюдалось дальнейшее падение производства, достигшее, например, в легкой промышленности 25,6%.

Выпуск продукции на предприятиях ВПК составил 83,5% к уровню предыдущего года.

Сокращение инвестиций в экономику и социальную сферу РТ за счет всех источников финансирования составило 27,1%. В структуре бюджетных источников превалировали инвестиции по линии РТ (51,6%), тогда как федеральная доля инвестиций составила 21,6% [1].

В области иностранных инвестиций, судя по обнародованным в печати данным, Татарстан имел достаточно высокий рейтинг.


Таблица 1

Объемы инвестиций в регионы России [2]

 

Регион

Накопленные инвестиции (млн. долл.)*

%. к итогу

г.Москва

5315,06

46,12

Тюменская область

751,74

6,52

г.Санкт-Петербург

741,77

6,44

Московская область

541,56

4,70

Архангельская область

459,87

3,99

Татарстан

333,11

2,89

Республика Коми

301,60

2,62

Приморский край

220,37

2,44

Республика Мари Эл

212,23

1,84

Самарская область

192,48

1,67

 

* По состоянию на 30 сентября 1996 г.

2.    органы власти

2.1.    Госсовет РТ

9-я пленарная сессия Госсовета РТ 20 января не была похожей на рутинное парламентское событие.

С ежегодным посланием к депутатам обратился М.Ш.Шаймиев. С трибуны сессии он комментировал ключевые положения документа, который называется "Республика Татарстан: от стабилизации к экономическому росту". Подчеркивался позитивный вектор движения — "по пути демократии, рыночных отношений, экономического и социального прогресса", а также необратимость произошедших перемен. Характерно, что источником оптимизма были названы 1) углубление политической, социальной и экономической стабильности; 2) укрепление межэтнического, межконфессионального, гражданского согласия; 3) последовательная демократизация общества.

В целом, неоднократное использование термина "демократия" в своеобразной преамбуле ежегодного послания — примета, не могущая не обратить на себя внимание любого, кто привык иметь дело с семантикой официальных документов. М.Шаймиев активно педалировал то, что "внутриполитические процессы должны стать более открытыми".

Далее, общеполитический контекст в РФ получил оценку, согласно которой расстановка сил "не всегда в пользу продолжения реформ". По-видимому это должно указывать на то, что принимается более или менее определенное решение в выборе общероссийских ориентиров.

М.Шаймиев специально высказался в пользу идеи договорно-конституционной федерации, подчеркнув тезис о том, что приведение конституций РФ и республик в соответствие — двусторонний процесс. В более адекватном конституционном отражении, как можно истолковать слова президента РТ, нуждается механизм представительства народов РФ: "Россия — многонациональная страна. Здесь много специфических проблем, решение которых не могут целиком взять на себя только республиканские и другие национально-территориальные образования. То, что нам под силу, мы решаем и будем решать. В Совете Федерации и Государственной думе представители национально-государственных образований России не могут провести ни одного решения. Это противоречит европейским и международным нормам защиты прав человека и народов. Эти сложнейшие проблемы должны решаться через реализацию концепции национальной политики, а также должны иметь и конституционное признание и закрепление". Приведенный фрагмент, как видится, свидетельствует об отсутствии каких-то существенных доктринальных новаций в позициях руководства Татарстана и о том, что декларируемые идеи скорее говорят о достаточно вялой реакции на периодически звучащие в стенах Думы предложения унифицировать объем полномочий субъектов Федерации.

В выступлении содержался по-своему свежо звучащий сюжет о перспективах Татарстана в связи с возникновением "такого феномена, как Европа регионов". В связи с этим, как отметил М.Шаймиев, республика оказывается в новом, теперь уже европейском, правовом поле. Юристам следует осмыслить эту ситуацию, накладывающую на нас особые обязательства....Государственному совету нужно изучить возможность присоединения к европейским хартиям и конвенциям. Таким образом, идейный комплекс, привлекаемый для обоснования политического курса РТ и ситуативных интересов правящей элиты, продолжает оставаться весьма и весьма эластичным: от подчеркивания суверенитета республики до настаивания на договорно-конституционной модели федерализма и до самоидентификации в контексте идеи европейского регионализма. Это вновь подтверждает оценки об оппортунистической (в нейтральном значении термина) природе политики нынешнего руководства РТ.

Основные же разделы документа, как обычно, были посвящены хозяйственно-экономической проблематике [3].

Сессия очень лапидарно рассмотрела повестку дня, уместив принятие решений, постановлений и закона "Об упорядочении татарского алфавита" (исключительно паллиативного, по оценкам депутатов-гуманитариев) в какие-то полтора часа.

Далее собравшиеся перешли к чествованию М.Шаймиева по случаю его 60-летия. Мероприятие, уступавшее по уровню помпезности церемонии инаугурации, почтили присутствием А.Б.Чубайс, приехавший в республику вторично за последние два-три месяца, В.В.Илюшин, Муртаза Рахимов, заместитель главы администрации президента РФ А.И.Казаков, председатель федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Д.В.Васильев и другие официальные лица.

Юбиляр был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени (это уже седьмой орден юбиляра). Ему были адресованы многочисленные поздравительные послания Б.Ельцина, Правительства РФ, Е.Строева, Г.Селезнева, А.Лифшица, Е.Примакова, польского премьер-министра, послов Ирана, Словении, Турции, Великобритании, Австралии. Позже сообщалось о телеграммах венгерского президента А.Генца, А.Лукашенко, И.Рыбкина, Ю.Лужкова, Н.Назарбаева, А.Акаева, Ю.Скуратова. Г.Зюганов в поздравлении, в частности, пожелал "сохранения и развития государственности и процветания Республики Татарстан, составной и неотъемлемой части Российской Федерации... Уверен, что трезвый, прагматичный подход к разрешению различных политических и социально-экономических проблем, волнующих российское общество, — продолжает лидер КПРФ, — рано или поздно восторжествует".

3.    НОВОЕ РУКОВОДСТВО КамАЗа

На АО КамАЗ избран новый генеральный директор, четвертый за всю историю комплекса по производству большегрузов. Им стал пятидесятилетний Иван Костин, уроженец татарстанского Закамья, выпускник Пермского политеха, с 1974 г. работающий на автозаводе в Набережных Челнах (последний год — в должности первого вице-президента, исполнительного директора КамАЗа). Судя по первым газетным свидетельствам, это — жесткий прагматик, преисполненный решимости радикальное преобразовать работу автогиганта. В числе первых акций нового главы АО — неожиданные кадровые назначения. Должностей заместителей осталось всего четыре. Подчеркнуто резко отказано в "придумывании" должностей для членов прежней команды Николая Беха, которые по всей вероятности во главе со своим шефом перейдут на работу в совет директоров.

Костин создал также отдельную дирекцию по экономике и финансам.

Очень важная перемена в судьбе заводов состоит в том, что пакет акций, находящихся в распоряжении Татарстана, увеличился с 8% до 39%, что произошло после уточнения цен на 40 млн. обыкновенных акций, которые теперь отчуждены в пользу республики, ставшей крупнейшим акционером КамАЗа.

Вопрос об этом пакете возник сразу после распада Союза ССР и ликвидации прежнего владельца этих акций в лице Минавтопрома СССР, перейдя затем в фазу длительного спора между Казанью и Москвой. В итоге Татарстан в 1994 г. заполучил весь соцкультбыт и теперь — сами акции. Переломными моментами стали: пожар в 1993 году, отставка О.Сосковца, казус с ВЧК и "прямой и явной угрозой" полного банкротства. Отныне федеральные ведомства будут иметь дело уже не с челнинскими автомобилестроителями, но с Казанью. КамАЗ должен в бюджет РТ 44,9 млрд. рублей, но это уже внутренние взаимоотношения.

Наиболее же сложная задача состоит в том, чтобы преодолеть барьер, за которым начинается безубыточное производство автомобилей, спрос на которые упал в ситуации общероссийского экономического кризиса. Сейчас ежегодно выпускается 20 тыс. машин, а не 120 тыс., на которые рассчитывалось число работающих. Предстоит произвести двадцатитысячное сокращение рабочих мест.

4.    ВИЗИТ М. ШАЙМИЕВА в египет

В конце февраля М.Шаймиев находился в Египте во главе официальной делегации РТ. Программа пребывания включала встречи с Президентом Египта Хосни Мубараком, с председателем Народного Собрания Ф.Суруром, премьер-министром АРЕ Камалем Аль-Ганзури, представителями деловых кругов...

Характерно, что "большого" документа о сотрудничестве в экономической или научно-технической отраслях не последовало. Подписано соглашение между министерствами образования. Констатирована готовность к активизации связей: Египет намерен покупать у РТ "КамАЗы", самолеты, оптику, есть наметки по сотрудничеству в области нефти (речь, в частности, шла о внедрении татарстанских технологий нефтедобычи на египетских месторождениях, хотя для этого еще предстоит выиграть тендер).

 

На пресс-конференции по итогам поездки в Египет М.Шаймиеву был задан вопрос о его отношении к тезису, высказанному Ю.Лужковым (в качестве индивидуального мнения) на конгрессе "Россия — Беларусь: прошлое, настоящее, будущее", сводящемуся к целесообразности создания в России 10-12 крупных территориальных образований вместо существующих девяти десятков, так как "нынешнее федеративное устройство России далеко от оптимальной модели".

М.Шаймиев заявил, что "Татарстан был, остается и будет, независимо от любых пожеланий политиков". "Я бы не сказал, что Юрий Михайлович очень осторожный в высказываниях человек, но политикам надо говорить реальные вещи". По этому поводу также последовала шутка о том, что возражений против присоединения нескольких республик и областей к Татарстану нет. "Надо только посоветоваться с народом...".

Комментируя ситуацию, председатель подкомитета Госдумы РФ по развитию федеративных отношений, председатель Республиканской партии Владимир Лысенко критически оценивал как саму идею "губернизации", так и сколь-либо реальные перспективы воплощения лужковских предложений в практику. Мысль московского мэра, по его словам, "теоретически безупречна, но практически нереализуема” [4].

Характерно, что такие оценки прозвучали со стороны политика, имеющего в Татарстане репутацию жесткого унитариста.

5.    ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

5.1.    ВТОЦ

В первой половине января руководители Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) провели пресс-конференцию. Основной критицизм оппозиционеров с национального фланга был связан с намерениями властей выдворить офис организации из особняка в престижном районе Казани. Далее говорилось о неудовлетворительном состоянии татарского языка, о неприемлемом характере многочисленных уступок Москве. Присутствовавшие журналисты с удивлением констатировали появление новых мотивов в выступлениях национал-радикальных активистов — призывов отказаться от огульной критики в адрес Президента и Премьер-министра. Наиболее же разящие стрелы по обыкновению метались в сторону "предателей родной нации", "манкуртов", которых, как явствует из слов отставного полковника Заки Зайнуллина, ждет незавидная участь после перехода ситуации под контроль национального движения [5].

5.2.    Коммунисты

В середине февраля в Казани был проведен III съезд Компартии Республики Татарстан, в котором участвовало 260 делегатов. В докладе первого секретаря рескома, депутата Госдумы Александра Салия была сформулирована стратегическая установка, смысл которой сводится к тому, что партийцы в Татарстане вполне готовы приступить к задачам по объединению всех оппозиционных к власти сил, во-первых, и активному участию в воссоединении республик бывшего Союза ССР, во-вторых.

КПРТ до настоящего времени не входила ни в одну из российских организаций, но в самостоятельном качестве включалась в блок СКП-КПСС. Вместе с тем, ряд активистов КПРТ прошли в Думу по спискам КПРФ. Такая ситуация вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой слово брали и представители КПРФ, и Виктор Анпилов, и Виктор Тюлькин, и Александр Стерлигов, и Станислав Терехов, по-разному выражавшие свое отношение к сложившимся взаимоотношениям и к перспективам стратегии и тактики. В итоге дискуссий было решено войти в состав КПРФ, которая отныне пополняется 20-тысячным отрядом. Часть татарстанских коммунистов декларировали сохранение своего автономного статуса и союзнической приверженности РКРП.

Газетные фоторепортажи со съезда были выполнены во вполне сюрреалистической манере, когда в общем президиуме на соседних стульях восседали все лидеры российской лево-патриотической оппозиции, неистовая Фаузия Байрамова — лидер Татарской партии национальной независимости "Иттифак", и один из руководителей Республиканской партии Татарстана Х.Гайнуллин [6].

5.3.    И.Грачев

26 февраля состоялась пресс-конференция депутата Госдумы Ивана Грачева, рассказавшего о результатах законотворческой работы. Кроме того, недавний признанный лидер оппозиции демократически-федералистской ориентации делился прогнозами, связанными с рейтинговым лидированием в республике А.Лебедя (35% — рекорд среди потенциальных кандидатов на президентство). Перспектива же создания конкурентоспособного правого блока, по мнению И.Грачева, является проблематичной в условиях Москвы, но достаточно реальной в региональных измерениях. Организации аналогичные татарстанскому блоку "Равноправие и законность" вскоре могут возникнуть в Туле, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Воронеже. Что касается Татарстана, то говорилось о консультациях РиЗовцев с партией власти. Постепенно намечаются контуры общего понимания реставраторского исхода грядущих политических перемен [7]. Впрочем, то, насколько реально конкретное согласие по этим вопросам, зависит от степени вероятности досрочных президентских или парламентских выборов. Пока же все это пребывает в достаточно абстрактном состоянии.

Источники

1. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 11 февраля 1997; 4 марта 1997; Время и деньги. — Казань, 1997. — 4 февраля.

2. Все хорошо, но денег мало // Интерфакс-АиФ — Татарстан. — Казань, 1997. — 13-19 февраля.

3. Республика Татарстан. — Казань, 1997. — 21 января.

4. Независимая газета. —М., 1997. — 1 марта.

5. Время и деньги. — Казань, 1997. — 18 января.

6. См.: Вечерняя Казань. — 1997. — 18 февраля; Время и деньги. — Казань, 1997. — 18 февраля.

7. Время и деньги. — Казань, 1997. — 27 февраля.