Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь Родионов

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

в феврале 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА и финансы

1.1.    Трансферты из Москвы

В феврале состоялась встреча Николая Меркушкина и премьера российского правительства Виктора Черномырдина, посвященная социально-экономическим проблемам Мордовии. Глава Мордовии встречался также с первым вице-премьером России Большаковым. Обсуждались вопросы поддержки промышленности и энергетики республики, выполнение Федеральной программы развития Мордовии, а также выплаты зарплаты и пенсий. По сообщению пресс-службы главы республики, итогом встречи стало перечисление из Москвы в Мордовию большей части февральского трансферта — 20 миллиардов рублей. Средства в основном пойдут на выплату зарплаты бюджетникам.

1.2.    Аграрный сектор

Конец февраля был отмечен бурной деятельностью главы республики. Николай Меркушкин совершил инспекционную поездку в Лямбирский, Ромодановский и Ичалковский районы с целью ознакомления с работой перерабатывающих предприятий и изучения хода реализации "нового курса" на селе. Как выяснилось, новая политика мордовской власти в деревне, сутью которой является внедрение принципов самофинансирования, еще далеко не всеми понята. В районах ее считают очередной кампанией. Больше положительных эмоций глава испытал при посещении перерабатывающих предприятий — положение здесь лучше, чем в бывших совхозах и колхозах.

Поездка главы по районам является свидетельством того, что аграрный сектор становится приоритетным для власти. Впрочем, такое внимание к селу в преддверии весеннего сева уже традиционно. Начало прошлого года также было отмечено попытками вытащить аграрный сектор из болота...

1 марта в "Белом доме" состоялось большое совещание по итогам январской работы сельхозпредприятий. Итоги малоутешительные — большинство районов провалили выполнение ранее запланированных социально-экономических показателей. Именно это стало причиной чрезвычайной раздраженности главы Мордовии, который в тот день не скупился на резкие оценки и даже угрозы в адрес наиболее провинившихся руководителей. Произвели угрозы должное впечатление или нет — покажет время.

1.3.    Связи

В феврале исполнился год со дня заключения соглашения о сотрудничестве между Мордовией и Москвой. Наибольшие выгоды из этого соглашения извлекло крупнейшее предприятие Мордовии — "Лисма". Благодаря соглашению оно смогло отправить в Москву светотехнической продукции на 14 миллиардов рублей. За счет столичных средств "Лисма" смогла закупить высококачественные материалы (молибденовую и вольфрамовую проволоку) для изготовления своих ламп.

Заметные выгоды получил и Механический завод. Заключив более 10 договоров с магазинами на поставку велосипедов, он добился даже включения своей продукции в обязательный ассортимент сотрудничающих с ним московских магазинов.

В рамках соглашения мордовские производители должы были отправить в столицу также мед, лук и картофель. В действительности отправили только картофель (свыше 4 тысяч тонн). Причем сделка эта оказалась невыгодной. Цены, предложенные московскими продовольственными базами, оказались настолько низкими, что наши заготовители вместо прибыли получили убытки.

Поставляли мордовские предприятия в Москву кондитерские изделия, подсолнечное масло, халву, водку, настойки... Правда, за все это деньги получить в полной мере еще не удалось. Москвичи не слишком спешили pассчитаться, задолжав республике около 3 миллиардов рублей. Были и дpугие непpиятности. Ряд договоренностей оказался пpосто сорванным: московская сторона отказалась от преобразователей и сварочных агрегатов "Электровыпрямителя", стройматериалов и бензоколонок мордовского производства. В подвешанном состоянии оказались также соглашения о поставке в Москву грузовых такси на базе "Газелей" Авторемонтного завода, продукция кабельного завода, создание совместного производства по выпуску кондитерских изделий и школьных завтраков. Московскому правительству до сего дня не удалось найти на это деньги.

Такого рода соглашения мэр Москвы Ю.М.Лужков заключил не только с Мордовией, а в общей сложности с 66 (!) регионами страны.

1.4.    Банки

1.4.1.    Финансовая помощь руководству республики

27 февраля в стенах Дома республики прошла встреча Николая Меркушкина с управляющими четырех саранских банков — Национального, Сберегательного, Промстройбанка и Активбанка. На встрече речь шла о бедственном положении в сельском хозяйстве, грядущей посевной и катастрофической нехватке денег на ее проведение. В заключение банкирам было сделано "предложение, от которого они не смогли отказаться", а именно — оказать финансовую помощь внебюджетному Фонду поддержки сельского жилищного строительства, газификации и технического перевооружения. В соответствие с Уставом, данный Фонд имеет право привлекать как средства юридических лиц, так и населения, поэтому вопрос был решен следующим образом: вышеперечисленные банки обязались выкупить у Фонда его облигации каждый на сумму 200-500 млн. рублей.

Помимо этого, служащие этих банков также приобретут ценные бумаги, количество которых на душу каждого банковского работника определится в зависимости от суммы полагаемой ему зарплаты.

1.4.2.    Снижение банковских процентных ставок

1 марта Сбербанк в очередной раз понизил процентные ставки по вкладам населения. Таким же событием были ознаменованы зима (28 февраля) и осень (1 ноября) 1996 года. Теперь по вкладу с ежемесячной выплатой доходов вкладчик получит лишь 1,4% в месяц вместо прежних 2%. Ставка по пенсионному вкладу уменьшилась с 30 до 20%. Заметное изменение претерпел срочный вклад, пользующийся наибольшей популярностью у населения — годовой доход по нему уменьшился в 2 раза (!) — с 30% до 15%.

Мордовпромстройбанк с 3 марта также уменьшил процент по ежемесячному вкладу с 3 до 2,5%.

1.5.    Мордовская энергетика

Мордовская энергетика — одна из немногих в России, достигшая наибольших результатов в области экологической безопасности. Поэтому многие зарубежные фирмы и энергосистемы России проявляют интерес к технологии, которую разрабатывали и внедряли в течение 20-ти лет в Мордовии. Недавно республику посетила турецкая делегация. По итогам визита оформляются документы на покупку лицензии у РАО ЕЭС России, являющегося собственником оригинальной технологии.

В конце февраля в Мордовии побывала делегация из “Мосэнерго”, крупнейшей энергетической системы России. В состав делегации входили начальник “Мосэнерго”, директор “Мосэнергопроекта”, ряд других специалистов.

К настоящему времени отработаны все технологические цепочки мордовской энергосистемы, заложена четвертая очередь Саранской ТЭЦ-2, что позволит полностью перевести все химические цеха на новую технологию. Если бы не кризис платежей, который фактически заблокировал строительство, весь комплекс на Саранской ТЭЦ-2 был бы уже введен в строй.

1.6.    Мордовская ГРЭС

В февраля с рабочим визитом республику посетила делегация крупнейшей английской корпорации в области проектирования и строительства электростанций "Пауэр Джен". Цель визита — более подробное рассмотрение технологической и экологической части проекта создания мордовской ГРЭС.

В связи с тем, что в ближайшем будущем в России остановятся многие электростанции, строительство новых станций просто необходимо. Строительство ГРЭС в Мордовии мощностью в 2 тысячи мегаватт — походящий вариант для начала проекта открытия новых станций.

Во время визита были решены многие технические вопросы, связанные со строительством и планированием электростанции. Сейчас ко всем строящимся и работающим электростанциям предъявляются очень высокие требования, поэтому они практически не оказывают существенного влияния на природную среду. Мордовская ГРЭС в полной мере отвечает мировым стандартам по защите окружающей среды.

Корпорацией "Пауэр Джен" были проведены две независимые экспертизы проекта сооружения Мордовской ГРЭС в целом. В ближайшем будущем будет проведена еще одна дополнительная экологическая экспертиза. Представители корпорации рассматривали технические и экологические аспекты проекта с целью более подробного ознакомления с ним, и с целью подготовки заявки в Международный банк реконструкции и развития на финансирование проекта.

1.7.    Финансовые затраты на содержание аппарата

В республике имеется около 4 тысяч чиновников, занятых в органах управления. Средняя заработная плата работника министерства, включая и обслуживающий персонал, составляет около полутора миллионов рублей. Содержание одного чиновника обходится республиканскому налогоплательщику в 21,4 миллиарда рублей в год. Мордовия имеет в Москве свое "посольство", насчитывающее 18 человек, на содержание которого ежегодно тратится в несколько раз больше средств, чем на всю республиканскую науку. В республике есть районы, в которых треть всех зарабатываемых денег идет на содержание аппарата.

1.7.1.    Финансовые расходы республики на содержание аппарата [1]

В органах государственной власти и местного самоуправления в республике насчитывается порядка четырех тысяч человек. На содержание и оплату их труда в текущем году планируется израсходовать 83906 млн. руб. Из них на республиканскую власть уйдет 43980 млн. руб., а местному самоуправлению достанется 39926 млн. руб. В среднем, 21,4 млн. руб. в год на единицу.

Таблица 1

Предельная численность и расходы на содержание
работников органов государственной власти РМ

 

 

 

Предельная численность работников органов управления

Всего расходов на содержание органов управления,
млн. руб.

В том числе фонд оплаты труда,
млн. руб.

1.

Администрация Главы РМ

61

5640

20,4/1,70

2.

Госсобрание РМ

50

3995

20,6/1,720

3.

Правительство РМ

54

2123

19,0/1,580

4.

Постоянное представительство РМ при Президенте РФ

18

127,8

26,7/2,225

5.

Министерство экономики РМ

66

1925

14,8/1,230

6.

Министерство образования РМ

33

1017

15,5/1,290

7.

Министерство здравоохранение РМ

27

854

15,9/1,330

8.

Министерство культуры РМ

15

442

15,7/1,310

9.

Министерство труда и занятости населения

35

938

14,7/1,230

10.

Министерство соцзащиты населения

107

30,3

15,0/1,250

11.

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ

54

1850

17,4/1,450

12.

Министерство печати и информации

11

338

15,6/1,300

13.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

101

4124

15,8/1,320

14.

Министерство промышленности и управления госимуществом

14

390

16,6/1,380

15.

Госкомитет РМ по торговле и бытовому обслуживанию населения

22

697

17,0/1,420

16.

Госкомитет РМ по физкультуре, спорту и туризму

11

340

16,3/1,360

17.

Госкомитет РМ по внешнеэкономическим связям

15

486

17,3/1,440

18.

Комитет цен при Министерстве экономики

16

495

17,4/1,450

19.

Комитет по автотранспорту при правительстве РМ

19

660

17,6/1,470

20.

Комитет по национальной политике при правительстве РМ

4

126

18,5/1,540

21.

Комитет по делам молодежи при правительстве РМ

5

140

15,0/1,250

22.

Управление ветеринарии РМ

31

686

13,3/1,108

23.

Отдел ЗАГС правительства РМ

5

142

13,4/1,120

24.

Представитель РМ в Сирийской Арабской Республике

1

267

81,0/6,750

25.

Нотариальные конторы

27

1000

24,7/2,060

26.

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку РМ

3

205

49,7/3,390

27.

Территориальное агентство федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в РМ (в части численности, обслуживающей предприятия РМ)

3

118

20,0/1,670

28.

Госкомитет РМ по статистике (отдел региональной статистики)

4

139

19,5/1,630

29.

Госкомитет РМ по поддержке и развитию малого предпринимательства

7

194

14,0/1,170

 

Таким образом, самая высокая средняя зарплата — среди управленцев Мордовии — 81 млн. руб. в год наблюдается у представителя РМ, соответственно, в Аль-Джумхурии аль-Арабииас-Сургии, то бишь, в Сирийской Арабской Республике. Меньше всего — 5,9 млн. руб. в год — 492 тыс. руб. в месяц получают в Старом Шайгове. Средняя зарплата по органам местного самоуправления представляет собой 6,5 млн. руб. в год — 542 тыс. руб. в месяц. Среди работников всяческих министерств, ведомств и комитетов принято иметь в среднем 17,3 млн. в год — 1,420 млн. руб. в месяц.

К числу малоизвестных и вместе с тем любопытных ведомств относится Постоянное представительство республики при Президенте РФ. Мало кому в Мордовии известно, чем занимается этот орган, но его работники занимают второе место по уровню оплаты труда среди республиканских управленцев. В 1992 году, когда создавалось представительство, оно размещалось в одном небольшом кабинете. Сегодня таких кабинетов уже несколько. К тому же, говорят, мэр Москвы Лужков передал Мордовии шикарный двухэтажный особняк, в который, вероятно, уже скоро переберется республиканское "посольство".

Первоначально в штате представительства было всего 4 человека. Сейчас штат возрос до 18 человек. Ежегодно на их содержание республиканские налогоплательщики выделяют несколько сот миллионов рублей. В этом году на содержание представителей запланировано выделить из республиканского бюджета уже 2,3 миллиарда рублей (это, кстати, больше, чем финансирование научно-исследовательских работ и мероприятий молодежной политики). Из этой суммы 480 миллионов должно пойти на зарплату.

Никто из опрошенных нами депутатов Госсобрания не мог припомнить, заслушивался ли когда-либо отчет о деятельности этого учреждения, оправданы ли затрачиваемые на него средства. Между тем деньги на содержание представительства направляются в Москву регулярно.

2.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

2.1.    Конференция Конгреса русских общин Мордовии

В начале марта состоялась мордовская учредительная конференция Конгреса русских общин. Анатолий Бахмистеров, лидер русской общины Мордовии (существующей с 1995 года), критично оценил итоги своего предшественника на посту председателя движения, оценил как негативную роль национального совета КРО и в этой связи потребовал от имени движения проведения внеочередного съезда КРО в ноябре-декабре этого года. В случае отказа, заявил Анатолий Бахмистеров, ''мы будем настаивать на проведении съезда в январе следующего года. Пора как-то определяться и с руководством движения, и с той партией, которая создается под его крылом''.

 

 

 



[1] По материалам Закона Республики Мордовия “О республиканском бюджете Республики Мордовия на 1997 год”.