Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Независимый информационно-аналитический центр "ГАБИТУС"

Н.ПОГОДАЕВ

ТОМСКая область

в декабре 1996 года

1.    ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ в органы местного самоуправления

В каждом из девяти двухмандатных округов Томска было зарегистрировано от 8 до 18 претендентов на место депутата городской Думы. Всего на 18 мест претендовало 113 человек. Но уже в начале декабря томские социологи прогнозировали низкую явку избирателей в день выборов (15-20%). Пресса объясняет это разочарованием рядового человека в реальных возможностях представительной власти. Что касается другого аспекта предвыборной кампании – ранжирования политических сил, то в Томске ситуация выглядела следующим образом. По данным на начало декабря, наиболее представительным выглядело Томское отделение Народно-патриотического союза России, объединяющего левые партии, непартийные структуры и отдельных людей. В него входят местные отделения КПРФ, РКРП, аграрной партии и клуба "Патриот". Сюда же примыкает местная организация Социалистической партии трудящихся (СПТ). По тактическим соображениям кандидаты от левых сил выдвинуты не от партий, а инициативными группами. Поэтому персональный список их представителей представляет особый интерес. Их 16 человек, хотя и среди прочих кандидатов могут быть политики коммунистической ориентации. Под эгидой КПРФ баллотируются пятеро: директор гимназии №6 Наталья Шульга, главный металлург "Сибэлектромотора" Ф.Лукк, профессор ТГПУ Лев Пичурин, научный работник Н.Лапин и полковник в отставке Г.Ламзин. Троих кандидатов выставил клуб "Патриот", возглавляемый физиком, профессором Томского госуниверситета, сталинистом по убеждениям Николаем Голосовым. Среди кандидатов от этой организации рабочие Л.Копылов, В.Хаткевич и работник снабжения И.Васильев. Столько же человек выставила и СПТ: доцента Томского политехнического университета В.Завьялова, зав.лабораторией из НИИАЭМ Р.Ялалтдинова, зам.начальника местного отделения федерального казначейства Василия Еремина. К ним можно добавить и вышеназванного Льва Пичурина, имеющего двойное партийное членство, что пока допускается уставами КПРФ и СПТ. От леворадикальной РКРП за победу боролись докторант из ТГУ О.Матвиенко, мастер авиапредприятия Б.Соломатин и председатель профкома ГРЭС-2 Арнольд Лопарев. Аграрную партию представлял генеральный директор АООТ "Центральное" В.Коржов. Старший мастер с приборного завода В.Болознев был поддержан НПСР, но оставался беспартийным.

Остальные политические силы будут перечислены здесь в порядке убывания числа выдвинутых ими кандидатов. После НПСР следует движение "Яблоко"– пять кандидатов в депутаты: Борис Шайдуллин, зам.председателя правления "Энергобанка" И.Ложников, директор совместного предприятия В.Шевченко и другие. Томское отделение "Честь и Родина" также выдвинуло пятерых. В их числе научный сотрудник из ТАСУР А.Лузгинов, военком Кировского района В.Аркашев, ведущий специалист мэрии В.Чернета и другие. От местной ЛДПР – четверо: начальник пожарной части А.Годовников, военпред с электротехнического завода В.Лукашов и др. Трое идут от регионального отделения партии "Демократический выбор России". Возглавляет троицу лидер местного отделения ДВР Сергей Красинский.

Прочие из зарегистрированных кандидатов своих партийных симпатий не зафиксировали. Значительная часть претендентов на депутатский мандат стремится попасть в городскую Думу для того, чтобы лоббировать там интересы производственных организаций, образовательных, медицинских учреждений, частных фирм, общественных объединений и даже госорганов. В отношении последней категории необходима оговорка. Решением областной Думы работники структур исполнительной власти не могут регистрироваться кандидатами в Думу, пока не дадут обязательство оставить свою работу в случае избрания. Кое-кто такие обязательства дал, кое-кто – нет. По этому поводу прокурор области Хусаин Пономарев направил письмо председателю областной избирательной комиссии, главе областной администрации и председателю государственной Думы Томской области. В нем указывается, что в условиях, когда количество депутатов в представительных органах весьма ограничено, их зависимость от руководителя муниципального образования может существенно снизить роль выборного органа как института, выражающего волю населения определенной территории. Прокурор напомнил, что в соответствии со ст.60 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.11 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" для должностных лиц установлены ограничения, не позволяющие им быть депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Он просил принять меры к неукоснительному соблюдению требований федерального законодательства при проведении выборов в органы местного самоуправления. Данная проблема породила ряд любопытных коллизий. Так, один из чиновников стал отстаивать свое право быть избранным в городскую Думу и сохранить за собой место в исполнительной власти в суде. Разбирательство закончилось тем, что чиновник смог воспользоваться в противовес 31-й статье областного закона о выборах 25-й статьей областного закона о местном самоуправлении. Согласно ей, чиновник может не оставлять свое кресло и быть депутатом, работающим в Думе на непостоянной основе. И только в том случае, если будет избран председателем Думы, должен будет оставить свое место в исполнительной власти.

Среди кандидатов в депутаты городской Думы есть весьма известные фигуры, такие как ректор ТГУ Г.Майер, проректор ТГАСА В.Вакс, директор ТРК "Эфир" В.Зима, президент фирмы "Янсон-СВ" Сергей Захарков, начальник Октябрьского РОВД В.Лукин, командир в/ч 3745 А.Прокопьев. Главврачей – пятеро, редакторов газет – двое: Павел Мусорин (профсоюзная газета "Действие") и Олег Плетнев ("Томская неделя") и так далее. Особенно в списках претендентов много медиков и директоров средних учебных заведений. Видимо, такова реакция на материально-финансовые трудности, переживаемые здравоохранением и образованием.

Свое мнение по поводу кандидатов в депутаты высказал один из руководителей областной администрации – заместитель губернатора Владимир Жидких. По его мнению, много могут сделать для развития местного самоуправления, для развития города ректор ТГУ Г.В.Майер, главврач горбольницы №3 В.В.Коврижных, президент фирмы "Янсон и СВ" С.В.Захарков, главврач облнаркодиспансера Е.М.Редченкова, редактор газеты "Томская неделя" О.Н.Плетнев, директор школы №47 В.М.Крюков, проректор ТГАСА В.И.Вакс, директор "Росгосстрах-Томск" В.В.Фишер, директор Центральных электросетей АО "Томскэнерго" В.А.Пронин. Всех их, по мнению В.Жидких, отличает то, что они – люди дела. Причем их дело стало полезно не только их ведомствам, но и всей области, городу.

Дал свою оценку выборам в городскую Думу и депутат Государственной Думы РФ Степан Сулакшин. По его мнению, среди претендентов есть и те, кто откровенно связан с томской мафией, есть ставленники областной и городской администраций. Причем последние характеризуются С.Сулакшиным как "марионетки" этих исполнительных структур. Есть, продолжает С.Сулакшин, группа отчаявшихся людей, которые не получают зарплату по месту работы или получают совсем мало и считают для себя необходимым поправить свои житейские дела. Самая важная группа, по мнению депутата Госдумы РФ, – профессионалы, опытные и порядочные люди. Персонально С.Сулакшин высказался в поддержку представителя завода ТЭМЗ И.И.Пушкарева и ректора ТГУ Г.В.Майера, военкома Кировского района В.В.Аркашева, за посланниц союза женщин Томской области Н.М.Стуканову и С.А.Величко, редактора "Томской недели" О.Н.Плетнева, специалиста по жилищному строительству Н.С.Сергеева, представителя "Томска-исторического" Н.П.Закотнова, молодого педагога В.А.Дохленко, финансиста В.В.Фишера, педагога Г.А.Сокурова, энергетика В.В.Пронина, О.С.Шабанову. [1]

Были в ходе предвыборной кампании и весьма острые моменты. Наиболее острый конфликт возник в Кожевниковском районе. Один из кандидатов в депутаты счел себя оскорбленным в ходе предвыборной кампании, подал на журналиста в суд. Обидчика за нарушение проведения предвыборной агитации через средства массовой информации оштрафовали на два миллиона и подвергли административному аресту на пять суток. Штраф был наложен и на редактора газеты. [2]

1.1.    Итоги выборов

Выборы признаны состоявшимися в трех избирательных округах из девяти – все в Октябрьском районе Томска. В Белозерском округе №7 на два депутатских мандата было 17 претендентов. Лидером стал заместитель директора территориального управления федерального казначейства Василий Еремин, набравший 28,4% голосов избирателей. Вторым стал директор одной из школ и депутат нынешней Думы Валентин Крюков (15%). В Мичуринском округе №8 было 9 кандидатов. 41,1% голосов получил генеральный директор фирмы "Новая технология" Виктор Афанасьев. Вторым стал врач областной клинической больницы Николай Шульга, выступавший от "Демократического выбора России". Это единственный депутат из шести избранных, шедший от политической организации. В Лесном округе №9 было шестнадцать претендентов. 21,6% голосов набрал Владимир Пронин, директор Центральных электросетей АООТ "Томскэнерго". Вторым стал старший мастер приборного завода Владимир Болознев. Чтобы представительный орган самоуправления в Томске начал работать, горожанам необходимо было избрать как минимум 12 депутатов. Таким образом, городская Дума не сформирована.

В прессе приводятся данные о том, что отнюдь не деньги определяли успех того или иного кандидата. Директор МП "Жилремэксплуатация" Наталья Суслина, истратившая на свою рекламную кампанию рекордное количество средств – более 26 миллионов рублей, получила 2516 голосов; президент рекламной кампании "Янсон и СВ" Сергей Захарков истратил 11 миллионов и получил чуть более тысячи голосов; начальник управления парков Владимир Ковешников истратил на выборы 7 млн. 600 тыс. рублей, а проголосовали за него всего 402 томича. Безусловным лидером по 3-му Академическому округу была Тамара Бычкова, заведующая патентной службой в институте сильно-точной электроники. Она вообще не открывала временного счета и получила 2387 голосов. Что касается политических лидеров, то результаты таковы: Борис Шайдуллин ("Яблоко") – 1665 голосов, Сергей Красинский (ДВР) – 1451, Рашид Ялалтдинов (СПТ) – 1133, Александр Лузгинов ("Честь и Родина") – 388. [3]

В районах области сложилась совершенно иная ситуация, нежели в областном центре. Наибольшую явку показали 44-й и 45-й избирательные округа – 71,3 и 66,08% (оба Каргасокский район) и 84-й – 68,21% (Тегульдетский район). Наименьшую – 25-й – 29,91% (Асиновский район), 35-й – 31,04% (Колпашевский район) и 98-й – 27,8% (Томский район). [4]

В г. Стрежевом на избирательные участки пришло более 40% избирателей. Интересы избирателей будут представлять девять депутатов. В их числе два нефтяника, три педагога, два работника здравоохранения, предприниматель. Депутатом избран также глава городской администрации Василий Шибанов, который по существующему законодательству должен теперь либо оставить свой пост, либо сложить с себя депутатские полномочия. [5]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Исполнительная власть. Деятельность администрации области

2.1.1.    Концепция развития области

В конце ноября в рамках единого информационного дня в здании областной администрации состоялось обсуждение концепции социально-экономического развития Томской области на 1996-2000 годы. Один раз подобная концепция уже рассматривалась. Ныне представленный документ отличался от предыдущего своей явно выраженной рыночной направленностью. В концепции сформулированы стратегические цели развития области, а также система целей и приоритетов в экономической и социальной сферах. Стратегическая цель предстоящего периода, как явствовало из доклада Анатолия Лукьянца, начальника департамента экономики обладминистрации, – обеспечение выхода области из кризиса, стабилизация и последующий подъем ее экономики с выходом к концу периода на модель устойчивого развития. Реализация поставленной цели будет возможна, если существующие в области отрасли экономики опережающего развития смогут обеспечить основной приток финансовых средств на территорию, если деятельность отраслей опережающего развития сумеет стимулировать рост других секторов экономики, если областные органы власти сумеют обеспечить регулирование экономических процессов – в первую очередь через развитие инфраструктуры области, через реализацию областных программ и т.д. Среди целей социальной политики концепция намечает более высокий (и равномерно распределенный) уровень средних доходов населения; более современную профессиональную, квалификационную и образовательную структуру населения; более высокие экологические стандарты. Цель экономической политики – повышение эффективности производства, рациональная перестройка его отраслей и региональной структуры. Среди важнейших составляющих экономической политики названы структурная, инвестиционная, региональная и антимонопольная политика, межрегиональное и международное сотрудничество.

Чуть позже заявленная концепция стала объектом обсуждения на страницах томской прессы. По мнению Степана Сулакшина, депутата Госдумы РФ, концепция слишком однобоко сориентирована на проблемы нефтегазового комплекса. Сегодня он дает области треть доходов, но в стратегической перспективе весьма проблематичен – лет через 35-40 нефть закончится. Марк Райзман – генеральный директор АО "Реатон" – считает, что нельзя сейчас делать ставку только на нефте– и газодобычу, а развитие высоких технологий откладывать на потом. Утрата технологических традиций может быть невосполнимой. Райзман высказался против формирования в Томске научно-образовательного комплекса – это убого и неверно политически, ибо предполагает только расходование бюджетных средств. Комплекс должен быть научно-образовательным и технологическим. Только это предполагает самостоятельное зарабатывание денег. Свои точки зрения на предложенную концепцию высказали также Аркадий Кречмер – вице-президент Томского маркетинг-клуба и Владимир Кетов – директор по экономике и финансам Томского завода измерительной аппаратуры. [6]

2.1.2.    Внешнеэкономическая сфера

Между администрацией Томской области и представительством Министерства иностранных дел России подписан договор о придании комитету по внешнеэкономическим связям обладминистрации функций представительства МИДа. Это связано с тем, что с 1 января 97-го меняется порядок оформления въезда иностранных юридических лиц по приглашению российской стороны. Теперь оформлением виз для них будет заниматься комитет в Томске (начальник отдела по внешнеэкономическим связям В.Попов). [7]

2.1.3.    Контакты с военно-космическими силами

В администрации Томской области идет подготовительная работа по заключению договора с руководством военно-космических сил Министерства обороны России. Суть договора состоит в определении участков территории области для использования отработанных ступеней космических ракет и размеров компенсации при их использовании. Подобный договор с военными уже заключили в Алтайском крае. До сих пор военно-космическое ведомство практически бесконтрольно использовало сибирские просторы для своих целей. В Томской области отработанные ступени ракет можно найти на 11 участках территории. Экологи уже давно бьют тревогу о неблагоприятном воздействии на природу человека этих обломков с остатками ракетного топлива, содержащего опасные вещества. [8]

2.2.    Налоговые службы

38 уголовных дел было возбуждено Управлением федеральной службы налоговой полиции по Томской области за 9 месяцев 1996 года. Всего же, по данным пресс-службы УФСНП, в производстве в течении этого времени находилось 48 дел. Из них только 7 по статье 162-2 часть2 (за сокрытие получения доходов в особо крупных размерах). Осуждено было 5 человек. Совместно с государственной налоговой инспекцией на 300 с лишним миллиардов рублей была погашена недоимка в бюджет. Более 11 миллиардов было изъято наличными. Интересно, как реагируют налогоплательщики на предупреждения со стороны полицейских: 109 с половиной млрд. было заплачено по недоимкам после письменных требований налоговых органов, а 123 млрд. – после вынесения постановлений о наложении административного ареста. Все чаще при взимании налоговых платежей применяется такая мера, как административный арест имущества. За 9 месяцев было реализовано 197 постановлений по арестам. Общая сумма арестованного имущества составила более 300 млрд. рублей. По оценкам пресс-службы Управления, основная часть выявленных нарушений налогового законодательства (как и сумм доначислений) приходится на частные предприятия в форме ТОО, осуществляющие торгово-закупочную деятельность. [23]

2.3.    Представительная власть

2.3.1.    Областная дума

Как уже сообщалось в обзоре за ноябрь, состоялось 27 собрание Томской областной Думы. Больше всего проблем возникло при рассмотрении вопроса о формировании областного бюджета на 1997 год. Депутат Александр Макаров (мэр г.Томска) предложил вопрос о бюджете на следующий год вообще снять с повестки дня, поскольку, по его мнению, предлагаемый проект был сделан с нарушением законов: при его разработке не учтены социальные нормативы, нет отдельной строки о выделении средств бюджетам органов местного самоуправления на исполнение переданных им некоторых функций государственного управления. Его поддержал депутат Иван Тютрин, посчитавший рассмотрение нового бюджета невозможным без изучения причин того, почему текущий бюджет исполняется всего на 58%. Тем не менее депутаты проголосовали за включение в повестку дня бюджетных вопросов. Основные положения доклада о социально-экономической и финансовой ситуации в области, представленного депутатам первым заместителем главы обладминистрации Владимиром Пономаренко и начальником департамента финансов Антоном Джаши, в принципиальном плане не отличались от той картины, которую предложил на предыдущем собрании Думы губернатор Виктор Кресс. В своем выступлении В.Пономаренко обратил внимание на принципиальную невозможность исполнения требований, выдвинутых А.Макаровым, из-за отсутствия соответствующей нормативной базы. По его мнению, необходим договор о разграничении полномочий между городом и областью, разработка и наполнение которого могли бы идти параллельно с исполнением нового бюджета. Одним из принципиальных положений нового бюджета он считает сбалансированность экономических показателей – защищенные статьи бюджета должны иметь реальное обеспечение. Среди основных направлений бюджетной политики В.Пономаренко назвал чрезвычайное финансирование расходов и мобилизацию доходов. Областная администрация, по его словам, рассчитывает на увеличение собираемости налогов, уповая при этом на налоговую инспекцию и полицию, – им предполагается разрешить использовать на содержание до 30% от дополнительно начисленных налогов и штрафов.

Развернувшаяся дискуссия была довольно горячей. По мнению И.Тютрина, главный порок текущего бюджета – его ненаполняемость налогами. И в этом основная недоработка администрации. По его прикидкам, в городе ежедневно обращается более 1,5 миллиарда рублей, не облагаемых никаким налогом. Большое количество денег уходит в соседние области – в силу того, что наша администрация оказалась не в состоянии создать условия для их привлечения в бюджет. Этот же депутат задался вопросом – насколько эффективно тратятся деньги, выделенные бюджетом? Он высказал предположение, что часть государственных средств перекачивается через смешанные предприятия. Сначала на государственные средства приобретается дорогостоящее оборудование, а потом происходит или приватизация, или взаиморасчет, и государственные деньги в конечном счете пропадают. Иван Тютрин напомнил, как в прошлом году Дума разрешила выделить средства на маммологический центр. Ныне же выясняется, что это "оборудование работает на достаточно узкую группу лиц". Мало того, с пациентов берутся деньги. А сейчас ставится вопрос о выделении бюджетных средств для приобретения для этого центра расходуемых материалов. И это при формальном отсутствии финансовых взаимоотношений с этой организацией. И.Тютрин упрекнул областную администрацию за то, что у нас не появилось ни одного "нормального инвестора", за неэффективное распоряжение принадлежащей администрации собственностью.

Выступивший в прениях депутат Госдумы РФ Александр Поморов сделал акцент на критике федерального правительства. Распыленность бюджетных средств он отнес на существование многочисленных посредников.

Несмотря на то, что отчет и представленную информацию об исполнении бюджета губернатор Виктор Кресс назвал неквалифицированными, и несмотря на имевший место "политический треп", сам разговор о проблемах бюджета он назвал правильным. "Наша вина и лично моя, – сказал губернатор, – заключается в том, что мы больше внимания уделяли расширению налогооблагаемой базы, имея в виду крупные предприятия". Мы, сказал он, как никакая другая территория, работаем с промышленными предприятиями, но "за счет наших фондов не можем вытащить все". Поэтому в следующем году администрация предлагает новые подходы, среди которых создание залогового фонда и меры по предотвращению утечки денег из области. Но многие проблемы не дает решить недостаток нормативной базы. Так, например, чтобы реально улучшить жизнь граждан области, надо идти на нарушение федеральных законов. В то же время глава администрации заметил, что готов держать ответ перед любыми контролерами и перед любой аудиторской проверкой.

На ряд обвинений в адрес областной администрации ответил Александр Петров, председатель комитета по госимуществу. Во-первых, приватизация в Томской области была проведена в точном соответствии с законами и указами. Во-вторых, в собственности областных властей находится всего 47 предприятий, каждое численностью менее 100 человек. Это в основном сельскохозяйственные, ремонтно-технические предприятия, Агропромхимия, Лучановский стекольный завод и другие. Предприятия весьма убыточные, которые не только не могут платить налоги, но которым самим надо помогать. Поэтому ни о какой их эффективности не может быть и речи.

По завершении дискуссии было решено передать вопрос о бюджете на 97-й год в согласительную комиссию, после чего, очевидно, проект бюджета и будет рассмотрен на очередном собрании Думы сразу в двух чтениях. [9]

В двух предыдущих обзорах шла речь о сложном финансовом положении томских судов. Дело дошло даже до забастовок части судейского персонала. Областная Дума отреагировала на создавшуюся ситуацию. Опубликовано ее решение № 360 от 01.11.96 г. Государственная Дума Томской области решила:

1. Потребовать от Министерства Юстиции РФ и правительства России безусловного выполнения статьи 124 Конституции РФ о финансировании из федерального бюджета судов, обеспечивающих возможность существования полного и независимого правосудия.

2. Просить акционерное общество "Томскэнерго" дать отсрочку судам области по уплате задолженности по электроэнергии и теплу до 01.01.97 г.

3. Просить управление федеральной почтовой связи производить отправку и доставку почтовой корреспонденции судов в кредит до 01.01.97 г.

4. Для обеспечения нормального функционирования судов администрации области оказать финансовую помощь судам в приобретении канцелярских товаров.

5. Бюджетно-финансовому комитету совместно с департаментом финансов администрации Томской области изыскать средства для возмещения расходов, указанных в пп. 3, 4 настоящего решения, за счет средств областного бюджета на возвратной основе с последующей компенсацией из федерального бюджета.

6. Администрации области оказать помощь в получении банковского кредита на льготных условиях для выплаты заработной платы секретарям и техническому персоналу судов.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на контрольный комитет. [10]

Областная Дума приняла, а губернатор подписал Закон Томской области "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления". Этот закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с обращениями граждан в органы местной власти и органы местного самоуправления. [11]

Томская областная Дума приняла "Порядок выкупа земли по заявлению собственника органами местного самоуправления, администрацией Томской области". [12]

2.3.2.    Городская дума

20 декабря состоялась бюджетная сессия Томской городской Думы. Бюджет Томска по доходам утвержден в сумме 723 млрд. 960 млн. рублей. Расходная часть установлена в сумме 1 триллион 155 млрд. 540 млн. Впервые городские депутаты выделили отдельными строками средства, необходимые для осуществления полномочий местного значения (1 трлн. 48 млрд. 840 млн.) и государственного (106 млрд. 700 млн. рублей). Решено предложить Государственной Думе Томской области в областном бюджете также отдельной строкой предусмотреть расходы в сумме 573 млрд. 174 млн. рублей на выполнение Томском государственных полномочий. На собственное содержание мэрия отвела 39 млрд. 27 млн. рублей, на ЖКХ – 549 млрд. 850 млн. На образование – 263 млрд. 150 млн. рублей, на городскую культуру – 4 млрд. 440 млн. рублей, на газету "Томский вестник” – 3 млрд. 97 млн., на радиопередачу "Добрый день, томичи” – 200 млн. рублей. Поскольку бюджет принят в первом чтении, постатейно он еще не одну неделю будет обсуждаться в комитетах городской Думы. Но основные цифры утверждены. Изменения могут быть только в рамках отдельных статей. [13]

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Общественная палата

На последнем заседании Общественной палаты при представителе президента был рассмотрен законопроект "О системе социального обслуживания на территории Томской области". Законопроект палате представила Людмила Эфтимович, начальник управления социальной защиты населения Томской области. По ее словам, цель предлагаемого проекта состоит в том, чтобы повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, льготных категорий населения мероприятиями адресной социальной помощи. В ходе состоявшейся дискуссии ряд положений законопроекта был подвергнут критике. По мнению Т.Приходовской, в целом ряде статей законопроекта заложены "античеловеческие принципы", позволяющие разрушать семью, лишая родителей их прав. Другая статья создает возможность фактического разграбления целевых социальных фондов. Законопроект позволяет помещать граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, "отчуждая принадлежащее им имущество" в качестве уплаты за подобную услугу. Это, по мнению выступавшей, является узаконенным грабежом. Протест выступавшей вызвали и те статьи законопроекта, которые дают право иностранным гражданам и лицам без гражданства заниматься на территории области предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, получив при этом ряд объектов собственности области, помещения, имущество и земельные участки, а также использовать российских граждан в качестве работников в этих учреждениях.

Представительница "Трудового Томска" Г.Трушникова не стала анализировать предложенный документ, но изложила программу социального иждивенчества, смысл которой можно свести к известной формуле: государство должно всех обеспечить всем. И бесплатно. Представитель ветеранов А.Моисеев высказался в пользу дифференцированного подхода в социальной политике. Представитель Томского исследовательского центра по правам человека И.Кузнецов предложил учесть в законе возможность создания негосударственного сектора социального обслуживания. [14]

3.2.    Профсоюз предпринимателей

15 декабря состоялась первая конференция профсоюза предпринимателей Томской области, собравшая примерно 150 человек. Среди ее делегатов было много молодежи. Конференция была приурочена к выборам в органы местного самоуправления. [15]

4.    ЭКОНОМИка

4.1.    "Сибирское соглашение"

В Томске прошло заседание совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", в котором приняла участие правительственная делегация во главе с первым заместителем председателя правительства РФ Виктором Илюшиным. Перенос встречи сибирских лидеров с ноября на декабрь, "замена" В.Черномырдина на В.Илюшина, смена повестки дня отразились на климате встречи. Произошли перемены и в самом губернаторском корпусе. Так, из Барнаула приехали недавно избранные "левые" – губернатор края А.Суриков и глава представительной власти А.Назарчук (недавний министр сельского хозяйства РФ). Омский губернатор Л.Полежаев не приехал. Его на посту председателя совета МАСС сменил новосибирский глава В.Муха, а заместителем избран томич В.Кресс. На обсуждение совета было вынесено 12 вопросов. Главным был вопрос "О социально-экономическом положении регионов Сибири" (В.Зубов). Далее шли: "О преодолении последствий стихийных бедствий" (В.Кресс), "Об обеспечении энергоресурсами" (М.Кислюк и Г.Мамон), "О формировании рынка золота и драгоценных металлов", "О границах", "О поддержке ликеро-водочных предприятий" и т.д. В.Илюшина сопровождало около 40 чиновников разного, в основном мелкого, ранга.

Губернатор В.Кресс в своем выступлении обратил внимание на то, что настала пора для активного влияния на региональную политику российского правительства. В первую очередь это касается выработки льготных транспортных тарифов для Сибири, выполнения обязательств по бюджетному финансированию, государственной поддержке предприятий военно-промышленного комплекса, а также полноценного жизнеобеспечения северных территорий, потребительское отношение к которым со стороны центра пока никак не удается переломить. По словам председателя томской областной Думы Б.Мальцева, правительству не хватает мужества и политической воли для принятия основополагающих решений по таким злободневным проблемам, как налоги, финансы и денежное обращение. Наиболее острые дебаты развернулись на заседании совета ассоциации вокруг внесенных в повестку дня вопросов: "О социально-экономическом положении регионов Сибири", "О преодолении последствий стихийного бедствия в агропромышленном комплексе Сибири в 1996 году", "Об обеспечении энергоресурсами территорий межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" в зимний период", "Об исполнении указа Президента РФ о дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири". Губернатор Красноярского края Валерий Зубов, глава администрации Кемеровской области Михаил Кислюк, губернатор Томской области Виктор Кресс, заместитель главы администрации Новосибирской области Геннадий Мамон, председатель законодательного собрания Омской области Владимир Варнавский и другие высказали в ходе дискуссии серьезные претензии в адрес правительства России. Наиболее жаркая дискуссия развернулась после доклада губернатора Красноярского края Валерия Зубова о социально-экономическом положении регионов Сибири. Несмотря на некоторое снижение темпов спада, здесь продолжается сокращение объемов производства. За 9 месяцев текущего года спад производства составил около 6%. Растет число убыточных предприятий. Дебиторская и кредиторская задолженности по Западной Сибири увеличилась в 1,7 раза и достигла 150 и 115 триллионов рублей соответственно. Начиная с 1991 года, объем выпускаемой оборонными предприятиями продукции сократился почти в пять раз. В вынужденных отпусках находится полмиллиона работников. Более 40% сибиряков живут за чертой прожиточного минимума. Самое страшное, по мнению В.Зубова, в том, что у населения формируется негативное отношение к самим реформам, которые многими воспринимаются как затянувшееся стихийное бедствие. Сибирская специфика никак не учитывается правительством, которое подходит к этим регионам с общероссийскими мерками. Особое беспокойство региональных лидеров вызывает то, что в федеральном бюджете на следующий год запрятаны проблемы, из-за которых он вряд ли станет стабилизирующим инструментом в 97-м году. Одна из них – задолженность, образовавшаяся на уровне бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В отличие от центра, в регионах отсутствует реальная возможность эмиссионного покрытия дефицита, который там сложился. По мнению красноярского губернатора, совершенно неверно трактуются результаты финансовой стабилизации в смысле снижения инфляции. На самом деле инфляция приобрела другую форму. Она стала скрытой, как в семидесятые годы, когда откладывалась на сберкнижках, не найдя товарного наполнения. Сейчас инфляция копится в виде задолженности по зарплате. И перспектив на преодоление этой ситуации в 1997 году нет.

Правительственная делегация, по свидетельству журналистов, "продемонстрировала образцы прямо-таки державной выдержки". Каких-либо серьезных шагов в защиту от нападок региональных лидеров предпринято не было. Виктор Илюшин, побывавший на приборном заводе, попенял томичам на то, что не смогли толком распорядиться этим уникальным предприятием. По все рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления. [16]

4.2.    Восточная нефтяная компания

На состоявшемся 26 ноября внеочередном собрании акционеров ВНК решались два принципиальных вопроса. Первый касался исключения из состава компании АО "Красноярскнефтепродукт" и ГП "Туванефтепродукт" Дело в том, что согласно постановлению правительства РФ, оба предприятия должны были передать 38% голосующих акций в уставной капитал ВНК. В результате их контрольные пакеты стали бы собственностью компании. Но красноярская администрация соглашалась с передачей пакета акций АО "Красноярскнефтепродукт" при условии, что 4% акций ВНК будет передано в собственность края. Руководство Республики Тува вообще приостановило акционирование "Туванефтепродукта". Из-за "самоуправства" местных органов ВНК не может завершить формирование уставного капитала и становление компании затягивается. Сдерживает это и формирование политики компании на рынке ценных бумаг. В частности, проведение инвестиционного конкурса по продаже 34% акций, переход на единую акцию. Для жизнеспособности многоотраслевого концерна (именно таковым является ВНК) нецелесообразно на стадии формирования выпускать из под контроля отдельные предприятия. Решение вопроса собственности – это необходимое условие успешной работы. Далее целостность и успешная работа компании зависит от налаживания технологических взаимосвязей в рамках эффективного разделения труда и кооперации.

Вторым вопросом рассматривалось участие ВНК в одной из создаваемых финансово-промышленных групп (ФПГ). Сегодня, когда конкуренция ужесточается не только со стороны российских, но и западных компаний, выжить и успешно развиваться могут только крупные структуры. К тому же за ФПГ законодательно закреплены льготы и поддержка государства. Из имеющихся вариантов совет директоров ВНК предложил акционерам отдать предпочтение "Росинтернефти". Эта финансово-промышленная группа, уже включающая в себя 7 крупных фирм, занимает доминирующие позиции как по объему добычи, так и ресурсам (запасам) нефти. Помимо ВНК, в ФПГ изъявили желание участвовать нефтяная компания "Роснефть", российско-белорусская нефтегазовая компания "Славнефть", "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания", АО "Росконтакт", акционерный коммерческий банк "ИнтерТЭКбанк". По результатам голосования выяснилось, что акционеры единогласно поддержали оба предложения совета директоров. Кроме того, акционеры ВНК внесли ряд изменений, связанных с увеличением уставного капитала компании. Сумма увеличения составляет 20.090.000 рублей. Новая величина уставного капитала будет равна 3.008.775 тысячам рублей. Увеличение уставного капитала связано с вхождением в компанию двух предприятий – АО "Томскнефтегеофизика" и научно-производственной фирмы "Геофит".

В заключение президент компании Л.И.Филимонов доложил собранию предварительные итоги работы ВНК в 1996 году. Во-первых, сохраняется достигнутый уровень добычи нефти в размере 11,2 млн. тонн. Во-вторых, успешная работа геологов позволила нарастить разведанные запасы в объеме, превышающем годовую добычу. В-третьих, завершено бурение самой глубокой за Уралом скважины на 5030 метров. Она не дала нефти или газа, но, по прогнозам геологов, запасы на аналогичных глубинах у красноярцев (Юропчанское месторождение) составляют от 100 млн. до миллиарда тонн. Используя накопленный опыт, ВНК будет продолжать работу, в том числе с выходом на площади Красноярского края. В-четвертых, по итогам года совет директоров впервые планирует выплатить дивиденды из расчета 160% на акцию. Вложения инвесторов начали давать отдачу. [17]

4.3.    Финансы

"Временный порядок проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год", утвержденный Минфином в сентябре нынешнего года, начал работать и в Томске. Схема проста: в области много предприятий, имеющих долги перед федеральным бюджетом. С другой стороны, федеральный бюджет должен области. Коммерческие банки кредитуют предприятия-недоимщики на срок до 6 дней, а те в свою очередь "живыми" деньгами достаточно быстро проводят взаимозачеты. Деньги из области не уходят. Недоимщик перечисляет полученные в качестве кредита средства в Томское управление федерального казначейства. Казначейство, имея справку о задолженности федерального бюджета перед получателем средств, перечисляет эти деньги получателю. Тот в свою очередь возвращает их недоимщику по кредиторской задолженности, а недоимщик возвращает деньги банку. Цепочка замыкается. В Томске такими операциями пока занимаются два банка. В течение ноября ими реально проведены зачеты на несколько миллиардов рублей. Сам процесс занимает не более суток. [18]

Виктор Кресс, со стороны областной администрации, и Владимир Виноградов, как президент Инкомбанка, подписали документ, именуемый "Генеральное соглашение о сотрудничестве". Конкретные цифры инвестиций, названия проектов и т.д. остались за рамками соглашения – оно предусматривает ряд приложений и конкретных договоров.

Администрация и банк декларируют желание объединить усилия для решения социальных и экономических задач развития региона, стабилизации жизненно важных отраслей и отдельных предприятий. Отдельно идет речь о развитии инфраструктуры нефтехимии и агропромышленного комплекса, переработке сельхозпродукции. Соглашение подписано на пять лет, однако известно, что банк уже достаточно активен в области. Не имея филиала (лишь маленькое представительство – несколько человек), его кредитный портфель здесь превышает 120 млрд. рублей. В соглашении лишь закреплено то, что Инкомбанк уже фактически начал реализовывать на территории области. По соглашению, администрация обязана создать экспертный совет с участием банка для разработки экономической концепции региона. Она призвана оказывать содействие банку в организации инвестиционной деятельности на территории области, оказать банку помощь в организации контактов с крупными предприятиями региона, получении необходимых лицензий, а также предоставлять банку информацию по ресурсному и промышленному потенциалу области. Кроме этого, администрация должна содействовать формированию объективного имиджа Инкомбанка. Что касается последнего, то он, во-первых, инвестирует средства в согласованных с администрацией размерах. Кредитование осуществляется на условиях банка, при обеспечении со стороны администрации возвратности инвестируемых средств. Кроме того, банк намерен участвовать в организации эмиссии, размещении и обслуживании территориальных займов. Он участвует в благотворительных акциях, проводимых администрацией, организует привлечение иностранных инвесторов, содействует формированию имиджа администрации в контактах с западными коллегами. Стороны должны будут предотвращать полное или частичное разглашение конфиденциальной информации, касающейся технологии производства, коммерческой стороны реализации работ, закупок сырья и т.д. [19]

4.4.    Промышленные предприятия

Прошла традиционная встреча директоров промышленных предприятий Томска с первым заместителем главы администрации Владимиром Пономаренко. В ней приняли участие генеральный директор АО "Сибкабель" А.Семес, генеральный директор АО "РОЛТОМ" Ю.Гальвас, руководители АО "Томский инструмент" и "Томский электроламповый завод" С.Никитенко и Г.Нагочевская, а также генеральный директор АО "ТЭМЗ" В.Аньшин и исполнительный директор МПО "Томск" Н.Разумов. Разговор шел о том, как томской промышленности выжить в 1997 году. С точки зрения директорского корпуса, наступил момент, когда областная власть должна оказать поддержку томским промышленникам. По мнению В.Пономаренко, поддержка и создание щадящих условий налогообложения должны быть не всеобщими, а проводиться в зависимости от реального положения дел на каждом конкретном предприятии. [20]

Состоялось заседание совета директоров МПО Томска. На нем директора подводили итоги 96-го, просили деньги на поддержку промышленных предприятий и говорили о необходимости создания областного залогового инвестиционного фонда. На заседании присутствовали губернатор области Виктор Кресс и мэр Томска Александр Макаров. В.Кресс проинформировал собравшихся, что в ситуации, когда в стране заканчивается передел, формирование нефтяного пространства, "Инкомбанк" хочет быть причастным к томской нефти, к Восточной нефтяной кампании. Губернатор, еще недавно демонстрировавший холодное отношение к московским банкам и их филиалам, рад взаимовыгодному сотрудничеству с этим мощным российским банком. Директорам он обещал "пытаться диктовать "Инкомбанку" сотрудничество с промпредприятиями, у которых есть интересные проекты, продукция". Кроме этого, губернатор обещал директорам создать областной залоговый инвестиционный фонд. Для директоров это важно в силу того, что иностранные инвесторы, готовые финансировать те или иные проекты томских промпредприятий, требовали гарантий именно от региональной власти. Директора предлагают создать этот фонд не столько за счет живых бюджетных денег, сколько за счет облигаций, обеспеченных бюджетом, акций промпредприятий, в первую очередь ценных бумаг АО "Томскнефть" (будь на то добрая воля нефтяников), кое-какого имущества.

Генеральный директор АО "Томский инструмент" Сергей Никитенко отметил, что нынешний год "в плане поддержки промпредприятий оказался провальным". Если в 95-м году на эти цели из областного бюджета было выделено 12 миллиардов рублей, то в этом – практически ничего. Речь идет не о безадресной поддержке, а о финансировании эффективных проектов. По его мнению сегодня решается вопрос удержания томских предприятий на российском рынке. Кого поддержат, тот и будет на нем доминировать. Генеральный директор АО "РОЛТОМ" Юрий Гальвас обратился к мэру Томска с напоминанием об августовской договоренности по приему от промпредприятий инженерных коммуникаций. Директор Томского приборного завода Александр Кулешов, курирующий в МПО секцию новых товаров, сказал, что томские предприятия вполне могли бы занять нишу со своими уникальными приборами учета электро- и теплоэнергии. Малыми партиями эти приборы уже реализуются за пределами Томской области. Для большого серийного выпуска нужны относительно небольшие дополнительные средства. Аналогичная ситуация с медицинскими приборами.

Подытоживая разговор, губернатор заметил, что для улучшения положения дел в промышленности необходимо изменить политику на государственном уровне. Даже если заложить весь областной бюджет не поддержку промпредприятий, сказал он, серьезных изменений не произойдет. Он обещал изыскать 500 миллионов рублей для раскрутки приборов энергосбережения. Но при этом заметил, что ошибочно делать ставку на бюджет. Сегодня в нем нет ни рубля живых денег. Губернатор советовал предприятиям обращаться в банки, если тенденция снижения ставки Центробанка будет продолжаться, а также призывал активнее привлекать финансовые институты через тот же залоговый фонд. Губернатор сообщил, что одна из частных фирм Томска – "Томтерра" – прорабатывает большой серьезный проект по производству спирта. Он успешно прошел экспертизу Министерства экономики, банки готовы его финансировать. В.Кресс высказал мысль об использовании пустующих площадей промпредприятий под интересные производства малого и среднего бизнеса. Губернатор сообщил и о том, что обладминистрация намерена строить свою политику на двух главных основаниях – увеличении налогооблагаемой базы и экономии бюджетных средств.[21]

Решением арбитражного суда на заводе "Контур" введено внешнее управление. Внешним управляющим в результате конкурсного отбора стал нынешний президент фирмы "Стек" Игорь Иткин. Это весьма знаменательное событие. Впервые место "кадрового директора" занял представитель частного бизнеса, представитель нового поколения. [22]

4.5.    Снабжение Севера

В Томске прошла выставка "Снабжение Севера-97". По сравнению с предыдущей аналогичной выставкой, сумма заключенных на ней договоров увеличилась почти в 10 раз и составила по промышленной продукции и продовольствию 35 млрд. рублей, по энергоресурсам 34 млрд. рублей. Снабдить северян всем необходимым выразили желание 118 фирм, в том числе 32 иногородние, из 17 городов России, Казахстана, Литвы.

4.6.    Международные контакты

Во вьетнамском городе Вунг Тау состоялась презентация представительства Восточной нефтяной компании, созданного на основании лицензии Министерства торговли Вьетнама. Работа представительства будет связана с развитием российско-вьетнамского сотрудничества в нефтяной отрасли, в частности, с совместной работой над проектом освоения континентального шельфа Вьетнама. Директором представительства назначен Г.Тихий. [24]

В Стрежевом Генеральный директор АО "Томскнефть", президент Восточной нефтяной компании Леонид Филимонов и президент израильской фирмы "Бейтман" господин Джон Харшельман подписали крупный контракт по поставке оборудования и совместном строительстве в Парабельском районе Лугинецкой газокомпрессорной станции. О масштабах планируемой работы свидетельствует сумма предназначенного для этого кредита Мирового банка – двести пятьдесят миллионов долларов. Рассчитываться за кредит будут нефтью. Ввод в действие Лугинецкой газокомпрессорной, который планируется через два года, позволит ежегодно извлекать из томских недр и использовать полтора миллиарда кубометров газа и триста тысяч тонн нефти. Сегодня томские нефтяники из-за высокого газового фактора в Лугинецком районе несут большие убытки. По этой причине они вынуждены были вывести из эксплуатации около семидесяти скважин, полностью прекратить здесь бурение, значительно снизить объемы добычи нефти. Сегодня вблизи Кедрового горят сотни факелов, в которых абсолютно бесполезно сжигаются миллионы кубометров попутного газа. Его утилизация и использование в практических целях в корне изменят ситуацию не только на западе области. Газ даст второе дыхание переживающему трудные времена Томскому нефтехимическому комбинату. А строительство объекта – работу сотням парабельцев и жителям других районов области. [25]

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Прожиточный минимум

По данным управления социально-трудовых отношений Томской области, величина прожиточного минимума в ноябре 1996 г. составила по области в среднем на человека 386,1 тысячи рублей. В том числе: на мужчину 16-59 лет – 470,4 тыс. руб., на женщину 16-54 лет – 406,1 тыс. руб., пенсионера – 272,4 тыс. руб., ребенка 7-15 лет – 440,9 тыс. руб. По сравнению с октябрем текущего года величина прожиточного минимума увеличилась на 27.045 рублей за счет роста цен на такие продукты питания, входящие в состав продуктовой корзины прожиточного минимума, как сливочное и растительное масло, яйца, сыр. [26]

ИСТОЧНИКИ

1. Кащеев Н. Политики Томска потягаются на выборах с директорами, главврачами и редакторами // Томский вестник. – Томск, 1996. – 4 декабря. – № 223. – С.1; Прокуратура защищает закон // Томский вестник. Томск, 1996. – 4 декабря. – №223. – С.2; Счастная Н. Не было ни гроша, да вдруг алтын // Томский вестник. – Томск, 1996. – 18 декабря. – №232. – С.2; Симонов С. Восемнадцать стульев: места всем не хватит // Томская неделя. – Томск, 1996. – 5 декабря. – №49. – С.5; // Томская неделя. Томск, 1996. – 19 декабря. – №51. – С.5. // Томская неделя. – Томск, 1996. – 19 декабря. – №51. – С.5.

2. Николаева Т. Доагитировались до следственного изолятора // Томский вестник. – Томск, 1996. – 25 декабря. – № 237. – С.1.

3. Счастная Н. Горожане проголосовали "ногами" // Томский вестник. – Томск, 1996. – 24 декабря. – № 236. – С.1; Губская Н. В результате – недоверие // Красное знамя. – Томск, 1996. – 24 декабря. – № 400. – С.1.

4. В районах области повторных выборов не будет // Томский вестник. – Томск, 1996. – 25 декабря. – № 237. – С.1.

5. Лыков В. Стрежевчане голосовали за бюджетников // Томский вестник. – Томск, 1996. – 25 декабря. – № 237. – С.2.

6. Свинин В. Область будет иметь свою концепцию // Томский вестник. – Томск, 1996. – 4 декабря. – № 223. – С.2; Свинин В. Жирных зайцев надолго не хватит // Томский вестник. – Томск, 1996. – 24 декабря. – № 236. – С.3; Фролов Е. Все "сестры" по "серьгам" не получат // Красное знамя. – Томск, 1996. – 5 декабря. – № 379. – С.2.

7. Демакова Л. Вид на МИД // Томский вестник. – Томск, 1996. – 5 декабря. – № 224. – С.2.

8. Какова цена космических обломков // Томский вестник. – Томск, 1996. – 20 декабря. – №234. – С.2.

9. Свинин В. Доходам – мобилизация, расходам – чрезвычайное финансирование // Томский вестник. – Томск, 1996. – 3 декабря. – № 222. – С.1,3; Губина Т. Без победителей // Красное знамя. – Томск, 1996. – 3 декабря. – № 377. – С.2; Белоус А. Бюджетные чтения-97: остановка запрещена // Томская неделя. – Томск, 1996. – 5 декабря. – № 49. – С.2.

10. Об обращении управления юстиции по финансовой и материально-технической поддержке судов общей юрисдикции Томской области // Томский вестник. – Томск, 1996. – 3 декабря. – № 222. – С.6.

11. Закон Томской области... // Томский вестник. – Томск, 1996. – 3 декабря. – № 222. – С.6.

12. Порядок и условия выкупа земли... // Томский вестник. – Томск, 1996. – 3 декабря. – № 222. – С.6.

13. Счастная Н. Недолго думая, думцы утвердили бюджет-97 // Томский вестник. – Томск, 1996. – 21 декабря. – № 235. – С.1; Чижевская Н. Необычная закончилась обычно // Красное знамя. – Томск, 1996. – 25 декабря. – № 401. – С.1.

14. Свинин В. Социальной помощи – адресность и гарантии // Томский вестник. – Томск, 1996. – 7 декабря. – № 226. – С.1.

15. Предприниматели области, объединяйтесь // Томский вестник. Томск, 1996. – 4 декабря. – № 223. – С.1.

16. Молодцов Ю. Одной судьбой обручены // Томский вестник. – Томск, 1996. – 17 декабря. – №231. – С.1; Молодцов Ю. В столице сбросят с плеч "жилетку" // Томский вестник. – Томск, 1996. – 24 декабря. – № 236.С.1,3; Соловьев А. Свободно летать лучше // Красное знамя. – Томск, 1996. – 17 декабря. – №391. – С.1; Массы были недовольны // Томская неделя. – Томск, 1996. – 19 декабря. – № 51. – С.2.

17. Гавриленко Е. ВНК: кто затягивает становление компании? // Красное знамя. – Томск, 1996. – 4 декабря. – № 378. – С.1; Смирнов А. Важные решения ВНК // Красное знамя. – Томск, 1996. – 5 декабря. – № 379.С.2.

18. Владимиров М. Взаимозачеты по новой схеме // Красное знамя. Томск, 1996. – 4 декабря. – № 378. – С.1.

19. Белоус А. Администрация будет формировать имидж банка // Томская неделя. – Томск, 1996. – 11 декабря. – № 50. – С.11.

20. Власть поможет только лучшим // Томский вестник. – Томск, 1996. – 4 декабря. – № 223. – С.2.

21. Яковлев А. Директора просили поддержку. Губернатор обещал подсобить чем может // Томский вестник. – Томск, 1996. – 18 декабря. – № 232. – С.1; Уткина Е. "В условиях деградации производства" // Красное знамя. – Томск, 1996. – 18 декабря. – № 392. – С.1.

22. Свинин В. Кадровая революция началась // Томский вестник. Томск, 1996. – 24 декабря. – № 236. – С.1.

23. В ведомстве генерала Котлярова подведены некоторые итоги // Томская неделя. – Томск, 1996. – 19 декабря. – № 51. – С.3.

24. Смирнов А. ВНК покоряет Вьетнам // Томский вестник. – Томск, 1996. – 19 декабря. – №233. – С.7.

25. Лыков В. Подписан контракт года // Томский вестник. – Томск, 1996. – 25 декабря. – №237. – С.1.

26. Прожиточный минимум // Томский вестник. – Томск, 1996. – 25 декабря. – № 237. – С.2.