Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область

Независимый информационно-аналитический центр "ГАБИТУС"

Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в декабре 1996 года

1.    выборы

Основным событием стали довыборы депутатов областного Совета, выборы депутатов Новосибирского городского Совета, территориальных (районных) Советов, депутатов органов местного самоуправления населенных пунктов 8 декабря. Из 10-ти избирательных округов по довыборам депутатов в облсовет голосование состоялось в 9-ти, а по выборам депутатов в Новосибирский горсовет из 25-ти избирательных округов – в 24-х. Не состоялись выборы по 79-ти округам в территориальные, сельские, поселковые, городские органы местного самоуправления. Из них: в территориальные – в 17 округах; в городские – в 16 округах; в сельские – в 39 округах; в поселковые – в 7 округах.

1.1.    Итоги выборов в облсовет

В результате довыборов в облсовете появилось 9 новых депутатов, причем 5 – от ЛДПР, 2 коммуниста и представитель "Трудового Новосибирска". Теперь в областном депутатском корпусе 48 человек.

Совет движения "Трудовой Новосибирск" подал в Советский народный районный суд исковое заявление, в котором просит отменить решение окружной избирательной комиссии №47 по выборам депутатов новосибирского областного Совета о признании выборов 8 декабря 1996 года по 47-му избирательному округу несостоявшимися и просит признать их недействительными в связи с существенными нарушениями избирательного законодательства. В иске утверждается, что в период проведения голосования участковые комиссии отказались принимать и рассматривать заявления от избирателей с просьбой организовать им голосование на дому. Точное число таких заявлений установить трудно, однако представители движения утверждают, что только кандидат в депутаты новосибирского городского Совета Б.Иванов после голосования доставил в окружную избирательную комиссию 495 таких заявлений. Повышенное беспокойство членов движения по поводу осуществления избирательных прав в округе №47 вполне объяснимо – в этом округе баллотировался кандидат от РКРП Ф.Ананьин. Выборы были признаны несостоявшимися, так как в них приняло участие только около 21 процента избирателей. [2]

1.2.    Итоги выборов в Новосибирский горсовет

Выборы в городской совет отличались огромным конкурсом (в среднем 8 человек на место), а также избытком весомых кандидатов – крупных руководителей, влиятельных журналистов, предпринимателей. По словам генерального директора Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Ю.Бернадского, немалый интерес к депутатским мандатам проявил и уголовный мир. По его словам, в каждом из 25 округов шло по крайней мере по одному кандидату с криминальным прошлым или настоящим. На взгляд бывшего заместителя председателя горсовета В.Кривощекова, такой (небывалый прежде) интерес к выборам со стороны различных претендующих на власть социальных групп свидетельствует о том, что совет становится реальной властью. Проблема только в том, что массы избирателей пока этого не почувствовали. [3]

В результате выборов в горсовет из 24-х мест 11 принадлежит кандидатам от ЛДПР, 6 – депутатам от КПРФ, 3 – от МАРП, 2 – от "Гражданского согласия", 1 – от КРО, 1 – независимый. Из депутатов прошлого созыва подтвердили свои полномочия лишь трое – Б.Коновалов, К.Камалов и Н.Болтенко.

Мало кто мог предположить, что на выборах 8 декабря новосибирское отделение ЛДПР ждет триумф: 11 мандатов в Новосибирский горсовет, еще 5 – в облсовет. Если учесть, что местный Народно-патриотический союз смог делегировать в эти властные структуры 9 человек (6 – в городской Совет и 3 – в областной), а другие общественно-политические силы практически потерпели поражение, успех ЛДПР более чем очевиден. Поскольку в одном из 25 городских округов выборы не состоялись, ЛДПР не хватает 2 голосов для того, чтобы получить арифметическое большинство в горсовете. Однако если учесть, что горсовет никогда не заседает в полном составе, а дисциплинированная фракция ЛДПР вполне способна приблизить свою явку на заседаниях к 100-процентной, контроль за советом со стороны ЛДПР можно считать уже состоявшимся.

Это событие теперь бурно обсуждается в местных СМИ, анализируются причины такого успеха, выдвигаются версии относительно дальнейшего развития событий.

Наивно было бы полагать, что победа ЛДПР случайна. Это результат активной партийной работы и успешного планирования самой кампании. ЛДПР выдвинула кандидатов во все представительные органы (всего 184 кандидата всех уровней, более половины из которых 8 декабря были избраны). По мнению местных аналитиков, с советских времен никто так мощно не вел пропагандистской кампании. Агитационная машина ЛДПР действовала напористо, методично, всеохватно. Устно, листовочно и визуально. Использовалось преимущество политической организации, ориентирующейся на единого всем известного лидера. Вместо разрозненных телевыступлений многих десятков кандидатов местное отделение ЛДПР непосредственно перед выборами организовало серию 30-40-минутных выступлений по ТВ В.Жириновского и лидера областного отделения ЛДПР депутата Госдумы Е.Логинова. Тем самым ЛДПР выиграла и в финансовом отношении, и в эффективности. Наблюдатели отмечают, что многие избиратели 8 декабря пришли на выборы под влиянием агитации В.Жириновского и голосовали за неизвестных им людей лишь потому, что против их фамилии было написано "ЛДПР".

Новосибирский областной координационный совет демократических партий и общественных объединений в этой связи выступил с политическим заявлением: "Чаша доверия переполнена (?). Не в силах сами найти управу на распоясавшихся чиновников, люди отдали власть тем, кого, по их мнению, эти чиновники боятся. Не веря больше словам, новосибирцы поверили звону наручников, звенящих в руках представителей ЛДПР". [4]

Анализируя результаты победу ЛДПР, местные наблюдатели выдвинули несколько версий. По первой, “во всем виноваты” СМИ, в особенности электронные, которые сделали Е.Логинову широкую рекламу. Вторая версия: “во всем виновата” исполнительная власть, которая слишком вяло призывала людей на избирательные участки, в результате чего средняя явка составила менее 20 процентов. Поэтому пришли самые активные, то есть в первую очередь сторонники ЛДПР и КПРФ. Третья версия состоит в том, что избиратели полностью разочаровались в местной представительной власти, разуверились в ее способности хоть как-то влиять на текущий экономический и политический процесс. [5]

По мнению бывшего представителя президента по Новосибирской области А.Манохина, на выборы в городской Совет не пришли те, кто не голосует за Жириновского и коммунистов. По его данным, по сравнению с парламентскими выборами 1995 года 8 декабря явка городских избирателей ЛДПР составила 84 процента, избирателей левых – 46,5 процентов и остальных – 42 процента. Причина пассивности избирателей – отсутствие в городе мощной организации демократического направления, распыленность и раздробленность демократического движения. В итоге демократам не удалось мобилизовать свои силы. А.Манохин считает, что реально в области нет роста популярности ЛДПР: "На президентских выборах в первом туре голоса (по городу) распределились так: за Жириновского – 45 тысяч, левые – 186,5 тысяч, остальные – 515 тысяч. На парламентских выборах ЛДПР исчерпала свой электорат, набрав 90 тысяч. Левые тогда получили 145 тысяч, "остальные" – 395 тысяч. На последних выборах за кандидатов ЛДПР было подано всего 55 тысяч голосов. Будем считать, что в тех округах, где Е.Логинов не выставил своих людей, его партия достигла бы таких же успехов. Это значит, что в целом по городу ЛДПР собрала бы не более 76 тысяч голосов." По мнению А.Манохина, демократический электорат не пришел к урнам, поскольку "наш избиратель не знал, за кого голосовать. Он не пойдет голосовать просто потому, что назначены выборы." Если на президентских выборах избирателю было понятно, что нужно обязательно проголосовать, иначе пройдет Г.Зюганов, то в данном случае избиратели воспринимали кандидатов как озабоченных решением лишь своих собственных проблем. Теперь А.Манохин предлагает демократам “не просто объединиться, а сформировать политический блок сторонников демократии и реформ”. [6]

Оценивая результаты состоявшихся 8 декабря выборов, председатель НСО "ДемРоссии" Яков Савченко заявил: "Фамилия нового горсовета – Логинов, а не Толоконский". По его мнению, основная вина за такой итог избирательной кампании лежит на мэрии и персонального мэре В.Толоконском, которые “фактически сработали на срыв выборов": "Со стороны мэрии не предпринималось никаких усилий для того, чтобы обеспечить явку избирателей на избирательные участки – не было дополнительных сообщений о выборах, не было обеспечено право кандидатов на бесплатное время для своих выступлений в телеэфире и бесплатные рекламные площади в СМИ. Итог – практически полное незнание избирателями кандидатов". Я.Савченко считает, что мэрия намеренно отстранилась от работы по активизации явки, так как мэр Новосибирска В.Толоконский был заинтересован в сохранении старого состава горсовета, с которым мэрия уже сработалась. Второй причиной низкой явки, кроме пассивности мэрии и мэра, Я.Савченко считает позицию новосибирских СМИ, активность которых в освещении кампании была крайне низкой.

По его мнению, ожидать от нынешнего состава горсовета какой-либо конструктивной работы не приходится, так как "туда попали люди, которые абсолютно не имеют опыта работы во властных структурах и плохо представляют вообще, в чем заключается работа горсовета". Будущее горсовета представляется председателю НСО "ДемРоссии" в двух вариантах. Первый – превращение заседания горсовета в постоянный политический скандал; второй – альянс В.Толоконского с фракцией ЛДПР, имеющей в горсовете большинство. В победе ЛДПР Я.Савченко нашел и положительные моменты: "Угроза прихода к власти "жириновцев" из политической страшилки стала реальностью, что может положительно повлиять на процесс консолидации демократических сил". Теперь демократы начнут готовиться, чтобы наверстать упущенное на выборах в облсовет, подготовку к которым Я.Савченко считает первоочередной задачей. [7]

Представители ЛДПР не исключают возможности внесения изменений в Устав города и хотят видеть на посту председателя горсовета не мэра Новосибирска В.Толоконского (что закреплено упомянтуым Уставом), а другого человека. Это прозвучало в интервью одного из депуатов от ЛДПР А.Доровского.

По мнению ряда аналитиков, теперь все силы мэрии будут направлены на то, чтобы создать "антилогиновский блок”. Уже на следующий день после выборов, 9 декабря, мэр Новосибирска В.Толоконский заявил, что хотя ЛДПР поддерживала некоторых кандидатов, еще неизвестно, какую позицию они займут в совете.

Однако возможные усилия мэрии противодействовать влиянию Е.Логинова может свести на нет союз между фракциями ЛДПР и КПРФ в горсовете. Вступив в соглашение с Е.Логиновым, коммунисты смогли бы разделить с ним в горсовете все ключевые должности. Сам сейчас Е.Логинов считает более вероятным "союз всех" (демократы, коммунисты, КРО) против ЛДПР. Однако, не исключено, что вопрос о союзе двух фракций будет решаться не в Новосибирске, а в Москве.

Эксперты газеты "Молодость Сибири" считают, что в результате выборов Новосибирск получил резко политизированный городской Совет, причем почти половина его депутатов – несамостоятельные величины, которые будут управляться извне. Они считают, что Е.Логинов рассчитывает полностью контролировать своих людей в горсовете. Тем не менее, по утверждению газеты, “осведомленные источники” не исключают возможности недовольства и бунта некоторых депутатов фракции ЛДПР в горсовете, раздраженных диктатом со стороны Е.Логинова. Другие “источники” считают вероятным закулисное соглашение мэра В.Толоконского с Е.Логиновым. Есть мнение, что такое соглашение уже имело место весной, когда Е.Логинов не слишком активно добивался регистрации кандидата от ЛДПР на пост мэра Новосибирска С.Проничева. Вполне возможно, что мэрию устроит вариант, при котором 11 депутатов будут управляемы и контролируемы. Тем более, что с 11 депутатами договариться намного сложнее, чем с одним лидером.

Помимо триумфа ЛДПР, среди итогов избирательной кампании необходимо отметить и то, что к депутатским мандатам проявили феноменальный интерес предприниматели. Однако это стало одной из причин их столь же феноменального поражения – их оказалось слишком много, причем наличие нескольких предпринимателей в одних и тех же округах приводило к тому, что они работали друг против друга. Комментируя неудачу кандитатов-предпринимателей, Е.Логинов сказал: "Думаю, они ничему не научились. На следующих выборах они достигнут больше взаимопонимания друг с другом, затратят в 10 раз больше денег и опять проиграют. Они не понимают, что будущее – за политическими организациями, хорошо организованными, постоянно действующими структурами, которые могут сформулировать политические цели. Потому что сейчас любая проблема является прежде всего политической".

Газета “Молодость Сибири” утверждает, что “по неофициальным данным” в ближайшее время можно ожидать заключения союза С.Кибирева (президента организации "Предприниматели за честный бизнес") и областной организации ЛДПР. Для начала С.Кибирев передаст Логинову экономическую программу собственной команды. Однако, говоря о сотрудничестве с ЛДПР, С.Кибирев не стал брать обратно своего предыдушего заявления о том, что он – сторонник А.Лебедя. По его словам, вступать в ЛДПР он пока не собирается. [8]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Деятельность исполнительной власти

14 декабря в Томске на пленарном заседании межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) глава администрации Новосибирской области Виталий Муха был избран председателем Совета ассоциации.

В начале декабря в мэрии Новосибирска состоялось заседание трехсторонней комиссии из представителей администрации, профсоюзов и работодателей. Разговор шел о том, как снизить социальную напряженность в условиях кризиса экономики. Хоть как-то помочь предприятиям в тяжелой ситуации призван временный комитет экономической взаимопомощи, который прорабатывает вопросы по тарифам, по тепло-, энерго- и водоснабжению предприятий.[1]

Городской администрацией Новосибирска и горсоветом прошлого созыва подведены итоги уходящего года и принят План социально-экономического развития города на 1997 год. В целом, по предварительной оценке, городской бюджет 1996 года будет выполнен на 90 процентов, недоимка составит 190 млрд рублей. План развития Новосибирска в 1997 году предусматривает 6 основных направлений:

– разработка программ социально-экономического развития на период с 1997 по 2005 годы;

– содействие развитию производства и рыночной инфраструктуры;

– увеличение адресной поддержки малоимущих жителей;

– обеспечение стабильного функционирования всех отраслей городского хозяйства;

– развитие материальной базы объектов здравоохранения и образования;

– строительство жилых домов и развитие коммунальной сферы.

2.2.    Деятельность представительной власти

2.2.1.    Решения облсовета

Новосибирским областным Советом депутатов приняты Законы Новосибирской области:

– "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Новосибирской области" [10];

– "О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области" [11];

– "Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан по месту их жительства в Новосибирской области" [12];

– "О Новосибирском областном внебюджетном экологическом фонде и районных, городских (местных) внебюджетных экологических фондах". [13]

Принято решение областного Совета "Об освобождении от уплаты налога на имущество предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационное задание". [14]

2.2.2.    28-ая сессия облсовета

8 декабря начала свою работу 28-ая сессия областного Совета депутатов. В повестку дня сессии были поставлены следующие вопросы: о проекте закона об областном бюджете на 1997 год; о реестре государственных должностей в области; о денежном содержании лиц, занимающих государственные должности в соответствии с их должностной категорией; об условиях выпуска областного займа; о схеме развития и размещения сети особо охраняемых территорий в области.

Обсуждение документов, касающихся нового порядка оплаты труда государственных служащих, протекало очень остро. Некоторые депутаты высказали мнение, что повышение размеров денежного содержания чиновников на фоне невыплат пенсий и компенсаций заработной платы с этической точки зрения не вполне уместно. Более того, при повышении заработной платы чиновникам задержка пенсий, пособий и зарплаты населению "примет угрожающий размах". Депутаты заявили, что сегодня подобные решения непопулярны. Высказывались опасения и по поводу того, что в случае сохранения чиновникам прежней заработной платы взяточничеству не будет положен конец, либо государственные служащие "уйдут в другие структуры", оставив на своих местах менее профессиональных сотрудников, “работать с которыми будет трудно". Всех волновала и цена этих законов. В абсолютных цифрах объем расходов на государственное управление в 1997 году составит 83 млрд 406 млн рублей. Расходы увеличиваются более чем на 32 млрд рублей, но только 18 из них падают на реализацию актов об оплате госслужащих. Однако если сравнивать доли в бюджете, то в процентном отношении новое денежное содержание чиновников обойдется даже на две десятых процента меньше, поскольку предполагается сокращение численности управленческого аппарата.

В соответствии с принятыми законами, в области установлены единые условия оплаты труда лиц, замещающих государственные должности категорий "А", "Б" и "В" в системе органов государственной власти области. В денежное содержание, кроме базового должностного оклада, государственным служащим включаются различные надбавки: за выслугу лет, за особые условия службы, премии за календарные периоды, надбавка за чин (квалификационный разряд). Однако на лиц, замещающих государственные должности категории "А", никакие надбавки, кроме районного коэффициента, не распространяются.

Вопрос о погашении задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям тоже обсуждался достаточно долго. Председатель комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике В.Шлеев заявил, что все долги будут выплачены до Нового года, не пояснив, однако, каким образом это будет сделано. Остальные депутаты высказали по этому поводу прямо противоположные мнения, отметив, что в нынешних условиях это невозможно.

В первом чтении сессия приняла проект закона "Об областном бюджете Новосибирской области на 1997 год". В проекте предусмотрены бюджетные расходы в сумме 4 466 657 млн. рублей, а прогнозируемые доходы – в сумме 3 673 110 млн рублей. Установлены предельные размеры дефицита бюджета в сумме 793 млрд 547 млн рублей. Как и в прошлом году, приоритетными направлениями остаются затраты на подготовку к зиме и теплоснабжение населения, закупку зерна в региональный фонд, пособия и компенсационные выплаты на детей, содержание социально-культурных учрежденией и т.п. Кроме того, в отличие от прошлого года, в защищенные статьи бюджета предлагается включить финансовую поддержку крестьянско-фермерских хозяйств, расходы на научные разработки. При этом в сравнении с прошлогодними цифрами последние увеличены более чем на 50 процентов и составят 30,3 млрд рублей.

Предусмотрены дотации социальной сфере на уголь, газ, а также средства на дальнейшую газификацию села, 143 млрд выделяется на содержание жилья в качестве дотаций, население области по-прежнему будет оплачивать лишь 40 процентов стоимости его содержания. Намечается поддержка жилищного строительства, в основном завершения строительства жилья для молодежи, а также компенсации малообеспеченным семьям, на удорожание строительства кооперативного жилья. Расходы на здравоохранение планируется увеличить более чем на 120 процентов, более чем на четверть увеличится финансирование физкультуры и спорта. Финансирование же народного образования будет осуществляться лишь в пределах сохранения существующей сети и кадрового потенциала. На образование в ПТУ выделяется всего лишь 3 млрд рублей. Не предусматривается выделение денег на "областные социальные программы", на программы развития культуры и искусства. [15]

На сессии принято решение об основных параметрах и условиях выпуска Новосибирского облигационного займа 1997 года. Эмитентом займа является администрация области, общий объем займа определен в сумме 100 млрд рублей, форма его выпуска – бездокументарная.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обществено-пОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Комитет миротворчества

В Новосибирске зарегистрирована новая общественная организация – Комитет миротворчества. Координатор комитета Нина Гончарова сказала, что главной целью организации станет оказание помощи людям в осознании переходного периода в новое тысячелетие и объединение людей разных национальностей, вероисповеданий и возрастов на основе общечеловеческих ценностей.

3.2.    Женское движение

С 10 по 14 декабря в Новосибирске работала международная конференция женских неправительственных организаций "Связи и разрывы между поколениями женщин в постсоциалистических странах". Целью конференции стала выработка стратегии женского движения и знакомство с опытом работы зарубежных женских организаций. Читались лекции, проводились тренинги по взаимодействию, изучались приемы лоббирования, правозащитной деятельности.

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Фальшивые векселя

В Новосибирске появились поддельные векселя управления финансов и налоговой политики Новосибирской обладминистрации. Появление качественно выполненных поддельных векселей Новосибирской обладминистрации переполошило рынок, пострадали по крайней мере 5 новосибирских банков. На котировках скандал никак не отразился, что, впрочем, может объясняться переориентацией областных властей на бездокументарные эмиссии. По информации правоохранительных органов, номинальная стоимость поддельных векселей – 20 млн рублей. Срок погашения – 12 декабря. Областное УВД возбудило уголовное дело о мошенничестве. По неофициальным данным, первая, 2-миллиардная партия фальшивок была обнаружена сразу в двух банках – 40 векселей в местном банке "Рось" и 60 – в Новосибирском филиале московского “Токо-банка”. Эти банки приобрели векселя у одной посреднической фирмы, а та – у мошенника, воспользовавшегося подложными документами. По мнению экспертов, благоприятную для мошенников роль сыграло то обстоятельство, что, заказывая типографии бланки, “Ланта-банк” не стал выкупать их печатную матрицу. Другое слабое место данных бланков – их непронумерованность.16]

16 декабря в банке "Левобережный" 12 новосибирских начальников отделов ценных бумаг банков и филиалов провели неофициальную встречу, главной темой которой были вексельные технологии и стандарты в свете скандала. Участники встречи решили, что было бы правильным, если бы при новых эмиссиях новая обладминистрация сама выступала бы заказчиком изготовления единообразных бланков на всю эмиссию. Предлагалась также и "двойная нумерация" векселей как дополнительной защите, об обмене между операторами рынка образцами подписей и печатей. Итогом встречи стало письмо, распространенное для согласования между ее участниками 19 декабря. В нем начальнику управления финансов и налоговой политики обладминистрации предлагается организовать встречу руководителей и специалистов обладминистрации, мэрии, ГУ ЦБ по области с банками и другими заинтересованными организацииями по вопросу совершенствования вексельного обращения в Новосибирске. [17]

4.2.    Ситуация в Сибирском торговом банке

Секретарь правления Сибирского торгового банка (СТБ) В.Клисторин сообщил, что банк сможет приступить к расчетно-кассовому обслуживанию не ранее лета 1997 года, а до этого надеется произвести погашение своих долгов перед физическими и юридическими лицами. По его словам, на 1 декабря банк уменьшил сумму своих обязательств с момента прекращения деятельности временной администрации на 22,879 млрд рублей (до 266,588 миллиардов). По словам В.Клисторина, доля вкладчиков составляет примерно 60 млрд рублей. В течение ноября вкладчикам было выплачено 1,463 млрд рублей и общая сумма долга перед ними уменьшилась до 110,573 млрд рублей. Выплаты юридическим лицам составили 9,303 млрд рублей. Согласно разработанной банком программе, выплаты вкладчикам должны составить в декабре около 5 млрд рублей, затем банк планирует выйти на уровень 10 млрд рублей в месяц.

23 тысячи вкладчиков СТБ имеют счета до миллиона рублей, из них вклады до 100 тысяч – у 7 тысяч человек, до 500 тысяч – у 10700, от 500 тысяч до миллиона – у 6 тысяч. Самая большая группа вкладчиков (16 тысяч) имеет вклады от 1 до 5 млн рублей.

За 2 месяца работы временной администрации и один (ноябрь) без нее обязательства Сибирского торгового банка сократились на 43 млрд рублей, при этом вкладчикам было возвращено только около 2 млрд. Если СТБ сохранит такие темпы расчета с физическими лицами, то последние в очереди смогут получить деньги лет через 9. Преимущественно банк рассчитывался с юридическими лицами (за 3 месяца погашены обязательства на сумму более 28 млрд рублей) и другими банками (17 млрлд рублей). Долги банка перед бюджетом и внебюджетными фондами выросли за квартал на 5 с лишним млрд рублей. С учетом штрафов и пени к концу года задолженность по налогам может достичь 100 млрд рублей. Банк предпринимает попытки договориться с администрациями области и города о "прощении" штрафов и пени, а также о погашении долга поставками угля и других товаров. Кроме сокращения обязательств, за последние 3 месяца произошло и некоторое увеличение активов СТБ. По словам секретаря правления В.Клисторина, самый крупный должник СТБ – Западно-Сибирский металлургический комбинат – признал наконец долги в части накопившихся по кредиту процентов. С согласия обладминистрации СТБ переуступил долг комбината заводу им. Кузьмина (правда, потери при этом составили 30 процентов). Последний же обязался производить из металла трубы, продавать их и через свой торговый дом "Спецсталь" рассчитываться с кредиторами банка – бюджетом, юридическими и физическими лицами. Понятно, что далеко не все захотят вернуть свой вклад продуктами питания и ТНП. С одной стороны, непонятно, смогут ли вкладчики вернуть когда -либо свои деньги через банк, с другой – согласие на "отоварку" в "Спецстали" означает переоформление долга на торговый дом. При этом они теряют право предъявить к банку законные требования – компенсацию морального вреда, набежавшие больше чем за год проценты.

Роль посредника между вкладчиками и торговым домом "Спецсталь" взяло на себя Общественное движение вкладчиков Новосибиркосй области (организованное И.Аристовым). Оказываемые им услуги стоят недешево. На встрече с прессой говорилось, что с согласия банка около 20 процентов каждого вклада, погашаемого через "Спецсталь", поступает в распоряжение некоего фонда вкладчиков. Сюда же будут переданы активы банка в размерах, обеспечивающих невозвращенные долги физическим лицам. Под этот фонд планируется выделение соответствующих активов для последующей реализации и уже окончательного расчета с частными лицами. Но в реальности фонда не существует, а есть лишь счет Общественного движения вкладчиков в СТБ, куда эти суммы и зачисляются. [18]

Подводя итоги пресс-конференции, местные журналисты отмечают, что разрушается банк, о котором его враги и друзья говорят одно и то же: это был финансовый институт с самым современным и мощным техническим и технологическим обеспечением.

4.3.    Конфликт на шоколадной фабрике

Продолжает развиваться конфликт между администрацией и рабочими Новосибирской шоколадной фабрики. Позиция администрации была такова: необходимо закончить строительство нового производственного корпуса и закупить необходимую технику, на что требуется 11 млн долларов. Причем делать это нужно как можно скорее – уже через полгода технологическое отставание фабрики станет непреодолимым. В такой ситуации спасение может прийти только извне – в лице инвестора. Но инвесторы в качестве залога требуют как минимум контрольный пакет акций. Потенциальным инвестором в данном случае выступило АО "Бабаевское". В случае продажи москвичам акций по номиналу шоколадной фабрике "Новосибирская" было обещано инвестирование в производство около 11 млн долларов и возможность пользоваться "бабаевскими" сырьевыми каналами и сбытовой сетью. В договоре, предложенном "Бабаевским", записано: в течение 5 лет не менять профиль предприятия, не изменять численность, не снижать зарплату.

С точки зрения же оппозиции, возглавляемой несколькими руководителями среднего звена, если контрольный пакет акций фабрики перейдет в руки АО "Бабаевское", то новосибирскую фабрику просто закроют. На фабрике, по заявлению рабочих, было проведено 3 проверки – прокуратурой Октябрьского района, контрольно-ревизионной комиссией администрации области и независимым аудитором. Результат один: "Нарушений действующего законодательства не выявлено". Но это не убеждает рабочих, считающих, что администрация ворует.

15 декабря на фабрике состоялось внеочередное собрание акционеров, где оппозиционеры поставили вопрос о недоверии генеральному директору В.Ильченко и совету директоров [19]. В результате был избран новый совет директоров (в его составе слесарь, технолог и бухгалтер). Кресло генерального директора заняла бывший начальник планового отдела (и лидер оппозиции) В.Копасова. От изложения программы вывода фабрики из кризиса Копасова пока отказалась, однако на собрании акционеров ее доклад о будущем фабрики строился на одном тезисе – развитие по пути "народного предприятия". Новое руководство намерено произвести переоценку фондов, увеличить уставный капитал, объявить эмиссию на 10 млрд рублей и распространять акции только среди мелких акционеров (учтем, что фабрика – закрытое АО). Вкладывать деньги в Новосибирскую шоколадную фабрику на таких условиях будет довольно трудно. Такой проект выглядит еще менее перспективным, чем тот, который предлагало старое руководство: продажа пакета открытого АО "Сибирская", созданного специально для привлечения инвестиций в новый корпус фабрики.

При этом до сих пор не ясно, насколько законным было само переизбрание генерального директора и совета директоров. С одной стороны, новый лидер избран абсолютно легитимным путем – на общем собрании акционеров 70-ю процентами голосов, с другой стороны, проголосовав за новую кандидатуру, акционеры нарушили положение устава, принятого ими же год назад. Согласно этому положению, генеральный директор избирается сроком на 5 лет, и отстранить его до истечения срока полномочий можно только по состоянию здоровьем, по собственном желанию или в случае нанесения серьезного ущерба акционерному обществу. Факт нанесения ущерба должен быть подтвержден решением суда. Таким образом, акционеры дали своему бывшему генеральному директору возможность обжаловать решение собрания в суде. [20]

4.4.    Внешнеэкономическая деятельность

За последние годы Новосибирская область, обладающая высоким научным и промышленным потенциалом, превратилась в торгово-посредническую. Однако при этом она значительно уступает по объему товарооборота соседним областям: Омской, Кемеровской, Красноярской. По мнению советника по внешнеэкономическим вопросам главы обладминистрации В.Котлярова, положение может изменить открытие в Новосибирске международных деловых центров. Для завершения строительства международного бизнес-центра, в которое уже вложено около 3 млн долларов, требуется еще 2 миллиона. Сейчас ведется работа по привлечению инвестиций в этот объект под гарантии обладминистрации. Еще одно необходимое звено – центр международной оптовой торговли, доходы от которого могут быть колоссальными. Открытие деловых центров в Новосибирске – дело ближайшего будущего.

Еще одно направление внешнеэкономической деятельности области – торговля с юго-восточными странами, в первую очередь с Китаем. Чтобы иметь постоянные партнерские отношения, необходимо открыть представительство Новосибирской области в столице Китая. Решить этот вопрос довольно сложно: у Новосибирска и Пекина различные статусы, но запланированные в начале 1997 года Дни Новосибирской области в столице Китая могут существенно помочь в продвижении переговоров. Что касается взаимоотношений области с западными странами, то здесь планируется развивать иные направления: информационное сотрудничество, привлечение инвестиций в промышленные предприятия. Эти функции отчасти выполняют представительства во Франкфурте-на-Майне и Марселе. [21]

Четыре дня в Новосибирской области находилась делегация из Тампере во главе с первым заместителем губернатора региона Тампере Тимо Киркко-Яаккола. За это время гости нанесли визит в администрацию области, побывали на "Сибирской ярмарке", встречались с деловыми кругами города. Итогом пребывания финской делегации стал протокол о сотрудничестве между администрацией Новосибирской области и советом Тампереского региона Финляндии, подписанный заместителем главы областной администрации В.Нехорошковым и Т.Киркко-Яаккола. Этот документ закладывает начало широким торгово-экономическим, промышленным, научно-техическим связям между Новосибирском и Тампере. В нем, в частности, предусматриваются в качестве приоритетных задач созданиие совместных рабочих групп по вопросам научно-технического сотрудничества, реализация задач технопарков двух городов, инвестирование совместных проектов, организация туризма и другое.

В целях реализации Соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Новосибирской областью и Наманганской областью Республики Узбекистан создается совместное российско-узбекское предприятие "Сибирь-Наманган". Создание этой корпорации частично удовлетворит спрос на продовольственные товары и обеспечит устойчивый сбыт продукции промышленных предприятий Новосибирска.

4.5.    Промышленность

В августе-сентябре в Новосибирской области перестали работать 49 предприятий. По данным областной налоговой инспекции, за 10 месяцев 1996 года спад промышленного производства составил 7,6 процента.

Существенную дисгармонию в механизм перечисления денег в бюджет вносят банки: нарушения выявляются при каждой третьей проверке этих финансовых учреждений. Тем не менее, показатели по реальным налоговым платежам в Новосибирской области находятся на уровне средних по России: за 10 месяцев этого года в федеральный и территориальный бюджеты перечислено в общей сложности 5 трлн 254 млрд рублей.

Руководители ряда промышленных предприятий и оборонного комплекса Новосибирской области обратились к правительству и Федеральному Собранию РФ с открытым письмом с предложением организовать встречу с директорами предприятий и предложениями по выходу из кризиса.[22]

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Семинар руководителей и специалистов по труду

18 декабря состоялся семинар руководителей и специалистов по труду. По приведенным данным, доходы 10 процентов самых обеспеченных граждан в 16 раз выше доходов 10 процентов наименее обеспеченных. Больше всего зарабатывают те, кто занят в сфере информационного обеспечения бизнеса или занимается коммерческой деятельностью: средняя зарплата здесь равна 1753,5 тыс. рублей в месяц. Для сравнения: по области средняя зарплата составляет 721,1 тыс. рублей, ежемесячный денежный доход на душу населения – 500 тысяч. Меньше всего получают в сельском хозяйстве – в среднем 411,9 тыс. рублей.

По сообщению областного статистического управления, в ноябре прожиточный минимум в Новосибирской области составил для мужчин – 493,5 тыс. рублей, для пенсионеров – 286, для ребенка до 6 лет – 302,5 тыс. рублей.

Задолженность по заработной плате в области увеличилась к концу года по сравнению с началом в четыре раза, а количество организаций, где деньги выдают несвоевременно, – вдвое. По сообщению управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области Н.Титенко, к 20 декабря задержка по выплате пенсий сократилась в среднем на 48 дней. Полностью выплачены деньги за сентябрь и октябрь и более чем на 80% за ноябрь.

В 1995 году областное управление труда и занятости зарегистрировало 8 трудовых конфликтов, в этом году – ровно в 10 раз больше. Только в 6 случаях из 80 конфликтующих удалось примирить, остальные конфликты переросли в забастовки. [23]

5.2.    "Сибирское соглашение" о проблеме миграции

МАСС 11 декабря собрала представителей заинтересованных организаций для учреждения ассоциации "Сибирское некоммерческое партнерство содействию миграции". Среди заинтересованных оказались федеральные ведомства: министерство по делам национальностей, министерство по чрезвычайным ситуациям, министерство обороны, Госкомсевер, а также комитет Госдумы по Северу и несколько северных предприятий (концерн "Росуголь", РАО "Норильский никель", АК "Алмазы России-Саха"). Заместитель руководителя миграционной службы Новосибирской области М.Бакшин сообщил, что хотя основные миграционные потоки, с которыми приходится сталкиваться новосибирским властям, идут из Казахстана, существует также и проблема северян. В 1995 году с Севера выехало 170 тысяч человек, и предполагается, что в 1996 году их окажется в 5-6 раз больше. По утверждению М.Бакшина, область в принципе сможет принять только 270 тысяч человек. Все миграционные программы, обсуждавшиеся на конференции, сводились к двум основным – жилью и работе.

Участники учредительной конференции пришли к выводу, что, независимо от наличия или отсутствия федеральной программы миграции, в Сибири необходимо создание единой организации, которая управляла бы процессами миграции. Цели ее формулируются так: "Сформировать единый коллективный субъект управления процессами миграции в Сибири за счет организации единого пространства коммуникации, координации и кооперации действий федеральных и местных органов власти, хозяйствующих субъектов, организаций и профессионалов..." [24]

5.3.    Бюро регистрации несчастных случаев

В Новосибирске создано бюро регистрации несчастных случаев, которое занимается розыском людей, пропавших без вести. Сюда стекает вся информация об умерших, похороненных за счет государства, о людях, доставленных бригадами "скорой помощи", обо всех пострадавших в результате несчастных случаев, об арестованных за совершение административных правонарушений и т.д. Бюро создано в системе уголовного розыска УВД Новосибирской области.

ИСТОЧНИКИ

1. Костина Е. Единственный путь – диалог // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. – 4 декабря. – №229. – С.1.

2. "Трудовой Новосибирск": то ли избиратель не пришел, то ли к избирателю не пришли, а кандидат – не прошел // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 20 декабря. – №122. – С.2.

3. Кашафутдинов В. Воскресная революция // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 5 декабря. – №49. – С.1-2.

4. Жаринов А. "Дегустация" состоялась // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 24 декабря. – №244. – С.2.

5. Кретинин А., Сальников А. Декабрь. Время зимородков // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 15 декабря. – №121. – С.1, 2.

6. Кашафутдинов В. Новая должность Анатолия Манохина: знаменосец демократии // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 26 декабря. – №52. – С.5.

7. Кретинин А. Горсовет по фамилии "Логинов" // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 20 декабря. – №122. – С.2.

8. Кашафутдинов В. Голос желудка перевесил голос разума? // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 11 декабря. – №50. – С.1,5.

9. Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 11 декабря. – №50. – С.5.

10. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 26 декабря. – №246. – С.3.

11. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 19 декабря. – №240. – С.2-3.

12. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 25 декабря. №245. – С.3.

13. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 3 декабря. №228. – С.3.

14. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 26 декабря. №246. – С.3.

15. Семенова Л. Драматургия бюджета // Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 24 декабря. – №244. – С.1.

16. Лашко Е. Бланки ударили ниже пояса банки // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 19 декабря. – №121. – С.1.

17. Полеванов В. Подделка как лишний повод встретиться // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 20 декабря. – №122. – С.3.

18. Гуттенлохер Н. СТБ перевел стрелки // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 11 декабря. – №50. – С.6.

19. Иванова О. Горький шоколад демократии // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 11 декабря. – №50. – С.6.

20. Ткаченко Т. Фабрика грез: новые кадры // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 20 декабря. – №122. – С.3.

21. Гамалей Т. И потекут деньги. По усам // Молодость Сибири. – Новосибирск, 1996. – 26 декабря. – №52. – С.6.

22. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 17 декабря. – №238. – С.3.

23. Советская Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 26 декабря. – №246. – С.1.

24. Ткаченко Т. Сюда ссылали раньше за провинности, зачем здесь я – безвинный человек // Новая Сибирь. – Новосибирск, 1996. – 19 декабря. – №121. – С.1,3.

 

Приложение

Список депутатов областного совета, избранных на довыборах

Доровский А.М. – 1958 г.р., помощник депутата Госдумы Давиденко В.И. (ЛДПР);

Крупенько С.Е. – 1962 г.р., редактор газеты "Товарищ" ("Трудовой Новосибирск");

Локоть А.Е. – 1959 г.р., начальник сектора НИИ измерительных приборов, секретарь обкома КПРФ;

Окладников В.А. – 1941 г.р., монтажник НАПО им.Чкалова;

Просенко А.Е. – 1947 г.р., доцент Новосибирского государственного педагогического университета (ЛДПР);

Селиванов Н.Г. – 1940 г.р., каменщик АООТ "Электросигнал";

Хоменко В.Я. – 1958 г.р., помощник депутата Госдумы Е.Логинова (ЛДПР);

Шадуро И.Г. – 1968 г.р., помощник депутата Госдумы Е.Логинова (ЛДПР);

Ярославцева Н.В. – 1959 г.р., директор муниципальной гимназии №10.

 

Список депутатов Новосибирского городского Совета (в скобках – процент голосов, поданных за победителя) [9]

Агеенко В., машинист электропоезда метро, КПРФ (29,71%); Александров В., главный энергетик ТОО "Энергия", ЛДПР (29,51%);

Болотин А., АО "Строительный трест №43", председатель совета, КПРФ (26,51%);

Болтенко Н., главный врач муниципальной поликлиники №27 (43,48%);

Глазачев С., доцент Аграрного университета, ЛДПР (26,38%);

Гусаров А., слесарь АО "Строительная фирма-32", ЛДПР (33,63%);

Зырянов С., водитель грузового автотранспортного предприятия №3, ЛДПР (31,99%);

Камалов К., гвардии генерал майор, командир дивизии (31,64%);

Коновалов Б., главный редактор газеты "Молодость Сибири" (25,29%);

Котлярова Л., помощник депутата Госдумы Е.Логинова, ЛДПР (39,78%);

Кубанов А., технический директор строительного концерна "СБС 308", ЛДПР (27,5%);

Лисин Е., начальник юридического отдела ЗАО "Корс", ЛДПР (22,28%);

Люлько А., сотрудник Института математики СО РАН, КРО (31,28%);

Мамай И., СГГА, старший преподаватель, КПРФ (36,43%);

Медведев А., АОЗТ "Новосибирский кирпичный завод", рабочий (37,61%);

Мошкин В., заместитель председателя СО РАН по строительству (30,65%);

Пепеляева Л., адвокат (37,7%);

Плотников А., кладовщик автостоянки комбината гаражно-технического обслуживания, ЛДПР (22,38%);

Пушкин А., старший научный сотрудник Сибирской академии путей сообщения, ЛДПР (19,68%);

Саночкин С., помощник депутата Госдумы Л.Швец, КПРФ (23,82%);

Старков В., начальник участка гидравлики "Спецстроймеханизация", ЛДПР (25,03%);

Сулейманов Р., председатель Фонда соцзащиты молодежи, КПРФ (20,35%);

Уткин С., НЗХК, страший мастер, ЛДПР (37,91%);

Филичев А., директор по быту и социальным вопросам НЗХК (47,15%).