Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир Фаритов

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в сентябре 1996 года

Как уже сообщалось в предыдущем обзоре, на протяжении лета доминантой политической жизни Саратовской области были подготовка и проведение выборов губернатора. Финиш этой эпопеи пришелся на 1 сентября и принес победу Дмитрию Аяцкову, президентским указом назначенному а апреле этого года на пост главы Администрации Саратовской области. Мы сообщили об итогах выборов и первых комментариях к ним в прошлом обзоре, ибо бессмысленно было бы оборвать изложение событий датой 31 августа. Но не включить частично тот же материал в сентябрьский обзор так же невозможно. Мы приносим свои извинения читателям “Политического монитринга” за вынужденное дублирование материала в двух следующих друг за другом выпусках.

1.    После выборов губернатора

1.1.    Оценки и дальнейшие планы сторон

Уже 2 сентября, до официального подведения итогов выборов, в здании областной администрации состоялась пресс-конференция победителя.

Дмитрий Аяцков поблагодарил прессу, поздравил население с избранием "хорошего губернатора" и заявил, что обещания, которые были им даны и будут даваться в дальнейшем, не останутся на бумаге. В ходе встречи он неоднократно подчеркивал, что уместно говорить не о его личном успехе, а об успехе всего населения области.

Он также заявил, что считает существование оппозиции необходимым и благодарен ей за то, что она его "злила и заводила", при этом отметив, что "злая оппозиция" вела себя "не вполне достойно" и еще предстоит "разговор на эту тему". Интересно, что ни на пресс-конференции, ни в дальнейшем нигде так и не были названы конкретные факты недостойного поведения "злой оппозиции", и никаких данных о "разговоре" ни через прессу, ни по неофициальным каналам так и не поступило. Впрочем, Аяцков тут же оговорился, что объявляет оппозиции амнистию и приглашает к столу переговоров, чтобы, например, подписать Договор об общественном согласии - предусмотренную под ее подпись строку оттуда так никто и не вычеркнул. Слова об амнистии производили впечатление произнесенных совершенно серьезно и, уж во всяком случае, были совершенно серьезно восприняты как участниками пресс-конференции, так и всеми, до кого эта информация доходила в дальнейшем.

Губернатор заверил присутствующих, что не собирается перебираться в Москву; сначала, по его мнению, нужно решить все проблемы, а уж затем - спокойно идти на пенсию. Он также сообщил, что не собирается в ближайшие полтора месяца и в отпуск, поскольку необходимо заняться подготовкой к зиме: много времени уже упущено из-за втянутости губернаторской команды в предвыборную гонку. Вновь подтвердив свои намерения превратить Саратов в столицу Поволжья, Аяцков заметил, что на него в связи с подобными намерениями многие соседние губернаторы "смотрят волком", но пройдет время и им некуда будет деться, кроме как признать свершившийся факт. "Им есть куда тянуться, - заметил Аяцков. - Пусть сначала получат 81 процент".[1]

Делясь планами, Дмитрий Аяцков обещал в этом году решить проблему безработицы на селе, а в 1997 году - и в целом по области. Отвечая на вопрос о том, намерен ли он как-то содействовать преодолению унизительно бедственного состояния саратовской прессы (в "столице Поволжья" совокупный разовый тираж всех основных газет - и ежедневных, и еженедельных - не достигает ста тысяч), губернатор заявил, что, по его мнению, неправы те, кто считает, будто пресса должна сама зарабатывать на жизнь - ибо плохо, если газета спекулирует полосами или ею начинают спекулировать спонсоры и меценаты. Все СМИ, по мнению Аяцкова, должны получать в разумных пределах бюджетную подпитку. Коснулся он и некоторых своих планов относительно взаимоотношений с сопредельными державами. Так, он заявил, что намерен заняться наведением порядка на границе с Казахстаном - и не только в плане налаживания нормального пограничного контроля за въездом и выездом. По словам губернатора, уже на протяжении 21 года эта республика бесплатно потребляет волжскую воду. "Я намерен получить с них дань, - заявил губернатор. - Они же с нас брали много лет назад". Каким образом он один будет брать дань за воду реки, протекающей по территории двух десятков субъектов РФ, глава администрации Саратовской области не пояснил. Аяцков выразил твердое намерение в самом ближайшем будущем окончательно решить вопрос с формированием Правительства Саратовской области. Это обещание он выполнил в самые короткие сроки - подробности изложены в соответствующем разделе данного обзора.

Ответил Аяцков и на вопрос, касающийся его будущих взаимоотношений с бывшим главным соперником на выборах коммунистом Анатолием Гордеевым. По словам губернатора, у него имеется немало магнитофонных записей выступлений экс-конкурента, многие из которых "здорово ранят" саратовского главу. При этом, по его словам, накануне старта избирательного марафона между соперниками была достигнута "мужская договоренность" не критиковать друг друга лично. "Видит Бог, - заявил Аяцков, - я ни разу его не упомянул и не облил грязью фамилию". Последнее, по утверждениям губернатора, относится и к партии, в которой состоит Гордеев. Как сообщил победитель, о сотрудничестве можно будет думать после того, как побежденный даст ему объяснения по каждой из имеющихся записей.

Коммунисты собрались с силами после поражения много позже, чем губернатор. Их первая после выборов пресс-конференция состоялась лишь 12 сентября и была организована не избирательным штабом, а бюро обкома КПРФ. Во встрече с журналистами местных СМИ приняли участие первый секретарь обкома Валерий Рашкин, секретарь обкома Сергей Семенов, секретарь Саратовского горкома Геннадий Турунтаев. Бывший кандидат в губернаторы Анатолий Гордеев, как было открыто заявлено на пресс-конференции, отказался принять в ней участие, так как чрезвычайно недоволен освещением предвыборной кампании саратовскими СМИ - в частности, откровенной ложью в его адрес одной из газет, назвавшей его самым богатым человеком в Саратове. Эта неожиданная демонстрация слабости была в дальнейшем предана гласности многими СМИ с оттенком презрения или злорадства. Признать, что у Гордеева есть все основания для обиды, никто не рискнул.

Обстоятельный анализ итогов выборов губернатора был представлен Валерием Рашкиным. По его мнению, выборы подтвердили, что в России в целом и в области реально существуют лишь две политические силы: партия власти и Народно-патриотический союз. О третьем кандидате на выборах - Виталии Павлове - Рашкин вскользь заметил, что тот в счет не шел, так как все собранные им подписи были "нарисованными". В подтверждение своих слов Рашкин отметил: Павлов, собрав 80 тысяч подписей в поддержку своей кандидатуры, на самих выборах получил всего 6 тысяч голосов.

Исход выборов, сказал Рашкин, был заранее предрешен в пользу находящегося у власти губернатора, поскольку кандидаты были поставлены в неравные условия: Аяцков контролировал СМИ, влиял на властные структуры по всей вертикали плюс имел поддержку Москвы в виде визитов и "финансового дождя". Одновременно Рашкин заявил, что кампания соперника велась грамотно, и коммунисты, несмотря на имеющиеся в обкоме КПРФ документы, подтверждающие многочисленные случаи фальсификации выборов, "не могут не признать победу Аяцкова". К числу прямых нарушений законодательства были отнесены: давление на членов избирательных комиссий, устраненность правоохранительных органов от надзора, обыски у лидеров партии, несправедливое решение суда по иску о поддельности подписей за Павлова и т.д. Все это, по мнению Рашкина, не что иное, как "охота на ведьм". И все же партия не намерена отступать, поскольку "демократия должна развиваться, а выборы не должны проводиться силовыми методами".

Другой выступивший - Сергей Семенов - отозвался о прошедших выборах заметно оптимистичнее. Он сказал, что на выборах разыгрывалась коммунистическая карта и, в принципе, победила коммунистическая идея, если вспомнить все, что Аяцков сделал, чтобы привлечь на свою сторону электорат КПРФ. Отсюда, по мнению Семенова, и такой выразительный результат в его пользу. Из противоречивости выступлений могло даже сложиться впечатление, что в обкоме КПРФ произошло нечто вроде раскола. Однако Валерий Рашкин в конце мероприятия поспешил сгладить этот эффект, заявив: "Если Аяцков будет и дальше делать конкретные дела - мы его поддержим; но если его работой станет претворение в жизнь идей Ельцина - будем против".

Из этого выступления Рашкина и событий, о которых пойдет речь далее, можно сделать вывод, что лидер саратовских коммунистов оказался почти деморализован прежде всего внутренним конфликтом: с одной стороны, ему (и части сторонников) явно хотелось выйти из борьбы, выразив лояльность и сдавшись на милость вполне очевидного победителя; с другой - убеждения, видимо, требовали вести борьбу до конца. Однако вся расстановка сил и, очевидно, разного рода воздействие, оказываемое на Рашкина, способствовали его постепенному дрейфу в сторону капитуляции, что стало делаться все более заметным к концу месяца. В условиях, когда прочие серьезные лидеры местной политической оппозиции свой выбор уже сделали, отказ Рашкина от борьбы будет практически равнозначен падению последнего бастиона сопротивления установлению личной власти Аяцкова в области - поскольку потерпевший поражение и почти сломленный вопиющим неуспехом на выборах Анатолий Гордеев едва ли будет способен принять эстафету такого лидерства. Однако общее течение событий заставляет предполагать, что окончательное решение Рашкин и другие руководители саратовских коммунистов примут все же после выборов органов местного самоуправления - в зависимости от их итогов.

1.2.    Победа Аяцкова как событие политической жизни

Сам факт победы Дмитрия Аяцкова нашел весьма заметное отражение как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании. Реакция центральных СМИ, уделивших итогам саратовских выборов заметное место, немало тому способствовала. Местные СМИ на несколько дней сделали итоги выборов едва ли не единственной темой своих публикаций. Региональные телеканалы, не ограничившись собственными трансляциями на эту тему, ретранслировали в записи некоторые из общероссийских телепрограмм, причем особенно охотно - передачу НТВ "Герой дня" с Аяцковым.

После выборов политический ажиотаж вокруг фигуры областного лидера улегся не сразу и далеко не полностью. Так, например, в начале октября город все еще украшен многочисленными лозунгами с цитатами и призывами новообретенного вождя. СМИ по-прежнему уделяют его деяниям непропорционально много внимания, а сам Аяцков в ходе разного рода публичных выступлений (да и не только публичных) охотно эксплуатирует имидж всенародно избранного "губернатора всех саратовцев".

7 сентября в театре оперы и балета прошла празднично обставленная и многолюдная церемония вступления Аяцкова в должность губернатора (главы администрации) Саратовской области, которую неофициально иначе, как инаугурацией, не называл никто. Формально же эта торжественная акция называлась "совместным заседанием областной думы и коллегии администрации области с участием приглашенных лиц". В ней участвовал глава администрации Президента РФ Анатолий Чубайс. Этот его личный визит многими отмечался как весьма знаменательное политическое событие в свете долгое время циркулировавших в Саратове слухов о трениях, которые, как будто, существуют между Чубайсом и Аяцковым. Появление главы президентской администрации многие местные наблюдатели поторопились интерпретировать как знак примирения.

После праздничного концерта (акция началась с него из-за задержки самолета с Чубайсом, которую многие любители истолкований также сочли знаменательной), состоялось оглашение документов областной Думы и областной избирательной комиссии, подтверждающих результаты выборов. Затем вступавший в должность губернатора Дмитрий Аяцков, возложив руку на тексты Конституции РФ и Устава Саратовской области, произнес клятву, обещая неукоснительно выполнять написанное в них, а также законы Саратовской области.

Выслушав поздравления Чубайса и архиепископа Саратовского и Вольского Александра, новый губернатор произнес слово, обращенное ко всем, кто отдал за него свой голос. Дмитрий Аяцков поблагодарил избирателей за поддержку его кандидатуры, а также курса реформ, проводимого Президентом РФ в России и им как губернатором - в Саратовской области. "Я бы хотел, чтобы от Саратовской земли пошли настоящие реформы в России", - сказал он.

Через два дня, 9 сентября, в Саратове начался двухдневный семинар "Выборы губернатора-96", имевший целью научить заинтересованные лица проведению такой предвыборной кампании, итогом которой бы стала победа с результатом не менее 80%. Обучаться предполагалось на саратовском положительном опыте. На семинар прибыли руководители избирательных штабов администраций 17 регионов России. Присутствовали также первый заместитель главы администрации Президента РФ Александр Казаков, вице-премьер правительства РФ Владимир Бабичев и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков.

Во вступительном слове к семинару Казаков сказал, что по подавляющему большинству кандидатур в регионах, где пройдут выборы, позиции аппарата президента уже ясны. Вице-премьер Владимир Бабичев заявил, что те кандидатуры, которые поддерживаются президентом и правительством, получат режим наибольшего благоприятствования как в пропагандистском плане, так и в плане конкретной материальной поддержки перед выборами. "Мы не можем допустить шатающийся Совет Федерации, на местах нам нужны единомышленники", - подытожил Бабичев.

Дмитрий Аяцков рассказал об основных этапах своей деятельности за неполных полгода его пребывания в должности губернатора. В качестве некоторых причин неожиданно высокого своего рейтинга на выборах в "красной" Саратовской области он сослался на конкретные дела, сделанные им, может быть, не без оттенка популизма, однако одновременно и на благо общества. Кроме того, Аяцков заметил, что если он называл сроки для исполнения чего-то, то они выполнялись, а в избирательную кампанию он "максимально работал сам", даже если был болен. В заключение губернатор сообщил о своей новой инициативе: осенью каждый житель области должен посадить по три дерева. Этого, по его мнению, требует плохая экологическая обстановка в регионе (позже на местах эта инициатива была подхвачена и начала усиленно реализовываться, несмотря на близость зимы и ранние холода; пример подавали работники административных структур).

Что касается хода семинара, то после вступительного слова губернатора прессе предложено было покинуть зал. Причем это не было сделано публично - информация о том, что следует уйти, была неофициально, но в совершенно жесткой форме была доведена до каждого из журналистов в отдельности. Причины такого поведения властей остались неясными. Возможно, чиновники просто не хотели, чтобы у прессы в ходе наблюдения за их работой возникло впечатление, что нынешняя исполнительная власть все более превращается в замкнутую политическую группировку, ведущую себя как партия (в том числе, и на выборах), но не ограниченная рамками законодательства, регламентирующего деятельность партий и движений. Между тем именно это впечатление и складывалось.

И наконец, 19 сентября в составе участников следующего по Волге 4-го торгового каравана "Великий Российский путь" в Саратов прибыла группа членов Центральной избирательной комиссии. Основной целью их "путешествия" было знакомство с регионами, где предстоят выборы в органы местного самоуправления. В этом смысле наш город показался им весьма интересным, поскольку именно здесь был дан старт губернаторской избирательной гонке.

На состоявшейся пресс-конференции гости рассказали журналистам о принципах формирования Центризбиркома (Ольга Волкова), о проблемах организационного и правового характера, которые приходится решать этому органу (Владимир Лучинин), затронули вопросы повышения правовой культуры избирателей, совершенствования выборного процесса и придания ему характера непрерывного, а также информационного обеспечения выборов на региональном уровне и работы со средствами массовой информации (проф. Абрамян), поделились опытом анализа предвыборных социологических опросов (Евгений Григорьев) и т.д. Давая высокую оценку проведению избирательной кампании в Саратове, они тщательно избегали каких-либо конкретных высказываний по поводу ее проведения, а их похвалы победителю страдали тем же отсутствием примеров и иллюстраций.

2.    Подготовка к выборам Местного самоуправления (МСУ)

2.1.    Общие данные

С момента завершения выборов губернатора область фактически без перерыва подошла к началу новой электоральной кампании, на сей раз - по выборам в органы местного самоуправления. Значительная часть подготовки к этим выборам уже была проведена весной этого года, когда Дмитрий Аяцков, вступив на пост главы областной администрации, отменил это мероприятие, решив тем самым все проблемы, возникавшие вокруг него из-за отсутствия бюджетного финансирования.

Однако остались зарегистрированные кандидаты в местные органы народного представительства и даже претенденты на пост мэра Саратова. За ними их статус решено было сохранить до того момента, когда выборы все-таки состоятся.

Поскольку областное законодательство о МСУ и его выборах было принято достаточно давно, а с конца апреля были известны и сроки их проведения (декабрь 1996 г.), почти до последнего момента никто из сторонних наблюдателей не предполагал неожиданных поворотов предвыборного сюжета. Тем временем, в обстановке полного отсутствия информации в СМИ, губернатор внес в облдуму целый ряд предложений по концептуальным поправкам к регламентирующим проведение выборов МСУ правовым нормам.

25 сентября состоялось тридцать второе заседание Саратовской областной думы. На нем была окончательно определена дата выборов в органы МСУ. Ею стало 22 декабря, поскольку ранее предполагаемая дата - 15 декабря, в соответствии с решением правительства РФ, объявлена рабочим днем, компенсирующим избирательный отдых 3 июля.

Однако основное время депутаты уделили вопросам о предложенных губернатором поправках к Законам Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" и "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области".

В результате дебатов большинством голосов были приняты все предложения областного главы. Согласно им, вместо ранее предполагавшихся прямых выборов глав администраций городов и районов последние будут утверждаться новыми органами представительной власти из числа депутатов этих органов, причем кандидатуры будут выдвигаться губернатором. Если кандидат депутатами не принимается, то губернатор предложит новую - и так далее. Причем председателями новых представительных органов будут те же главы администраций. На уровне сел и поселков избирательная процедура вообще пока не предусмотрена; все вопросы по народным представителям решит избранный орган МСУ на уровне района, а главы же администраций там будут просто назначаться. Кроме того, несмотря на протест прокуратуры, было определено, что до 50% депутатов могут являться работниками органов исполнительной власти (эти органы, в ответ на заявление представителя облпрокурора, сославшегося на Закон РФ "О государственной службе", были устно приравнены первым вице-губернатором - доктором юридических наук! - Вячеславом Володиным в смысле права выдвижения к общественным объединениям и трудовым коллективам).

Сразу после окончания работы думы заместитель ее председателя, секретарь обкома КПРФ Валерий Рашкин (кстати, ведший заседание) счел необходимым сделать заявление для средств массовой информации.

В своем обращении Рашкин, подчеркнув, что выражает свое мнение не только как депутат, но и как представитель КПРФ, высказал категорическое несогласие с принятыми поправками. Как показало заседание, сказал Рашкин, все, чего не желает областная исполнительная власть, отвергается и депутатами. В итоге принятые в свое время думой Законы Саратовской области "О местном самоуправлении", "О выборах в органы местного самоуправления" и тексты Примерных уставов муниципальных образований подверглись по желанию губернатора концептуальным изменениям, что повлекло за собой ущемление самих принципов местного самоуправления. Впрочем, Рашкин тут же поспешил смягчить эффект от своего выступления, весьма странно и непоследовательно в контексте ранее им сказанного оговорившись, что "хорошо это или плохо - покажет время".

Через несколько дней в его выступлении по саратовскому радио уже отсутствовали даже следы прежнего категорического осуждения принятых решений - оно было чисто информативным и безоценочным. Комментировать это радиовыступление журналистам Рашкин отказался, ссылаясь на то, что сам не слышал его и не может сказать, все ли его слова попали в эфир. Энтузиазма в плане прояснения этого факта через получение с ГТРК магнитозаписи он не проявил.

26 сентября в новом помещении штаба саратовского регионального отделения общественно-политического движения "Выбор России", недавно переехавшего в центр города по соседству с ведомством губернатора, состоялась пресс-конференция представителя председателя областной организации движения и сопредседателя его на общероссийском уровне, депутата облдумы Валерия Давыдова.

Он подчеркнул, что главные программные установки движения на период выборов МСУ заключаются в переносе акцента в ходе реформ на низовой уровень через победу в ходе этой электоральной кампании. В первую очередь, по словам Давыдова, имеется в виду просветительская работа в массах, поскольку правовая культура населения крайне низка. Важными будут и такие вопросы, как выработка принципов организации органов местного самоуправления и характер взаимодействия с властью. В отношении последнего движение будет стремиться не встать в оппозицию, а наоборот - слиться с властью путем создания, например, экономических советов при главах администраций.

Особо Валерий Давыдов изложил свое мнение по поводу итогов прошедшего накануне заседания областной думы.

Как явствовало из его рассказа, обсуждению поправок в Закон, внесенных губернатором области, предшествовала большая и не подвергавшаяся никакой огласке подготовительная работа. В ходе ее, сказал Давыдов, изменилось первоначальное предложение главы областной исполнительной власти о прямом назначении им глав администраций городов, районов и так далее. Свежеизбранный губернатор объяснял свои большие запросы тем, что для полного осуществления идеи самоуправления нет почвы на местах - во-первых, все районы, кроме Саратовского (и города Саратова), Энгельсского и Балаковского, живут на дотациях из областного кармана, а во-вторых, политическая культура народа еще не дозрела до того, чтобы ему самому избирать глав исполнительной власти.

Депутаты, по словам Давыдова, уважительно отнеслись к пожеланиям Аяцкова, избранного 81% пришедших к урнам избирателей и стремящегося сделать область процветающей. Но вместе с тем, уважая законы, они не могли согласиться с его предложением полностью и избрали другой путь, отвергнув также вариант, по которому главы администраций могут длительное время существовать без согласия местной думы как и.о. (то есть реализующий в завуалированной форме тот же "назначенческий" принцип) и неоднократно выходить на согласование. В конце концов, был найден компромисс, по которому губернатор обладает правом на выдвижение кандидатуры глав администраций из числа выбранных народом депутатов. "Большего добиться сегодня нельзя", - резюмировал Валерий Давыдов.

Несмотря на очевидное сужение в области поля применения демократических процедур, из стана политиков или представителей СМИ не прозвучало ни одного протеста - кроме упоминавшейся пресс-конференции Рашкина, эффект от которой был сведен на нет дальнейшим поведением ее организатора. Не протестовали даже уже зарегистрированные кандидаты на пост мэра Саратова, которых вдруг внезапно лишили сохранявшегося за ними полгода статуса. Между тем, среди этих людей - бывший мэр города Александр Маликов, первый вице-губернатор Вячеслав Володин, экс-кандидат в губернаторы от КПРФ Анатолий Гордеев, известный нефтяной магнат и лидер местной организации Партии "Демократический выбор России" Владимир Родионов.

2.2.    Участники кампании

Наиболее активно подготовкой к кампании по выборам органов МСУ занялась областная исполнительная власть. Избирательный штаб Дмитрия Аяцкова, размещающийся в областном Доме знаний (последний долгое время активно использовался разного рода общественными объединениями - в том числе, КПРФ - для проведения своих мероприятий, но теперь практически потерян для них на неопределенный срок), трансформировался в центр по координации избирательной деятельности "партии власти". Насколько известно, в течение сентября составление списков будущих кандидатов в депутаты от этой партии было уже практически закончено.

КПРФ также уже завершила составление своих списков и начала активную подготовку к выдвижению и последующей агитации. Для координации усилий ею также создан штаб и организованы еженедельные открытые заседания клуба избирателей в помещении облФНПР.

Как сообщил атаман 11-го отдела Волжского казачьего войска Геннадий Кузьмин, саратовские отделения общественных организаций "Честь и Родина", "Правда и порядок" и Конгресса русских общин с целью выдвижения единых кандидатов на предстоящих выборах в местные органы власти в начале сентября приняли решение о формировании чего-то вроде избирательного блока. Свое решение стороны объясняют общностью политических взглядов и задач, решаемых этими организациями на саратовской политической сцене.

И, наконец, рядом общественных и политических объединений Саратовской области к началу октября было подготовлено соглашение о совместных действиях в ходе предстоящих выборов. В этом документе содержится заявление о поддержке единых кандидатов всеми подписавшими его структурами. Среди этих структур - местные организации движений "Выбор России", "Наш дом - Россия" и "Реформы - новый курс", Партии "Демократический выбор России", "ЯБЛОКА", "Народного дома" и журналистского объединения "КЭП-информ". Возможно, что в дальнейшем к ним присоединятся и другие объединения, определяющие себя как сторонники курса реформ. Однако лидер саратовских "выбороссов" Валерий Давыдов сообщил о намерении присоединиться к блоку объединения "Честь и Родина". Впрочем, пока его информация, плохо сочетающаяся с фактом вхождения этого объединения в другой упомянутый выше блок, не получила никакого другого подтверждения.

Некоторые из будущих "подписантов" (в частности, тот же "Выбор России") параллельно заявили о намерении в ходе избирательной кампании согласовывать свои действия с командой губернатора области. В этом контексте появление упомянутого выше совместного заявления будет означать начало формирования новой предвыборной коалиции по принципу "все против коммунистов". Эта коалиция будет координируема, фактически, руководством областной исполнительной власти, политические объединения будут играть заведомо подчиненную роль и едва ли смогут претендовать на в полном смысле собственный успех, о надеждах на который ранее столько говорилось, например, теми же "выбороссами".

3.    Реформа структуры власти

3.1.    Правительство Саратовской области

5 сентября на очередном заседании Саратовской областной думы был принят Закон Саратовской области "О правительстве Саратовской области". При обсуждении этого вопроса, кроме проекта, предложенного администрацией, депутаты рассмотрели еще одну концепцию - своего коллеги Олега Карпова. Его вариант отличался тем, что в структуре исполнительной власти области оказывалось два высших должностных лица - губернатор и председатель правительства. При этом глава правительства должен был бы утверждаться областной думой по представлению губрнатора. По проекту администрации главой правительства автоматически становился губернатор. Впрочем, и этот вариант все же предполагал согласование с думой персонального состава корпуса замов.

Большинство из выступивших депутатов отвергли предложение Карпова, а присутствовавший на заседании Дмитрий Аяцков заявил, что лично у него вполне хватит сил, чтобы совмещать эти две должности. При этом он заметил, что, по его мнению, структура власти Саратовской области не должна повторять федеральную, где есть администрация президента (кстати, речь о почти гомотетичной структуре - аппарате губернатора - еще впереди), правительство, Совет Федерации и Государственная Дума. "Нужна одна команда", - подвел итог Дмитрий Аяцков. Голосование, как и следовало ожидать, принесло победу именно его концепции.

Формирование правительства началось без лишних промедлений. Уже 11 сентября, на следующем облдумском заседании, главным был вопрос "О согласовании кандидатур в состав правительства Саратовской области". Депутаты открытым голосованием поддержали предложенный губернатором - председателем правительства Саратовской области Дмитрием Аяцковым - список первых лиц высшей исполнительной власти региона:

Володин Вячеслав Викторович - заместитель губернатора - 1-й заместитель председателя правительства (блок экономических вопросов и строительный комплекс); ранее - первый зам. главы обладминистрации;

Дворкин Борис Зямович - 1-й заместитель председателя правительства (сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и потребкооперация); ранее - зам. главы администрации по АПК;

Боброва Валентина Михайловна - заместитель председателя правительства (вопросы социальной защиты, занятость, миграция); ранее - председатель комитета облдумы по социальной политике;

Ващенков Леонид Ефимович - 1-й заместитель председателя правительства (нефтегазовый комплекс, промышленность); ранее - первый зам. главы обладминистрации;

Чуриков Владимир Михайлович - заместитель председателя правительства (наука, образование, здравоохранение, молодежная политика); ранее - зам. главы обладминистрации по социальным вопросам;

Решетников Борис Константинович - заместитель председателя правительства (транспорт, связь); ранее - зам главы обладминистрации - председатель комитета по управлению госимуществом;

Будников Николай Алексеевич - заместитель председателя правительства (вопросы хозяйственного обеспечения деятельности органов областной власти); ранее - управделами обладминистрации;

Большеданов Павел Владимирович - министр финансов; ранее - начальник облфинуправления.

В дальнейшем согласование прошел еще ряд персоналий. Среди них:

Владимиров Николай Васильевич - заместителя председателя правительства области (одновременно - министр по собственности и банкротству, ранее - руководитель областного Фонда имущества).

Зенин Николай Александрович - министр строительства и архитектуры (работал в областной администрации заместителем главы - начальником департамента по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству).

Марон Владимир Михайлович - министр здравоохранения (ранее работал начальником управления здравоохранения администрации области);

Суровов Сергей Борисович - министр общего и профессионального образования (в администрации области занимал пост начальника управления науки и образования);

Кияненко Илья Федорович - министр культуры (ранее начальник управления культуры администрации области);

Константинов Владимир Дмитриевич - министр нефти, газа и недропользования;

Кузьмин Иван Григорьевич - министр информации и печати (руководил комитетом по анализу, информации и печати администрации области);

Крюков Николай Петрович - министр сельского хозяйства (перешел на работу с должности 1 заместителя начальника департамента по агропромышленному комплексу и продовольствию администрации области).

Пастушенко Сергей Ювенальевич - министр юстиции (бывший начальник управления юстиции администрации области).

Степанов Александр Алексеевич - заместитель председателя правительства области (министр экономики, ранее исполнительный директор Саратовской фондовой биржи).

Не перечисляя руководителей более низкого ранга, хотелось бы отметить, что в ближайшем будущем новый пост ожидает и заместителя главы администрации Ленинского района по анализу, информации и общественным отношениям Михаила Чугунова - в недавнем прошлом руководителя областной организации ЛДПР. Предполагается, что он вступит в должность заместителя министра информации и печати в правительстве Саратовской области.

Обращает на себя внимание тот факт, что губернатор планомерно продолжает организационное разрушение политической оппозиции как значимого фактора местной политической жизни. На это работает и повышение статуса недавно ставшего вице-губернатором Бориса Дворкина (лидера областной организации АПР) до третьего первого зама Аяцкова, и введение в правительство в статусе министра ранее активной облдумской оппозиционерки (избранной по списку блока “За народовластие”) Валентины Бобровой. Статус представителя правительства Саратовской области в облдуме, вместо отправленного "на хозяйственную работу" депутата Петра Михеева, занял депутат Олег Карпов, активно демонстрировавший желание занять позицию оппозиционера уже при Аяцкове. Карпов на заседании думы заявил, что назначение для него было неожиданностью, и он благодарен губернатору за доверие.

Нельзя не отметить и другой важной функции нынешнего внутривластного реформирования. Уместно напомнить, что это уже вторая перетряска органов исполнительной власти области с момента прихода Аяцкова на пост главы областной администрации. Обе они позволили провести чистку исполнительных органов от неугодных новому губернатору лиц. В первый раз это были креатуры бывшего губернатора Юрия Белых, теперь же - те, кто не смог должным образом "проявить себя" в ходе президентской и губернаторской избирательных кампаний. Так, весьма бросается в глаза отсутствие среди первых лиц правительства бывшего вице-губернатора и начальника департамента экономики и инвестиционной политики Владимира Мишина. Впрочем, о его отставке речь шла еще весной, именно на его место прочили бывшего конкурента Аяцкова по губернаторским выборам Анатолия Гордеева, отказавшегося от предложенного поста. Мишин, чувствуя недовольство губернатора, вел себя пассивно, ради победы босса не усердствовал, а в разгар губернаторской предвыборной кампании даже позволил себе пресс-конференцию, где вел речь о продолжающемся ухудшении состояния экономики области, подкрепляя свои слова цифрами.

3.2.    Аппарат губернатора

В середине месяца губернатором Саратовской области подписано постановление "О структуре аппарата губернатора". В соответствии с ней, непосредственно штат нового образования возглавляет руководитель аппарата, которому подчиняются два заместителя - первый курирует группу советников, пресс-службу и канцелярию губернатора, а второй ведает управлением по взаимодействию с территориями и контрольной работой. В компетенции руководителя аппарата находятся также управление государственной службы и кадров и служба помощников. В систему аппарата входит и консультационный совет при губернаторе. Аппарат губернатора будет исполнять следующие функциональные обязанности:

1. Обеспечение представления губернатором интересов области в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Федерации и должностными лицами зарубежных государств.

2. Выполнение задач по формированию губернатором органов исполнительной власти и решению вопросов государственной службы и кадров.

3. Подготовка решений губернатора по вопросам представительства, определению основных направлений работы с территориями, органами местного самоуправления, системы контроля и проверки исполнения решений.

4. Обеспечение реализации полномочий губернатора в областной думе, по представлению к государственным наградам РФ, награждению граждан почетными грамотами и иными знаками отличия, а также реализация правового, аналитического и информационно-справочного обеспечения деятельности губернатора.

4.    Новая областная символика

На прошедшем 5 сентября заседании Саратовской областной думы депутатами был принят внесенный администрацией области проект Закона "О гербе и флаге Саратовской области".

Согласно этому документу, цветной вариант герба (допускается черно-белое изображение, объемное или графическое изображения, в различной технике и из различных материалов, а также в отличных от образцов размерах с сохранением пропорций) представляет собой лазоревый щит с отношением ширины к высоте 8:9, на котором помещены три серебряные стерляди в виде вилообразного креста. Щит окружен дубовыми золотыми листьями, соединенными Андреевской лентой.

Изображение герба Саратовской области размещается на зданиях и в залах заседаний областной думы и администрации области, на должностном нагрудном знаке губернатора области, на вывесках, печатях, штампах и бланках органов представительной и исполнительной власти области, на официальных печатных изданиях органов представительной и исполнительной власти области, на транспортных средствах УВД области, на указателях границ Саратовской области при въезде на ее территорию.

Допускается использование изображения герба в качестве праздничного оформления областных фестивалей и других мероприятий, на личных бланках, штампах, визитных карточках депутатов областной думы, руководителей органов представительной и исполнительной власти области. Порядок использования изображения герба юридическими и физическими лицами в коммерческих целях устанавливается законодательством Саратовской области.

Флаг Саратовской области представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: нижней - красного цвета и верхней - белого цвета. Соотношение ширины полос 1:3, с двухсторонним изображением в центре белой полосы герба Саратовской области. Допускается воспроизведение флага различных размеров, из различных материалов и в виде вымпела.

Флаг Саратовской области устанавливается на зданиях областной думы, администрации области, администраций городов, районов и сельсоветов области, органов внутренних дел области, а также может находиться на транспортных средствах губернатора, вице-губернаторов, первых заместителей главы администрации области и депутатов областной думы. Постановлением регламентируются места установки флага и процедура его подъема в дни торжественных мероприятий.

Отметим, что предлагавшийся еще в 1990 году проект флага Саратовской области, признанававшийся экспертами лучшим - белый вилообразный крест на лазоревом фоне - облдумой даже не рассматривался. Нынешний же флаг - белый с красным поясом - уже вызвал насмешки.

5.    Казаки

15 сентября в Саратове состоялась пресс-конференция верховного атамана казачьих войск России генерал-полковника (казачьего) Виктора Коваленко. По сути она была посвящена презентации генерального штаба Казачьих войск России (КВР), штаб-квартира которого будет располагаться в Саратове. По словам Коваленко, новая организация создана на Всероссийском казачьем кругу в Краснодаре 5-10 мая и объединяет казаков как России, так и зарубежья - отделения всемирного казачьего братства имеются в 132 странах мира и даже в Шри-Ланке.

Генерал Коваленко осветил проблемы отношений возглавляемой им организации с другими казачьими объединениями, нелицеприятно высказавшись об атаманах Мартынове (Союз казаков России) и Демине (Союз казачьих формирований). Первый, по его словам, является соратником Зюганова, а второй "украл у казачьего братства триллион рублей", и поэтому с данными господами никаких отношений у него быть не может. По отношению к Волжскому казачьему войску Коваленко был настроен лучше, однако заявил, что "не ожидает хороших отношений". По мнению генерала, Волжское казачье войско и его 11-й отдел, дислоцированный в Саратовской области, приняли участие в составлении реестровых списков казаков и согласились "войти в структуры, созданные бывшим главой президентской администрации Егоровым под себя".

В качестве причины дислокации генерального штаба КВР в Саратове Коваленко называл "светлость и благословенность" этого города по сравнению с Москвой, которая якобы является "центром черной энергии". В заключение генерал Коваленко высказался о саратовском губернаторе как о "зрелом политике, обещавшем казачеству режим наибольшего благоприятствования".

В то же самое время атаман 11-го отдела Волжского казачьего войска (ВКВ) Геннадий Кузьмин выступил с заявлением, в котором сообщил, что его удивляет равнодушное отношение высшего исполнительного органа Саратовской области к нуждам казаков, внесенных в государственный реестр и готовых нести службу. Властные структуры считают казачьи объединения общественными организациями и не видят различия между казаками, подчиненными президенту Ельцину (то есть ВКВ), и различными самодеятельными казачьими объединениями, и, более того, поощряют создание новых таких организаций, внося раскол среди казаков. Встреча атамана Геннадия Кузьмина с губернатором до сих пор так и не состоялась, комитет по работе с казаками при администрации не был создан. Более того, руководству 11-го отдела чинились препятствия с выдачей пропусков в областную администрацию.

Областная администрация в письменной форме в начале сентября просила 11-й отдел представить свои предложения по поводу организации, согласно указу президента, таможенной охраны границы с Казахстаном. Предложения эти, по словам атамана Кузьмина, уже разработаны, отосланы в Москву и высоко оценены таможенной службой. Атаман Кузьмин особо подчеркнул тот факт, что казаки Волжского казачьего войска непосредственно подчинены президенту как верховному казачьему атаману России.

По словам Кузьмина, подробная справка о состоянии дел в Саратове и отношении областной администрации к нуждам казачества направлена начальнику главного управления казачьих войск при президенте России Семенову.

6.    Положение на предприятиях

В ходе выборов президента, а затем и губернатора все меньше внимания стало уделяться положению, сложившемуся на предприятиях области. Местные СМИ, охотно освещая планы губернатора по преодолению кризисного положения в обществе и экономике, старались как можно меньше писать о реальном положении дел. Отчасти смена власти и стремление администрации смягчить напряженность частичным погашением долгов по зарплате и социальным платежам, несомненно, сыграли положительную роль и действительно несколько сбили накал страстей. Однако сразу же после выборов напряженность, порожденная общим кризисом экономики области, вновь начала расти.

На 20 сентября были назначены забастовка и уличное шествие работников ГНПП "Контакт", которые, впрочем, не состоялись. Как сообщил председатель профкома предприятия Евгений Болтухин, отказ от акции был связан с тем, что в последнее время удалось несколько разрешить напряженную ситуацию с задолженностью по зарплате. Так, за апрель зарплата выплачена полностью всем работникам, а за май ее получили тоже все, но, правда, в объеме одной трети. 24 сентября состоялось собрание представителей трудового коллектива "Контакта", посвященное обсуждению ситуации. В нем приняло участие не менее 600 работников предприятия, а также - по приглашению администрации и профкома - первый заместитель председателя правительства области Леонид Ващенков и председатель областной ФНПР Евгений Рогожин. В принятом собранием постановлении записано решение вернуться к вопросу о выплате долгов по зарплате в октябре на расширенном заседании профкома и администрации предприятия.

"Сверху" также предпринимались определенные усилия по борьбе с невыплатами зарплаты, впрочем, не облегчившие пока положения рабочих. В сентябре прокуратурой Ленинского района Саратова были возбуждены уголовные дела по факту невыплаты заработной платы предприятиями, входящими в структуру АО "Саратовское электроагрегатное производственное объединение" (СЭПО). Применена статья 138 УК РФ - нарушение Законодательства о труде. Материалы для расследования обстоятельств, приведших к многомесячной задолженности по выплате заработанных денег, были подготовлены государственной правовой инспекцией труда по Саратовской области.

Поводом для возбуждения уголовного дела послужили многочисленные жалобы работников этого предприятия на задержку зарплаты. Немало подобных жалоб поступает и с других других предприятий, но выбор в качестве “жертвы” СЭПО прокуратура мотивирует тем, что, в отличие, например, от тех предприятий, где большую часть неплатежей составляют долги государства за произведенную продукцию, долг "СЭПО" значительно крупнее, да и должники - такие же АО и им подобные структуры, с которыми можно работать, добиваясь ликвидации задолженностей. Отметим, однако, что трения руководства АО”СЭПО” с обладминистрацией начались еще при прежнем губернаторе и касались отнюдь не зарплаты, а собственности АО.

В еще худшем положении оказалось одно из крупнейших предприятий области - энгельсское "Химволокно". 30 сентября Арбитражный суд Саратовской области начал рассмотрение дела о его банкротстве. Это второе крупное местное предприятие после Саратовского домостроительного комбината, дело о банкротстве которого доведено до суда. Отметим, что первый зам.председателя правительства области Леонид Ващенков 18 лет проработал гендиректором “Химволокна”; в 1995 году на АО произошла смена собственника (контрольный пакет перешел к “Микродину”), а затем и администрации.

Истцом в отношении предприятия "Химволокно" выступает Саратовское агентство по банкротству. Как сообщает упомянутое агентство, в настоящее время в его поле зрения находится 174 предприятия федеральной собственности (включая предприятия связи и оборонной промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожных путей сообщения и др.). Около 80% из них признано агентством неплатежеспособными. В 1995 году без применения судебных процедур была восстановлена платежеспособность тридцати из них. В текущем же году рассматривается ситуация на 34 предприятиях, их которых 11 государственных и 23 негосударственных. При этом для восстановления платежеспособности предполагается использовать такие меры, как приватизация, оказание финансовой помощи, досрочная продажа закрепленного пакета акций и т.п.

7.    Зональное совещание РАО "ЕЭС России"

18 сентября в Саратове прошло зональное совещание РАО "ЕЭС России" и региональная коллегия ОЭС Поволжья "Волгаэнерго" на тему "О подготовке энергопредприятий ОЭС Поволжья "Волгаэнерго" к работе в осенне-зимний период 1996/97 годов". В работе совещания приняли участие вице-президент РАО "ЕЭС Россия" Анатолий Копсов, генеральный директор ОЭС "Волгаэнерго" Василий Пинчук из Самары, руководители предприятий энергетического комплекса Поволжья, представители правительств и областных администраций регионов. На пленарной части совещания присутствовал губернатор - председатель правительства Саратовской области Дмитрий Аяцков.

Открывая совещание, г-н Копсов сказал, что положение энергетического комплекса как в целом в России, так и в Поволжском регионе остается крайне сложным и требующим немедленного принятия решений. Причины известны: из-за задолженностей потребителей энергии нет средств даже на эксплуатацию, не говоря о ремонте. По взиманию долгов энергетики Поволжского региона на последнем месте - 11% (в среднем по России - 17%). Вопрос стоит таким образом, сказал вице-президент, что если руководители предприятий не поднимут эту цифру до 25%, то им придется расстаться со своими должностями.

Проблема неплатежей за была основной и в выступлении Василия Пинчука. Он проинформировал участников совещания, что на 1 сентября потребители задолжали предприятиям ОЭС "Волгаэнерго" почти 5,5 трлн руб., из которых более триллиона приходится на Саратовскую область. Предстоящий отопительный сезон, сказал Пинчук, по прогнозам синоптиков, ожидается очень напряженным, но если проблема заготовки топлива уже решена, то о капитальном ремонте пока можно только мечтать.

Выступил и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. Приняв поздравления в связи с избранием его на высший пост исполнительной власти, он обратился с приветствием к участникам и сказал, что саратовцы, пойдя по пути вложений значительных средств в ремонт котельных и отопительной системы, практически подготовились к осенне-зимнему сезону. Касаясь проблемы неплатежей, губернатор пообещал в течение двух месяцев кардинально продвинуть ее решение вперед.

8.    Маленькая сенсация в мире саратовской прессы

Бывший главный редактор газеты "Саратов", в декабре 1995 года добровольно оставивший этот пост и перешедший на должность ответственного секретаря, Сергей Сергиевский перешел в газету областной администрации "Саратовские вести" на должность литературного редактора (кстати, подобная штатная единица - большая редкость для саратовских газет). В круг обязанностей литературного редактора входит стилистическое редактирование материалов, готовящихся к публикации.

Полтора года, начиная с января 1994-го, имя Сергиевского значилось в роли руководителя (и.о. редактора, редактора, главного редактора) "Саратова". Эту должность он занял, фактически возглавив меньшинство редакции, отстранившее, при поддержке городской администрации и лично нынешнего губернатора Дмитрия Аяцкова, прежнего редактора и фактического создателя "Саратова" Бориса Плохотенко. Позднее изгнание редактора было в судебном порядке признано незаконным, однако Плохотенко так и не был возвращен судебными исполнителями на прежнее место. Сергиевский взял на себя ответственность за воспрепятствование исполнению судебного решения о восстановлении своего предшественника. Не последнюю роль в этой неприглядной истории играл и заместитель Сергиевского Евгений Акимов, ныне являющийся главным редактором "Саратова".

Однако бремя руководства полуразрушенной газетой (вслед за Плохотенко из редакции были уволены 35 из 63 штатных сотрудников), тираж которой непрерывно падает и которая находится в мелочной зависимости от бывших власть предержащих союзников, оказалось для Сергиевского слишком тяжким. Компенсации же за понесенные издержки, включая изрядно испорченную репутацию и разрыв отношений со многими из коллег - ни моральной, ни материальной - не последовало. Нынешний "исход" бывшего редактора стал своего рода последним штрихом в этой затянувшейся газетной драме.

 

 

 

 

 

 



[1] Следует заметить, что до сих пор отношение соседних губернаторов к заявлением Аяцкова о превращении Саратова в столицу Поволжья и даже о возможном присоединении к Саратовской области нескольких соседних - при условии, разумеется, его руководства этим административно-территориальным монстром - никак заметно не выражалось. За исключением случая, который имел место на прошедшем 18 сентября зональном совещании РАО "ЕЭС Россия" и региональной коллегии ОЭС Поволжья "Волгаэнерго". Там Дмитрий Аяцков еще раз, в присутствии представителей руководства соседних субъектов РФ, подтвердил свое намерение "сделать Саратов столицей Поволжья". В ответ гость из Самарской области г-н Родионов сказал, что ежели следовать устоявшейся народной традиции определения старшинства, то на звание столицы Поволжья имеет право претендовать в первую очередь Самара, поскольку она на целых четыре года старше Саратова, да и во время Великой Отечественной исполняла функции своего рода временной столицы аж всего СССР.