Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
в сентябре 1996 года

1.     ВЫБОРы МЭРА И ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРЫ

1.1.    Кампания и ее итоги

Одним из важнейших политических событий сентября стали выборы мэра и городской Думы Самары.

Первые выборы депутатов были назначены на 27 февраля 1994 года, но на избирательные участки пришло 22,45% горожан, после чего было принято решение совместить выборы мэра и Думы, что и было сделано 5 июня 1994 года. Разрыв между победителем и другими кандидатами на пост мэра был значителен. Олег Николаевич Сысуев одержал весьма убедительную победу, собрав более 70 % голосов. На втором месте тогда оказался О.Н.Анищик, получивший лишь 8,4% голосов.

Нынешние выборы мэра не выявили изменений в расстановке политических сил. О.Н. Сысуев повторил свой результат. Главные противники действующего главы администрации- депутат губернской Думы Г.С.Лиманский и глава администрации Ленинского района областного центра А.Н.Белоусов набрали по 10%. Всего приняли участие в выборах 35% горожан.

На проведение кампании главы города было выделено 83 миллиона рублей.

На этот раз кампания по выборам в городскую Думу была очень короткой, а фора действующих депутатов за счет их относительной известности - весьма значительной. Из 13 бывших депутатов, принимавших участие в новых выборах, выиграли 9. Таким образом, депутатский состав сменился лишь наполовину. Причем среди проигравших оказались С.Ю.Арсентьев, Л.П.Журавлева, которых можно отнести к наиболее последовательным оппонентам О.Н.Сысуева. Особо можно отметить успех Николая Скобеева и Людмилы Шакутиной, выигравших третьи выборы подряд.

Наибольшее количество соперников было в двух из восемнадцати округов, где выставили свои кандидатуры по 7 человек. Среди победителей поровну женщин и мужчин. Каждый избранник - с высшим образованием, трое - имеют ученые степени. Средний возраст депутатов - сорок два года.

Политическая ориентация кандидатов в депутаты городской Думы практически роли не сыграла.

Слабо выступила региональная КПРФ - от нее прошел только один из семи выдвигавшихся кандидатов, а объединение “За социальную справедливость”, выступающее вместе с коммунистами выставило четверых, из которых прошла лишь Людмила Шакутина. Причем в 11 округе была допущена весьма распространенная тактическая ошибка: кандидаты от КПРФ и “Соцсправедливости” соперничали друг с другом. А в результате в выигрыше оказался депутат Виталий Гусенков.

Не прошел ни один из четырех кандидатов АО “Самаратрансгаз”. Не повезло, за исключением Олега Борисова, и предпринимателям. Несмотря на значительные расходы (в том числе и на телеэфир), они выступили достаточно бледно. Победу О.Борисова можно отнести на счет помогавшей ему команды профессионалов.

В целом соотношение сил в новой Думе остается благоприятным для мэра. Единственной серьезной потерей для него стало поражение секретаря Думы Михаила Куликова[1].

1.2.    Городская Дума: распределение ролей

Заместителем председателя городской Думы (председателем по Уставу является сам глава города), стал предложенный О.Н.Сысуевым Михаил Анисимов, генеральный директор Ассоциации содействия социальным программам общества, работавший в 1985-90 годах заместителем председателя исполкома Кировского района Самары. Десять голосов “за”, девять “против” - с таким неоднозначным результатом М.Анисимов стал заместителем мэра по работе с представительными органами местного самоуправления.

На первом заседании Думы были избраны председатели думских комитетов: Олег Борисов возглавил комитет по экономике, Виталий Гусенков - контрольный, Александр Сушин - по социальной политике, Галина Вадченко - по строительству и коммунальному хозяйству, Николай Скобелев - по местному самоуправлению и защите прав граждан, Валерий Кириллов - по здравоохранению и защите окружающей среды.

Число депутатов, работающих на постоянной основе, выросло в два раза - с четырех до восьми. Удвоилось - с одного до двух - и количество оплачиваемых помощников депутатов. Народным избранникам, работающим на общественных началах, теперь можно будет иметь по пять помощников.

1.3.    Назначения в горадминистрации

О.Н.Сысуев приступил к формированию нового кабинета. Главы районных администраций должны были подать в отставку и ожидать решения мэра по их назначению.

Протест группы граждан вызвало “твердое решение” мэра о снятии с работы главы администрации Ленинского района А.Н.Белоусова, бывшего соперника О.Н.Сысуева в предвыборной борьбе. Однако эта петиция, зачитанная на очередном заседании самарской городской Думы, была принята главой города к сведению и не повлекла за собой каких-либо комментариев или выводов. В настоящее время А.Н.Белоусов находится в отпуске. Кандидат на его должность пока не определен.

Кроме глав районных администраций мэр назначил главу администрации г.Самары (Устав Самары разделяет должности главы города, которую занимает О.Н.Сысуев, и должность главы администрации города, находящегося в полном подчинении у мэра). Главой администрации стал Владимир Лумпов, возглавлявший ранее администрацию Железнодорожного района.

Были сделаны перестановки на ключевых постах. Принята отставка председателя комитета по управлению имуществом Александра Сидоренко, мотивировавшего свой уход тем, что “стал картой в политической борьбе и это мешает ему работать”[2]. В связи с этим отметим, что последний стал героем судебных разбирательств. 20 мая 1996 года УВД области возбудило уголовное дело по ч.1 статьи 170 Уголовного Кодекса РФ, так как “в 1993-94 годах А.Сидоренко, используя свое служебное положение, вопреки интересам службы, умышленно применял заниженную ставку арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в пользовании ИЧП “ТД “Захар”, что повлекло недополучение городским бюджетом более 1 миллиарда рублей”.)[3] Иск А.Сидоренко о признании действий работников управления по борьбе с экономической преступностью в отношении себя незаконными судом был отклонен.

2.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ВЫБОРАМ ГУБЕРНАТОРА

Выборы губернатора и органов местного самоуправления назначены на 1 декабря 1996 г.

На сегодня уже создана нормативная база будущих выборов, составлен подробный календарный план предвыборных действий всех субъектов, ответственных за подготовку и проведение голосования. На все эти мероприятия бюджет наметил израсходовать 10 млрд. рублей, что лишь на пару миллиардов меньше суммы, истраченной на госдумовские и президентские выборы вместе взятые.[4]

В облизбиркоме подготовлен проект Закона “О внесении изменений в Закон Самарской области “О выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления Самарской области”. Таким образом планируется привести местный закон в соответствие с действующим федеральным избирательным законодательством. Практика проведения выборов главы города Самары и Самарской городской Думы показала несовершенство ряда статей Закона о выборах в органы местного самоуправления. Например, - о формировании участковых избирательных комиссий: по данному закону контроль здесь осуществляет глава местной администрации, который определяет и численный и персональный состав комиссии, - то есть тот самый глава, который одновременно будет баллотироваться на выборах в органы местного самоуправления. В местном законе оставалось без внимания и то, сколько должно быть наблюдателей на избирательном участке. В пояснительной записке облизбиркома есть и ряд других поправок.

Областная избирательная комиссия рассмотрела вопрос о формировании территориальных избирательных комиссий по выборам губернатора Самарской области и возложении на них полномочий по организации и проведению выборов в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления Самарской области.

В сельских районах этот вопрос оказался довольно сложным. Пять районов обратились в облизбирком с письменным ходатайством об изменении (увеличении до 35%) установленной Законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” нормы, предусматривающей не более, чем десятипроцентное отклонение от нормы представительства. Был найден иной выход. В маленьких населенных пунктах, не дотягивающих до нормы, появятся участки, территориально совпадающие с другим округом, а в большом поселке, соответственно, - принадлежащие номинально к другому округу.

Был утвержден состав территориальных избирательных комиссий в 16 районах области - всего 146 человек. Из них общественно-политические движения и партии представляют: ЛДПР - один, НДР - 17 человек, КПРФ - 6 человек, Аграрную партию России - один, районные советы организации ветеранов войны и труда - 2, профсоюзы - 3. Выдвинули по одному представителю Конференция женщин Пестравского района и Всероссийское общество инвалидов в Елховском районе. В целом “новые” составы сформированных комиссий аналогичны “старым”[5].

Облизбирком ответил отказом на предложение самарской городской избирательной комиссии об участии в выборах губернатора.

С 2 по 27 октября пройдет выдвижение кандидатов. Избирательная комиссия Самарской области зарегистрировала две инициативные группы, выдвинувшие кандидатом на должность главы администрации ныне действующего губернатора К.А.Титова. Одна из них - это инициативная группа, представляющая общественно-политическое движение “Наш дом - Россия”. Характерной особенностью второй группы стало отсутствие политической окраски. Среди шестнадцати человек, составивших ядро группы - фермеры, предприниматели, ветераны войн, профсоюзные деятели, инвалиды. Для регистрации кандидата необходимо собрать 48 тысяч подписей.

3.    КРИЗИС КРУПНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Самарская область до сих пор является одним из 12 субъектов Российской Федерации - бюджетных доноров. Здесь расположен целый ряд промышленных гигантов - предприятий, которые до недавнего времени “кормили” область, а сегодня испытывают весьма серьезные трудности. Флагман автомобильной промышленности ВАЗ, работавший в последнее время достаточно стабильно и обеспечивающий занятость около 30 тысяч человек, имеет огромную задолженность перед государственной казной. В кризисном положении предприятия авиационного комплекса Самары, ряд других (в том числе конверсионных) заводов. Кризис неплатежей породил проблемы в обеспечении области энергией. АО “Самаратрансгаз” в очередной раз поставил ультиматум с требованием возвращения долгов.

Остро стоит проблема выплаты задолженности по зарплате. Недозагруженные или простаивающие предприятия были вынуждены с начала осени прибегнуть и к таким мерам, как значительное сокращение штатов. Большинство сокращенных пополнят ряды безработных.

3.1.    ВАЗ

Широко обсуждаемая сегодня концепция федерального правительства по формированию бюджета на следующий год по сути является программой по сбору налогов в России. Число открытых противников курса на наполнение бюджета “любой ценой” не уменьшается, а опасения за судьбу российских товаропроизводителей сегодня не беспочвенны.

Полигоном для апробации способов и методов “выбивания” долгов бюджету из предприятий стало автомобилестроение. Одним из первых в “черный список” должников Минфин поставил АО “АвтоВАЗ” и явочным порядком потребовал ликвидировать задолженность перед казной, оцениваемую почти в 10 трлн. рублей. Мгновенно лидер экономики стал чуть ли не банкротом. Выход из сложившейся ситуации будет найден в сокращении программ развития производства и социальных программ.

Налоговой полиции предоставлено право распоряжаться всей продукцией предприятия и денежной выручкой, которая должна перечисляться в федеральный бюджет. Министерство финансов потребовало прекратить индексацию заработной платы. Согласительная комиссия предлагает избавиться заводу от бремени содержания соцкультбыта, переведя его на самоокупаемость или продав.

С этой и другими проблемами был связан визит президента АО “АвтоВАЗ” А.Николаева, генерального директора департамента экономики и финансов Э.Норова и директора по экономике Б.Крупенкова к вице-премьеру и министру финансов России А.Лившицу.

Было решено, что, если завод, начиная с сентября, будет исправно и полностью платить вновь начисляемые налоги (без уплаты названной задолженности), то ему разрешат работать и дальше, а после нового года долг, возможно, реструктуризируют.

В связи с отчаянными попытками автогиганта расплатиться с государственной казной у муниципальных властей возникают серьезные опасения: сможет ли ВАЗ, как обычно, поставить известное количество автомобилей для расчета с городским бюджетом? Если учесть, что стоимость этих машин формирует свыше половины доходов упомянутого бюджета, то становится ясно, что проблемы автозавода немедленно превратятся в общие для всего Тольятти проблемы.

Сейчас поступления в городскую казну минимальны и осуществляются в результате сбора подоходного налога. На муниципальном счете вместо обычных 5-6 миллиардов рублей - не больше миллиарда.

18 сентября состоялось внеочередное заседание Тольяттинской городской Думы. В повестке дня было два вопроса - о расходовании бюджетных средств в 4 квартале 1996 года и обращение городской Думы к президенту и председателю правительства России. По решению Думы в 4 квартале будут финансироваться только защищенные статьи бюджета. Финансирование развития отраслей приостановлено. Мэру и первому вице-мэру поручено определить приоритетность финансирования статей развития и согласовать эти приоритеты с Думой. Кроме того, администрация города будет ежемесячно информировать депутатов об исполнении бюджета 1996 года.

С обращением к президенту и правительству депутаты решили подождать. Каждый из них даст свои предложения по тексту обращения на очередном заседании.

3.2.    Энергетики предупреждают об угрозе кризиса

Кризис неплатежей, охвативший всю страну, в начале месяца вызвал скандал и в Самарской губернии. Поводом к нему послужило открытое письмо генерального директора АО “Самаратрансгаз” РАО “Газпром” Г.М.Звягина губернатору и депутатам области.

Суть этого документа заключается в претензиях к основному потребителю газа в регионе АО “Самараэнерго” по задолженности по оплате за поставленный энергетиками газ, составившей на сегодняшний день (по данным приведенным в письме) 1,5 трлн. руб., или 75% всех долгов.

Последствием такого положения вещей может стать энергетический кризис, сравнимый по масштабам с Приморским, так как “предприятие... будет вынуждено снижать подачу газа... во избежание утечек... и возможных серьезных катастроф”, так как на обслуживание газопроводов ему сегодня не хватает средств.

Под давлением РАО “Газпром” руководитель “Самаратрансгаза” начал вводить санкции против жизненно важных объектов энергетики. В областную администрацию он прислал еще и телеграмму с предупреждением, что если до 3 числа его требования не будут удовлетворены, то “Самаратрансгаз” введет 50% ограничение поставок газа на ТЭЦ области и будет сокращать его подачу в дальнейшем до полного ее прекращения.

На совещании в обладминистрации, на котором присутствовали представители АО “Самараэнерго”, Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода и АО “АвтоВАЗ” последние обещали составить график выплаты по задолженности. Руководство “Самаратрансгаза” согласилось пока не прерывать своих поставок.

Вскоре в местной прессе было опубликовано вызванное хроническими неплатежами перепродавцов электроэнергии обращение руководства АО “Самараэнерго” к администрации городов и районов области. В нем было изложено требование взять на себя ответственность в вопросе согласования и представления в АО “Самараэнерго” до 1 октября 1996 года графиков погашения долгов, суммарно по области достигших 250 млрд. руб.

Покупая топливо у АО “Самаратрансгаз” АО “Самараэнерго” перерабатывает его в энергию и продает, - но не напрямую населению, а представляющей его интересы власти через так называемых перепродавцов. Подавляющее большинство населения области своевременно расплачивается за израсходованные им электроэнергию и тепло. Но эти деньги, а также дотации на разность тарифов, попадая сначала к перепродавцам доходят до энергетиков с большим опозданием.

Подавляющее большинство администраций городов и районов области, понимая остроту ситуации, приступило к согласованию графиков. Отказалась участвовать в этой работе администрация г.Новокуйбышевска, требующая включить отопление (долг комитета по жилищно-коммунальному хозяйству города составил порядка 13 млрд. рублей, а сумма долгов предприятий Новокуйбышевска за уже потребленные электро- и теплоэнергию дошла до 13 млрд. рублей).

АО “Самараэнерго” предупредило, что будут опломбированы задвижки на отоплении мелких предприятий-должников, а подача тепла им будет осуществляться только по представлению в Энергонадзор счета об оплате. Также будут отключены неплательщики промышленности.

Итак, лишь при гарантии оплаты долгов перепродавцов со стороны властных структур АО “Самараэнерго” готово выполнить свои обязательства по обеспечению населения теплом.

3.3.    Авиационная промышленность

20 сентября в Самаре состоялось совещание глав субъектов РФ и руководителей авиастроительных предприятий Поволжья - Самарской, Ульяновской, Саратовской областей и Республики Татарстан, а также Пермской области. Крайне напряженная ситуация, сложившаяся в последнее время в отрасли, видимое безразличие правительства к проблемам авиастроителей, - все это стало не только предметом обсуждения участников совещания, но и отправной точкой для формулирования конкретных предложений о путях выхода из кризиса гражданского авиастроения в России.

Основной целью совещания, кроме обмена мнениями и координации усилий по лоббированию интересов отечественных производителей, стала подготовка проекта Постановления правительства РФ ”О неотложных мерах государственной поддержки предприятий авиастроения Поволжья”. В ходе обсуждения родилось и предложение, призванное привлечь внимание всех центральных органов власти страны к бедственному положению некогда приоритетной и конкурентоспособной отрасли отечественной промышленности. По инициативе самарского и саратовского губернаторов в ближайшее время в Государственной Думе состоятся парламентские слушания по обсуждаемой проблеме. В целях объединения интересов регионов-авиапроизводителей в рамках ассоциации “Большая Волга” будет создан постоянно действующий Координационный совет Поволжья по проблемам авиастроения.

По мнению участников совещания, агрессивная маркетинговая политика американских авиастроительных предприятий на фоне углубляющейся год от года стагнации аналогичного отечественного сектора промышленности в последнее время стала подрывать основы благосостояния и национальной безопасности России. Для регионов Поволжья в решающей степени перспективы освоения новой конкурентоспособной авиационной техники будут определять темпы и характер развития экономики. Поэтому неудивительно, что именно из провинции начинается попытка прорыва через “болото”, в котором завязли региональные производства.

Анализ текущего состояния крупнейших авиастроительных предприятий Поволжья, таких, как АО “Авиакор” (Самара), АО “Авиастар” (Ульяновск), АО “Казанское авиационное объединение” (Казань), АО “Саратовский авиационный завод” (Саратов), свидетельствует о полномасштабном кризисе производства и сбыта основных объектов производства - пассажирских самолетов ТУ-154, ЯК-42, ТУ-204, ТУ-214 и двигателей к ним. Производство и реализация основных типов самолетов начиная с 1980 года неуклонно сокращается, и сегодня остановлена работа на большинстве из этих производств. Сокращение численности работников предприятий составляет от 45 до 51%, объемов производства - от 67 до 85%. На фоне старения основных фондов неуклонно сокращается объем капитальных вложений на реконструкцию и техническое перевооружение всех предприятий.

Текущее экономическое состояние предприятий Самары характеризуется следующими данными (см. таблицу).

 

Показатель

АО “Моторо-строитель”

АО ”Авиа-агрегат”

АО ”Авиа-кор”

режим работы в сентябре 1996
(дней в неделю)

3

не работают

3

количество работников,
отправленных в вынужденные отпуска, %

20

100

60

последний месяц,
за который выплачена зарплата

июнь - 50%,

август - 100%

июнь 1996

февраль 1996

средняя зарплата, тыс. руб.

480

479

301,4

загрузка мощностей производства, %

33

0

30

текущая кредиторская задолженность, млрд. руб.

368,5

46,0

400

текущая дебиторская задолженность

117,4

28,5

40

объем нереализованной продукции
на складе, млрд. руб.

12,5

78,0

620

 

Причин сложившегося кризиcа много. Это и значительное сокращение рынка сбыта отечественной авиационной техники из-за неплатежеспособности мелких авиакомпаний (до 400 в России), на которые распался “Аэрофлот”, и фактическое отсутствие финансирования президентской федеральной программы развития гражданской авиационной техники России до 2000 года, и отсутствие действенных механизмов получения банковских кредитов и инвестиций на реализацию долгосрочных проектов развития предприятий, и лизинговая система приобретения авиационной техники и т.д. и т.п.

В документах, принятых на совещании в Самаре, перед правительством, депутатами ГосДумы ставится целый ряд конкретных предложений о мерах по поддержке авиапроизводителей и авиакомпаний, о предоставлении им определенных льгот, о законодательной защите их интересов на российском рынке. Трудно сказать, насколько велика вероятность подписания “Постановления...” В.С.Черномырдиным в условиях отсутствия средств в бюджете, тем более, что большинство предложений, записанных в документе, носит затратный характер.[6]

1.1.    Социальные последствия кризиса. Попытки “снизу” и “сверху” решить проблему невыплаты зарплаты

С кризисными явлениями на крупных промышленных предпрпиятиях связана и хроническая задолженность по зарплате. Государство и предприятия задолжали около 330 миллиардов рублей. Положение дел с выплатой зарплаты в бюджетной сфере несколько легче, но уровень зарплат здесь весьма низок. Как показали прошедшие в последние месяцы на крупнейших предприятиях Самары - АО “Авиакор” и АО “Шар” - забастовки с требованием выплаты задолженности по зарплате, - такой метод борьбы не всегда дает положительные результаты. Более того, забастовка на предприятиях наполовину и менее обеспечивающих своих сотрудников работой - лучший повод не платить денег.

Какие методы наиболее эффективны в борьбе с невыплатами? - этот вопрос стал темой нескольких встреч профсоюзных лидеров в преддверии всероссийской акции ФНПР. С 1 января текущего года юристами Федерации самарских профсоюзов оформлены 70 исков по индивидуальным трудовым спорам на общую сумму более 300 миллионов рублей. Иски предъявлялись администрации АО “Экран”, ”Авиакор”, “Шар” и другим. Две трети этих исков были удовлетворены. Готовятся коллективные иски к руководителям государственного предприятия “Завод имени Масленникова” и АО “Авиакор”. Прокурору области предложено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 138 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы независимо от формы собственности предприятия. Однако эффективность судебных разбирательств для наказания виновных руководителей крайне низка.

В последнее время нашли взаимопонимание руководители Федерации профсоюзов Самарской области с лидерами альтернативных профсоюзов, в частности профсоюза ”Солидарность”. Они совместно вырабатывают решение о выборе форм воздействия на властные структуры.

Похоже, что на этот раз основные требования профсоюзов будут направлены к правительству. Лидеры самарских профсоюзов считают, что невыплаты зарплаты сегодня - это государственная политика. В ближайшее время в Москве “Солидарность” собирается провести пикетирование “Белого дома”.

Серьезной задачей является и создание местной губернской законодательной базы - закона “О социальном партнерстве”, закона “О работодателях”.

Предпринята попытка разрешить наболевшие проблемы “сверху”. Силами отдела по координации промышленности областной администрации при активном участии членов Самарского городского союза предпринимателей (фактически закончившего свое существование, наделав долгов областному бюджету), работодателей и профсоюзов, 30 августа было проведено учредительное собрание объединения “Союз работодателей Самарской области”.

В отличие от союза промышленников и предпринимателей , деятельность которого строилась на коммерческой основе, новый союз создается и работает на некоммерческой основе. Он учрежден представителями 108 предприятий и организаций из разных городов. Среди организаторов - 11 городских администраций, Федерация профсоюзов Самарской области, главное управление социальной защиты населения и Главное управление по труду администрации области и т.д.

Цели союза изложены в Уставе так: “Объединение создается в целях координации деятельности его членов, оказания дополнительного воздействия на процессы формирования в Самарской области с участием органов власти и профсоюзов условий для социальной стабильности и экономической устойчивости... предприятий и для достижения взвешенного баланса интересов между государством, работодателями и наемными работниками”.

Вновь образованный союз должен представить своих лидеров в различных структурах законотворчества: местных и российского масштаба, чтобы иметь возможность лоббирования законодательных идей на всех уровнях.

В Совет, призванный управлять объединением и состоящий из 54 человек, входят в основном работодатели, несколько государственных чиновников, но ни одного представителя наемных работников. Совету подчиняется президент, распоряжающийся действиями пяти вице-президентов.

Президентом избран генеральный директор АО “Моторостроитель” И.Шитарев. Его помощником по банковскому делу и финансам будет генеральный директор АО “Волготанкер” Н.Строкин, вице-президентом по Тольятти - генеральный директор АО “Лидер” Б.Микель, по городам области, связям и малому бизнесу - председатель Совета объединения А.Куимчиди, по машиностроению - генеральный директор АО “Самарский подшипниковый завод” - И.Швидак, по агропромышленному комплексу - первый заместитель начальника управления сельским хозяйством областной администрации В.Долгинин.

2.    БЕЗРАБОТИЦА

Начало осени несет с собой значительные сокращения штатов на предприятиях государственной, коллективной и других форм собственности. По данным департамента федеральной службы занятости населения по Самарской области, к увольнениям сотрудников вынуждены прибегнуть двадцать семь трудовых коллективов области. Самые крупные сокращения идут на АО “СаМеКо” (838 человек). Части из них предложено выйти на пенсию, в том числе и досрочно, небольшая часть будет трудоустроена самим предприятием, а более половины работников встанут на учет в службе занятости.

Более трехсот человек высвобождается на АО “Авиаагрегат”, 120 - в АО “Самарский завод Строммашина”, 140 - в АО “Завод им. Тарасова”, 113 - в АО “Самарский сталелитейный завод”, 266 - в АО “Завод “Экран”, 96 - на самарской кожгалантерейной фабрике “Гарант”. Причина - падение объемов производства, подведение численности работников под фактические его объемы. На всех перечисленных предприятиях половина лишившихся работы пойдет на рынок труда и пополнит ряды безработных.

Сокращения не минуют и служащих банков. В связи с закрытием Промышленного филиала коммерческого АвтоВАЗбанка высвобождаются 66 сотрудников, 50 покидают свои рабочие места по сокращению штатов в Кировском филиале СВКБанка.

В Тольятти “АвтоВАЗ” увольняются по этой причине более 450 человек , в АО ПЖРТ Центрального района - 130, на швейной фабрике “Юность” - 92, в экспериментальном свиноводческом совхозе “Поволжский” - 198 человек, причем 182 из них по прогнозам прийдут в службу занятости.

В Жигулевске в связи с ликвидацией АО “Юганскнефтегаз” высвободятся 47 специалистов, ни один из них не будет трудоустроен силами своего бывшего предприятия. В Сызрани в связи с ликвидацией местного филиала СВКБанка высвобождаются 18 сотрудников. В Новокуйбышевске 262 человека будут уволены в АО “Завод синтетического спирта”. в Чапаевске - 109 человек на предприятии “Металлист”.

По прогнозам ситуация в ноябре-декабре ожидается еще более неутешительная.[7]

 

 

 

 

 



[1] Манаенков И. “За исключением Борисова, предпринимателям не повезло” // Дело.- Самара, 1996. - 6 сентября.-№ 31.- С. 6.

[2] Катаев В. О.Сысуев лично подтвердил, что его переизбрание на принесет городу особых перемен // Дело. - Самара, 1996. - 6 сентября. - № 31. - С. 6.

[3] Лапшова Е.Самарская область в июле 1996 года // Политический мониторинг ИГПИ.- Москва, 1996.- Июль.

[4] Субботин Г. В обстановке хронической демократии // Волжская коммуна. - Самара, 1996.- 13 сентября.- № 174. - С. 1.

[5] Тихомирова О. Избиркому - избиркомово // Волжская коммуна. - Самара, 1996.- 20 сентября. - № 179.- С. 1.

[6] Гаврюшенко А.,Горшков И. Авиапроизводители Поволжья начинают наступление на российское правительство\\Дело.-Самара,1996.- 27 сентября.-№34.- С.15.

[7] Подневольные “вольные” // Волжская коммуна. - Самара, 1996.- 10 сентября.- № 171.- С. 1.