Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Московская область

Е. Р., М. С.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 в сентябре 1996 года

1.    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В данном разделе использованы материалы Романа Николаева [5].

1.1.    Характеристика Московской области

Год образования

1929

Территория

46 тыс. кв. км

Численность постоянного населения

65556,6 тысяч человек

плотность населения

142,5 чел/кв. км

районов

39

городов

73

 

Удельный вес Московской области в России по производству важнейших видов промышленной продукции (в процентах):

 

тепловозы магистральные

 100;

вагоны метрополитена

 71.3;

вагоны электропоездов

 29,6;

линолеум

 18;

цемент

 7,3

и т.д. [7]

 

Промышленность является преобладающей отраслью в экономике Московской области: в национальном доходе и валовом общественном продукте области ее удельный вес составляет примерно 55-60 процентов. В промышленности области функционирует около 7 тыс. предприятий и занято около 600 тыс. человек. В общем объеме промышленного производства России удельный вес Московской области устойчиво составляет 3-4 процента [8].

Интересной представляется оценка места предприятий Московской области в рейтинге крупнейших российских компаний, составленном журналом "Эксперт" [2]. В соответствии с ним, Воскресенские минеральные удобрения заняли 127 место (из 200 возможных) по объему реализации, а Метровагонмаш - 184 место. Предприятие "Электросвязь" - шестое в списке крупнейших в стране предприятий связи, первое среди областных после занимающих первые пять мест предприятий Москвы и Санкт-Петербурга.

1.2.    Политическая характеристика области

Московская и Ленинградская области исключительны в Российской Федерации, поскольку это субъекты РФ, административный центр которых расположен вне их территории - в данном случае в г.Москве. Политическая элита Московской области тесно связана с федеральной, но при этом находится в гораздо менее выгодном положении, чем элиты других областей, так как в столице "первую скрипку" играют элиты федеральные и московская городская. Большинство представителей областной политической элиты - выходцы из других регионов страны, при этом в федеральных структурах выходцы из элиты Московской области практически не представлены.

Эту особенность Московской области можно уяснить, обратившись к практике Советской власти (особенно с 1960-х годов): здесь размещались производства, исследовательские центры и прочие конторы, размещение которых в Москве "пробить" не удавалось. Именно этим объясняется концентрация населения и количество городов в Подмосковье. Тем не менее, поскольку приток населения и размещение организаций в Московской области также лимитировался (хотя и менее жестко, чем в Москве), она была своего рода "привилегированной территорией второго порядка".

Московская область представляет из себя регион, нередко рассматриваемый, как своеобразная модель расклада общественно-политических сил в масштабах всей России.

Условно в ее пределах можно выделить несколько типов территорий:

1.2.1.    "Мегаполисы" Московской области

Прежде всего, это граничащие с Москвой или связанные с ней развитой системой коммуникаций промышленные районы, зачастую с ярко выраженной оборонной ориентацией. К таковым, несомненно, можно отнести: Балашихинский, Красногорский, Мытищинский, Сергиево-Посадский, Химкинский, Щелковский районы; города: Калининград, Электросталь и некоторые другие. Тесная территориальная связь оборонной промышленности с ее научным потенциалом обуславливает высокий средний образовательный уровень населения этих территорий, и, как следствие, - общую демократическую настроенность населения. Следует учитывать, что именно для основной массы работников военно-промышленного комплекса (ВПК) посткоммунистические реформы принесли не только утрату материального благополучия, но и резкое понижение статуса в социальной иерархии общества. Отсюда - ценности социальной защищенности, справедливости, коллективизма получают приоритет перед выстраданными за годы советского тоталитаризма либеральными ценностями.

1.2.2.    "Средние города"

К “средним городам” Подмосковья можно отнести районы с высокой долей промышленности, как оборонного, так и гражданского характера, но в силу большей удаленности, неудобства коммуникаций с Москвой или специфики структуры производства (в том числе и с точки зрения экологии, например города Люберцы, Ногинск, Воскресенск и т.п.), не представляющие по шкале престижности проживания такого же интереса, как названные выше. В формировании населения этих территорий значительно меньшее значение имеет фактор распределения специалистов по окончании ведущих вузов столичных городов (традиционно несущих в себе, с точки зрения политических симпатий, ”либеральный заряд”). Под эту категорию с известной долей условности попадают: Воскресенский, Домодедовский, Люберецкий, Коломенский, Нарофоминский, Ногинский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Пушкинский, Серпуховской районы. Политическая активность на этих территориях заметно выше, нежели на отнесенных к первой категории, но активность эта носит отчетливо просоциалистический, левый, иногда с националистическим налетом, оттенок. Здесь до сих пор сохраняется значительное политическое влияние директорского корпуса. В отличии от территорий первой категории, в административно-политическую элиту этих районов лишь сейчас начинается проникновение неноменклатурного элемента.

1.2.3.    Подмосковье сельское

К третьему типу территорий можно отнести районы с преобладанием сельскохозяйственного производства. К ним относятся: Волоколамский, Егорьевский, Зарайский, Истринский, Каширский, Клинский, Лотошинский, Луховицкий, Можайский, Озерский, Рузский, Серебряно-Прудский, Ступинский, Талдомский, Чеховский, Шатурский и Шаховской районы. С поправкой на более развитую промышленность сюда же можно отнести Дмитровский и Раменский районы, с поправкой на высокую долю военнослужащих - Одинцовский и Солнечногорский. Довольно большой процент явки на избирательные участки, характерный для этих территорий - не показатель осознанной политической активности, а скорее - "атавизм советского воспитания", не допускавшего проявления гражданского негативизма. Симпатии избирателей здесь делятся между "ностальгической номенклатурой" в лице коммунистов, лоббистов АПК (Аграрная партия) и местной бюрократией, выступающей под знаменами движения "Наш дом - Россия". Пропорции во многом зависят от политической активности этих групп элиты.

1.2.4.    “Малые территории”

Кроме названых выше крупных, весомых в электоральном смысле, регионов, большое значение для общественной жизни Подмосковья имеет положение дел в так называемых "наукоградах" - городах и поселках (частично до недавних пор полузакрытых), созданных для обслуживания крупных исследовательских центров. Это Протвино, Пущино, Троицк, Юбилейный, поселки Оболенск (Серпуховский район), Черноголовка (Ногинский район), Менделеево (Солнечногорский район), Орехово (Дмитровский район) и некоторые другие. Промежуточный тип между чистым "наукоградом" и "мегаполисом" первого типа представляют такие города, как Дубна (центр ядерной физики плюс крупный авиационный завод), Жуковский (центр авиационной науки и промышленности). В конце восьмидесятых - начале девяностых годов эти города стали своего рода катализаторами становления демократического движения в Московской области. Эти города и поселки характеризуют высокий образовательный уровень населения, доступ к центральным СМИ и четкое осознание корпоративных интересов. В настоящий момент они переживают финансовый, структурный и социально-психологический кризис, и от того, как он сказывался на голосовании жителей этих “наукоградов” в ходе выборов 1993-1996 гг., во многом зависел общий политический климат Подмосковья.

Следует также выделить тип "спального города", где застройку вели, как правило, московские предприятия для своих работников. Это Лобня, Железнодорожный, в значительной степени Пушкино, Дедовск, Дзержинский. Политические процессы в этих городах "усреднены", следуют в фарватере общемосковских.

1.3.    Маятниковая миграция

К наиболее специфическим чертам (и одновременно проблемам) Подмосковья относится "маятниковая миграция" населения, направленная из области в Москву. По разным данным, от 1 до 2 миллионов человек, живущих в Московской области, на работу ездят в столицу. К ее самым серьезным последствиям относится неполучение областью части налогов при несении всей нагрузки по обеспечению социальтных стандартов: выплата налогов происходит по месту работы - в Москве, а пользование всеми социальными благами, как правило, идет по месту проживания. Все это отягощается постоянным давлением города на область, в том числе это давление проявляется и в желании города расширяться.

1.4.    Областные СМИ

Строго говоря, областными газетами являются: ежедневная "Народная газета" (бывший орган обкома КПСС "Ленинское знамя", соучредителем выступает администрация области), ежедневные "Подмосковные известия" и еженедельник "Подмосковье" (соучредителем двух последних выступает Московская областная дума, но влияет на газеты и администрация).

Однако самой читаемой газетой в Подмосковье является "Московский комсомолец", с которым губернатор А. Тяжлов также "дружит" (по слухам, этому сильно помогло его участие в похоронах журналиста Д. Холодова, жителя подмосковного Климовска). Популярны городские и районные газеты (как правило, находящиеся под влиянием соответствующих администраций).

Областное телевидение (вещающее на московском телеканале один час в день в неудобное время) малопопулярно, несколько популярнее программы "Радио Подмосковья".

2.    Недавняя политическая история Московской области

В данном случае мы имеем в виду историю выборов и формирования структур власти

2.1.    Московская областная дума

В сравнении с другими субъектами Российской Федерации и, в особенности, с соседней Москвой, в политической жизни Подмосковья традиционно значительную роль играет областной орган представительной власти. Значимой является специфика его взаимоотношений и взаимодействий с властью исполнительной, напряженность, форма и природа конфликтов, в ходе этих взаимодействий неизбежно возникающих. И глава администрации Анатолий Тяжлов, и бывший его первый заместитель (а в 1994-95 годах заместитель спикера верхней палаты парламента) Анатолий Долголаптев, и подавляющее большинство руководителей в правительстве Московской области (равно как и их предшественники в Мособлисполкоме) - суть "плоть от плоти" Московской областной думы, а ранее - Совета народных депутатов.

Осенью 1993 года в итоге своего рода договора между Мособлсоветом и А. С. Тяжловым была обеспечена определенная преемственность между принявшим решение о самороспуске Советом и избранной в день его роспуска (12 декабря 1993 г.) областной думой. В думе 50 депутатских мест, причем все депутаты работают на освобожденной основе (в отличие от других областных законодательных органов).

Вся эта история, как и многие почины Московской области, имеет характер прецедента, последствия которого могут легко приобрести всероссийские масштабы. Ярким тому примером может служить другая инициатива подмосковных законодателей, в равной мере умело стимулированная Анатолием Тяжловым.

Речь идет о Законе Московской области "О переносе срока выборов депутатов Московской областной Думы на 1997 год" от 20.09.1995 года. Основанный на известном указе Президента Российской Федерации №951 от 17.09.1995 года (своей ролью в подготовке и "продавливании" этого указа губернатор Подмосковья гордится вполне открыто), закон этот не только дискредитировал юридический и моральный статус народного избранника в глазах избирателей, но и послужил своеобразным "разрешающим сигналом" для представительных органов многих других субъектов Российской Федерации. В итоге пошедшего процесса большинство таких органов приняли решения о самопродлении своих полномочий, что вызвало в ряде случаев серьезные конфликты.

Остается добавить,  что председательствует в Думе А. А. Воронцов, до выборов работавший заместителем главы администрации области. Его заместителями являются Н. Кечкин, сделавший свою карьеру в районных партийных структурах области, и В. Гальченко, член "ЯБЛОКА". В целом Дума находится в состоянии разумного равновесия с администраццией, поддерживая ее по ряду вопросов и не соглашаясь по другим (например, по закону "О выборах губернатора ..." в 1995 году). В облдуме существует коммунистическая фракция, но в силу своей малочисленности она не играет большой роли.

Можно смело сказать, что именно областная дума является основным индикатором политических процессов области.

2.2.    Губернатор

Выборы губернатора Московской области, назначенные указом Президента и инициированные главой администрации А. Тяжловым, прошли одновременно с выборами в Государственную Думу 17 декабря 1995 года. Отличие от других аналогичных случаев состоит в том, что в Московской области к моменту назначения этих выборов не существовало законодательной базы для их проведения, а потому они стали полной неожиданностью для Московской областной думы. Областной Закон “О выборах главы администрации Московской области 17 декабря 1995 года", описывающий процедуру выборов губернатора, был скоропостижно принят через несколько дней после указа Президента 7 октября в условиях отсутствия Устава области.

Претендентами выступили глава администрации А.Тяжлов (НДР), заместитель председателя областной думы Валерий Гальченко ("Яблоко"), управляющий Подольским филиалом банка "Возрождение" Олег Антонов (КПРФ), глава администрации г. Дзержинского Виктор Доркин, депутат Государственной Думы от ЛДПР Вячеслав Киселев и Валерий Чурилов.

Несмотря на мощную кампанию, Тяжлову удалось победить лишь в состоявшемся 29 декабря втором туре (легитимность которого, однако, оспаривалась также вышедшим во второй тур В. Гальченко).

А. Тяжловым как главой администрации (но не на основании Устава) была сформирована следующая структура администрации: у главы имеется два первых вице-главы: один - одновременно и председатель правительства (В. В. Семаев), другой - по экономике и развитию - В. О. Власов. Заместители главы администрации в ранге министров (10 человек) составляют основу правительства. В силу этого структура правительства достаточно громоздка.

2.3.    Элиты Подмосковья и их представительство в Государственной Думе

Последние большие выборы, охватившие жителей Подмосковья и дающие представление как о их симпатиях и настроениях, так и позициях элит - это выборы в Государственную Думу 1995 г. Результаты президентских выборов, на которых избиратели большинством голосов поддержали Президента Ельцина, дают в этом плане гораздо меньше.

Задействованность сотрудников областной администрации в губернаторских выборах ради сохранения статус-кво объясняет их пассивное участие в выборах Государственной Думы. Управляющий делами администрации Московской области (на сегодня уже председатель облкомимущества) Юрий Левицкий вел крайне вялую кампанию в Истринском округе, в результате которой проиграл коммунисту Дмитрию Красникову. Еще хуже выступил в Пушкинском округе начальник управления юстиции администрации Московской области Станислав Смирнов. Он проиграл победительнице из числа коммунистов-космонавтов Светлане Савицкой. Неудачно выступили немногочисленные представители исполнительной власти городского и районного уровня. Так, глава администрации Каширского района Олег Ковалев в Коломенском округе проиграл еще одному представителю отряда коммунистов-космонавтов - Герману Титову. Депутатами в большинстве округов стали люди, достаточно давно сделавшие участие в публичной политике своей профессией.

Однако выборы показали, что произошло осознание своих политических интересов отдельными группами местных элит. Выборы продемонстрировали тенденцию к укреплению и сплочению местных элит и наличие всех предпосылок для постепенного дрейфа ориентированных на Подмосковье столичных политиков в сторону врастания в эти элиты, реализации их интересов. Не сумевшие уловить и принять эту тенденцию неминуемо будут вытеснены на обочину политической жизни.

3.    Выборы глав местных администраций,
оспаривание их результатов и очередные убийства

20 сентября по центральной улице Химок был пущен троллейбус. Решение о строительстве троллейбусной сети в Химках было принято главой администрации Химкинского района Ю. Кораблиным 3 года назад, и, по уже известной традиции, линия была пущена в эксплуатацию накануне выборов. Пуск троллейбусов в Химках — уникальное событие для Подмосковья, до сего дня лишь в Ногинске и Коломне ходил электрический транспорт в виде трамвая. (Химкам свойственно быть отличными от всех городов и районов Подмосковья. Так, 5 лет назад в здании администрации была открыта картинная галерея, в основу которой легла коллекция профессора С. Горшина.)

Химкинские выборы, состоявшиеся 22 сентября, и победу на них действующего главы осветила даже центральная пресса, обычно не очень интересующаяся новостями Подмосковья. Нынешний глава администрации имел поддержку на всех уровнях (что было видно по публикациям в подмосковных газетах) [3,4]. Его соперником выступил Анатолий Кузнецов, одно время работавший заместителем председателя правления “Уникомбанка”. Кузнецова поддерживали местные отделения ДВР, “ЯБЛОКА”, КРО, Российской патриотической партии. КПРФ поддерживала кандидата Владимира Дубровина.

Ю. Кораблину — 36 лет. По специальности — пожарный. В 1990 году был избран депутатом городского совета, а затем — и его председателем. В 1991 был назначен главой администрации.

Женат, трое детей. Мать - инженер-конструктор в НИИ, отец - рабочий-сварщик, после выхода на пенсию - тренер футбольной команды.

Как уже рассказывалось в предыдущем мониторинге, 1 сентября прошли выборы главы администрации Пушкинского района, на которых победу одержал с 50,4 процентами голосов директор завода Олег Копылов. Кампанию он провел под лозунгом "порядок - работа - достаток"; в рекламных материалах говорилось, что при многомиллиардных неплатежах заводу кандидат сумел сохранить рабочие места, конкурентоспособную продукцию, и, сравнительно высокую заработную плату.

О. Копылов родился 1 мая 1948 года в с. Ламки Тамбовской области. Закончил Воронежский политехнический институт. Проживает в Пушкинском районе с 1970 года. Карьеру сделал на Правдинском опытном заводе источников тока ("Позит"): от инженера до генерального директора. Доктор наук, степень получил в Академии электротехнических наук.

15 сентября на выборах в г.Жуковский победу одержал и.о. главы Петрякович, заступивший на эту должность после убийства весной этого года предыдущего главы Мосолова.

В Люберецком районе выборы, ранее назначенные на 29 сентября, были перенесены на декабрь. Это мотивируется подготовкой выделения города Дзержинский из Люберецкого района в город областного значения.

Клинский городской суд признал недействительными выборы главы, состоявшимися в апреле сего года. Тогда главой был избран Александр Постригань, бывший до этого и.о. главы района. Поводом для решения суда стало то, что на момент выборов Устав района не вступил в законную силу и, следовательно, выборы проводились незаконно. Устав Клинского района был принят 18 августа 1995 г., выборы проводились 21 апреля 1996 г., при дате, назначенной собранием представителей - 27 января. С другой стороны - районными законодателями было принято положение о выборах главы, которое не было опубликовано ни в одной местной газете.

А.Постригань победил на выборах с впечатляющим результатом, собрав 73 процента голосов. Его ближайший конкурент - Юрий Самсонов, депутат районного собрания представителей и инициатор судебного разбирательства, смог обеспечить лишь 18 процентов.

Дополнительной претензией истца было то, что в бюллетене Постригань фигурировал как глава района, в то время как его полномочия истекли в соответствии со ст. 59 федерального закона о местном самоуправлении (полномочия назначенных глав администраций истекают через 6 месяцев после вступления закона в силу — поправка, принятая Государственной Думой и увеличившая этот срок до 16 месяцев, вступила в силу уже после проведения выборов). Депутаты районного собрания пытались оказаться предусмотрительными, продлив полномочия главы в качестве несколько отличном - и.о. главы, на что полномочия имел лишь назначивший Постриганя на эту должность (глава обладминистрации А.Тяжлов).

Теперь глава, признанный судом не-главой, намерен подать кассационную жалобу в областной суд [6, 10].

В начале сентября в своем служебном кабинете был убит глава администрации деревни Обухово Солнечногорского района Ромашов. Задержан подозреваемый - заместитель директора одного из предприятий, с которым у главы был конфликт. Предполагаемой причиной стало расхождение мнений главы и г-на Х по поводу самовольного захвата "Иксом" участка земли около своего загородного дома, по поводу чего глава намеревался принять соответствующие меры [1].

4.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

4.1.    Областная дума

Сентябрь - месяц возобновления работы облдумы после парламентских каникул, поэтому основная работа пока шла в ее комитетах. Готовился ряд законопроектов, в том числе посвященных финансовым вопросам местного самоуправления, которые, вероятнее всего, будут обсуждаться параллельно с проектом бюджета Московской области на 1997 год.

11 сентября Московская областная дума приняла решение о назначении выборов депутата Московской областной думы по округу №1 (Балашихинский район).

Напомним, что 24 ноября состоятся выборы по округу №6 (Долгопрудный, Лобня и сельская часть Мытищинского района) вместо выбывшего П. Ю. Климова (2 июня он избран главой г. Долгопрудного).

4.2.    Администрация Московской области

Губернатор Московской области А. Тяжлов и министр транспорта Н. Цах одобрили программу развития аэропорта "Домодедово" на период до 2000 года. Администрация области взяла на себя обязательства по скорейшему ремонту автомагистралей, ведущих к аэропорту, обустройству их автозаправочными станциями и отелями. Для финансовой поддержки программы развития "Домодедово" в других аэропортах Московского авиационного узла, возможно, будет введен целевой сбор; кроме того, аэропортовые сборы в "Домодедово" планируется освободить от налогов в части, зачисляемой в областной бюджет [6].

9 сентября на заседании правительства области обсуждалсяд вопрос "О ходе выполнения Федерального Закона "Об общественных объединениях" на территории Московской области". На деле, однако, обсуждались (в очередной раз) проблемы борьбы с преступностью. Речь шла лишь о необходимости достижения позитивных сдвигов в борьбе с правонарушениями за счет укрепления связи правоохранительных и контролирующих органов с населением, а именно через общественные формирования, а если быть еще более конкретными, то через деятельность народных дружин (в настоящее время на территории Московской области действуют 142 добровольных народных дружины общей численностью 5940 человек, 3 оперативных отряда и 4 отряда содействия милиции).

16 сентября на оперативном совещании у первого вице-главы администрации заслушивалась информация о мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий.

По данным главного управления по труду и социальным вопросам (по состоянию на 9.09.96) задолженность по выплате заработной платы предприятий Московской области составила 450,1 миллиардов рублей (это больше, чем месяц назад). Задолженность имеют 885 (это также выше, чем в августе) предприятий, 186 из них находятся в федеральной, а 30 - в областной собственности. В результате проверок, проведенных соответствующими подразделениями администрации, 36 предприятий сократило свою задолженность, а 32 428 работникам было выплачено 20 млрд 251 миллион рублей из задержанной заработной платы (что составляет в среднем 624 491 рублей на одного работника). По информации департамента социальной защиты населения, на середину сентября задолженность по выплатам пособий на детей составила 49,84 млрд. рублей. Задолженность за 1995 год составляет 0,06 процента от плана, за январь - май этого года - 5,54 процента, за июнь - август - 45,2 процента. “Лидерами” по задолженностям являются Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский, Пушкинский и Воскресенский районы.

В прошлом выпуске мониторинга описывалась история спасения “Уникомбанка” правительством области. В отличие от областных властей, районные обладают меньшими возможностями для решения проблем своих жителей, оказавшихся жертвами банкротства финансового учреждения. Так, во Фрязино банкротство филиала АРГАМБАНКА заставил главу города В. Савченко подписать договор с "Первым Ваучерным Банком" (недавно открывшим во Фрязино свое отделение). В обмен на предоставление помещения банк обязался в течение полугода перенять обязательства АРГАМБАНКА по вкладам, не превышающим 1,5 миллиона рублей.

К сожалению, действия фрязинской админситарции пока не стали примером для представителей иных местных властей Московской области. Около года назад перестал выдавать деньги своим клиентам Мытищинский коммерческий банк, на счетах частных вкладчиков которого значилась сумма в 37 миллиардов рублей. Банк до сих пор не объявлен банкротом (это дело Центробанка). Суд, ссылаясь на отсутствие помощи от местной администрации, отказывается заниматься продажей имущества банка и выдаче вкладов. Более того, когда в январе 1996 года поиски самих вкладчиков привели к обнаружению на корсчете банка около 4 миллиардов рублей, более половины этой суммы ушли на счета админстрации. Стоит лишь добавить, что в числе крупных акционеров лопнувшего банка находятся Сбербанк Российской Федерации, комитет по управлению имуществом Мытищинского района, АО ”Метровагонмаш” и другие [9].

Попытки администраций найти новые пути получения необходимых финансовых средств привели к идее по разработке Подмосковья как центра туризма (наряду с существующей уже идеей развития региона как нового промышленного “дракона” a la Тайвань, Гонконг и т.п.). Во Всероссийском выставочном центре прошла вторая Международная туристская выставка-ярмарка "Подмосковье-96". Курировала выставку администрация Московской области, точнее, ее управление по внешнеэкономической деятельности, а приняли участие, помимо представителей 12 стран мира, областные фонд имущества, комитет по физической культуре, управление полиграфии, администрации заинтересованных городов и районов.

Как известно, развитие туризма и развитие промышленности часто бывают противоположно направленными, что может свести на нет достигнутое: туризм требует поддержания экологического равновесия, чему далеко не всегда способствуют рост производства, расширение промышленных коммуникаций и т.п. По крайней мере, развитие туризма требует изменения подходов к качеству промышленных проектов и их исполнения. Это в очередной раз доказала авария на магистральном газопроводе 16 сентября в Раменском районе, ставшая крупнейшим бедствием месяца в Московской области. К счастью, пострадавших и жертв нет, даже подача газа в район не прекращалась, а прорыв трубы, вызванный повышенной изношенностью,  был ликвидирован в течение последующих суток.

Источники

1. Сегодня. - М., 1996. - №169. - 17 сентября

2. Эксперт. - М., 1996. - №33. - 2 сентября - С.9-47.

3. ”Народная газета” - Москва, 1996. - №178. - 19 сентября

4. Васильев В. Кто контролирует Химки, контролирует таможню в Шереметьево // Коммерсантъ - Daily. - М., 1996. - №157. - 20 сентября

5. Николаев Р. Московская область // Выборы-95. Мониторинг избирательной кампании в регионах России - М., ИГПИ, 1995. - Вып. 3 - 10

6. Московский комсомолец. - М., 1996. - №192. - 10 октября

7. Московская область в 1995 году / Московский областной комитет государственной статистики. - М., 1996

8. Предварительный материал к "Концепции развития Московской области на 1996-2005 г." / Институт экономики РАН, 1996

9. Известия. - М., 1996. - №183. - 28 мая

10. Сегодня. - М., 1996. - 11 октября