|
Новое на сайте |
Ахмет ИВАНОВ
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в сентябре 1996 года
Несмотря на то, что вторую половину сентября Президент М.Шаймиев провел в отпуске, находясь в Турции, начавшийся осенний сезон в политике затишьем отмечен не был.
"Чуда за 8 месяцев не произошло. Предполагаемое широкомасштабное успешное наступление на решение кризисных проблем и расшивка "узких мест" в экономике пока не состоялись, закрепилось лишь снижение темпов инфляции," - так подвела итоги экономического развития в текущем году газета “Время и деньги” [1].
Согласно данным, обнародованным в традиционной ежемесячной публикации специалиста Госкомстата РТ Владимира Дубровина [2], за январь-август с. г. индекс физического объема промышленной продукции, включая работы и услуги, составил по сравнению с тем же отрезком времени в прошлом году 101,8 процентов. При этом по результатам семи месяцев этот индекс составлял 102 процента. Август же по данному показателю практически повторил прошлогодний объем - 100,3 процента.
Из анализа явствует ставшая привычной схема: удержание определенного уровня производства - итог работы отраслей химии и нефтехимии (индекс 110,9 процента - за август и 105,1 процента - за восемь месяцев). В других отраслях спад шел по-прежнему неуклонно: машиностроение и металлообработка - 80,8%, легкая промышленность - 76% и пищевая промышленность - 87,6 процентов. Деятельность предприятий ВПК характеризуется термином "затухание": на долю конверсионных производств приходится 5 процентов всего производимого в республике промышленного продукта (это - 81 процент от прошлогоднего). Выпуск военной продукции сократился за рассматриваемый период на 26,2 процента. Примерно 20 тысяч работников ВПК ушли в отпуска без содержания или с частичным сохранением зарплаты. Еще 45 тысяч человек работают на предприятиях этого комплекса в режиме сокращенного рабочего времени.
В строительстве также наблюдается сокращение активности: на 22,6 процента меньше, чем за прошлогодние восемь месяцев, использовано инвестиций, квартир построено - на 20,1 процентов меньше (почти 40 процентов ждилья вводится частными предприятиями и только 8 - государственными).
Уравновешивающим фактором выступает аграрный сегмент республиканской экономики. К концу первой декады сентября зерновые были сжаты с 86 процентов площадей. Урожайность при этом стала предметом гордости - в среднем 29 ц/га по сравнению с 17,3 ц/га в прошлом засушливом году. Более чем в полтора раза превышены показатели заготовки кормов: в расчете на условную голов 24,5 ц. кормовых единиц против 16,5 в истекшем году.
В животноводстве ситуация продолжала ухудшаться: сокращалось поголовье и объемы реализации мясо-молочной продукции.
В области цен ситуация характеризовалась следующими параметрами:
Таблица 1
Индекс цен (в % к предыдущему месяцу)
|
Все товары и платные услуги |
Продтовары |
Непродовольственные товары |
Платные услуги |
Российская Федерация |
99,8 |
98,3 |
100,1 |
102,7 |
Республика Татарстан |
101,9 |
97,4 |
100,7 |
127,7 |
Чувашская Республика |
99,4 |
100,2 |
101,4 |
101,9 |
Республика Башкортостан |
100,9 |
100,3 |
101,7 |
101,1 |
Республика Мордовия |
99,8 |
97,3 |
101,9 |
109,3 |
Нижегородская область |
99,5 |
97,6 |
101,2 |
102,9 |
Самарская область |
98,4 |
96,6 |
100,1 |
101,3 |
Ульяновская область |
100,6 |
100,2 |
100,9 |
102,2 |
Как следует из приведенных данных, Татарстану принадлежало лидерство в росте потребительских цен. Рекордные темпы удорожания наблюдались в коммунальных услугах (за электричество - в 10 раз, за отопление - в 5, за горячее водоснабжение - в 4,7 и т. п.).
Падение платежеспособного спроса выразилось в уменьшении физического объема розничного товароборота за январь-август с.г. на 7,7 процента.
Прожиточный минимум, рассчитанный по методике Минтруда РФ, в августе составил 250 376 рублей (174 763 руб. - на питание, 45 568 - на непродовольственные товары). Согласно методике, принятой в РТ, прожиточный минимум на одного члена типовой семьи составил 278 395 руб. с дифференциацей по республике в 8,9%.
В сентябре были опубликованы данные об инвестициях в экономику Татарстана [3]. В структуре экспорта львиная доля приходилась в первом полугодии на нефть - 65,6%. На отрасли приходится химии - 23,1% и на машины, оборудование и транспортные средства - 6,43%. В соответствии с этим формируется и география экспортеров республики: на Альметьевск приходится 65,9% объема экспорта, на Нижнекамск - 19,1%, на Казань - 9,5%, на Набережные Челны - 2,5%.
Имело место некоторое снижение валового внешнеторгового оборота РТ. За первую половину 1996 г. он составил 1138,9 млн. долларов США, уменьшившись по сравнению с первым полугодием 1995-го на 17,9%. Экпорт составил 861,3 млн. долларов, импорт - 277,6 млн.
В январе-июне в РТ было направлено 62,6 млн. долларов иностранных инвестиций (из которых 2,4 млн. - прямые инвестиции, прочие - кредиты). Здесь имела место довольно резкая трансформация: в прошлом году прямые инвестиции составляли 79%.
Структура инвестиций контрастирует с отраслевой структурой экспорта. По инвестициям приоритет принадлежит наукоемким отраслям, в частности, машиностроению и металлообработке (74,4%). На ТЭК приходится 25,3%. То же - по регионам (в Набережные Челны - 72,2%, в Альметьевск - 24,5%). Позиции Казани выглядят весьма и весьма скромно - 3,3 процента.
Распределение инвестиций по развитым странам выглядит так:
Таблица 2
Структура инвестиций в экономику РТ в первое полугодие 1996 г.
|
Тысяч долларов |
В процентах к итогу |
Всего инвестиций |
62607,9 |
100,0 |
Великобритания |
45000,0 |
71,1 |
Германия |
15060,0 |
24,1 |
США |
577,6 |
0,9 |
Франция |
16,0 |
0,03 |
Отмечается стремительное нарастание рублевой доли инвестиций. Так, из Англии, Испании, Греции в торговлю и общепит РТ направлено по сравнению с первым полугодием 1995-го в 59 раз больше денежных средств!
Заметно возрос объем поступлений валюты на счета хозяйствующих субъектов РТ: 846,8 млн. долларов, из которых 98,3 процента - за экспорт товаров и услуг. Это соответственно на 17,5% и 21,2% больше, чем за тот же период прошлого года.
В начале второй декады сентября с деловым визитом в США находился певый вице-премье Татарстана Равиль Муратов. Программа его пребывания в Вашингтоне включала встречи с финансовыми кругами на предмет инвестирования в автомобилестроение (выпуск "Шевроле-Блейзер" в Елабуге), авиастроение (Ту-204), химическую промышленность и сельское хозяйство республики. В круг обсуждавшихся тем входило льготное кредитование со стороны администрации США закупок сельхозтехники и технологий.
Однако центральным событием в ходе поездки стала встреча Р.Муратова с вице-президентом США Альбертом Гором. Как сообщил пресс-центр правительства РТ, на встрече обсуждались вопросы развития двусторонних российско-американских отношений в соответствии с работой комиссии Гора-Черномырдина. Детализировались вопросы финансирования проекта совместного с "Дженерал моторс" выпуска легковых автомобилей на ЕлАЗе, производства минеральных удобрений, закупок зерноуборочных комбайнов и пропашных тракторов и проч. Как говориться в официальной информации, "особый акцент был сделан на развитии взаимоотношений США и Татарстана как одного из экономически мощных регионов Российской Федерации, на получение инвестиционных кредитов Экспортно-импортного банка под гарантии Правительства Татарстана. ...От имени президента Республики Татарстан М.Шаймиева Р.Муратов передал А.Гору тексты приглашений президенту и вице-президенту США посетить Республику Татарстан с визитом в удобное для них время" [4].
Сам факт контакта на столь высоком государственном уровне с США - явление, имеющее исключительное значение для краткой, но весьма динамичной и насыщенной истории международной активности властей РТ. Пресса расценила это как "огромное политическое достижение", на которое, как тут же отмечалось, Р.Муратов лично не претендовал и задач такого рода перед собой не ставил. Как бы там ни было, яркий успех надолго будет ассоциироваться с упрочением имиджа "сильного человека", лидера с наибольшим потенциалом, который традиционно приписывается Р.Муратову. На пресс-конференции по итогам поездки он комментиовал ситуацию так: "Пока мы не работаем с Америкой так, как с Германией, Францией и, может быть, Малайзией, когда существуют прямые связи, надежность которых гарантирована правительствами ... Добиться, чтобы администрация США смогла напрямую работать с нашими программами, и было целью визита. Предложение воспринято американской стороной весьма позитивно - при том, что в течение двух-трех лет официальный Вашингтон не шел на встречи с нами, заявляя: с сепаратистами дела не имеем. Мы стали понятней для них, и сами повзрослели, стали больше понимать. Теплота приема придает нам оптимизма и по поводу совместных проектов" [5]. В конкретном выражении речь идет о потенциальных 1,5 миллиардах долларов в течение 3-4 лет (2,5 млрд. - в нефтехимкомплекс, 500 млн. - в производство минеральных удобрений, 200 млн. - на наиболее важные частные проекты, 100 млн. - на закупку сельхозтехники).
На той же встрече с журналистами первый вице-премьер обнародовал две важнейшие новости:
- экспортный акциз за нефть, по договоренности с российскими инстанциями, остается на уровне прошлогоднего;
- близки к завершению контакты с московскими банками "МКС-банк" ("Международный коммерческий союз" возглавлял до своего назначения министром внешнеэкономических связей РТ Рашит Ахунов) и "Зенит" на предмет их переезда в Татарстан.
Доминирующим информационным сюжетом месяца, вне всякого сомнения, была интрига, связанная с решением "Аэрофлота" о закупке десяти "Боингов" в то время, как выпуск казанского Ту-204 оказался под угрозой финансовой катастрофы.
Собственно хроника событий состоит из следующего:
- в августе был подписан указ Б.Ельцина, приостанавливающий апрельское распоряжение правительства РФ о выделении налогового кредита 15 предприятиям ВПК в Татарстане;
- 3 сентября "Известия" опубликовали информацию о том, что гендиректор "Аэрофлота" Евгений Шапошников намерен подписать контракт на покупку авиакомпанией десяти среднемагистральных лайнеров "Боинг - 737 - 400";
- в тот же день премьер-министр РТ Фарид Мухаметшин телеграфировал Е.Шапошникову и выразил свое "крайнее недоумение" по этому поводу;
- в начале сентября Ту-214, созданный в Казанском авиационном производственном объединении им.Горбунова, демонстрировался на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания) как единственный пассажирский лайнер из России и как единственный же экземпляр машины (другие пять не удается собрать из-за полного отсутствия средств на приобретение комплектующих, так же, как и завершить разработку грузового варианта Ту-214СЗ, который планировался к экспонированию летом будущего года на авиасалоне в Ле Бурже);
- 11 сентября в Москве прошли встречи М.Шаймиева с В.Черномырдиным, А.Лебедем, Б.Чубайсом, на которых в числе других поднимался вопрос о самолетах. Результатом беседы с секретарем СБ стало совещание руководителей авиазаводов при министре оборонной промышленности Зиновии Паке;
- 12 сентября совет директоров финансово-промышленной группы "Росавиаконсорциум" рассмотрел и утвердил инвестиционные проекты, связанные с казанским самолетом (проект доводки и внедрения Ту-204-100 в количестве семи в авиакомпании "Внуковские авиалинии" и проект поставки 16 лайнеров семейства Ту-204 в Болгарию, а также проект организации лизинга;
- 20 сентября на совещании в Самаре главы и представители администраций Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пермской областей и Татарстана приняли обращение к В.Черномырдину и Госдуме, в котором говорится о необходимости государственной поддержки авиастроения и государственной программы по выходу отрасли из кризиса. Заявлено о решении создать ФПГ и координировать создание новых моделей самолетов (Ту-334, Ан-140, Ту-214, Ту-330, Ту-234, Як-242), а также развивать производство самолетов Ту-154М, Ту-204, Як-42; о предложении создать лизинговую компанию гражданской авиационной техники и снизить ставки НДС, предоставив отсрочку по уплате НДС и проч.;
- 20 сентября в Москве состоялась пресс-конференция Е.Шапошникова, в ходе которой он вновь объяснял свое решение доводами низкого качества продукции отечественного самолетостроения, а конфликт с официальной Казанью - ролью прессы;
- 24 сентября премьер-министр РТ Ф.Мухаметшин на пресс-конференции сказал: "Главная цель демарша Татарстана по поводу Ту-214 - прояснить позицию правительства РФ, его программу и финансовые гарантии". Ситуация развивается на фоне невыполнения правительством РФ собственных решений по развитию отечественного авиастроения. Речь идет, как было подчеркнуто, не о пикировке с Шапошниковым, а о выживании отрасли;
- 1 октября состоялась встреча Ф.Мухаметшина и Е.Шапошникова, в ходе которой было принято совместное заявление, в котором говорится: "Российское самолетостроение находится на переломном этапе, когда на большинстве заводов прекращено производство военных и устаревших гражданских самолетов и начато производство новых современных воздушных судов с высокими летно-техническими и эксплуатационными характеристиками. ...Однако из-за крайней недостаточности выделения средств, предусмотренных в бюджете на доводку и сертификацию самолетов, новая авиатехника пока не доведена до стадии устойчивой эксплуатации. ...Правительство РФ должно разработать широкомасштабную и стабильно реализуемую программу в соотвествии с указом Президента РФ №904 от 13 июня 1996 года, а также в полном объеме уже в 1996 году выделить средства, запланированные в программах развития самолетостроения".
Вместе с тем, разрешение конфликта "Мухаметшин - Шапошников", судя по всему, далеко не тождественно преодолению кризиса в отрасли в целом и в Казанском авиационном производственном объединении им.Горбунова в частности.
Не устраняется предмет противоречий - отсутствие адекватных правительственных мер по поддержанию авиастроения, по сравнению с которыми покупка "Боингов" действительно выглядит достаточно частным эпизодом (что подчеркивает Шапошников). Дело не только в соотнесении качественных параметров (самолеты Ту дешевле, но ресурс роллс-ройсовских и пермских двигателей составляет пропорцию 5 к 3). Аргументы наших авиастроителей об устарелости "Боингов - 737 - 400" встречают контрдоводы финансово-экономического порядка. Заказчик, как соощается, готов финансировать получение российского и западного сертификатов летной годности Ту-214 и авансировать производство, переводя по 30 млн. долларов за машину. Но для этого требуются "безотзывные гарантии правительства Российской Федерации о возврате аванса в случае срыва контракта и освобождения от всех видов налогов, пошлин и сборов на временно ввозимые в нашу страну двигатели и начинку лайнеров" [6].
Развитие ситуации в Чечне и вокруг нее комментировал в эксклюзивном интервью Международному информационному агентству "Интерпрессервис" президент РТ Минтимер Шаймиев. Вот некоторые из тезисов:
- по той же схеме, что с Татарстаном, можно было договориться и с Чечней, если бы не взяли верх силы в окружении Ельцина и Дудаева, предотвратившие их потенциальную встречу за столом переговоров;
- с самого начала была допущена политическая ошибка: надежда на решение конфликта силовыми методами ("о чем весемь республик прямо заявили 8 января 1995 года в Чебоксарах");
- стратегическая ошибка российских генералов и политиков - рассчеты на военную победу над "бандитами" и "боевиками", контролировавшими основное пространство Чечни за исключением мест непосредственной дислокации российских частей; "чеченские силы сопротивления могли так долго и успешно сражаться в силу ряда причин: они имели и имеют поддержку со стороны населения, что по сути дела превращает эту войну в народную; у них оставалось достаточно оружия со времен прихода к власти Дудаева; наконец, на их стороне больше моральной поддержки как внутри России, так и за рубежом";
- "так называемый "мирный план", "внутричеченский диалог" Доку Завгаева опирался на федеральные войска, а потому не вопринимался основной частью населеня Чечни. “Я как-то на заседании государственной комиссии по Чечне, спросил его: "Сколько еще нужно жертв, чтобы реализовать ваш мирный план?" Он ничего не смог ответить”;
- с первых дней деятельности А.Лебедя М.Шаймиев поддержал его шаги, "потому что он добивается главного - прекращения кровопролития" [7].
Внимание читательской аудитории РТ было привлечено статьей Р.Галямова [8]. Здесь предлагается рассматривать соотношение сил в правящей элите РТ не сквозь призму личностного фактора, а под углом зрения гипотезы об "очагах силы". Без претензий на персонификацию или на ранжирование автор дает следующую картину:
1. МВЭС на верхнем этаже, опирающееся на банки, компании, госструктуры. Этой силе принадлежит инициатива, "супервлияние". Аргумент: появление еще одного уполномоченного банка правительства РТ "МКС-банка" (см. выше), на который возложено обслуживание кредита в миллиард DM. Под кредит выделено 8,8 млн. тонн нефти - мера для РТ весьма тривиальная. Еще один довод - создание общенационального центра инвестиций - своего рода "правительство в правительстве";
2. Госкомимущество - недавняя империя, ослабленная в результате перехода на работу в Москву бывшего первого вице-премьера Ф.Газизуллина. Свидетельство тому - отзыв пакетов акций из Инвестиционно-финансовой корпорации (детища Ф.Газизуллина, превратившегося, по словам автора, в обычную частную компанию);
3. Минфин. Успехи на рынке РКО, расчеты на самостоятельное определение финансовой и бюджетной политики РТ через агентство по управлению госдолгом и казначейство, стремление выйти из зоны жесткого контроля Москвы за региональными займами и бюджетами - в этом предпосылки влияния данного "центра силы";
4. Нефтехимия, будучи наиболее реальной силой, не представлена на казанском политическом Олимпе фигурами, способными бороться за ее интересы. На эту роль не подошел нынешний премьер РТ Ф.Мухаметшин - выходец из Альметьевска;
5. "Федералисты" - условный лагерь, включающий налоговые органы, Нацбанк РТ, комиссию по ценным бумагам и всех тех, кто живет "без собственной программы";
6. Столица - конгломерат структур во главе с администрацией города, естественно стремящийся возвыситься над остальными.
7. Автоград - конгломерат структур Набережных Челнов во главе с амбициозным мэром Рафгатом Алтынбаевым, которому приписываются успехи в поддержке малого бизнеса.
Спустя полмесяца в той же газете появился оппонирующий материал [9], подписанный Марселем Садыковым, которого редакция презентует как человека "знающего". По его мнению, абсолютно доминирующим является личностное начало. Тот или иной "очаг" становится "силой" лишь при наличии соответствующей персоны. Пафос публикации - в намеренном десенсационировании именно тех оценок, которыми в предыдущей публикации наделялись конкретные фигуры. Да, МВЭС блокируется с "МКС-банком", но это именно они смогли привлечь миллиардный кредит из Германии. У нефтехимиков появляется потенциальный лидер. Это - Равиль Муратов. Наметилось его сближение с Р.Алтынбаевым. Таким образом, все три названные "очага" составляют единый центр силы. Прогнозируется приход этого центра к руководству правительством. Одлнако, позиции премьера Ф.Мухаметшина день ото дня усиливаются по мере наращивания его активности в "воздушных боях" с Шапошниковым. В полемике прозвучало не совсем обычное для РТ утверждение: позиции ранее всесильного главы аппарата президента РТ Халяфа Низамова несколько пошатнулись... Наконец, вносится существенное дополнение в перечень "очагов" силы в лице аппарата президента РТ, где наблюдается экспансия молодых кадров шефа департамента внешних связей Тимура Акулова и шефа службы безопасности президента РТ Асхата Сафарова. Центров силы, таким образом, оказывается не семь, а два. Президент же Шаймиев пока эффективно справляется с контролем и за тем, и за другим, - резюмирует автор возражений.
Источники
1. Время и деньги - Казань, 1996. - 28 сентября
2. Сложностей на пути реформ хватает // Время и деньги. Казань. - 28 сент. 1996.
3. Объем инвестиций в экономику Татарстана растет // Время и деньги. - Казань. - 7 сент. 1996.
3. Переговоры в США // Республика Татарстан.- 14 сент.1996.
5. Процесс взросления республика завершила // Время и деньги. - Казань. - 19 сентября 1996.
6. В авиастроении - "нелетная погода" // Интерфакс-АиФ ТАТАРСТАН. - Казань. - 12-18 сент. 1996.
7. Время и деньги. - Казань. - 7 сент. 1996.
8. Р.Галямов "Великолепная семерка" протягивает свои щупальца к финансовому кранику Татарстана // Вечерняя Казань. - Казань, 1996. - 11 сентября
9. М.Садыков. Экономика - ничто, персоны - все в коридорах власти Республики Татарстан // Вечерняя Казань. - Казань, 1996. - 27 сентября
© Международный институт гуманитарно-политических исследований