Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в сентябре 1996 года

Несмотря на то, что вторую половину сентября Президент М.Шаймиев провел в отпуске, находясь в Турции, начавшийся осенний сезон в политике затишьем отмечен не был.

1.    ПОЛОЖЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

"Чуда за 8 месяцев не произошло. Предполагаемое широкомасштабное успешное наступление на решение кризисных проблем и расшивка "узких мест" в экономике пока не состоялись, закрепилось лишь снижение темпов инфляции," - так подвела итоги экономического развития в текущем году газета “Время и деньги” [1].

Согласно данным, обнародованным в традиционной ежемесячной публикации специалиста Госкомстата РТ Владимира Дубровина [2], за январь-август с. г. индекс физического объема промышленной продукции, включая работы и услуги, составил по сравнению с тем же отрезком времени в прошлом году 101,8 процентов. При этом по результатам семи месяцев этот индекс составлял 102 процента. Август же по данному показателю практически повторил прошлогодний объем - 100,3 процента.

Из анализа явствует ставшая привычной схема: удержание определенного уровня производства - итог работы отраслей химии и нефтехимии (индекс 110,9 процента - за август и 105,1 процента - за восемь месяцев). В других отраслях спад шел по-прежнему неуклонно: машиностроение и металлообработка - 80,8%, легкая промышленность - 76% и пищевая промышленность - 87,6 процентов. Деятельность предприятий ВПК характеризуется термином "затухание": на долю конверсионных производств приходится 5 процентов всего производимого в республике промышленного продукта (это - 81 процент от прошлогоднего). Выпуск военной продукции сократился за рассматриваемый период на 26,2 процента. Примерно 20 тысяч работников ВПК ушли в отпуска без содержания или с частичным сохранением зарплаты. Еще 45 тысяч человек работают на предприятиях этого комплекса в режиме сокращенного рабочего времени.

В строительстве также наблюдается сокращение активности: на 22,6 процента меньше, чем за прошлогодние восемь месяцев, использовано инвестиций, квартир построено - на 20,1 процентов меньше (почти 40 процентов ждилья вводится частными предприятиями и только 8 - государственными).

Уравновешивающим фактором выступает аграрный сегмент республиканской экономики. К концу первой декады сентября зерновые были сжаты с 86 процентов площадей. Урожайность при этом стала предметом гордости - в среднем 29 ц/га по сравнению с 17,3 ц/га в прошлом засушливом году. Более чем в полтора раза превышены показатели заготовки кормов: в расчете на условную голов 24,5 ц. кормовых единиц против 16,5 в истекшем году.

В животноводстве ситуация продолжала ухудшаться: сокращалось поголовье и объемы реализации мясо-молочной продукции.

В области цен ситуация характеризовалась следующими параметрами:

Таблица 1

Индекс цен (в % к предыдущему месяцу)

 

 

Все товары и платные услуги

Продтовары

Непродовольственные товары

 Платные услуги

Российская Федерация

99,8

98,3

100,1

102,7

Республика Татарстан

101,9

97,4

100,7

127,7

Чувашская Республика

99,4

100,2

101,4

101,9

Республика Башкортостан

100,9

100,3

101,7

101,1

Республика Мордовия

99,8

97,3

101,9

109,3

Нижегородская область

99,5

97,6

101,2

102,9

Самарская область

98,4

96,6

100,1

101,3

Ульяновская область

100,6

100,2

100,9

102,2

 

Как следует из приведенных данных, Татарстану принадлежало лидерство в росте потребительских цен. Рекордные темпы удорожания наблюдались в коммунальных услугах (за электричество - в 10 раз, за отопление - в 5, за горячее водоснабжение - в 4,7 и т. п.).

Падение платежеспособного спроса выразилось в уменьшении физического объема розничного товароборота за январь-август с.г. на 7,7 процента.

Прожиточный минимум, рассчитанный по методике Минтруда РФ, в августе составил 250 376 рублей (174 763 руб. - на питание, 45 568 - на непродовольственные товары). Согласно методике, принятой в РТ, прожиточный минимум на одного члена типовой семьи составил 278 395 руб. с дифференциацей по республике в 8,9%.

В сентябре были опубликованы данные об инвестициях в экономику Татарстана [3]. В структуре экспорта львиная доля приходилась в первом полугодии на нефть - 65,6%. На отрасли приходится химии - 23,1% и на машины, оборудование и транспортные средства - 6,43%. В соответствии с этим формируется и география экспортеров республики: на Альметьевск приходится 65,9% объема экспорта, на Нижнекамск - 19,1%, на Казань - 9,5%, на Набережные Челны - 2,5%.

Имело место некоторое снижение валового внешнеторгового оборота РТ. За первую половину 1996 г. он составил 1138,9 млн. долларов США, уменьшившись по сравнению с первым полугодием 1995-го на 17,9%. Экпорт составил 861,3 млн. долларов, импорт - 277,6 млн.

В январе-июне в РТ было направлено 62,6 млн. долларов иностранных инвестиций (из которых 2,4 млн. - прямые инвестиции, прочие - кредиты). Здесь имела место довольно резкая трансформация: в прошлом году прямые инвестиции составляли 79%.

Структура инвестиций контрастирует с отраслевой структурой экспорта. По инвестициям приоритет принадлежит наукоемким отраслям, в частности, машиностроению и металлообработке (74,4%). На ТЭК приходится 25,3%. То же - по регионам (в Набережные Челны - 72,2%, в Альметьевск - 24,5%). Позиции Казани выглядят весьма и весьма скромно - 3,3 процента.

Распределение инвестиций по развитым странам выглядит так:

 

Таблица 2

Структура инвестиций в экономику РТ в первое полугодие 1996 г.

 

 

Тысяч долларов

В процентах к итогу

Всего инвестиций

 62607,9

100,0

Великобритания

45000,0

71,1

Германия

15060,0

24,1

США

577,6

0,9

Франция

16,0

0,03

 

Отмечается стремительное нарастание рублевой доли инвестиций. Так, из Англии, Испании, Греции в торговлю и общепит РТ направлено по сравнению с первым полугодием 1995-го в 59 раз больше денежных средств!

Заметно возрос объем поступлений валюты на счета хозяйствующих субъектов РТ: 846,8 млн. долларов, из которых 98,3 процента - за экспорт товаров и услуг. Это соответственно на 17,5% и 21,2% больше, чем за тот же период прошлого года.

2.    ВИЗИТ РАВИЛЯ МУРАТОВА В США

В начале второй декады сентября с деловым визитом в США находился певый вице-премье Татарстана Равиль Муратов. Программа его пребывания в Вашингтоне включала встречи с финансовыми кругами на предмет инвестирования в автомобилестроение (выпуск "Шевроле-Блейзер" в Елабуге), авиастроение (Ту-204), химическую промышленность и сельское хозяйство республики. В круг обсуждавшихся тем входило льготное кредитование со стороны администрации США закупок сельхозтехники и технологий.

Однако центральным событием в ходе поездки стала встреча Р.Муратова с вице-президентом США Альбертом Гором. Как сообщил пресс-центр правительства РТ, на встрече обсуждались вопросы развития двусторонних российско-американских отношений в соответствии с работой комиссии Гора-Черномырдина. Детализировались вопросы финансирования проекта совместного с "Дженерал моторс" выпуска легковых автомобилей на ЕлАЗе, производства минеральных удобрений, закупок зерноуборочных комбайнов и пропашных тракторов и проч. Как говориться в официальной информации, "особый акцент был сделан на развитии взаимоотношений США и Татарстана как одного из экономически мощных регионов Российской Федерации, на получение инвестиционных кредитов Экспортно-импортного банка под гарантии Правительства Татарстана. ...От имени президента Республики Татарстан М.Шаймиева Р.Муратов передал А.Гору тексты приглашений президенту и вице-президенту США посетить Республику Татарстан с визитом в удобное для них время" [4].

Сам факт контакта на столь высоком государственном уровне с США - явление, имеющее исключительное значение для краткой, но весьма динамичной и насыщенной истории международной активности властей РТ. Пресса расценила это как "огромное политическое достижение", на которое, как тут же отмечалось, Р.Муратов лично не претендовал и задач такого рода перед собой не ставил. Как бы там ни было, яркий успех надолго будет ассоциироваться с упрочением имиджа "сильного человека", лидера с наибольшим потенциалом, который традиционно приписывается Р.Муратову. На пресс-конференции по итогам поездки он комментиовал ситуацию так: "Пока мы не работаем с Америкой так, как с Германией, Францией и, может быть, Малайзией, когда существуют прямые связи, надежность которых гарантирована правительствами ... Добиться, чтобы администрация США смогла напрямую работать с нашими программами, и было целью визита. Предложение воспринято американской стороной весьма позитивно - при том, что в течение двух-трех лет официальный Вашингтон не шел на встречи с нами, заявляя: с сепаратистами дела не имеем. Мы стали понятней для них, и сами повзрослели, стали больше понимать. Теплота приема придает нам оптимизма и по поводу совместных проектов" [5]. В конкретном выражении речь идет о потенциальных 1,5 миллиардах долларов в течение 3-4 лет (2,5 млрд. - в нефтехимкомплекс, 500 млн. - в производство минеральных удобрений, 200 млн. - на наиболее важные частные проекты, 100 млн. - на закупку сельхозтехники).

На той же встрече с журналистами первый вице-премьер обнародовал две важнейшие новости:

- экспортный акциз за нефть, по договоренности с российскими инстанциями, остается на уровне прошлогоднего;

- близки к завершению контакты с московскими банками "МКС-банк" ("Международный коммерческий союз" возглавлял до своего назначения министром внешнеэкономических связей РТ Рашит Ахунов) и "Зенит" на предмет их переезда в Татарстан.

3.    КАЗУС "Ту-204 - БОИНГ" И ВОКРУГ НЕГО

Доминирующим информационным сюжетом месяца, вне всякого сомнения, была интрига, связанная с решением "Аэрофлота" о закупке десяти "Боингов" в то время, как выпуск казанского Ту-204 оказался под угрозой финансовой катастрофы.

Собственно хроника событий состоит из следующего:

- в августе был подписан указ Б.Ельцина, приостанавливающий апрельское распоряжение правительства РФ о выделении налогового кредита 15 предприятиям ВПК в Татарстане;

- 3 сентября "Известия" опубликовали информацию о том, что гендиректор "Аэрофлота" Евгений Шапошников намерен подписать контракт на покупку авиакомпанией десяти среднемагистральных лайнеров "Боинг - 737 - 400";

- в тот же день премьер-министр РТ Фарид Мухаметшин телеграфировал Е.Шапошникову и выразил свое "крайнее недоумение" по этому поводу;

- в начале сентября Ту-214, созданный в Казанском авиационном производственном объединении им.Горбунова, демонстрировался на международном авиакосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания) как единственный пассажирский лайнер из России и как единственный же экземпляр машины (другие пять не удается собрать из-за полного отсутствия средств на приобретение комплектующих, так же, как и завершить разработку грузового варианта Ту-214СЗ, который планировался к экспонированию летом будущего года на авиасалоне в Ле Бурже);

- 11 сентября в Москве прошли встречи М.Шаймиева с В.Черномырдиным, А.Лебедем, Б.Чубайсом, на которых в числе других поднимался вопрос о самолетах. Результатом беседы с секретарем СБ стало совещание руководителей авиазаводов при министре оборонной промышленности Зиновии Паке;

- 12 сентября совет директоров финансово-промышленной группы "Росавиаконсорциум" рассмотрел и утвердил инвестиционные проекты, связанные с казанским самолетом (проект доводки и внедрения Ту-204-100 в количестве семи в авиакомпании "Внуковские авиалинии" и проект поставки 16 лайнеров семейства Ту-204 в Болгарию, а также проект организации лизинга;

- 20 сентября на совещании в Самаре главы и представители администраций Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пермской областей и Татарстана приняли обращение к В.Черномырдину и Госдуме, в котором говорится о необходимости государственной поддержки авиастроения и государственной программы по выходу отрасли из кризиса. Заявлено о решении создать ФПГ и координировать создание новых моделей самолетов (Ту-334, Ан-140, Ту-214, Ту-330, Ту-234, Як-242), а также развивать производство самолетов Ту-154М, Ту-204, Як-42; о предложении создать лизинговую компанию гражданской авиационной техники и снизить ставки НДС, предоставив отсрочку по уплате НДС и проч.;

- 20 сентября в Москве состоялась пресс-конференция Е.Шапошникова, в ходе которой он вновь объяснял свое решение доводами низкого качества продукции отечественного самолетостроения, а конфликт с официальной Казанью - ролью прессы;

- 24 сентября премьер-министр РТ Ф.Мухаметшин на пресс-конференции сказал: "Главная цель демарша Татарстана по поводу Ту-214 - прояснить позицию правительства РФ, его программу и финансовые гарантии". Ситуация развивается на фоне невыполнения правительством РФ собственных решений по развитию отечественного авиастроения. Речь идет, как было подчеркнуто, не о пикировке с Шапошниковым, а о выживании отрасли;

- 1 октября состоялась встреча Ф.Мухаметшина и Е.Шапошникова, в ходе которой было принято совместное заявление, в котором говорится: "Российское самолетостроение находится на переломном этапе, когда на большинстве заводов прекращено производство военных и устаревших гражданских самолетов и начато производство новых современных воздушных судов с высокими летно-техническими и эксплуатационными характеристиками. ...Однако из-за крайней недостаточности выделения средств, предусмотренных в бюджете на доводку и сертификацию самолетов, новая авиатехника пока не доведена до стадии устойчивой эксплуатации. ...Правительство РФ должно разработать широкомасштабную и стабильно реализуемую программу в соотвествии с указом Президента РФ №904 от 13 июня 1996 года, а также в полном объеме уже в 1996 году выделить средства, запланированные в программах развития самолетостроения".

Вместе с тем, разрешение конфликта "Мухаметшин - Шапошников", судя по всему, далеко не тождественно преодолению кризиса в отрасли в целом и в Казанском авиационном производственном объединении им.Горбунова в частности.

Не устраняется предмет противоречий - отсутствие адекватных правительственных мер по поддержанию авиастроения, по сравнению с которыми покупка "Боингов" действительно выглядит достаточно частным эпизодом (что подчеркивает Шапошников). Дело не только в соотнесении качественных параметров (самолеты Ту дешевле, но ресурс роллс-ройсовских и пермских двигателей составляет пропорцию 5 к 3). Аргументы наших авиастроителей об устарелости "Боингов - 737 - 400" встречают контрдоводы финансово-экономического порядка. Заказчик, как соощается, готов финансировать получение российского и западного сертификатов летной годности Ту-214 и авансировать производство, переводя по 30 млн. долларов за машину. Но для этого требуются "безотзывные гарантии правительства Российской Федерации о возврате аванса в случае срыва контракта и освобождения от всех видов налогов, пошлин и сборов на временно ввозимые в нашу страну двигатели и начинку лайнеров" [6].

4.    М.ШАЙМИЕВ О ЧЕЧЕНСКОМ УЗЛЕ

Развитие ситуации в Чечне и вокруг нее комментировал в эксклюзивном интервью Международному информационному агентству "Интерпрессервис" президент РТ Минтимер Шаймиев. Вот некоторые из тезисов:

- по той же схеме, что с Татарстаном, можно было договориться и с Чечней, если бы не взяли верх силы в окружении Ельцина и Дудаева, предотвратившие их потенциальную встречу за столом переговоров;

- с самого начала была допущена политическая ошибка: надежда на решение конфликта силовыми методами ("о чем весемь республик прямо заявили 8 января 1995 года в Чебоксарах");

- стратегическая ошибка российских генералов и политиков - рассчеты на военную победу над "бандитами" и "боевиками", контролировавшими основное пространство Чечни за исключением мест непосредственной дислокации российских частей; "чеченские силы сопротивления могли так долго и успешно сражаться в силу ряда причин: они имели и имеют поддержку со стороны населения, что по сути дела превращает эту войну в народную; у них оставалось достаточно оружия со времен прихода к власти Дудаева; наконец, на их стороне больше моральной поддержки как внутри России, так и за рубежом";

- "так называемый "мирный план", "внутричеченский диалог" Доку Завгаева опирался на федеральные войска, а потому не вопринимался основной частью населеня Чечни. “Я как-то на заседании государственной комиссии по Чечне, спросил его: "Сколько еще нужно жертв, чтобы реализовать ваш мирный план?" Он ничего не смог ответить”;

- с первых дней деятельности А.Лебедя М.Шаймиев поддержал его шаги, "потому что он добивается главного - прекращения кровопролития" [7].

5.    Публичный АНАЛИЗ РАСКЛАДа СИЛ В РТ

Внимание читательской аудитории РТ было привлечено статьей Р.Галямова [8]. Здесь предлагается рассматривать соотношение сил в правящей элите РТ не сквозь призму личностного фактора, а под углом зрения гипотезы об "очагах силы". Без претензий на персонификацию или на ранжирование автор дает следующую картину:

1. МВЭС на верхнем этаже, опирающееся на банки, компании, госструктуры. Этой силе принадлежит инициатива, "супервлияние". Аргумент: появление еще одного уполномоченного банка правительства РТ "МКС-банка" (см. выше), на который возложено обслуживание кредита в миллиард DM. Под кредит выделено 8,8 млн. тонн нефти -  мера для РТ весьма тривиальная. Еще один довод - создание общенационального центра инвестиций - своего рода "правительство в правительстве";

2. Госкомимущество - недавняя империя, ослабленная в результате перехода на работу в Москву бывшего первого вице-премьера Ф.Газизуллина. Свидетельство тому - отзыв пакетов акций из Инвестиционно-финансовой корпорации (детища Ф.Газизуллина, превратившегося, по словам автора, в обычную частную компанию);

3. Минфин. Успехи на рынке РКО, расчеты на самостоятельное определение финансовой и бюджетной политики РТ через агентство по управлению госдолгом и казначейство, стремление выйти из зоны жесткого контроля Москвы за региональными займами и бюджетами - в этом предпосылки влияния данного "центра силы";

4. Нефтехимия, будучи наиболее реальной силой, не представлена на казанском политическом Олимпе фигурами, способными бороться за ее интересы. На эту роль не подошел нынешний премьер РТ Ф.Мухаметшин - выходец из Альметьевска;

5. "Федералисты" - условный лагерь, включающий налоговые органы, Нацбанк РТ, комиссию по ценным бумагам и всех тех, кто живет "без собственной программы";

6. Столица - конгломерат структур во главе с администрацией города, естественно стремящийся возвыситься над остальными.

7. Автоград - конгломерат структур Набережных Челнов во главе с амбициозным мэром Рафгатом Алтынбаевым, которому приписываются успехи в поддержке малого бизнеса.

Спустя полмесяца в той же газете появился оппонирующий материал [9], подписанный Марселем Садыковым, которого редакция презентует как человека "знающего". По его мнению, абсолютно доминирующим является личностное начало. Тот или иной "очаг" становится "силой" лишь при наличии соответствующей персоны. Пафос публикации - в намеренном десенсационировании именно тех оценок, которыми в предыдущей публикации наделялись конкретные фигуры. Да, МВЭС блокируется с "МКС-банком", но это именно они смогли привлечь миллиардный кредит из Германии. У нефтехимиков появляется потенциальный лидер. Это - Равиль Муратов. Наметилось его сближение с Р.Алтынбаевым. Таким образом, все три названные "очага" составляют единый центр силы. Прогнозируется приход этого центра к руководству правительством. Одлнако, позиции премьера Ф.Мухаметшина день ото дня усиливаются по мере наращивания его активности в "воздушных боях" с Шапошниковым. В полемике прозвучало не совсем обычное для РТ утверждение: позиции ранее всесильного главы аппарата президента РТ Халяфа Низамова несколько пошатнулись... Наконец, вносится существенное дополнение в перечень "очагов" силы в лице аппарата президента РТ, где наблюдается экспансия молодых кадров шефа департамента внешних связей Тимура Акулова и шефа службы безопасности президента РТ Асхата Сафарова. Центров силы, таким образом, оказывается не семь, а два. Президент же Шаймиев пока эффективно справляется с контролем и за тем, и за другим, - резюмирует автор возражений.

 

Источники

1. Время и деньги - Казань, 1996. - 28 сентября

2. Сложностей на пути реформ хватает // Время и деньги. Казань. - 28 сент. 1996.

3. Объем инвестиций в экономику Татарстана растет // Время и деньги. - Казань. - 7 сент. 1996.

3. Переговоры в США // Республика Татарстан.- 14 сент.1996.

5. Процесс взросления республика завершила // Время и деньги. - Казань. - 19 сентября 1996.

6. В авиастроении - "нелетная погода" // Интерфакс-АиФ ТАТАРСТАН. - Казань. - 12-18 сент. 1996.

7. Время и деньги. - Казань. - 7 сент. 1996.

8. Р.Галямов "Великолепная семерка" протягивает свои щупальца к финансовому кранику Татарстана // Вечерняя Казань. - Казань, 1996. - 11 сентября

9. М.Садыков. Экономика - ничто, персоны - все в коридорах власти Республики Татарстан // Вечерняя Казань. - Казань, 1996. - 27 сентября