Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

РЕСПУБЛИКА Mордовия

в сентябре 1996 года

1.    Скандал

Во вторник, 9 сентября, известного своей скандальностью и одиозностью правозащитника Курбан Берды Карабалакова задержали сотрудники мордовской ФСБ. После непродолжительного собеседования Карабалакова доставили на служебной машине в Республиканский психиатрический диспансер и поместили в шестую палату для прохождения медицинского освидетельствования.

Здесь следует остановиться на личности Курбан Берды Карабалакова. Его правозащитническая активность берет свое начало с момента увольнения в конце 80-х годов из прокуратуры одного из районов города Саранска в связи со служебным несоответствием. Практически сразу же Карабалаков устраивает на главной площади Саранска митинг протеста против произвола и преследования со стороны правоохранительных органов, чинимых ему после увольнения. Он объявил себя человеком, пострадавшим "за честность", поскольку завел дело о хищениях государственного имущества в особо крупных размерах на некоторых влиятлеьных лиц республики. Его акция простеста тогда была насильно свернута нарядом милиции. Через некоторое время последовала череда голодовок с требованием восстановления справедливости и наказания виновных. Их результатом была полнейшая невозмутимость местных органов власти и общественности. В итоге, Курбан Берды Карабалаков перешел на правозащитное поле, на котором и протекала его деятельность последние несколько лет. Определенную поддержку ему, как правило, оказывает экс-президент Мордовии Василий Гуслянников - лидер демократического крыла республики.

Трудно сказать, что на этот раз явилось причиной задержания Карабалакова и его испомещения в психиатрическую клинику. За последнее время его активность, как защитника гражданских прав, была невысокой. Вместе с тем его попытки привнести в традиционный “беспредел” Мордовии (а эта великая страна знаменита своими зонами) элементы законности нередко воспринимались в республиканских органах власти весьма болезненно.

Как только Карабалаков оказался в психиатрической больнице, несколько представителей средств массовой информации Мордовии связались с главврачом больницы Вячеславом Подсеваткиным. Подсеваткин ответил: Карабалаков содержится в клинике по своей воле, без какого бы то ни было принуждения и вскоре, после обследования, будет выпущен. Он также заявил, что у Карабалаков уже есть один диагноз, который ему поставили в “крупнейшем московском институте”. А сегодня присутствует только лишь намерение предотвратить возможные рецидивы болезни.

Сам Курбан Берды Карабалаков, выйдя из клиники, распространил заявление, в котором указывает, что его содержание там было отнюдь не добровольным, и преследовало лишь одну цель - политически дискредитировать его персону. Однако, по имеющимся сведениям, подавать судебный иск он не планирует.

2.    Кадровая политика главы республики

2.1.    Предупреждение руководителям территорий

7 сентября глава республики Николай Меркушкин созвал на совещание правительства всех глав администраций районов республики и мэров крупнейших городов. Основная цель мероприятия заключалась в демонстрации всесилия центральной власти Мордовии накнуне ноябрьских рокировок глав администраций мордовских территорий. Напомним, что согласно республиканскому законодательству, подробно охарактеризованному в нашем предшествующем обзоре, главы районных администраций, мэры городов, поселков и сел по истечении в ноябре срока своих полномочий всенародно избираться не будут, а пройдут через процедуру назначения либо непосредственно главой республики (главы районных и городских администраций), либо его представителями (главы администраций сел и поселков).

Для лучшего осознания действующими руководителями территорий этой тотальной подконтрольности глава республики оповестил собравшихся о предстоящих в ноябре рокировках в их рядах. Конкретные персоны будут названы позже, в зависимости от проявления тем или иным политиком своей дееспособности на посту главы районной администрации за оставшееся время. На этом совещании глава республики очень жестко поставил вопрос о чрезмерно расхожей в районах Мордовии практики расплаты "черным налом". Он недвусмысленно предупредил нескольких глав администраций об их весьма незавидных шансах сохранить за собой свои должности, если эта ситуация не изменится, а, если его требования все же не будут восприняты самым серьезным образом, то к делу подключаться следственные органы, в том числе, уделящие внимание и деятельности соответствующего главы администрации.

2.2.    Массовые рокировки в составе директорского корпуса республики

За летний период значительное число директоров крупнейших предприятий Мордовии были смещены со своих постов при непосредственном участии главы республики. Это ознаменовало новый подход администрации Мордовии к кадровой политике в отношении директорского корпуса республики.

Если судить по данным на начало 1996 года, во главе крупных предприятий в подавляющем большинстве находились опытные руководители, как правило, более десятка лет занимавшие директорское кресло. Многие из них подошли к пенсионному и предпенсионному возрасту. Поскольку опыт руководящей работы был накоплен у них в системе плановой экономики большой, серьезной проблемой для них явилась адаптация новым рыночным условиям хозяйствования. Далеко не все руководители приспособились к ним. Тяжелое финансово-экономическое положение на ряде предприятий как раз и объясняется тем, что руководители не смогли вписаться в круговорот рыночной стихии.

Можно понять главу республики Н.Меркушкина, решившегося на смену руководителей акционерных обществ. Попытки выбивания денег из Москвы принесли, конечно, результат, но не такой значительный, как рассчитывали. Внешнеэкономическкя деятельность, которой активно занимается руководство, может дать эффект только в несколько отдаленной перспективе (подробнее см. в нашем обзоре за июль текущего года). Однако новой власти для сохранения приличного имиджа уже сейчас нужны положительные сдвиги и, прежде всего, в главной сфере республиканской экономики - промышленности. А их невозможно достичь без активной работы и усилий директората. Очевидно, что именно осознание этого подтолкнуло власть к идее кадровых перестановок.Еще в начале года глава республики немало гневных слов произнес в адрес промышленных руководиетлей. Уже тогда было понятно, что кадровой чистки избежать не удастся. По существу, так оно и произошло.

С начала года произошла смена директоров на ряде крупгейших предприятий: Саранском заводе автосамосвалов, АО "Мордовэнерго", АО "Электровыпрямитель", АО "Лайме" и др. Смещали в основном директоров-пенсионеров. Разумеется, далеко не все из них считали целесообразным свое увольнение “по собственному желанию". Соответственно мордовскому руководству нередко приходилось прибегать к предупреждениям об использовании имеющегося на строптивого директора компромата. К счастью для старых директоров, прежний номенклатурный принцип кадровой политики сохранился, их не забыли. Кое-кого перевели на другие руководящие должности. Так, например, бывшего директора АО "Центролит" Блинова отправили командовать Центром стандартизации и метрологии РМ - той самой организацией, что подтверждает качество водки и других продуктов. Бывшего директора АО "Мордовэнерго" С.Чебанова назначили руководителем строительства Мордовской ГРЭС. Большинство же директоров отправили на пенсию с сохранением определенных льгот. Многие остались членами Советов директоров АО, за что, как известно, платят неплохие деньги.

Новых директоров, относительно молодых, как правило, "выбирают" из работников предприятия (акционирование, конечно, ограничило контроль государственной власти над предприятиями, однако оно не лишила ее возможности влиять на решение кадровых вопросов). Выбираются либо главные инженеры, либо коммерческие директора, то есть те, кто, по логике вещей, должен знать производство и иметь хорошие деловые связи.

При подборе директоров руководство республики отдавало предпочтение старым проверенным способам подбора кадров советского периода. Сначала идет кулуарное обсуждение кандидатур. После консультаций и бесед с претендентами выбор падал на одного из них, которого, в конечном итоге, и рекомендовали утвердить в должности генерального директора. Одновременно на предприятии шла серьезная работа с потенциальными конкурентами официального кандидата, в ход пускались как уговоры, так и угрозы. После серии "теплых" бесед достигалась договоренность, что, кроме официально выдвинутой кандидатуры, на пост директора никто не будет претендовать. После чего кандидат проходил через Совет директоров и собрание акционеров и становился, наконец-то, генеральным директором АО.

Такой механизм избрания директоров, конечно, далек от идеала, поскольку акционеры (как правило, работники предприятия) фактически отстраняются от решения кадровых вопросов.

Решившись на масштабную смену директоров, власть взяла на себя значительную ответственность. В этой связи предприятиям, на которых произошла смена руководителей, республиканские власти оказали значительную помощь: предоставляют льготные кредиты и ссуды, добиваются отсрочки платежей в бюджет, на некоторый срок откладывается уплата долгов. Такие меры приводят к некоторому финансовому оздоровлению предприятия. Новым директорам как бы создают благоприятные стартовые возможности, но по существу власть привязывает руководителей заводов к себе.

Зависимость новых директоров имеет под собой и другое основание. Самое примечательное, что на пост первых лиц избирались отнюдь не фавориты, не самые популярные на предприятиях работники. Власть делала все, чтобы такие фавориты, многие из которых причастны к политике, оказались в тени, а на руководящие должности вышли пусть и обладающие значительным потенциалом, но не самые заметные люди. Выгода для местного “Белого дома” таких назначений очевидна. Они укрепляют политические позиции действующей власти, дают новых сильных союзников, не связанных с какими-либо политическими группировками. Вопрос, однако, в том, насколько выгоден такой подбор кадров для самих предприятий в перспективе? Ведь принцип личной преданности в состоявшихся рокировках директорского корпуса возобладал над всеми остальными. В то же время, учитывая жесткую устремленность нынешней мордовской власти на оздоровление экономической ситуации в республике, беспрекословная реализация установок официальной администрации новыми директорами, может быть, и даст некоторый положительный эффект.