Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в августе 1996 года

1.    ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГРУППА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Команда представителей СПб в высших эшелонах власти РФ пополнилась в этом месяце еще несколькими членами:

Алексей Большаков, первый вице-премьер. До лета 1990 г. - председатель плановой комиссии Ленгорисполкома; до ноября 1994 г. - председатель наблюдательного совета банка "Санкт-Петербург"; с ноября 1994 - вице-премьер правительства РФ, отвечавший за связи со странами СНГ. Наиболее известен как инициатор проекта строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва, президент РАО "Высокоскоростные магистрали". Целесообразность этого проекта и его экологическая проработка вызывают большие споры.

Анатолий Зайцев, министр путей сообщения РФ. До этого назначения был начальником Октябрьской железной дороги.

Петр Родионов, министр топлива и энергетики. До этого руководил предприятием "Лентрансгаз".

Эти фигуры принадлежат к крылу прагматиков-хозяйственников, ориентирующихся на В.Черномырдина. Однако представители СПб пополнили и "радикально-реформаторское" крыло (команду Чубайса) - в прошлом месяце Алексей Кудрин был назначен помощником руководителя администрации президента РФ - руководителем контрольного управления при администрации президента (см. [1]).

2.    ГУБЕРНАТОР

2.1.    Взаимодействие c регионами РФ

Губернатор В.Яковлев, начавший свою деятельность с демонстративного единения с мэром Москвы Лужковым (см. [2]), налаживает связи и с руководством других субъектов РФ. Как и следовало ожидать, это удается ему значительно лучше, чем бывшему мэру СПб А.Собчаку.

На прошедшем в СПб заседании совета Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада РФ губернатор СПб В.Яковлев единогласно избран председателем Ассоциации. Участники совещания выразили удовлетворение тем, что губернатор СПб в самом начале своей деятельности проявил интерес к Ассоциации и роли, которую она может сыграть в развитии Северо-Западного региона. Раньше СПб участвовал в работе Ассоциации главным образом в лице представителей законодательного органа власти (причем это участие было весьма эффективным), тогда как бывший мэр СПб А.Собчак не проявлял к ней достаточного внимания.

В августе состоялся рабочий визит в СПб президента Татарстана М.Шаймиева, в ходе которого между ним и губернатором СПб В.Яковлев были заключены соглашения, аналогичные ранее заключенным с Москвой. Обоими главами регионов подписан договор о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях. Подписан также договор о сотрудничестве между Ассоциациями промышленных предприятий СПб и Татарстана. В соответствии с подписанными документами правительства двух регионов обязуются, в частности, координировать действия по размещению республиканского и муниципального заказов для государственных нужд обоих субъектов РФ, обращаться с законодательными и другими инициативами в федеральные органы власти через Ассоциацию экономического взаимодействия регионов Повольжья "Большая Волга" и Ассоциацию экономического взаимодействия "Северо-Запад".

Состоялась официальная встреча В.Яковлева с президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Николаевым. Речь шла о расширении контактов между двумя регионами. Решено внести изменения в заключенный в прошлом году договор о сотрудничестве, в результате которых должны активизироваться поставки промышленного оборудования, технологических линий и продовольствия из СПб в Якутиию. Обсуждался вопрос о вступлении СПб в Северный форум России (организацию, объединяющую северные города РФ).

2.2.    Текущие дела

Губернатор продолжал еженедельные инспекционные поездки по объектам социальной и культурной сферы (эти акции уже получили название "яковлевские среды"). Как и было запланировано, такими объектами в этом месяце были Зоопарк, Ботанический сад и Детская железная дорога. По всем этим объектам приняты решения, предусматривающие ту или иную степень материальной поддержки.

Получили развитие также инициативы губернатора по наведению порядка на городских продовольственных рынках и по созданию благоприятных условий для производителей сельскохозяйственной продукции из Ленинградской области. После инспекции городских продовольственных рынков, проведенной в предыдущие два месяца, удалось навести на них некоторый порядок в части благоустройства прилегающих территорий, разграничения мест торговли продовольствием и непродовольственными товарами (последнее, впрочем, в ряде случаев вызвало определенное недовольство населения, лишенного привычных торговых точек).

Но главная проблема - в отношениях собственности, которые являются камнем преткновения в этой сфере в течение всех последних лет. Примерно 10 лет назад, на волне перестройки, городские рынки были безвозмездно переданы из государственной собственности в собственность потребкооперации. Вскоре стала очевидной опрометчивость этого шага, приведшего к полной утрате контроля над этой важнейшей городской сферой, состояние которой перестало отвечать потребностям населения и даже правовым и санитарным нормам, возникла высокая степень криминализации рынков. Осознание городскими властями этих обстоятельств стало особенно острым в период приватизации. Специалистами КУГИ были найдены основания, позволившие подвергнуть сомнению юридическую правомочность произошедшего перераспределения собственности, были даже выиграны некоторые процессы в Арбитражном суде о возвращении рынков в собственность города. Но решить проблему не удалось, напряженность в отношениях между властью и "хозяевами" рынков обострилась.

Администрация В.Яковлева предприняла новый раунд наведения порядка в вопросах собственности, который пока можно признать успешным. КУГИ и Ассоциация предприятий потребительской кооперации заключили соглашение о разделе имущества. В соответствии с ним, недвижимость рынков теперь признана муниципальной собственностью. Администрация, в свою очередь. признала все капиталовложения фактических владельцев рынков в ремонт и благоустройство как их вклад в развитие государственной собственности. Далее предстоит определить форму собственности (аренда либо образование новых структур с участием государства).

В этом месяце В.Яковлев посетил некоторые крупные городские овощехранилища, которые являются теперь приватизированными предприятиями. По вполне понятным экономическим причинам здесь теперь размещается в основном импортная продукция: из-за высокой стоимости аренды земли в СПб до 40% своей территории хранилища вынуждены сдавать в аренду торговым фирмам, которые обычно отечественной продукцией не торгуют. Городские власти выступают с предложением о размещении на этих предприятиях муниципального заказа на хранение продукции хозяйств Ленинградской области. Чтобы обеспечить это, администрация готова пойти на снижение арендной платы за землю. Руководство овощехранилищ отнеслось к этим предложениям в целом благосклонно: хотя больших прибылей от размещения муниципального заказа директора хранилищ не ожидают, тем не менее рассматривают его положительно в ситуации, когда значительные площади на их предприятиях сейчас пустуют. Впрочем, нельзя сказать, что они с восторгом восприняли необходимость размещать, например, картофель из Ленинградской области, так как он дорожей, чем в других регионах, и хуже сохраняется. Поэтому вряд ли можно ожидать, что объемы муниципального заказа, на которые согласятся овощехранилища, будут велики.

При участии губернатора в СПб создана продовольственная финансово-промышленная группа. Решение об этом принято на совместном совещании совета директоров АО "Витабанк" и президиума Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В совещании приняли участие, кроме губернатора В.Яковлева, первый вице-губернатор, председатель комитета экономики и промышленной политики Д.Сергеев, министр сельского хозяйства Ленинградской области Н.Широков и другие руководители городской администрации. Городские власти возлагают большие надежды на то, что деятельность ФПГ будет способствовать ощутимому пополнению городского бюджета и продвижению на продовольственный рынок отечественной продукции. Руководство СПб уже проводит работу по конкурсному отбору предприятий для участия в ФПГ. Подготовительная работа по проработке концепции ФПГ велась давно, на это разными компаниями затрачено более 5 миллионов долларов. Одновременно в правительство РФ направлены документы о создании российской ФПГ "Продовольствие России". Губернатор СПб, ставший недавно президентом Ассоциации взаимодействия территорий Северо-Запада РФ, обратился с письмом в адрес руководителей территорий, входящих в Ассоциацию, с предложением о создании Северо-Западного отделения такой ФПГ и проведении отборочного конкурса предприятий-участников.

2.3.    Структурные и кадровые изменения в администрации

Губернатор продолжал корректировать структуру и кадровый состав администрации.

Упразднено дублирование в структуре органов управления строительным комплексом. В варианте, утвержденном губернатором в прошлом месяце, существовали две должности: вице-губернатора по строительству и директора одноименного департамента. Теперь в соответствующий приказ губернатора внесено изменение. Вместо упомянутых двух должностей введена одна: вице-губернатор - директор департамента строительства. Бывший директор департамента Владимир Желиостов уволен.

Приказом губернатора "О сокращении численности работников территориальных органов администрации СПб" утверждена предельная штатная численность работников этих органов (количественные данные не сообщены).

Введена новая должность советника губернатора по делам воинов-интернационалистов. Советником назначен депутат Законодательного собрания СПб, заместитель председателя комиссии ЗС по делам ветеранов и блокадников Игорь Высоцкий. Он же только что был избран председателем созданной 9 августа Ассоциации общественных организаций ветеранов войны в Афганистане.

Координатором Трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых соглашений назначен первый вице-губернатор - председатель комитета экономики и промышленной политики Дмитрий Сергеев.

Изменен состав городской призывной комиссии - ее председателем назначен первый вице-губернатор Вячеслав Щербаков, который сменил на этом посту "человека Собчака" Александра Чауса.

Представителем администрации СПб в органах государственной власти РФ назначен Олег Савельев.

Председателем комитета по жилищной политике назначен Геннадий Воейков, который ранее работал в системе городского хозяйства и капитального строительства.

Директором департамента науки и высшей школы назначен Руслан Проскуряков, который до этого был ректором Санкт-Петербургского Горного института.

3.    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРбУРГА

Правительство СПб работает практически без отпусков. Так новый губернатор реализует один из своих предвыборных лозунгов ­"впереди - большая работа!".

3.1.    Презентация нового правительства

5 августа губернатор Яковлев официально представил журналистам новый состав правительства и уже подготовленную программу антикризисных мер на второе полугодие. Программа предусматривает привлечение дополнительных доходов в бюджет без повышения налогового бремени, снижение непроизводственных расходов в городском хозяйстве, реструктуризацию государственного долга и привлечение инвестиций. Было сообщено, что в стадии 90%-ной готовности находятся 4 крупных инвестиционных проекта стоимостью 400-500 млн. долларов. Правительство подготовило также программу развития СПб до 2000 г.

3.2.    Комитет финансов

К деятельности комитета финансов сейчас привлечено пристальное внимание как СМИ, так и внутри самого правительства. Это связано не только с ключевой ролью комитета, но и (в большей степени) с фигурой нового руководителя комитета, первого вице-губернатора СПб Игоря Артемьева, который большинством чиновников воспринимается как чужой и вызывает ревность и недоверие. Дело усугубляется тяжелым финансовым положением города, когда большинству просителей приходится отказывать и ужесточать финансовый контроль. В этой ситуации стало типичным, когда получившие в комитете отказ жалуются губернатору Яковлеву на его первого заместителя, намекая на то, что назначение на столь важный пост "непрофессионала" (биолог по первичному образованию, без опыта работы в административных структурах) было ошибкой. Раздражает многих в "беспартийном" правительстве и принадлежность Артемьева к "ЯБЛОКУ". Оказавшись в центре столкновения интересов разных группировок в городской администрации и испытывая серьезное давление с разных сторон, Артемьев счел необходимым выступить в СМИ с разъяснением планируемой финансовой политики комитета. Он назвал два главных принципа, которые намерен провести в жизнь (и за которые он выступал на посту председателя координационной группы по бюджету и финансам Законодательного собрания): децентрализация бюджета (восстановление самостоятельных бюджетов районов, ликвидированных бывшим мэром Собчаком сразу после роспуска районных и городского Советов в 1993 г) и прозрачность бюджета. Кроме того, он намерен продвигать принятие городского закона, четко регламентирующего порядок, сроки и размеры предоставления кредитов из городского бюджета, чтобы минимизировать возможности для коррупции в этой сфере. Комментируя ситуацию с бюджетом, Артемьев сообщил, что правительство ни в коем случае не намерено увеличивать налоги - для увеличения доходов бюджета будут использоваться другие подходы (расширение налоговой базы, стимулирование малого и среднего бизнеса, привлечение средств со стороны, инвентаризация земли и недвижимости и т.п.). Тем не менее неизбежны непопулярные меры - в ближайшее время будут повышены тарифы, в том числе для населения, за коммунальные услуги. Артемьев подчеркнул, что губернатор полностью разделяет эти принципы и поддерживает усилия комитета и его руководителя.

3.3.    Комитет по социальным вопросам

Новый председатель комитета Нина Шубина провела совещание с представителями общественных благотворительных организаций города. Надо сказать, что Шубина - далеко не новый человек в комитете, в прежней администрации она была заместителем председателя этого комитета, а до того работала в органах социальной защиты городского исполкома. В должности заместителя председателя она, в частности, занималась контактами с организациями "третьего сектора", причем инициатива этих контактов исходила от самих общественных организаций. Среди большого количества благотворительных организаций СПб выделяются несколько наиболее сильных и эффективно работающих ("Невский ангел", фонд "Ночлежка", "Солдатские матери СПб", недавно созданное благотворительное движение предпринимателей "Золотой пеликан" и ряд других). При участии этих организаций был подготовлен ряд законопроектов в социальной сфере, в частности, закон СПб о льготном налогообложении участников благотворительной деятельности. В настоящее время, после того как выявились недостатки этого закона, затрудняющие его эффективную реализацию, подготовлены предложения к изменению закона. Однако в рамках прежней администрации общение с этими организациями (в лице Шубиной) оставалось формальным, без признаков серьезной заинтересованности. Теперь же Шубина сама выступает за такие контакты, что свидетельствует об определенном повороте в деятельности социального комитета. И не так уж важно, что этот поворот, скорее всего, явился реакцией на неодобрительные оценки в адрес назначения Шубиной, высказанные в некоторых городских газетах, а также на представленные аналитической службой новой администрации сведения об отрицательном отношении к новому председателю комитета со стороны "общественных организаций демократической направленности". Шубина, обеспокоенная таким отношением и считающая его несправедливым, решила пойти на контакты с общественностью, которым ранее не придавала должного значения.

На встрече с благотворительными организациями речь шла о возможной финансовой поддержке деятельности благотворительных организаций. Представители общественных организаций, как и раньше, говорили, что городскому правительству нужно уделять больше внимания распределению социальных заказов на реализацию программ, осуществляемых благотворительными организациями. В свою очередь Н.Шубина проинформировала о том, что ведутся переговоры с благотворительным фондом "Ночлежка" о финансировании бесплатных обедов для бездомных. Она также сообщила, что в комитете внимательно изучаются предложения общественных организаций по совершенствованию закона о налоговых льготах для благотворителей. Все участники совещания сошлись во мнении о необходимости создания Совета общественных организаций города Надо сказать, что еще два года назад ряд организаций заключили между собой соглашение о создании коалиции "В поддержку третьего сектора" и довольно успешно сотрудничали в рамках этой коалиции. Теперь, возможно, эта инициатива получит дальнейшее развитие. Показательно, что при обсуждении идеи Совета Н.Шубина отметила, что он не должен создаваться как структура при исполнительной власти, так как в этом случае он не сможет состояться как самостоятельный орган.

3.4.    Комитет по торговле и продовольствию

В этом комитете также новый председатель - Николай Луговской. На этот комитет ложится вся тяжесть реализации инициатив губернатора по усилению влияния на продовольственные рынки и по упоряжочению мелкорозничной торговли. Так, продовольственные рынки (которые по традиции продолжают называть "колхозными"), переходящие полностью или частично в муниципальную собственность (см. 1.2.), попадают в ведение данного комитета. Н.Луговской сообщил, что имеется проект создания в одном из районов города специализированного рынка для торговли продукцией южных регионов бывшего СССР. Но главные события связаны с намерениями городских властей практически полностью ликвидировать мелкорозничную ларьковую торговлю. Эта задача тоже возложена на комитет Н.Луговского. Уже сейчас распоряжением губернатора запрещена мелкорозничная реализация спиртных напитков возле станций метро и детских учреждений. Готовящийся тотальный запрет на продажу алкогольных напитков в коммерческих ларьках сам по себе приведет к закрытию многих из них, так как алкогольные напитки - их главная статья дохода. Официальные лица, в том числе Н.Луговской в своих заявлениях на эту тему объясняют, что время ларьков прошло, они насытили город товарами в период дефицита, теперь же они якобы тормозят развитие цивилизованной торговли, их деятельность вызывает много нареканий, трудно поддается контролю и т.п.

Однако эти доводы представляются мало убедительными, перспектива свертывания ларечной торговли серьезно беспокоит население и обсуждается в прессе. Сейчас в городе работают десятки тысяч ларьков, их ежедневный налогооблагаемый оборот составляет 20-25 млрд рублей, в этой сфере значительное число трудоспособного населения, прежде всего - молодежи. Очевидно, что их быстрая ликвидация может вызвать социальную напряженность, не говоря уже о том, что вращающийся в этой сфере капитал вряд ли так просто позволит с собой расправиться. Власти обещают взамен ларечной торговли создать специализированные рынки для мелкорозничной торговли. Однако все понимают, что это - дело будущего, и даже в случае реализации этого проекта никакие специализированные рынки не заменят максимально приближенные к покупателю торговые точки.

3.5.    Комитет по делам молодежи

В этом комитете тоже новый руководитель - Вячеслав Сапожников. Он намерен существенно оживить и переориентировать деятельность в этой сфере, традиционно остававшейся на задворках городской политики. Уже начато изменение структуры комитета. Сапожников считает, что до сих пор комитет был оторван от реальной жизни, и это отражалось в его структуре, оставшейся в наследство еще с коммунистических времен. Намечено перенести центр тяжести работы в районные структуры, для чего на этот уровень передаются штатные единицы, заполнять которые будут сами районные администрации. Предполагается тесное сотрудничество с общественными объединениями. Планируется создание службы юридической защиты молодежи с привлечением студентов старших курсов юридических факультетов разных вузов, которые могли бы давать консультации бесплатно или за минимальную плату.

3.6.    Уполномоченный по правам человека

Как известно, такому институту, как уполномоченный по правам человека, в России не повезло - соответствующий закон увяз еще в Государственной Думе прошлого созыва, и до сих пор не удается согласовать интересы политических группировок в действующей Думе и найти компромисс с президентскими структурами. Бывший мэр СПб А.Собчак в конце 1994 года, как только стало известно о первом провале этого закона в прошлой Думе, и накануне начала работы нового Законодательного собрания СПб (отсутствовавшего целый год) поспешил учредить некий местный суррогат - должность уполномоченного по правам человека в структуре городской администрации с функциями, лишь отдаленно напоминающими те, которые должны быть присущи подобному институту. По сути, они сводились к функциям начальника департамента по работе с письмами и обращениями граждан, при этом департамент был переименован в Агентство по правам человека, а ранг начальника повышен до уровня члена городского правительства (см. [3]). Назначенный распоряжением Собчака на эту должность человек, не успев никак себя проявить, вскоре тихо покинул свой пост и перешел на работу в администрацию Президента РФ. Это событие (как и вся короткая деятельность уполномоченного) не привлекло к себе сколько-нибудь заметного внимания прессы и общественности. Почти год должность оставалась вакантной, и это тоже не вызывало никакого общественного интереса, как и деятельность всей оставшейся без руководителя структуры. Вакансия была заполнена незадолго до недавно прошедших выборов губернатора СПб - новым уполномоченным Собчак назначил депутата Законодательного собрания СПб Евгения Истомина. И на этот раз выбор, сделанный А.Собчаком, был вполне конъюнктурным, а внешне выглядел очень странным. Напомним историю Е.Истомина и его отношений с мэром Собчаком, о чем не раз говорилось в предыдущих обзорах.

До сентября 1995 года Истомин был главой администрации Петродворцового района СПб. В сентябре 1995 г. снят мэром СПб с этой должности после того, как вступил в открытую конфронтацию с мэром по вопросу о структуре местного самоуправления в СПб. В частности, выступил против внесенного мэром в Законодательное собрание законопроекта, предусматривающего лишение городов-спутников СПб (каким является Петродворец) статуса территорий, административно подчиненных СПб, и придание им статуса городских районов (что означало утрату этими городами относительной автономии) [4]. Перед этим в районе была проведена проверка, в материалах которой были отражены вскрытые нарушения со стороны главы администрации, в том числе допущенные нарушения прав граждан (!). Истомин был снят с должности по итогам с весьма нелестной формулировкой.

После визита в СПб Бориса Федорова в апреле 1995 г. Истомин, еще будучи главой администрации, создал и возглавил региональное отделение движения "Вперед, Россия!" (местное название "Вперед, Санкт-Петербург!"). Создал и возглавил одноименную фракцию в Законодательном собрании СПб. Однако просуществовала она недолго - сразу после конфликта Е.Истомина с мэром А.Собчаком по вопросу о местном самоуправлении два члена фракции (один из которых глава администрации одного из районов СПб, а другой - тесно связанный с администрацией директор крупного предприятия ВПК) вышли из нее, после чего фракция перестала существовать [5].

В декабре 1995 г. Истомин баллотировался на выборах в Государственную Думу в СПб от блока "Вперед, Россия!". Занял 12 место (из 17 кандидатов), получив 2,2% голосов.

В 1996 г. перед выборами губернатора СПб, в период обсуждения в ЗС СПб вопроса о переносе даты выборов (которую городской парламент назначил на 16 июня, а президент и вслед за ним мэр А.Собчак требовали перенести на 19 мая - см. [6]) Истомин резко перешел на сторону Собчака и приложил немало усилий для проведения нужного мэру решения. Вскоре после того, как нужное решение состоялось, был назначен Собчаком на должность уполномоченного по правам человека, о существовании которой в городе уже давно забыли (и опять произошедшее событие не вызвало интереса и почти не было отражено в СМИ). Вскоре Собчак лишился поста главы города, а при новом губернаторе СПб В.Яковлеве ранг этой должности существенно понижен (глава этого ведомства выведен из состава правительства СПб).

В августе 1996 г. Е.Истомин выдвинулся в качестве кандидата на пост губернатора Ленинградской области, для чего оформил себе областную прописку.

27 августа Истомин в качестве уполномоченного по правам человека провел пресс-конференцию (которую, видимо, можно считать началом избирательной кампании). Пресс-конференция была посвящена вопросам прав заключенных и содержащихся в местах лишения свободы, а также жертв неправомочных действий представителей правоохранительных органов. Истомин объявил о начале акции под условным названием "Полномочия правоохранительных органов". Намечено выявление жертв жестокого обращения со стороны работников милиции, для чего, в частности, предполагается раздача на улицах специальных анкет. Планируется создание общественной приемной при уполномоченном по правам человека.

4.    ЭХО ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА СПб

4.1.    Решение городской избирательной комиссии.

Горизбирком принял решение по результатам проверки финансовых отчетов, представленных бывшими кандидатами на должность губернатора СПб. Решение предписывает опубликование отчетов в открытой печати. При этом комиссия решила считать предварительными материалы, представленные кандидатом А.А.Собчаком. Комиссия признала нецелевым использованием избирательного фонда затраты на сбор подписей в поддержку регистрации кандидатов и предложила кандидатам вернуть в бюджет средства, использованные не по назначению, и не подтвержденные финансовыми документами. Комиссия передала в прокуратуру финансовые отчеты кандидатов С.Андреева, Ю.Беляева, А.Левашева, В.Улыбина и Ю.Шутова для их проверки контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ.

4.2.    Бывший мэр А.Собчак о причинах своего поражения

А.Собчак в интервью газете "Московский комсомолец" [7] прокомментировал обстоятельства своего поражения на выборах. По его убеждению, он проиграл не Яковлеву, хотя идея противоборства "хозяйственника" и "политика" сыграла свою роль. Он заявил, что его устранила "банда четырех": выборы в СПб выиграли Сосковец, Коржаков, Барсуков и Грачев. При этом были использованы не только деньги, но и подтасовки при подведении результатов - разрыв в 20 тысяч голосов был якобы обеспечен за счет закрытых избирательных участков и воинских частей. Однако обращаться в суд по этому поводу Собчак не собирается, так как в этом случае "потеряет свое лицо". Он также отдает себе отчет в том, что нельзя не учитывать того, что половина участников голосования высказалась против него. Собчак считает, что на Петербурге названные им кремлевские деятели хотели опробовать то, что они собирались сделать в масштабе всей России - сорвать президентские выборы. В частности, в этом ряду якобы стоит произошедший в начале избирательной кампании в СПб инцидент с нападением на идейного руководителя его избирательной кампании профессора Юрьева (см. [8]). Кроме того, Собчак привел факты, которые, по его мнению, свидетельствуют о намерениях Сосковца сорвать сбор подписей за выдвижение Б.Ельцина. Так, Сосковец, бывший в то время руководителем избирательного штаба Ельцина, направил в СПб задание собрать 8 тысяч подписей, что представлялось мэру СПб весьма заниженным заданием. Сосковец объяснил эту цифру стремлением избежать доминирования Москвы и СПб. Тем не менее в СПб собрали около 20 тысяч подписей, однако отправленные подписные листы, по словам Собчака, были в Москве "случайно" потеряны. Он считает, что дело велось к тому, чтобы у Ельцина не набралось необходимого числа подписей, в результате чего Президент отменил бы выборы, чтобы не передавать власть коммунистам. За неделю до срока Ельцин якобы что-то заподозрил и поручил Чубайсу провести проверку, после чего буквально за три дня подписи были собраны "во многом благодаря энергии и организаторским способностям Юрия Лужкова". Собак еще раз подтвердил, что не собирается покидать Россию и намерен заниматься публичной политикой. В частности, намекнул, что в настоящее время пустует ниша социал-демократии.

5.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5.1.    Новые партии и движения

В СПб зарегистрирована новая политическая партия, созданная предпринимателями - "Партия дела". Ее председатель - генеральный директор центрального авторынка Александр Комшин, активно участвовавший в избирательной компании Б.Ельцина в СПб и области. Своей социальной базой партия считает мелких и средних предпринимателей. Партия намерена заявить о себе на предстоящих выборах в органы местного самоуправления. В уставные задачи партии входит также благотворительная деятельность, организация социологических исследований в области предпринимательства. Партия лояльно настроена к губернатору СПб и заявляет готовность поддержать его конкретными делами, чтобы помочь реализации его предвыборной программы. О желании сотрудничать с "Партией дела" завил руководитель регионального отделения движения "Преображение Отечества" Александр Деянов.

В СПб зарегистрировано региональное отделение федерального общественно-политического движения "Гражданский форум". Лидером движения является Михаил Горбачев, оно сформировано на базе инициативной группы по выдвижению Горбачева в президенты РФ и зарегистрировано в Москве в апреле. Региональное отделение намерено активно участвовать в выборах губернатора Ленинградской области, однако пока не объявлено, кто из кандидатов будет поддержан. Председатель отделения Олег Ремизов пригласил лидеров ряда общественно-политических организаций города для обсуждения возможности проведения манифестации против войны в Чечне. Во встрече приняли участие представители "ЯБЛОКА", ДВР, организации "Солдатские матери СПб", интерес к акции проявил Чеченский культурный центр СПб. Однако договориться о конкретных действиях не удалось, многие участники проявили ревность к новоявленной организации и неготовность признать за ней лидерство в предлагаемой акции.

5.2.    ДПР

Стало известно о произошедшем расколе в местном отделении ДПР, к которому привело противостояние между председателем отделения, бывшим депутатом Государственной Думы Виктором Талановым и депутатом Законодательного собрания СПб Анатолием Кривенченко. 16 июля состоялось собрание, на котором было выражено недоверие политике, проводимой Талановым, и избрано новое правление, во главе которого стал Кривенченко. По сообщениям наблюдателей, в конфликте участвовал один из лидеров ДПР Сергей Глазьев, который после неудачи КРО на парламентских выборах 1995 года решил провести структурную реорганизацию региональных отделений и начал ее с СПб. Заметим, что оба участника конфликта в местной ДПР баллотировались на декабрьских выборах в Государственную Думу, при этом Кривенченко был в составе КРО, а Таланов - в Блоке Станислава Говорухина.

Причины конфликта каждый из них, естественно, объясняет по-разному. Кривенченко утверждает, что прежнее руководство отделения работало больше на себя, чем на организацию, хотя конкретные примеры ошибок и якобы имевшихся злоупотреблений не привел. По мнению Таланова, он стал жертвой тривиальных интриг в борьбе за власть. Он отметил, что Глазьев сделал партию ручной. Кроме того, он Глазьев "тяготеет к левым и, не признавая этого открыто, использовал именно их методы в своих внутриполитических действиях".

Смещенное правление отделения распространило в партии письмо, в котором говорится, что все решения собрания 16 июля вступают в грубое противоречие с уставом партии и законом РФ "Об общественных объединениях", так как на собрании не было кворума. Таланов считает, что фактически произошла авантюристическая попытка создания параллельной организации ДПР. Он надеется, что справедливость будет восстановлена на отчетно-выборной конференции в сентябре [9].

6.    ПРОФСОЮЗЫ

Состоялось первое после избрания губернатора и формирования нового правительства СПб заседание Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заседание провел новый координатор комиссии, первый вице-губернатор Дмитрий Сергеев. Комиссия дала ряд важных рекомендаций администрации города. Предложено создать группу по предупреждению социально-трудовых конфликтов (в рамках комиссии по решению оперативных вопросов управления городом), рассмотреть на трехсторонней основе вопрос о консолидации фондов социального назначения. Комиссия рекомендовала администрации с участием профсоюзов и работодателей активизировать работу Межведомственной комиссии по промышленной политике (эта комиссия была создана в правительстве А.Собчака еще в 1994, это событие было тогда широко разрекламировано, но вскоре, похоже, деятельность комиссии была свернута). Предложено изменить состав комиссии с учетом предложений профсоюзов, разработать к концу года программу демонополизации экономики и развития конкурентной среды, добиться включения в бюджеты всех уровней средств на охрану труда отдельной строкой. Предложено во втором полугодии реализовать законодательную инициативу по принятию городских законов "Об объединениях работодателей" и "Об охране труда".

Источники

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июле 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №7.

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июне 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №6.

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в декабре 1994 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1994, №12.

4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в сентябре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №9.

5. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в октябре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №10.

6. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №3.

7. Деева Е. "Анатолий Собчак: "меня сместила "банда четырех" // Московский комсомолец. - М. - 1996. - 15 августа. - №152. ­С. 3.

8. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в апреле 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №4.

9. Гельман И. В местной Демпартии переворот // Смена. - СПб. - 1996. - 7 сентября. - №202. - С. 3