Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

В.Вагин, в. в.оХОТА

Псковская область

в августе 1996 года

1.    Социально-экономическое положение области

1.1.    Бюджетный кризис в Пскове

Заканчивается пора отпусков, однако по прежнему остается сложной ситуация по выплате отпускных и заработной платы. На 26 августа общая задолженность по заработной плате только по псковскому городскому управлению образования составляла около трех миллиардов рублей, в том числе не выплачено зарплаты на июнь почти 900 млн. рублей. В такой же финансовой ситуации находятся сегодня и медицинские работники Пскова. Задолженность им составляет более 3,2 млрд. рублей. В нее входит невыплаченная зарплата за июнь, июль, отпускные.

В настоящее время началась выплата детских пособий за май текущего года. Задолженность по этому виду выплат составила около 7, 7 млрд. рублей.

По данным городского финансового управления, в целом городской бюджет должен работникам только социальной сферы более семи миллиардов рублей.

Городская администрация продолжает свои обвинения в адрес областной администрации о том , что городской бюджет на 1996 год де- факто реализуется с дефицитом в 63 процента. Данное решение утвердило областное Собрание и поддержала городская дума.

За прошедшие восемь месяцев Псковом получен трансферт в размере 12, 4 млрд. рублей, хотя по заранее согласованному плану эта сумма должна составлять около 19 миллиардов. [1]

Динамика кризиса в экономике Пскова принимает неуправляемый характер. Ежемесячно расходы бюджета почти на 10 млрд. рублей превышают доходы, а общая задолженность достигла уже 88,7 млрд. рублей и вдвое выросла всего за полгода. При таких темпах до конца года долг города достигнет всей доходной части бюджета.

1.2.    Ситуация в сельском хозяйстве

Администрация области провела серию встреч для эффективной организации заготовок сельхозпродукции и закладке ее на зимнее хранение. В государственные продовольственные ресурсы от всех сельхозпроизводителей за семь месяцев поступило к тому же уровню прошлого года мяса, молока и яиц соответственно 93, 93 и 94 процента.

Выразил беспокойство по сбыту произведенной продукции председатель облпотребсоюза В. Г. Каленский: "... кто будет ждать по полгода деньги за сданную продукцию? Куда сейчас девать ранний картофель, если за отправленный нами еще в прошлом году мы не получили от потребителей Норильска, Магадана и других миллиард рублей? Столько же, естественно, от нас ждет население...".

Все чаще объектом критики становится сама областная государственная продовольственная корпорация и ее директор Л.П.Гайдук. Ее создание предполагало облегчение в сбыте, точнее поставке продукции в государственные резервы. Но этого не произошло, хотя только в Псковской области стало больше воинских частей, практически не сократилась сеть других государственных учреждений. Все чаще слышны разговоры вообще о ненужности существования этой корпорации. Она не имеет ни складов, ни переработки. А выполнение одних посреднических функций сегодня явно недостаточно. Выделенные ей два миллиарда рублей на область, сельхозпроизводителей не работают как надо. Да и их выделение постоянно под вопросом.

1.3.    Промышленность

В августе состоялось совещание администрации и предпринимателей Псковской области, на котором в очередной раз шел разговор о путях выхода из экономической депрессии.

В промышленности занято около 24 процентов псковичей, в сельском хозяйстве - более 20 процентов. Приоритеты в индустрии - машиностроение и металлообработка (около 38 процентов объемов производства), переработка сельхозпродукции (более 22 процентов), легкая промышленность (13 процентов), деревообработка (около 6 процентов). В среднем доля приватизированных предприятий в промышленности - около 68 процентов, в деревообрабатывающей и легкой промышленности - 90 процентов и выше. В сельском хозяйстве превалирует животноводство - около 65 процентов от объема сельхозпродукции.

Генеральный директор псковской швейной фабрики "Славянка" (одно из наиболее стабильно работающих предприятий области) Елена Косенкова, сравнивая экономическое положение Пскова и Новгорода, имевших равные стартовые возможности, заметила, что Новгород сейчас явно опережает Псков, добавив при этом, что Псков может похвастаться только хорошими дорогами и озеленением. "Думаю, что это все-таки следствие определенной экономической стратегии: почему-то у нас большинство налогов берется по максимуму, невзирая на то, что такая политика может привести к положению, когда брать будет не с кого..." - заявила Е. Косенкова.

Сегодня в городе сложилось положение, когда торговля идет вовсю, а бюджетный дефицит Пскова - более 50 процентов. По мнению участников совещания - сейчас в Пскове выгодно заниматься индивидуальной трудовой деятельностью: расходы минимальны, а доходы - велики.

О экономической ситуации в городе и области рассказал Дмитрий Ранишевский, председатель комитета экономики администрации Псковской области: “Ситуация действительно непростая. Пожалуй, лишь чуть более 20 процентов больших и средних предприятий работают устойчиво, наращивая производство. Еще процентов 40 держатся на плаву, но с трудом сводят концы с концами. По расчетам специалистов Минфина, сегодня дефицит средств в области (разница между расходами и доходами с учетом всех выделяемых нам из федеральных источников ресурсов) составляет 30 процентов, а по нашим собственным оценкам - 43 процента. В таких условиях трудно говорить даже о минимальном развитии - приходится бороться за выживание... Основные финансовые потоки обходят Псков стороной. Сейчас, когда предполагается увеличить уставный капитал банков, многие банки придется закрыть. Единственный наш местный банк - “Псковакобанк” - уже 3 - 4 месяца не ведет операций. В итоге два района вообще остались без банковского обслуживания. Рассчитывать теперь приходится только на филиалы крупных иногородних банков.

Тот же радиозавод, с его монопольным прежде в СССР положением по производству конденсаторов, оказался никому не нужен. И найти свою новую нишу на рынке чрезвычайно сложно.

Федеральный бюджет должен нам почти 40 млрд. рублей, которые область вложила в развитие пограничной инфраструктуры. Есть указ Президента РФ, по которому 20 процентов от взимаемых таможенных пошлин (а это многие миллиарды рублей) должно направляться на развитие приграничного Печорского района. Указ-то есть, но ни копейки по нему не выделено - его попросту игнорируют чиновники Минфина и Государственного таможенного комитета. А сколько проблем прибавляет нам соседство с Белоруссией! Сельхозпредприятия у нас маленькие, система переработки устарела, словом, большие издержки. А у белорусов сельское хозяйство - на дотации, и они заполонили своей хлебной, молочной продукцией южные районы области, где наши хлебокомбинаты, молокозаводы на грани катастрофы. Защитить их от разорения крайне трудно”.

Разговор о таможне продолжил руководитель пункта пересечения государственной границы "Шумилкино" Владимир Федоткин: "Сейчас наш переход загружен примерно на 30 процентов мощности. Но это не свидетельствует о низкой активности во внешнеэкономической деятельности - в Ивангороде, к примеру, трейлеры сутками ждут очереди. Причины? Технический уровень оборудования и профессионализм работников нашего перехода таковы, что практически любое нарушение оказывается выявленным, что не всем нравится".

Занимательный и вместе с тем грустный факт прозвучал в зале. Работающее около года российско-норвежское СП "Маргос", ежемесячно производя 100-120 тонн маргарина, имеет оборот в миллиард рублей[1]. Промышленный гигант прошлого, Псковский завод радиодеталей, в былые годы на треть пополнявший городскую казну, сейчас производит 10 процентов от прежних объемов и имеет такой же оборот. При этом на "Маргосе" трудится в 100 раз меньше людей. [4]

В августе арбитражный суд Псковской области рассмотрел два исковых заявления, поданных территориальным агентством по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, по производству дел о несостоятельности (банкротстве) двух других крупнейших завода города - АО "Псковмаш" и АО "Псковэлектромаш". Они являются большими должниками в бюджет и внебюджетные фонды. Исковое заявление по АО "Псковмаш", дважды рассмотренное арбитражным судом, было отклонено, так как предприятие погасило свой долг в сумме один млрд. 700 млн. рублей за счет взаимозачетов. Положение на АО "Псковэлктромаш" более сложное. Только в бюджет и в Пенсионный фонд оно должно с штрафными санкциями около 8, 6 млрд. рублей.

Арбитражный суд установил наличие реальной возможности восстановления платежеспособности "Псковэлектромаша" и принял решение приостановить дело по производству о его банкротстве. Функции по управлению имуществом должника суд передал арбитражному управляющему Н.И.Петрову. Внешнее управление введено на АО сроком на десять месяцев. [9]

1.4.    Потребительский рынок области

Начиная с июля 1996 года в северных районах области сложилась крайне напряженная обстановка со снабжением населения сжиженным газом. Заявки населения на газ удовлетворяются в лучшем случае наполовину. Акционерное общество "Псковоблгаз" не имеет средств на приобретение сжиженного газа у поставщиков из-за большой задолженности муниципальных предприятий области и особенно г. Пскова за использованный природный газ населением. Так, на 1 августа задолженность муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства газовым хозяйствам составила 5555,3 млн. рублей, из них по г. Пскову 4524,1 млн. рублей. [14]

Псковским областным комитетом государственной статистики проведено обследование псковских магазинов. Интерес был проявлен к тому, каков удельный вес импорта в общем товарообороте. Установлено, что импортных товаров порой больше, чем отечественных. Так, были импортного производства 70% растительного масла, 63% мясных консервов, 59% - сыров (включая плавленные), 43-46% - шоколада, макаронных изделий, безалкагольных напитков, 25% - колбасных изделий, 13%- масла животного, 9 процентов - шоколадных конфет. Ассортимент импортных промышленных товаров представлен также широко. Из имеющихся в продаже плащей, курток - импортные каждое пятое изделие, брюки для мальчиков - каждые вторые, платья и блузки женские - две из трех. Наиболее высокий удельный вес в группе импортных товаров составили женские летние туфли - 71 процент. Видеомагнитофоны и телевизоры цветного изображения были в продаже только импортного производства.

По мнению руководителей, импортные продовольственные товары быстрее реализуются, их легче закупать, они имеют более длительный срок хранения (отметили 25 процентов респондентов) и практикуется оплата по мере реализации (21 процент). а многие отечественные товары, идентичные импортным, дороже. Куриные окорочка из-за океана (США) дешевле окорочков областных птицефабрик, сосиски и сардельки из Польши, колбаса копченая из Голландии и Бельгии дешевле, чем на нашем мясокомбинате. [5]

1.5.    Заработная плата и доходы

В мае областной комитет государственной статистики провел выборочное обследование распределения численности работников по размерам заработной платы. Обследованием было охвачено более 20% занятых в отраслях экономики области. В числе обследованных работников 17 процентов получили заработную плату до 200 тысяч рублей, 27 процентов - от 200 до 400, 20 процентов - от 400 до 600, 15 процентов - от 600 до 800, 10 процентов - от 800 до 1 млн. рублей и 11 процентов - свыше 1 млн. рублей. Пятая часть работающих имела заработок в пределах прожиточного минимума трудоспособного населения, который в мае составлял 396,5 тысяч рублей. Около 40 процентов работающих получили заработную плату ниже прожиточного минимума. В то же время из лиц, полностью отработавших месяц, 2,5 процента получили заработную плату ниже 75 тысяч рублей, что практически меньше минимальной.

На долю 10 процентов низкооплачиваемых работников приходится 1,7 процента всех начисленных средств на оплату труда, в то время как на долю 10 процентов высокооплачиваемых работников - 26,9 процента средств. Соотношение средней заработной платы 10 процентов высокооплачиваемых к 10 процентам низкооплачиваемых работников по результатам обследования составило 1 к 16 против 22 в прошлом году.

Среднемесячная заработная плата работников обследованных предприятий, проработавших полностью май, составила 559 тысяч рублей. Самая высокая заработная плата у проработавших полностью май по результатам обследования сложилась в банковских учреждениях, на транспорте, в организациях материально-технического снабжения и сбыта. Самая низкая заработная плата в сельском хозяйстве. Она составляет 45,2 процента средней зарплаты по области и столько же от заработка работника промышленности. [6]

По данным Государственной налоговой инспекции по Псковской области, подано 10864 декларации о доходах. (Их представляют граждане, получающие годовой доход более 10 млн. рублей). Из этого числа 2369 человек имели облагаемый совокупный доход от 10 до 50 млн. рублей, 203 - от 50 до 300 млн. рублей. И только у шести псковичей этот доход превысил 300 млн. рублей. [7]

1.6.    Внешнеэкономические связи.

Псков посетил Ларс Хельгесон, генеральный управляющий шведского концерна "Стура". Это одна из крупных фирм в мире по переработке древесины.

Руководитель концерна остался очень доволен тем, что за сравнительно небольшой промежуток времени совместные предприятия созданные в трех районах области достигли серьезных результатов. Понравились ему также профессиональный уровень и отношение к своему делу работников СП. За прошедшие полгода они завершили первый этап, вышли на 50- процентную проектную мощность.

С помощью шведов в Плюсском, Стругокрасненском и Гдовском районах осваивается около 25-30 процентов общего объема возможной вырубки древесины. В каждое из предприятий шведские партнеры намерены вложить по 850 тысяч долларов для проведения исследовательских и проектных работ по организации переработки в этих районах древесины. Если сегодня за границу вывозится пока только круглая древесина, то в будущем продукция будет отвечать всем мировым стандартам, благодаря внедрению новых шведских технологий и техники.

Псковскую область посетила делегация высоких должностных лиц штата Массачусетс (США). В ее составе были - сенаторы, руководители административных подразделений исполнительной власти, ученые. Прошла серия встреч, совместных переговоров и "круглых столов" по проблемам взаимовыгодного сотрудничества в сфере производственных, социальных и общественных отношений.

Приветствуя гостей, губернатор отметил, что сотрудничество наших регионов продолжающееся уже несколько лет, набирает силу и дает конкретные результаты.Сенатор Стен Розенберг, председатель бюджетной комиссии штата Массачусетс, отметил, что американской стороне подобные визиты приносят новые знания о России, способствуют взаимопониманию и быстрейшему нахождению путей совместного развития и сотрудничества. [23]

В псковской городской администрации был подписан протокол о намерениях между представителями области, Пскова - с одной стороны и датской фирмы "КОВИ", имеющий важное значение для экологии не только нашего края, но и бассейна Балтийского моря.

Речь идет о ликвидации такого опасного очага загрязнения природы, как осадкохранилище городских очистных сооружений канализации, расположенное в Монькином логе. Специалисты "КОВИ" предлагают проект по переработке илового осадка и готовы принять участие в его осуществлении. Если намерения обеих сторон удастся реализовать, это исключит риск загрязнения солями тяжелых металлов и другими опасными веществами устья реки Великой, Псковско-Чудского озера и, разумеется, Балтийского моря. [16]

1.7.    Железнодорожный транспорт

Заместитель начальника Псковского отделения железной дороги И.С.Дебуш на страницах областной газеты подтвердил о том, что местное отделение станет подотделом в составе отделения Санкт-Петербург - Витебск. Изменится юридический статус, но "от реорганизации хуже никому не станет" - считает И.С.Дебуш. Он также сообщил, что Псковское и Бологовское отделения являются транзитными и погрузки товаров, сырья практически не ведутся, а поэтому являются убыточными. Кроме того, ожидалось сокращение 45 управленческих должностей, но и здесь выход был найден: часть работников будет переведена на другие должности с сохранением прежних окладов... [15]

1.8.    Деятельность администрации Псковской области

В своих многочисленных поездках по области накануне нового учебного года губернатор не уставал повторять, как велико внимание областной администрации к проблемам образования. Даже в лучшие годы редко удавалось вводить в эксплуатацию такое количество новых школ. В прошлом году их было пять, ныне - шесть. В будущем году будет сдано 15 новых школ.

Напомнил он об этом и в своем обращении к педагогам образовательных учреждений области, студентам, учащимся, приуроченного к началу учебного года. В другом своем выступлении он сказал: "Хочу подчеркнуть, что доля средств, выделенных нынче из областного бюджета на нужды образования, достигла 21 процента. Для сравнения скажу, что в 1994 году на нужды образования было отпущено лишь 17, 5 процента." [26]

В августе после подписания указа Президента РФ о проведении выборов главы администрации Псковской области и принятия соответствующего решения областным Собранием депутатов глава администрации начал интенсивный цикл рабочих поездок по районам области. 21 августа он работал в Островском районе. Здесь губернатор побывал на строительстве жилого городка для военных, возводимого по немецкой технологии и комплектации в рамках договора о выводе российских войск из Германии.

Программа поездки губернатора по Новосокольническому району была более обширной. Он осмотрел церковь, построенную при поддержке областной Администрации. Большое внимание уделил В.Н.Туманов деятельности Новосокольнического хлебокомбината, который буквально за год сумел выйти из кризисного состояния и в несколько раз увеличить выпечку хлеба, булочных изделий, наладить работу кондитерского и вафельного цехов. В результате увеличилось количество рабочих мест, в 2,5 раза возросла заработная плата работников. Предприятие стало активно конкурировать на рынке хлебной продукции с великолукскими предприятиями[24]

В Красногородском районе В.Н.Туманов не скрывал недовольства ходом строительства главной новостройки этого года - Ильинской школы и высказывал претензии к областному управлению образования и сельского хозяйства, к генподрядчику - Красногородскому АООТ "Агрострой". Первого сентября занятия в новом здании школы не начались, поскольку на строительной площадке еще много работы и новоселье явно откладывается. Затяжка строительства объясняется строителями срывами в финансировании, однако, и сейчас, когда деньги есть, по мнению В.Н.Туманова, делается далеко не все возможное. [25]

1.9.    "Винно-водочный бунт"

Беспокойным оказался август для псковских предпринимателей, торгующих крепкими спиртными напитками. Городской думой были утверждены нововведения о порядке торговли спиртными напитками крепостью свыше 12 градусов. Новым постановлением городская дума обязывала предпринимателей в очередной раз поменять уже имеющиеся торговые помещения на павильоны с большей площадью, с отдельным входом и небольшим складом. Предприниматели сочли, что этот документ фактически лишил работы продавцов киосков, чей заработок находится в прямой зависимости от выручки, и оставил без средств к существованию более 12 тысяч человек.

Предприниматели тут же взяли на вооружение уже имеющийся опыт неповиновения властям, который объединил бизнесменов Рязани и Липецка, и организовали митинг протеста. Митингующие прикинули, что смогут собрать в фонд защиты своих прав и интересов минимум 15 миллионов рублей. На встрече была высказана идея всеобщего объединения вокруг областного комитета профсоюза работников малого и среднего бизнеса, представитель которого Ю.Г.Краубнер выразил согласие защищать интересы предпринимателей. Была избрана инициативная группа, которая начала действовать совместно со своим профсоюзом в отстаивании собственных прав. Бизнесмены решили привлечь для решения проблемы независимых юристов. [10]

На следующий день после состоявшегося митинга комитет по законодательству псковской городской думы посчитал необходимым дать некоторые разъяснения по этому вопросу. Причина происшедших событий, по мнению депутатов возникла "в связи с проявленной неисполнительностью и нераспорядительностью ответственных должностных лиц администрации" и пригласил представителей профсоюза работников малого и среднего бизнеса принять участие в обсуждении этой проблемы на внеочередной сессии. [11]

Между тем, некоторые пострадавшие делились своими обидами на страницах прессы: “Разрешите напомнить, что бизнес, связанный с розничной торговлей в городских киосках, развивается уже около пяти лет. И какие бы условия для его становления и развития ни ставили перед нами власти, мы ни разу не выразили за это время неповиновения. Сначала было решено сменить разные киоски на однотипные. В короткое время в самых оживленных местах города все мелкие торговые точки приобрели единообразное лицо. Потом ввели кассовые аппараты. Потом было приказано поменять их на более современные машины. Эти кардинальные меры потребовали от владельцев ларьков немалых средств. Отчисления в городскую казну росли в геометрической прогрессии в связи со всевозможными согласованиями в различных службах. Это выглядело, по весьма приблизительным подсчетам, так: киоск стоил от 8 до 10 миллионов рублей, 3 миллиона 200 тысяч рублей надо было внести в земельный комитет за место, на котором будет стоять торговая точка, 400 тысяч рублей требовалось заплатить за санминимум, 1 миллион рублей - архитекторам, 800 тысяч рублей - за подключение электроэнергии, 900 тысяч рублей ежегодно за продление договора об аренде. Старый кассовый аппарат стоил полмиллиона, новый - от 2,5 миллионов до 3,5 миллионов рублей. Каждое сколько-нибудь серьезное нововведение влекло за собой повышение розничных цен на 25-30 процентов....Куда смотрели чиновники, когда обязывали людей снести прежние торговые помещения и установить стандартные, хотя те, что были изначально, позволяли торговать всеми видами продукции. Сегодня, по сути дела, приостановлены отчисления в городской бюджет из сферы малого бизнеса. А они составляли около миллиарда рублей в год. Упадет зарплата продавцов ларьков, и уже сегодня она стала в 2-3 раза меньше, чем неделю назад. Мы уже отмечаем факты торговли спиртным с рук и из автомашин, особенно в вечернее время. Проверить качество продаваемой из-под полы водки практически не представляется возможным. В результате не до конца продуманных мероприятий в Пскове назрела почти “революционная ситуация”. И дело даже не в водке, о которой сегодня так много говорится, дело во взаимопонимании. Сегодня мы вынуждены для решения своих проблем объединиться. Создана общественная организация предпринимателей малого бизнеса. Эта ассоциация будет отстаивать наши интересы. Ранее созданные в городе союзы предпринимателей оказались далеки от решения наших наболевших проблем. Мы хотим, чтобы все знали: целью работы нашей общественной организации становится правовая - юридическая и экономическая - поддержка предпринимателей, тесное взаимодействие”. [12]

2.    Деятельность представительных органов

2.1.    Местное самоуправление

В области с рабочим визитом находились заместитель министра по делам национальностей и федеральным отношениям Российской Федерации А.Г.Воронин и начальник департамента министерства В.А.Лапин[2]. Он состоялся в преддверии предстоящего заседания правительства РФ по вопросу формирования органов местного самоуправления во всех регионах Федерации.

Первая деловая встреча по подведению итогов эксперимента по отработке моделей местного самоуправления состоялась в Круппской волости Печорского района. Сделал анализ финансово-экономической ситуации и назвал пути выхода региона из стана просящих деньги в число тех, кто может сам зарабатывать и даже отчислять определенную долю на нужды бюджета области, глава администрации Печорского района А.А.Монтаровский. По его убеждению необходимо разделить бюджетные расходы на федеральном, областном и районном уровнях. К примеру, льготы, установленные различным категориям граждан на федеральном уровне. На покрытие только десяти наиболее важных из них по закону о ветеранах и другим район тратит в год более двадцати миллиардов рублей, а возмещение центром обещано в сумме 9,5 миллиарда.

Во время визита Президента РФ Б. Н. Ельцина в Псковскую область глава государства обещал решить вопрос об отчислении двадцати процентов налогов, взимаемых на границе для направления их на развитие инфраструктуры, решение других проблем приграничных районов.

Монтаровский предложил разделить полномочия между субъектами Федерации и четко определить доли расходов федеральной власти и местного самоуправления, а также пересмотреть налог на землю (сегодня налог на гектар земли составляет 2045 рублей).

О своем видении формирования бюджета органов местного самоуправления рассказали главы администрации Круппской и Кулейской волостей. Глава администрации Круппской волости Л.Н.Пилюкова предложила создать на низовом уровне кооперацию по сбыту производимой, но невостребованной еще в рыночных условиях местной продукции. Другие встречи с представителями законодательной и исполнительной власти всех уровней области показали, что возрождение кооперации нуждается в законодательной поддержке. В.Н.Туманов сообщил, что в области готовится программа кооперации.

В тот же день в Печорах состоялась встреча с представителями ассоциации приграничных районов области. В ходе встречи говорили о том, что в ближайшее время правительство направит в Госдуму несколько проектов законов, которые должны расширить правовое поле органов местного самоуправления. В то же время требуют продолжения работы по созданию режима взаимодействия в решении приграничных вопросов, вопросов международного сотрудничества, по разграничению отношений между Федерацией и ее субъектами, по формированию бюджета и другим.

А.Г.Воронин отметил, что в России нельзя ратовать за создание единой модели самоуправления, так, как ее регионы имеют существенные отличия друг от друга. Даже в Псковской области в ходе эксперимента родились четыре модели самоуправления.

В зале заседаний думы города Пскова собрались депутаты думы, руководители администрации и микрорайонов города. А.Г.Воронин рассказал о подготовленном проекте закона, по которому предполагается подчинить муниципальную милицию в городах мэру, а также о том, что в результате эксперимента получен ответ на ряд вопросов. Во-первых, нельзя унифицировать базовый уровень местного самоуправления. Во-вторых, децентрализация полномочий субъектов дает весьма заметный эффект, что видно на примере Печорского района, повысившего за полтора года доходную базу на восемнадцать процентов.

Достигнута принципиальная договоренность об организации учебы работников органов местного самоуправления принципам кооперативной деятельности, которую должны провести столичные ученые. [19]

Сессия Собрания депутатов Великолукского района приняла в первом чтении Устав района. Председатель комитета муниципальной службы и местного самоуправления И.В.Дербитов в областной прессе рассказал, что согласно принятому Уставу глава района входит в состав Собрания депутатов, организует его работу и председательствует на сессиях. В Псковской области есть и другие подходы. В Великих Луках, например, мэр не входит в состав городской думы. "Время покажет, какой из вариантов лучше, но, по моему разумению, наш предпочтительнее, так как позволяет более согласовано работать в очень сложный период. Да и не так уж всесилен глава района, как это может показаться..." - сказал И.В.Дербитов.

В принятом Уставе отмечено, что депутаты утверждают бюджет и спрашивают за его исполнение, определяют структуру администрации, вырабатывают порядок управления муниципальной собственностью, решают вопросы о местных налогах. Руководители волостей являются работниками исполнительной власти, работающими на местах. Закреплено право создавать фракции в Собрании.

Председатель комитета муниципальной службы и местного самоуправления заметил, что не ожидая принятия Устава, было выработано Положение о сходах граждан. В ходе реформирования власти был решен вопрос об уполномоченных, избираемых на сходах граждан деревни или группы деревень. На сегодняшний день уже избрано свыше 150 уполномоченных. Администрация нашла возможность поддержать их финансами, чтобы они могли выполнять волю односельчан.

В Уставе предусмотрено создание органов территориального самоуправления. В порядке эксперимента работа начнется в двух селах. Дело упирается в финансы. "К сожалению, программа поддержки местного самоуправления у нас на Псковщине создана, но вот целевой экономической поддержки не было и нет." - добавил И.В.Дербитов. [20]

2.2.    Деятельность Псковской городской думы

Псковская городская дума опубликовала в городской газете отчет о проделанной ею работе. В думе работают 17 депутатов. Три депутата представляют промышленников и предпринимателей, пять - сферу образования, трое - представители воинских частей, три - здравоохранение, один - работник ЖКХ, один - генерал-майор запаса и один - представитель областной организации Русской партии.

В настоящее время в Думе на штатной основе работают три депутата и восемь служащих аппарата. Всего с 22 марта по 30 июля, за четыре месяца, проведено семь сессий думы, на них рассмотрен и принят 91 нормативно-правовой документ, в том числе по вопросам организации местного самоуправления - 36, по экономическим и социальным проблемам - 55.

Деятельность депутатов городской думы первые полгода ее существования была сосредоточена на четырех направлениях, по каждому из которых были образованы комитеты. Это комитет по бюджету и налогам (председатель В.С.Козлов), комитет по социальной политике (председатель Л.И.Лунина), комитет по экономике и экологии (председатель Ю.Г.Носов) и комитет по законодательству (председатель В.Ф.Левченко). Все председатели выступили на сессии с отчетом о деятельности думы по соответствующему направлению.

В.С.Козлов: В состав комитета по бюджету и налогам входят 12 депутатов из 17. Вопросы, которые изучаются в комитете, - утверждение бюджета, контроль за его исполнением, введение местных налогов и налоговых льгот. За отчетный период было проведено 7 рабочих заседаний комитета, подготовлен и утвержден на сессиях Думы ряд постановлений. Основные проблемы, над которыми работают депутаты и администрация города, это сокращение дефицита городского бюджета, формирование условий для устойчивого поступления достаточного количества средств в городскую казну.

Л.И.Лунина: В состав комитета по социальной политике входят 6 депутатов. Основными задачами являются: подготовка нормативных актов по социальным вопросам и контроль за их реализацией. Большое внимание уделяется рассмотрению обращений граждан и организаций. За отчетный период комитет провел 7 рабочих заседаний, рассмотрел 28 обращений, жалоб, заявлений жителей города. С целью ознакомления с состоянием дел в социальной сфере была заслушана информация о работе ряда должностных лиц.

Основные проблемы, над решением которых работает самоуправление города, это: своевременная выплата заработной платы работникам бюджетных организаций, пособий, пенсий; разработка программы неотложных мер по социальной защите отдельных категорий населения (малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, одиноких престарелых людей, лиц, попавших в экстремальные ситуации), питание в детских дошкольных учреждениях, организация летнего отдыха детей, профилактика детской и подростковой преступности, разработка социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджета.

Ю.Г.Носов: составе комитета работают 8 депутатов. Занимаемся вопросами городского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта. Приходится решать очень много оперативных текущих вопросов, которые не всегда облекаются в форму постановлений, а большей частью решаются в рабочем порядке. За отчетный период комитетом проведено 7 заседаний, рассмотрены 24 вопроса и 102 обращения избирателей, предприятий и организаций. Работа ведется по двум направлениям - накопление и анализ информации, выработка определенного взгляда на положение дел в городе, принятие конкретных решений по конкретным проблемам. Наиболее значительные вопросы, которыми занимался комитет, - это вопросы тарифообразования на коммунальные услуги и жилье, контроль подготовки города к зиме, водоснабжение в 14 микрорайоне.

В.Ф.Левченко: В комитете работают 6 депутатов. Комитет разрабатывает нормативно-правовые акты, определяющие порядок деятельности органов местного самоуправления - думы, администрации, территориальных органов самоуправления, а также их должностных лиц. Рассматривает документы, выносимые на сессии городской думы, на предмет их соответствия федеральным и областным законам. Осуществляет контроль за исполнением нормативно-правовых актов и законов.

В Думу обратились с жалобами и заявлениями 84 человека. Основное содержание обращений - социально-экономические потребности. Главные вопросы, которыми занимается комитет в настоящее время, это разработка Устава города и работа над совершенствованием структуры администрации.

Важнейшей для себя проблемой депутаты считают проблему выживаемости города. "Решение всех вопросов чрезвычайно затруднено огромным дефицитом городского бюджета. Выход только один - введение таких механизмов, которые давали бы доход в городской бюджет. Для этого также необходимо срочно разрабатывать новые, обновлять и внедрять существующие нормативно-правовые акты, определяющие порядок и правила формирования и использования муниципальной собственности и налогообложения".

Депутаты отметили, что в городе с осени 1993 года отсутствовал представительный орган и за этот период прочно закрепилась психология бесконтрольности со стороны исполнительных структур, которая преодолевается с трудом. Дума вынуждена была принимать еще один промежуточный, до принятия Устава, документ о полномочиях избранного населением мэра города Пскова, находить пути разрешения противоречий, привнесенных сверху, из-за несовершенства федерального и областного законов.

К сожалению депутатов, имеют место факты неисполнения постановлений и решений как городской думы, так и администрации города. Представители народа считают, что приведенные факты говорят о несовершенной организационно-штатной структуре администрации, которая не обеспечивает на данный момент четкую организацию жизнедеятельности города. Дума вынуждена была на седьмой сессии отклонить проект структуры, предложенный мэром города, так как незначительные изменения самой структуры и увеличение штатной численности с 382 до 416 человек вызвали сомнение в ее обоснованности.

Депутатами определены задачи совершенствования системы самоуправления города, которые, по их мнению, невозможно качественно решить без четкой и эффективной организации территориального самоуправления. В настоящее время в городе из 17 микрорайонов только в 4 действуют советы микрорайонов. Предстоит решить и эту проблему в процессе подготовки и принятия Устава города, проект которого будет вынесен на обсуждение сессии думы 26 сентября, после чего опубликован в печати для обсуждения. В октябре предстоит провести разъяснительную работу с населением по положениям Устава, примерная концепция которого такова:

Городская дума - представительный орган, осуществляющий нормотворческие и контрольные функции, устанавливающий порядок и правила жизнедеятельности города и его самоуправления.

Исполнительный орган - администрация, во главе которого находится назначаемый думой и ответственный перед ней глава администрации.

Глава администрации - должен быть опытным хозяйственником, компетентным, независимым и самостоятельным в своих решениях в рамках закона.

Глава местного самоуправления - мэр города - должностное лицо, избираемое населением, наделен полномочиями осуществлять общее руководство в системе местного самоуправления. Он представляет город в области, стране и за ее пределами, разрабатывает основные направления развития города, участвует в нормотворческой деятельности, осуществляет подбор и расстановку кадров и многие другие вопросы. [21]

Отчет об исполнении бюджета за первое полугодие был заслушан городской Думой на седьмой сессии. В частности, было отмечено, что в Пскове сохраняется устойчивая тенденция к спаду производства и деловой активности, а значит, и к сокращению доходов бюджета. За шесть месяцев нынешнего года физический объем промышленного производства сократился почти на 20 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Компенсировать эти потери нечем, следовательно, дефицит бюджета будет расти, кризис углубится.

На сессии вновь обсуждался вопрос о приватизации хлебокомбината[3].

На сессии выступила начальник финуправления мэрии Л. Березняк: "Основными причинами снижения объемов производства промышленной продукции и потребительских товаров по-прежнему являются трудности сбыта выпущенной продукции вследствие неплатежеспособности потребителей".

По мнению депутата Носова -“Львиная доля всех долгов в городе Пскове создана в лоне мэрии, ее муниципальных структур и фирм. Уже больше года комитеты администрации не могут выработать обоснованный и эффективный проект тарифообразования на энергоносители, хотя сделать это должны были до отмены федеральных компенсаций на разницу в цене. Теперь у города нет ни государственных дотаций, ни собственных источников погашения”.

Вместе с тем и план по доходу на прибыль (основному источнику поступлений в казну) выполнен всего на 84 процента.

Реакция депутатов на это бессилие была вполне экстренной - решение "О структуре администрации города". Чиновники мэрии получают зарплату в 2 - 3 раза большую, чем среднестатический пскович, а численность аппарата администрации неуклонно растет, и по проекту мэрии, должна достичь 416 человек. По сравнению с численностью аппарата горисполкома 1990 года, нынешний состав администрации вырос более чем в три раза и сохраняет принцип отраслевого формирования, хотя реально не имеет такого воздействия на экономику.

Дума отклонила проект структуры администрации, предложенный мэром, и настояла на сокращении управленческого аппарата. А. Прокофьев- мэр г. Пскова пытался доказать, что эта проблема не входит в компетенцию представительной власти , однако в конце обсуждения он потерял самообладание и покинул зал заседаний, обронив на прощание: "Мы говорим на разных языках, не понимая друг друга. Я пошел, не буду терять времени..." [2]

22 августа состоялась внеочередная сессия Псковской городской думы.

В острейшей полемике сессия рассмотрела вопрос "О внесении поправок и дополнений в Постановление Псковской городской думы "О регулировании розничной торговли алкогольной продукцией" и в "Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории города". Особый накал обсуждению придало то обстоятельство, что весь день у здания думы и в зале заседаний присутствовали представители заинтересованной стороны - владельцы и работники сети розничной торговли алкоголем. В ходе заседания выяснилось, что с весны этого года соответствующие комитеты мэрии обязаны были провести в рабочем порядке необходимые согласования, но, упустив время, приняли силовые меры, ограничивающие права предпринимателей. Дума решила признать работу администрации города по исполнению постановлений неудовлетворительной и приняла к сведению, что чиновники, виновные в этом, наказаны. За последние пять лет в Пскове впервые орган местного самоуправления добился исполнения принятых решений. А один из журналистов иронично заметил, что "администрация никак не научится пользоваться граблями и раз за разом наступает на них, набивая шишки...". [13]

Председатель городской думы В.С.Асадчий выступил с заключительным словом, сказав, что смысл местного самоуправления - в постоянном контакте с населением. По мнению В.С.Асадчего недоработки случаются из-за некоторого информационного вакуума. Думой принято решение об организации муниципального телевидения, целью которого будет широкое оповещение горожан о деятельности местного самоуправления, о проблемах, стоящих перед городом, и путях их решения. Председатель выразил надежду, что за этим последует более активное участие горожан в обсуждении вопросов жизнедеятельности города.

Дума сделала заявление. По мнению большинства депутатов в июне-июле 1996 года в местной печати были опубликованы ряд статьей, втягивающих думу в политические разборки. Чтобы не давать повода в дальнейшем появлению подобных публикаций, Псковская городская дума заявила следующее:

“1. Депутаты думы не намерены заниматься урегулированием политических разногласий между какими-либо политическими группами или личностями и решительно отвергают все попытки втянуть их в эту деятельность.

2. Свою главную задачу депутаты видят в обеспечении нормальной жизнедеятельности города.

3. За каждым гражданином остается право на любые политические и идеологические взгляды, что касается городской думы, то в ней нет ни нацистов, ни расистов, ни "красных", ни "белых" и тем более "коричневых". В этом мы солидарны с принципом, который провозгласил вновь избранный президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин”. [22]

3.    Основные события политической жизни области

3.1.    Начало избирательной кампании по выборам губернатора Псковской области

В связи с обращением органов государственной власти Псковской области о проведении выборов главы администрации, принимая во внимание наличие необходимой правовой базы для проведения выборов и руководствуясь статьей 77 и частью 2 статьи 80 Конституции РФ, Президент России Б.Н.Ельцин 6 августа подписал Указ, разрешающий проведение выборов главы администрации Псковской области в октябре 1996 года.

7 августа В.Н.Туманов обратился с просьбой к депутатам областного Собрания о проведении внеочередной сессии по назначению выборов губернатора на 20 октября 1996 года [27].

На внеочередной сессии областного собрания один за другим депутаты А.А.Большаков, Г.Н.Бубнов, В.Н.Федоров в своих выступлениях пытались доказать необходимость перенести выборы на более поздний срок. В ход был пущен даже аргумент, что “20 октября уборка урожая еще в самом разгаре и не надо отвлекать выборами крестьян”. Выступление председателя Великолукской городской думы коммуниста А. Е. Муравлева сработало в русле сотрудничества. В частности, он сказал, что работает с В.Н.Тумановым 5 месяцев, и за этот период в его глазах авторитет последнего значительно вырос. В деятельности главы исполнительной власти области больше внимания стало уделяться социальным вопросам, выдаче пенсий. Оставаясь в общем русле оппозиции нынешней власти, председатель великолукской думы тоже высказался за отсрочку проведения выборов, но это было больше похоже не на требование, а лишь на формальное соблюдение "классовой солидарности".

Отметим, что "диктатуры одного тура" на этих выборах, в отличие от выборов мэров городов и глав районов, не будет. На сессии В.Н.Туманов подчеркнул, что проведение выборов в два тура - самый демократичный способ волеизъявления граждан. [28]

В результате поименного голосования, депутаты приняли решение о проведении выборов 20 октября 1996 г. Эта дата в наибольшей степени устраивает действующего главу администрации, который является наиболее известной политической фигурой области. Понимая это, депутаты от оппозиции всячески противились данному сроку.

В соответствии с Законом Псковской области “О Выборах главы администрации Псковской области” 22 сентября - последний день принятия областной избирательной комиссией подписных листов от кандидатов на должность главы администрации области. Главой администрации области может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, проживающий на территории области не менее года и обладающий в соответствии с законодательством избирательным правом.

Избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательная комиссия области признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки.

В случае, если в избирательный бюллетень будет включено более двух кандидатов и ни один из них не наберет более половины голосов, будет назначено повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее, чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В поддержку кандидата должно быть собрано не менее семи тысяч подписей избирателей области. Сбор подписей можно проводить по месту работы, службы, в трудовых коллективах и по месту жительства. [30]

Кандидаты на пост главы администрации не заставили себя долго ждать. Уже на следующий день после принятия решения областным Собранием заявил о своем решении баллотироваться на губернаторский пост гвардии полковник ВДВ, проходящий ныне службу в штабе воздушно- десантных войск, И. Г. Комар[4]. Он заявил также, что это намерение нашло понимание у А.И.Лебедя. Гвардии полковник был доверенным лицом А.И.Лебедя на президентских выборах.Полковник передал благодарственное письмо Лебедя жителям Пскова за поздравления в связи с результатами 1-го тура выборов Президента РФ по городу Пскову[5] [31].

Партии и движения, входящие в объединение "Народовластие", выдвинули единого кандидата на губернаторский пост - бывшего председателя Псковского облисполкома, ныне руководителя совместного российско-латвийско-норвежского предприятия "Нордик Фуд Компани" В.Н.Пушкарева.

Имя еще одного претендента, выдвинутого группой избирателей В.И.Жуков, генеральный директор торгово-коммерческой фирмы "Партнер-плюс", а в недалеком прошлом (при губернаторе Добрякове) начальник областного сельхозуправления. [32]

Нынешний глава администрации Псковской области был выдвинут в кандидаты целым рядом сельскохозяйственных предприятий, деятелями искусства, спорта и т. д. 30 августа 1996 года состоялось общее собрание представителей Ассоциации муниципальных образований Псковской области (глав местного самоуправления районов и городов), на котором принято решение поддержать инициативу трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений области, выдвинувших кандидатом на пост главы администрации Псковской области Туманова В.Н.

Пятый и пока последний претендент на пост губернатора - руководитель псковского отделения ЛДПР, депутат Государственной Думы по партийному списку Е.Э.Михайлов[6].

По данным социологического экспресс-опроса[7], в выборах на сегодняшний день предполагают участвовать 64,7% опрошенных. 20% еще не решили, 12,2% решили для себя однозначно - в выборах не участвовать. Процент отказа отвечать на вопросы анкеты не значительный - 3,2%. 57,9% горожан и 72,4% селян определились со своим участием в выборах. При этом разница в числе не определившихся не так велика ( 22,7% в первом и 16,7% во втором случае). В настоящее время разрыв в намерениях принять участие в выборах не превышает 6% в крайних возрастных группах.

Показатель потенциального участия в губернаторских выборах существенно отличается от аналогичных показателей в период президентской компании. Тогда по данным уличных экспресс-опросов намеревались участвовать в выборах до 90% избирателей, квартирные опросы показывали несколько меньший "уровень энтузиазма" и тем не менее он не понижался ниже 83%. Напомним , что реальный процент принявших участие в голосовании составил в первом туре выборов Президента РФ- 75,6%. Таким образом, разница между намерением и реальным поведением во время выборов высшего должностного лица государства составила 10-15%. Если экстраполировать указанную тенденцию на выборы губернатора, то сегодня нельзя сказать однозначно, что на избирательные участки придет больше половины избирателей .

В ответе на закрытый вопрос, предполагавший "называние" интервьюером всех зарегистрированных на сегодняшний день кандидатов на должность главы администрации рейтинг сложился следующим образом:

Туманов - 38,7%;

Комар - 16,2%;

Михайлов - 6,2%;

Пушкарев - 6,0%;

Жуков - 3,7%.

Ни за кого из названных - 9,1%.

Затруднились с ответом - 19,2%.

В конце месяца стало известно о намерениях еще двух претендентов включиться в гонку “за губернаторское кресло”, что однако еще не получило официального подтверждения. В.Р.Сидоренко, директор преуспевающей агрофирмы “Черская”, бывший депутат Совета Федерации и В.Асадчий - председатель псковской городской думы, директор фирмы “ Псков-Лада” ведут переговоры с потенциальными сторонниками о своем выдвижении. Появление В.Р.Сидоренко может существенно изменить сложившийся рейтинг.

3.2.    Приграничные вопросы

По инициативе главы администрации Псковской области В.Н.Туманова и председателя областного Собрания депутатов Ю.А.Шматова комитет по вопросам экономической политики Совета Федерации провел слушание по обсуждению проекта закона "Об экономическом и правовом статусе приграничных территорий Российской Федерации". Было отмечено, что должна быть проявлена инициатива по созданию современной инфраструктуры пограничного региона - нового российского "окна в Европу", а через нее и в мир. Вот это "окно", через передвижение инвестиций, товаров, услуг, взаимовыгодное деловое сотрудничество и даст возможность жителям области жить на собственные доходы. [35]

Основной задачей губернатор видел привлечение внимания правительства России к приграничным территориям. Разговор по проекту закона, по мнению губернатора, показал, что все участвовавшие в нем понимают необходимость принятия федерального законодательного акта, определяющего экономический и правовой статус приграничных регионов. Глава администрации области считает, что проблемы приграничья должны решаться на федеральном, а не на местном уровне и что необходимо учитывать разницу в потенциале субъектов. Кроме того, территория, способствующая передвижению товаров и услуг, должна иметь от этого свою долю прибыли.

"С установлением границы, пограничные и таможенные федеральные службы поглотили в приграничных районах наиболее трудоспособное население, "отобрали" на 42 миллиарда рублей земельных участков (оценка по нашим существовавшим ценам). Произошло увеличение расходов местных бюджетов из-за роста нагрузки на социальную инфраструктуру приграничных (и не только) районов за счет представления льгот военнослужащим, за содержание и развитие инфраструктуры дорожного сообщения всех видов. В то же время объемы производства в приграничье снизились на многие миллиарды рублей", - добавил В.Н.Туманов. Губернатор также считает, что необходимость четкого разграничения предметов ведения в сфере приграничного сотрудничества между органами федеральной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления созрела.

Председатель областного Собрания депутатов Ю.А.Шматов также высказался по итогам поездки относительно проекта закона: "Комитет по вопросам экономической политики Совета Федерации получил более двадцати отзывов из федеральных министерств и ведомств на проект закона "Об экономическом и правовом статусе приграничных территорий Российской Федерации". В них выражено понимание произошедших изменений в жизни области в связи с переходом ее в число приграничных... А будущее области - это новое окно России в Европу. И ее предназначение - быть форпостом государства в деловых, взаимовыгодных связях с миром на западном направлении". [36] В настоящее время законопроект переработанный с учетом замечаний разослан в заинтересованные министерства и ведомства.

3.3.    Деятельность националистических партий и организаций на территории области.

В Пскове продолжается активизация деятельности ряда националистических партий и организаций, таких, как Русская партия, Национально-республиканская партия, Союз венедов.

Представители Русской партии выступают жесткими оппозиционерами в отношении как городской , так и областной администраций. Депутат городской думы В.Гузинин - один из инициаторов заявления о переносе выборов главы администрации области на более поздний срок.

Однако главным объектом нападок националистических оппозиционеров выступает областная организация “ЯБЛОКО” и ее председатель Л.М.Шлосберг. Последний выступал главным консультантом в суде по иску Гузинина против А.Ю.Щеркина и газеты “Новости Пскова”[8]. Суд отклонил иск, однако это было лишь начало “знакомства” между Л.Шлосбергом и В.Гузининым, Ю.А.Беляевым (руководитель Национально-республиканской партии, житель Санкт-Петербурга) и Д.Беляевым (представитель “Русских венедов”, военнослужащий).

Одним из следствий конфликта Л. Шлосберга с областной телерадиокампанией стал репортаж о, якобы имевших место, злоупотреблениях областного “ЯБЛОКА” при сборе подписей для регистрации Г.А.Явлинского в качестве кандидата в Президенты РФ. В появлении данного репортажа была скрытая личная подоплека. Подготовил его в эфир бывший председатель областной организации “ЯБЛОКА”, переизбранный незадолго до указанных событий. Он является категорическим противником Л.Шлосберга. Новый председатель псковского “ЯБЛОКА” стал инициатором судебного процесса против ГТРК “Псков” и выиграл дело в городском суде. Однако областной суд отменил решение суда первой инстанции . В настоящее время дело рассматривается председателем областного суда. Л.Шлосберг решительно настроен доказывать свою правоту в Верховном Суде, если это потребуется.

Л.Шлосберг стал объектом нападок и со стороны “Народовластия”. Несколько членов объединения написали заявление в прокуратуру с требованием расследовать деятельность Л.Шлосберга и руководимого им центра “Возрождение”. Заявление было настолько оскорбительно по форме, что на него был дан жесткий ответ с обещанием возбудить против самих авторов уголовное дело.

Д.Беляев, неудовлетворенный итогами дискуссии с Л.Шлосбергом в областной печати, выступил в качестве издателя газеты “Псковский курьер”, которая издается на средства автора. Если в двух первых номерах Л.Шлосберг лишь упоминался, то в третьем он назван “сионистом №1“ Пскова и объяснению названной позиции посвящен развернутый материал . Газета придерживается откровенно антисемитских позиций . Тон публикаций становится все более жестким и нетерпимым. В этом же выпуске жестоким нападкам подверглись шлавы администраций Пскова и Псковской области.

Националисты перешли в открытое наступление и достаточно ярко обнажили свои планы на период губернаторской избирательной компании. Вероятно, в ближайшее время эти планы начнут реализовываться.

Источники

1. Васильева Л. 1996. Ни зарплаты, ни отпускных. // Новости Пскова, 29 августа, стр. 2.

2. Виноградов В. 1996. Черные дыры бюджета. // Псковская Правда, 8 августа, стр. 2.

3. Иванов Н. 1996. На рынок надейся, но сам не плошай. // Псковская Правда, 27 августа, стр. 1.

4. Гридасов А. Сергачев, В. 1996. Лекарство от экономической депрессии пытаются найти администрация и предприниматели Псковской области. // Псковская Правда, 9 августа, стр. 4.

5. Степанова С. 1996. Много товаров хороших и разных. // Новости Пскова, 14 августа, стр. 2.

6. Полякова О. (начальник отдела статистики труда облкомстата). 1996. Кто сколько зарабатывает? // Новости Пскова, 14 августа, стр. 3.

7. 1996. Псковские богачи. // Новости Пскова, 14 августа, стр. 4.

8. Васильева Л. 1996. Шведы остались довольны. // Новости Пскова, 16 августа, стр. 1.

9. Васильева Л. 1996. Должники могут стать банкротами. // Новости Пскова, 21 августа, стр. 1.

10. Сицкис Л. 1996. Винно-водочный бунт в Пскове. // Новости Пскова, 20 августа, стр. 1.

11. Комитет по законодательству Псковской городской Думы. 1996. Предпринимателям города Пскова. // Новости Пскова, 21 августа, стр. 1.

12. Сицкис Л. 1996. "Надеемся на здравый смысл". // Новости Пскова, 28 августа, стр. 2.

13. Радов В. 1996. Не во вред, а во благо. // Псковская Правда, 28 августа, стр. 1.

14. 1996. Псков - "гиря" непосильная. // Псковская Правда, 23 августа, стр2.

15. Крылов Р. 1996. "От реорганизации хуже никому не станет" считают в министерстве путей сообщения. // Псковская Правда, 29 августа, стр. 1.

16. Белаш В. 1996. Бомба замедленного действия" перестанет угрожать здоровью Псковско-Чудского озера. // Новости Пскова, 24 августа, стр. 1.

17. Иванов Н. 1996. "Поток беженцев будет расти...". // Псковская Правда, 30 августа, стр. 2.

18. Панкратов, С. 1996. И с неба видны земные проблемы. // Псковская Правда, 28 августа, стр. 1.

19. Артюнин Н. 1996. От подачек начинаем отказываться. Учимся требовать свое, заработанное. // Псковская Правда, 17 августа, стр. 1.

20. Левицкий А. 1996. Создать условия для жизни людей. // Псковская Правда, 13 августа, стр. 3.

21. Левченко В. (заместитель председателя Псковской городской Думы, председатель комитета по законодательству). О некоторых итогах работы Псковской городской Думы. // Новости Пскова, 21 августа, стр. 3.

22. Пресс-центр городской Думы. 1996. Внеочередная сессия городской Думы. // Новости Пскова, 29 августа, стр. 3.

23. Пресс-центр администрации области. 1996. На основе взаимных интересов. // Псковская Правда, 21 августа, стр. 1.

24. Пресс-центр администрации области. 1996. Рабочие поездки главы администрации области. // Псковская Правда, 24 августа, стр. 1.

25. Сенцов В. 1996. Нужны ответственность и компетентность. // Псковская Правда, 22 августа, стр. 1.

26. Туманов В.Н. (глава администрации Псковской области). 1996. Педагогам образовательных учреждений области, студентам, учащимся. Новости Пскова, 31 августа, стр. 1.

27. Пресс-центр Администрации области. 1996. Выборы губернатора, возможно, состоятся в октябре. // Псковская Правда, 8 августа, стр. 1.

28. Кустов Юрий. 1996. Октябрь опять обещает быть "жарким". // Псковская Правда, 20 октября, стр. 1.

29. Кравченко З. В. 1996. Итоги. // Псковская Правда, 20 августа, стр. 1.

30. Семенов Б. М. 1996. Интервью с председателем избирательной комиссии Псковской области Семеновым Борисом Михайловичем. // Псковская Правда, 22 августа, стр. 1.

31. Иванов А. 1996. Лебедь благословил Комара в губернаторы. // Новости Пскова, 17 августа, стр. 1.

32. 1996. Выборы. Три плюс два. // Новости Пскова, 27 августа, стр. 1.

33. Маслов. А. 1996. Губернатор поздравляет олимпийца. // Новости Пскова, 31 августа, стр. 1.

34. 1996. Территориальные претензии. // Новости Пскова, 15 августа, стр. 5.

35. Артюнин Н. 1996. Область обретает право. // Псковская Правда, 8 августа, стр. 1.

36. Артюнин Н. 1996. Приграничье - форпост державы. // Псковская Правда, 13 августа, стр. 2.

37. Константинов О. 1996. Сигнал бедствия принят... // Новости Пскова, 17 августа, стр. 2.



[1] Его директор В.Н. Пушкарев, бывший Председатель облисполкома выдвинут кандидатом в губернаторы Псковской области.

[2] Первоначально было заявлено о приезде в Псков министра по делам национальностей и федеративным отношениям Михайлова.

[3] Смотрите об этом в 8 выпуске обозрения.

[4] На политическом небосклоне он появился во время выборов депутатов Государственной Думы 17 декабря 1995г., набрав 7,3% голосов избирателей , он занял 5 место в рейтинге кандидатов.

[5] А. И. Лебедь набрал абсолютное большинство голосов избирателей в Пскове свыше 32% и 26,3% по Псковской области.

[6] Е.Э. Михайлов также был кандидатом в депутаты Гос. Думы в декабре 1995г, набрав в области около 14% голосов избирателей.

[7] Опрос проведен "Службой Социологической и Маркетинговой информации" в Пскове, В. Луках, 6 районах Псковской области отобранных на основании типологических черт электорального поведения избирателей. Опрошено 1014 респондентов, методом интервью " лицом к лицу" на улице, специально обученными интервьюерами. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, партийно-политическому и социально-профессиональному статусу интервьюируемых.

[8] См. об этом в нашем предыдущем обзоре.