|
Новое на сайте |
Татьяна Драбкина
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
в августе 1996 года
Областная избирательная комиссия зарегистрировала 18 инициативных групп по выдвижению кандидатов. Список претендентов выглядит следующим образом:
Александр Беляков, губернатор Ленинградской области;
Вадим Густов, президент общественного объединения "Союз Северо-Западного согласия". В 1993-95 гг. - депутат Совета Федерации РФ от Ленинградской области, до этого - председатель Леноблсовета;
Николай Смирнов, директор региональной дирекции "Дороги Северо-Запада". До марта 1996 г. - председатель правительства Ленинградской области.
Сергей Модестов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области, председатель Союза фермеров Ленинградской области;
Валерий Кирпичников, председатель Союза российских городов, был депутатом Государственной Думы (1993-95);
Рашид Исмагилов, предприниматель. Президент Гатчинской торгово-промышленной палаты. В 1993-95 гг. - депутат Государственной Думы РФ от Ленинградской области (избирался от "Выбора России", позднее перешел во фракцию "Стабильность"; в 1995 г. стал активистом областного отделения НДР);
Владимир Степанов, заместитель командующего Северо-Западным округом внутренних войск МВД РФ. Выдвинут областным отделением движения "Честь и Родина" (недавно созданное объединение, которое возглавил секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь);
Юрий Щукин , председатель комиссии радиационного контроля СПб и Ленинградской области;
Евгений Истомин, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга;
Александр Лизоркин , эксперт комиссии по экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга;
Сергей Богданов , генеральный директор АООТ "Завод Кризо";
Геннадий Золототрубов, заместитель главного врача Санкт-Петербургской больницы №10, член правления областной организации ДПР;
Любовь Шастина, главный налоговый инспектор Всеволожского района Ленинградской области, секретарь ЦК РКРП. Выдвинута РКРП;
Юрий Терентьев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, помощник депутата Государственной Думы от Ленинградской области Владимира Григорьева. Выдвинут РКРП;
Вячеслав Марычев, лидер Санкт-Петербургского отделения движения "Трудовая Россия". В 1993-95 гг. - депутат Государственной Думы РФ (избран по списку ЛДПР). Выдвинут "Патриотическим движением по изучению наследия Сталина".
Александр Егоров, начальник сводно-аналитической инспекции Счетной палаты РФ. В 1993-95 гг. - депутат Государственной Думы РФ (избран в одномандатном округе Санкт-Петербурга), до этого - депутат Санкт-Петербургского городского Совета.
Кроме названных претендентов, зарегистрированы инициативные группы в поддержку неких гг. Большева и Волкова, сведения о которых найти не удалось.
Прием подписных листов осуществляется до 3 сентября.
Более подробные сведения о претендентах будут представлены после официального утверждения списка кандидатов.
Уже сейчас ясно, что реальные шансы имеют только три претендента: губернатор Александр Беляков, являющийся на сегодня безусловным лидером, а также бывший председатель областного правительства Николай Смирнов и бывший председатель облсовета, бывший член Совета Федерации РФ Вадим Густов. Что касается Густова, то его резко критическая позиция относительно политики правительства и губернатора Ленинградской области хорошо известна. Густов хорошо известен избирателям, у него богатый опыт участия в выборах разных уровней. В поддержку Густова выступили региональные организации АПР и КПРФ Есть все основания полагать, что и Смирнов будет выступать с критикой Белякова: обстоятельства неожиданного увольнения Смирнова в марте 1996 года "по собственному желанию" остались непроясненными, но похоже, что эта отставка не была вполне добровольной (см. [1]). В отличие от Густова, Смирнов гораздо меньше известен как публичный политик. Известно, что он предпринял попытки заручиться поддержкой регионального “ЯБЛОКА”. Некоторые наблюдатели не исключают создания антибеляковской коалиции в лице Густова и Смирнова и, возможно, кого-то еще. Высказано даже предположение [2], что столь большое число претендентов возникло не совсем стихийно, а было специально инспирировано, чтобы растащить голоса и обеспечить второй тур голосования (согласно областному закону, для победы в первом туре необходимо набрать более 25% голосов принявших участие в выборах). Если второй тур состоится, то антибеляковская коалиция может рассчитывать на повторение ситуации, имевшей место на выборах губернатора СПб (см. [3]).
Показательно, что КПРФ, одержавшая впечатляющую победу в области на парламентских выборах в области и потерпевшая столь же впечатляющий провал на президентских выборах, не выдвинула своего кандидата на пост губернатора.
В последние дни августа Независимый аналитический центр провел опрос избирателей Ленинградской области об их отношении к выборам и кандидатам.
О намерении участвовать в выборах заявили 78% избирателей. Однако на основании всех недавно прошедших избирательных кампаний социологи считают, что реальная явка будет меньшей и, возможно, значительно - 51-54%.
Оценивалась как степень известности потенциальных кандидатов, так и их рейтинги.
Таблица 1
Степень известности кадидатов(%):
Беляков |
91 |
Марычев |
57 |
Густов |
46 |
Модестов |
34 |
Смирнов |
33 |
Исмагилов |
30 |
Истомин |
29 |
Шастина |
29 |
Кирпичников |
28 |
Золототрубов |
27 |
Степанов |
25 |
Щукин |
25 |
Большев |
24 |
Лизоркин |
23 |
Богданов |
23 |
Егоров |
22 |
Волков |
22 |
Терентьев |
21 |
Таблица 2
Рейтинги претендентов (%):
Беляков |
43 |
Густов |
15 |
Модестов |
11 |
Марычев |
10 |
Золототрубов |
10 |
Смирнов |
9 |
Истомин |
7 |
Степанов |
6 |
Кирпичников |
6 |
Богданов |
5 |
Терентьев |
3 |
Егоров |
3 |
В электорате Белякова 10% составляют "радикальные демократы" и 29% - "консервативные демократы". В электорате Густова 31% сторонники коммунистов.
Если сравнивать предвыборную ситуацию в области с аналогичной ситуацией на прошедших выборах в СПб, то, судя по приведенным рейтингам, можно прогнозировать высокую вероятность повторения петербургского сценария, когда действующий глава региона занимает первое место в первом туре, но проигрывает во втором. При этом, хотя рейтинг Белякова сейчас более чем на 10% выше, чем был у мэра СПб А.Собчака в аналогичный период (за месяц до выборов), высокие абсолютные значения рейтингов его соперников (в СПб второй рейтинг по разным данным составлял 5-10%) и их распределение (стартовая величина отрыва первого места от второго почти такая же, как в СПб) выглядят ничуть не более благоприятными для Белякова, чем для бывшего мэра СПб Собчака. Суммарный процент поддержки потенциальных членов антибеляковской коалиции (Густов + Смирнов + ???) вполне может превысить таковой в СПб (см. [4]).
Однако есть основания сомневаться в том, что приведенные социологические данные надежно отражают настроения избирателей. Повод к такому сомнению дает необъяснимо высокий уровень предварительной известности претендентов, в том числе явных аутсайдеров. Этот показатель заметно выше, чем был в аналогичный период (до формирования окончательного списка кандидатов) в СПб, который справедливо считается более политизированным, чем область (мэр СПб Собчак в апреле 1996 г. был известен 77% избирателей, его первый заместитель Яковлев, занимавший второе место по известности, - 26%, следующий за ним Болдырев - 20%, остальные - менее 15% [4]). Возможно, социологический опрос в области проводился в городах, тогда как исход выборов вполне может решить голосование в сельской местности - более консервативной и менее политизированной.
В любом случае борьба предстоит серьезная, и в этих условиях Белякову ничего не остается, кроме как заполнить собой подконтрольные СМИ и не допустить туда соперников.
30 августа А.Беляков первым получил в избирательной комиссии удостоверение о регистрации его в качестве кандидата. В его поддержку было собрано 80 тысяч подписей (вместо необходимых 13 тысяч), причем представлены все районы области. В соответствии с законом, кандидат Беляков на время избирательной кампании ушел в отпуск.
Одновременно с началом избирательной кампании в Областной суд поступил иск жителя Ленинградской области В.Наумова к областному Законодательному собранию о том, что закон о выборах губернатора ЛО нарушает избирательные права граждан и не соответствует федеральному законодательству.
Претензии предъявлены по десяти статьям закона. По мнению истца, в законе нарушены сроки обжалования в суде решений избирательных комиссий и рассмотрения жалоб самими избирательными комиссиями, укорочены сроки предъявления списков избирателей для ознакомления и внесения в них изменений.
Одна из главных претензий - нарушение пассивного избирательного права. Здесь усматривается нарушение избирательного законодательства РФ, которое устанавливает, что законодательный орган субъекта РФ вправе ограничить право участия в выборах в качестве кандидатов, предоставив его только жителям этого субъекта РФ, либо не ограничивать это право вовсе, и в этом случае кандидатом может быть любой гражданин РФ. Другие ограничения не допускаются. Закон Ленинградской области вводит некую промежуточную норму - кроме жителей области он дает право выдвижения жителям Санкт-Петербурга, но не всем, а только "работникам органов государственной власти Ленинградской области". Появление такой нормы в законе, подготовленном областным правительством, не вызывает удивления: все высшие руководители области являются жителями СПб, где расположены органы государственной власти и управления области (и это зафиксировано в Уставе Лениградской области).
Другое серьезное нарушение состоит в том, что право выдвижения кандидатов в губернаторы области предоставлено только тем общественным объединениям, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ или в юридическом комитете Ленинградской области, тогда как законодательство РФ предоставляет это право любым объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, независимо от места регистрации. (Это положение областного закона нарушает права самого истца, которого выдвинула организация, зарегистрированная в СПб).
Областной суд принял иск к рассмотрению, но на первое заседание суда не явился представитель ответчика, слушание перенесено на 2 сентября.
Президент РФ Б.Ельцин преподнес губернатору А.Белякову предвыборный подарок: 12 августа подписано распоряжение президента "О поощрении руководителей субъектов РФ - активных участников организации и проведения выборной кампании президента РФ", в котором, в частности, объявлена благодарность губернатору Ленинградской области А.Белякову и полномочному представителю президента РФ в Ленинградской области Ф.Шкрудневу.
К тому же губернатор Ленинградской области А.Беляков попал в список участников губернаторских выборов 1996 года, поддержанных администрацией президента РФ.
Уже утвердилась порочная (и противозаконная) традиция, когда действующий руководитель региона (страны, города и т.п.) начинает свою избирательную кампанию задолго до официальной регистрации в качестве кандидата. Поэтому никого не удивляет, что губернатор А.Беляков распространяет в СМИ почти откровенно предвыборное обращение к жителям области, где кратко характеризует свою 5-летнюю деятельность и выражает надежду на поддержку в дальнейшем. (Один из девизов его кампании - "остались позади коммунистический и радикально-демократический этапы реформ, впереди - время созидания"). Более того, еще до его регистрации в качестве кандидата в СМИ опубликовано обращение руководителей ряда районных детских домов к жителям области с выражением "единодушной поддержки Александра Семеновича Белякова как кандидата на пост губернатора" и с прямым призывом к избирателям поддержать его на выборах.
В порядке текущих дел губернатор совершал традиционные поездки по районам области, где встречался с местными администрациями, хозяйственным активом, жителями. Появилось и новшество: началась реализация высказанной А.Беляковым месяц назад идеи проведения так называемых антикризисных совещаний - своего рода "мозговых штурмов", которые, по мнению губернатора, должны проводиться в масштабе всей страны. Намечено проведение таких совещаний во всех районах области. Первое совещание прошло в Выборге. Впрочем, судя даже по официальным отчетам, настоящего мозгового штурма не получилось, обсуждение ненамного отличалось от привычных "партхозактивов". Глава районной администрации В.Кириллов охарактеризовал экономические проблемы района (типичные и для всей области) - безработица, спад производства и как следствие - недобор налогов и т.п. Далее последовали предложения, которые сводились в основном к констатации необходимости разработки нового налогового законодательства РФ, поддержки малого предпринимательства и обуздания аппетитов монополистов. Губернатор заметил, что он ожидал услышать больше конкретных предложений.
Более удачно прошло совещание в Сланцах благодаря тому, что здесь уже была проведена большая работа по поиску путей выхода из кризиса. В отличие от Выборгского района, который стал испытывать значительные экономические трудности сравнительно недавно и еще остается донором областного бюджета, Сланцевский район одним из первых принял на себя удар экономических и политических реформ. Район специализировался на добыче горючего сланца, который целиком использовался как топливо для электростанций соседней Эстонии. С распадом СССР этот единый хозяйственный механизм разрушился, возникла угроза полной остановки шахт. Некоторое время назад правительству области удалось договориться с Эстонией о поставках сланца в обмен на электроэнергию. Так удалось несколько снизить напряженность в добывающей отрасли, но в тяжелом положении остаются другие связанные с объединением "Ленинградсланец" промышленные предприятия района. Недавно деловые круги города Сланцы и Ленинградской области договорились о создании финансово-промышленной группы, в которую войдут предприятия разных форм собственности (часть из них имеют значительную долю государственного участия) и частный капитал, представленный крупным российским банком "Менатеп". Создатели ФПГ рассчитывают на получение льгот от правительства РФ, поддержку Ассоциации ФПГ РФ и получение иностранных кредитов. О реализации этого проекта и говорилось на совещании. Были высказаны и конкретные предложения о лицензировании сделок с цветными металлами, об изменении некоторых налогов и др. Губернатор области одобрил подготовленные проекты и обещал поддержку [5].
Тем же проблемам - поискам выхода из экономического кризиса - было посвящено и прошедшее с участием губернатора очередное совещание Ассоциации промышленных предприятий Ленинградской области. Президент Ассоциации Валерий Глебов высказал свои предложения по стабилизации экономики:
- проведение полномасштабного взаимозачета долгов;
- замораживание цен естественных монополистов (топливно-энергетический комплекс, транспорт);
- снижение или упразднение налога на добавленную стоимость, уменьшение налога на имущество и на содержание жилищного фонда;
- снижение процентной ставки Центрального банка РФ;
- восстановление оборонной промышленности.
Собственно, все эти идеи уже давно высказываются на самых разных уровнях. Но были сделаны и конкретные предложения для Ленинградской области: создать постоянно действующий выставочный комплекс для областных предприятий (по примеру давно действующего в Санкт-Петербурге аналогичного комплекса "Ленэкспо") и образовать областную торгово-промышленную палату.
На совещании была распространена анкета, где нужно было сформулировать предложения по выходу из кризиса. Эти предложения были использованы губернатором при подведении итогов совещания.
В своем выступлении губернатор обрушился на деятельность Государственной Думы, которая, по его мнению, отрицательно повлияла на ход реформ. Он считает, что принимаемые парламентом решения чрезмерно политизированы, Дума тормозит принятие важнейших экономических законов, а вместо них принимает решения о льготах, которые ничем не обеспечены. Этой деятельности А.Беляков противопоставил работу Совета Федерации РФ, в котором, в отличие от Думы, собрались не политики, а практики, знающие подлинное положение дел на местах. Он подчеркнул, что комитет по экономической политике Совета Федерации РФ (который он возглавляет) отклонил ряд принятых Думой документов, "не соответствующих реальной действительности". В частности, речь шла о законе о регистрации недвижимости, недостатком которого губернатор назвал отсутствие положения о создании единого банка данных по недвижимости для всей страны. Говорилось о том, что не принимается крайне необходимый закон о трастовом управлении. Губернатор отметил и ряд "хороших экономических законов", которые прошли через его комитет в СФ. В частности, это закон о защите отечественного рынка, предусматривающий квоты на импорт и вводящий жесткие меры против демпинговых цен на импортные товары.
Губернатор высказал свою позицию и по поводу необходимых изменений налоговой системы: снижение НДС, причем часть суммы налога должна возвращаться предприятиям в виде беспроцентных или льготных кредитов, а размер кредита должен ставиться в зависимость от объемов производства. Определенные надежды на улучшение инвестиционного климата можно связывать с обещанием Центрального банка РФ снизить процентную ставку до 15-20%. В завершении своего выступления губернатор обещал не допустить в регионе повышения цен предприятий-монополистов выше уровня инфляции. Он отметил, что несмотря на все сложности, в Ленинградской области удалось сохранить промышленный потенциал и даже заявил, что областные предприятия выпускают продукции на душу населения в 2 раз больше, чем в Санкт-Петербурге [6].
В нескольких районах области проходит подготовка к референдумам по принятию уставов муниципальных образований, которые состоятся в сентябре. Идет обсуждение проектов. Многие наблюдатели высказывают опасения в связи с поспешностью проведения этих акций, недостатком времени, отпущенного на обсуждение, плохой информированностью населения о задачах института местного самоуправления. Депутат областного Законодательного собрания Светлана Юркова (в недавнем прошлом мэр г. Шлиссельбурга) считает, что такая поспешность выгодна действующим главам районных администраций, которые всячески препятствуют реализации права территорий на самоуправление. Все выносимые на референдум проекты предусматривают создание муниципальных образований в рамках районов. Между тем, по мнению Юрковой, 29 городов области уже сейчас способны осуществлять самоуправление без вмешательства вышестоящих структур. Реально процесс "выделения" из районных структур на уровень местного самоуправления происходит пока только в городах Светогорск, Каменногорск (см. [7,8]), Никольское и Отрадное. Юркова обращает внимание на то обстоятельство, что в ряде случаев не соблюдается норма закона, согласно которой перед вынесением на референдум устав должен пройти экспертизу в органах юстиции. В этих случаях результаты референдума могут быть признаны недействительными, что, в свою очередь, позволит провести следующий референдум только через год [9].
Неожиданно разрешился конфликт вокруг нелегитимности состоявшихся в Шлиссельбурге в марте выборов мэра и муниципалитета (см. [8]): Кировская городская прокуратура, настаивавшая на признании выборов незаконными, отозвала свой кассационный иск за несколько дней до назначенного слушания дела.
26 августа была возобновлена продолжающаяся с перерывами с июня акция протеста на Лениградской атомной электростанции (см. [8,10]) по причине так и не выплаченной зарплаты. К этому моменту новая администрация пока смогла рассчитаться только за март и апрель. При обсуждении характера проведения акции (забастовки в этой отрасли запрещены законом) было принято решение проводить ее в форме отказа покидать рабочие места после окончания смены. Это серьезно встревожило руководство отрасли, Госатомнадзор направил руководству ЛАЭС предупреждение, что в случае, если работники станции не покинут рабочие места, придется остановить энергоблоки, так как пребывание людей после работы на рабочих местах является нарушением норм безопасности на атомных станциях. Возникла реальная угроза энергетического кризиса во всем Северо-Западном регионе, в СПб уже стали разрабатывать планы поиска альтернативных источников поступления энергии на случай такого развития событий, а на ЛАЭС был составлен график отключения энергоблоков. Профком уступил только после того, как убедился в реальности угроз Госатомнадзора. Тогда было принято решение проводить акцию в той же форме, что и раньше: по окончании смены работники остаются не на рабочих местах, а в актовом зале, при этом будут соблюдаться нормы обязательного отдыха. Исполняющий обязанности директора ЛАЭС В.Лебедев сообщил об обещаниях министерства в ближайшее время погасить задолженность за май. Кроме того, министерство одобрило представленную администрацией ЛАЭС программу выхода из кризиса, предусматривающую сокращение расходов на строительство и реконструкцию и предоставление долгосрочного кредита [11,12]. На этот раз министерство сдержало свое слово и предоставило кредит в 20 млрд. рублей. В начале сентября началась выплата зарплаты за июль.
Источники
1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №3.
2. Кендерова Р. "Мы почти у взлетной полосы" // Вести. - СПб. - 1996. - 24 августа. - №94. - С. 1.
3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в мае 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №5.
4. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в апреле 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №4.
5. Кощуева А. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке // Вести. - СПб. - 1996. - 31 августа. - №97. - С. 1.
6. Акопян И. Промышленники требуют разумных законов // Вести. - СПб. - 1996. - 31 августа. - №97. - С.3.
7. Драбкина Т.М. Ленинградская область в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №2.
8. Драбкина Т.М. Ленинградская область в июне 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №6.
9. Баранова М. Быть или не быть местному самоуправлению?.. // Невское время. - СПб. - 1996. - 4 сентября. - №166. - С. 2.
10. Драбкина Т.М. Ленинградская область в июле 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №7.
11. Тягнирядно В. Сотрудники Ленинградской АЭС упорно требуют денег // Сегодня. - М. - 1996. - 29 августа. - №156. С. 2.
12.Цыганов А. Коллектив ЛАЭС пошел на компромисс с властями // Невское время. - СПб. - 1996. - 27 августа. №160. - С. 2.