Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет ИВАНОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в августе 1996 года

1.    ШЕСТАЯ ГОДОВЩИНА ДЕКЛАРАЦИИ О СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

По сложившейся уже традиции 30 августа республика отмечала шестилетие принятия Декларации о государственном суверенитете РТ. Размах, масштабность и помпезность празднеств, устроенных по этому случаю в Казани, затмили все происходивше до сих пор. Массовые гуляния, грандиозные концерты под открытым небом, торжества по случаю открытия скульптурного изображения птицы "Хорриэт" ("Свобода"), конно-спортивный праздник, убранство и иллюминация улиц и набережных, фейерверки - все это складывалось в общую картину небывало эффектной фестивальной зрелищности.

В чем же собственно состоит сегодня сама идеология суверенитета Татарстана?

В статье, опубликованной в официозной " Республике Татарстан" Президент РТ Минтимер Шаймиев обозначил контуры такой идеологии:

- голос Татарстана при отстаивании прав с началом демократизации звучал сильнее остальных российских автономий. "Вопрос о статусе Татарстана поднимался в 1917-1918 гг., затем в 30-е годы, когда принмалась первая Конституция СССР... Татарстан, как экономически развитая республика, имевшая глубокие традиции государственности, всегда претендовал на сюзный статус";

- после принятия Декларации "мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении подлинной Федерации на договорной основе";

- равноправие языков и двойное гражданство, закрепленные в Конституции РТ, стали основой стабилизации;

- на референдуме по Конституции РФ более трети субъектов проголосовали против нее, "поскольку она соответствует декоративно-федеративному государству";

- заключенный с Москвой Договор иногда ошибочно интерпретируют лишь как договор о разграничении полномочй, "умалчивая о принципиальной особенности нашего подхода: Договор органов государственной власти Татарстана с Российской Федерацией был подписан именно о ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ". В условиях, когда подписано множество договоров, Россия фактически стала договорной федерацией;

- рудименты имперства дают о себе знать в условиях спада волны суверенизации. Чечня - тому пример;

- достижения видны в уважении к государственным языкан, в образовании и культуре, в "политике баланса интересов различных этнических и конфессиональных групп", в альтернативной экономической модели мягкого и эволюционного реформирования, углубленной поддержке жизненного уровн, самостоятельных экономических связях со многими странами. "Зарубежные инвесторы "окрестили" Татарстан "островом прагматизма" и "естественным магнитом" для вложений";

- Татарстан осознает свою отвественность за стабильность международных отношений. "В январе 1995 года, а затем в марте 1996 года в Гааге состоялась встреча руководителей и лиц, отвечающих за переговорный процесс ряда государств: России, Татарстана и Чечни, Укранины и Крыма, Молдовы, Приднестровья и Гагаузии, Грузии и Абхазии. Мы обсуждали вопрос использования "модели Татарстана" для урегулирования конфликтов. Мы не считаем "модель Татарстана" универсальной, но в то же время многое из нашего опыта можно использовать и в других странах" [1].

Со статьей президента М.Шаймиева перекликается вышедшее ранее интервью премьер-министра РТ Фарида Мухаметшина, посвятившему много внимания сравнительным показателям экономического развития РТ. На фоне отсутствия стратегического курса реформ в целом по России в республике "создан определенный задел прочности". По итогам 1995 года Татарстан опережал Россию по объему произведенной валовой добавленной стоимости на душу населения на 2,6 процента, по объему произведенной промышленной продукции - на 5, реализации мяса - на 5,4, молока на 2,3 процента. В сравнении с 1994 годом по капитальным вложениям за счет всех источников финансирования Татарстан опрежает Россию на 22,4 процента, по росту реально располагаемых денежных доходов - на 7,1 процента [2].

Как нельзя более кстати к празднествам шестилетия суверенитета подоспела публикация интервью Маргарет Тэтчер главному редактору "АиФ"а В.Старкову. Рассуждая о перспективах мирного урегулирования в Чечне, британский экс-премьер говорила: "Вы ведь прекрасно поступили с Татарстаном. Татары - это очень гордые люди, которые хотели больше независимости. Вам удалось учесть их интересы, при том Татарстан остался в пределах России" [3]. Наверное, трудно было более своевременно потрафить тем кругам татарстанской общественности, которые искренне "принимают близко к сердцу" проблематику суверенитета.

Не обощлось и без "ложки дегтя". Руководство Татарского общественного центра намеревались 30 августа провести митинг протеста на площади у правительственного комплекса зданий в Казани. "Праздновать республике нечего, - говорил по этому случаю литер ТОЦ Марат Мулюков, - как и нечем хвалиться ее руководителям. Суверенитет наш бумажный. Он ничего не дал народам Татарстана. Безработица, невыплаты зарплаты, бедность основной части населения - следствие политики, проводимой президентом РТ по реализации суверенитета. Мы, по-прежнему, всего лишь часть России, причем одна из наименее обеспеченных. В большинстве областей РФ люди живут более обеспеченно, чем в Татарстане" [4].

В целом же ни ТОЦ, ни другие структуры, ранее олицетворявшие радикально-национальное движение в Татарстане сегодня не могут выступать и с сотой долей тех притязаний, которые были им свойственны еще три-четыре года назад. Они все больше и больше производят впечатления эфемерности.

Симптоматично в этой связи одно из высказываний государственного советника по политическим вопросам при президенте РТ Рафаэля Хакимова, одного из интеллектуальных “моторов" времен становления нацинального движения, автора большинства программных документов ТОЦ конца 80-х годов: "...время ТОЦ прошло. Многое зависит от конкретной ситуации, чаще всего экономической. Конечно, национальное движение не ушло в прошлое, оно существует, но сегодня его, скорее всего, надо рассматривать как форму общественного сознания, а не политическую организацию" [5].

2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

Госкомстат РТ обнародовал данные о социально-экономическом состоянии за семь месяцев 1996 года.

Начав с той констатации, что каких-либо радикальных изменений в экономике не произошло, обзор включает следующие параметры:

Индекс физического объема произведенной продукции (работ, услуг) по сравнению с январем-июлем 1995 года составил 102 процента. Прирост, как обычно, получен за счет ТЭК и нефтехимии.

В машиностроении и металлообработке, промышленности стройматериалов и деревообработке, пищевой и легкой промышленности продолжался спад (от 96 до 76 процентов). Не преодолена тенденция сокращения выпуска легковых автомобилей (спад - на 38,7 процентов) и грузовых автомобилей (на 19 процентов).

Лишь 5 процентов произведенной продукции приходилось на долю предприятий ВПК.

Вместе с тем сельскохозяйственное производство обещает дать беспрецедентный рост валового сбора зерновых.

Уровень жизни и денежные доходы населения демонстрировали такую динамику: реальные располагаемые доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в июле увеличились по сравнению с июлем 1995 года на 4,8 процента. Денежные доходы, по оценочным расчетам, увеличились за это время на 51,6 процента, денежные расходы - на 60 процентов. Душевые денежные доходы составили 592,4 тысячи рублей. В июне на долю богатейшего дециля приходилось 25,5 процентов денежных доходов, беднейшего - 3,1 процента. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 720 тыс.человек (19 процентов населения) [6].

По другим сведениям, в частности, по словам сотрудника Центра социальных проблем В.Батина, с марта по май численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, увеличилась на 243 тыс. человек и составила в мае 1 млн. 38 тыс. человек (или 27,6 процентов населения РТ). Далее, эти же данные свидетельствуют о снижении покупательной способности средней зарплаты в республике по сравнению с российскими показателями - если в ноябре 1995 года на среднюю зарплату в РТ можно было купить 3,6 набора минимально необходимых продуктов и 2,75 - в РФ, то к середине нынешнего года положение сравнялось при том, что стоимость такого набора в РТ была на треть ниже, чем в России [7].

Под аккомпанимент праздничных приготовлений явным диссонансом прозвучала информация о том, что под "прямой и явной" угрозой оказалось одно из самых ощутимых экономических завоеваний суверенитета. Речь идет об акцизах за экспорт нефти, которые соответствующими соглашениями в пакете с Договором с Москвой оставлялись в распоряжении Татарстана.

По данным, приводимым экономическим обозревателем газеты "Вечерняя Казань" Рашидом Галямовым, после заключения Договора и серии соглашений Татарстан вместо 47-48 процентов налогов платит 20-25 (что в 1996 году должно было означать дополнительные 2 триллиона рублей в республиканской казне). Солидную долю этого пирога составляет "начинка" из акцизов за нефть в сумме 50 тыс. рублей за тонну. Эта сумма, согласно достигнутым в 1994 году договоренностям, должна была оставаться в распоряжении Татарстана. Это положение сохранялось до 1 августа. Постановлением же правительства РФ №908 от 27 июля с.г. "О взимании акциза с экспортируемых из РФ нефти и природного газа" всем экспортерам вменяется в обязанность платить 82,2 тыс. рублей с тонны нефти . Деньги взимаются таможней, а таможенные сборы, по тем же межправительственным соглашениям 1994-ого, зачисляются в бюджет РФ. В результате открылась неблагоприятная для РТ перспектива - остаться до конца года без 200 млрд. рублей. Официальные лица из кабинета министров с середины августа должны были начать новый раунд согласований с Москвой, по которым, как ожидается, удастся "отбить" такое распределение акцизов: 50 тыс. - РТ, 32,2 тыс. рублей - РФ.

Столкнется ли Татарстан с новой жесткостью в позициях федерального центра - покажет самое ближайшее будущее.

Ситуация с экпортом нефти характеризовалась следующими признаками: в РТ действуют две таможни и шесть таможенных постов, входящих в структуру Татарстанского таможенного управления, которые дали за первое полугодие с.г. в казну России 446 млрд. рублей, превысив прогнозировавшиеся объемы; главной статьей облагаемого пошлиной экпорта была сырая нефть (объем ее вывоза по сравнению с прошлым годом увеличился в 16 раз) [9].

3.    ДИСКУССИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРЕССЕ

В августе в муниципальном еженедельнике ""Казанское время", недавно учрежденном муниципальным же агентством "ЭКО-информ", и отличающимся довольно высокой планкой амбиций как по уровню аналитичности и информированности, так и по полиграфическому исполнению, была закручена крепкая и весьма провокативная интрига.

Если раньше оценочные обзоры республиканской печати (принадлежащие острому перу Иды Шнеерсон) выходили на страницах "Казанского телеграфа" и пребывали на газетной периферии, то теперь в "Казанском времени" многотысячным тиражом опубликованы материалы, создающие полускандальную обстановку вокруг татарстанских mass media.

Под псевдонимом Лев Булачный вышла серия публикаций, вызвавшая не только интерес читателей, но и переполох в цеху газетчиков. В анонсирующей статье республиканские издания были классифицированы на "старые" и "новые" по признаку идейно-стилевой ориентации, что сопровождалось нетрадиционно хлесткими характеристиками.

В материалах, последовавших за этим, помимо журналистского анализа содержатся довольно интересные моменты.

Ошеломляюще выглядит, в частности, статистика читательского интереса (впрочем, требующая учесть конъюнктуру цен) - подписка на "Литературную газету" в Казани составила 183 экземпляра, на "Новый мир" - 99.

Издания подвергнуты группировке по признаку политической принадлежности к той или другой из соперничающих группировок в правящей элите республики. Выделены две основные силы: группа премьера Фарида Мухаметшина, в которую входят мэр Казани Камиль Исхаков, председатель Нацбанка Евгений Бгачев, министр сельского хозяйства Фатих Сибгатуллин, и группа первого вице-премьера Равиля Муратова и спикера Госсовета Василия Лихачева.

Соответственно структурируются, по мнению автора обзоров, и СМИ. Группа Муратова выражает свои взгляды через "Вечернюю Казань" (статьи "вечеркинского" автора Р.Галямова оценены как инспирированные), "Республику Татарстан" и в меньшей степени через "Время и деньги" (газета деловых кругов, учрежденная на базе бывшего издания ВС республики "Известия Татарстана"). Общий тираж газет, отнесенных к этой категории, составляет 120 тысяч. Лагерь оппонентов, группа Мухаметшина-Исхакова, согласно приводимому раскладу, представлен газетами "Казанское время", "Молодежь Татарстана", "Казанские ведомости" с суммарным тиражом в 110 тысяч. Плюс к этому под контролем мэра - популярный телеканал "Эфир", выгодно контрастирующий с казенным государственным TV (ГТРК "Татарстан"), что создает ощутимое преимущество на этой стороне соперничающих сил.

На подходе, если верить публикации, новые печатные издания, и не исключено, что и телеканалы.

Наконец, автор в достаточно уверенных интонациях предрекает скорую отставку министра печати Ислама Ахметзянова и прочит в его преемники Римму Ратникову, нынешнего редактора "Молодежи Татарстана" [10].

Состоявшееся в августе в кабинете министров совещание, посвященное проблемам переоснащения полиграфической базы в республике, также дало поводы для соответствующих слухов. Печатающиеся в Каазни газеты отличаются крайне низким исполнением и находятся на грани различимости текстов и фотоснимков. Мало-мальски "прилично" выглядящие газеты печатаются в Ульяновске, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Уфе и т. п. Следовательно, вопрос о том, кто будет руководить модернизацией татарстанского полиграфического комплекса, также приобретает политический оттенок.

4.    М.ШАЙМИЕВ О СИТУАЦИИ ВОКРУГ ЧЕЧНИ

Августовские события в Чечне не могли не вызвать отзвук в Казани. "Модель" Татарстана всегда так или иначе соотносилась, сопрягалась с Чечней в контексте альтернативности. М.Шаймиев был автором собственного проекта урегулирования кризиса. И сейчас по меньшей мере дважды он обнародовал свое видение происходящего.

В первой декаде августа он дал интервью "Интерфаксу", в котором расценил политику Центра как "двойной стандарт". "Непоследовательность со стороны Москвы в попытках урегулировать чеченский конфликт прослеживается во всем, включая даже поведение членов федеральной делегации на переговорах с чеченскими сепаратистами. ...То секретарь Госкомиссии по урегулированию чеченского кризиса Сергей Степашин говорит, что не будет больше иметь дело ни с Масхадовым, ни с Яндарбиевым. То через день начинает твердить, что не может выйти ни на того, ни на другого с тем, чтобы договориться. ...даже в этой ситуации надо продолжать последовательный поиск путей к миру. Нельзя терять элементы доверия, которые установились между противоборствующими сторонами после московских и назрановских соглашений", - подчеркивал М.Шаймиев [11].

Несколькими днями позже в новом интервью корреспондентам "Радио России" и Би-Би-Си М.Шаймиев говорил о гипотетической возможности аналога между Татарстаном и Чечней: "Отношения России с Чеченской Республикой будут очень похожими на наши по части самого содержания договора. Часто, когда сравнивают договор Татарстана и России с другими договорами между субъектами Федерации и центром, упускают главное - то, что по политическому содержанию наш Договор уникален. Другого такого в России нет. А Чеченская Республика упустила момент для заключения договора с содержанием большей самостоятельности. В моем варианте урегулирования чеченского конфликта одним из пунктов предусматривалось проведение в Чечне свободных выборов. На мой взгляд, как бы это ни воспринималось нынешним руководством Чеченской Республики, само руководство после вывода войск должно стремиться получить легитимность через выборы. Этого не надо бояться - нельзя связывать судьбу республики с судьбой отдельных личностей" [12].

В последних числах месяца М.Шаймиев в целом ряде высказываний достаточно энергично солидаризировался с действиями А.Лебедя как единственно приемлемыми в сложившейся ситуации.

5.    КАНДАГАРСКАЯ РАЗВЯЗКА

Объяснимое затишье августовской политической жизни в республике неожиданным образом было нарушено драматическими событиями. Семеро казанских авиаторов, работающих в авиакампании "Аэростан", как известно, были пленены боевиками афганского движения Талибан 2 августа прошлого года при осуществлении транспортных перевозок боеприпасов для правительственных сил в Кабуле. На протяжении года власти Татарстана предпринимали многочисленные попытки как-то договориться об их освобождении, но безрезультатно.

Поездки в провинцию Кандагар через ОАЭ стали превращаться в нечто рутинное. Пленники даже принимали участие в обоих турах президентских выборов, когда к ним доставлялись бюллетени и урна для голосования.

В начале августа была предпринята очередная попытка воздействия на Пакистан с целью убедить руководство страны и оказать влияние на их фактическую креатуру (талибов). Спикер Госсовета РТ Василий Лихачев обсуждал эту проблему с Примаковым и Лебедем. На середину августа был запланирован визит в Иран государственного советника при Президенте РТ Тимура Акулова и других официальных лиц республики.

Развязка наступила в лучших традициях приключенческого жанра. (Кстати, в Казани живет и здравствует герой прошедшей войны, легендарный Михаил Девятаев, совершивший в конце войны дерзкий побег из плена, угнав вражеский самолет и перелетев на нем через линию фронта).

Командир - Вадимир Шарпатов, второй пилот - Зиннур Хайруллин, штурман - Александр Здор, бортрадист - Юрий Вшивцев, бортинженер - Асха Аббязов, ведущие инженеры - Сергей Бутузов и Виктор Рязанов под предлогом профилактических мероприятий смогли добиться того, чтобы их одновременно допустили на борт самолета, что стало возможным благодаря участию в переговорах с талибами сенатора США Хэнка Брауна. Обезоружив трех охранников и на считанные секунды опередив машины, мчавшиеся на перехват, летчики смогли вырулить на взлетную полосу и на 50-метровой высоте уйти от потенциальных преследователей и зенитных ракет и в конечном счете долететь до Шарджи (ОАЭ).

Многочисленные предположения о том, что это была искусно подготовленная инсценировка побега, активно опровергались как спецслужбами РФ, так и СМИ Татарстана.

Как бы то ни было, семеро летчиков и советник Акулов удостоины высоких правительственных наград России.

Источники

1. Шаймиев М. Шесть лет по пути укрепления государственности Республики Татарстан // Республика Татарстан. - Казань. 30 августа 1996.

2. Фарит Мухаметшин: "Наши проблемы за нас не решит никто" // Время и деньги. - Казань. - 10 августа 1996 г.

3. Маргарет Тэтчер о самом важном в политике // Аргументы и факты. - август 1996. - №35.

4. Не праздновать, но отметить... // Вечерняя Казань. - 24 августа 1996.

5. Лидер. - Казань. - 30 августа 1996. - №35.

6. Время и деньги. - Казань. - 22 августа1996.

7. Крис. - Казань. - 23 августа 1996.

8. Вечерняя Казань. - 28 августа 1996.

9. Время и деньги. - Казань. - 15 августа1996.

 10. Казанское время. - 9 -15; 16-22; 23-29 августа 1996.

 11. Шаймиев критикует федеральные власти за двойные стандарты в отношении Чечни // Время и деньги. - Казань. - 10 августа 1996.

 12. Минтимер Шаймиев: Путь, выбранный Татарстаном, может быть приемлемым и для Чечни // Республика Татарстан. - Казань. 15 августа 1996.