Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

С.АНДРЕЕВ

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

в августе 1996 года

Крпунейшим политическим событием месяца стал принятый республиканским парламентом закон “О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы города, села, поселка, сельсовета”, который должен стать тем инструментом, с помощью которого официальный Саранск намеревается повысить управляемость мордовских территорий. Ведь последние, в частности, на недавних парламентских выборах, не совсем вразумительно продемонстрировали эту свою особенность.

Главной чертой этого закона является его несомненная вписываемость в общую картину монолитности и беспрекословности нынешней официальной власти в республике. До принятия документа в прямой подотчетности главе республики находилось лишь высшее звено районного руководства - главы администраций. В принципе, и они, согласно российскому закону о местном самоуправлении, должны избираться всенародно и испытывать непосредственную зависимость только от избирателя. Однако принятая в 1995 году (уже после выхода закона о местном самоуправлении) новая Конституция Мордовии, в прямом и заведомом нарушении этого закона, установила принцип назначаемости и сменяемости главой республики глав районных администраций с одобрения местного депутатского сообщества. Что касается процедуры ратификации депутатами кандидатуры, то, насколько известно, в республике еще не было прецедентов, когда местный депутатский корпус воспрепятствовал смещению либо назначению главой республики руководителя районной администрации. Иллюзорность влияния районного депутатского сообщества на выбор своего руководителя - очевидна и никем не вуалируется. С принятием рассматриваемого закона вертикаль прямой должностной зависимости от администрации главы республики протянулась до самых низовых уровней власти - мэров городов, глав администраций села, поселка, сельсовета.

Безусловно, управляемость территорий республики с принятием этого закона становиться неизмеримо выше. Толчком в деле приведения районов Мордовии в политически управляемое состояние послужили президентские выборы этого года. Активно взявшись за управление мордовским электоратом во втором туре президентских выборов, мордовский политический генералитет столкнулся с новой и не совсем приятной ситуацией - главы районных администраций в ряде случаев оказались не способны повлиять, в соответствии с полученными директивами, на ход избирательной кампании и на ее результаты. Причина была проста - не имелось реальных рычагов воздействия на низовые структуры власти в районах и, прежде всего, на их руководителей. Соответственно, в традиционно "красных" территориях республики предвыборные установки официальной мордовской власти не "прошли" дальше глав администраций районов, которые не имели законодательных рычагов давления на всенародно избранных руководителей органов местного самоуправления в районах. В результате, предвыборные диррективы официального Саранска как бы "зависли" на уровне районного руководства, зачастую не принимаясь к исполнению основными электоральными "пастухами" - главами администраций городов, сел, поселков. В итоге, не смотря на титанические усилия мордовской власти, во втором туре президентских выборов Геннадий Зюганов все же победил по республике, набрав около 50 процентов голосов.

Следует осветить еще одну немаловажную для мордовского руководства задачу, которую решает этот закон - ослабление позиций политических конкурентов. Нынешний мэр Саранска Юрий Рыбин на протяжении длительного времени является одной из самых заметных и влиятельных политических фигур в республике. Его относительная политическая автономность от центрального руководства Мордовии обеспечивалась всенародной избранностью на свою должность. В ситуации придания власти в Мордовии характера абсолютной незыблемости и подконтрольности администрации главы республики - положение мэра Саранска вызывало у местного Белого Дома (резиденция главы республики) серьезное беспокойство. Оно усиливалось тем обстоятельством, что мэр Саранска никогда не принадлежал к политической группировке нынешнего главы республики Николая Меркушкина, к той группировке, которая и трансформировала под себя систему власти в республике. Теперь, с принятием этого закона, политическая независимость мэра Саранска в значительной мере снивелирована, а значит снижена его политическая конкурентоспособность.

Резюме - последние препятствия на пути к всеохватности о бесперебойности официальной власти в Мордовии устранено.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы города, села, поселка, сельсовета

Принят Государственным Собранием июля 1996 года

Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет порядок избрания и досрочного прекращения полномочий глав городов районного значения, сел, поселков, сельсоветов.

Статья 1. Глава города, села, поселка, сельсовета избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава по предложению главы района на срок полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Статья 2. Избрание главы города, села, поселка, сельсовета проводится на первой сессии вновь избранного представительного органа местного самоуправления.

Статья 3. Предложение о кандидатуре на должность главы города, села, поселка, сельсовета вносится главой района лично либо назначенным главой района представителем на сессии представительного органа местного самоуправления.

Статья 4. Кандидат на должность главы города, села, поселка, сельсовета выступает на сессии представительного органа местного самоуправления и отвечает на вопросы депутатов.

Кандидат на должность главы города, села, поселка, сельсовета имеет право на самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

Кандидатура на должность главы города, села, поселка, сельсовета подлежит обсуждению депутатами. Каждый депутат представительного органа местного самоуправления вправе высказаться за или против кандидата.

Статья 5. Глава города, села, поселка, сельсовета избирается по усмотрению депутатов открытым или тайным голосованием, проводимым в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления.

Кандидат на должность главы города, села, поселка, сельсовета считается избранным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Избрание главы города, села, поселка, сельсовета оформляется решением представительного органа местного самоуправления.

Примечание: в настоящем законе под общим числом депутатов представленного органа местного самоуправления понимается число фактически избранных депутатов, полномочия которых подвержены соответствующим решениям представительного органа местного самоуправления, за исключением тез депутатов, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном законом порядке.

Статья 6. В случае, если предложенная главой района кандидатура на должность главы города, села, поселка, сельсовета не набрала необходимого для избрания числа голосов депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления, глава района не позднее чем в семидневный срок со дня подведения итогов голосования вносит в представительный орган местного самоуправления предложение о новой кандидатуре на должность главы города, села, поселка, сельсовета. Одна и та же кандидатура может предлагаться не более двух раз.

Глава района вправе внести предложение о новой кандидатуре на том же заседании сессии представительного органа местного самоуправления.

Повторное избрание главы города, села, поселка, сельсовета проводится представительным органом местного самоуправления в семидневный срок со дня внесения предложения главой района.

Статья 7. Вновь избранный глава города, села, поселка, сельсовета вступает в должность со дня его избрания.

Статья 8. Полномочия главы города, села, поселка, сельсовета прекращаются досрочно в случаях:

1) смерти;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы города, села, поселка, сельсовета;

3) личного заявления о сложении полномочий;

4) систематического неисполнения без уважительных причин должностных обязанностей, возложенных на главу города, села, поселка, сельсовета законодательством о местном самоуправлении и уставом муниципального образования.

Решение о досрочном прекращении полномочий главы города, села, поселка, сельсовета по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, принимается представительным органом местного самоуправления большинством голосов от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Решение о досрочном прекращении полномочий главы города, села, поселка, сельсовета по основанию, указанному в пункте 4 настоящей статьи, принимается:

- по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления - большинством в две трети голосов от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;

- по инициативе главы района - большинством голосов от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Заседание представительного органа местного самоуправления по вопросу о досрочном прекращении полномочий главы города, села, поселка, сельсовета проводится в семидневный срок со дня поступления соответствующей инициативы.

Глава района либо его представитель вправе присутствовать на заседании представительного органа местного самоуправления по вопросу о досрочном прекращении полномочий главы города, села, поселка, сельсовета и высказать свое мнение. О дате и месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления глава района извещается не позднее чем за три дня.

Решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий главы города, села, поселка, сельсовета принимается по усмотрению депутатов открытым или тайным голосованием, проводимым в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления.

Статья 9. В случае досрочного прекращения полномочий главы города, села, поселка, сельсовета избрание нового главы города, села, поселка, сельсовета проводится в соответствии с настоящим законом не позднее чем в шестимесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий.

На указанный в части первой настоящей статьи срок представительный орган местного самоуправления по предложению главы района назначает исполняющего обязанности главы города, села, поселка, сельсовета производится в соответствии со статьями 3-6 настоящего закона.

Исполняющий обязанности главы города, села, поселка, сельсовета, назначенный не из числа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления выполняет функции, возложенные на главу города, села, поселка, сельсовета законодательством о местном самоуправлении и уставом муниципального образования, за исключением права созыва и ведения заседаний представительного органа местного самоуправления и подписания его решения и постановлений.

Статья 10. Настоящий закон вводится в действие по истечении срока полномочий глав местного самоуправления городов районного значения, сел, поселков, сельсоветов, избранных в соответствии с законом Республики Мордовия "О выборах главы местного самоуправления" от 8 сентября 1994 года.

Одновременно утрачивает силу закон Республики Мордовия "О выборах главы местного самоуправления" от 8 сентября 1994 года в части, касающейся выборов глав местного самоуправления городов районного значения, сел, поселков, сельсоветов.

Статья 11. В случае несоответствия законов Республики Мордовия настоящему закону, действует настоящий закон.

Статья 12. Избрание первого главы города, села, поселка, сельсовета осуществляется в месячный срок со дня избрания первого главы соответствующего района.

Дата проведения сессии по избранию главы города, села, поселка, сельсовета назначается представительным органом местного самоуправления по соглашению с главой района.

Статья 13. В муниципальных образованиях, в которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законом Республики Мордовия "О местном самоуправлении в Республике Мордовия" полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляются непосредственно собраниями (сходами) граждан, избрание и досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования (старосты) осуществляется в порядке, установленном настоящим законом, со следующими особенностями:

1) избрание главы муниципального образования (старосты) осуществляет собрание (сход) граждан по предложению главы района;

2) глава муниципального образования (староста) избирается собранием (сходом) граждан путем тайного голосования, проводимым в соответствии с уставом муниципального образования, на срок полномочий представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия;

3) главой муниципального образования (старостой) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день избрания 21 года и постоянно проживающий на соответствующей территории не менее одного года;

4) кандидат на должность главы муниципального образования (старосты) считается избранным, если за него проголосовало большинство от общего числа граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом. Решение об избрании главы муниципального образования (старосты) оформляется решение собрания (схода) граждан;

5) решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом;

6) дата избрания главы муниципального образования (старосты) определяется главой района.

Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин

г.Саранск июль 1996 года