Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Санкт-Петербург

Татьяна ДРАБКИНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в июле 1996 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Губернатор Санкт-Петербурга

В начале июля губернатор СПб Владимир Яковлев на пресс-конференции подвел итоги первого месяца своей работы на этом посту. Он отметил подписание жизненно важных для города документов - таких, как Договор о разграничении полномочий с федеральным Центром, ряд договоренностей с правительствами Москвы и Ленинградской области (см. ниже), о которых, по замечанию губернатора, раньше не могло быть и речи.

(Что касается Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти СПб и РФ, то его содержание аналогично соответствующему Договору между РФ и Ленинградской областью. Подробности см. [1])

1.1.1.    Взаимодействие с Ленинградской областью

Продолжались мероприятия в направлении сближения СПб и Ленинградской области. 5 июля губернатор СПб Владимир Яковлев и губернатор Ленинградской области А.Беляков подписали "Соглашение между администрацией СПб и администрацией Ленинградской области о координации действий в социально-экономической сфере". Документ носит характер протокола о намерениях. Декларируется поддержка и развитие политических, финансовых и социально-экономических отношений на основе равноправного партнерства. Стороны обязуются проводить регулярные консультации с целью дальнейшего развития и углубления двусторонних отношений и только после предварительного согласования принимать решения по важнейшим вопросам, касающимся интересов населения региона. Заявлены следующие направления совместной деятельности: природопользование и экологическая безопасность; развитие единой транспортной системы, в том числе морских портов и международных аэропортов; взаимосогласованная политика в области регулирования цен и тарифов при грузовых и пассажирских перевозках, а также в области дорожных налогов и сборов; согласованная адресная политика по предоставлению налоговых и социальных льгот; создание условий, стимулирующих производство местной сельскохозяйственной продукции; труд и занятость, регулирование трудовой миграции; здравоохранение, социальная защита, охрана труда; формирование совместной информационной политики в области телевидения и радиовещания; совместные программы в области культуры, спорта и туризма. Стороны обязуются решать вопросы, возникшие в процессе реализации соглашения, путем проведения регулярных консультаций, заключения отдельных соглашений, целевых программ и т.п. Не обойден вниманием вопрос о перспективе объединения в единый субъект РФ. Стороны объявляют, что все связанные с этим вопросы будут решаться в интересах населения и с согласия населения.

В порядке реализации соглашения губернатор СПб провел встречу с руководителями акционерных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств Ленинградской области. Он сообщил, что готов предоставить более 1000 пустующих подвальных помещений и помочь с получением выгодных банковских кредитов для создания специализированных магазинов в СПб. Обещаны и другие меры благоприятствования торговле областной сельскохозяйственной продукцией в СПб, в частности, губернатор обещал разобраться с результатами приватизации городских холодильников и овощехранилищ, где в последние годы цены на услуги возросли несоизмеримо с уровнем инфляции.

1.1.2.    Реорганизация органов администрации

Губернатор СПб своим приказом внес изменения в распоряжение мэра СПб от 23.11.94 "О системе государственных органов исполнительной власти СПб", в результате которых определены обязанности вице-губернаторов СПб, и определил состав городского правительства.

В новом правительстве 15 членов (в бывшем - 13). Во главе правительства - губернатор В.Яковлев. Далее - три первых вице-губернатора (Игорь Артемьев, Дмитрий Сергеев и Вячеслав Щербаков), шесть вице-губернаторов (Виктор Локтионов, Валерий Малышев, Михаил Маневич, Валентин Меттус, Владимир П. Яковлев, Виктор Яцуба) и пять руководителей отдельных подразделений администрации: председатель юридического комитета Дмитрий Козак, начальник ГУВД Юрий Лоскутов, председатель комитета по печати и связям с общественностью Андрей Мокров (один из новых назначенцев губернатора В.Яковлева), начальник Управления административных органов Евгений Олейник, председатель комитета по внешним связям Геннадий Ткачев.

Распределение обязанностей между вице-губернаторами определено следующим образом:

1. Первый вице-губернатор - председатель комитета финансов И.Артемьев руководит работой комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку, по совершенствованию системы платежей и расчетов, советом по игорному бизнесу, и обеспечивает взаимодействие с территориальными управлениями ряда федеральных служб, работающих в области финансов.

2. Первый вице-губернатор - председатель комитета экономики и промышленной политики Д.Сергеев координирует деятельность комитета торговли и продовольствия, департаментов торговли и труда, руководит работой Совета портов, региональной энергетической комиссии, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Первый вице-губернатор В.Щербаков координирует деятельность комитетов социальной сферы (по здравоохранению, по делам молодежи, по образованию, по социальным вопросам), департаментов по науке и высшей школе, социальной защиты, управлений социального питания и ветеринарии, руководит работой комиссии по летнему отдыху детей, чрезвычайной противоэпидемической комиссии, призывной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних.

4. Вице-губернатор В.Локтионов координирует деятельность департамента строительства, комитета по градостроительству, управления по строительству сооружений защиты города от наводнений, градостроительного совета СПб, инвестиционно-тендерной комиссии.

5. Вице-губернатор В.Малышев координирует деятельность департамента благоустройства и дорожного хозяйства, департамента по туризму, управления по развитию садоводства и огородничества, комитета по физкультуре и спорту, а также других органов администрации по вопросам, связанным с подготовкой СПб к участию в конкурсе на право проведения Олимпийских Игр 2004 г., городского штаба по реализации неотложных мер в дорожном хозяйстве.

6. Вице-губернатор - председатель комитета по управлению городским имуществом М.Маневич координирует деятельность фонда имущества, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, руководит работой городской комиссии по недвижимости.

7. Вице-губернатор - председатель комитета по управлению городским хозяйством В.Меттус координирует деятельность департаментов транспорта, связи и информатизации, содержания жилого фонда, жилищного комитета, управления по охране окружающей среды, штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, городской административно-технической инспекции.

8. Вице-губернатор - председатель комитета по культуре В.П.Яковлев координирует деятельность кинодепартамента, комитета государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры, архивного управления СПб и Ленинградской области, руководит работой топонимической комиссии.

9. Вице-губернатор - руководитель канцелярии губернатора В.Яцуба координирует деятельность районных, городских, районных в городе, поселковых администраций, управления юстиции, регистрационной палаты, обеспечивает взаимодействие с Законодательным собранием СПб.

В целом персональный состав правительства обновился на две трети. На прежних должностях остались трое: председатель КУГИ Михаил Маневич, председатель комитета по культуре Владимир П. Яковлев и начальник ГУВД Юрий Лоскутов.

Произошло некоторое перераспределение приоритетов. Так, в правительстве А.Собчака ведущую роль играл комитет экономики и финансов, который возглавлялся первым заместителем мэра. Разделение этого комитета на два (комитет финансов и комитет экономики и промышленной политики - см. [2]) с руководителями в ранге первых вице-губернаторов подчеркивает особое внимание губернатора к положению городской промышленности. Существенно снизилась роль комитета по внешним связям. Ранее председатель этого комитета был в ранге первого заместителя мэра, а возглавлявший этот комитет Владимир Путин был едва ли не самой влиятельной фигурой в администрации Собчака. Теперь председатель КВС - рядовой член правительства. Не входят теперь в правительство и председатели комитетов по социальным вопросам, по торговле и продовольствию, по градостроительству, а также начальник управления юстиции. Отсутствует и введенная Собчаком из чисто конъюнктурных соображений и не соответствовавшая заявленным целям должность "уполномоченного по правам человека в СПб" (см. [3]). Повысился статус аппарата городской администрации, который теперь именуется канцелярией губернатора: в состав правительства теперь входят не только вице-губернатор и начальник канцелярии Виктор Яцуба, но и руководители подразделений канцелярии: юридического комитета (Дмитрий Козак) и управления административных органов (Евгений Олейник). Введена новая должность в правительстве - вице-губернатор по строительству.

Одновременно губернатор СПб внес в Законодательное собрание проект закона "О структуре администрации СПб". Новый вариант структуры разработан с учетом необходимости сокращения бюджетных расходов на содержание органов государственной власти. Предполагается сокращение численности государственных служащих на 30%. Вместо существовавших в прежней мэрии 15 отраслевых комитетов и подчиненных им департаментов предполагается создание 23 отраслевых комитетов и 10 управлений, подчиненных губернатору напрямую или находящихся в совместном подчинении с другими органами власти. Предполагается ликвидировать департаменты (часть которых получит статус комитетов), что уменьшит число звеньев управленческой структуры.

Предполагается следующая реорганизация комитетов. Сохраняются два ведущих комитета, образованные губернатором сразу после вступления в должность - комитет финансов и комитет экономики и промышленной политики. Вместо единого комитета по управлению городским хозяйством (который в прежней администрации возглавлял В.Яковлев) будут образованы 4 комитета (которые ранее были департаментами этого комитета): по строительству, по благоустройству и дорожному хозяйству, по содержанию жилищного фонда, по транспорту и связи. Сохраняется КУГИ и его председатель Михаил Маневич, а также комитеты: по архитектуре и градостроительству, по культуре, по делам молодежи, по внешним связям, по здравоохранению, по образованию. Вводится новый комитет - по жилищной политике (план создания такого комитета начал разрабатывать еще А.Собчак в свои последние месяцы на посту мэра). Следует отметить, что среди задач этого комитета появляется новая - защита прав людей, проживающих в общежитиях. Ряд комитетов будут созданы на базе бывших департаментов и управлений, например, комитет по науке и высшей школе, по охране памятников истории и культуры. Вместо комитета по социальным вопросам будет образован комитет по социальной защите населения. Вместо комитета по торговле будет образован комитет по потребительскому рынку. В структуре администрации сохраняются управления - такие, как ГУВД, ЗАГС, управление по охране окружающей среды, а также образуются новые: по строительству сооружений защиты города от наводнений и по развитию садоводства и огородничества (последний - в совместном подчинении с администрацией Ленинградской области). Ликвидация и реорганизация органов, не вошедших в новую структуру, должна быть осуществлена до конца года.

В документе говорится, что компетенция правительства СПб определяется законом СПб. Однако такого закона еще нет. Сейчас правительство де-факто составляют первый вице-губернатор В.Щербаков и два первых заместителя губернатора Игорь Артемьев и Дмитрий Сергеев. Вместе с тем в предложенной губернатором структуре администрации такие должности отсутствуют. Поэтому некоторые эксперты считают, что до принятия закона о правительстве их существование может быть нелигитимным.

В обращении губернатора Законодательному собранию сказано, что представленная структура администрации - временная, после реализации закона о местном самоуправлении должны произойти изменения в составе органов администрации и перераспределение функций по управлению городским хозяйством.

Губернатор просил Законодательное собрание рассмотреть законопроект о структуре городской администрации в первоочередном порядке. ЗС находится на каникулах, но не исключено, что будет созвано внеочередное заседание.

1.1.3.    Назначения

Председателем комитета по образованию назначен Владимир Криличевский, заслуженный учитель РФ, ранее возглавлял управление по образованию Выборгского района СПб. В.Криличевский был выбран губернатором из пяти претендентов. Судя по всему, смена руководителя данного комитета прошла безболезненно. Бывший председатель Олег Лебедев был вполне авторитетным руководителем. Он ушел в отставку по собственному желанию. После назначения нового председателя он встретился с коллективом. На этой встрече были подведены итоги пятилетней работы. Благодаря этой работе во всех районах города сегодня существует более пяти видов детских дошкольных учреждений, появились школы с разнообразными программами, открылись международные школы, где действуют интегрированные программы на основе межправительственных договоров. Семья получила возможность выбора образовательной программы, школа стала значительно более открытой. Начали решать жилищные проблемы работников образования. Бывший руководитель комитета О.Лебедев подчеркнул главное достижение - преодолен идейный кризис и создана программа дальнейшего развития школьного образования в СПб. Новый руководитель подтвердил, что начатый курс будет продолжен.

Председателем комитета по здравоохранению назначен Александр Редько. Ему 48 лет, с 1988 г. возглавлял 4-ю городскую больницу, перед этим работал хирургом в другой городской больнице. Является председателем Федерации главных врачей СПб, куда входят руководители 55 медицинских учреждений. Несмотря на руководящую должность, до последнего дня продолжал хирургическую практику. Губернатор выбрал его из примерно десятка рассматривавшихся претендентов. Имя прежнего председателя комитета Валерия Корюкина ассоциируется у большинства представителей медицинской общественности города с неуемным экспериментированием, подорвавшим, как многие считают, основы организации здравоохранения в городе и создавшим немалые, дополнительные к объективно существующим, сложности с обеспечением нуждающихся категорий населения бесплатными или льготными лекарствами. Слухи о его скорой отставке ходили еще во время избирательной кампании Собчака. Новый руководитель рассматривает ситуацию в здравоохранении города как очень тяжелую, считает, что ее можно изменить к лучшему, но действовать нужно осторожно, без революционных перемен. Он заявил, что имеет определенные планы развития некоммерческой медицины, но чтобы их осуществить, нужно думать и действовать нестандартно - стандартные ситуации подробно просчитаны прежней администрацией, однако выход не был найден. Он с удовлетворением отметил, что накануне назначения губернатор уделил разговору с ним гораздо больше времени, чем было запланировано и очень заинтересованно старался разобраться во всех обсуждавшихся вопросах, стараясь дойти до сути.

Председателем комитета по социальным вопросам назначена Нина Шубина, работавшая ранее заместителем бывшего председателя комитета В.Мутко. Новым председателем комитета по делам молодежи назначен Валерий Сапожников. На должности первых заместителей председателя комитета экономики и промышленной политики назначены Сергей Петров и Александр Ходачек. На должности заместителей председателя того же комитета назначены Владимир Виленчик и Виктор Студнев (последний - с двухмесячным испытательным сроком).

Нужно отметить, что, видимо, губернатор Яковлев не выполнит всех своих обязательств перед петербургским отделением "ЯБЛОКА" (Региональной партией Центра) в части заместителей председателей комитетов (в частности, речь идет о комитетах по внешним связям и по делам молодежи). По некоторым сведениям, причина этого - давление со стороны премьер-министра РФ В.Черномырдина, который во время одной из встреч с Яковлевым выразил неудовольствие его "заигрыванием" с "ЯБЛОКОМ".

1.1.4.    Текущие дела

Значительное внимание в первые недели работы губернатор уделил городским продовольственным рынкам. Он провел несколько рейдов по рынкам, в том числе незапланированных (впрочем, не все из этих посещений оказались неожиданными для администраций рынков), после чего сделал заявление об ужасающем санитарном состоянии многих рынков и засилью привозных продуктов. По итогам этой работы губернатор подписал распоряжение, предусматривающее меры по ускорению решения вопросов, связанных с использованием рынков в интересах местных производителей и снижением цен. В распоряжении предусмотрено создание комиссии по упорядочению работы рынков, в которую войдут представители заинтересованных комитетов городской администрации и Ассоциации предприятий потребительской кооперации. Комиссии поручено подготовить предложения по предоставлению льгот продовольственным рынкам с целью снижения стоимости предоставляемых ими услуг.

Губернатор обратился к администрациям рынков с предложением найти возможность предоставления торговых мест по сниженной цене для жителей города и области, реализующих продукцию, произведенную на своих приусадебных и дачных участках.

Другим итогом губернаторской инспекции рынков (а заодно и благоустройства районов) стал выговор главе администрации Калининского района М.Михайловскому за неудовлетворительное состояние благоустройства в районе и его торговых зонах.

Но главная причина интереса губернатора к продовольственным рынкам - это не столько контроль за чистотой и порядком, сколько оценка положения дел со сбором налогов - по данным комитета экономики и промышленной политики, налоговые поступления от работы рынков могли бы быть значительно большими, чем существующие. В связи с этим районным администрациям даны распоряжения упорядочить лицензирование торговых мест и прекратить торговлю без использования кассовых аппаратов.

Губернатор издал распоряжение "О неотложных мерах по стабилизации финансового положения СПб". Создана оперативная группа по вопросам сокращения дефицита бюджета. Председатель группы - первый вице-губернатор Дмитрий Сергеев. Предполагается, что привлечению дополнительных средств должны способствовать следующие меры: сокращение расходов на содержание администрации; упорядочение системы оплаты жилья и коммунальных услуг; проведение подрядных торгов на строительство и ремонт объектов, финансируемых из бюджета; упорядочение предоставления отсрочек по уплате налогов в бюджет, отмена необоснованных льгот; комплекс мер по снижению доходности облигационных займов в целях уменьшения затрат на обслуживание долга; взыскание средств, неправомерно удерживаемых кредитными учреждениями и выплачиваемых по гарантиям администрации СПб.

Состоялась первая встреча губернатора Яковлева с иностранными дипломатами, аккредитованными в СПб. В разговоре с ними губернатор уделил особое внимание мерам, которые будут предприняты для создания благоприятного инвестиционного климата. Планируется создать в ближайшее время инвестиционный центр при комитете по строительству. Городские власти намерены взять под свой патронаж развитие промышленной зоны в районе Пулковского шоссе, где уже построен завод Coca-Cola.

Губернатор СПб ввел в свой рабочий график неординарное новшество: регулярные (еженедельные) автобусные поездки для инспекции состояния объектов, представляет наибольшую общественную значимость. Эти поездки будут совершаться каждую среду, в них будут участвовать помощники губернатора, специалисты разных отраслей и журналисты. Можно считать, что начало таким мероприятиям положено уже проведенной инспекцией рынков. На очереди - объекты культуры, испытывающие сейчас огромные трудности (Ботанический сад, Зоопарк, Детская железная дорога).

Губернатор СПб решил проводить регулярные ежемесячные встречи с депутатами Госдумы от СПб. Уже прошли две такие встречи, на которых обсуждены проблемы финансирования федеральных программ, механизмы взаимодействия депутатов ГД с администрацией города.

При губернаторе создан Совет банкиров и промышленников. Его председателем назначен Дмитрий Филиппов (президент АО "Петербургская топливная компания", председатель совета директоров банка "Менатеп-Петербург").

1.2.    Правительство Санкт-Петербурга

В середине июля были обнародованы результаты работы комиссии по оценке состояния и использования имущественных и финансовых ресурсов города. Комиссия была создана губернатором вскоре после вступления в должность (см. [2]), ее возглавил первый вице-губернатор В.Щербаков. Он и был главным действующим лицом на пресс-конференции, посвященной итогам работы. В отчете комиссии жесткой критике была подвергнута практически вся бывшая администрация, особенно комитет экономики и финансов (КЭФ) и КУГИ и, конечно, бывший мэр А.Собчак. Главный вывод - представленный КЭФ Законодательному собранию отчет об исполнении бюджета за 1995 г. и данные о доходах бюджета нельзя признать достоверными. Обнаружено расхождение цифр, приведенных в этих документах, с теми, которые содержатся в отчете КЭФ Министерству финансов РФ. Критиковалась также система привлечения заемных средств. Комиссия обвинила КЭФ в неразборчивой работе с банками, в результате чего часть бюджетных денег оказалась в ненадежных банках, потерпевших крах - Астробанке и особенно в Северном торговом банке (банкротство которого стало самым громким событием в финансовой сфере города). Последнему КЭФ перечислил 17 млрд. рублей в сентябре прошлого года, когда уже было известно о тяжелом положении банка. Кроме того, политика КЭФ по поддержке крупнейших промышленных предприятий города была названа безграмотной и расточительной, а действия КУГИ - малоэффективными. Собственно, почти все эти претензии уже звучали в сообщении Контрольно-счетной палаты СПб Законодательному собранию [2]. Нужно отметить, что значительную часть экспертов комиссии составляли члены КСП. Комиссия объявила о намерении направить ряд материалов в прокуратуру, ФСБ и налоговую полицию.

Столь резкий демарш новой власти в самом начале ее деятельности вызвал неоднозначную реакцию и вряд ли пошел на пользу его инициаторам. Сразу после выступления комиссии провел пресс-конференцию бывший руководитель КЭФ Алексей Кудрин. Он отклонил все высказанные членами комиссии обвинения в незаконности действий КЭФ и подчеркнул, что вплоть до выборов нового губернатора КЭФ и КСП нормально взаимодействовали друг с другом, при этом со стороны КСП не было обвинений в каких-либо незаконных действиях. Средства бюджета в Северный торговый банк были перечислены, по словам Кудрина, во благо городских предприятий, которые не могли заплатить налоги со своих "замороженных" счетов в банке. После перечисления мэрией этих средств банк получил возможность рассчитаться с частными вкладчиками. Кудрин назвал действия членов комиссии некомпетентными и злонамеренными. Он подтвердил неоднократно высказанную им позицию об эффективности привлечения средств в бюджет посредством выпуска муниципальных краткосрочных облигаций (МКО) и высказал предположение, что заявления членов комиссии приведут к сложностям на рынке МКО, увеличению их доходности из-за роста рисков, вследствие чего город понесет убытки. Кудрин высказал недоумение по тому поводу, что в отчете комиссии отсутствует подпись губернатора, а результаты деятельности комиссии обнародуются в его отсутствие в городе. Было сообщено, что итоговый документ комиссии не является результатом консенсуса. Так, член комиссии, заместитель председателя КУГИ Виктор Володькин (недавно назначенный губернатором в порядке реализации предвыборных обязательств перед Региональной партией Центра) не только не подписал документ, но официально заявил, что в ходе работы комиссии была грубо нарушена процедура принятия решения. А.Кудрин объявил о том, что он приостанавливает свою работу в качестве консультанта нового городского правительства (эту работу он начал после своей отставки по просьбе губернатора СПб) по крайней мере до выяснения отношения губернатора к материалам комиссии. (Вскоре А.Кудрин был назначен помощником руководителя администрации Президента РФ - руководителем контрольного управления при администрации Президента). Здесь нужно заметить, что по крайней мере по вопросу о заемных средствах немедленно обнаружилось определенное противоречие между выводами комиссии и действиями губернатора и нового комитета финансов - практически в то же время ими было инициировано принятие поправок к городскому закону, разрешающих существенное увеличение эмиссии МКО (см. главу 2.).

Наблюдатели отмечают, что столь резкие действия комиссии (в значительной степени персонифицированной в фигуре В.Щербакова) могут иметь несколько причин и последствий [4]. С одной стороны, новая власть пытается оправдать неизбежный в условиях финансового кризиса отказ от поддержки промышленности и финансирования ряда социальных программ, переложив ответственность за тяжелое финансовое положение города на прежнюю администрацию. Негативная оценка деятельности КУГИ (имеющего двойное подчинение - РФ и СПб), возможно, имеет целью получить возможность влияния на принятие кадровых решений на федеральном уровне. С другой стороны, в случае пересмотра первичных выводов комиссии (что не исключено) или просто спускания дела на тормозах (что более вероятно) первое скандальное выступление комиссии может сильно повредить дальнейшему возвышению Щербакова. И без того в его разоблачительных выступлениях многие усмотрели стремление бывшего вице-мэра СПб взять реванш за прошлые обиды и поражения. Еще одним следствием скандала могут стать трудности у нового руководителя комитета финансов Игоря Артемьева - в случае, если действительно начнутся серьезные проблемы на рынке МКО.

При участии правительства СПб создается Финансовый совет СПб. Решение об этом принято на встрече первого вице-губернатора - председателя комитета финансов Игоря Артемьева с представителями банковского сообщества - Ассоциации российских банков и Ассоциации коммерческих банков (АКБ) СПб. Совет получит статус совещательного органа при правительстве СПб. Возглавит совет, скорее всего, И.Артемьев. Высказано мнение о необходимости более тесного взаимодействия законодательной и исполнительной власти с АКБ, что должно способствовать стабилизации банковской сферы, поддержке малого и среднего бизнеса, выработке эффективной финансово-кредитной политики. Важнейшие конкретные направления сотрудничества - формирование городского залогового фонда, вовлечение банков в участие в городских инвестиционных программах. И.Артемьев высказал заинтересованность правительства в усилении региональной банковской ассоциации и привлечении ее к деятельности не только петербургских, но и иногородних банков.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

5 июля депутаты ЗС прервали начавшиеся каникулы по просьбе губернатора СПб В.Яковлева. Обсуждалось предложение администрации СПб об увеличении эмиссии облигационного городского займа (муниципальных краткосрочных облигаций) на сумму более триллиона рублей. Известно, что вскоре встанет вопрос об увеличении эмиссии еще на 5 триллионов рублей. Такая экстренная просьба объясняется катастрофическим состоянием городского бюджета, вследствие чего отсутствуют свободные деньги для погашения ценных бумаг, срок которых истекает в этом году (всего в 1996 г. уже было выпущено МКО на 2 трлн. 768 млрд. рублей). На заседании ЗС были сообщены результаты расчетов комитета финансов, показывающие, что ежедневные поступления в бюджет составляют примерно 10 миллиардов рублей вместо необходимых 30 млрд.

В пояснительной записке губернатора к законопроекту говорится, что при размещении облигаций в текущем году не была в полной мере учтена дестабилизирующая фондовый рынок ситуация, вызванная избирательными кампаниями, что не позволило провести реструктуризацию государственного долга. По этой причине инвесторы переориентировались с долгосрочных на краткосрочные вложения. Другая причина невыполнения доходной части бюджета - необходимость обеспечения указа президента РФ по своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий за счет бюджетов всех уровней. Обращаясь с просьбой о дополнительной эмиссии, губернатор просил учесть отсутствие у города мобильных источников погашения долга.

ЗС приняло необходимые дополнения к Закону "О государственном займе СПб", разрешающие дополнительную эмиссию в сумме 1 трлн. 170 млрд. рублей. Впервые заседание ЗС было закрытым, чтобы не будоражить общественность разговорами о пустой городской казне.

Характеризуя состояние бюджета СПб, депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по бюджету и финансам Оксана Дмитриева отметила плохое управление городским долгом: объем займа сравним с объемом затрат на его обслуживание. Кроме того, по ее мнению, в СПб (как и в России в целом) плохо используются доходы от государственной собственности. Но есть и положительное отличие СПб - степень подконтрольности его бюджета гораздо выше, чем бюджетов других субъектов РФ.

3.    СУД

Совет судей и квалификационной коллегии судей СПб распространил заявление. В нем говорится, что в последнее время в СМИ и в выступлениях некоторых высокопоставленных чиновников прокуратуры и МВД, в том числе в СПб, прозвучали обобщающие обвинения в адрес судей в коррумпированности, взяточничестве, устранении от борьбы с преступностью. В качестве причины этих явлений названа "не имеющая прецедентов неприкосновенность (бесконтрольность) судей”. Совет судей СПб заявляет, что “подобные безответственные и необоснованные обвинения направлены на дискредитацию судебной власти и противоречат Конституции, в которой закреплен принцип независимости суда”, одной из форм защиты которого является неприкосновенность судей, которая не есть бесконтрольность. Совет судей напоминает высокопоставленным чиновникам, что задача суда в демократическом обществе - не борьба с преступностью, а установление истины по рассматриваемому делу и обеспечение равенства прав сторон. В заявлении говорится: "Попытки показать судей как препятствие в борьбе с преступностью и коррупцией в стране свидетельствуют лишь о беспомощности должностных лиц в организации эффективной работы своих ведомств."

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

4.1.    Общественно-политические организации и движения

4.1.1.    Постоянно действующее совещание демократических партий и организаций СПб

Вскоре после выборов президента РФ участники Совещания обсудили итоги выборов. Приглашенный на встречу бывший кандидат в губернаторы СПб Александр Беляев заявил, что в президентской кампании победили не партии, а государственная машина. Можно ожидать, что к следующим выборам коммунисты учтут свои ошибки, а потому демократам уже сейчас необходимо объединиться, чтобы вырастить к 200 году достойного преемника нынешнему главе государства. Совещание одобрило идею создания в СПб Политического консультативного совета (подобного созданному при президенте РФ).

4.1.2.    Партия “Демократический выбор России”

Региональная организация ДВР заявила, что будет определять свое отношение к формирующейся новой администрации СПб в зависимости от конкретных действий. Партия готова сотрудничать с властью по конкретным направлениям. Вместе с тем ДВР считает опасными некоторые тенденции в деятельности первого вице-губернатора В.Щербакова и председателя комитета по экономике Дмитрия Сергеева в связи с обнародованным ими актом оценки состояния и использования имущественных и финансовых ресурсов города (см. раздел 1.2.). Представители петербургского отделения ДВР назвали этот документ проявлением некомпетентности некоторых руководителей нового правительства СПб и их стремлением скомпрометировать деятельность прежней администрации, особенно комитета экономики и финансов, между тем как эта политика, заявил председатель исполкома отделения ДВР Андрей Годунов, была направлена на поддержание социального мира и экономической стабильности в городе.

4.1.3.    "Весь Петербург"

По инициативе депутата Государственной Думы, лидера фракции "Наш дом - Россия" Сергея Беляева (бывшего петербуржца) возрождается общественное движение "Весь Петербург". В 1994 году одноименное движение, объединившее петербургских банкиров, некоторых “новых промышленников”, представителей официальной научной элиты и отдельных политиков, близких к тогдашнему "Выбору России", активно участвовало в выборах в Законодательное собрание СПб (см. [5, 6]). 25 июля С.Беляев прибыл в СПб для организации встречи участников движения с губернатором Яковлевым. На встрече выступили ректор СПб. государственного университета Людмила Вербицкая, генеральный директор объединения "Лентрансгаз" Петр Родионов, председатель правления Российской государственной страховой компании Вячеслав Резник. Все выступавшие подчеркивали, что элита города должна приложить все усилия для реализации научного, промышленного и культурного потенциала города. Принято обращение движения к депутатам Госдумы с призывом поддержать кандидатуру Виктора Черномырдина в качестве председателя правительства РФ. Очевидно, что возрождающееся движение "Весь Петербург" - это новое издание НДР специально для СПб.

4.2.    Другие общественные организации

5-ый Конгресс вайнахских общин РФ, состоявшийся в конце июля Ярославле, принял решение о переносе штаб-квартиры Конгресса из Москвы в СПб. Такое решение объясняется тем, что политика московских властей в отношении чеченской диаспоры носит яркие черты государственной политики РФ в отношении чеченского народа - то же нарушение всех международных норм, договоров и пактов и т.п. Эта российская политика охарактеризована в резюме Конгресса как беспрецедентный геноцид чеченского народа. В этом же ряду стоит и недавнее заявление мэра Москвы Лужкова о "зачистке" столицы от лиц чеченской национальности.

Президентом Конгресса избран глава Санкт-Петербургского чеченского общества Дэни Тепс. Он выразил уверенность в том, что лидерам Конгресса удастся найти общий язык с губернатором СПб и главами петербургских служб УВД, ФСБ и других силовых структур. Надеяться на взаимопонимание, по мнению Д.Тэпса, позволяет "интеллигентный характер Петербурга", а также то, что чеченская диаспора СПб всегда демонстрировала искреннюю готовность к сотрудничеству с городскими властями по вопросам, касающимся интересы местных чеченцев и вынужденных переселенцев (в настоящее время в СПб проживают от 8 до 12 тысяч чеченцев и ингушей).

5.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ

Опубликовано официальное сообщение комитета государственной статистики об экономике СПб в 1-ом полугодии 1996 года.

Валовый внутренний продукт

Объем ВВП снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11%. Сокращение обусловлено снижением производства в основных товаропроизводящих отраслях: промышленности, строительстве.

Промышленное производство

Объем производства промышленной продукции снизился на 27%. Производство товаров народного потребления сократилось на 18%. При этом выпуск продовольственных товаров сократился на 10%, непродовольственных - на 25%. В легкой промышленности сокращение производства наблюдалось по 53 основным группам товаров, в производстве изделий бытового и хозяйственного назначения - сокращение производства наблюдалось по 52-м из 64 важнейших позиций.

Возросло производство мясных консервов (в 1,9 раза), колбасных изделий (на 17%), мясных полуфабрикатов (на 29%).

Капитальное строительство

Общий объем использованных капитальных вложений (3,7 трлн рублей) был на 27% ниже, чем в тот же период прошлого года. В структуре капитальных вложений доля средств федерального бюджета составила 8%, регионального бюджета - 11, собственных средств предприятий - 67, прочих источников - 14%.

Жилищное строительство

Введено 2539 квартир, их общая площадь на 22% ниже уровня того же периода прошлого года. Горожанами за счет собственных средств и с помощью кредитов банков введены 93 жилых дома на 118 квартир площадью 19 тысяч кв. м., что в 3,7 раза больше, чем в соответствующий период прошлого года.

Цены и тарифы

Рост цен на товары и платные услуги составил 17,3%, в том числе на продовольственные товары - 14,4%; на непродовольственные - 11,5%; на платные услуги - 38,6%. Среднемесячный рост цен - 2,7%. Без изменения остались цены на легковые автомобили, бензин, ювелирные изделия.

Темпы роста цен и тарифов на платные услуги превысили темпы роста цен на товары в 2,8 раза, в первую очередь - за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (на 65%) и услуги городского пассажирского транспорта (на 43%). Из услуг жилищно-коммунального хозяйства плата за отопление и горячую воду увеличилась в 2,5 раза, квартплата - в 2 раза, плата за электричество - на 43%, холодное водоснабжение - на 31%. Проезд в наземном городском транспорте подорожал на 67%, в метро - на 50%.

Финансы

Прибыль предприятий промышленности, строительства и транспорта увеличилась на 14%. Доля убыточных предприятий за январь-май составила 29%.

Недоимка по налогу на прибыль составила 214 млрд рублей, что составляет 11% от всей суммы поступлений этого налога. Недоимка по налогу на добавленную стоимость - 319 млрд. руб. (12%).

Уровень жизни

Стоимость фиксированного набора из 19 основных продовольственных товаров в ценах июня составила 249,8 тыс. рублей.  Денежные доходы населения увеличились в 1,9 раза. Реальные располагаемые денежные доходы возросли на 12,8%. Среднемесячная зарплата увеличилась в 1,9 раза. При этом реальная зарплата возросла на 13,0%.

Средняя оплата труда одного работника с учетом выплат социального характера в июне позволяла приобрести 3,6 набора из 19 основных продовольственных товаров и обеспечивала 2,7 прожиточных минимума.

Занятость

Численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 9% и составила к концу июня 2,0% трудоспособного населения (50,4 тысячи человек).

Демографическая ситуация

В 1-м полугодии родилось на 1,2 тысячи детей меньше, чем в соответствующий период прошлого года. Смертность превысила рождаемость в 2,2 раза. Число заключенных браков уменьшилось на 17%, число разводов уменьшилось на 16%.

Численность населения СПб с подчиненными ему городами-спутниками и поселками городского типа составила на 1 июля 1996 г. 4 миллиона 782 тысячи человек.

Приватизация

Приватизировано 61 предприятие (объект). Получено от приватизации 66,4 млрд. рублей.

 

Таким образом, данные статистического отчета подтверждают позицию ряда неправительственных экономистов, считающих, что нижняя точка спада еще не пройдена. В то же время наблюдатели отмечают, что население ощущает продолжающийся спад не так остро по той причине, что средняя зарплата выросла в большей степени, чем цены. Рост зарплаты в условиях экономического спада отражает сокращение инвестиций.

Источники

1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в июле 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 7 (54)

2. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург в июне 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, №6 (53).

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в декабре 1994 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1994, №12.

4. Владимиров А., Давлицаров А. Новая городская власть начала свою работу с разоблачений // Санкт-Петербургское эхо. - СПб. - 1996. - 18 июля. - №24. - С. 1.

5. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в октябре 1994 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1994, №10.

6. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в ноябре 1994 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1994, №11.