Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Волгоградская область

Сергей ГУЦАКИС

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июле 1996 года

1.    Деятельность Волгоградской областной Думы

Июльское заседание Областной думы было достаточно результативным и плодотворным как в количественном - поскольку на нем обрели силу закона семь проектов, - так и в качественном отнош…eниях.

В свою очередь последний вывод следует из тех обстоятельств, что в числе принятых актов стоит, например, закон об изменениях областного бюджета на текущий год, посредством которого областная Дума сделала еще один, хотя бы и небольшой шаг в рамках своего общего поступательного движения в направлении обеспечения все большей прозрачности бюджета и детализации его расходных статей. Именно такая цель и такая тактика (как нам уже приходилось отмечать) были избраны ранее председателем областной думы Л.Семергеем. Нельзя не признать в связи с этим, что он последоватeльно направляет работу думы в соответствии с этими приоритетами. Вследствие этого не исключено, что в ближайшее время областной бюджет будет опубликован.

Кроме того, в числе законов - принятый на этот раз окончательно областной Устав, процедуре первоначального утверждения которого в предыдущем месяце мы не смогли уделить необходимого внимания в связи с отвлеченностью на изложение хода избирательной кампании в области. Прежний вариант Устава встретил неодобрительный прием в администрации Волгоградской области, и на июньском заседании дума рассмотрела изложенные в виде обращения к ней замечания главы администрации И.П.Шабунина по принятому ранее тексту.

Оговоримся, что в полном соответствии с областными традициями к этим возражениям не было привлечено никакого общественного внимания, как, впрочем, и к принятию самого документа, по логике вeщей вполне подпадающего под определение "основополагающий", хотя и известно, что возражения губернатора носили характер категорический, и без принятия этих замечаний подписание им Устава было более чем проблематично. Данная оговорка, характеризующая внешнюю неконфликтность ситуации в области, необходима для понимания и иллюстрации газетных баталий, случившихся в июле.

Рассмотрение замечаний губернатора привело думу к отказу от претензий на утверждение ею кандидатур первого и остальных заместителей главы администрации области при назначении их на данные должности, а также к не принятию исключительно на себя полномочий собственника областного имущества, и, наконец, к отказу от претензий на согласование с думой вопросов представительства области при президенте и правительстве. Причем каких-либо острых дебатов по этим проблемам не наблюдалось. Как это, так и последовавшее окончательное утверждение текста Устава дало основания председателю областной думы Л.В.Семергею заявить, что "теперь нет причин у главы администрации области не поставить свою подпись под "малой Конституцией"“.

На этом же заседании областная Дума приняла решение о дате выборов главы администрации области, а также органов представительной власти и глав органов исполнительной власти муниципальных образований области, определив сроком проведения всех этих выборов 22 декабря 1996 г. Практически после серьезной коррекции действовавшего в области с февраля 1995 г. закона о местном самоуправлении под термин "муниципальные образования" подпадают сельские районы области (коих 33) и города областного подчинения (Волжский, Камышин, Михайловка, Фролово). Поэтому по данному варианту закона какого-либо принципиального изменения административно-территориального деления области не последует, как, видимо, не последует пока и принципиального изменения системы и структуры власти, что оставляет открытым вопрос о том, насколько вновь созданные органы местного самоуправления будут органами именно самоуправления. Тот факт, что действовавший ранее на территории области вариант закона о местном самоуправлении, имевший, как это было подробно описано в наших обзорах того периода, иную природу и содержание, не вызвал со стороны ни одной общественной силы или организации в области - и прежде всего в сельской и особенно казачьей части, - никакой попытки его использования путем создания местного самоуправления "снизу", тогда как теперь это "самоуправление" привносится явно "сверху", лишь подтверждает общественную пассивность в этом важнейшем и подлинно политическом вопросе. Теперь же назначение общей даты выборов глав районных и областной администрации скорее может служить основанием для предположений, например, о том, насколько активно озабоченные личными избирательными проблемами главы районных администраций будут содействовать тому или иному кандидату на выборах главы администрации области, чем пониманию важности самого факта выборов органов местного самоуправления. Между тем реальная перспектива близких выборов главы администрации области уже обострила противоречия в региональной политической элите и, как полагают наблюдатели, вызвала в прошедшем месяце беспрецедентную по масштабу и резкости критику в адрес нынешнего губернатора И.П.Шабунина на страницах некоторых областных газет.

2.    Газетные баталии по поводу деятельности администрации области

Началом этой газетной перепалки послужило интервью первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, генерального директора Федеральной продовольственной корпорации В.Н.Чаплыгина, находившегося в области в начале месяца в связи с проведением зонального совещания работников АПК.

В этом интервью, оттолкнувшись от факта формального выигрыша в области Г.Зюгановым борьбы за голоса избирателей, В.Н.Чаплыгин предъявил руководству области ряд обвинений в сфере управления сельским хозяйством, которые тем более болезненны, что именно эта отрасль с учетом административной и хозяйственной биографии главы администрации области И.П.Шабунина находилась и находится в числе его приоритетов, если не сказать большего, а именно того, что село и его проблемы являются для губернатора темой наиболее близкой, важной и волнующей.

Между тем В.Н.Чаплыгин, ранее работавший президентом любимого детища И.П.Шабунина - Волгоградской областной агрофинансовой корпорации - и во многом обязанный своим совсем недавним выдвижением именно нынешнему главе администрации области, не только не мог не знать этих обстоятельств, но явно использовал их как наиболее болезненное для критики место.

В частности, В.Чаплыгин обвинил И.П.Шабунина прежде всего в невыполнении указа президента о пролонгации товарного кредита, выданного на село в форме ГСМ, о неразъяснении этого указа крестьянству, и, стало быть, в косвенном обострении социально-политической ситуации на селе в период президентских выборов, прямо заявив, что в противном случае "не возникла бы ситуация, когда область проголосовала за Зюганова". Далее В.Чаплыгин крайне резко отозвался о политике местного агроснаба и, в частности, о размерах торговых наценок на запчасти и сельхозтехнику, поставляемых им на село. Также очень негативно он расценил факт недавнего назначения ранее возглавлявшего агроснаб А.И.Беляева на должность заместителя главы администрации области по сельскому хозяйству, н…а которой, по мнению В.Чаплыгина, он "опять работает против села". После также и иных критических замечаний В.Чаплыгин, заявивший, что он будет "о своих выводах докладывать на самом высоком уровне", сделал более чем резкий общий вывод: "агропромышленный комплекс области никем не управляется... местных ответственных руководителей проблемы села мало волнуют". [1]

Как вполне очевидно, несмотря на то, что фамилия И.П.Шабунина не была прямо названа, весь критический заряд был направлен именно в его адрес. Остается только гадать, каковы истинные причины таких заявлений В.Чаплыгина, и что конкретно - хотя вне всяких сомнений нечто, более чем важное, - послужило основанием для такого рода публичных заявлений.

Вольно или невольно, скоординированно или нет, но данное интервью стало лишь началом в череде целого ряда газетных публикаций, резко критичных по отношению к главе администрации области. Причем размещены они были - и это необходимо отметить загодя, - в газетах концерна "Городские вести" (редактор - А.Карман) и газете "Интер" (редактор Е.Шустерман).

Очередным этапом этой кампании стала публикация о первой послевыборной планерке в администрации Волгограда, на которой мэр города Ю.Чехов, быстро перейдя от оценок итогов выборов и поздравлений к задачам текущих дней, охарактеризовал сложившуюся в Волгограде ситуацию как "очень сложную и даже чрезвычайную". Причем эта острота, по оценке мэра, вызвана задержками облстной администрации по перечислению городу обещанных или задолженных средств, что и обуславливает последующую несвоевременность пенсионных выплат, и выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Примечательно, что своим заявлениям Ю.Чехов придал категоричный характер, пояснив, что в случае продолжения прежней политики областной администрации в виде ожиданий, что "ребята промолчат", ее ждет серьезное разочарование, так как "мы молчать больше не будем". В частности, он заявил, что без соответствующей реакции со стороны администрации области на его официальный совместно с городской Думой запрос, ему придется "выйти с обращением к волгоградцам". [2] Через неделю на следующую планерку в администрацию Волгограда прибыл глава областной администрации И .П.Шабунин - что само по себе случай беспрецедентный, - дабы объяснить сложившуюся в области финансовую ситуацию и купировать данный конфликт. [3] Вряд ли ему это удалось, поскольку наилучшим выходом из ситуации была бы действенная финансовая помощь Волгограду, но последующие заявления заместителя главы администрации области, председателя комитета по экономике Н.В.Зацаринского показали, что именно этого И.Шабунин не мог сделать по той причине, что за первую половину месяца в бюджет области поступило налогов даже меньше, чем за первую половину июня. Иными словами, И.Шабунин был, по-видимому, откровенен, когда заявил на планерке горадминистрации, что "денег нет". Как кажется, этого от него и ждали, так как газета "Городские вести" резюмировала этот визит словами : " ...похоже, опыт политика на сей раз его (И.Шабунина) подвел". [4]

Описание этого финансового спора может оставить впечатление очередной "разборки" по разлому область-город, каких сейчас много и не может быть мало в условиях общего недостатка денежных средств во всех и всяческих бюджетах. Но здесь необходимо подчеркнуть тот акцент, который был сделан близкими к городу СМИ - а "Городские мести" и являются именно таковыми, - и акцент этот состоял в том, что областная администрация исчерпала свои политические ресурсы и ее политика зашла в тупик.

В этом же ключе позднее на страницах газет высказался представитель президента в Волгоградской области Е.Кузнецов, вновь использовавший в комментарии по данному поводу свое излюбленное опpеделение о том, что "один говорит о круглом, а другой - о зеленом", и полностью поддержавший претензии Ю.Чехова. [5]

В связи с этим любопытно, какую публичную оценку дал Е.Кузнецов итогам выборов на территории области, то есть факту большего числа голосов, полученных Г.Зюгановым по сравнению с Б.Ельциным. В своем интервью он подверг резкой критике кадровый состав органов исполнительной власти области, заявив, например, что раз все главы районных администраций публично высказались в поддержку кандидатуры Б.Ельцина - чего, заметим попутно, активно добивался и лично Е.Кузнецов, как нам уже приходилось отмечать,- а избиратели в сельских районах поголосовали за другого кандидата, то это следует расценивать как форму недоверия населения своим руководителям. Эту же логику Е.Кузнецов применил для персональной оценки главы администрации области И.Шабунина, высказавшись - и эти высказывания следует привести текстуально, -в его адрес следующим образом:"Губернатор у нас назначен президентом, главы администраций районов, городов...назначены, в свою очередь, уже им. Таким образом, работа этих органов власти любым избирателем обязательно воспринимается со взглядом на президента...Если людей не устраивает действующий президент (имеются в виду данные голосования по области), значит, их не устраивает работа органов исполнительной власти, главу которой он назначил. Логично?" [6] Относительно логичности этих выводов мы вольны иметь такое же или иное мнение, но что является абсолютно логичным, так это вывод об очевидности желания Е.Кузнецова видеть на посту главы администрации области другого, нежели И.Шабунин, человека.

Апофеозом этих газетных дебатов стала первополосная статья главного редактора газеты "Городские вести" А.Кармана - пищущего лично в последние годы, заметим, крайне экономно, - в которой резко критично и уже без каких-либо фигур умолчания была оценена деятельность, стиль управления и, наконец, самая личность главы администрации области И.Шабунина, а также некоторых из его заместителей. [7] Любопытно при этом, что текст статьи был построен в виде комбинации с интервью И.П.Рыбкина, так что собственные сентенции А.Кармана неразрывно связывались с высказываниями бывшего спикера Госдумы в некое общее целое. А это целое заключало в себе в том числе

-прямое требование не оставить без последствий и выводов победу Г.Зюганова в сельских районах области, поскольку "итоги выборов обнажили не только экономические, но и политические провалы руководства области";

-оценку политики и методов действия И.Шабунина (примером их является приведенная в начале обзора конфликтная ситуация по поводу Устава области и ее спокойное разрешение) как "леопольдизм", то есть уговаривание на манер мультипликационного персонажа кота Леопольда с его призывом "давайте жить дружно";

-заявления о полной неисполнительности и откровенной неработоспособности в органах исполнительной власти и команде губернатора вообще, которая "просто не работает, за хлебнувшись леопольдизмом",

да и многое иное, чего привести нет возможности, но что полностью укладывается в общую мысль публикации о том, что политика И.Шабунина привела к застою в области, каждодневно продуцирует его вновь и вновь, так что "областная команда, которая предыдущей деятельностью уже доказала свою несостоятельность" на предстоящих 22 декабря выборах главы администрации области должна быть заменена. И.П.Рыбкин против этого нисколько не возражал, а, скорее, поддержал эту идею.

Сам И.П.Шабунин остался и на этот раз верен своей тактике: ни прямо, ни с помощью кого бы то ни было из клакеров он не стал ничего отвечать публично на эти многочисленные публикации, так что официоз администрации - газета "Волгоградская правда",- их просто игнорировала.

Вопрос о том, как следует расценивать эти газетные нападки, по масштабности и резкости тона, повторимся, беспрецедентные за последние несколько лет, не может иметь однозначного ответа, но трeбует оценки. Эта кампания, безусловно, связана - не исключено, что надо бы сказать организована, - с именем главы администрации Волгограда Ю.Чехова, чьи претензии на пост губернатора общеизвестны, но которые до сегодняшнего дня никогда не переводились им в практическую плоскость. Заметим, что и на этот раз лично Ю.Чехов никак себя в качестве прямого претендента не обозначил, предоставив Е.Кузнецову, уже давно известному в качестве непримиримого оппонента И.Шабунина, провести нечто вроде разведки боем при использовании А.Кармана, чьи тесные связи с Ю.Чеховым также ни для кого не являются тайной. Представляется поэтому, что Ю.Чехов продемонстрировал свою готовность бороться за пост губернатора, но окончательное решение еще не заявил, наверняка связывая его с многими обстоятельствами, в том числе с отношением к И.Шабунину в качестве главы администрации области на очередной срок в президентских кругах. А именно в них можно ожидать различных мнений на это счет, как в силу уже названных итогов голосования по области, так и в силу фактора А.Чубайса, чьи отношения с И.Шабуниным давно осложнены. Впрочем, первое обстоятельство так или иначе, но подтачивает и положение Е.Кузнецова, по логике вещей в качестве представителя президента также должного нести ответственность за итоги выборов. Любопытно отметить, что Ю.Чехову, в случае выдвижения им своей кандидатуры при одновременном баллотировании И.Шабунина - а он вновь подтвердил недавно свое желание остаться на должности,- придется каким-то образом решать проблему своих взаимоотношений с коммунистами, чей собственный кандидат, даже если он и появится, пока не может рассматриваться в качестве серьезной самостоятельной фигуры, так что они будут, не исключено, готовы поддержать кого-либо из претендентов, и И.Шабунин вряд ли будет этим человеком. Но подобная услуга, оказавшаяся крайне выгодной Ю.Чехову в прошлом году при избрании на пост главы администрации Волгограда, теперь может быть чревата немалыми осложнениями. Ближайшее время покажет, какое решение принял Ю.Чехов. Теперь же газетная полемика утихла так же скоро, как и началась. Но в администрации Волгограда идет просчет вариантов.

3.    Текущие экономические и общественные новости

В июле на территории Волгограда началось строительство моста через Волгу. В 1994 г. в наших обзорах излагались обстоятельства конкурса на этот чрезвычайно масштабный и дорогостоящий проект, чье значение не только для Волгоградской области, но всего Юга России невозможно переоценить. Эта инициатива главы администрации области И.Шабунина далеко не всеми воспринималась и воспринимается положительно, так же как далеко не все верили в возможность финансирования данного проекта в современных условиях. Тем не менее строительные работы вступили в видимую стадию, включая сразу же и возведение бетонных опор собственно моста.

Тендер на его строительство, в котором участвовали 18 российских и иностранных фирм, выиграло саратовское АО"Волгомост", известное постройкой моста через Волгу в Саратове. В работах будут участвовать специализированные строительные организации Волгограда и Астрахани, и по условиям конкурса не менее 80 процентов объемов работ будет выполнено предприятиями Волгоградской области. Как вполне очевидно, такие условия, поставленные администрацией области, обеспечат загрузку местных предприятий строительной индустрии, да и пополнят областной бюджет.

Сам же мостовой переход имеет протяженность 29 км, включая 5,7 км по правому берегу реки, 1,2 км собственно моста через Волгу, 2300 метров эстакады на левом берегу реки и оставшееся дорожное полотно. Общая стоимость всего сооружения составляет около 320 млн. долларов США, причем в текущем году должно быть освоено 406 млрд.рублей, уже существующих в распоряжении ГП "Волгоградоблстройинвест", которое является заказчиком. В целом финансирование строительства будет осуществляться путем долевого участия федерального и областного дорожных фондов (по 25 процентов), федеральной бюджетной поддержки и привлеченных инвестиций - в тех же долях.

В энергетическом комплексе области сложилось, по словам первого заместителя главы администрации области Л.Кириченко, критическое положение. Оно обусловлено масштабной задолженностью промышленных предприятий и ЖКХ перед АО"Волгоградэнерго", повлекшей в свою очередь долги уже энергетиков перед газовиками. В результате в соответствиями с требованиями руководства "Газпрома" значительно уменьшена подача газа на предприятия и ТЭЦ области. По мнению Л.Кириченко, единственным выходом из положения, чреватого повторением дальневосточной ситуации, является заметное повышение в самое ближайшее время тарифов на электроэнергию, сохранявшихся неизменными с осени 1995г. Разумеется, эта мера не может не сказаться негативно на экономике области.

Заметным событием общественной жизни стало проведение в Волгограде в последних числах месяца семинара Московской школы политических исследований (Е.Немировская), в котором приняли участие представители Саратовской и Астраханской областей, причем общее число участников превысило 60 чел (это особенно заметно было на заключительном фуршете). Тематика семинара - федерализм и рег…иональная политика, - была вполне актуальной, хотя местные и вообще отечественные участники в значительной мере уступали по квалификации приглашенным экспертам школы. Любопытным наблюдением по итогам семинара может явиться не изложение его хода, поскольку подобные мероприятия уже давно проводятся данной школой и потому известны, а состав участников. Бросается в глаза полное отсутствие в околополитическом бомонде - и, стало быть, в числе участников, поскольку это вещи неразрывные,- деятелей демократических общественных организаций, еще недавно имевших хотя бы номинальное в данной сфере представительство. Налицо отчетливо просматривающаяся смена политических поколений и полный уход с авансцены политической жизни ее недавних активны…х фигурантов. Это отражает, безусловно, общепровинциальный общественный кризис. Налицо также большое число молодых честолюбцев, наиболее надежным способом проникновения во властную элиту считающих этой элите услужение. И, как видим, успешное. Наконец, значительное число молодых волгоградцев, являвшихся слушателями школы в последние 2-3 года, образованы либо членами ЯБЛОКа (И.Лукашев, В.Мироненко), либо и в большем числе - так называемой волжской группировкой (А.Филиппов, А.Максимов, Л.Пикман, М.Чекунова и др.), традиционно связываемой с именем первого заместителя главы администрации области Л.Кириченко. И это примечательно.

Источники

1. Тарамжин А. Агропромышленный комплекс никем не управляется // Городские вести - Волгоград,1996 - 5 июля.

2. Скворцова С. Город ставит ультиматум // Городские вести. - Волгоград, 1996 - 9 июля

3. Чернявская С. Политический бенефис на провинциальной сцене // Городские вести. - Волгоград, 1996 - 10 июля

4. Скворцова С. "Золотые горы" Ивана Петровича // Городские вести. - Волгоград, 1996 - 17 июля

5. Кузнецов Е. Один говорит о круглом, другой о зеленом // Городские вести - Волгоград, 1996 - 18 июля

6. Савельева И. Выбор сделан, последуют ли выводы? // Интер. - Волгоград, 1996 - 12 июля

7. Карман А. Пряжка красного пояса // Городские вести. - Волгоград, 1996 - 19 июля