Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна БАРАНДОВА
С
ветлана БОГОВАЯ

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
в июле 1996 года

Сразу после второго тура выборов Президента РФ (напомним, что в области Б.Н.Ельцин победил, набрав 71% голосов пришедших на выборы избирателей; у Зюганова - 23%) и депутатов Областного собрания (прошедших одновременно с президентскими) обстановка в области заметно изменилась. Июль был отмечен сразу несколькими забастовками и голодовками.

В начале июля задолженность по зарплате учителям области еще не была погашена, несмотря на все данные властями после широкомасштабных июньских акций протеста преподавателей уверения рассчитаться с преподавателями до начала их отпусков. К середине месяца обладминистрация смогла добиться поступления из Москвы второй половины выделенной в период избирательной кампании бюджетной ссуды и  расплатиться с учителями. Те - успокоились. Однако “взорвались” пенсионеры, медики, работники культуры, положение которых не легче учительского.

Социально-экономический кризис уже давно привел к возникновению серьезных проблем в функционировании систем жизнеобеспечения региона. Летом эти проблемы оказались усугублены как начавшимися из-за невыплаты зарплаты конфликтами (вплоть до забастовки на ТЭЦ), так и некоторыми политическими шагами нового руководства. В результате темы жилищно-коммунального хозяйства, подготовки к зиме, энергоснабжения, относящиеся, строго говоря, к дополитическому уровню социальной практики, оказались в центре общественного внимания и вошли в региональный политический дискурс.

Вышеизложенное определило структуру нашего обзора.

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1.    Проблемы жизнеобеспечения областного центра и региона

В июле, когда деятельность областных служб традиционно направлена на подготовку хозяйства к зимнему сезону, во всех средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос: выживем ли? Жители области со страхом ждут наступающую зиму.

Не смотря на то, что в июле работы должны вестись полным ходом , подготовка Архангельска, Мирного и др. городов к зиме была приостановлена. Продолжалась она лишь на тех участках, где ее можно сделать без привлечения оборудования, материалов и финансов. Отметим, что более 400 домов в Архангельске нуждаются в капитальном ремонте, еще 60 находятся в аварийном состоянии. Каждые два месяца какой-нибудь дом сходит со свай. В связи с передачей ведомственного жилого сектора в муниципальную собственность у города возникли серьезные проблемы: что теперь с ним делать? Для того, чтобы привести жилой фонд города в соответствие с минимальными эксплуатационными стандартами, необходимо около двух триллионов рублей. Таких сумм у городского хозяйства не появится долго.

1.1.1.    Транспорт

Весь июль Архангельское пассажирское автопредприятие №1 (АПАП) находилось на грани забастовки. Главная проблема - износ подвижного состава. Более 50% автобусов парка не смогли пройти техосмотр. За последние полтора года АПАП ни получил ни одного нового автобуса. Коллектив предприятия ратовал уже не за получение зарплаты не выплачиваемой с мая 1996 года, а за безопасность пассажиров. Неоднократно в июне-июле автобусы парка терпели аварии из-за износа шин прямо на линии. Мэрия задолжала АПАП 16 миллиардов рублей, а на ремонт подвижного состава требуется 28 миллиардов. В связи с этим постоянно происходит сокращение транспортного парка города. Забастовка не была проведена в результате договоренности с областной администрацией об изменении в оплате перевозки льготных пассажиров. Сократилось количество категорий льготников, теперь они приведены в соответствие с законом “О ветеранах”. Распоряжение о бесплатном проезде всех пенсионеров и школьников отменено и с 1 августа эти категории будут ездить за плату. Так же в течение предстоящего месяца количество автобусов на городских улицах сократится на 20%, некоторые маршруты будут отменены полностью. В условиях северной зимы такое новшество вряд ли понравится горожанам. Однако, АПАП вынужден требовать от мэрии столь непопулярных мер, так как та не расплачивается со своими долгами.

1.1.2.    Энергоснабжение

Тревогу населения вызывают проблемы теплоснабжения. Центральная ТЭЦ задерживает ремонт своего участка горячего теплоснабжения в связи с отсутствием средств и комплектующих частей на неопределенный срок. График пуска участков сдвигается, жители Архангельска получат горячую воду и отопление с задержкой на полтора месяца. Кроме того, работники ТЭЦ с 18 по 21 июля объявили забастовку в связи с невыплатой зарплаты с марта месяца. 22 июля приказом руководителя ТЭЦ забастовка была отменена, но оперативная служба забастовку не прекратила, заявив, что работники службы будут выезжать только на ликвидацию аварий, связанных с человеческими жертвами. В связи с огромной задолженностью энергетикам, понять их поведение можно.

Во время этих событий заместитель главного инженера Архангельской ТЭЦ заявил, что в таком трудном положении энергетики еще не бывали. И вполне твердо добавил, что они - профессионалы, знают, что город зимой действительно может замерзнуть. Высказывания на этот счет звучали разные, от совета запасаться на зиму “буржуйками” до возможности эвакуации отдельных районов города, если меры не будут приняты срочно. Работники ТЭЦ журналистам и в эфир заявляли, что готовы работать круглые сутки, чтобы спасти город от замерзания, лишь бы их не унижали “подачками”. В виду имелись вошедшие на ТЭЦ в обиход талоны на получение продуктов в магазине и квитки на обед в столовой, которые многие рабочие берут десятками, чтобы отоварить их полуфабрикатами на прокорм семей. К тому же нередки случаи, когда, предъявив талон, работник в магазине получает невежливый отказ.

Терпение энергетиков кончилось, и, чтобы “выбить” из потребителей энергии долги, они начали волну отключений должников от сети. Дело сдвинулось с мертвой точки. Городские власти оплатили часть долгов векселями. К концу месяца забастовка завершилась, жители Архангельска вздохнули с облегчением, но обострилась ситуация с газом. Долг обладминистрации АООТ”Архангельскгоргаз” составил 9,6 миллиардов рублей. “Газовый кризис” в области уже не первый, он тянется с февраля 1996 года и никак не может разрешиться. Дотации из федерального бюджета идут крайне нерегулярно, поэтому газовики и власти ищут варианты расплаты за поставляемый в область газ. В частности, недавно за тюменский газ рассчитывались рыбой, а за пермский - новым троллейбусом. Но эти запасы иссякли как раз в июле, и при норме 80 тонн в день “Архангельскгоргаз” мог обеспечивать только 10-15 тонн в день. В четвертый раз за год жители трети домов остались без газа.

В июле шла подготовка к включению в ночное время уличного освещения (летом в Архангельске полярный день). В связи с задолженностью МП”Горсвет” перед АООТ”Архэнерго” которая составила 1 миллиард 200 миллионов рублей,  улицы будут освещаться только с конца августа , а не с 1 числа, как это было раньше. К тому же освещаться улицы будут не целую ночь, а только с 20.00 до 1 часа ночи.

1.1.3.    Несвоевременные политические ходы архангельского мэра

И без того острые проблемы оказались усугублены реорганизацией архангельской мэрии.

Предыстория такова: в марте 1996 года мэр города, превысив свои полномочия, подписал Устав Архангельска (представительного органа в Архангельске нет), и сразу после этого служащие мэрии получили предупреждения об увольнении в связи с реорганизацией и сокращением штатов. Следует отметить, что данная реорганизация - уже четвертая за последние шесть лет.

В мае обозначились черты новой структуры: вместо трех заместителей, возглавлявших три комплекса ( финансово-экономический, городского хозяйства, социальных вопросов) появился вице-мэр, которому подчинены пять департаментов, получившихся из реструктурирования трех комплексов (финансово-экономический и муниципального имущества, городского развития, социальной защиты и здравоохранения, гуманитарной сферы). Ранее непосредственно мэру подчинялись главы администраций округов - по новому проекту все они увольняются, администрации округов распускаются, а на местах остаются представители мэра в округах - сотрудники службы городского самоуправления, которая входит в состав управления делами.

Произошла централизация управления, причем эффективность ее сомнительна.[1] Возникает вопрос: какую реорганизацию предложат депутаты Городского собрание, которых изберут в декабре?

Известно, что в период перестроек любое учреждение снижает свою эффективность. И с последствиями только начавшейся реорганизации мэрии столкнулись жители Архангельска, когда в самый напряженный период подготовки к зиме работы оказались парализованы - во многом из-за отсутствия разумного управления их ходом.

1.1.4.    Положение в городах области

В конце июля в Северодвинске ситуация с жизнеобеспечением начала меняться в лучшую сторону. 18 июля была спущена на воду новая атомная подводная лодка “Томск”. После испытаний ракетоносец отправился в порт приписки Владивосток. Полученная часть финансирования за субмарину оживила экономику города. К тому же Северодвинск оказался в политически благоприятном для решения своих коммунальных проблем положении: достаточно сильные позиции северодвинцев в Облсобрании позволяют им лоббировать интересы своего города, а кроме того, глава областной администрации Ефремов обязан поддержать назначенного им в июне нового мэра в первые месяцы его работы.

В Мирном (городе при космодроме “Плесецк”) положение крайне сложное. Применить в сфере энергоснабжения тот же метод выколачивания долгов, что и в областном центре - отключение должников от сети - энергетикам нельзя из-за специфики объектов, обесточивание которых может вызвать не только социальную катастрофу. Но и вести подготовку к зиме без денег нельзя.

Города южного узла, тесно связанные с лесным и целлюзно-бумажным комплексом, на рубеже июня-июля получили некоторую финансовую подпитку из Москвы, обещанную Президентом Ельциным во время майского визита в Архангельскую область. Однако значительная часть ее предназначена на погашение задолжностей по зарплате, а не на подготовку к зимнему сезону.

1.2.    Голодовки

Одна из медсестер терапевтического отделения 7-ой горбольницы объявила голодовку. Причина - медперсонал 7 городской больницы, станции “скорой помощи”, роддома имени Самойловой оказался поставлен на грань выживания: в 7-ой горбольнице врачи и медсестры реанимационного, терапевтического, гинекологического отделений в июле еще не получали заработную плату за апрель. В июне им выдали аванс (по 100 000 рублей), и на этом вопрос о выдаче зарплат закрыли, пообещав, правда, выплатить отпускные в июле-августе. На тот момент на счету больницы находилось всего 12 тысяч рублей, что не позволило главврачу при всем желании хоть как-то ей помочь.

Практически все медицинские учреждения Архангельска проявили солидарность с голодающей медсестрой и послали в адрес мэра и главы администрации письма-предупреждения (как и учителя в июне), в которых выражали свое возмущение по поводу равнодушия и бездеятельности областного департамента здравоохранения.[2] Основной акцент в письмах ставился на то, что профессия не позволяет медикам бастовать, но они доведены до отчаяния не столько тем, что им не выплачивают вовремя зарплату, сколь тем, что им нечем ни кормить, ни лечить больных, поступающихся в стационары, что вполне может подвигнуть медиков на крайнюю меру - забастовку. Медики обеспокоены еще и тем, что меры, принимаемые областным департаментом здравоохранения сводятся в основном к сокращению койкомест в стационарах области, что влечет за собой неудобства для больных и сокращение штатов для медперсонала. На фоне все ухудшающейся эпидемиологической обстановки, когда в области рост заболеваемости туберкулезом, раковыми заболеваниями увеличился (по сравнению с прошлым годом) в 1.3 раза, сифилисом - в 1.7 раза, паротитом эпидемическим в 5.2 раза, наблюдается высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, вирусным гепатитом, педикулезом - сокращение койкомест и медперсонала выглядит нелепостью. Кроме того, работникам станции “скорой помощи” несвоевременную выплату зарплат объясняли выплатой отпускных учителям.

Актриса областного драмтеатра, весной получившего гран-при на одном из театральных фестивалей России, в июле, заявив, что ей все равно уже неделю нечего есть, объявила голодовку. Зарплату в театре не выплачивают несколько месяцев. На фоне шикарных праздников с фейерверками (День города, День ВМФ), на которые тратились сотни миллионов рублей (в частности, на Международный фестиваль уличных театров,[3] проходивший в последнюю неделю июня, ассигнована сумма, сопоставимая с квартальным бюджетом всех учреждений культуры г. Архангельска) [1].

1.3.    Конфликт с пенсионерами

15 июля 1996 года областное управление социальной защиты населения издало приказ, подписанный начальником управления В.Тереховым. Приказ предписывал производить выплату пенсий работающим пенсионерам во вторую очередь, если задержка зарплаты на предприятии, где они трудятся составляет не более месяца. Естественно, данный приказ вызвал переполох в пенсионерской среде. Пожилым людям пришлось ругаться в очередях на почте, в органах соцзащиты, брать унизительные справки на месте работы... Свое возмущение пенсионеры зачастую направлялись изливать туда, где издали приказ - в областное управление. Правда, длилось это не долго. После опубликования в городской газете статьи на эту тему, областная прокуратура провела проверку и отменила этот приказ как противоречащий федеральному законодательству.

2.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

2.1.    Выборы в Областное собрание депутатов

В прошлом обзоре нами был дан краткий анализ итогов выборов [1]. Теперь мы имеем возможность его дополнить.

По всем 38 округам области было выдвинуто 262 кандидата. В среднем на каждый избирательный округ приходилось по 6,5 кандидатов. В крупных городах северного узла - Архангельске и Северодвинске - на округ приходилось по 10 кандидатов (в общей сложности 16 округов), в городах южного узла - Котласе и Коряжме - по 2,5 кандидата (3 округа).

На выборах в Областное собрание было несколько округов, объединяющих два административных района - Вилегодский с Ленским районом (№13), Виноградовский с Шенкурским( №14), Красноборский с Верхне-Тоемским (№21), Мезенский с Лешуконским (№22), Приморский с Соловецким (№31). В них между собой конкурировали в среднем по 6 кандидатов. В крупных, более заселенных и потому разделенных на два округа районах области - Плесецком и Вельском - конкурентов было по 5 человек. В адаптационных пригородных округах - Приморском и Котласском - по 7 кандидатов на место. Самыми малочисленными по числу выдвинутых кандидатов оказались, кроме городских Котласских (№19 и №18), Коряжемского (№17), еще и Мирнинский(№23), Коношский(№16) и Мезенско-Лешуконский(№22). По всей видимости, объясняется это наличием в данных округах таких серьезных выдвиженцев, как В.И.Калямин, Е.А.Зарума, А.А.Корыгин - депутатов Облсобрания прежнего созыва, состязаться с которыми представляется проблематичным.

В день голосования самый высокий процент явки избирателей наблюдался в Каргопольском районе(74%), далее идет архангельский городской округ №6 (70,3%), г.Мирный(69,6%). Самый низкий процент явки (среди тех округов, где выборы состоялись) в архангельском окраинном округе №1(56,8%). В среднем явка по области составляет 64,5%, причем в городских округах она приблизительно равна 62,5%, а в сельских районных округах 66%.

Во всех без исключения округах города Архангельска ожидалась серьезная конкуренция. Было понятно, что выборы в данных округах могут принести сюрпризы. Явных фаворитов выделить было достаточно сложно, лидерами могли стать люди либо широко известные и одновременно уважаемые, либо обладающие немалыми финансовыми ресурсами (что позволяло проводить агитацию более активно). В целом, выборы в округах Архангельска напоминали лотерею или рулетку. Практически не наблюдалось соревнования программ (их попросту ни у одного из кандидатов не было) - соревновались между собой группировки и лозунги.

Основой практически всех избирательных кампаний становились выбранные кандидатом одна-две “болевые” точки, как, например, возможный вред от строительства метанолового завода в черте Маймаксы у Михаила Силантьева (ЛДПР), или проблемы бюджетников (в особенности медиков и учителей) и социальной сферы города у Павла Сидорова - руководителя штаба поддержки Ельцина, чья поддержка и обеспечила Сидорову мандат депутата. Очень грамотно действовал в округе Варавино-Фактория предприниматель Александр Грачев, обещая поддержать промышленные предприятия округа (который на две трети состоит из работников расположенных на территории предприятий) и помочь тем самым не только работающему населению, но и перечисляя деньги в детские дома, дома престарелых округа. Александр Иванов делал упор на вопрос трудоустройства населения (он, являясь председателем постоянной комиссии Облсобрания по бюджету, создал несколько союзов работодателей, которые оказали ему поддержку), а заодно и широко работал на общественно-политической ниве, прозрачно намекая, что его убеждения “прояблочные”, довольно популярные в центральном округе областного центра. Предприниматель национал-патриот Евгений Ухин, шедший по окраинному Исакогорскому  “неинтеллигентскому” округу, обещал своим избирателям бесплатно обеспечить дровами ветеранов войны и труда, добиться для остальных льготной цены на продажу дров у администрации “Циглеса” (в округе жилищный фонд на две трети состоит из деревянных домов), помочь отстоять детское отделение городской больницы на левом берегу Северной Двины, находящееся в бедственном положении, а также возродить к нормальной производственной деятельности предприятия округа (в основном лесопереработка и порт). Ухин вяло, но все-таки открещивался от своего участия в ЛДПР, переключая внимание на более “приземленные” вопросы и на их возможные решения, впрочем, как и большая часть других кандидатов.

Отмеченные особенности избирательной кампании в сочетании с выдвижением в центр общественного внимания вопросов жизнеобеспечения региона позволяют прогнозировать дальнейшую экспансию дополитической проблематики в политический дискурс в ходе назначенных на декабрь выборов местного самоуправления и довыборов депутатов Облсобрания.

“Партийными” шли на выборы в городе только представители блока “Явлинский-Федоров-Лебедь” созданном специально для “протаскивания” авторитетом федеральных политиков неизвестных или непопулярных кандидатов, таких, как Юрий Щербачев, который все же почти победил, пропустив вперед только кандидата”против всех”, за которого проголосовал СИЗО расположенный на территории округа. Сам Щербачев во время избирательной кампании неоднократно вызывался в суд по одному из заведенных на него дел в связи с оскорблением на предыдущем заседании судьи, но прикрывался неприкосновенностью как кандидата. В середине июля он все же был осужден и приговорен к 5 миллионам рублей штрафа и к исправительным работам в течение года. Это уже четвертая подобная судимость Щербачева, чем он и известен в городе. Во время компании Щербачев распространял по жителям округа листовки Лебедя с агитацией за себя на обратной стороне, чем, видимо, и объясняется его почти успех.

КПРФ в Архангельске не выдвинула своих кандидатов, по причине непопулярности компартии в городе. Однако коммунисты поддерживали Татьяну Подьякову (главврача онкодиспансера), которая, впрочем, не афишировала эту поддержку.

В Северодвинске все выглядело несколько иначе. Там изначально можно было с уверенностью говорить о предпочтительных шансах кандидатов от расположенных на территории города заводов, а так же коммунистов-ортодоксов наподобие В.Я.Коноваловой, директора АО”Сполохи”, выпускающего кондитерские изделия. Юрий Сивков - заместитель председателя Облсобрания прежнего (и нынешнего) созыва тоже имел неплохие шансы на успех и полностью их использовал.

Накануне выборов публиковались всевозможные прогнозы относительно прохождения тех или иных кандидатов. Предсказывалась реальная возможность стать депутатами для представителей директорского корпуса, глав администраций районов, медиков и практически к нулю сводились шансы предпринимателей, политических и общественных деятелей. Подобные предсказания основывались на анализе результатов предыдущих выборов на местном и региональном уровне, когда преимущественно побеждали врачи и милиционеры в городах, главы администраций и директора предприятий - в окраинных городских округах и в районах.

Но результаты наглядно показали, что время не стоит на месте: в составе Областного собрания реальных, так сказать “чистых” директора только трое - котлошанин Б.Вьюхин, директор Лимендского судоремонтного завода (следует отметить, что в округе не было серьезной конкуренции), житель Котласского района, пос.Вычегодский А.Шашурин и И.Варзумов, генеральный директор “Пинегалеса”, завоевавший свой мандат в тяжелейшей конкурентной борьбе с экс-председателем Облсобрания Николаем Исаковым, членом СФ России, не последним человеком в команде Зюганова, проигравшим Варзумову в несколько десятков голосов. Отметим, что нет ни одного “председателя колхоза” или иного руководителя сельхозпредприятия.

Врачей в нынешнем Облсобрании действительно немало - упомянутая выше Т.Подъякова, новодвинец Н.Долинин, котлошанин А.Тутов, к ним же можно отнести архангелогородца П.Сидорова (преподавателя Медакадемии). Учительница в собрании одна - каргополка Н.Неустоева. Итого “бюджетников” - 5 человек.

Достаточно широко представлены профсоюзы: онежанин Н.Герасименко, северодвинцы-заводчане В.Глазунов и М.Гмырин.

Впервые за шесть лет в областном представительном органе представлены, кроме коммунистов, иные политические организации: ЛДПР и блок “Явлинский-Федоров-Лебедь”.

По всей вероятности, можно прогнозировать в дальнейшем усиление роли политических и общественных организаций. Правда, в ближайшее время на местном уровне кандидатам от этих сил необходимо придерживаться местной тематики в агитации и не пренебрегать интересами жителей своего округа, выстраивать свой имидж в соответствии с личными принципами, завоевывать авторитет самому , а не брать его “в долг” у своего федерального лидера. Одновременно этим же кандидат будет работать на авторитет своей партии или движения. Об этом же свидетельствуют легкие победы уже упоминавшихся А.Иванова, В.Калямина (ставшего впоследствии председателем Облсобрания), А.Корыгина, Е.Зарумы, Ю.Сивкова над своими соперниками и сохранение ими своих мандатов. Именно эти люди составляют сейчас костяк собрания.

Следует отметить, что в 14 округах из 38 выборы либо не состоялись, либо победил кандидат “против всех”. Следовательно, нынешний состав Облсобрания недоукомплектован почти на треть, однако кворум есть, поэтому в целом выборы признаны состоявшимися. До 8 декабря 1996 года собрание будет работать в неполном составе.

В целом, нынешний состав Облсобрания выглядит достаточно обнадеживающе. Естественно, архангелогородцев огорчает тот факт, что областной центр представлен (количественно) довольно слабо: из десяти возможных депутата он имеет только 6. Это повлечет за собой не очень приятные последствия для жителей города, к тому же в числе председательствующих представлены Коношский район (Вячеслав Калямин, бывший директор “Автодора”, теперь председатель Облсобрания), г.Северодвинск (Юрий Сивков, бывший и нынешний зам председателя) и Плесецкий район (Валерий Харитонов, глава администрации). Следует отметить, что Северодвинск оказался в более выигрышном положении, чем Архангельск, что позволяет говорить о предстоящем усилении противостояния между данными городами. Можно прогнозировать также лоббирование в данном составе интересов “бюджетников”, ВПК, дорожников (последние успешно занимались этим и в прошлом составе Облсобрания). Без сомнения, довыборам в городских округах будет уделяться особое внимание в декабре.

2.2.    Грядущие выборы

Уже в июле, как только вторая сессия Облсобрания утвердила сроки предстоящих выборов в органы местного самоуправления, определив, что они будут проходить 8 декабря 1996 года, совместно с выборами губернатора активизировалась политическая жизнь области. К концу июля определились кандидаты в губернаторы.

За место губернатора будут бороться нынешний глава администрации области Анатолий Ефремов, депутат Государственной Думы Юрий Гуськов (бывший председатель облсовета, КПРФ), председатель планово-бюджетной комиссии Облсобрания Александр Иванов (по всей видимости, он будет представлять блок демократических сил, который предполагается сформировать в сентябре, в некоторой степени “под кандидата”) и никому не известный господин Хмелев, работающий в управлении делами областной администрации.

Наилучшие шансы на победу в данный момент имеет Ю.Гуськов, но поскольку вероятно, что Ефремову обеспечат мощную поддержку президентские структуры и к декабрю он сможет сформировать (формальный или неформальный) блок из своей персоны и действующих глав администраций, идущих на выборы одновременно с ним, положение может измениться уже в пользу действующего губернатора. Если демократы сумеют договориться между собой и слаженно работать на поддержку Иванова, у него появляются шансы на попадание во второй тур, который аналитики ожидают с большой вероятностью.

В лагере коммунистов заметной активности не наблюдается, но всем известно (хотя бы по выборам в декабре 1995 года), что они могут разрабатывать грамотные стратегии избирательных компаний и квалифицированно их реализовывать.

Комитет поддержки Ельцина уже проявил заметную активность, переорганизовавшись в общественно-политическую структуру для поддержки на выборах Ефремова и первым создав инициативную группу по выдвижению своего кандидата.

Начал свою работу и оргкомитет по подготовке областной конференции общедемократических сил , проведение которой намечено на 21 сентября. Одной из ее целей служит создать Иванову возможность во весь голос заявить о себе как кандидате в губернаторы. Любопытно, что на первое совещание оргкомитета явились представители областной администрации и активист бывшего комитета поддержки Ельцина атаман северо-двинского казачества Григорьев.Слабые попытки “сагитировать” представителей ДВР, молодежного и взрослого”ЯБЛОКА”, “Демократического возрождения Севера”(лидер А.Иванов) не увенчались успехом, впрочем, есть все основания полагать ,что это и не являлось целью. Скорее речь можно вести о разведке.

В июле же вышел в свет сигнальный номер общественно-политического журнала “Полярная звезда”. Журнал - плод состоявшейся в феврале первой конференции демократических сил области. Основная его цель заключается в том, чтоб сплотить вокруг себя работоспособных идейных людей, на основе которых можно будет создать региональную политическую силу. Данный номер создавался практически одним человеком, исполнительным директором “ДВС” Константином Журавлевым. Редколлегия журнала включает в себя представителей всех желающих участвовать в создании журнала политических демократических сил области.

О кандидатах на должности мэров городов пока сложно сказать что-то определенное. Кандидатуры неизвестны. То же самое относится и к городским собраниям.

Трудно говорить о выборах в сельских районах, так как еще не принято ни одного устава административных образований области, кроме Северодвинска. Есть риск, хотя и небольшой, что 8 декабря выборы провести не удастся.

Как будут проводиться выборы в Архангельске, где Устав принят нелигитимно, тоже сказать трудно. Однако известно, что кандидаты определяются, и можно с уверенностью говорить,что их будет предостаточно.

Как курьез отметим, что областная избирательная комиссия в полном составе ушла в отпуск, зарегистрировав инициативную группу по выдвижению Анатолия Ефремова. Особых помех другим кандидатам это не создаст, но все же...

 

 

 

 



[1] Например, ряд управлений - образования, здравоохранения, земельное, строительства лишены статуса юридического лица и прежних прав в решении финансовых вопросов. Им придется работать через бухгалтерию департаментов. В департаментах нет кадровых служб, а будет она в управлении делами, чье влияние усиливается с каждой очередной реорганизацией. Еще больше вопросов появляется в связи с ликвидацией округов. На территории каждого округа есть объекты разных департаментов, различных форм собственности. Раньше у администраций округов были полномочия и возможности координации их работы для решения некоторых местных проблем. Вряд ли департаменты смогут решать их оперативнее, ведь они дальше от жителей. К тому же это проблемы не просто жителей, но и избирателей.

[2] Почти одновременно в департаменте здравоохранения областной администрации началось служебное расследование. Причиной послужило газетное сообщение, что департамент якобы получил в одном из коммерческих банков трехмиллиардный кредит и направил эти деньги на покупку телефонов сотовой связи. Руководитель департамента С.Д.Эммануилов решительно отвергает обвинения. Данные об итогах расследования не обнародованы.

 

[3] То есть собранных по городам Европы артистов из подземных переходов и тому подобных мест.