Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В ИЮЛЕ 1996 ГОДА

В обзоре событий и процессов политической жизни Удмуртской Республики за май и июнь мы, сосредоточившись на теме президентских выборов, оставили в стороне вопросы, связанные с реализацией принятого в апреле текущего года Закона УР "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", кадровыми изменениями в акционерных обществах "Удмуртнефть" и "Ижмаш". Между тем эти три сюжета - pеформа власти, недропользование и "Ижмаш" - являются сейчас наиболее важными собственно для республики. Они создают контекст многих событий в регионе. Поскольку эти процессы и события имели свое продолжение в июле, мы остановимся на них теперь более подробно, описав опущенные в мае и июне подробности.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.    Реализация республиканского закона о системе органов власти

Принятый в апреле Закон УР “О системе органов государственной власти в УР” фактически ликвидировал на территории республики местное самоуправление. Юридически вся власть на территории Удмуртии принадлежит государственным органам при наличии вопросов местного ведения, которыми заниматься КАК БЫ некому. Выборные главы местного самоуправления заменены назначаемыми главами администраций, а представительные органы местного самоуправления - Объединенными советами депутатов, органами переходного периода, объединившими депутатов представительного органа местного самоуправления и депутатов Государственного совета Удмуртии, избранных от данной территории.

Состояние дел в июле было таково. Во всех районах и городах Удмуртии прошли заседания Объединенных Советов депутатов. Эти собрания избрали своих председателей. Высшим должностным лицом республики, председателем Государственного совета Александром Волковым назначены главы местных администраций. Персоналии глав при этом практически не изменились.

Особые проблемы у республиканского руководства в проведении реформы системы власти создал Ижевск (об этом ниже), что составило главный конфликт процесса. Здесь на сегодня существует интересная ситуация. Глава администрации города Мэр Анатолий Салтыков, будучи назначен главой администрации Ижевска Волковым, отказался сложить с себя полномочия избранного главы местного самоуправления города.

В Конституционном Суде России находятся жалобы пяти тысяч ижевчан, протестующих против лишения их права избирать своего мэра и доказывающих незаконность самого Закона "О системе...". Руководство Удмуртской Республики в лице Павла Вершинина и Александра Волкова инициировало в Совете Федерации предложение о внесении изменений в федеральный закон о местном самоуправлении (дабы "привести в соответствие" его с удмуртской инициативой) и были поддержаны своими коллегами, руководителями других регионов. В Верховном Суде лежит иск граждан Ижевска депутата Госсовета Николая Нагорных, журналиста Светланы Крюковой, Ивана Бушкова, депутата городской Думы, Николая Клинова, сотрудника министерства экономики, против Государственного совета Удмуртской Республики в связи с поражением их в избирательных правах. Судебное разбирательство постоянно откладывается.

1.2.    Конфликт в Ижевске

После принятия Госсоветом УР Закона “О системе...” в апреле же городская дума Ижевска решила провести местный референдум по вопросу о праве населения избирать себе мэра и иметь самоуправление в сложившихся границах. Прокурор республики Виктор Походин оспорил в Верховном Суде республики это решение.

1.2.1.    Судебное разбирательство

Сам прокурор на заседании суда не присутствовал, а представитель Государственного Совета пояснил, что закон, ущемляющий, по мнению депутатов ижевской думы, права населения Ижевска, принят в соответствии с Договором между РФ и УР "О разграничении предметов ведения”. Референдум же невозможно проводить, так как не принят республиканский закон о референдуме. Глава местного самоуправления Ижевска в своем слове пояснил, что, несмотря на то, что статья 13 федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления” не допускает изменения границ территории, на которой осуществляется местное самоуправление без учета мнения населения, Закон "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" эту территорию изменил и разрушил действующую систему местного самоуправления. Положение Конституции о праве граждан на местный референдум имеет прямое действие и предоставляет право представительному органу местного самоуправления принять решение о его проведении.

Верховный Суд, в лице и.о. председателя Юрия Викторовича Суханова своим решением от 24 мая 1996 г. постановил, что рассмотрение протеста прокурора по существу откладывается до принятия решения Конституционным Судом России по поводу поступивших туда материалов, опротестовывающих закон "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике". В числе материалов - заявления пяти тысяч граждан Ижевска. Жалобы поступили в Конституционный Суд 5 мая 1996 года. Известно, что городская дума приняла решение о переносе референдума на осень, ближе к рассмотрению дела в Конституционном Суде и в связи с решением Центральной избирательной комиссии о невозможности совмещать иные выборы и референдумы с выборами Президента России (первоначально местный референдум в Ижевске намечался на 16 июня).

29 мая появляется заявление прокурора республики в адрес Верховного Суда о повторном рассмотрении вопроса о законности решения думы Ижевска о проведении местного референдума. 30 мая начальник юридического управления мэрии Л.А.Бельских была вызвана в Верховный Суд, где без дальних проволочек, в отсутствие "третьих лиц" и представителей общественности сам же Юрий Суханов отменил свое решение от 24 мая и удовлетворил все требования прокурора республики, признав принятое гордумой решение незаконным. В деле, как сообщают, появился еще один документ - справка за подписью депутата Госсовета Александра Борзенкова о том, что Конституционный Суд не принял к рассмотрению заявления пяти тысяч ижевчан.

1.2.2.    Преобразование местного самоуправления Ижевска в орган государственной власти

8 мая 1996 года Александр Волков, председатель Государственного совета Удмуртской Республики, подписал постановление президиума Госсовета "О назначении глав администраций - главных должностных лиц в городе Ижевске". Речь шла о главах администраций городских районов.

22 мая состоялось последнее совместное заседание депутатов Государственного совета от Ижевска и депутатов городской думы (в районах Ижевска не избирались представительные органы) по образованию Объединенных советов депутатов городских районов Ижевска. Прошло оно в Индустриальном районе. Кворум собрался через пятьдесят минут, но сразу после этого депутат городской думы Николай Клинов заявил, что это собрание незаконно и покинул зал. Вместе с ним из зала исчез кворум. На полтора часа, пока представитель Госсовета не отыскал еще одного депутата, создавшего возможность продолжать собрание. Необходимые действия по выборам председателя райсовета и прочего заняли всего полчаса.

27 мая состоялась первая и неудачная попытка собрать заседание Объединенного совета города Ижевска. За пять минут до назначенного времени мэр Ижевска Анатолий Салтыков вышел на крыльцо здания мэрии, чтобы встретить прибывших на собрание председателя Госсовета Александра Волкова и председателя правительства Павла Вершинина. Через сорок минут после назначенного времени стало ясно, что заседание Объединенного совета не состоится, поскольку в зале находятся, кроме депутатов Государственного совета, избранных от Ижевска, только два депутата городской думы (вместо тридцати). После немой сцены, поднялся депутат Государственного совета и городской думы Сергей Чикуров (президент ФСК "Город") и зачитал решение городской думы, принятое на внеочередном заседании, которое завершилось за пять минут до начала этого. Решение это состояло из трех пунктов:

“1. Информацию о принятых мерах по восстановлению нарушенных в связи с принятием Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" прав принять к сведению.

2. Депутатам городской думы до 1 сентября 1996 года провести встречи со своими избирателями по разъяснению ситуации в связи с принятием Государственным советом Удмуртской Республики Законов "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".

3. Отложить участие депутатов городской думы в собрании по образованию государственного органа - Объединенного совета депутатов до принятия решения компетентными органами по разрешению направленных в них заявлений и жалоб.”

 - Жаль, что Ижевск не последовал примеру других городов и районов Удмуртии, - отрезал Александр Волков.

Александр Александрович выразил уверенность в том, что все равно "вопрос решится в нашу пользу". Он сказал, что теперь уже не обойтись без оргвыводов. Присутствующие разошлись.

31 мая состоялась вторая попытка созвать заседание Объединенного совета депутатов города Ижевска. Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона в состав Объединенного совета депутатов Ижевска вошли 30 депутатов городской думы и 40 депутатов Государственного совета республики. Долго не было кворума. Хотя кворум для этого собрания был понятием чрезвычайно противоречивым. Число, определяющее кворум, стало одним из основных предметов споpов. Депутатов не хватало, за ними посылались служебные машины. Присутствующие дебатировали вопросы кворума, легитимности собрания, соотношения голосов между думцами и депутатами Госсовета (а предстояло выбирать председателя). Дело в том, что среди присутствующих были депутаты и Госсовета, и Думы одновременно, так что было непонятно, сколько они имеют голосов - один или два. Кроме того, были предложения, в силу того, что думцы, которых было значительно меньше депутатов Госсовета, были несколько "поражены в правах", предоставить депутатам гордумы по два голоса. Депутаты Госсовета Александр Лопатин и Александр Борзенков предложили количество присутствующих считать кворумом и начать работу по выборам председателя. Их предложение было оспорено думцами Вячеславом Засыпкиным, Владимиром Беселевым, Ольгой Гуриной и Василием Шаталовым. Владимир Беселев подытожил: "Мы видим, какие возникли трудности в работе Объединенного совета. Создается неработающий орган. Он не соберет в дальнейшем ни одного заседания и не примет никаких решений. Предлагаю уполномочить думу выполнять по-прежнему свои функции." Его подержал Сергей Бобогло. Через два часа люди стали расходиться, просто поставив в известность организаторов. Депутат Нагорных объявил, что не считает Объединенный совет легитимным органом, выходит из него и подает в суд.

7 июня состоялось третье заседание Объединенного совета депутатов города Ижевска. На этот раз явка на заседание была взята под контроль. Каждый депутат приглашался на заседание под роспись. По непроверенным данным, к некоторым из них применялось давление вплоть до прямых угроз. Кворум был собран, однако вопросы у присутствующих остались. Например, Владимир Беселев (думский депутат, руководитель ижевского трамвайно-троллейбусного управления) интересовался: если создаваемая структура - орган государственной власти, то какой орган будет заниматься вопросами местного значения? Необходимо ли депутатам городской думы складывать свои полномочия? Как обстоят дела с заявлениями в суды и прокуратуры?

Ответ Александра Волкова свелся к тому, что народу все равно, какой орган решает его проблемы. Волков сослался на то, что, побывав в администрации Президента России, получил там полную поддержку. В Совете Федерации он стал инициатором принятия поправок к федеральному закону о местном самоуправлении. Волков выразил уверенность, что "никакой Конституционный Суд наш закон не приостановит".

Однако, по сообщению мэра Ижевска Анатолия Салтыкова, Генеральной прокуратурой России прокурору Удмуртии поручено принять меры прокурорского реагирования на закон "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", как противоречащий Конституции России и федеральному закону о местном самоуправлении. Совет по местному самоуправлению при Президенте России, по информации Салтыкова, рекомендовал Государственному совету приостановить действие Закона "О системе органов государственной власти УР”. По вполне резонному замечанию зав. правовым управлением администрации Ижевска Любови Бельских, если бы этот закон соответствовал федеральному законодательству, то не надо было бы выходить в Совете Федерации с инициативой о внесении изменений в соответствующие российские законы. При этом Бельских пояснила, что сразу после создания Объединенного совета городская дума автоматически прекращает свою деятельность.

После полуторачасового объяснения Сергей Беркутов, Василий Шаталов, Владимир Беселев, Вячеслав Засыпкин заявили, что не имеют морального права складывать с себя полномочия депутатов городской думы. Оставшиеся депутаты избрали своего председателя. Им стал Геннадий Останин.

Александр Волков после такого успеха сообщил, что "мы сделали исторический шаг", выразив мнение, что федеральный закон о местном самоуправлении "нам подсунули из-за границы". Волков предложил Салтыкову сложить с себя полномочия мэра. Салтыков в ответном слове констатировал, что в Ижевске произошла смена власти, Объединенный совет взял на себя всю полноту ответственности за происходящее в городе, однако, уважая мнение 75 тысяч избирателей, отдавших ему на выборах свои голоса, Анатолий Салтыков не станет складывать с себя полномочий главы местного самоуправления - мэра города Ижевска. Это Волков парировал тем, что тогда ему придется управлять городом через районные администрации.

1.3.    Встреча руководства УР с Президентом Ельциным.

В политических режимах, подобных тому, который формируется в Удмуртской Республике, личность, поведение и слова первого лица получают важное политическое значение. Встречи лидеров Удмуртской Республики с главой российского государства всегда освещались широко и подробно. Они подсчитывались (первая, вторая встреча), сравнивались и так далее. В связи с сегодняшним положением наблюдатели в Удмуртии делают два основных вывода. Во-первых, встречи Волкова с руководителями страны носят во многом театральный характер. А во-вторых, стремление главы республики попасть прямо в главный кремлевский кабинет свидетельствует об отсутствии у него влияния в окружении Президента, отсутствии "человека в Москве", что было всегда важно для удмуртской политики. Как правило, кстати, результаты таких встреч существенно преувеличиваются, а их освещение носит главным образом пропагандистский характер.

Вернувшийся из Москвы Александр Волков провел пресс-конференцию, где поведал журналистам о прошедшей в Барвихе встрече с Президентом России. Волков сообщил, что после обмена мнениями по поводу итогов выборов главы российского государства стороны перешли к сути разговора. Прежде всего руководство Удмуртии привезло с собой в Москву несколько писем и проектов президентских указов по насущным вопросам жизни в Удмуртской Республике.

Первое письмо касалось "Ижмаша". Был подготовлен проект указа, согласно которому в интересах развития производства будут представлены налоговые освобождения. Прежде всего это касается экспорта мотоциклов. По оценкам некоторых наблюдателей, такой шаг позволит почти в пять раз увеличить поступления в бюджет. В письме на имя президента запрашивается 250 миллиардов рублей бюджетной ссуды. На данном письме Президент наложил визу к рассмотрению министру финансов.

Второе письмо посвящено вопросам финансирования бюджетных отраслей. Для решения этого вопроса руководством Удмуртии испрашивалась бюджетная ссуда и решение о том, чтобы оставлять в республике часть акцизов с нефти. За счет чего предполагалось финансировать то, что финансируется сегодня из российского бюджета: высшую школу, средние учебные заведения и др. Президент это подписывать не стал, а предложил рассмотреть вопрос вместе с Виктором Черномырдиным.

Третья просьба Волкова касалась помощи в виде стабилизационного кредита банку-агенту удмуртского Правительства - Евро-Азиатскому банку экономического развития. Предполагается, что наличие банка-агента позволит республике за счет банковских операций оставлять значительные средства в Удмуртии. Сильный “банк правительства” позволит эффективно решать вопросы и пенсионного фонда, и промышленных предприятий. ЕАБЭР уже выделял кредитные ресурсы Пенсионному фонду (35 миллиардов рублей) и "Ижмашу" (10 миллиардов льготного кредита). Волков отметил, что со стороны московских банков, где открыты счета многих предприятий, расположенных на территории республики, ощущается мощное давление. По словам Александра Волкова, Президент поддержал эту просьбу, однако не понятно, насколько мнение Президента обязательно к рассмотрению в Центробанке. В письме была заявлена сумма в 100 миллиардов рублей кредита. Кстати, эта сумма, как отмечают наблюдатели, как раз соответствует размеру увеличения уставного капитала банка.

Четвертый вопрос касался создания в республике Федерального научно-производственного центра стрелкового оружия. Этот вопрос не нов. В данном виде идея рассматривается уже в течение года. Речь шла и о том, чтобы в республике провести в будущем году выставку стрелкового оружия, имея в виду сделать ее постоянно действующей.

Было принято, по словам Волкова, решение по поводу "Чепецкого машиностроительного завода", расположенного в Глазове, о выделении 70 миллионов долларов на реконструкцию основных фондов. На осень на заводе вновь планируется выездное заседание коллегии Минатома.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Нефть

2.1.1.    Кадровые перестановки в АО "Удмуртнефть"

Конфликт председателя Госсовета Удмуртской Республики Александра Волкова с председателем совета директоров АО "Удмуртнефть" Валентином Кудиновым начал назревать в феврале 1995 года. Премьер России Виктор Черномырдин "по предложению Совета министров УР" подписал постановление об исключении Быгинского и Сосновского месторождений из перечня, ранее закреплявшего их за АО. После избрания депутатом Госсовета УР Валентин Кудинов при решении вопроса о власти в УР, так и не найдя общего языка с Александром Волковым, голосует против избрания последнего на пост прeдседателя республиканского парламента. После этого мир становится невозможным.

24 мая 1995 года на собрании акционеров "Удмуртнефти" решается вопрос о власти в АО. Пришедшее на собрание правительство УР, не имея чем голосовать (доля УР в уставном капитале АО составляет около одной десятой процента), обошлось поздравлением Кудинова с днем рождения. Кудинов был избран президентом АО.

Госпакет акций был передан компании "Сиданко". Александр Волков, ходатайствуя в правительстве РФ о включении АООТ "Удмуртнефть" в состав компании "Сиданко", попался на собственный крючок. Победив на залоговом аукционе, ОНЭКСИМ-банк сменил государство на месте собственника “Сиданко”.

Руководство УР неоднократно встречалось с президентом ОНЭКСИМ-банка Владимиром Потаниным. По мнению многих наблюдателей, одной из тем на встречах являлась судьба президента АО "Удмуртнефть". После ноябрьского заседания комиссии по оперативным вопросам (КОВ) Удмуртской Республики, расценившей работу руководства АО "Удмуртнефть" как наносящую ущерб экономике Удмуртии, конфронтация между нефтяниками и властями достигла апогея. Руководство республики оказывало давление на нефтяников, не выдавая им лицензии на разработку новых месторождений. Не случайно в январе-феврале 1996 года лицензии на уже разрабатываемые месторождения были "завернуты" на президиуме правительства. Вслух озвучивался вариант конвертации лицензий в пакет акций в уставном капитале АО. Больше всего руководство республики волновал в отношениях с "Удмуртнефтью", как можно предположить, кадровый вопрос - личность президента АО Валентина Кудинова. Однако "сама республика" не могла провести кадровую перестановку, поскольку не имеет даже одной десятой процента в уставном фонде АО.

Судьба Кудинова зависела от президента компании "Сиданко" Анатолия Сивака, имеющего контрольный пакет акций в АО "Удмуртнефть". Переназначение Сивака на должность президента “Сиданко”, в свою очередь, зависело от голоса ОНЭКСИМ-банка.

28 мая 1996 года состоялось собрание акционеров АО "Удмуртнефть". Нужно сказать, что в повестке дня не стоял вопрос о выборах президента акционерного общества. Собрание должно было внести поправки в устав АО, суть которых сводилась к тому, что избрание генерального директора осуществляется не собранием акционеров, а советом директоров, а пост президента АО ликвидируется. Представители трудового коллектива попытались узнать, как это получается, что срок полномочий президента АО, избранного в 1995 г., четыре года, а с внесением поправок в устав неминуемо изменение кадровой ситуации. Вместо ответа последовало: "Подождите полчаса, все узнаете..." Акционеры доказывали, что назначение руководителя должно стать прерогативой собрания акционеров.

Анатолий Сивак заявил, что "Удмуртнефть" - лучшее предприятие в "Сиданко", тем не менее "надо жить дружно". Сивак рассказал, что накануне вместе с правительством республики до девяти вечера они "упражнялись в поиске компромисса". И он был наконец найден. “Генеральным директором будет "ваш" человек, - сказал Сивак. - Не хотите его - привезу другого. Что поделать, мне тоже не нравится ваше правительство. Но это не означает, что не нужно считаться с его мнением. Я законопослушный человек и уважаю их кресла, потому что вы их выбрали."

Многие члены трудового коллектива проголосовали против внесения изменений в устав. При подсчете голосов, тем не менее, оказалось, что их голоса - две десятых процента акций. Это подчеркнуло, что исход голосования был предрешен, и все было решено еще до собрания акционеров. Далее собрание избрало новый совет директоров, а совет - гендиректора. Новым генеральным директором АО "Удмуртнефть" стал Евгений Богомольный, работавший первым вице-президентом АО при Валентине Кудинове. За Валентином Кудиновым оставили пост председателя совета директоров.[1]

В завершение процедуры Анатолий Сивак выразил надежду, что теперь отношения между нефтяниками и руководством республики значительно улучшатся. Кроме того, компромисс в этих отношениях должен, по мнению Сивака, выразиться в следующем. Первое, должно быть установлено "эмбарго" на всякого рода проверки АО "Удмуртнефть", чтобы дать предприятию спокойно работать. Во-вторых, решить вопрос по лицензированию месторождений, разрабатываемых и новых. В-третьих, освободить нефтяников от местных налогов при добыче нефти из нерентабельного фонда скважин. В-четвертых, рассмотреть возможность участия АО "Удмуртнефть" в инвестиционном конкурсе "Нефть-автомобиль" в качестве фирмы-оператора.

Собрание решило вопрос о выплате дивидендов. Всего дивидендов по акциям ОАО "Удмуртнефть" в 1996 году - 48 миллиардов 762 миллионов рублей. Выплата дивидендов на одну обыкновенную акцию - 7,5 тысячи рублей, привилегированную - 54 тысячи рублей.

2.1.2.    Развитие ситуации в июле

Восьмого июля правительство Удмуртской Республики приняло решение о выдаче лицензий на разработку шестнадцати месторождений нефти АО"Удмуртнефть", которые уже фактически находились у него "в работе", и еще на пять новых. Первоначальные извлекаемые запасы нефти на пяти новых месторождениях составляют 25 миллионов тонн нефти. Предложение нефтяников о предоставлении им права на разработку Сосновского и Быгинского месторождений поддержано не было.

Первоначально предполагалось выдать лицензии на шестнадцать лет. Однако председатель комитета по собственности Сергей Касихин внес коррективы. Он предложил уже опробованную с башкирской стороной (проект с компанией "Белкамнефть") схему, заключающуюся в том, что право использовать недра условно оценивается и вносится в виде вклада Удмуртской Республики в уставный капитал акционерного общества. По мнению Сергея Касихина, правительство не может оставаться в роли "бедного родственника", владеющего десятой долей процента акций АО "Удмуртнефть", а должно быть весомым акционером наряду с "Сиданко" и участвовать в управлении АО и в получении нефтяных дивидендов. Лицензии выданы до марта 1997 года. До этого времени госкомитету по собственности поручено внести в повестку дня собрания акционеров "Удмуртнефти" вопрос об эмиссии дополнительных акций общества на величину вклада Удмуртской Республики. Правительство предлагает оценить вклад (предварительно) в 25,5% уставного капитала.

2.2.    Ситуация на "Ижмаше". С ретроспективой

22 мая Владимир Гродецкий был представлен на "Ижмаше" в качестве исполняющего обязанности его руководителя. Новое назначение произошло не в лучший момент для Владимира Гродецкого - двумя днями ранее его родной "Аксион", генеральным директором которого он являлся, остановился на две недели из-за отключения электроэнергии за долги. Примечательно, что еще месяц-два назад Александр Волков публично объявлял о своей поддержке недавно назначенного и вот - уже прежнего руководителя АО “Ижмаш” Юрия Белоцерковского.

По оценкам некоторых наблюдателей, нынешняя "сдача" Белоцерковского произошла с излишней поспешностью. У "Ижмаша" два основных собственника: Удмуртская Республика и Миноборонпром РФ . Суммарно их пакет "тянет" на 75 процентов. Большая часть его принадлежит Федерации.

31 мая состоялось собрание акционеров АО "Ижмаш", принявшее решение о назначении генерального директора АО. Им стал Владимир Гродецкий, уже без приставки "и.о.". Собрание открыл заместитель председателя правительства УР, председатель госкомсобственности Сергей Касихин. Бывший генеральный Юрий Белоцерковский не явился на собрание. Доклад от правления прочитал Михаил Козлов, директор по экономике. На собрании выступил председатель совета директоров, еще один бывший генеральный директор АО - Олег Собин. Он покритиковал уходящее руководство предприятия за неуспехи и передал новому руководству АО свои предложения по финансовому оздоровлению предприятия. Олег Собин назвал сумму долгов АО, она оказалась значительно более крупной, нежели это озвучивалось официальными органами. По словам Собина, долг "Ижмаша" сегодня составляет 800 миллиардов рублей.

2.2.1.    Состав совета директоров АО "Ижмаш", избранный 31 мая 1996 года. С комментариями

1. Александр Радионов - представитель Миноборонпрома РФ. 2. Валерий Рычков - представитель Миноборонпрома России. 3. Анатолий Ситнов - представитель Минобороны России. 4. Представитель Минэкономики России (по согласованию). 5. Виктор Самойлов - представитель В/О "Автопромимпорт". 6. Николай Бычков - вице-президент банка "Менатеп". 7. Виктор Балакин - вице-мэр г.Ижевска, председатель Совета Директоров АО "Ижмаш". 8. Сергей Касихин - заместитель председателя Правительства УР. 9. Виктор Долгов - министр промышленности УР. 10. Евгений Роганов - председатель Госкомзанятости УР. 11. Владимир Гродецкий - генеральный директор АО "Ижмаш. 12. Александр Московенко - директор АО Ижмаш" по строительству, акционер. 13. Михаил Козлов - директор по экономике АО "Ижмаш". 14. Валентин Шмелев - директор по развитию АО "Ижмаш". 15. Георгий Шумков - директор завода спецтехники  АО "Ижмаш".

Одним из характерных моментов прошедшего собрания стало самовыдвижение некоторых кандидатов в совет директоров. Однако в процессе голосования многиe самовыдвиженцы сняли свои кандидатуры.

Олег Собин, выступая на собрании, прозрачно намекнул, что на людей, поставивших на Геннадия Кириллова, Александра Лихачева и Олега Собина, было оказано давление. Председателем совета директоров по предложению Сергея Касихина был избран вице-мэр Ижевска Виктор Балакин. Некоторые наблюдатели рассматривают этот факт, как “продажу” Балакиным интересов Ижевска и его мэра Салтыкова перед боем за местное самоуправление. Единственным представителем "старого" совета директоров во вновь избранном оказался Валентин Шмелев, директор по развитию АО. В ходе голосования состав совета директоров был увеличен с 11 до 15 человек.

В ходе собрания выяснилось доселе туманное распределение акций среди акционеров. Простые (голосующие) акции: Миноборонпром РФ - 42,04 процента, Госкомсобственности УР - 32,98 процентов, работники АО - 19,51 процент, пенсионеры и бывшие работники - 2,85 процента, прочие - 2,62 процента. Таким образом, государству принадлежит 75,02 процента акций.

По словам председателя профкома АО "Ижмаш" Григория Черных, "...сегодня трудовой коллектив расплачивается за то, что согласился на первый вариант приватизации...профком был против, но выступал робко, а все погнались за дешевизной...наверное, тогда и нужно было митинговать тем, кто сегодня просит вернуться в лоно государства. Мы и так из рук государства не выходили, как не был коллектив владельцем завода - так и не стал..."

2.2.2.    Развитие ситуации в июле

Первыми решениями нового генерального директора "Ижмаша" были индексация заработной платы и преобразование станкостроительного завода и завода специзделий в дочерние предприятия.

25 июля прошло заседание коллегии налоговой инспекции по Удмуртской Республики, на которой было сообщено, что долг "Ижмаша" бюджету превышает 60 миллиардов рублей. Незадолго до заседания коллегии было принято решение о перенесении долга на имущество предприятия. Имущество подбиралось то, утрата которого не повлияет на производство. Поэтому было найдено на 62 миллиарда нереализованных автомобилей, мотоциклов и другой продукции, а также домов отдыха и автомобилей начальников. На момент заседания коллегии было вынесено постановление только на 22 миллиарда и материалы "ушли" в департамент налоговой полиции. Последняя смогла лишь обнаружить ценные бумаги на сумму 1,5 миллиарда рублей.

В тот же день состоялось заседание республиканской межведомственной балансовой комиссии, которая приняла решение о передаче материалов "Ижмаша" в центральную межведомственную балансовую комиссию.

2.3.    Новое в оружейном производстве

Завершена работа по аккредитации Государственного испытательного центра Удмуртского центр стандартизации и метрологии по испытанию гражданского, служебного оружия и патронов к нему. Теперь на всем оружии, проходящем через этот центр, появится свое "тавро", удостоверяющее не только национальную принадлежность продукции, но и его качество. (Впервые клеймо оружия Ижевского производства было поставлено сто пятьдесят лет назад. Это было изображение герба Вятской губернии с луком и стрелой. Нынешнее клеймо представляет из себя сочетание стрелы и стилизованного герба Удмуртской Республики.) Появление этой эмблемы являет собой настоящий прорыв в экспортной политике отечественных производителей гражданского оружия.

Ранее для каждой мелочи при утверждении в серийное производство нового образца приходилось регулярно, чуть ли не еженедельно, ездить в ЦНИИ "Точмаш", расположенный в подмосковном городе Климовск. Сегодня все задачи от разработки до рекламы и реализации будут решаться на месте. Кроме того в Ижевске смогут проходить сертификацию своих изделий другие аналогичные предприятия России и даже иностранных государств. Практически не вызывает сомнения признание Ижевского центра в Постоянной международной комиссии Брюссельской конвенции, в которую входят ведущие производители оружия. Это значительно расширяет экспортные возможности Удмуртии. Включение российского (удмуртского) клейма в кадастр Конвенции даст дополнительную валютную выручку и не тратить средства на вторичные испытания в странах-членах Конвенции.

 

 

 

 



[1] По некоторым данным, до последнего момента руководство республики настаивало на кандидатуре Игоря Чо, директора треста "Удмуртнефтестрой". Однако Сивак, пойдя на уступки по Валентину Кудинову, отстоял Евгения Богомольного.