Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

С.АНДРЕЕВ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Внешнеэкономическая деятельность Мордовии на протяжении практически всей ее краткой "суверенной" истории носила, преимущественно, спонтанный характер. До середины 1994 года правительственные структуры республики фактически не вмешивались во внешнеэкономическую сферу, ограничиваясь лишь пассивным наблюдением и правовым контролем. Все это обуславливалось крайне негативным отношением "советской" части местного руководства во главе с председателем Верховного Совета Николаем Бирюковым к зарубежным инвестиционным проектам и вообще слабым представлением о долгосрочной экономической перспективе. Неприятие иностранных капиталовложений, по сути, было всего лишь одной из сторон экономической неграмотности прежнего руководства республики. Оно пришло к власти в пылу политической борьбы, и сохраняло свое положение благодаря тонкой работе по поддержанию политической напряженности на своем пике. Чем-то это напоминало культивирование перманентной политической революции. Собственно на экономические проблемы, их изучение, времени тратилось немного, поскольку политические позиции это не укрепляло. Соответственно и решались они лишь по мере возникновения. В результате внешнеэкономическая деятельность Мордовии буквально до недавнего времени, а точнее, до 1995 года, почти не испытывала какой-либо коррекции или стимуляции со стороны официальной администрации республики. И принятая, наконец, в 1994 году программа внешнеэкономической деятельности Мордовии на 1994-1995 годы все так же изобиловала общими фразами и пожеланиями, не имея в своем составе в общем-то главного - четкой постановки задач, а также мероприятий по их реализации. Рекомендательность и декларативность так и не позволили этой программе стать собственно программой; ей была уготована участь документа, который правильнее было бы назвать "Основными направлениями внешнеэкономической деятельности Мордовии".

Конечно, какие-то направления и задачи, обозначенные в программе 1994 года, были реализованы, но не благодаря этому экономическому манифесту, а в результате самостоятельных усилий "экспортных" предприятий республики. Естественно, уровень выполняемости программы составил 48%, что не явилось для независимых аналитиков республики неожиданностью.

Разумеется, при подобном инвестиционном климате и настрое республиканской власти западные инвесторы не испытывали особого желания делать капиталовложения в экономику Мордовии. Хотя неизменно присутствовал интерес к светотехнической, кабельной и фармацевтической отраслям мордовской экономики. Основной формой взаимодейстия с западными партнерами становятся совместные предприятия, в целом не оказывающие сколь-нибудь серьезного влияния на экономику республики.

Ситуация начала заметно меняться с приходом к власти в конце 1994 года на республиканских парламентских выборах реформистски настроенной политической группы во главе с нынешним главой республики Николаем Меркушкиным. Последний долгое время возглавлял фонд имущества Мордовии, находился на острие экономических преобразований и приобрел определенную гибкость в экономической проблематике. Стоит отметить, что в бытность свою руководителем оппозиционного политического альянса Николай Меркушкин опирался, в том числе, на руководителей крупнейших предприятий республики, которые были объединены в политически весомый Экономический Союз, председательство в котором было, разумеется, за Николаем Меркушкиным. Соответственно, ознакомленность нынешнего главы республики с потенциалом и возможностями основных республиканских предприятий, а также с их "болевыми" точками позволяет ему сегодня довольно легко ориентироваться в хитросплетениях мордовской экономики.

С первых же экономических шагов новой мордовской власти был взят курс на расширение экономических связей со странами ближнего зарубежья и субъектами Российской Федерации, поскольку именно эти рынки сбыта и представляются сегодня наиболее перспективными для мордовской экономики. В качестве главного инструмента для реализации этой задачи были избраны межправительственные соглашения республики о торгово-экономическом сотрудничестве. За полтора года было подписано 52 подобных соглашения, большая часть из которых оказалась реально действующими. Наиболее плодотворными и выгодными явились соглашения с Москвой (подписано во время визита в Саранск мэра Москвы Юрия Лужкова), Свердловской областью, Минском.

Основными внешнеэкономическими партнерами Мордовии являлись и являются страны ближнего зарубежья (70 процентов внешнеторгового оборота). Объясняется это просто - продукция республиканских предприятий несколько уступает аналогичным западным образцам, однако приемлемая цена и все же относительно высокое качество делают определенные виды продукции экономически привлекательными в глазах импортеров из ближнего зарубежья. На экспорт идут, в основном, электротехнические машины и оборудование (один из крупнейших в России светотехнических комплексов "Лисма"), резинотехническая продукция (АО "Резинотехника"), кабельная продукция (АО "Сарансккабель"), фармацевтическая (АО "Биохимик"). Выходы на более или менее крупные международные рынки были затруднены по двум причинам: 1) не самое высокое качество продукции, что делало ее заведомо слабо конкурентноспособной; 2) отсутствие ориентации на международных рынках и полная неспособность предприятий решить эту проблему самостоятельно. Тем не менее, среди внешнеэкономических партнеров республики числятся Нидерланды, Германия, Швейцария, Италия и некоторые другие высокоразвитые страны, куда, впрочем, идет крайне небольшая часть всего мордовского экспорта (12 процентов). Так ,одно из крупнейших предприятий республики АО "Рузхиммаш" с американской фирмой "Эй Брэй Интернейшнл ЛТД" заключило контракт на поставку в США в ближайщие три года железнодорожных цистерн, уже направив за океан в 1995 году продукции на сумму более 500 тысяч долларов.

Внешнеторговый оборот Мордовии в 1995 году составил более 82 миллионов долларов (в том числе: экспорт - 39,5 миллиона долларов, импорт - 43 миллиона долларов), почти до 200 увеличилось количество предприятий экспортеров.

Распределение мордовской экспортной номенклатуры ( в процентах):

1) электротехнические машины и оборудование - 32

2) продукция медицинской промышленности - 23

3) резинотехнические изделия - 11

4) кабельная продукция - 4

Среди регулярно увеличивающих объемы импорта продукции мордовской промышленности - Украина, Казахстан, Белоруссия. Помимо основной задачи - расширения экспорта в страны ближнего зарубежья и субъекты РФ - мордовское правительство усиленно изучает экономическую конъюнктуру ближневосточных стран. Последние в своем экономическом выборе руководствуются приблизительно теми же критериями экономической целесообразности, что и импортеры стран СНГ. Особое внимание республиканская власть уделяет ливанскому рынку сбыта (фармацевтическая и электротехническая продукции), вследствие чего предполагается принять массированное участие в ливанских торгово-экономических выставках. В русле этой же экономической ориентации на третьи страны в 1996-ом году подписан протокол между АО "Лисма" и Кот-Д'Ивуар о создании совместного предприятия по производству ламп накаливания с годовым выпуском 11 млн. штук.

Необходимо пояснить, что именно правительственные структуры республики сегодня выступают в качестве некоей маркетинговой службы мордовских предприятий. Используя свой статус, глава республики Николай Меркушкин осуществляет активный поиск экономических партнеров для республики, что является ныне одной из самых важных сторон деятельности мордовского кабинета. Важность свою эта сторона деятельности приобрела из-за того, что внутренние экономические ресурсы и возможности их государственной мобилизации для вывода экономики Мордовии из депрессивного состояния уже исчерпаны, и добиться большей наполняемости мордовского бюджета за счет внутреннего экономического потенциала крайне проблематично. Но главное, расширение прав субъектов Федерации в экономическом взаимодействии с зарубежными финансовыми и экономическими структурами позволяет сегодня мордовской власти в полной мере проявлять свою предприимчивость. Тем более, что активность мордовских финансовых и банковских структур в инвестировании средств в местные экономические проекты пока крайне невысока.

Попытки республиканской власти привить инвестиционный и всякий другой экономический интерес к Мордовии в июне 1996 года воплотились в принятие Закона "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия" (см. приложение), во многом аналогичном татарстанскому. Татарстан как более благополучный в экономическом плане регион является для нынешней официальной администрации республики тем примером, с которого необходимо снимать законодательную, правовую и экономическую кальку. Опять же и новая программа внешнеэкономической деятельности республики на 1996-1997 гг. копировалась в своих подходах с татарстанской. Эта программа (см. приложение), безусловно, более реалистична и продумана, чем предыдущая, но все же несколько переоценивает потенциальные возможности мордовских предприятий. Отрадно, что по сравнению с прошлой, зта программа обладает достаточной дозой конкретики, где за каждой из перспективных установок во внешнеэкономической деятельности продуман механизм ее реализации с возложением конкретных задач на конкретные предприятия и правительственные службы.

Одним из последних инвестиционных начинаний мордовского правительства является предоставление восьми экономических проектов на рассмотрение соответствующего департамента Европейского банка реконструкции и развития. Эти проекты прошли особенно тщательную экспертизу сначала на мордовском уровне, затем на российском, а впоследствии в системе TACIS Европейского сообщества. Интенсивные хождения главы республики Николая Меркушкина по московским кабинетам привели к появлению прилагаемого к проектам гарантийного письма российского правительства, что делает более реалистичной возможность их осуществления.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Закон Республики Мордовия

ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Настоящий Закон определяет правовые и экономические условия привлечения и эффективного капитала в укреплении и развитии хозяйственного комплекса Республики Мордовия.

Статья 1. К объектам иностранных инвестиций относятся все виды имущества, в том числе имущественные права и результаты интеллектуальной деятельности, вкладываемые иностранными инвесторами в хозяйственнве общества и товарищества (далее ­организации) в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим Законом.

Статья 2. Иностранные инвестиции в Республике Мордовия не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты конфискации, если это предусмотрено Федеральным законом.

Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств.

В случае реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая и адекватная компенсация.

Иностранные инветсоры имеют право на возмещение убытокв, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов Республики Мордовия лиюо должностных лиц.

Статья 3. Налоговые льготы, предусмотренные настоящим законом, государственные гарантии и финансовая помощь предоставляются организациям с долей иностранных не менее 30 процентов, зарегистрированным на территории Республики Мордовия после 1 января 1996 г. и осуществляющим по утвержденным Правиптельством Республики Мордовия программам (бизнес-планам):

- производство сельскохозяйственной продукции и ее промышленную переработку;

- заготовку и глубокую переработку древесины;

- производство строительных материалов и конструкций;

- производство сложной бытовой техники;

- производство оборудования, машин, механизмов и инвентаря, используемых в производстве сельскохозяйственной продукции и ее промышленной переработке;

- иные виды деятельности в сфере производства товаров и оказания услуг по перечню, утверждаемому Главой Республики

Мордовия.

Статья 4. Финансовая помощь организациям с иностранными инвестициями осуществляется Фондом поддержки иностранных инвестиций и развития внешнеэкономической деятельности (далее - Фонд).

Деятельность Фонда регулируется Положением, утвержденным Главой Республики Мордовия по представлению Правительства Республики Мордовия.

Статья 5. Фонд формируется за счет средств из республиканского бюджета, взносов организаций и иностранных инвесторов и иных источников.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении вносятся правительством РМ на утверждение Государственном уСобранию РМ одновременно с республиканским бюджетом и отчетом о его исполнении соответственно.

Средства Фонда направляются на предоставление государственных гарантий и финансовой помощи при осуществлении иностранных инвестиций (далее - инвестиционный проект или проект), имеющих статус "Особо важного инвестиционного проекта", организациям, указанным в статье 3 настоящего Закона, а также на развитие внешнеэкономических связей РМ.

Статья 6. Учредителями организаций с иностранными инвестициями на территории РМ могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации, зарегистрированные на территории РФ юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, государство, органы местного самоуправления и граждане Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Регистрацию учредительных документов организаций с иностранными инвестициями, изменений и дополнений к ним, а также ликвидации указанных организаций осуществляет Государственный Комитет Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям, если иное не предусмотрено законодательством РЯ и Республики Мордовия.

Статья 7. Инвестиционные проекты, реализация которых обеспечивает существенное и эффективное воздействие на социально-экономическое положение республики и ее муниципальных образований и по которым капиталовложения превышают сумму, эквивалентную 1,0 млн.долларов США, и при условии, что доля иностранного инвестора превышает 50 процентов, получают статус "Особо важного инвестиционного проекта".

Положение об "Особо важном инвестиционном проекте" утверждается Главой Республики Мордовия по представлению правительства РМ.

Статья 8. Организации с иностранными инвестициячми, за исключением образованных путем реорганизации либо приобретения иностранным инвестором акций (паев, вкладов) действующих хозяйственных обществ и товариществ, созданные и осуществляющие деятельность в соответстви со статьей 3 настоящего Закона:

- уплачивают налог на имущество по ставке 0,05 процента и освобождаются от уплаты 50 процентов налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет. При этом

организации, получившие статус "Особо важного инвестиционного проекта", освобождаются от уплаты налога на прибыль, поступающего в республиканский бюджет;

- освобождаются от уплаты земельного налога в части, зачисляемой в республиканский бюджет, и сельскохозяйственного налога.

Организации с иностранными инвестициями, образованные путем реорганизации либо приобретения иностранным инвестором акций (долей, вкладов) действующих хозяйственных обществ и товариществ, пользуются льготами, предусмотренными настоящей статьей, пропорционально доле (вкладов), принадлежащей иностранному инвестору в установленном (складочном) капитале организации.

Статья 9. Льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, сельскохозяйственному и земельному налогам, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона, применяются к организациям с ионстранными инвестициями в течение первого года с даты их регистрации и действуют в последующие 4 года, если предусмотренное их учредительными документами имущество, включая имущество иностранного инвестора, внесено в размере, предусмотренным федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами об иностранных инвестициях, и объем реализуцемой продукции (работ, услуг) собственного производства превышает 50 процентов.

При невыполнении указанных условий, а также при прекращении производственной деятельности до истечения пяти лет с даты регистрации и невыполнения по истечении трех лет утвержденной программы (бизнес-плана) либо предусмотренного на этот момент соответствующего этапа программы по их вине, организации с иностранными инвестициями теряют право на налоговые льготы, полученные ими согласно настоящему Закону, а не уплачиваемые ранее за весь период применения льгот суммы подлежат перечислению в республиканский бюджет.

Статья 10. Организации, осуществляющие финансирование (кредитование, финансовый лизинг) инвестиционных проектов, указанных в статье 3 настоящего Закона, и получающие прибыль от финансирования этих проектов, уплачивают налог с соответствующей прибыли в размере 50 процентов от ставки, зачисляемой в республиканский бюджет.

Статья 11. Организации, выполняющие строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пуско-наладочные работы по договорам подряда в организациях, указанных в статье 3 настоящего Закона, уплачивают налог соответствующей прибыли в размере 50 процентов от ставки, зачисляемой в республиканский бюджет.

Статья 12. Правительство Республики Мордовия по согласованию с Главой Республики Мордовия в месячный срок:

- утвердить реестр используемого в качестве залога государственного имущества под обеспечение иностранным инвесторам гарантийных обязательств республики;

- совместно с Государственной налоговой инспекцией по Республике Мордовия определить порядок применения статей 7-11 настоящего Закона.

Правительству Республики Мордовия привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Рекомендовать органам местного самоуправления оказывать поддержку организациям и иностранным инвестициям, включая прямое участие в осуществлении проектов.

Статья 13. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

 

Глава Республики Мордовия                             Н.И. Меркушкин

г.Саранск, 14 июня 1996 года

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
НА 1996-1997 ГГ.

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 25 июня 1996 г. № 327

 

1. Общие положения

Настоящая Программа разработана с целью содействия социально-экономическому развитию Республики Мордовия посредством повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, в соответствии с реализацией Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", Федеральным Законом от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Конституции Республики Мордовия, в рамках проекта № 60 Федеральной Программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы и направлена на:

- созидание организационных и правовых условий развития внешнеэкономической деятельности;

- увеличение с помощью внешнеэкономических средств хозяйственного потенциала Республики Мордовия, повышение степени конкурентоспособности ее экономики за счет специализации на производстве наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых товаров;

- укрепление международного сотрудничества в сфере экономических и финансово-кредитных отношений, деловых связей по линии правительственных, общественных и коммерческих структур;

- содействие развитию экспортоориентированного и импортозамещающего производства;

- содействие инвестиционным программам и структурной перестройке экономики республики, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций для реализации производственных и научно-исследовательских проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение;

- осуществление международного сотрудничества в реализации программ в сфере науки и туризма.

 

II. Современное состояние внешнеэкономической деятельности

1. Оценка экспортного потенциала

Располагая развитой индустриальной и агропромышленной базой, Республика Мордовия может выпускать и поставлять на экспорт широкий круг промышленных и сельскохозяйственных товаров. В то же время ее дальнейшее развитие сдерживается слабыми кооперационными связями промышленных и сельскохозяйственных предприятий с зарубежными фирмами, значительной ориентацией на использование привозного сырья и комплектующих, неконкурентоспособностью большинства производимой продукции.

Существующий экспортный потенциал Республики Мордовия включает в себя также природные ресурсы, которые могут рассматриваться как основа для дальнейшего индустриального развития и наращивания республиканского экспорта. Важнейшие из них ­цементное и диатонитовое сырье, строительные камни и песок, кирпичные и керамзитовые глины, опока для жидкого стекла, мергельно-меловые породы, доломитовая мука. Большой интерес для зарубежных предпринимателей может представлять цемент, торф, минеральная вода, древесина.

Особенностью Республики Мордовия является ее выгодное экономико-географическое положение в центральной части Российской Федерации. Проходящая по территории республики железнодорожная магистраль связывает ее с промышленным Западом, с богатыми минерально-сырьевыми, топливными ресурсами Востоком, Сибирью и Средней Азией. Большой объем внешнеторговых перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог общего пользования - 3,9 тыс.км, в том числе 3,3 тыс.км с твердым покрытием. Расположенный в г.Саранске аэропорт российского значения позволяет осуществлять прямые пассажирские и грузовые авиаперевозки в ближнее и дальнее зарубежье.

Природные и климатические условия, а также имеющая сеть гостиниц, домов отдыха, санаториев, музеев, создают условия для развития иностранного туризма, обслуживания делегаций и представителей деловых кругов.

2. Анализ динамики, структуры экспорта и импорта

Внешнеторговый оборот Республики Мордовии в 1995 г составил более 82 млн.долларов, в том числе экспорт 39 млн.долларов, импорт 43 млн.доллара, поставлено продукции в дальнее зарубежье на сумму около 15 млн.долларов, в страны ближнего зарубежья - около 24 млн.долларов. Почти до 200 увеличилось количество предприятий-экспортеров, до 53 количество стран ­торговых партнеров республики, возобновился экспорт в Австрию, Италию, Кипр, Болгарию и некоторые другие государства. Основными продуктами экспорта в 1995 г. являлись электрические машины и оборудование - более 30% от общей суммы экспорта, продукция медицинской промышленности свыше 20%, резинотехнические изделия - более 10%, что обусловлено производственным потенциалом республики. Большой финансовой поддержкой для ряда колхозов нашей республики стали крупные поставки объединением "Мордовхлебопродукт" кормового ячменя в Нидерланды, Швейцарию, Италию, Украину, Республику Казахстан, Республику Беларусь. Основная часть поставок на экспорт, около 80%, осуществляется по контрактам на СКВ, остальная - в форме товарообменных сделок. Динамика экспорта Республики Мордовия в 1995-1997 годах приведена в Приложении № 1. Товарная структура экспорта в настоящее время не способствует значительному его увеличению, так как формируется, в основном, за счет товаров народного потребления, более 65%, которые не выдерживают конкуренции на внешних товарных рынках. На долю машин и оборудования в 1995 году пришлось свыше 20%, а на сырье и материалы - 5%.

Наибольший объем экспортных операций по стоимостным показателям приходится на АО "Биохимик" - 15%, ОАО "Лисма" ­15%, АО "Резинотехника" - более 10%, АО "Электровыпрямитель" ­более 5%. В то же время, после принятия законодательных актов либерализующих внешнеэкономическую деятельность значительно увеличилось число участников внешнеэкономических связей за счет новых экспортеров: малых фирм, начинающих самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Основные предприятия, осуществляющие экспортные операции приведены в таблице № 1.

 

Таблица 1

 

Наименование предприятия

Объем экспорта товаров в 1995 году (тыс.долларов)

АО "Биохимик"

5962,0

ОАО "Лисма"

5955,0

АО "Саранский завод "Резинотехника"

3644,9

АО "Электровыпрямитель"

2188,0

АО "Орбита"

1054,0

АО "Завод "Сарансккабель"

1049,4

АО "Саранский завод автосамосвалов"

1001,0

АО "Саранский литейный завод "Центролит"

944,1

АО "Саранский приборостроительный завод"

602,5

 АО "Рузхиммаш"

478,9

АО "Каиссо"

391,7

АО "Станкостроитель"

371,5

АО "Сарэкс"

284,7

ИЧП "Эл Би Си"

269,0

АО "Медоборудование"

231,7

АО "Каисса-К"

202,0

ВЭК "Альпари"

119,0

 

Несомненные перспективы имеет предпринимательство в области услуг, туризма, выставочной деятельности.

В импорте из стран дальнего зарубежья преобладала машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса, из Ближнего Зарубежья - машиностроительная продукция, продовольственные товары и сырье для их производства, цветные и черные металлы. Объем импорта Республики Мордовия составил более 43 млн.долларов. Структура импорта не отражает основные сегодняшние потребности республики, так как более чем на половину состоит из товаров народного потребления, хотя приобретение передовых технологий и оборудования для модернизации народного хозяйства республики является актуальным.

На территории республики зарегистрировано 22 предприятия с иностранными инвестициями (Таблица 2), общий объем их капитала составил на 1 мая 1996 г. свыше 800 млн.рублей

 

Таблица 2

 

Страны

Количество совместных предприятий

Австрия

1

Великобритания

1

Венгрия

2

Гонконг

1

Индия

3

Княжество Лихтенштейн

1

Польша

1

Республика Молдова

2

Украина

3

Республика Казахстан

1

Республика Узбекистан

2

Ю.Корея

2

Литва

1

США

1

Всего

22

 

III. Основные направления внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия на 1996-1997 годы

Мероприятия по реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия на 1996-1997 гг. приведены в приложении № 2.

1. Экспортная политика

Основной задачей в проведении экспортной политики на ближайшую перспективу является наращивание экспортного потенциала за счет формирования такой структуры экспорта, которая предполагает повышение удельного веса и объема товаров высокой степени переработки (особенно изделий машиностроения), а также отечественных передовых технологий. Это обуславливается резким сокращением внутреннего платежеспособного спроса и, соответственно, необходимостью продвижения продукции предприятий на внешний рынок, что будет способствовать сокращению падения производства, а в стратегическом плане ­обеспечивать полнокровное включение экономики республики в международное разделение труда, в связи с этим, требуется устранить причины, сдерживающие реализацию данных задач, то есть, низкую конкурентоспособнсоть промышленных изделий, слабую заинтересованность предприятий-изготовителей в экспорте своей продукции, неосведомленность о требованиях мирового рынка и т.д. Многие предприятия имеют проекты по производству новых видов конкурентоспособной продукции, отвечающей мировым стандартам: АО "Рузхиммаш" - по производству емкостного оборудования для химического машиностроения, АО "Саранский приборостроительный завод" - по производству медтехники и средств измерения для населения и лечебных учреждений, ОАО "Лисма" - по производству энергоэкономичных, экологически чистых источников света и другие. Научно-технические разработки в области создания и совершенствования силовой преобразовательной электроники, полупроводниковых технологий, специальных источников света, осуществляемые на базе Саранского НПО силовой электроники МГУ имени Н.П. Огарева, АО "Лисма-ВННИИС", отвечающие современным требованиям мировых рынков позволяют в ближайшей перспективе не только задействовать имеющиеся, но и увеличить экспортные возможности республики. Для повышения конкурентоспособности и качества продукции предприятиям, организациям целесообразно создавать систему обеспечения качества на базе МС семейства ИСО 9000 с последующей сертификацией ее в Центре стандартизации и метрологии или в зарубежных сертификационных центрах. В то же время расширение машинотехнического экспорта требует определенной экономической и организационной поддержки как со стороны предприятий, так и органов власти республики, районов и городов за счет предоставления налоговых и иных льгот, кредитной поддержки, содействия в целенаправленном освоении новых внешних рынков сбыта продукции.

Республика Мордовия располагает достаточно мощным комплексом по переработке сельскохозяйственной продукции, для чего используются местные сырьевые ресурсы: зерно, овощи, фрукты, мясо, молоко и другое. Действует сеть мясокомбинатов общей среднегодовой производственной мощностью 60 тыс.тонн мяса и 6 тыс.тонн мяса птицы (имеющиеся ресурсы - 100 тыс.тонн). Производство цельномолочной продукции составляет 54 тыс.тонн в год (имеющиеся ресурсы около 500 тыс.тонн). Переработкой овощей и фруктов заняты три предприятия общей мощностью 33 млн.усл.банок консервов в год. По переработке конопли имеются 9 пенькозаводов со среднегодовым объемом выработки более 4 тыс.тонн пеньковолокна.

Расширение номенклатуры деревообработки с ориентацией на экспорт сегодня желательно для многих действующих деревообрабатывающих комбинатов, которые в условиях новой системы цен испытывают трудности с реализацией продукции внутри страны. Лесоперерабатывающий комплекс позволяет перерабатывать ежегодно до 500 тыс.кую,метров древесины местного происхождения. Широкая сеть больших и малых деревообрабатывающих комбинатов и мебельных фабрик может вырабатывать в год до 200 тыс.куб.метров пиломатериалов, имеются мощности по производству свыше 300 тыс.кв.метров щитовых жилых домов. Большим спросом за рубежом могут пользоваться сувениры, выпуск которых в объеме до 500 тыс.штук в год освоен специализированными предприятиями. Интересам республики отвечает сотрудничество с иностранными фирмами в использовании отходов лесозаготовки и лесопереработки, расширение производства древесноволокнистых плит, организация производства топливных брикетов и других изделий, которые также могут стать предметом экспорта.

Другим экспортным ресурсом является цемент, невыработанные запасы которого составляют более 1 млрд. куб.метров, а годовой объем производства может достигать 3 млн.тонн. По своим качественным характеристикам он соответствует европейскому стандарту. Однако наращивание производства и экспорта цемента требует проведения реконструкции и модернизации технологического оборудования, установки линии фасовки и упаковки с привлечением заинтересованных иностранных фирм, формой участия которых могут стать бартерные, компенсационные и лизинговые сделки.

Перспективным экспортным товаром может являться торф, который используется для бытовых и сельскохозяйственных нужд. В настоящее время на территории республики разведано около 800 его месторождений, сосредоточенных в основном в Теньгушевском, Темниковском и Краснослободском районах. Невыработанные запасы составляют более 30 млн.тонн.

Определенный интерес для экспорта и иностранных инвесторов может представлять сульфатно-хлоридная минеральная вода хиловского типа, суточный водоотбор которой в настоящее время составляет около 30 куб.метров и объемы добычи могут быть увеличены.

Одним из важных направлений развития внешнеэкономических связей республики может и должен стать в перспективе международный туризм, позволяя довольно быстро обеспечивать поступление валютных доходов. В целом природные условия республики весьма благоприятны для привлечения туристов. Однако для развития данной формы услуг необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих коренное обновление инфраструктуры туризма, реконструкцию архитектурных памятников и историко-культурных объектов, составление разнообразных программ пребывания иностранных туристов в Мордовии, улучшение качества их обслуживания и подготовку кадров для этой отрасли хозяйства. Поэтому на начальном этапе, связанном с необходимостью значительных инвестиций и развитие индустрии туризма, следует определить систему налоговых, кредитных, финансовых и организационных мер поддержки тех фирм, которые вкладывают средства в реконструкцию и строительство туристических баз, обучение кадров для туристической сферы и др.

2. Продвижение продукции мордовских товаропроизводителей на внешние рынки, развитие ярмарочно-выставочной деятельности

Создание и функционирование целостной системы продвижения мордовских товаров на внешний рынок потребует осуществления комплекса экономических, финансовых и организационных мер.

Анализ существующей экономической ситуации в республике и в России в целом приводит к выводу о необходимости расширения рынка сбыта продукции мордовских товаропроизводителей посредством усиления ее рекламы, повышения эффективности ярмарочно-выставочной деятельности с целью ознакомления общественности, деловых кругов регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья с республикой, предоставления заинтересованным сторонам всей необходимой информации о Мордовии - от экономического потенциала до гостиничного сервиса, раскрытия реальных перспектив взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с предприятиями и организациями республики. Недостаточная, отрывочная и разбросанная информация об этом представляет собой значительное препятствие на пути привлечения в Мордовию иностранных инвестиций, поиска надежных зарубежных партнеров для других форм внешнеэкономического сотрудничества. В большинстве регионов России эти задачи возложены на действующие ярмарочно-выставочные центры, которые работают на принципах частичного или полного самофинансирования, одновременно взаимодействуя с аналогичными организациями Российской Федерации и зарубежных стран. В республике в марте 1996 года также создана подобная структура - государственное предприятие "Мордовский республиканский выставочно-ярморочный центр "Мордовэкспоцентр", на балансе которого находятся 5 павильонов, общей площадью 2,7 тыс.кв.метров, где размещены экспозиции промышленного и сельскохозяйственного комплексов.

Другим ключевым звеном данной системы является развитие сети торговых представительств республики, внешнеторговых фирм или специализированных торговых домов, занимающихся экспортом и импортом продукции, с учетом интересов республики. В настоящее время готовится открытие представительства Республики Мордовия в Сирийской Арабской Республике, деловые круги которой заинтересованны в развитии взаимовыгодного сотрудничества, действует ТПД "Мордовия-Бухара", объединяющий заинтересованные во взаимном сотрудничестве мордовские и узбекские предприятия. Следующим этапом должно стать укрепление кооперационных связей с фирмами регионов стран Ближнего Востока, Восточной Европы, Украины, Республики Беларусь, Казахстана и других мероприятий, способствующих продвижению мордовских товаров, защите интересов предприятий республики - участников внешнеэкономической деятельности.

3. Рационализация импорта и развитие импортозамещения

Рационализация импорта предлагает решение двух главных задач: повышение в структуре импорта доли машин, оборудования и технологий; создание конкурентной среды для импортных продовольственных и потребительских товаров в результате развития в республике замещающих производств, прежде всего в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Кроме того, технического оснащения требует фермерство, предъявляющее большой спрос на малогабаритную технику зарубежного производства. Производство такой техники может быть налажено на предприятиях республики в кооперации с заинтересованными зарубежными фирмами.

Специфика природных и экономических условий республики определила растущую в последние годы зависимость удовлетворения потребностей от внешних источников обеспечения, что делает импорт ряда важнейших товаров необходимых элементов процесса воспроизводства. Поэтому для повышения эффективности импортных операций целесообразно создание специализированных фирм, выполняющих крупные импортные заказы, тщательно подбирающих иностранных партнеров, предлагающих наиболее выгодные коммерческие условия, заключение долгосрочных контрактов.

Развитие импортозамещения, как и создание в республике экспортоориентированных производств, требует определенной финансовой помощи со стороны федеральных и местных органов власти. наилучшей формой подобной поддержки может стать создание соответствующего республиканского целевого фонда.

4. Привлечение иностранного капитала

Привлечение в республику иностранного капитала в 1996-97 годах в форме кредитов и инвестиций преследует решение таких задач, как подключение новых источников финансирования к модернизации экономики и социальной инфраструктуры, освоение невостребованного научно-технического потенциала республики, внедрение передовых технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга, насыщение внутреннего рынка товарами и услугами, развитие экспортоориентированных и импортозаменяющих производств, реализация конверсионных и других особо значимых для республики проектов, увеличение занятости населения, освоение передовых форм организации производства и содействие развитию производственной инфраструктуры (Приложение 3).

Важными положительными факторами для привлекаемых инвесторов является наличие свободных производственных площадей, незаконченных объектов с высокой строительной готовностью, высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Поэтому наиболее предпочтительным является развертывание на территории Республики Мордовия производств на базе современного импортного оборудования и комплектующих, с использованием передовых технологий. Именно этот основной принцип определяет отраслевые приоритеты привлечения стороннего капитала: электротехника и электроника; производство электродвигателей, деталей и комплектующих к машинам и оборудованию, в том числе и для автомобилестроения; выпуск конкурентоспособных на мировых рынках товаров широкого потребления, товаров народно-художественных промыслов; изготовление оборудования для топливно-энергетического и агропромышленного комплексов; а также возделывание сельскохозяйственных культур и переработка сельхозпродукции. Особым направлением является организация экспортоориентированных производств строительных материалов, в том числе качественного и дешевого по себестоимости кирпича, керамической плитки, термолитового гравия из уникального месторождения диатомита, асбоцементных изделий.

Учитывая отсутствие в Мордовии традиционно привлекательных для иностранных инвесторов запасов полезных ископаемых, актуальным является включение отдельных республиканских проектов в федеральные целевые программы и, прежде всего, в конверсионные подпрограммы развития производства и насыщения рынка высококачественными товарами длительного пользования, развития средств связи и информатики. Финансирование других проектов в сфере машиностроения, пищевой и легкой промышленности, осуществляется с преимущественной опорой на республиканский и местные бюджеты, а также на средства предприятий. Перспективным направлением должно стать использование иностранного капитала, в том числе частного, для развития малого бизнеса в Мордовии, для чего, в соответствии с кооперативным принципом, могут быть привлечены и целевые федеральные ресурсы.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть местных предприятий приватизирована, преимущественно будет идти путем продажи иностранному инвестору акций мордовских акционерных обществ. В то же время, следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний, а также в форме целевых банковских вкладов с условием их возврата поставками продукции. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

В условиях нестабильной экономической и политической ситуации в России важной задачей является формирование системы обеспечения гарантий и страхования рисков иностранных инвестиций, которая будет строиться в строгом соответствии с общими принципами возможного финансирования, важности конкретного проекта. В случае проектов федеральной значимости правомерно привлечение соответствующих федеральных страховых структур. Представляется актуальным создание в республике центра содействия иностранным инвестициям и фонда поддержки иностранных инвестиций и развития внешнеэкономической деятельности, формируемого за счет бюджетных ассигнований, взносов предприятий, организаций, иностранных инвесторов и других источников. Располагая фондом, Республика Мордовия сможет гарантировать возврат предоставляемых инвестиционных кредитов, привлекаемых в особо значимые для республики производственные и социальные проекты.

5. Создание правовой базы

Реализация задач внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия предполагает создание и совершенствование соответствующей правовой базы. Работа по ее формированию будет определяться необходимостью заложить, руководствуясь положениями новой Конституции Республики Мордовия, нормативно-правовые основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые, учитывая специфику Мордовии, стимулировали бы развитие международных связей республиканских предприятий ми предпринимателей. При планировании этой работы на первое место ставится принятие Законов Республики Мордовия "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия", "О некоторых вопросах по регулированию внешнеэкономической деятельности в Республике Мордовия".

6. Подготовка и повышение квалификации кадров

Внешнеэкономическая деятельность требует серьезного обеспечения кадрами, как сферы управления, так и на уровне исполнительного звена. В Мордовии ощущается острый недостаток специалистов в области международных экономических отношений, что, в настоящее время, является одним из самых слабых звеньев внешнеэкономической деятельности. Достаточно сказать, что одно высшее учебное заведение республики до недавнего времени не занималось подготовкой экономистов-международников или специалистов в области правового регулирования международных экономических отношений, международного частного права и т.д. В связи с этим представляется необходимым безотлагательно создать систему кадрового обеспечения внешнеэкономической деятельности, включающую как подготовку, так и переработку специалистов. С целью подготовки внешнеэкономических кадров целесообразно ввести в МГУ им Н.П. Огарева специализацию, а возможно открыть отделение по подготовке квалифицированных правоведов-международников; направлять на основе открытого конкурса молодежь в известные российские и зарубежные университеты, готовящие кадры для внешнеэкономической деятельности, в том числе на коммерческих условиях. Переподготовка должна включать в себя создание постоянно действующих курсов при МГУ им. Н.П. Огарева для желающих получить второе высшее образование по одной из специальностей, имеющей прямое отношение ко внешнеэкономической деятельности; участие в учебно-практических семинарах, конференциях и проведение стажировок в органах управления, компаниях, банках, научно-исследовательских центрах как России, так и зарубежных стран сотрудников аппаратов исполнительной власти, предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономических отношениях.

7. Информационное обеспечение

Результативность внешнеэкономической деятельности зависит от ее информационного обеспечения, которое должно включать в себя информационную базу, содержащую данные об участниках, находящихся на территории Мордовии (своеобразный реестр производителей с их возможностями и предложениями); об экспортном потенциале и импортных потребностях республики; о межправительственных соглашениях; об имеющихся инвестиционных программах и проектах; о законодательстве и других нормативных актах Российской Федерации, республики Мордовия, регулирующих деятельность участников внешнеторговых отношений, в том числе, иностранных компаний и физических лиц на территории республики и т.п. С другой стороны, информационная база должна содержать сведения о крупнейших зарубежных производителях продукции; об экономическом и финансовом положении реальных и потенциальных партнеров; о законодательстве иностранных государств и международно-правовых актах, относящихся к сфере внешнеторговой деятельности; о конъюнктуре мирового рынка, ценах на основных рынках по видам продукции и услуг; об обменных курсах и взаимных курсах валют, процентных ставках и т.п.

Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации предполагает создание информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи данных. такую систему целесообразно сформировать при Госкомитете Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям и подключить ее при помощи сетевых средств к другим специализированным информационным системам Правительства Российской Федерации и Республики Мордовия.

Внедрение информационной системы предполагает, во-первых, формирование базы данных (со специализацией по разным отраслям и сферам внешнеэкономической деятельности) на основе информационной системы, которая будет использовать локальную компьютерную сеть, а также электронную почту, электронные системы и программное обеспечение, обслуживающее базы данных. В этой связи предстоит корректировка государственной статистики по вопросам внешнеэкономических связей, в которой недостаточно отражаются сведения об экспорте-импорте услуг, иностранных инвестициях в экономику республики, расходованию валютных средств, что не дает точного представления о внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия. Во-вторых, необходима интеграция информационной системы в международную компьютерную сеть, например "Интерен" для оперативного получения внешней информации и возможности быстрого размещения и распространения собственных сообщений практически по всему миру.

Формирование такой информационной системы потребует определенных затрат, но они окупятся за счет предоставления на коммерческой основе соответствующих информационных услуг участникам внешнеэкономической деятельности, а, главное, обернутся знанием точной картины в мире внешнеэкономических связей.

8. Механизм управления и осуществления контроля за реализацией программы

Головным исполнителем программы является Государственный комитет Республики Мордовия по внешнеэкономическим связям, исполнителями - министерства и ведомства, предприятия и организации республики указанные в приложении № 2, которые отчитываются перед Госкомитетом по внешнеэкономическим связям в установленном порядке. Общий контроль за реализацией программы осуществляет отдел финансово-экономической работы и топливно-энергетического комплекса Аппарата Правительства Республики Мордовия.

***

Настоящая программа рассчитана на 1996-1997 годы. Однако в целом она может послужить в качестве документа, определяющего основы внешнеэкономической политики Республики Мордовия на последующие годы. Реализация ее позволит повысить экспортный потенциал Республики Мордовия, создать организационно-правовые условия стимулирования внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, что будет способствовать увеличению на 31 процент поставок на экспорт по сравнению с 1995 г., а общий объем экспорта составит 51,5 млн.долларов.

 

***

(Далее идет список конкретных мероприятий.)