|
Новое на сайте |
Ахмет Иванов
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
в мае 1996 года
В конце мая опубликованы данные о состоянии дел в социально-экономической сфере за январь-апрель 1996 года. Промышленное производство за четыре месяца составило 103,1% по сравнению с аналогичным периодом 1995 года. Прирост был обеспечен за счет отраслей ТЭК и нефтехимии. Производство снизилось в машиностроении и металлообработке (93,2%), в промышленности стройматериалов (98,4%), в легкой промышленности (92,8%) и в пищевой промышленности (87%). Более половины всех предприятий РТ допустили снижение объемов выпуска продукции. Из 300 видов учитываемой продукции за эти месяцы увеличение производства затронуло лишь 84 позиции [1].
В сельском хозяйстве имело место заметное снижение валовых показателей в животноводстве и птицеводстве (78% по сравнению с соответствующим периодом 1995 года). По надоям молока - 86%. Куриных яиц получено 87%. Ухудшение коснулось практически всех параметров - поголовья скота, средних удоев от одной коровы, падежа скота, приплода.
Апрельский рост цен составил 4,7%, в том числе на продовольствие - 7%. Индексы потребительских цен по сравнению с отдельными регионами России выглядят так:
|
Апрель в % к марту (Все товары и платные услуги населению) |
Прод. товары |
Алкогольные напитки |
Непрод. товары |
Платные услуги |
Республика Татарстан |
104,7 |
107,0 |
134,7 |
101,2 |
103,1 |
Россия |
102,2 |
101,8 |
105,3 |
101,4 |
105,0 |
Ульяновская область |
101,4 |
101,5 |
101,1 |
101,4 |
101,3 |
Чувашская республика |
103,4 |
106,6 |
119,1 |
101,6 |
93,4 |
Республика Башкортостан |
103,3 |
102.7 |
102,0 |
101,8 |
112,0 |
Республика Мордовия |
102,9 |
103,0 |
103,0 |
102,5 |
103,6 |
Самарская область |
101,1 |
101,5 |
102,1 |
100,5 |
101,1 |
Нижегородская область |
101,6 |
102,0 |
102,0 |
100,4 |
102,5 |
Как видно из приводимой Госкомстатом РТ таблицы, Татарстан лидирует среди указанных регионов по темпам роста потребительских цен. В валовом объеме удорожания решающую роль сыграло повышение цен на водку в полтора раза, последовавшее после мартовской задержки.
Стоимость потребительских "корзин" (руб.) характеризовалась следующими показателями:
|
Набор из 19 продуктов |
Набор из 25 продуктов |
|||
|
29.03 |
29.04 |
29.03 |
29.04 |
|
Татарстан |
177589 |
189457 |
160821 |
172219 |
|
Казань |
173375 |
184869 |
157345 |
168889 |
|
Набережные Челны |
182856 |
195286 |
166237 |
177074 |
|
Зеленодольск |
168664 |
185618 |
152584 |
168295 |
|
Альметьевск |
191168 |
201511 |
167893 |
177332 |
|
Бугульма |
183899 |
191997 |
166831 |
174300 |
|
Кукмор |
168022 |
179700 |
149402 |
163244 |
|
Чистополь |
181808 |
193497 |
168712 |
181576 |
|
Россия |
251229 |
254219 |
220923 |
224096 |
|
Москва |
293517 |
292244 |
257792 |
257102 |
|
Санкт-Петербург |
246611 |
248554 |
219125 |
221345 |
|
Уфа |
200332 |
207815 |
185869 |
191469 |
|
Самара |
256620 |
262865 |
227323 |
238782 |
|
Нижний Новгород |
225559 |
231594 |
197282 |
203729 |
|
Ульяновск |
154200 |
151235 |
148291 |
153012 |
|
Чебоксары |
199399 |
208068 |
179288 |
188309 |
|
Ижевск |
204072 |
207189 |
183521 |
189001 |
|
Прожиточный минимум, рассчитанный по методике Минтруда РФ, в апреле 1996 года равнялся 257809 рублям, увеличившись по сравнению с мартом на 7,6%. Затраты в дифференцированном виде представляли следующую картину:
|
март |
апрель |
Питание |
167242 |
179951 |
Непродовольственные товары |
43607 |
46921 |
Услуги |
17730 |
19078 |
Налоги и другие платежи |
1102 |
11859 |
Всего расходов |
239601 |
257809 |
Одной из ключевых тем майских дискуссий по экономической проблематике было положение с выплатой зарплаты. По сообщениям печати, объем невыплат превышает триллион рублей, из которых 200-250 млрд. - это задолженность государства, 200 млрд. приходится на село, 500 млрд. - на промышленность. Устойчивая тенденция задержек зарплаты на 1-2 месяца наметилась осенью прошлого года. В первом квартале нынешнего года, как сказано в газетном интервью министра финансов РТ Дмитрия Нагуманова, налоговые поступления составили 97% от ожидаемого. "Живые" деньги - это 60% сборов. 65-70% бюджета республики пополняется за счет налогов от нефти и нескольких предприятий нефтехимического комплекса. В марте, по словам министра, в Минфине России была получена 100-миллиардная ссуда и 150-миллиардный льготный кредит у банков Татарстана, что дало возможность рассчитаться за январь-февраль. Однако задолженность приобретает циклический характер, возобновляясь каждый месяц. В конце мая в республике насчитывалось 15 дотационных районов, в которых зарплата не выдавалась еще за март. В апреле лишь в десяти городах и районах бюджетникам была выплачена зарплата. Долг за март-апрель усугубляется долгом за май и грядущими отпускными учителям. Совокупная потребность, следовательно, составляет сумму приблизительно в 700 млрд. рублей, из которых 500 млрд. приходится на бюджет РТ. Учитывая то обстоятельство, что предприятия должны в республиканский бюджет 1,8 триллиона рублей, Минфин Татарстана вновь испытывает необходимость в ссуде на 0,5 трлн. [2].
Реально ожидаемый объем ссуды будет значительно меньше.
Задолженность по зарплате привела к забастовке казанских авиастроителей, которые 29 мая вышли на площадь перед зданием Правительства РТ. Один из транспарантов гласил: "Ту-214 - да! "Боингам" - нет!". Участники манифестации демонстрировали справки, которые выдаются администрацией Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова для предъявления контролерам в городском транспорте в подтверждение неплатежеспособности работников КАПО. Встретившись с организаторами акции, правительственные чины сообщили, что прорабатывается идея полной конверсии авиастроения, отказа от сотрудничества с Министерством обороны РФ, повинном в систематической задержке платежей. Однако и гражданская продукция - самолеты "Ту-214" и "Ту-324" - требуют непомерных инвестиций. Так, для сборки второго по счету самолета "Ту-214" необходимо изыскать оборотные средства в размере 250-260 млрд. рублей. При всей неопределенности ситуации, кажется, все отчетливее становится бесперспективность надежд на решающее слово федеральных ведомств. Все это создает непредсказуемую электоральную среду в Казани, напичканной предприятиями ВПК, в преддверии 16 июня.
В рамках европейской программы "TACIS" Экспертным институтом Российского союза промышленников и предпринимателей и Центром по изучению России и Восточной Европы университета Бирмингем (Великобритания) подготовлен доклад "Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 годах". Один из разделов документа анализирует проблематику финансовой помощи российским территориям, - как по бюджетным каналам, так и по "неформализованным" (в частности, через дифференциацию нормативов отчислений федеральных налогов, в первую очередь - НДС). Расчет объемов такой поддержки в подушных показателях позволил построить классификацию регионов по уровню оказываемой помощи и по направленности изменений (рост, стабильность, падение). Полученные результаты отражены в следующей таблице [3].
Уровень поддержки |
Рост (более 10%) |
Стабильность (в пределах 10%) |
Падение (более 10%) |
высокий (более 120%) |
Костромская, Орловская, Кемеровская, Алтайский край, Северная Осетия, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия |
Омская, Магаданская, Сахалинская, Калмыкия, Бурятия, Тува, Усть-Ордынский АО |
Псковская, Камчатская, Карелия, Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Саха, Ненецкий АО, Коми-Пермяцкий АО, Эвенкийский, Таймырский, Корякский, Агинский, Чукотский АО |
средний (от 80% до 120% от среднероссийского) |
Москва, Ленинградская, Брянская, Ивановская, Калужская, Смоленская, Тамбовская, Пензенская, Ростовская, Новосибирская, Ставропольский край, Коми, Удмуртия, Хакасия |
Архангельская, Вологодская, Тверская, Кировская, Воронежская, Астраханская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Томская, Читинская, Приморский, Хабаровский края, Чувашия, Еврейская АО |
Мурманская, Новгородская, Тюменская, Калининградская |
низкий (менее 80% от среднероссийского) |
Владимирская, Тульская, Белгородская, Курская, Волгоградская, Оренбургская |
Московская, Ярославская, Нижегородская, Липецкая, Самарская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская |
Спб, Красноярский край, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО |
Татарстан в числе четырех республик оказался в рубрике, которая отличается высоким уровнем поддержки с тенденцией к снижению. Эти республики - Татарстан, Карелия, Башкортостан, Саха (Якутия), начиная с 1992 года смогли добиться существенных корректировок в политике налогообложения. После же подписания договоров о разграничении полномочий и предметов ведения с Центром эти республики (кроме Карелии) увеличили объем налоговых отчислений в федеральный бюджет. Общая картина по республикам и место в этой картине Татарстана отражены в сборнике "Российские регионы накануне выборов - 95", вышедшем в прошлом году в Юриздате:
Показатели бюджета республик за 1-е полугодие 1995 г.
|
Бюджетные расходы на душу населения (тыс.руб.) |
Доля федеральных дотаций, зачисляемых в бюджет региона (%) |
Доля доходов населения в бюджетных доходах (%) |
В среднем по РФ |
635 |
9 |
61 |
Республика Адыгея |
346 |
39 |
75 |
Республика Алтай |
489 |
68 |
71 |
Республика Башкортостан |
739 |
0 |
73 |
Республика Бурятия |
561 |
21 |
83 |
Республика Дагестан |
323 |
62 |
82 |
Ингушская Республика |
455 |
92 |
23 |
Кабардино-Балкарская |
|
|
|
Республика |
304 |
34 |
83 |
Республика Калмыкия - Хальмг Тангч |
553 |
64 |
69 |
Карачаево-Черкесская Республика |
313 |
26 |
76 |
Республика Карелия |
657 |
19 |
64 |
Республика Коми |
1165 |
16 |
54 |
Республика Мари Эл |
425 |
24 |
79 |
Республика Мордовия |
392 |
16 |
79 |
Республика Северная Осетия - Алания |
369 |
51 |
78 |
Республика Татарстан |
620 |
2 |
74 |
Республика Тыва |
867 |
66 |
84 |
Удмуртская Республика |
444 |
15 |
58 |
Республика Хакасия |
522 |
8 |
70 |
Чувашская Республика |
438 |
11 |
72 |
Республика Саха(Якутия) |
1973 |
0 |
99 |
Таким образом, существует определенная статистическая база для более реалистического разговора о бюджетных привилегиях регионов и республик. Татарстан в сравнительной перспективе не выглядит больше ни чемпионом по уровню таких привилегий, ни "островом" благополучия, вписываясь все более и более в общероссийский социально-экономический контекст.
В связи с начавшимися переговорами по Чечне и поездкой Президента Бориса Ельцина в Чечню каких-то особых акций предпринято не было. Минтимер Шаймиев выступил с кратким заявлением: "Я приветствую достигнутое соглашение между делегациями России и Чечни о прекращении боевых действий. Наконец-то здравый смысл взял верх, и я надеюсь, что реально будет положен конец кровопролитию и открыт путь к окончательному урегулированию кризиса. Это событие положительно отразится на политической жизни страны и будет достойно оценено мировой общественностью". Сдержанный, строго говоря, тон заявления коррелирует с позицией Президента М.Шаймиева по поводу предстоящих 16 июня выборов - "За Ельцина, но без войны в Чечне", во-первых, и с нереализованной посреднической миссией в переговорах, во-вторых.
Еще более сдержанной была реакция государственного советника Президента РТ Рафаэля Хакимова, чья поездка в Чечню в апреле вызвала неоднозначную реакцию московских властей, а также критику Эмиля Паина. Р.Хакимов заявил: "Не спешил бы расценивать происходящее как решение сложнейшей проблемы. Но появилась вполне реальная надежда на то, что удастся, наконец-то, завершить военный конфликт и в дальнейшем преодолевать все разногласия только политическими методами".
Первый секретарь компартии Татарстана, депутат Госдумы Александр Салий назвал происходящее "предвыборным флиртом с избирателями" и высказался в том духе, что "при нынешнем режиме" выходов из этого тупика нет.
Заместитель Председателя Совета Федерации, Председатель Государственного Совета РТ В.Лихачев 22 мая обнародовал свое Политическое заявление в связи с грядущими выборами. Выражая тревогу по поводу накала предвыборных страстей, способных привести к гражданскому противостоянию, спикер Госсовета декларирует следующее: "В наши дни традиции миротворчества как никогда имеют право на существование, поскольку вызваны потребностями жизни страны: необходимостью сохранения стабильности в обществе и государстве, а также продолжения курса демократических реформ.
Потенциал проводимого курса еще далеко не реализован и, будучи социально скорректированным, он может увеличить в себе заряд созидательного здравомыслия....
Сегодня проводником миротворчества не только может, но и должен стать каждый из субъектов Российской Федерации. Именно они выполняют государственные функции по стабилизации страны, созиданию гражданского общества, формированию правового государства. В конечном счете от позиции регионов и их политической ответственности зависит миропорядок в стране. ...Предлагаю представительно-законодательным органам субъектов Российской Федерации в самое ближайшее время принять хартию мира и согласия - как политическое обязательство за судьбу страны и инструмент миротворчества. И тем самым подтвердить незыблемость российской государственности, необходимость нового федерализма, стремление общества к гражданскому спокойствию, обеспечению конституционных прав и свобод человека, уважению интересов наций и народностей, социально-экономическому благополучию, а также недопустимость радикальных устремлений отдельных политических сил сейчас, во время выборов и после них.
Принятие такого документа полностью отвечает конситуционно-правовым обязательствам регионов, которые установлены Советом Европы. Вот почему нынешняя позиция субъектов Российской Федерации приобретает характер и международной ответственности перед всем европейским сообществом..." [4].
На сессии Госсовета документ вызвал дискуссию и было принято постановление, в котором сказано: " 1. Политическое заявление ...принять к сведению. 2. Поддержать инициативу, высказанную в политическом заявлении по принятию документа о мире и согласии. 3. Образовать рабочую группу по подготовке проекта документа о мире и согласии" [5].
На пресс-конференции, состоявшейся вскоре, В.Лихачев говорил о том, что инициатива встретила возражения не только со стороны ряда парламентариев Татарстана, но и со стороны Геннадия Селезнева, заявившего, что надо выравнивать права регионов и кончать со всякими договорными процессами. По словам В.Лихачева, такая позиция - плод забвения 11 статьи Конституции РФ. Россия, - говорил В.Лихачев, - беременна федерализмом, и все равно разродится им, независимо от политических высказываний. Но надо поднять голос регионов в лице законодательной и исполнительной власти в интересах регионов и отстоять свое право на самоуправление в европейском понимании - таково резюме взглядов В.Лихачева. Высказывалось также предположение о желательности встречи лидеров регионов для выработки совместной политики.
Таким образом, В.Лихачев демонстрирует стремление занять собственное место в сонме лидеров не только регионального уровня, но и тех, кто способен оказать ощутимое влияние на общероссийские процессы. Другое дело, насколько эффективным окажется предпринятый шаг, каков политический ресурс, его обеспечивающий. Вероятно, в ближайшее время акция В.Лихачева зримого воплощения получить не сможет.
Источники:
1. Время и деньги. - Казань. - 25 мая 1996.
2. Вечерняя Казань. - Казань. - 25 мая 1996.
3. Время и деньги. - Казань. - 23 мая 1996.
4. Республика Татарстан. - Казань. - 22 мая 1996.
5. Там же - 23 мая 1996.
© Институт Гуманитарно-политических исследований