Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ГАБИТУС"

Н.ПОГОДАЕВ

ТОМСКая область

в марте 1996 года

1.    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ

Социально-политическая жизнь Томской области не была отмечена в марте сколько-нибудь исключительными событиями. Вместе с тем политическая арена не пустовала. Одним из проявлений ее динамики является предвыборная президентская кампания. Председателем координационного совета Томского отделения общероссийского движения общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах президента России избран Вячеслав Новицкий - проректор Сибирского медицинского университета. [1]

В Томской области работают инициативные группы в поддержку десяти кандидатур: Б.Ельцина, Г.Зюганова, А.Лебедя, В.Жириновского, Г.Явлинского, А.Баркашева, М.Шаккума, В.Брынцалова, В.Анпилова и А.Тулеева.[2]

По данным томской прессы, на середину марта в Томской области за двух кандидатов -коммунистов Геннадия Зюганова и А.Тулеева - собрано соответственно 16 и 7 тысяч подписей. Основную активность в сборе проявили областные организации КПРФ, РКРП, Аграрной партии и Соцпартии трудящихся.[3]

Четвертого марта в Москве зарегистрирована группа в составе 103 человек по выдвижению кандидатом в Президенты РФ Степана Сулакшина. Костяк ее составили работники АОЗТ "Кандинское". Назначены восемь уполномоченных, они будут представлять группу по всем вопросам, связанным с выборами. Руководитель группы - Татьяна Дмитриева.[4]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

2.1.    Областная администрация

В прошлых обзорах уже шла речь о формировании новой схемы администрации Томской области. В соответствии с решением Госдумы Томской области и постановлением администрации от 13 февраля 1996 г. эта новая схема введена в действие. Она включает в себя следующие подразделения:

- Департамент по вопросам государственной службы и местного самоуправления в составе отдела по работе с территориями; отдела по работе с кадрами; отдела по переподготовке и повышению квалификации кадров.

- Комитет по координации правоохранительных, судебных и военных органов, в состав которого входит второй отдел.

- Департамент лесопромышленного комплекса с правом образования юридического лица.

- Департамент природопользования в составе отдела по рациональному природопользованию; отдела экологической и радиационной безопасности.

- Комитет по энергетике, транспорту, связи и дорожному хозяйству с передачей функций по вопросам жилищно-коммунального хозяйства департаменту строительства.

- Комитет по государственно-правовым вопросам.

- Комитет по работе с представительными органами государственной власти.

- Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства с правом образования юридического лица в составе управления капитального строительства; главного управления архитектуры и градостроительства.

- Департамент по экономике в составе отдела целевых программ, отдела прогнозирования; отдела отраслевой аналитики; отдела финансовой и налоговой политики; отдела инвестиций и ценных бумаг; отдела информатизации; отдела цен с правом юридического лица.

- Департамент по общим вопросам в составе контрольного управления; архивного управления администрации области; общего отдела; отдела ЗАГС.

- Финансово-хозяйственное управление в составе бухгалтерии; эксплуатационного отдела; гостиницы "Октябрьская"; транспортного отдела; типографии.

- Департамент по вопросам информационной политики и связям с общественностью в составе отдела по работе со средствами массовой информации; отдела по работе с политическими партиями, общественными движениями.

- Департамент нефтегазового комплекса и геологии.

- Департамент поддержки предпринимательства, торговли, материально-технического обеспечения в составе комитета торговле в составе отдела товарных ресурсов; отдела организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания; комитета материально-технического обеспечения; комитета по поддержке предпринимательства; отдела по защите прав потребителя.

- Департамент агропромышленного комплекса в составе управления сельского хозяйства; объединения ветеринарии; комитета по продовольствию и перерабатывающей промышленности.

- Департамент научно-образовательного комплекса в составе управления народного образования; управления начального профессионального образования; управления социальной защиты населения; управления здравоохранения; главного управления труда, занятости и миграции населения; территориальной аналитической лаборатории по качеству медицинских препаратов; комитета по культуре, кинофикации и туризму; комитета по физической культуре и спорту; комитета по образованию и технической политике в составе отдела профессионального образования; отдела науки и технической политики; комиссии по делам несовершеннолетних; отдела по молодежной политике и детским организациям. [5]

Недавно созданный департамент по вопросам информационной политики и связям с общественностью обладминистрации начал свою деятельность с проведения информационного дня, который состоялся в здании областной администрации. Вел его губернатор Виктор Кресс. Сформирована группа докладчиков, в которую вошли начальники управлений, ведомств, отделов, руководители городских и районных администраций, ректоры вузов, директора предприятий - всего 150 человек. Их задача - разъяснять суть проводимой властями политики, перспективу общественного развития.[6]

За этой казалось бы краткой информацией стоит достаточно серьезный процесс, который, похоже, будет набирать темпы в скором будущем. Советский период развития страны дал большой опыт идеологической обработки населения. Этот опыт весьма противоречив. Он включал в себя и реальное умение властных структур влиять на население, и массивный слой лицемерной показухи и откровенного идеологического насилия над умами, стремление к истреблению инакомыслия. Годы перестройки прошли под лозунгом деидеологизации, идеологического вакуума. Неприятие коммунистической идеологии ударило и по курсу реформаторов, помешав им наладить диалог с широкой аудиторией. Похоже, что это обстоятельство попало в поле зрения президента и правительства. Нынешние нововведения (которые, конечно, не ограничиваются Томском) связаны, по всей видимости, со стремлением объяснить те цели, которые ставит перед собой правительство и те методы, которые оно при этом использует.

Действия томской администрации следует рассматривать именно в этом контексте. Нынешние нововведения на фронте идеологической обработки населения не следует рассматривать как простую проекцию прошлого опыта - очень уж изменилась ситуация. Но вместе с тем нельзя не учитывать и определенной инерции прошлого, которая может привнести и в нынешние идеологические пассажи старые стереотипы. Очень многое теперь будет зависеть от того - какие политические силы преобладают в областных администрациях, какие люди возглавляют новые идеологические структуры. То есть если главным отличием содержания новой идеологической доктрины станет рыночная ориентация экономики и либеральные идеи в политике и идеологии, то отличительной чертой новых организационных форм проведения идеологической обработки населения станет ориентация на региональный аспект проблем и усиление влияния на идеологический процесс личных качеств людей, определяющих его ход в том или ином регионе.

2.1.1.    Договор о разграничении полномочий

По сообщению пресс-службы областной администрации, на совещании заместителей губернатора и директоров департаментов обсуждался проект договора Томской области с центром о разграничении полномочий. К договору прилагается ряд соглашений по наиболее важным направлениям развития экономики и социальной сферы. Всего их 14, в частности, по научно-образовательному и топливно-энергетическому комплексам, по Сибирскому химическому комбинату(СХК), по поддержке северных территорий. Договор направлен на то, чтобы максимально обозначить права, льготы, привилегии, предоставляемые центром территории. Например, договор предусматривает предоставление губернатору права назначать и смещать руководителей федеральных структур, действующих на территории области. Но главный вопрос, который предстоит решить, - о принципах владения собственностью, находящейся в совместном ведении (например, лесами). Губернатор дал департаментам две недели на завершение работы над соглашениями, после чего должно начаться их согласование в федеральных департаментах. Договор будет заключен на пять лет. В основу томского проекта федерального договора положен свердловский пакет документов. После анализа всех договоров этот показался томским специалистам самым содержательным и грамотным.[7]

 

6 марта в областной администрации прошло совещание командиров воинских частей МВД и Минобороны, размещенных на территории Томской области. По сообщению пресс-службы обладминистрации, речь шла о воинской дисциплине в этих формированиях. Поводом послужила трагедия, произошедшая в Кузовлевской бригаде быстрого реагирования 3745. Командиры получили информацию об итогах проверки, проведенной комиссией МВД и сибирского округа внутренних войск, из уст военного прокурора Вячеслава Семенченко. Отмечалось, что в последнее время наблюдается рост числа преступлений, совершаемых военнослужащими. Причины этого - прежде всего в неудовлетворительном финансовом состоянии и неукомплектованности воинских формирований офицерами.[8]

2.2.    Администрация г.Томска

В феврале - начале марта мэр Томска Геннадий Коновалов провел серию встреч-консультаций с лидерами партий и общественных движений, зарегистрированных и действующих в Томске. Мэр сформулировал блок предложений, в реализации которых могли бы помочь томские отделения политических партий через своих депутатов на федеральном и местном уровнях. Принципы социального партнерства с мэрией Томска были выработаны на большом семинаре, проведенном в мэрии 27 февраля с широким кругом общественных организаций. В конструктивном диалоге мэра и томских политиков намечены совместные действия с областной организацией коммунистов (Л.Утропов), отделением республиканской партии (Т.Дмитриева), томской организацией ЛДПР (А.Александров), с общественным движением "Демократический выбор России" (А.Кобзев). Мэр также встретился с координационным советом женских организаций города и другими общественными организациями. В марте эти встречи продолжились. Цель их та же - скоординировать действия властных и общественно-политических структур для решения общегородских задач.[9]

Автор материала - пресс-секретарь мэра города. Именно поэтому информация умалчивает о еще одной причине (думается, основной) встреч мэра с местными политиками. Истек срок полномочий нынешнего мэра, а проблема перевыборов не решена. Поэтому мэр, видимо, и решил опереться на определенную часть местных политиков.

26 марта текущего года прокуратура Томской области внесла представление мэру Томска об устранении нарушений закона в постановлении "О создании муниципального банка мэрии Томска" № 500 от 29.12.95. Для того чтобы устранить недостатки, нужно отменить постановление. Одной из причин протеста прокуратуры, по всей видимости, стала позиция членов городской Думы и тот факт, что изначально учредителями банка, который стал муниципальным, были многие крупные томские чиновники.[10]

2.3.    Областная Дума

В обзоре за февраль уже шла речь о перипетиях, возникших вокруг срока выборов в областную Думу. Продолжением этой истории стало рассмотрение на 19-ом собрании областной Думы в части "разное" послания депутата Госдумы Степана Сулакшина, обращенного к каждому из депутатов представительного органа области. В нем С.Сулакшин оспаривает решение 18-го собрания Облдумы, в котором депутаты, учтя представление прокуратуры, отменили свое решение о довыборах и постановили выборы провести в декабре 1997 г. С.Сулакшин настаивает, что полномочия томских думцев истекают 27 марта текущего года, а их ссылка на соответствующий Указ Президента неправомочна. Поскольку С.Сулакшин 2 февраля подал исковое заявление в Томский областной суд о признании недействительным спорного решения Облдумы, депутаты постановили его нынешнее обращение рассмотреть после соответствующего решения суда.[11]

На 19-ом собрании областной Думы ее председатель Борис Мальцев обратил внимание на уроки, извлеченные Президентом из предшествующего этапа реформ: пренебрежение реформаторов диалогом с людьми, кризис ответственности предприятий и правительства, признание того факта, что руководство страны не смогло надежно защитить социальные и экономические права граждан. В то же время Б.Мальцев отрицательно оценил пренебрежительное отношение Президента к действиям нижегородского губернатора Б.Немцова, собравшего один миллион подписей против войны в Чечне.[12]

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    "Демократический выбор России"

Томская организация партии "Демократический выбор России" преодолела колебания и решила поддержать на президентских выборах в июне кандидатуру Бориса Ельцина. Позиция партии окончательно определилась на заседании политсовета ДВР, которое состоялось 28 февраля. Несмотря на ряд серьезных расхождений и претензий к действующему Президенту, местные последователи Е.Гайдара сочли Б.Ельцина единственной реальной альтернативой коммунистическому кандидату Г.Зюганову, неприемлемому для них в наибольшей степени.[13]

3.2.    "Наш дом - Россия"

28 февраля состоялось очередное заседание координационного совета областной организации НДР, рассмотревшего вопрос об участии этой организации в кампании по выборам Президента РФ. По итогам обсуждения принято решение поддержать инициативные группы избирателей, выдвинувших Бориса Ельцина кандидатом на должность Президента РФ. Исполкому координационного совета поручено оказать помощь областному общественно-политическому совету в сборе подписей, а также в проведении разъяснительно-пропагандистской работы среди населения. Были избраны делегаты на третий съезд движения НДР.

3.3.    "Мемориал"

К губернатору области В.Крессу обратились с письмом сопредседатели Томского областного общества "Мемориал" Николай Кандыба и Борис Тренин. Они выразили озабоченность по поводу упразднения аппарата комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, учрежденной в структуре областной администрации в 92-м году, и указали, что единственным работником аппарата комиссии всегда был ее председатель Вильгельм Фаст, проделавший огромную работу и, в частности, оказавший помощь пяти тысячам граждан. Комиссия В.Фаста стала действенным связующим звеном между властными структурами и кругами репрессированных. Однако статус комиссии существенно понижается постановлением "О схеме исполнительной власти в Томской области" от 13 февраля 1996г. В.Фасту невозможно будет координировать и контролировать работу занятых реабилитацией учреждений, находясь в административном подчинении одного из них (департаменту научно-образовательного комплекса). С заявлениями подобного содержания выступили антифашистский комитет и политсовет и исполком Томской организации "Демократический выбор России". Они подчеркнули, что опыт комиссии важен для преодоления тоталитарных стереотипов в деятельности госорганов и в обществе. В.Кресса просят сохранить статус, место и роль областной комиссии по реабилитации в местной жизни.

Правозащитники настаивают на сохранении прежнего статуса комиссии по реабилитации в связи с тем, что, по их данным, пока что реабилитация коснулась лишь 15-16% из 250-270 тысяч человек, подлежащих реабилитации силами правовых инстанций Томской области. Всего же в архивах УВД хранится более 100 тысяч дел на административно репрессированных, большей частью крестьян-ссыльнопоселенцев. По имеющейся информации, ходатайство правозащитников поддержал и представитель президента Александр Феденев.[14]

3.4.    Левые силы

16 марта в Томске прошла конференция патриотических сил. Ее инициаторами были представители восемнадцати партий, движений и объединений Томской области. Председательствовал Олег Котиков. Целью конференции было объединение сил левой оппозиции в преддверии президентских выборов. Присутствующие вынесли резолюцию о поддержке кандидатуры Г.Зюганова. Среди прочих, в пользу такого выбора высказался и Николай Голосов, выступивший от имени томской организации ВКП(б) - партии, которая создана вокруг небезызвестной Нины Андреевой.[15]

Местная пресса весьма скромно упомянула о данном событии. Вместе с тем оно показало решимость местных левых (включая и "патриотов") консолидировать свои силы на президентских выборах и поддержать Г.Зюганова.

3.5.    Коммунисты

1 марта в Большом зале "Белого дома" депутаты-томичи от КПРФ, прошедшие по федеральному списку в Госдуму - Александр Поморов и Вадим Филимонов, встретились со своими сторонниками. Обсуждалась сегодняшняя ситуация в стране, подготовка к выборам Президента, платформа коммунистов при работе в Госдуме. В переполненном зале практически не было молодых людей. Убеленные сединами бойцы старой гвардии уверены в победе своего кандидата на грядущих выборах Президента страны.[16]

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Восточная нефтяная компания

В конце февраля состоялось седьмое заседание совета директоров АО "Восточная нефтяная компания". Большая часть внесенных в повестку дня вопросов касалась перспектив развития компании и носила программный характер. Предметом обсуждения были задачи, свидетельствующие об определенном этапе становления ВНК, равно как и о возрастании ее экономического влияния - прежде всего в регионах, входящих в сферу деятельности компании. Концепцию развития нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса компании представили ее авторы - главный инженер проекта АО "Пластполимер" Е.Задорожный (Санкт-Петербург) и руководитель отдела Томского нефтяного научно-исследовательского института И.Гончаров. Директора утвердили годовую программу приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданную специалистами дирекции по развитию и новым проектам АО ВНК. В нее входят работы, направленные на увеличение ресурсной базы компании, развитие газодобывающих мощностей, ввод новых месторождений, реконструкцию и расширение действующих предприятий. Программа 96-го года включает 51 приоритетный проект, к участию в их реализации запланировано привлечь ведущие институты Томска, Новосибирска, Красноярска. Много внимания члены совета директоров уделили и совершенствованию обеспечения нефтепродуктами территорий, на которых ВНК развернула свою деятельность. Было отмечено, что хорошие результаты дал декабрьский эксперимент по внедрению давальческой схемы переработки нефти. Президент компании Леонид Филимонов сделал сообщение о предстоящем годовом общем собрании акционеров ВНК.[17]

В межотраслевом производственном объединении предприятий и организаций Томска состоялась пресс-конференция. На вопросы журналистов отвечали генеральные директора акционерных обществ "Химстрой" (Г.Молоканов), "Межениновская птицефабрика" (В.Портнов), "РОЛТОМ" (Ю.Гальвас),"Сибкабель" (А.Семес). Разговор касался, главным образом, двух проблем: 1. С какими результатами завершился на предприятиях ушедший год? 2. Как директорский корпус оценивает политическое положение в стране?

По поводу первой проблемы прозвучали следующие данные. Геннадий Молоканов сказал, что "Химстрой" и ныне с полным правом относится к числу крупных организаций, сохранивших мощную материальную базу и семитысячный трудовой коллектив. Предприятие по-прежнему ведет строительство. Но из-за того, что упали финансовые возможности заказчиков, появилась масса незавершенных объектов. В коллективе предприятия планируется провести сокращения. Владимир Молоканов считает прошедший год для фабрики плохим - потеряли родительское стадо. Если раньше фабрика давала до 14 тонн куриного мяса, то теперь - не более 4 тонн. Покупательная способность томичей, по его оценке, около 5 тысяч тонн. Разрушены основные производственные фонды.

Коллектив с полутора тысяч работников сократился до 350 человек. Юрий Гальвас: Объемы производства подшипников выросли на четыре с половиной процента. На рабочие места приняты 200 человек. Предприятие работает главным образом на экспорт, конкурируя на западном рынке с предприятиями развитых стран. Но из-за существования валютного коридора "РОЛТОМ" теряет по миллиарду рублей в месяц. Поэтому и зарплату на заводе выдали только за ноябрь. Александр Семес: Положение дел на томских предприятиях разное. Самое худшее - на предприятиях ВПК. На гражданских заводах ситуация сложная, но не безвыходная. И там, где плохо - вина руководителей. В 95-м на одиннадцати предприятиях Томска уровень падения производства снизился. Например на "Сибкабеле" до 11% против 27. Положение на промышленном и потребительском рынках стабилизировалось. В России 37 кабельных заводов, поэтому у томичей много конкурентов. Сейчас продавец ищет покупателя. И не надо регулировать цены: раз есть конкуренция, значит, цены определяются спросом и предложением. Сейчас только энергетики позволяют себе манипулировать ценами. Проблема с зарплатой не основная. Если продукция продается, а не лежит на складах, то и зарплата должна быть.

По второй проблеме прозвучали следующие мнения: Геннадий Молоканов считает, что в государстве сегодня - полная непредсказуемость и неуправляемость. Полное забвение отечественного товаропроизводителя и дикая налоговая политика. Все пущено на самотек. Государственная политика такова, что не позволяет ни выходить на мировой рынок, ни развиваться внутри страны. Владимир Портнов: Выборы - это мера, которая отвлекает народ от конкретных дел, от возможности разобраться , что же происходит... Хуже не будет, если президентом станет кто-то другой, а не Ельцин. Юрий Гальвас: В 96-м ситуация в стране будет еще хуже. Боюсь, что зарезервированные Центробанком 13 триллионов рублей, первоначально предназначавшиеся на развитие предприятий, пойдут на выборы. Свой голос он отдал бы за Ю.Лужкова, если бы тот выставил на предстоящих президентских выборах свою кандидатуру. Александр Семес: Началась раздача обещаний, и, не дай бог, если они начнут выполняться. Если уже упомянутые 13 триллионов выйдут наружу, то цены стремительно взлетят. А.Семес абсолютно уверен, что голосовать надо только за Ельцина.[18]

4.2.    Деятельность налоговой инспекции

Руководители налоговой службы довольны ее деятельностью в 1995г.: все контрольные цифры, доведенные сверху, перекрыты. Сформирована мощная сумма, вполне достаточная для подпитки как федерального, так и территориального бюджета. Темпы поступлений постоянно увеличивались. Почти треть от общего объема составили налоги с прибыли, чуть меньше НДС. Основными плательщиками выступили предприятия топливной и нефтехимической промышленности, транспорт, строительство, торговля. По сравнению с 1994г. в два с половиной раза сократились недоимки. Одна из причин этого - снижение спада в промышленности. Крупные суммы попали под взаимозачеты. За 95-й в бюджетную сферу мобилизовано три триллиона 253 миллиарда рублей - в 3,6 раза больше, чем в 94-ом (индекс потребительских цен в 95-м составил 230%). Около 400 миллиардов поступило во внебюджетные фонды - пенсионный, медстрахования, экологический, дорожный, занятости. Все поступления распределялись так: 43% - в федеральный фонд, 57 - осталось на территории (один триллион 850 миллиардов). 76% промышленных предприятий Томска вошли в 96-ой без недоимок. По поводу неплательщиков налогов указано, что из 21 тысячи зарегистрированных налоговой инспекцией юридических лиц три тысячи находятся в розыске.

Налоговая инспекция считает, что при большом желании и определенной сноровке предприниматели нашего времени могут найти немало лазеек, чтобы не платить налоги в полном объеме. Одна из таких возможностей - президентский указ 1006, по которому у юридического лица счетов может быть сколько угодно. Совершенно не платит налогов криминальный бизнес. По некоторым оценкам, бюджеты России недополучают до сорока процентов от общего объема поступлений - это доля криминального и околокриминального бизнеса. Томские налоговики считают эту цифру завышенной - по Томску недобор составляет максимум процентов пятнадцать. Несмотря на эффективность работы данной службы, ее руководство жалуется на плохое материальное обеспечение. Частные структуры стремятся переманить инспекторов налоговой инспекции к себе на работу. За минувший год более 150 инспекторов ушли из государственной налоговой инспекции.[19]

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Мониторинг социально-трудовой сферы

По информации Главного управления труда, занятости и миграции населения Томской области ситуация выглядит так:

- Прожиточный минимум в среднем на жителя области - 367.177 руб.

- Прожиточный минимум населения трудоспособного возрасти - 418.074. - Прожиточный минимум пенсионера - 254.766 руб.

- Минимальная выплата пенсионерам с компенсацией - 32.500+50.000.

- Индекс роста потребительских цен (% к декабрю) - 105,8.

- Средняя заработная плата - 736.206 руб.

- Задолженность по заработной плате в среднем на одного работающего - 436.300 руб.

- Зарегистрировано безработных на 1.02.96г. - 19.992 человек. [20]

Распределение населения Томской области по размеру среднедушевого дохода выглядит на данный момент следующим образом:

 

Группа дохода

тыс.человек

В % к итогу

Все население

1077,8

100

В том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, тысяч рублей:

 

 

до 100

52,2

4,8

100-200

181,6

16,8

200-300

190,7

17,7

300-400

155,1

14,1

400-500

117,1

11,0

500-700

153,1

14,2

700- 1000

114,4

10,5

свыше 1000

113,0

10.6

На долю 10% наиболее обеспеченного населения у томичей приходится сейчас 31,2% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных - 1,9%. Коэффициент фондов, отражающий степень разрыва уровня денежных доходов 10% населения с высокими доходами по сравнению с уровнем 10% населения с низкими доходами, составляет 17. Это выше, чем было год назад.[21]

Источники:

1. "Есть два реальных пути. Третьего не дано" // Красное знамя. Томск, 1996.- 6 марта.- № 71.- C.1.

2. Тарутина И. За кого собирают подписи в Томске // Красное знамя.- Томск, 1996.- № 72.- C.1.

3. Динов Р. Запасной кандидат на случай теракта // Красное знамя. Томск, 1996.- 15 марта.- № 79-82.- C.2.

4. Дмитриева Т. Степана Сулакшина выдвигают в президенты России // Томский вестник.- Томск,... 1996.- 6 марта.- № 44.- C.2.

5. Новая схема исполнительной власти Томской области //Томский вестник.- Томск, 1996.- 1 марта.- № 41.- С.6.

6. Единый политдень? А почему бы и нет //Томский вестник.- Томск, 1996.- 2 марта.- № 42.- С.1; Литвинова Л. Поговорим - и легче станет // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 марта.- № 44.- C. 2; Уткина Е. Еще не забытое старое // Красное знамя.- Томск, 1996.- 6 марта.- № 71.- C. 1.

7. Разделяй полномочия и властвуй // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 марта.- № 44.- C.2.

8. О невеселых воинских делах // Томский вестник.- Томск, 1996.12 марта.- № 46.- C.2.

9. Черниченко Т. В одну упряжку // Томский вестник.- Томск, 1996.5 марта.- № 43.- C.2.

10. Прокуратура сомневается в законности действий мэра // Красное знамя.- Томск, 1996.- 29 марта.- № 95-98.- C.2.

11. Свинин В. Кто прав, решит суд // Томский вестник.- Томск, 1996.- 2 марта.- № 42.- С.2.

12. Свинин В. Бюджетный процесс становится цивилизованным // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 марта.- № 44.- C.2.

13. Кащеев Н. Пора колебаний позади // Томский вестник.- Томск, 1996.- 5 марта.- № 43.- C.2.

14. Кащеев Н. Борьба с раздутым аппаратом по аппаратным законам // Томский вестник.- Томск, 1996.- 7 марта.- № 45.- C.2; Кащеев Н. Правозащитники в претензии к губернатору // Томский вестник.- Томск, 1996.- 16 марта.- № 50.- C.3.

15. За подлинное народовластие // Томский вестник.- Томск, 1996.13 марта.- № 47.- C.1; Попов Ф. Левые голосуют за Зюганова // Томский вестник.- Томск, 1996.- 20 марта.- № 52.- C.2.

16. Старая гвардия уверена в победе // Томский вестник.- Томск, 1996.- 5 марта.- № 43.- С.1.

17. Столонов А. Совет директоров ВНК определился со стратегией и тактикой // Томский вестник.- Томск, 1996.- 2 марта.- № 42.С.1.

18. Литвинова Л. Директора тревожатся: началась раздача обещаний // Томский вестник.- Томск, 1996.- 5 марта.- № 43.- C.3.

19. Борзикова Л. Все полноводнее налоговые реки // Томский вестник.- Томск, 1996.- 6 марта.- № 44.- C.3.

20. Томский вестник.- Томск, 1996.- 2 марта.- № 42.- С.2.

21. Богач, бедняк, середняк // Красное знамя.- Томск, 1996.- 22 марта.- № 87-90.- C.10.