Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Т. Барандова

архангельская область

в феврале - марте 1996 года

1.    смена главы администрации области

Основным событием февраля явился Указ Президента №221, которым был отстранен от должности Глава администрации области Павел Балакшин. Официальная формулировка звучала так: “за грубые нарушения при использовании целевых кредитов, выделенных для завоза продукции в районы Крайнего севера”. О своем снятии Балакшин узнал из сообщений центральной прессы. С бывшим Главой администрации обошлись достаточно грубо, если учесть, что за две недели до отставки Ельцин собственноручно жал руку Балакшину и благодарил за хорошую работу. Логика властей как-то не улавливается, о чем и сообщали все областные издания без передышки на протяжении недели.

Если имеются грубые нарушения, то почему они не становятся достоянием гласности, а фигурируют лишь в служебных записках? Если полученные под завоз товаров кредиты использовались не по назначению, то почему об этом вспоминается только сейчас, когда на носу новая летняя навигация?

Однако нам представляются интересными некоторые факты последнего дня пребывания Балакшина в губернаторском кресле. За час до злополучного для него объявления по ТВ Балакшин был единогласно избран председателем областного общественного комитета по поддержке на выборах кандидатуры Ельцина. Одновременно с сообщением об отставке на стол губернатора легло приглашение на заседание правительственной комиссии по... завозу грузов на Север. И еще один любопытный факт: временным исполняющим обязанности главы администрации области был назначен Валентин Власов, бывший заместитель Балакшина, который как раз и занимался проблемой завоза грузов в отдаленные районы Крайнего севера Архангельской области, а в момент снятия Балакшина находился в Москве, в Госкомсевере. По возвращении Власов уверял, что снятие главы никаким образом не связано с его поездкой. А незадолго до всего этого в области проводилась проверка, которая не выявила нарушений по завозу грузов.

По всей видимости, причиной снятия Балакшина явились результаты выборов в Госдуму в декабре 1995 года. В секретном докладе Президенту анонимные авторы отнесли Архангельскую область к строго оппозиционным, а А.Балакшин явился “козлом отпущения” и жертвой одновременно в начавшейся предвыборной гонке. Прийти к этому выводу нам позволил тот факт, что во время предвыборной гонки 1995 года по 59-ому одномандатному округу баллотировался представитель президентской команды Павел Поздеев. Есть все основания предполагать, что тогда на территории области проводился эксперимент по влиянию СМИ на избирателей-северян и результаты этого эксперимента показали, что при широком использовании местных СМИ результаты выборов для сторонников Президента Ельцина в области возможно улучшить. Павел Поздеев продемонстрировал это достаточно наглядно (см. результаты выборов).

К тому же, если учесть, что за Балакшина заступиться практически некому: шахтеров нет, сплоченного директорского корпуса - тоже, лесники и целлюлозники в “долговой яме”, местный ВПК сам стоит с протянутой рукой, в области нет выбранных представительных органов, - снятие для острастки остальных именно архангельского главы прошло для Ельцина достаточно безболезненно. Парализовало оно на некоторое время только чиновников администрации и тех, кто кормился за их счет.

Однако снятие Балакшина - не единственное событие подобного рода. Вслед за ним настал черед и губернатора Ненецкого округа Юрия Комаровского. Правда, последний ушел в отставку по собственному желанию, а Президент не стал его задерживать.

Что касается более мягкого отношения Президента к Ненецкому губернатору, то это можно объяснить тем, что округ качает нефть и газ, а это - опора НДР.

4 марта Указом Президента Главой администрации области назначен Анатолий Ефремов.

Анатолий Ефремов родился в 1952 году в деревне Тойскурье Приморского района. Окончил Архангельский лесотехнический институт, по специальности инженер-механик автомобильного транспорта.

Работал заведующим орготделом и вторым секретарем Ломоносовского райкома ВЛКСМ, первым секретарем Ненецкого окружкома комсомола, вторым секретарем обкома ВЛКСМ, мастером грузового участка 1 Архангельского автопредприятия, начальником Арх. АТП-”, директором Арх. производственного объединения грузового автотранспорта, директором Арх. ГАТП-1, в 1990 году - избран заместителем председателя Архоблисполкома, в 1991 - назначен заместителем главы администрации области, председателем комитета промышленности, транспорта, связи и дорожного строительства области.

С 1994 - зам. главы администрации области, руководитель представительства области при Правительстве РФ.

7 марта новый руководитель области был представлен аппарату.

2.    Экономические проблемы

Основные направления по стабилизации положения в области Ефремов определил так:

1. Расчет с долгами по зарплате и пенсиям населению

2. Рассмотрение перспектив развития хозяйственного комплекса региона

3. Определение сырьевой базы области:

а) наладить отношения с Ненецким национальным округом

б) провести переговоры с “Росшельфом” и “Газпромом”.

Все это - задачи не из простых. Области в основном жила за счет лесного и целлюлозно-бумажного комплексов, которые на данный момент заморожены на 60-70%.

Другие потенциальные источники доходов уже давно являются “черными дырами” в которые безвозвратно уходят дотационные и прочие средства, в том числе и из бюджета города Архангельска. Есть, правда, еще траловый и торговый флота, рыбоперерабатывающее предприятие, но все они были объявлены на грани банкротства и сейчас выкарабкиваются из этого состояния.

Ненецкий национальному округ испытывает серьезные экономические трудности, при этом положение в отношениях области с округом крайне запутано. В Областном Собрании присутствует представитель округа, но глава администрации у них исполняет свои полномочия самостоятельно. Правда, если учитывать, что Ефремов некогда работал в округе, возможно, ему удастся “на личных связях” восстановить с округом прежние отношения.

С выплатой пенсий и зарплат дело обстоит крайне сложно. Федеральное Правительство обещало области трансферт в размере 26 миллиардов рублей, но 19 марта облфинуправление взяло у банков кредиты на сумму в 18 миллиардов рублей, с помощью которых и началась выплата зарплат бюджетникам, пенсий и пособий населению. Данной суммы хватило лишь на погашение задолженности за ноябрь. Долги предприятий энергетикам составили порядка 700 миллиардов рублей. В районах области крайне сложная обстановка - бастуют учителя, работники культуры, милиция, транспортники... Есть сведения, что в магазинах районов области продукты выдают жителям по талонам.

Между тем рабочие возмущается большими окладами руководителей предприятий, которые, по слухам, получают до 60 миллионов рублей, а 12-14 миллионов - почти норма.

А.Ефремов издал постановление “О мерах по обеспечению своевременной выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, компенсаций и иных социальных выплат”, также была образована областная комиссия по вопросам зарплат в бюджетной сфере во главе с первым заместителем председателя правительства области Станиславом Потемкиным.

На 25 марта общая задолженность составила около 300 миллиардов рублей. Пришел трансферт из Москвы, и в конце марта производилась выплата пенсий за март, но с бюджетниками рассчитались только за январь, да и то не во всех отраслях. Большая часть полученных из федерального бюджета средств была отдана предприятиям ВПК и они к концу марта покрыли долги по выплатам своим служащим за февраль.

28 марта Анатолий Ефремов официально объявил о своем участии в выборах губернатора области, сроки этих выборов будут определены на очередной сессии Областного собрания.

3.    Проблема легитимности местных органов власти

С 17 декабря 1995 закончились полномочия Собрания депутатов, но в соответствии с указом Президента № 951 депутаты продлили срок своих полномочий еще на год. Однако с 1 марта, когда прекратились полномочия глав городских и районных администраций, политический кризис в области обозначился уже де-факто.

С 16 марта началась перевыборная кампания сразу во все структуры исполнительной и представительной власти области. Кандидатам в губернаторы, мэры и депутаты пора собирать за свое выдвижение подписи, но на сегодня имеются лишь утвержденные округа по выборам в областное Собрание. На 1 марта не было принято в области не одного Устава муниципального образования.

Полномочия глав администраций не были продлены, (такой шаг мог бы в какой-то мере спасти ситуацию).

Если органы местного самоуправления не удастся избрать этим летом, то возникнет мощная вертикаль исполнительной власти от Президента до сельского старости, жаловаться на действия которой людям будет бесполезно.

Своеобразной подменой функций представительной власти со стороны исполнительной явилась разработка Уставов городов Архангельска, Северодвинска и Плесецкого района. Уставы были разработаны мэриями городов и районной администрацией. В Архангельске для придания видимости легитимности принятия Устава был созван специально созданный при мэре города так называемый общественный Совет, куда входят представители ряда политических организаций города. После опубликования Устава в городской газете через три недели 28 марта проект Устава был передан на рассмотрение этому Совету, который не согласился со многими положениями Устава. Несмотря на то, что на Совете было принято решение отложить принятие Устава до избрания Городского Собрания депутатов, а работу над проектом продлить еще на месяц, мэр поступил по-своему: Устав был им утвержден лично 27 марта. Мэр в очередной раз показал, что общественное мнение властями во внимание не принимается.

В городе Северодвинске и в Плесецком районе ситуация аналогична. Практически все принятые таким образом Уставы требуют серьезной доработки, но ввиду полного отсутствия избранных органов местного самоуправления работать над документами некому. В сознании людей привносится мысль о том, что понятие “местное самоуправление” и “исполнительная власть” тождественны.

СМИ целиком зависимы от исполнительной власти и доносят до читателей только те точки зрения, которые играют "на руку" мэрии и администрациям.