Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь Егоров

Удмуртская РЕСПУБЛИКА

в марте 1996 года

1.    СОБЫТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

1.1.    О реформировании системы государственной власти и местного самоуправления

В течение марта в прессе и в аудиториях шло бурное обсуждение выносимых на пятую сессию Государственного Совета УР, намеченную на девятое апреля, вопросов о законопроектах "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и "О местом самоуправлении в Удмуртской Республике".

Не вдаваясь в аргументацию высказываемых позиций, можно отметить некоторые особенности складывающейся ситуации.

Пожалуй, ни у кого в Удмуртии не вызовет сомнения утверждение, что выносимые на сессию законопроекты - попытка законодательно разрешить длительную позиционную войну между руководством республики и руководством города Ижевска. Два политических центра, два экономических узла, две все более равнозначные политические фигуры руководителей... Напомним, что в Ижевске, к тому же, проживает чуть ли не половина населения Удмуртии. В подоплеке событий к тому же стоит и вопрос о собственности на городскую недвижимость, в которой заинтересованы различные хозяйствующие субъекты, ориентирующиеся частью на ижевскую мэрию, частью на руководство республики и соответственно лоббирующие свои интересы.

В предыдущих обзорах мы рассуждали об эволюции понятия "территория" в сознании представителей политических кругов, лексике газетных публикаций и массовом сознании. Процесс превращения территории из территориально-производственного комплекса (земля плюс размещенные на ней предприятия, содержащиеся природные и трудовые ресурсы), когда человек больше связан о своей жизни со своим предприятием и сослуживцами, чем с соседями, землей на которой он обитает, в территорию, как землю и проживающее на ней население, пришел к большей конкретизации. А почему территорией в новом смысле должна считаться Удмуртская Республика, а не, скажем, город Ижевск?

Принятый в январе 1994 года Закон "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" дал дополнительный повод для острых дискуссий по этому поводу, поскольку и в самом деле оставлял открытыми многие вопросы между Удмуртией самоуправляющимся районам и городам. Понятие "территория" и в самом деле в своей эволюции должно пристать к какому-то берегу. Либо речь идет о единой Удмуртской Республике, либо - о тридцати практически самостоятельных, самоуправляющихся территориальных единицах. Однако выносимые на сессию проекты законов предлагают этакое революционное решение проблемы - путем мощного законодательного давления вытеснить органы местного самоуправления из занятой ими ниши на уровне городов и районов.

Кавалерийский наскок регионального руководства на местное самоуправление, выраженный в заложенных в проектах нормах и выступлениях их интерпретаторов, перекладывание на местное самоуправление (как, впрочем и в обратном направлении, на государственную власть) вины за те или иные нерешаемые проблемы, вызвал ответную и резкую реакцию органов местного самоуправления по отношению к руководству государственной власти республики. Обе стороны взялись каждый за свои рычаги влияния на средства массовой информации. В прессе появились материалы очень, мягко говоря, по-разному интерпретирующие суть различных проблем. Неопределенность компетенции в самом деле давали возможность "пудрить мозги" общественности на предмет ответственности за невыплату детских пособий, затягивание вопроса о предоставлении жилья обитателям аварийного дома, замедленность передачи жилья и объектов соцкультбыта на баланс местного самоуправления, необеспеченность на лето лечебных учреждений Ижевска гаммаглобулином (Удмуртия - природный очаг клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом), и так далее. Весь март для газетных полос и эфира характерно обилие полуправдивых рассказов о причинах тех или иных проблем, полусенсационных разоблачений, намеков и недоговоренностей а также множество корреспонденций и "круглых столов", в которых с разных позиций "рядовые граждане", эксперты, чиновники и прочая высказывали свои мысли по поводу местного самоуправления, порой не утруждаясь ознакомиться с текстами проектов.

В конце марта - начале апреля городские Думы Глазова, Ижевска и Сарапула, а также созданная недавно Ассоциация местных властей Удмуртской Республики выступили с обращениями к Государственному Совету Удмуртской Республики с требованием не принимать предложенные законопроекты в силу их во-первых, несоответствия российскому и удмуртскому законодательству, а во-вторых, поскольку принятие этих законов влечет за собой нарушение избирательных прав граждан, избравших 10 апреля 1994 года органы местного самоуправления. В публикациях апологетов реформы власти в республике аргументы против выступлений сторонников местного самоуправления сводились к необходимости установления эффективной государственной власти, приведения в соответствие с российским законодательством о местном самоуправлении местных законов, защиты населения от произвола "местных князьков" и правом, предполагаемом в "Договоре о разделении предметов ведения и полномочий..". занимать правовые ниши в сфере совместного ведения, если федеральное законодательство не вводит в этой части своих норм.

В качестве иллюстрации к проблеме приведем следующий документ:

Справка начальника Департамента по проблемам местного самоуправления А. Воронина

3-6 апреля 1996 года представителями Миннаца России и Минюста России были рассмотрены проекты законов Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".

Указанные проекты в ряде положений вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Наиболее серьезные противоречия с федеральным законом имеют место по следующим позициям:

1. В статье 7 законопроекта "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и статье 1 законопроекта "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" определение понятия "муниципальное образование" резко отличается от определения понятия, данного в федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Исключение из состава муниципальных образований городских поселений противоречит 131 статье Конституции РФ и статьям 1 и 12 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 107 Конституции Удмуртской Республики.

Данное противоречие в случае приятия законопроекта Государственным Советом Удмуртской Республики сделает невозможным создание муниципальных образований на уровне городов.

2. Статьи 6, 13, 20 законопроекта "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" допускают решение отдельных вопросов местного значения органами государственной власти, что противоречит п. 5 статьи 14 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3. В пункте 2 статьи 4 законопроекта "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике предполагается преобразование действующих органов местного самоуправления городов и районов республики в органы государственной власти, что противоречит статье 12 Конституции РФ и статье 11 Конституции Удмуртской Республики.

Принятие данных законопроектов приведет к нарушению пунктов 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ в части недопустимости противоречия правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам, поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено пунктом 1 статьи 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. (Распространено ижевской мэрией)

1.2.    Награждения

9 марта Президент России подписал Указ о награждении Председателя Правительства Павла Вершинина и Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Александра Волкова "Орденом дружбы" "...за заслуги перед государством и многолетнюю добросовестную работу." В прессе Удмуртии был опубликован лишь Указ Президента и ни одного поздравления от общественности или кого бы то ни было еще. Это странно, поскольку, когда по итогам опроса газеты "Кто есть кто в современном мире" Александр Волков был признан человеком года, эта новость не сходила с полос газет в течение последующей недели. Возможно, это "недоработки" официозных пресс-служб...

1.3.    Церковная жизнь

1 апреля газета "АИФ в Удмуртии" опубликовала статью председателя церковно-приходского совета и церковного старосты храма Святого великомученника и целителя Пантелеимона в городе Воткинске. В ней говорилось, что 13 марта работниками МВД без предъявления ордера вход в храм был взломан. После того, как ночь прихожане продежурили у входа в свой храм, прихожан впустили в церковь. 18 марта находящихся в храме верующих, постоянно остававшихся в помещении, выдворили из храма при помощи грубой физической силы. По мнению подписавшихся под материалом, подобного рода действия властей связаны с тем, что община храма в полном составе и полномочным решением приходского собрания вступила в лоно Российской православной церкви за рубежом. Данный факт, пишут авторы материала, свидетельствует о том, что силовые структуры и власть признают государственной религиозной организацией  исключительно РПЦ. Кроме публикации заявления представителей общины храма, публикаций по поводу воткинских событий не было.

2.    ВСТРЕЧА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТИИ ВОЛКОВА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ

Февраль закончился встречей Президента России с высшим должностным лицом Удмуртской Республики. В ходе пресс-конференции, которую дал Волков по прибытии в Ижевск, он сообщил журналистам, что Президент подтвердил намерение федеральных органов власти оказать помощь УР в преодолении проблем выплат заработной платы, детских пособий и пенсий, а также в предоставлении ей финансовой поддержки. Главным успехом встречи Волков счел финансовую поддержку конверсионных программ предприятий республики. Ельцин согласился с предложением предоставить Удмуртской Республике возвратный инвестиционно-налоговый кредит сроком на один год на конверсионные цели. По словам Волкова, такой опыт существует пока лишь в Татарстане и Нижнем Новгороде.

Второй вопрос, с которым прибыли в президентские апартаменты представители Удмуртии - задержка выплаты трансфертов по заработной плате. Ельцин подписал это письмо.

Решил Президент положительно и проблему выплаты 76 миллиардов рублей на выплату детских пособий.

Ельциным поддержана также просьба Госсовета Удмуртии об открытии банка-агента Правительства Удмуртской Республики, предоставлении ему стабилизационного кредита в размере ста миллиардов рублей. Председателю Центробанка России Сергею Дубинину было поручено рассмотреть вопрос о переводе всех внебюджетных фондов на счета создаваемого банка-агента.

На пресс-конференции Александр Волков заявил, что уже в этом году у "Ижмаша" появляется возможность запустить новый автомобиль на поток. На реконструкцию автомобильного производства вложено уже 270 миллионов долларов. Когда на предприятии вступит в стой новый сварочно-кузовочный корпус, автопроизводство опять оживет. Окончательное решение о выделении трехсот миллиардов рублей для "Ижмаша" будет принято во время визита в Удмуртию вице-премьера Олега Сосковца, который ожидался в марте, но не состоялся и существуют сомнения насчет его приезда в апреле.

3.    ВИЗИТ В УДМУРТИЮ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АНАТОЛИЯ КУЛИКОВА

3 марта в Ижевске находился министр внутренних дел России Анатолий Куликов. Его визит был плановым в ходе знакомства с регионами России. На совещании, состоявшемся в Министерстве внутренних дел УР, обсуждались вопросы безопасности населения на улицах городов. Министр заверил, что к концу полугодия горожане Удмуртии почувствуют серьезные улучшения состояния уличной преступности. Для решения этой задачи Анатолий Сергеевич видит следующие пути. Во-первых, необходимо привлечь к патрулированию на улицах подразделения внутренних войск, во-вторых, заставить участковых инспекторов работать на своих участках, и, в -третьих, правильно сочетать использование патрулей и несение службы на стационарных постах милиции. Кстати, министр внутренних дел России считает неэффективной патрульную службу милиции на автомобилях. Из автомобиля, заявил Куликов, складывается несколько иное видение проблемы уличной преступности.

Характеризуя работу удмуртских органов внутренних дел, Анатолий Куликов сказал, что его не удовлетворило положение с раскрываемостью преступлений, но порадовала та забота, которой окружен личный состав удмуртской милиции. Что касается заинтересованности МВД России с специальном стрелковом оружии, разработанном и производимом в Ижевске, то министр сообщил на проведенной пресс-конференции, что лично опробовал отдельные образцы и остался ими доволен. Потребности министерства в этой продукции включены в государственный заказ удмуртским заводам ("Ижмаш"). Правда, экономических проблем производства этот заказ все равно не решит - речь идет о партии всего в несколько тысяч штук.

Особой темой разговора на совещании в МВД Удмуртии была и экономическая преступность. Один из упреков, который Куликов сделал удмуртским коллегам - недостаточная работа по борьбе с коррупцией. Нельзя сказать, отметил министр, что у вас ее нет.

Второй, не менее важной проблемой Удмуртии и прежде всего Ижевска является установление порядка на производстве и перемещении оружия.

4.    ПРОБЛЕМЫ ВКЛАДЧИКОВ

4 марта при председателе Удмуртского парламента состоялось совещание руководителей ведомств, так или иначе причастных к решению проблем обманутых вкладчиков. Со своими докладами на совещании выступили министр юстиции Виталий Волков, прокурор республики Виктор Походин, председатель Верховного Суда Иван Карпов, представители антимонопольного комитета, налоговой инспекции и налоговой полиции и министерства внутренних дел. По итогам проверки и расследований возбуждено 22 уголовных дела по исковым заявлениям вкладчиков. Двое из обвиняемых, представители фирм "Гинчлик" и "Вита", взяты под стражу.

Выявлено почти 23 тысячи пострадавших от фондов, товариществ и прочих коммерческих структур. Суммарный ущерб, причиненный гражданам республики, составляет более 32 миллиардов рублей. Из них возмещено только 770 миллионов. Сложности, понятно, связаны прежде всего с розыском ответчиков и их имущества, установлением размера ущерба, с выявлением пострадавших. Попытки создания государственного фонда защиты вкладчиков, куда из бюджета было выделено 50 миллионов рублей, проблем не только не решили, но отчасти и усугубили ситуацию. В самом деле, как определить наиболее нуждающихся из пострадавших, которым фонд должен выплатить по сто тысяч рублей?

На совещании была обсуждена новая идея - создание общественно-государственного фонда как на федеральном, так и на региональном уровне, который бы осуществлял компенсационные выплаты излишне доверчивым инвесторам. Были, однако и другие предложения, сводившиеся прежде всего к созданию соответствующей информационной инфраструктуры, помогающей вкладчикам и акционерам иметь полную и достоверную информацию о том, где лучше размещать свои деньги. Необходимо и совершенствование законодательства.

Заслушав выступления, председатель Государственного Совета Александр Волков пришел к выводу, что на сегодняшний день правоохранительные органы не в состоянии защитить трудящихся. А председатель правительства был еще более категоричен, сказав, что пора прекратить деятельность всех коммерческих фирм и банков, поскольку они, как правило и являются виновниками финансовых обвалов.

5.    Проблемы аграрного комплекса

14 марта состоялось республиканское собрание работников агропромышленного комплекса, вызванное требованиями сельских товаропроизводителей многих районов республики к руководству, которое превратилось в "расширенную коллегию министерства сельского хозяйства и продовольствия с участием руководителей хозяйств".

Напомним, что в общих чертах требования селян сводились к установлению благоприятного экономического климата для работы тех, кто непосредственно занят производством мяса, молока, зерна, овощей, освобождению селян от гнета различных корпораций и монополистов.

Открыл собрание министр сельского хозяйства Василий Жуйков своим докладом об итогах развития агропромышленного комплекса в прошедшем году. Среди перспективных форм работы сельского хозяйства республики Василий Иванович назвал создание финансовой корпорации, опыт которой он почерпнул в Волгоградской области. По словам удмуртского министра сельского хозяйства, там такая структура показала хорошие результаты. Волгоградский опыт создания финансовой корпорации Василий Иванович назвал еще и финансово-промышленной группой в агропромышленном комплексе.

При общей озабоченности проблемами сельского хозяйства, выступления начальников управления сельского хозяйства районов все-таки несколько отличались от выступлений руководителей сельхозтовариществ, не говоря уже о фермерах, которых, кстати, среди выступающих было не так много. Первые больше говорили о том, что главное, от чего зависит успех работы сельхозпредприятий - это их руководитель. Вспомнилась уже подзабытая фраза "кадры решают все", а в одном из выступлений прозвучало слово "селекция" по отношению к руководителям хозяйств и досада, что произошедшее разгосударствление многих из них мешает эффективному осуществлению этой селекции. Сельхозпроизводители говорили о невыполнении обязательств по платежам перерабатывающих предприятий, о том, что горюче-смазочные материалы, полученные в качестве товарного кредита через фирму "АСПЭК", в некоторых районах оказалось брать дороже, чем на ближайшей заправочной станции, что нет возможности вывезти органику на поля, а на фермах скотницы ходят в сапогах, чтобы не утонуть в навозе, что за долги энергетики отключают электроэнергию даже от животноводческих комплексов, после чего скотину можно сразу отправлять под нож...

В завершении выступлений слово взяли руководители республики. Павел Вершинин, председатель правительства, отметил: статистические данные показывают, что в структуре валового продукта доля сельскохозяйственной продукции неуклонно растет, чего не скажешь о продукции промышленной. Это свидетельствует о том, что сельское хозяйство все-таки прочнее промышленности стоит на ногах. Что касается долгов перерабатывающих предприятий селянам, то Павел Николаевич выразил твердое намерение направить на молокозаводы и мясокомбинаты налоговую полицию разбираться с этим положением. А вообще, как член Совета Федерации, наш глава правительства будет поддерживать Александра Харлампиевича Заверюху, выходящего с предложением о списании долгов сельским товаропроизводителям. В своем выступлении Павел Николаевич высказывался жестко, заявляя о решительных действиях в отношении тех, кто мешает нормальной работе на селе. "Шутки кончились," - подвел он черту.

Александр Волков, председатель Государственного Совета, отметил, что руководство республики будет продолжать курс на усиленное внимание развитию промышленности, поскольку рост благосостояния рабочего непременно должен сказаться и на крестьянине, поскольку тогда ему будет, кому продать свою продукцию. Деньги, выплаченные горожанам, все равно попадают через рынок сельским производителям.

Превратившееся в расширенную коллегию министерства собрание товаропроизводителей приняло решение, согласно которому министерству сельского хозяйство вменяется в обязанность сохранить объемы производства сельхозпродукции не ниже уровня прошлого года, принять соответствующие меры по созданию в агропромышленном комплексе финансово-промышленной группы, в месячный срок решить проблему товарного кредита для сельских товаропроизводителей, создать шестимиллиардный лизинговый фонд для обеспечения техникой хозяйств в преддверии посевной кампании и разработать механизм государственного управления животноводством...

Источники:

1. "Городской стиль" 18 марта 1996 года

2. "Известия Удмуртской Республики" 2 апреля 1996 года

3. "АИФ в Удмуртии" 1 апреля 1996 года

4. "Известия Удмуртской Республики" 8 марта 1996 года

5. Игорь Егоров. Удмуртская Республика в январе-феврале 1996 года. Политический мониторинг ИГПИ №2, 1996 год.