Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ахмет Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в марте 1996 года

1.    ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Событийная канва месяца создавалась вокруг главного - выборов Президента Татарстана 24 марта. Как уже сообщалось, в итоге предвыборных усилий единственным зарегистрированным кандидатом на пост главы государства из четырех соискателей остался один Минтимер Шаймиев.

Примечательно, что кандидат, выдвинутый коммунистами, предприниматель Рамиль Габдрахманов смог собрать необходимые для регистрации 50 тысяч подписей. Однако, по словам М.Шаймиева, "в последнюю минуту они собрали партбюро и приняли решение: подписи не сдавать, своего кадидата снять. Как я узнал, до этого они летали в Москву на консультации. И Зюганов, понимая, что они потерпят поражение, решил не разрушать в глазах избирателей положительный победный имидж КПРФ" [1]. В целом, объяснение звучит достаточно убедительно.

М.Шаймиев в ходе избирательной кампании сталкивался скорее не с соперниками по борьбе за кресло Президента, а с оппонентами из объединившегося в беспрецедентном согласии оппозиционного лагеря, которые основную ставку делали на отрицание легитимности выборов как таковых. Так, в адрес Совета Европы, Президента РФ, в обе палаты Федерального Собрания, в Госсовет РТ был направлен меморандум, подписанный лидерами практически всех оппозиционных сил в спектре от коммунистов до радикального крыла национальных движений. Развернутый документ требовал отмены выборов или переноса их срока (проведения после внесения изменений в соответствующее законодательство). Аргументация включала ссылки на ущемление прав избирателей и избирательных объединений, на противоречия в законе, выгодные "партии власти", на декларативность и т.п. Общие моменты конкретизировались в таких пунктах, как норма о недопустимости для кандидатов выезда в течение последних 10 лет за пределы республики (что ущемляет права военных - депутатов Госдумы); как допущение безальтернативных выборов (что противоречит гарантиям основных прав граждан РФ); нажим на выдвинутых кандидатов; беспрецедентные требования к нормам и срокам сбора подписей - 2% в РТ против 1% в РФ, 3-4-х недельный срок в РТ против почти четырех месяцев в РФ; активная - как позитивная, так и негативная роль органов местной администрации в сборе подписей; лавирование между законодательством РТ и РФ, позволяющее ограничивать права официальных наблюдателей, в частности, в деле подсчета голосов и т.п. [2].

Уже после выборов к этому перечню добавился аргумент, связанный с формой самого бюллетеня, где при голосовании "за" можно было не пользоваться кабиной, не прибегать к вычеркиванию какого-либо элемента бюллетеня. Иначе говоря, голосования "против" фактически было доступно визуальному фиксированию.

Вместе с тем, не вдаваясь специально в правомерность указанных аргументов, следует реально видеть разрыв в масштабах, которыми можно или нельзя соизмерить фигуры претендентов. Имидж Минтимера Шаймиева, его своеобразная харизма, действительный рейтинг в республике и за ее пределами - все это связано с несомненными позитивными аспектами "модели Татарстана", признанными в глазах общественности и на различных “этажах” массового сознания. С личностью Президента ассоциируются многие грани ситуации в Татарстане, воспринимаемые как выигрышные, как "плюсы" по сравнению с "минусами", присущими России в целом и многим отдельным регионам в частности. Не видеть этой благоприятствующей "ауры" было бы столь же явным отходом от реальности, каким является безудержная комплиментарность и триумфаторство, эйфория, становящиеся типичными для официальных оценок.

В порядке лапидарного суммирования политических преимуществ кандидатуры М.Шаймиева можно указать на нашумевшую статью "Два президента" во вновь учрежденном и в целом одиозно официальном муниципальном еженедельнике "Казанское время": рейтинг М.Шаймиева по сравнению с 1991 годом вырос с 20% до 80%, что заметно контрастирует с динамикой ельцинского рейтинга. В публикации, вышедшей под псевдонимом, говорится: "Недоверие к бывшему первому секретарю обкома Шаймиеву было значительным, и ему удалось его переломить. Шаймиев часто вел почти "зеркально-противоположную" политику, настаивал на сохранении СССР и прав союзных республики для Татарстана, с 2-3% до 50% увеличил долю республиканской собственности, добился увеличения квоты по нефти до 8 миллионов тонн, провел "мягкое" вхождение в рынок и разработал политику адресной социальной защиты, резко осудил вмешательство в Чечне, усиленно развивал татарскую национальную культуру и блокировал радикальных националистов, подписал Договор с Россией об ассиметричной Федерации, добился положительной оценки "модели Татарстана" в международных политических сферах. Сегодня Шаймиев провозгласил курс на поддержку мелкого, "народного" бизнеса. Я думаю, он угадал главное звено демократизации и экономического развития республики - "не нефтью единой", а с раскованными, свободными людьми, их народной смекалкой можно будет рассчитывать на перспективы в международной конкуренции" [3]. По некоторым оценкам, публикация, построенная на довольно резких противопоставлениях Шаймиева и Ельцина, стоила главному редактору еженедельника его кресла, что, впрочем, остается на уровне слухов. Тем не менее, набор "очков" в пользу М.Шаймиева коротко звучит именно так, как говориться в приведенном фрагменте. И звучит все это весьма внушительно.

Как нельзя более кстати подоспела перепечатка из номера "Файнэншл таймс" от 20 февраля с.г. статьи Джона Торнхилла под говорящим названием "Остров прагматизма в России" и подзаголовком - "твердо проводившие переговоры татары придерживаются сбалансированной автономии". В статье говорится о "природной взвешенности" М.Шаймиева, о его прагматизме, "украшенном несгибаемой татарской решительностью", о том, что он предотвратил потенциальный кровавый конфликт с Москвой. На фоне качнувшегося в сторону государственного вмешательства московского маятника, Татарстан, как гласит статья, "берет курс на приватизацию все большего количества компаний, пресекает бюрократиизм... С 10 процентами всей российской добычи нефти и некоторыми крупнейшими промышленными предприятиями России..., Татарстан может действовать как самородный магнит для иностранных инвестиций".

Эта и другие публикации позволили активно задействовать антиномию: "остров коммунизма" versus "остров прагматизма". Былой ореол республики уступает место новому, и это весьма эффективно обыгрывалось - часто и повсеместно.

Несколько добавило в предвыборную интригу то, что по всей Казани были развешаны большие рекламные щиты с портретами М.Шаймиева, выполненные высококачественной цветной печатью, с подсветкой и т.д. После возвращения кандидата из предвыборного турне по районам республики эти щиты были срочно демонтированы.

Официально объявленные итоги выборов Президента РТ таковы: на основании протоколов шестидесяти районных и городских территориальных избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных ЦИК РТ определила, что при внесенных с списки 2607300 граждан в голосовании 24 марта приняли участие 77,9 процента избирателей. За кандидатуру М.Шаймиева подано 97,1 процента голосов от числа принявших участие в голосовании.

По результатам голосования также объявлялось, что число голосовавших "за" по сравнению с выборами 1991 года увеличилось более чем на 800 тысяч, что для республики с населением в 3,6 млн. человек выглядит просто ошеломляющим триумфом.

Разумеется, со стороны оппозиции звучали и будут звучать обвинения в широкомасштабных факльсификациях, сомнения в реальности 99-процентной явки избирателей в некоторых районах, главы администраций которых очевидно переусердствовали. Так, по данным Избиркома, в Кайбицком районе РТ из 11724 избирателей на участки для голосования не явились 2 человека. В целом, в сельской местности явка была - 93,6 %, по городам: в Казани 65,5 %, в Набережных Челнах - 66,1 %, в Нижнекамске - 66,3 %. Однако фактом остается и то, что оппозиция пока не в состоянии выдвинуть кандидата, чей личностный потенциал позволил бы вести предвыборную борьбу на равных, или позволил бы внести в эту борьбу хотя бы тень непредсказуемости исхода. Критика избирательной практики глохнет на фоне официальной пропаганды.

2.    ОБСУЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА РТ

Достаточно широкий резонанс получило состоявшееся в марте обсуждение документа, который озаглавлен "Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан". Подготовка соответствующего пакета заняла почти полтора года и проходила при участии около 500 исследователей, экономистов, специалистов-хозяйственников, управленцев, привлеченных зарубежных экспертов из Венгрии, Дании, Голландии, из калифорнийского и парижского университетов, американской компании "Монитор" и обошлась в 2 млн.US $. Полученный проект состоит из 34 разделов общим объемом более 3 тыс. страниц.

В деле подготовки и обсуждения документов различимы две стороны: собственно содержательная, отражающая парадигму экономической стратегии руководства РТ на долгосрочную перспективу, во-первых, и политико-административный контекст - внутреннее соперничество правительственных "партий", во-вторых.

Обнародованный от имени Правительственной комиссии во главе с вице-премьером Равилем Муратовым сжатый итоговый доклад отличается нестандартной композицией, непривычной идеологией и явно рассчитан на мощный демонстрационный эффект [4].

Краткая характеристика экономического положения Татарстана содержит указание на некоторые его главные отличия:

- на протяжении всего периода реформ удалось избежать обвального падения жизненного уровня населения и сформировать целостную систему социальной защиты - создать основу для построения социально ориентированной экономики;

- доходы от нефти - самого быстроликвидного ресурса республики - помогли социальной амортизации, а также промышленности и сельскому хозяйству;

- сельское хозяйство республики не только не снизило, но и несколько увеличило производство продукции;

- уровень политических рисков для инвесторов остается низким;

- в республике удалось избежать крайнего обострения экологической ситуации (в отличие от соседнего Башкортостана, например).

При этом производимые в республике оптические приборы ( в том числе - ночного видения), вертолеты, меха могут конкурировать на мировом рынке не только при помощи демпинга. Продукция бытовой химии, пиво, автомобильные шины, вертолеты, автомобили, самолеты, фотопленка и компакт-кассеты зачастую доминируют на рынках СНГ. В этой связи подчеркнуто, что правительству следует более последовательно поддерживать экспорт, который интерпретируется не только как вывоз товаров и особенно услуг за пределы России, но и за пределы Татарстана (!).

Характерно что раздел доклада "Образование" следует сразу же за разделом "Промышленность". Эта часть документа выдержанна в несколько алармистских тонах: кризис ВПК болезненно сказался не только на отраслевой науке, но и на крупных вузах РТ, "наш интеллектуальный капитал начал работать на экономику ФРГ, США, Израиля и других стран", "при отсутствии изменений в течение 1-3 лет мы через 5 лет полностью потеряем способность к воспроизводству научно-педагогических кадров в естественных и технических науках".

Диссонансно по сравнению с привычными реляциями звучат оценки состояния финансовой сферы: среди 100 ведущих банков России не оказалось ни одного банка из Татарстана, что значительно уступает некоторым соседним регионам. Уровень кредитных ставок сказывается на конкурентоспособности продукции, снижает рентабельность инвестиций.

На уровне лозунгов продолжает пребывать демонополизация. Правительство, проводя приватизацию, с одной стороны, создает новые открытые и закрытые АО на деньги налогоплательщиков, с другой стороны, критикует политику приватизации. Это также разрушает конкурентную среду.

Наряду с этим инвестиционная привлекательность Татарстана значительна. Однако, и здесь действуют негативные факторы - не попадают в Татарстан пропорционально кредиты, выделенные России по линии МВФ, МБРР (хотя эти кредиты гарантированы сырьевыми поставками из регионов).

Неожиданно резко для последних лет звучат трактовки непроизводительных затрат. На фоне отхода государства от управлению экономикой "не поддается рациональному объяснению" разрастание правительственных структур, рост затрат на оснащение деятельности чиновников. "...мы нисколько не приблизились к созданию немногочисленной, квалифицированной, ответственной, высокооплачиваемой и эффективной бюрократии", - говорится в докладе.

Документ содержит специальный раздел "Криминализация экономики", в котором констатируется, что криминогенность в Татарстане в целом ниже, чем в среднем по России. Однако такие сферы, как мелкий бизнес, розничная торговля, производство и реализация алкоголя, часть торговли нефтепродуктами и деятельность части мелких банков зачастую контролируются преступными группировками.

В несомненно новационном духе сформулированы программные цели. Здесь отброшен разнорядочно-отраслевой подход, довлевший прежде.

Среди намеченных блоков выделен ряд принципиальных моментов:

- в качестве основной цели определено качество жизни "обобщенная характеристика, включающая в себя не только денежные доходы, стоимость жизни, жилищные условия, состояние здравоохранения и образования, но и экологию, связь, общественный транспорт, степень обеспечения личной безопасности";

- проект бюджета уже в 1997 году должен быть сориентирован на обеспечение определенного качества жизни;

- поставленная задача конкретизируется по таким направлениям, как средняя зарплата на уровне покупательной способности 1988-89 годов, меры по защите временно неработающих на уровне минимального потребительского бюджета, минимальная зарплата на уровне минимального потребительского бюджета, экологический контроль и экспертиза, ликвидация ветхого жилья, выход в десятку первых регионов России по показателям телефонизации, завершение газификации села, снижение преступности и физическая защита предпринимательства, мониторинг самооценки качества жизни со стороны населения.

Для осуществления этих задач через повышение конкурентоспособности предлагается развивать стратегические преимущества республики, что понимается как основной принцип деятельности правительства. В качестве таковых имеется в виду географической положение, диктующее приоритетность развития связи и транспорта, человеческий капитал и высокие технологии, наличие нефтяных ресурсов, стабильное сельское хозяйство, сохранение относительного экологического благополучия.

Радикализация предлагаемых подходов выражена в довольно эффектных императивах: беспощадная ликвидация любых непроизводительных расходов, не являющихся абсолютно необходимыми; полное прекращение государственных капиталовложений куда бы то ни было, за исключением инфраструктуры; полная передача госучреждениями контролируемых ими предприятий в управление частных компаний и фондов (к концу периода в ведении Госкомимущества должны остаться лишь стратегически значимые предприятия). В числе других ключевых направлений указаны такие, как более высокий децильный коэффициент по сравнению с соседними регионами, положительное сальдо и т.п.

Одна из наиболее заметных особенностей в рассматриваемых подходах состоит в следующей переоценке - под экспортом и импортом понимается торговля с российскими регионами равно, как с зарубежными странами. Это относится также и к инвестициям "слово инвестиции означает любые инвестиции - российские и иностранные ...".

В иерархии приоритетов, рассмотренной на основе экспертных оценок, массового сознания и даже "подсознания" тех, кто принимает решения, выделено три условно-образных модели: "новый Кувейт", "Сельскохозяйственная республика" и "Республика высоких технологий". Подчеркивая нереализуемость и идеализированный характер этих моделей, составители программы предлагают свою формулу: "...модель Татарстана - это модель социально ориентированной экономики, приводимой в движение внешними инвестициями и конкурирующей за счет высокой добавленной стоимости товаров и услуг".

Стратегия, строящаяся на такой модели, исходит из ряда новых для Татарстана идеологем. Прежде всего, функции правительства теперь предлагается определять как социальное обслуживание населения, а не как управление экономикой. Акцент переносится с исполнительских на аналитические функции, на индикативное планирование, на опосредованное управление. Далее, в соответствие с таким пониманием предлагается структурная реорганизация правительства в целях перехода от отраслевого к целевому управлению. Имеются в виду ветви, ответственные за: 1) экономику, финансы и социальную защиту; 2) политику приватизации и управление госсобственностью; 3) развитие человеческого капитала (культуры, науки, образования, здравоохранения); 4) региональную политику и взаимодействие с административными органами, кадровую реформу.

В сжатом виде документ включает предложения по выборности руководителей органов местного самоуправления и по переходу к парламентаризму двухпалатного типа с выборами по партийным спискам (что звучит небывало смело для правительственной комиссии).

Наконец, проект программы предусматривает за Президентом - на первом этапе политическое руководство реформами (функции главы государства), на втором - после завершения в основном структурной перестройки экономики - функции главы исполнительной власти. Стоит напомнить, что во время одного из парламентских голосований по сходному предложению в 1994 году такое изменение статуса президента было расценено как посягательство на государственность Татарстана.

2.1.    Политическое значение программы

Относительно внутриполитических аспектов программы многие наблюдатели сходятся во мнении - это очередное выражение соперничества между различными группами в правительстве за влияние на Президента. Обострение очередного раунда этой борьбы связано с перспективой формирования правительства по результатам президентских выборов. М.Шаймиев должен представить кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Государственного Совета РТ 25 апреля с.г. Всякий раз в свете такой перспективы с новой силой начинают муссироваться противоречия между "рыночниками", олицетворяемыми фигурой нынешнего вице-премьера Равиля Муратова, и "не-рыночниками", которые персонифицируются либо в лице самого премьера Ф.Мухаметшина, либо вице-премьера, ведающего госкомитетом по управлению госимуществом и промышленной политикой, Ф.Газизуллина.

В числе вероятных претендентов на пост премьера слухи называют нынешних глав администрации Казани К.Исхакова и Набережных челнов - Алтынбаева. При таком раскладе нынешнему премьеру Ф.Мухаметшину прочат возврат в кресло спикера Госсовета, председатель которого Василий Лихачев, по довольно таки частым намекам в печати, может быть якобы вот-вот "выдавлен" ни то в Москву, ни то в Страсбург. Характерно в связи с этим, что влиятельная газета "деловых кругов" республики "Время и деньги" не без доли скепсиса (во всяком случае без однозначного пиетета) пишущая о программе Р.Муратова, опубликовала интервью с бывшим премьером РТ Мухамматом Сабировым. В материале обращает на себя внимание три сюжета. Во-первых, пессимистически подходя к участию гарвардских спецов в работе над программой, экс-премьер вспоминает, что в свое время под его руководством группа экономистов-казанцев изучила "модель экономического развития 64-ех государств и пришла к выводу, что ни одна из этих моделей не связана с какой-либо конкретной программой: "все шли, спотыкаясь, действуя методом проб и ошибок". Во-вторых, касаясь разногласий в правительстве и слухов о том, что готовится параллельный проект программы, М.Сабиров предлагает, чтобы работу возглавил сам Президент, в перспективе возможно и в качестве главы исполнительной власти: "мы к этому подошли. Но захочет ли Президент? Впрочем, он и есть руководитель исполнительной власти - во всяком случае, в российском Совете Федерации присутствует именно в этом качестве...". В-третьих, в газетной публикации приводятся слова М.Сабирова, которые также стоит воспроизвести: "Разлад в правительстве ослабляет его, это отражается и на главах районных администраций, которые начинают ориентироваться в ту или иную сторону... - Одновременно происходит отлив функций от Кабинета министров к аппарату Президента. Массовое присутствие глав администраций в парламенте значительно усиливает исполнительную власть... Экс-премьер наслышан о том, что спикера Василия Лихачева пытаются "выдавить из Татарстана", а между тем "Лихачев может амортизировать отношения ветвей власти и больше всех, как мне кажется, стремится к нормальной работе. Отрезать Лихачева от Татарстана невыгодно ни Татарстану, ни России" [5].

Цитировавшийся материал симптоматичен тем, что столь открытые суждения раздаются не из уст политических маргиналов. Это - несомненное свидетельство достаточно серьезных различий во взглядах, бытующих в высшем эшелоне власти РТ. Конкретные очертания линий напряженности - вопрос весьма сложный. Не совсем понятно, что может означать роль В.Лихачева в качестве "амортизатора" между ветвями власти. Между какими ветвями власти? Не между же исполнительной и судебной, в самом деле. И не может же он амортизировать отношения, в которых участвует возглавляемая им законодательная ветвь. Словом, "темна вода в облацех" ...

Однако, легитимость президентства и личные позиции М.Шаймиева в глазах общественности столь незыблемы и располагают столь внушительным ресурсом, что ему, кажется, без труда удастся удерживать ситуацию в руках при любом ее повороте. Речь, по-видимому, идет не о судьбе президентского статуса, а о конкуренции за близость к фигуре Президента и о доминировании определенных кругов в составе будущего правительства. Не лишено высокой вероятности предположение: серьезных перемен в правительстве не произойдет. Имеющийся баланс сил не исчерпал своего потенциала и может сохраняться в достаточно долго в перспективе.

3.    "ГААГСКАЯ ИНИЦИАТИВА - II"

В конце марта в Гааге состоялось заседание "Круглого стола" под названием "От конфронтации - к наведению мостов", инициированного Президентом М.Шаймиевым и близким к президентской команде Центром по урегулированию конфликтов при Гарвардском университете. Инициатива получила поддержку со стороны МИДа Нидерландов, Верховного комиссара ОБСЕ и Фонда Карнеги (США). Среди организаторов конференции также Министерство по делам национальностей РФ, Российская Академия наук и ряд международных структур.

В работе конференции принимали участие министр РФ по делам национальностей РФ В.Михайлов, Эмиль Паин, президент Приднестровской Республики И.Смирнов, высокопоставленные представители чеченских конфликтующих сторон, Грузии, Абхазии, Молдовы, Гагаузии, Украины, Крыма... По словам, М.Шаймиева, под чьим патронатом фактически работал "круглый стол", удалось заметно смягчить тон выступлений участников конфликтов на широких постсоветских пространствах.

По понятным соображениям доминировала тема Чечни, среди участников был распространен шаймиевский план урегулирования чеченского конфликта. Внимание было привлечено к "модели Татарстана".

По итогам дискуссий был принят специальный "Меморандум по Чечне", содержащий следующие тезисы:

"- Не существует военного решения кризиса в Чечне и требуется немедленное прекращение боевых действий.

- Необходимо срочное возобновление переговоров по мирному урегулированию конфликта в Чечне с участием противоборствующих сторон...

- Создание оптимальных условий для проведения свободных и справедливых выборов в Чечне с объявлением всеобщей амнистии...

- Решать вопрос о политическом статусе Чечни на основе принципа отложенного решения, а также с учетом мирового опыта...".

На пресс-конференции, посвященной итогам "Гаагаской инициативы - II", М.Шаймиев говорил: "Я думаю, что этот меморандум открыл путь к переговорам".

Касаясь плана урегулирования, с которым выступил 31 марта Б.Ельцин, М.Шаймиев высказал мысль о том, что "плагиата в политике не бывает". Повторение ряда тезисов, ранее обнародованных от его имени, Президент РТ считает положительной стороной ельцинского плана. "Это нормально. Главное - учтены наши подходы, - сказал М.Шаймиев. - Борис Ельцин сумел одолеть влияние "силовиков" на решение чеченской проблемы. Думаю, что российская общественность воспримет это положительно. Я говорил, что считаю необходимым поддержать на выборах российского президента, но без груза войны в Чечне. Сегодня, разговаривая с Президентом России (1 апреля - авт.) по телефону, я сказал Борису Николаевичу, что его выступление облегчает наши задачи в части поддержки на выборах" . М.Шаймиев отрицал, что факт его неупоминания в заявлении Б.Ельцина он не считает попыткой ограничить его роль в урегулировании и привел слова Президента России: "Я не назвал вас в своем выступлении, но мы рассчитываем на конструктивное содействие Татарстана".

М.Шаймиев также сослался на факт контактов с дудаевской стороной, оценив их отношение к татарстанским инициативам как отношение с пониманием и признательностью. Вместе с тем, он выразил известный критицизм в адрес бесперспективного упорства Джохара Дудаева в вопросе о статусе Чечни: "Чечне нужно выходить на договор с Российской Федерацией. Борис Ельцин продемонстрировал, что готов на консруктивный диалог, но в этом диалоге есть непременное условие: целостность России прежде всего..." [6].

Позиция, содержащаяся в этих высказываниях, свидетельствует о том, какой путь пройден по сравнению с атмосферой взаимоотношений между Казанью и Москвой, царившей два-три года назад до подписания Договора между органами государственной власти России и Татарстана. Когда бывший enfant terrible единой российской государственности завоевывает себе ореол миротворца и убежденного государственника, остается только с интересом ожидать новых поворотов в перипетиях правовых, но главным образом - политико - волевых судеб постсоветского федерализма.

Наконец, сообщения, начавшие поступать на рубеже марта-апреля, подтверждают растущие шансы М.Шаймиева на то, чтобы лично возглавить посредническую миссию в чеченском кризисе. Ясно одно: это превратит Президента Татарстана в наиболее влиятельную фигуру региональных элит страны, что явится лучшим индикатором грядущего политического порядка, основанного на началах уже не "контролируемой демократии", а "контролируемого этатизма".

Источники:

1. Комсомольская правда. - 26 марта 1996.

2. Вечерняя Казань. - 7 марта 1996.

3. Казанское время. - №3. - 26 февраля - 3 марта 1996.

4. Время и деньги. - №35. - 28 марта 1996.

5. Время и деньги. - №34. - 26 марта 1996.

6. Время и деньги. - №37. - 2 апреля 1996.