Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Кабардино-Балкарская Республика

С. Аккиева

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в феврале 1996 года

1.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

По всем городам и районам республики прошли совещания районных и городских активов по обсуждению итогов прошедшего года. В промышленности республики ситуация сохраняется прежней: предприятия стоят или работают не в полную силу. Наблюдается рост как официальной безработицы, так и скрытой. Характерной чертой современного состояния рынка является скрытая безработица, проявляющаяся в таких формах, как использование режима неполного рабочего времени, вынужденные неоплачиваемые отпуска. Так, в относительно благополучном Майском районе только в декабре 1995 года находилось в отпусках без сохранения заработной платы 762 человека, в том числе в сельском хозяйстве - 373 человека.

В целях предотвращения массового высвобождения работающих граждан из Фонда занятости выделяются финансовые средства для предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках.

Служба занятости принимает определенные меры для смягчения ситуации с безработицей: досрочное оформление на пенсию, переобучение граждан, выплата пособий.

Сельское хозяйство республики продолжает пребывать в кризисном состоянии. Большинство хозяйств не располагает необходимым количеством семян, минеральных удобрений, ядохимикатов, сохраняется напряженность с горюче-смазочными материалами. Финансовое положение хозяйств крайне стесненное. Надежды, возлагаемые на фермерские (крестьянские) хозяйства в смысле решение проблемы продовольственного обеспечения оказались необоснованными - по тому же Майскому району 87 фермерских хозяйств занимают 1,6% сельхозугодий и дают менее 1% от объема производимой сельхозпродукции.

В животноводстве также сохраняется кризисная ситуация. Во всех категориях хозяйств сокращается численность основных видов скота. Продолжается дальнейшее уменьшение производства продукции на сельскохозяйственных предприятиях, что вызвано, в основном, сокращением численности скота.

2.    ПОЛИТИКА

Наиболее важным событием февраля явилось Послание Президента КБР парламенту и выступление В.М.Кокова с речью, подготовленной на основе этого Послания, перед депутатами парламента КБР 29 февраля 1996 года.

Послание, помимо введения и заключения, содержит четыре раздела: 1) государственное строительство и политическая реформа; 2) экономика и финансы; 3) социальная политика, правопорядок и безопасность; 4) культура, наука, образование.

В Послании обозначаются итоги двух предыдущих посланий президента РФ в масштабах России и КБР.

В России это принятие Конституции, формирование новой государственной власти, которая "в основном и главном состоялась", преодоление кризиса власти: "Не удались попытки некоторых политических сил свалить правительство, спровоцировать разгон Государственной Думы, провести досрочные выборы Президента”. Выборы депутатов Госдумы состоялись вовремя, сформирован Совет Федерации Федерального Собрания, в конституционные сроки, очевидно, будут проведены выборы Президента России.

В Кабардино-Балкарии время первого срока президентства КБР, согласно документу, "...вместило в себя дни ожесточенного противостояния и достижение общественного согласия, первые шаги строительства новой государственности республики и политического реформирования власти, переход от падения производства и всеобщего кризиса к стабилизации и началу устойчивого роста производства”.

Последнее, и это особо отмечено в Послании, достигнуто прежде всего благодаря своевременной помощи, оказанной республике Президентом и Правительством РФ.

Для того, чтобы сделать 1996 год годом "устойчивого подъема экономики, заметного повышения жизненного уровня населения, активной социальной политики" необходимо, в числе прочего "продолжить конструктивное сотрудничество и взаимодействие президента, парламента, правительства, всех ветвей и структур власти на основе Конституции КБР (завершение разработки и принятие ее также обозначены в Послании в качестве первоочередной задачи для законотворцев) настойчивую работу по обеспечению межнационального и гражданского согласия, укреплению мира и политической стабильности в республике”.

По существу Послание президента - это обращение ко всему народу в лице избранных им депутатов и "в условиях, когда ответственность за судьбу страны в равной степени лежит на государственных институтах и обществе, оно должно стать средством консолидации всех здоровых сил".

На какие же конкретные политические силы более всего рассчитывает руководство республики? Послание свидетельствует, что здесь произошло некоторое смещение, так сказать, акцентов. "В сложном процессе становления гражданского общества особое место занимает стабильная партийная система. Мы заинтересованы в становлении и функционировании партий, выражающих подлинные интересы значительных групп населения, способствующих социальному прогрессу и согласию. В таком качестве мы оценивали в прошлом Послании коммунистическую и Аграрную партии Кабардино-Балкарской республики. Именно те политические силы, которые обладают потенциалом конструктивного взаимодействия и влияния на государственную политику, имели наибольший успех на прошедших выборах в республике. Партии и движения, придерживающиеся националистических или радикальных позиций, не получили сколько-нибудь значительной поддержки избирателей".

В настоящее время, по словам президента, политическую атмосферу определяют в наибольшей мере предстоящие в июне выборы Президента РФ. В вопросе выборов руководство республики "будет исходить из главного - из необходимости обеспечить стабильное и предсказуемое развитие общества, без катаклизмов. Резкие изменения политического курса, попятные движения не могут гарантировать мира и стабильности как в России, так и в нашей Республике. Движение "Наш дом - Россия" выступило на данном этапе гарантом стабильности в обществе, мы готовы поддержать продолжение такой политики".

Президент КБР обратил внимание еще на одну проблему, которая определяет не в меньшей мере, чем будущие президентские выборы, политическую атмосферу в стране - это чеченский конфликт. Отношение к разрешению этого затянувшего конфликта для КБР как для одной из республик Северного Кавказа важно еще и потому, что несколько лет назад ситуация в Кабардино-Балкарии имела реальные шансы развиться по чеченскому пути. В.М.Коков подчеркнул, что "мы всегда были и остаемся приверженцами конституционного разрешения чеченского конфликта. При этом считаем, что необходимо найти такие пути и методы, которые обеспечили бы мир на чеченской земле на базе целостности государства, стабильность и безопасность России".

Следует отметить, что президент настроен решительно, так как "Мы прочно стоим на необходимости продолжения твердого курса реформ, - а реформы связываются, прежде всего и почти исключительно с именем Б.Ельцина. Поскольку же утверждение и укрепление новой демократии невозможно без повышения "авторитета права, законности и правопорядка", "...государство вправе употреблять силу принуждения, когда это вызывается интересами общества, государства".

29 февраля на внеочередном совместном заседании Совета республики и Совета Представителей парламента КБР состоялось обсуждение Послания президента.

На заседании с докладом выступил В.М.Коков. В своем докладе он остановился на основных направлениях своего Послания, в котором, по существу, изложена развернутая программа развития республики.

По сообщению пресс-службы парламента КБР, широкого обсуждения Послания президента депутатами на совместном заседании не было. Парламентарии решили проработать Послание в обеих палатах, обобщить предложения и замечания депутатов, а затем направить их президенту и правительству КБР.

В выступлениях заместителя председателя Совета республики Л.М.Федченко, председателя Комиссии Совета республики по законодательству И.Б.Бечелова, члена комиссии Совета республики по социальной политике С.А.Дадова, председателя комиссии Совета Представителей по социальной политике Х.Дж.Чеченова, члена комиссии Совета представителей по вопросам промышленности Д.В.Архангельского были даны лишь общие оценки Послания.

Выступавшие обратили внимание на то обстоятельство, что нынешнее Послание подводит некоторые предварительные итоги первого срока президентства КБР. В связи с этим председатель комиссии Совета республики по законодательству И.Б.Бечелов предложил совместить дату выборов Президента РФ и президента КБР. Срок полномочий В.М.Кокова на посту президента КБР истекает 5 января 1997 года. В Кабардино-Балкарии в последние годы складывается традиция проводить те или иные выборы параллельно с выборами в федеральных структурах (12 декабря 1993 года параллельно с выборами в Федеральное собрание РФ прошли выборы в парламент КБР, 17 декабря 1995 года проходили выборы в местные органы власти).

Сопредседатель Комитета по межнациональным отношениям парламента КБР, руководитель фракции коммунистов Б.А.Гудов нарушил благодушное отношение к Посланию президента и выступил с критикой ряда положений Послания.

Его критика не нашла поддержки у парламентариев - несогласие с аргументами Б.А.Гудова выразили председатель Комиссии Совета представителей по аграрной политике Ю.А.Шомахов и председатель Госкомнаца КБР Х.М.Думанов.

Парламентарии приняли постановление, в котором одобрили политику и практическую деятельность Президента КБР, направленную на дальнейшую стабилизацию политической и экономической жизни Республики.