Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ивановская область

Вера РОДИОНОВА

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в феврале 1996 года

1.    Некоторые итоги первого месяца работы нового главы областной администрации

Вступая в новую должность месяц назад, глава администрации Ивановской области В.Н.Тихомиров среди других дал обещание регулярно встречаться с журналистами и таким образом отчитываться перед жителями области о своей деятельности. Факт этот весьма отрадный, тем более что прежний глава администрации, А.Ф.Лаптев, особым пристрастием к разговору с журналистами не отличался. И надо отметить, что за прошедший месяц в областных СМИ информации из областной администрации было заметно больше: кроме официальных сообщений о подписанных губернатором постановлениях, поступающих из пресс-центра, газеты, радио, телевидение имели возможность получать материалы и "из первых рук" - от самого В.Н.Тихомирова - он и в прежней своей должности был куда более доступен прессе, чем А.Ф.Лаптев.

Одним из первых его шагов в должности главы областной администрации В.Н.Тихомиров предложил всем прежним замам подать в отставку. По его собственному утверждению, "Замена кадров ожидалась и до меня. Если бы не я, то ее рано или поздно сделал бы мой предшественник. Может быть, не так революционно, но все равно замена была бы. Я предложил всем своим замам уйти в отставку. Это дает мне возможность маневра. Вероятно, часть людей из тех, что работали под началом Адольфа Федоровича, я возьму в свою команду, а частично назначу новых, более молодых. Они не левые, не правые. Это все практики и прагматики". [1]

Практически одновременно подали в отставку пять замов из семи. Постановлением губернатора от 19 февраля глава областной администрации должен иметь двух первых заместителей и двух - просто заместителей.

Один из двух первых заместителей будет, как и прежде, координировать вопросы продовольственной политики, агропромышленного комплекса и аграрной политики. А вот весьма обширный круг должностных обязанностей другого очерчен впервые: он будет заниматься вопросами промышленной и инвестиционной политики, структурной перестройки предприятий текстильной и легкой промышленности, создания финансово-промышленных групп и компаний, внешнеэкономических связей и торговли, бытового обслуживания населения.

В должностные обязанности заместителей главы областной администрации входят вопросы, которые, по сути, охватывают все проблемы будничной жизни области. Одному из них предстоит курировать сферы социальной политики, здравоохранения, культуры, науки, образования, физической культуры и спорта, туризма, полиграфии, другому - жилищно-коммунальное и газовое хозяйство, капитальное и дорожно-мостовое строительство, градостроительство и архитектуру, энергетику, транспорт и связь.

Этим же постановлением губернатора образуется еще одно подразделение областной администрации - управление государственной службы и организационной работы и упраздняются должность заместителя главы администрации области, ведающего вопросами межрегиональных связей, торговли и бытового обслуживания населения, и отдел, занимавшийся этими же вопросами, а также отдел по контролю и кадрам областной администрации.

Первым заместителем главы администрации области, отвечающим за вопросы промышленной и инвестиционной политики, структурной перестройки предприятий текстильной и легкой промышленности, создания финансово-промышленных групп и компаний, внешнеэкономических связей и торговли, бытового обслуживания населения назначен Алексей Юрьевич Жбанов.

Алексей Юрьевич Жбанов родился 12 июня 1950 года в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. В 1973 году окончил Ивановский химико-технологический институт по специальности инженер-химик-технолог. 12 лет работал на меланжевом комбинате. Последние десять лет - в Ивановском научно-исследовательском институте хлопчатобумажной промышленности (ИвНИТИ), с 1988 года - его директор. Кандидат технических наук. Жена Татьяна Ивановна - директор школы-лицея № 28. Сын Михаил - мастер АО "БИМ".

Первым заместителем главы администрации области, ведающим вопросами продовольственной политики, агропромышленного комплекса и аграрной реформы, назначен Виталий Григорьевич Мельников.

Виталий Григорьевич Мельников родился 11 января 1941 года. Выпускник Ивановского сельскохозяйственного института. С 1985 года - председатель агропромышленного комплекса, первый заместитель председателя Ивановского облисполкома. С 1992 года - первый заместитель главы администрации области.

Заместителем главы администрации области, начальником управления экономики и предпринимательства областной администрации назначен Владимир Юрьевич Дмитриев.

Владимир Юрьевич Дмитриев родился 22 апреля 1949 года. В 1972 году окончил Ивановский химико-технологический институт. В 1988 году был назначен заместителем председателя областной плановой комиссии. С 1992 года - заместитель главы администрации области, начальник управления экономики и предпринимательства.

То, что В.Г.Мельников и В.Ю. Дмитриев остались на прежних постах, вполне объяснимо: это сильные практики с хорошо отработанными связями в экономике и агропромышленном комплексе, что было бы еще более ценно в коммунистические времена, когда все нити управления собирались в одной инстанции.

Среди троих вышеперечисленных новым лицом является А.Ю.Жбанов. ИвНИТИ, директором которого он был, принимал участие в разработке программы структурной перестройки промышленности области "Текстиль". И хотя этот документ далеко не всеми деловыми людьми принимается безоговорочно (реформаторами в первую очередь), он, однако, взят за основу аналогичных проектов, разрабатываемых в других областях, в частности, в Костроме и Твери, где доля текстильной и легкой промышленности достаточно ощутима в структуре региональной экономики. По всей видимости, А.Ю.Жбанов будет курировать как раз ее претворение в жизнь - во всяком случае первые шаги нового зама связаны именно с текстилем. В их числе переговоры с английскими бизнесменами о заключении контракта наших предприятий с поставщиками хлопка через Ливерпульскую биржу. Предполагается, что англичане арендуют ивановскую хлопковую базу, куда и будет поступать закупаемое сырье. Поначалу предусматриваются поставки 28 тысяч тонн.

По словам В.Н.Тихомирова, уже названными отставками и назначениями кадровые перемены в аппарате областной администрации не ограничатся. "Нам придется решать кадровый вопрос и на более низких этажах власти" [1]. Отправлен в отставку начальник областного финансового управления В.П.Терентьев, отметивший год назад свое 65-летие, начальник управления торговли А.И.Финогенов и начальник управления юстиции В.И.Смуров. На состоявшейся 4-ого марта пресс-конференции глава администрации одной из причин реорганизации аппарата назвал, кстати, необходимость сокращения расходов на его содержание. Но, согласно его заявлению, пойдет он не столько по пути сокращения численности работников, сколько слияния и переподчинения отделов.

Проблема финансов - самый тяжелый вопрос, который придется решать В.Н.Тихомирову: на повестке дня формирование областного бюджета и недополучение средств из Москвы.

"На самую скромную поддержку здравоохранения, образования, культуры в 1996 году требуется 2,3 триллиона рублей. Налогами на бумаге набирается 1,3 триллиона. Но и от этого минимума в январе, по разным оценкам, было собрано в пределах 37-52%. Меры драконовские, меры фискальные, по утверждению губернатора, больше не помогают. Есть одна зацепка, которая может поддержать промышленность в целом, а не только текстиль: передача объектов соцкультсферы на баланс органов местной власти. В 1995 году из федерального бюджета должны были перевести на эти цели 207,9 миллиарда рублей, а выплатили с большим трудом 10 миллиардов." [2]

"Драконовские меры" в отношении выколачивания налогов от предприятий - силами налоговых служб и полиции - уже мало что дают.

В минувшем январе по сравнению с соответствующим прошлогодним показателем спад производства произошел буквально во всех отраслях области. За январь текстиль "усох" на 50%. И это при том, что за последние три года, казалось, отрасль и так уже дошла до нуля. Наполовину сократился выпуск автомобильных кранов. На две трети уменьшилось производство кранов фирмой "Кранэкс".

Экономить на здравоохранении и образовании еще больше, чем сейчас, - уже невозможно: они и без того, в буквальном смысле, на голодном пайке: в конце января при обсуждении проекта областного бюджета на 1996 год начальник управления здравоохранения А.С.Медведев уже просил депутатов Законодательного собрания их постановлением ввести дифференцированную оплату питания и использования медикаментов в стационарах области (т.е. для тех, кому не по средствам покупка лекарств и продуктов, сохранить полное государственное обеспечение ими в стационарах, для остальных - решать вопрос лечения и содержания в больницах при частичном финансировании из средств больных).

Поэтому весь прошедший месяц В.Н.Тихомиров посвятил, главным образом, обиванию порогов высших российских чинов. В начале февраля он был в составе 35 глав администраций регионов России, которых принимал в Барвихе Б.Н.Ельцин. В.Н.Тихомирову удалось вручить президенту документ о ситуации в Ивановской области.

"Затем я встречался с первыми вице-премьерами Каданниковым, Сосковцом, с министром промышленности Хаджиевым, финансов - Пансковым, с банкиром Дубининым, с руководителем Федерального казначейства Смирновым. Кроме того, с председателем комитета Госдумы Гусевым. Дело в том, что мы возобновили ходатайство перед новым составом парламента о том, чтобы Госдума рассмотрела вопрос о критическом положении Ивановской области...

Если судить по первой реакции, то я ощутил самое доброжелательное отношение, начиная с Президента РФ. Мы встречались с Каданниковым. Отношение - такое же. Правда, он прямо заявил, что у него мало что есть, только на зарплату деньги. Во всяком случае, наши подходы, нашу озабоченность он воспринял. На нашей стороне, мне кажется, полностью стоит Хаджиев. Помимо того, что он пытается сделать для нашей области по линии Госкомпрома, он поддержал нас и на встрече с Каданниковым. Сказал, в частности, что если правительство найдет возможность помочь ивановцам в реализации программы "Текстиль", то вложив сравнительно небольшие деньги, можно будет очень быстро получить живой рубль отдачи через налоги, через товары". [3]

Кроме того, на пресс-конференции 4 марта В.Н.Тихомиров объявил, что через министра финансов Панскова удалось решить вопрос взаиморасчетов между фирмой АО "Ивэнерго", "Волготрансгаз" (которому область задолжала 508 млрд рублей) и федеральным бюджетом. И по приказу Минфина "Волгонтрансгаз" нам пока задвижки не перекрывает и кроме того, "прощает" нам 150 млрд рублей.

Короче, первые шаги В.Н. Тихомирова в должности губернатора, в общем, оказались довольно продуктивными. Связано ли это с тем, что "начинающим" создается режим благоприятствования, или же отнести это на счет большей мобильности нового главы администрации - вероятно, и то, и другое. Но вполне логично, что взбодренные успехами журналисты на пресс-конференции задали вопрос:

"Так если будет поддержка Москвы, может, уже и не стоит настаивать на том, чтобы Ивановская область была признана зоной экономического бедствия?

- Нет, стоит. - Губернатор убежден: необходимо добиваться режима наибольшего благоприятствования и для области в целом, и для отдельных предприятий. И тут же воздал должное журналистам, когда они били тревогу: "Текстильщики питаются комбикормом!", "Текстильщики ели лошадь!" Хотя, казалось бы, ну и что - лошадь: ели же когда-то конскую колбасу. Но впечатление, что мы доведены до крайности, работает, в конечном-то итоге, на нас - пусть и дальше продолжают так думать. Слава Богу, трансферты 1995 года получены сполна - далеко не каждой области так повезло. И вообще, несмотря на Чечню, камчатские землетрясения и прочие катаклизмы, у московских финансистов Иваново следует второй-третьей строкой". [4]

Но это в качестве лирического отступления. А по сути, даже при благоприятном исходе всех переговоров в Москве реанимировать большинство ивановских текстильных предприятий, по утверждению В.Н.Тихомирова, будет непросто. "Хотя не все еще растащили, сохранили кадры, есть хорошие наработки художников, дизайнеров, технологов - мы еще долго не сможем вернуться к выпуску кисеи и других плательных тканей". [4] Не устраивают его и отношения с Узбекистаном: "Вы ведь знаете, я прекратил туда ездить. Я не понимаю того, когда глава государства дарит тебе, как дорогому гостю, халат и тюбетейку, целуется, обещает, а после твоего отъезда отгружают три вагона хлопка и на этом успокаиваются. С таких надежных, многолетних партнеров, как мы, требуют предоплату, заламывая при этом цену выше, чем на Лондонской бирже. Недоразумений много. Чтобы узбеки отгрузили хлопок, приходится звонить в Иркутскую область, где губернатором работает наш земляк, и просить его отправить узбекам лес. После этого к нам начинает поступать хлопок, более того, мы встречались с англичанами, заключили плоховатый договор, но тем не менее будем получать хлопок оттуда. Когда начали разбираться, то выяснилось, что речь идет о хлопке из Узбекистана. Так, спрашивается, зачем сосать Россию-матушку, поставлять хлопок в Англию по демпинговым ценам, а нам продавать его дороже, чем англичанам? Какой смысл после этого встречаться на очень высоком уровне и что-то говорить?" [5].

По мнению Тихомирова, вряд ли изменится ситуация в области и после президентских выборов - вне зависимости от того, кто займет высший пост, Зюганов или Ельцин (их он считает наиболее вероятными претендентами), "манна с неба вдруг не упадет". Да и что существенное может произойти? Деприватизация? Тихомиров в вопросе деприватизации склонен поддержать московского мэра Ю.Лужкова.

- Многие текстильные гиганты строила вся страна - теперь они в руках нескольких дельцов. Энергосистемы акционированы: теперь в случае неплатежей “отрубают” и тех, кто задолжал, и тех, кто платит исправно. Так что деприватизация в разумных пределах необходима, - считает В.Н.Тихомиров.

Он наверняка будет выставлять свою кандидатуру на пост губернатора на предстоящих выборах. Однако пока точно еще неизвестно, когда это будет: хотя Законодательное Собрание приняло постановление "О выборах в органы государственной власти Ивановской области и в органы местного самоуправления Ивановской области", в соответствии с которым их проведение предполагается 16 июня 1996 года, не исключено, что в случае, если Б.Н. Ельцин подпишет указ о несовмещении президентских и всех других выборов, местная власть будет избираться ближе к концу нынешнего года. В.Н.Тихомиров считает, что ему, как "начинающему", было бы куда легче избираться в июне: проколы можно списать на ушедшее руководство, если не будет заметных успехов - на короткий срок его пребывания на посту губернатора.

2.    Ивановская городская дума

Итак, постановлением Законодательного собрания муниципальные выборы должны быть проведены также 16 июня 1996 года. А по закону, за три месяца до этого срока, то есть уже сейчас, должны быть известны хотя бы основные принципы организации местного самоуправления: какой орган мы будем избирать - Совет или думу, сколько депутатов в ней будет, как они будут работать - на общественных началах или постоянно и т.д. В Иванове нет ни устава города, ни закона о местном самоуправлении.

В начале февраля в Ивановской городской думе состоялись депутатские слушания о структуре местного самоуправления. Целью слушаний было выяснить точки зрения различных партий, общественных объединений, должностных лиц и просто рядовых граждан на то, как построить систему самоуправления в городе. А говоря конкретно - выбирать, назначать или нанимать главу администрации; в каком количестве и с какими полномочиями выбирать представительный орган; как взаимодействовать двум ветвям власти. Докладчики С.Репяхов, председатель думского комитета по местному самоуправлению, и В.Минеев, один из разработчиков устава города, сказали каждый о своем, но отнюдь не предложили альтернативных проектов. Первый подводил к тому, что народ имеет право сам управлять, второй призывал именно управлять: "Дело не в том, что и как будет называться, а как выйти из этого состояния..." Вполне определенно В.Минеев высказался только в отношении главы администрации - он должен избираться всем населением." [6]

Если учесть, что кроме этих двух докладчиков с обоими проектами никто (или почти никто) из присутствующих знаком не был по причине того, что подготовлены они были как раз накануне слушаний, то можно представить, как проходило обсуждение: выступающих время от времени уносило в сторону, например, к вопросам, какое общество - коммунистическое или капиталистическое - мы строим, или кто это вводил такие высокие расценки на услуги городских бань. Вообще работа над подобными документами и в городе, и в области идет уже два года ни шатко - ни валко, исключительно на энтузиазме отдельных лиц, причем многие склонны расценивать эту работу лишь как хобби местных политиков, а население по сию пору не может взять в толк, кому и зачем эти Уставы и законы нужны: власть не проявляет большой заинтересованности в просветительской работе по этому вопросу.

Кстати, лучше многих к слушаниям подготовились коммунисты.

Вопрос в организации уже обсуждался, и, выступая от ее имени, О.Ежов четко и быстро изложил позицию: советы в городе и районах, глава, избираемый представительным органом, проведение выборов не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам тоже. Неслучайными были и выступления В.Гудкова, С.Мкртумяна, в прошлом депутатов горсовета (ныне - члены партии ДВР), Н.Ковалевой, депутата нынешнего созыва. Мнения высказывались разные.

Например, С.Мкртумян считает, что оба представленные варианта имеют существенные изъяны. "При всевластии Советов в начале 90-х годов мы (я тоже тогда был депутатом) принимали решения, не зная реальных экономических возможностей администрации города. А уже в 1994-ом верх взяла исполнительная власть, но оторвалась от народа - вот мы и имеет постоянное повышение квартплаты, стоимости проезда в транспорте и т.д.

Нам предлагают лишь два варианта, но логика подсказывает: нужна золотая середина. В противном случае город окажется в положении лодки с одним веслом.

Депутаты городской думы должны работать исключительно на постоянной основе. (Сейчас из 13 депутатов в Иванове освобожденный - только один). Только тогда можно рассчитывать на целенаправленную работу по защите интересов избирателей.

К тому же работа на постоянной основе станет своеобразным местом для некоторых депутатов. Не секрет, что сейчас в думу рвутся прежде всего директора предприятий и толстосумы. Первые - чтобы проще было решать проблемы своего предприятия, вторые - чтобы депутатством как щитом прикрываться от налоговых и других правоохранительных служб. И есть шанс, что в думу придут люди действительно болеющие за избирателей.

Чтобы вести полноценную работу, дума должна быть юридическим лицом - с правом открыть свой банковский счет, самостоятельно распоряжаться средствами (в пределах сметы), пользоваться муниципальной собственностью. Сейчас этого нет, и доходит до абсурда: даже размножить документы для депутатов - проблема.

Представительной власти следует предоставить право контроля за деятельностью власти исполнительной. При этом стоит установить вето в 2/3 голосов на решения городской администрации и должностных лиц - в том случае, если эти решения ущемляют свободу личности.

Важно внести в Устав города пункт, запрещающий работникам администрации быть одновременно депутатами думы. По-моему, сегодня третья часть нашей думы сидит на двух креслах...

Ну, а выбирать городского главу - только всем миром! И предоставить ему право самостоятельно формировать команду." [7]

14 февраля Ивановская городская дума внесла в повестку заседания проект постановления "О принципах организации городского самоуправления г. Иванова". При обсуждении этого вопроса предметом дебатов стало и название нового представительного органа: восемь депутатов проголосовали за сохранение нынешнего - "городская дума", трое - за "городской совет". Споры вызвал и пункт о численности будущей думы. В проекте решения предлагалось избрать 26 депутатов. Были и другие высказывания. Н.Ковалева, например, предложила сформировать будущую думу из 52 депутатов. Присутствовавший на заседании депутат областного Законодательного собрания В.Обрезков - из 39. Доводы приводились разные. Сторонники меньшего числа депутатов - В.Троеглазов, В.Дорошин - считают: чем больше депутатов, тем реальнее опасность, что все вопросы будут забалтываться. Н.Ковалева, в свою очередь, мотивировала свое предложение тем, что только в представительной думе можно создать эффективно действующие депутатские группы. И вновь все решило голосование: с незначительным перевесом голосов - 7 "за", 4 "против" - было решено сформировать думу из 26 депутатов. Причем часть из них будет работать на постоянной основе. А вот вопрос о том, избирать всенародно или назначать главу муниципального образования (кто имеется в виду под этим именем - глава местного самоуправления, глава исполнительной власти или кто-то еще - депутаты так и не выяснили), решено вынести на обсуждение жителей города.

28 февраля газета "Рабочий край" опубликовала обращение комитета по местному самоуправлению городской думы к ивановцам. В нем, в частности, сказано:

"Городской думе необходимо определить порядок формирования исполнительного органа и его структуру, которые будут заложены в Устав города.

Модели структуры органов местной власти определяются:

- способом вступления в должность главы исполнительного органа (посредством выборов всем населением, выборов городской думой или найма на контрактной основе городской думой);

- распределением полномочий между представительным и исполнительными органами;

- порядком взаимодействия между этими органами.

В зависимости от способа вступления в должность главы городской администрации определяются полнота полномочий и возможность контроля его деятельности. Если глава избран всем населением, то отозвать его сможет только население. Процедура выборов ясна, а вот процедура отзыва проблематична и скорее всего на практике не осуществима.

При избрании главы представительным органом из своего состава он более подконтролен городской думе и участвует в ее работе. Но найдется ли среди избранных депутатов подходящая кандидатура? Ведь это должен быть профессионал.

Если глава назначается думой из числа кандидатов, прошедших профессиональный конкурсный отбор, то можно выбрать действительно толкового руководителя. Но в своей деятельности он сильно зависим от коллегиального органа и полностью ему подконтролен.

Сегодня мы предлагаем населению решить вопрос: как нам формировать исполнительный орган и, прежде всего каким путем должен вступать в должность глава городской администрации, нужен ли населению "отец города" - мэр с неограниченной единоличной властью?" [8]

А пока депутаты занимаются разграничением полномочий исполнительной и представительной власти, мэр Иванова С.В. Круглов мается головной болью от недостатка средств на содержание соцкультбыта, отопления квартир, возведения жилья и т.д.

Ну, например. Среди центров соседних областей Иваново - самый дорогой город по оплате за горячее водоснабжение. В Нижнем Новгороде плата составляет 1330 рублей с человека в месяц. В Ярославле - 2340, у нас... 12303 рубля. Плата за отопление у нас тоже самая высокая - 905 рублей, в Н. Новгороде - 126, в Ярославле - 276 рублей. Средние тарифы по этим видам услуг в России соответственно - 5104 и 476 рублей. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в течение года изменялись неоднократно. В пять раз увеличилась плата за электричество и отопление, тариф за горячее водоснабжение - в пять с лишним раз; то же самое с газом в баллонах емкостью 50 л (в 5,3 раза), а сетевой газ - в 42 раза; водоснабжение и канализация - почти в четыре с половиной раза, плата за жилье в муниципальных домах - втрое.

Откуда такие тарифы? Не вдаваясь в технические тонкости водоподготовки и схемы инженерных коммуникаций, одна из причин - цены на свою продукцию предлагает АО "Ивэнерго", которое само в долгах (более 500 млрд рулей) перед единой энергосистемой и вынуждено представлять тарифы с минимально возможными скидками. Во-вторых, (а это и следствие, и причина) - лишь половина квартиросъемщиков сегодня в состоянии оплачивать счета за коммунальные услуги. Растут счета, растут пени, растут долги города перед АО "Инэнерго", а городской бюджет фактически пуст - для покрытия задолженностей денег нет. На 1996 год доходная часть бюджета областного центра определена в 460 млрд рублей (примерно по 1 млн на каждого жителя). Для сравнения - цифры приведенные С. Кругловым на его последней пресс-конференции в конце февраля: "бюджет Владимира, где численность населения вдвое меньше нашей, - около 600 млрд, в Костроме - 580 млрд, в Нижнем Новгороде - более триллиона" [9].

Далее. Следуя указу Президента город в прошлом году построил 150 квартир для военнослужащих. Минобороны не перечислило ни рубля. Для региона с депрессивной экономикой (задолженность по налогам за прошлый год - 20 млрд рублей) подобные "подарки" - роскошь. Отвечая на вопрос "Каковы перспективы жилищного строительства в городе?", С. Круглов ответил: "На первый взгляд его надо бы вообще прекращать - энергетики говорят, что в контурах ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 мощности исчерпаны. Канализация - ветхая, электроснабжение надо кардинально переделывать, водоснабжение неустойчивое, у газовиков тоже проблемы". [9]

"В условиях, когда предприятия или простаивают, или в задолжниках ходят, денег в бюджете постоянно не хватает. Обычно мой рабочий день делится на две половины. До обеда я ищу, где денег достать, после обеда - кому в первую очередь их отдать".

Источники:

1. А. Седых. "Обновление кадров - это не чистка аппарата"// Рабочий край - 15.02.1996 г.

2. А. Седых. "Мы с вами банкроты"// Рабочий край - 22.02.1996 г.

3. А. Седых. "Губернатор рассчитывает на поддержку ивановцев и президента"// Рабочий край - 5.03.1996 г.

4. В. Родионова. "Пусть продолжают думать, что живем хуже других"// Прямая речь - 5.03.1996 г.

5. А. Седых. "В. Тихомиров: "Мы с вами еще споем лебединую песню"// Рабочий край - 6.03.1996 г.

6. Л. Сереброва. "Самоуправление - сам управляю"// Рабочий край - 8.02.1996 г.

7. "Не плыть с одним веслом"// Прямая речь - 27.02.1996 г.

8. Обращение комитета по местному самоуправлению к ивановцам// Рабочий край - 28.02.1996 г.

9. Н. Матюшина. "Иваново: город мастеров или варваров"// Ивановская газета - 1.03.1996 г.