Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

И. Егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в январе-феврале 1996 года

В течение января-февраля текущего года в Удмуртии произошли некоторые события, требующие подробного описания. Поэтому их описание и оценки будут приведены в последующих обзорах, по мере накопления информации и созревания выводов. Вкратце речь идет о назначении банка-агента Правительства Удмуртии, которым стал Евро-Азиатский банк Экономического развития (его президентом стал бывший министр экономики Удмуртии Валерий Богатырев), первом выпуске облигаций жилищного займа под гарантию Правительства республики, утверждению уполномоченного банка Правительства по работе с ценными бумагами, которым стал Уральский трастовый банк.

Первое впечатление от проявившихся в этот период процессов таково. Во-первых, происходит концентрация власти и экономического влияния в руках руководства республики и его "экономического окpужения". Во-вторых, все ярче проявляется лево-консервативная суть политики удмуртского руководства, обильно сдобренная коммунистической риторикой и демагогией. В-третьих, ожидается сильное, уже начавшееся давление на оппозиционные круги, в первую очередь на сложившиеся в апреле 1994 года органы местного самоуправления в рамках административно-территориальных единиц.

Контекст экономических и общественно-политических процессов обуславливает развитие конфликтных коллизий между региональной властью и местным самоуправлением, территориальным руководством (ка…к местным, так и региональным) и предприятиями-монополистами, в первую очередь относящиеся к ТЭК и коммуникационным структурам, между промышленным генералитетом и руководством региона, декларирующим принципы социального патронажа.

1.    СОБЫТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ

Удмуртия была в свое время пионером в принятии своего Закона "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике". Когда он был принят, федерального законодательства по этому поводу еще не существовало. 10 апреля 1994 года были избраны первые органы местного самоуправления, первые Думы и мэры. 28 августа 1995 года Президент России подписал Закон РФ "Об общих принципах оpганизации местного самоуправления в Российской Федерации". Появился повод для приведения законодательства субъекта Федерации в соответствие с федеральным. В конце января 1996 года проект закона в новой редакции был роздан главам местного самоуправления республики для ознакомления и обсуждения. Готовится к рассмотрению в парламенте и Закон Удмуртской Республики "О системе государственной власти в Удмуртской Республике." По выступлению одного из членов рабочей группы, заместителя председателя постоянной комиссии Государственного Совета по государственному строительству, национальной политике и местному самоуправлению Александра Бегунова, объем поправок превзошел текст действующего закона, и поэтому он оформлен как проект нового закона. Рабочая группа особо обратила внимание на экономическую базу жизнеобеспечения территорий, финансово-бюджетные вопросы, повышение роли представительных органов местного самоуправления и целый ряд других положений. Письменные предложения и замечания к проекту закона принимаются вышеназванной комиссией Госсовета.

За время, прошедшее после принятия Закона УР, произошли крупные изменения в социально-политической обстановке. Государственная власть на уровне региональном приобрела новые формы после при принятия Конституции и проведения выборов в новый парламент, Государственный Совет. Председатель Государственного Совета получил полномочия, вполне сравнимые с полномочиями президента (или губернатора), произошла консолидация региональной элиты, костяком которой стала республиканская бюрократия, был подписан Договор с Правительством России о разграничении полномочий и сфер ведения, юридически оформилось понятие "республиканская собственность, разведенная с собственностью федеральной. Теперь появилась тема для обсуждения по поводу местного самоуправления. Итак, появился повод вернуться к закону о местном самоуправлении, повод пересмотреть наполнение понятия "муниципальная собственность" и объем полномочий органов местного самоуправления.

29 февраля газета "Известия Удмуртской Республики" опубликовала интервью с заместителем председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Владимиром Пономаревым. В качестве его оппонента на полосе газеты был представлен заместитель председателя Сарапульского районного Совета депутатов Михаил Борисов.

Курирующий вопросы государственного строительства Владимир Пономарев, вполне четко и ясно объяснял дух планируемы перемен в связи с проводимой в республике правовой реформы.

Тезисно его позиция выглядит следующим образом.

По утверждению Пономарева, после принятия в 1994 году Конституции Удмуртской Республики не произошло передачи государственной собственности Удмуртской Республики в муниципальную. "Поэтому сейчас не идет речь чем управлять [органам государственной власти Удмуртской Республики]". А, стало быть, добавим, надо еще посмотреть что государственная власть субъекта Федерации передаст  в муниципальную собственность. Что касается постановления 325 Верховного Совета УР от 11 марта 1992 года, где определялись объекты, передающиеся в собственность местных органов власти, то оно было принято до принятия Конституции России 1993 года...

После принятия Закона о местном самоуправлении в Удмуртской Республике местное самоуправление осуществлялось в рамках административно-территориальных единиц. Надо развести понятия административной единицы, считает Пономарев, где осуществляется власть государственных органов Удмуртской Республики и муниципального образования, которые еще не образованы сегодня в республик е. По мнению Пономарева, в республике сложилась нехорошая ситуации, когда на уровне городов и районов отсутствует государственная власть. Эту ситуацию необходимо исправить.

Главная задача конституционно-правовой реформы  - восстановить рычаги управления народным хозяйством Удмуртии. Для этого нужно восстановить органы государственной власти в территориальных единицах. А местное самоуправление "в этой системе должно найти свое место".

Оппонирующий Пономареву Борисов, комментируя поправки к проекту закона, представленные сессией сарапульского районного совета, рассматривает местное самоуправление, не как "возможность",  предоставляемую государством населению осуществлять свои гражданские права, но прежде всего как неотъемлемое право на управление.  Борисов комментирует поправку сарапульчан о понятии "теpритория муниципального образования". По его мнению, необходимо сразу в Закон о местном самоуправлении вписать, что в понятие "территория муниципального образования" входит и имеющаяся здесь муниципальная собственность и соответствующие органы местного самоуправления и наличествует местный бюджет. Уже сегодня, а не в последующих законодательных актах, которые должны будут рассматриваться уже после принятия Закона о местном самоуправлении, нужно определить территории муниципальных образований.

В самом общем виде, дискуссия, развивающаяся между новой традицией в государственном управлении республикой и традицией "местного самоуправления", представленной в лице получивших достаточно широкие полномочия руководителей районов и городов создает определенный контекст общественно-политической жизни республики, формируя полюса политического спектра. Основным оппонентом авторов новой концепции конституционно-правовой реформы по-прежнему является руководство города Ижевска и некоторых других районов республики.

Шестого марта в Ижевске была учреждена Ассоциация местных властей. На учредительной конференции присутствовали представители 23 (из 25) районов республики. Все органы местного самоуправления на сегодняшний день сформированы и работают на основании Закона о местном самоуправлении, принятом 27 января 1994 года и сфера полномочий распространяется на территорию, совпадающую с соответствующей административной единицей.

Декларированная цель создания ассоциации - содействие развитию местного самоуправления в Удмуртской Республики. Председателем Ассоциации был избран мэр Ижевска Анатолий Салтыков, его замeстителями - главы администраций Игринского района, Галина Вишневская и Малопургинского района Михаил Назаров.

Принятие новых законов, в частности "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике и "О системе государственной власти в Удмуртской Республике" повлечет за собой, во-первых распространение системы государственной власти до уровня административно-территориальных единиц Удмуртии, исполнительные органы которых будут назначаться председателем Государственного Совета, как высшим должностным лицом республики, по представлении председателя Правительства, при согласовании с представительными органами административно-территориальных единиц. Причем, органам государственной власти административно-территориальных единиц дано право формировать и расформировывать местные сообщества, делегировать им ча…сть полномочий государственной власти и тому подобное.

2.    Экономика

2.1.    Деятельность аграрных профсоюзов

14 марта запланировано собрание руководителей хозяйств и предприятий аграрного сектора удмуртской экономики различных форм собственности с участием представителей Правительства и Госудаpственного Совета. Оно должно поставить точку в возникшей тяжбе между профсоюзами удмуртских аграриев и правительством республики. Сюжет этот начался, а точнее возобновился, в начале февраля, когда работники сельского хозяйства Сарапульского района выступили с заявлением, в котором изложили свои требования к руководству республики. Требования эти поддержали балезинцы, а неделю спустя и селяне других районов севера республики.

Селяне требуют от руководства республики выделить финансовые средства на покрытие разницы между себестоимостью сельскохзяйственной продукции и ее закупочной ценой на период поквартальных выплат текущего года, разработать систему льгот для стимулирования долгосрочного кредитования аграрных предприятий под гарантию правительства республики. Такие кредиты требуются для обновления машинно-тракторного парка, приобретения семян, племенного скота, удобрений и средств химической защиты растений.

Во-вторых, в заявлении предлагается все финансово-экономические отношения между сельскими товаропроизводителями и министерством сельского хозяйства и продовольствия проводить напрямую, минуя посреднические структуры. Предлагается предусмотреть в местных бюджетах передачу в муниципальную собственность жилья и объектов соцкульбыта, находящихся на балансе предприятий. Кроме того, считают крестьяне, необходимо обеспечить государственную поддержку программам сохранения плодородия почв и запретить выключение электроэнергии на производственных объектах села, отменить штрафные санкции и пени за невыплаты обязательных платежей во внебюджетные фонды в случае задержки начисленной заработной платы, обеспечить систему государственных мер по выкупу контрольных пакетов акций предприятий перерабатывающей промышленности.

Согласительная комиссия по этому вопросу начала работу и провела уже три заседания.

Пока лишь имеется ответ министерства сельского хозяйства, прозвучавшего на заседании согласительной комиссии 27 февраля. Представитель министерства сообщил, что на покрытие разницы между закупочной ценой и себестоимостью сельхозпродукции требуется 334 миллиарда рублей. В республиканском бюджете 1996 года предусмотрено на поддержку агропромышленного комплекса 188 миллиардов рублей. В том числе на дотирование продукции животноводства 70,7 миллиардов. Кроме того, из федерального бюджета на поддержку АПК республики предусмотрено 131,6 миллиарда рублей, из которых 24,4 миллиарда рублей выделяется на поддержку животноводства.

На 1996 год, согласно постановления Правительства Удмуртии от 7 февраля, предусмотрены поставки техники, семян, племенного скота, запасных частей, чего вполне можно, по мнению минсельхозпрода, добиться долгосрочным кредитованием. Кроме того предусмотрен товарный кредит комбикормами, горюче-смазочными материалами, удобрениями и другим на общую сумму более 200 миллиардов рублей.

Что касается устранения посредников в отношениях между сельскими тружениками и их министерством, то тут ничего не поделаешь, министерств - государственный орган и не может выполнять производственно-хозяйственные функции, выступать в роли поставщика и тому подобное. Однако, начиная с текущего года, подрядчики на это будут выбираться исходя из наименьшей затратности, срочности и эффективности выполнения задания. На коренное улучшение почв в республике выделено на 1996 год 61,6 миллиарда рублей.

Задолженность селян за потребленную электроэнергия достигла на 25 февраля 72 миллиарда рублей. Для ее погашения будут проведены взаимозачеты и пролонгация долга еще на три года. Проект постановления Правительства об этом готовится. Кроме того в текущем году будет положено начало установке счетчиков раздельного учета электроэнергии.

По задолженности по федеральным налогам, штрафам и пеням, согласно Указу Президента России от 18 января 1996 года, сельским товаропроизводителям будет дана возможность получить отсрочку от налогов и других платежей до семи лет.

В первом полугодии 1996 года, согласно постановлению Правительства России, будут осуществлены меры по выпуску дополнительных пакетов акций предприятий приватизированных предприятий перерабатывающей промышленности и передаче контрольного пакета акций сельским товаропроизводителям.

Насколько такой ответ государственного органа удовлетворить крестьян сказать трудно. Они считают. Считают и в Правительстве. Окончательные результаты будут известны лишь 14 марта и... "по осени".

2.2.    Промышленность

Почти одновременно с наметившимися изменениями в кадровом составе российского руководства изменились и некоторые акценты в проведении экономической политики Удмуртии в части развития отношений с российскими ведомствами и корпорациями. Следует отметить, что не отказавшись от идеи создания Удмуртской нефтяной компании, руководство республики активизировало переговоры с представителями "Сиданко" и АО "Удмуртнефть" о расширении объемов нефтедобычи на территории республики. В то же время правительство республики не слишком спешит выдавать лицензии на разработку удмуртских недр, хотя уже достаточно близко к этому решению. Готовя инвестиционный конкурс по тендеру "Нефть-автомобиль", Волков заявляeт, что не стоит особенно рассчитывать на западные инвестиции, а лучше опираться на собственные силы. Проводились переговоры о совместных проектах с компанией "Сиданко" и РАО "Газпром". Главный замысел остается прежним - развитие промышленности республики, расширение размеров инвестиций и заказов для новых видов продукции на бывших оборонных предприятиях. По прежнему при этом остаются приоритетными направления производства средств связи и оборудования для нефтедобывающей промышленности.

Александр Александрович рассказал, что на встрече с первым вице-премьером российского правительства Олегом Сосковцом обсуждались вопросы финансирования конверсионных программ предпринят…ий оборонного комплекса республики, возможность получения лицензий на продажу стрелкового оружия, создание на базе заводов-изготовителей научно-производственной базы по стрелковому оружию. Решению этих и других проблем будет посвящен намеченный на март приезд в Ижевск Олега Сосковца.

По мнению Александра Волкова, в центре внимания экономической политики правительства и парламента республики по-прежнему остается проблема автомобильного производства, поскольку только она способна помочь Удмуртии подняться с колен. Об "Ижмаше" Волков вел беседы с первым заместителем министра экономики России Шаповальянцем. В феврале Волков встретился с Каданниковым, пришедшим в правительство России на смену Анаитолию Чубайсу. Каданников, по словам Волкова хорошо знаком с автомобильной промышленностью и Волков рассчитывает на взаимопонимание нового вице-премьера.

"Мы можем найти 250 миллионов долларов на реконструкцию автозавода, заявил Александр Волков, но это не решит проблем уральского автомобиля, потому что для создания конкурентоспособной на мировом рынке машины средств потребуется на много больше.

Волков проинформировал также о своих встречах с руководством "Сиданко"  и концерна "Антей", о планах создания Удмуртской нефтяной компании, призванной существенно помогать наполнять республиканский бюджет. Волков имел встречи также с председателем Центробанка России Сергеем Дубининым, с которым он обсуждал вопросы поддержки финансово-кредитными ресурсами создаваемого банка-агента удмуртского правительства.

Состоялись переговоры Волкова с представителями "Онэксимбанка" и "Альфабанка", нынешними держателями контрольного пакета акций "Сиданко", в которую входит АО "Удмуртнефть". После первого сентября владельцем нефтяных акций может стать кто-то другой и заинтересованность удмуртского руководства в судьбе пакетов акции "Сиданко" вполне понятна. Состоялась встреча Волкова и с Президентом России, после которой Александр Александрович с удовлетворением заметил на пресс-конференции, что Президент уже не столь часто провозглашает, что в экономике России наблюдается стабилизация. Несмотря на то, что темпы падения производства заметно снизились, падение продолжается.

"Нельзя назвать то, что происходит в России реформами и, подобно глухарю на току токовать о верности избранному курсу реформ. Необходимость изменения курса реформ диктует ситуация, сложившaяся практически во всех сферах жизни страны. Никакая помощь Запада не способна вывести нас из кризиса. Сделать это может только наш отечественный товаропроизводитель" - такова позиция Александра Волкова.

"Надоело ходить убогим и отсталым”, признавался Александр Александрович, - 1996 год должен стать переломным для Удмуртии.

Двадцатого февраля состоялась в Ижевске состоялась презентация новой продукции американской компании "Моторола" - транковых систем связи, которые намерено закупить Министерство внутренних дел России и Удмуртии. Система позволяет оперативно связывать различных абонентов и не допускать прослушивания разговоров посторонними лицами. Станции позволяют свободно перемещаться на любые расстояния и не терять контакта со своими сослуживцами и руководством.

По словам министра внутренних дел Удмуртии Александра Никитина, в министерстве серьезно рассматривали предложения "Моторолы", сравнивали их продукцию с уже известной в республике компанией "Ericsson" и пришли к решению воспользоваться услугами американцев.

Свою презентацию гости проводили совместно с "Ижевским радиозаводом", с которым у них уже образовался тесный деловой союз. Предполагается создать совместное предприятие по производству мобильных систем связи. Ижевск становится одним из центров по производству и реализации на российском рынке продукции своих американских партнеров. Кроме того, во время своего пребывания в Ижeвске представители Моторолы договорились с ижевскими радиостроителями о размещении на их производстве заказа на производство десяти тысяч зарядных устройств по их технологии. В планах организаторов презентации создание сервисных центров по производству, техническому обслуживанию и реализации продукции "Моторолы". Ижевский радиозавод станет в этой программе первым таким центром. Есть намерения открыть второй центр в Москве. Американская компания предоставила ижевским коллегам верительные грамоты, позволяющие иметь доступ к полупроводниковой элементной базе и технологиям "Моторолы", что по словам директора ижевского завода Игоря Валиахметова, весьма важно для развития предприятия.

На пресс-конференции по итогам презентации, на вопрос дотошного журналиста:" А правда ли, что "Моторола" скупила контрольный пакет радиозавода?” один из представителей московского представительства фирмы обронил, что это была бы неплохая идея. Однако Игорь Валиахметов внес ясность сообщив, что сегодня 56% акций АО "Ижевский радиозавод" принадлежит трудовому коллективу предприятия. Планируется выставить 15 процентов на инвестиционный конкурс.

3.    Визиты. Соглашения

Анализируя деятельность удмуртского руководства по развитию международных связей, можно прийти к нехитрому выводу о том, что отношения с западными партнерами строится главным образом по поводу привлечения инвестиций и приобретения технологий. Восток - рынок сбыта промышленной продукции. В январе-феврале состоялось два примечательных события, связанных с развитием международных связей Удмуртии в восточном и южном направлении. Первое - визит вице-губернатора иранской провинции Восточный Азербайджан Муххамеда Феруги и визит министра международных связей Удмуртии Виктора Викулова в провинцию Ква Зулу-Наталь Южно-Африканской Республики, закончившийся подписанием соглашения.

3.1.    Визит делегации из Восточного Азербайджана

В прошлом году официальная делегация провинции Восточный Азербайджан посетила мотопроизводство АООТ "Ижмаш", где обсуждались вопросы сборки в Иране мотоциклов марки "Иж". Гости познакомились также с продукцией, выпускаемой АО "Сарапульский электрогенераторный завод", АО "Аксион", ГП "Воткинский машиностроительный завод", АО "Ижевский радиозавод". Тогда же был подписан Протокол о сотрудничестве между Удмуртской Республикой и Губернией Восточный Азербайджан Исламской Республики Иран.

18 января в Ижевске с визитом находилась делегация Восточного Азербайджана во главе с вице-губернатором провинции Моххамедом Феруги. В Ижевске делегация встретилась с заместителем председателя Правительства Владимиром Гусевым. В ходе переговоров достигнута договоренность о проведении летом текущего года выставки иранских товаров в Ижевске. Предполагается, что на ней будут представлены более ста видов товаров самого широкого ассортимента: сельхозпродукция, продукты питания, одежда, обувь, строительно-отделочные материалы, мебель, керамика, изделия декоративно-прикладного искусства и ковры. Аналогичную выставку товаров удмуртского производства иранские гости хотели бы видеть у себя.

3.2.    Визит делегации из провинции Ква Зулу-Наталь Южно-Африканской Республики

В июне прошлого года в Ижевске находилась делегация провинции Ква Зулу-Наталь Южно-Африканской Республики. Целью визита было установление деловых отношений между двумя сторонами. Визиту содействовало АООТ "Ижмаш", которое создало Афророссийскую промышленно-торговую корпорацию "Ижмаш" в провинции Ква Зулу-Наталь. Тогда по результатам визита был подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий развитие сотрудничества между Удмуртией и южно-африканской провинцией в области внешней торговли, культуры и образования. Были подготовлены документы о созданию торгового дома "Удмуртия" в провинции. Тогда же министр экономики и туризма провинции господин Якоб Зумо и Александр Волков, председатель Государственного Совета Удмуртии подписали декларацию о развитии отношений между регионами.

Двадцать шестого января 1996 года в Дурбане (ЮАР) открылся торговый дом Удмуртии. Он стал первым торговым домом России в южном полушарии. На открытии торгового дома присутствовал министр между народных связей Удмуртии Виктор Викулов. По словам Виктора Аркадьевича, наибольший интерес у гостей открывшейся в торговом доме выставки вызвали медицинское оборудование и мотоциклы.

Там было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между двумя регионами.

По возвращению в Ижевск Виктор Викулов провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги и состоявшегося визита и сделал оценки развития внешнеэкономической деятельности правительства и предприятий нашей республики. По словам Виктора Аркадьевича, в результате принятия в прошлом году нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность субъектов Российской Федерации, сформирована, наконец, правовая база для выхода российских регионов на международную арену.

Сегодня уже невозможна ситуация, которая возникла в 1993 году после подписания Договора Удмуртии с Венгрией, который был опротестован МВЭС России. Права регионов сегодня четко определены. Ес…ли регион, не являясь субъектом международных отношений, не может заключать соглашения с суверенным государством, то с их административными единицами это вполне возможно. Последним примером такого соглашения как раз и может служить Соглашение с провинцией Ква Зулу-Наталь Южно-Африканской Республики. Единственной проблемой пока остается возможность заключение межпарламентских соглашений для субъектов Российской Федерации.

 

По итогам прошлого года экспорт предприятий Удмуртии возрос на 67 процентов по сравнению с предыдущим годом и на 214 процентов по сравнению с 1993 годом. Главным образом это произошло за счет вывоза нефти и черных металлов. Импорт же, наоборот, сократился и составил 78 процентов к уровню 1994 года. В структуре экспорта доля нефти составляет 55 процентов, и доля черных металлов - 19 процентов . В свою очередь на 34 миллиона долларов в экспорте сократилась доля продукции машиностроения. Причину этому Викулов видит в валютном коридоре. Существенно снизился и приток в Удмуртию иностранных капиталов. Это выразилось в сокращении количества зарегистрированных предприятий с иностранным…и инвестициями. если в 1994 году было создано 53 единицы таких предприятий, то в прошедшем - только 28. Это свидетельствует, по мнению Викулова, о снижении интереса у иностранных инвесторов к экономике российских регионов.