Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Марий Эл

Сергей СМИРНОВ

Республика МАРИЙ ЭЛ

в феврале 1996 года

1.    ПОЛИТИКА

1.1.    Президент Республики Марий Эл

Президент РМЭ Владислав Зотин стал членом комитета по обороне и военной промышленности (около 80% предприятий республики относятся - к ВПК).

В своем ежегодном послании парламенту республики "О положении в РМЭ" Зотин подвел итоги 1995 года.

1.1.1.    Взаимоотношения с Москвой

"...Сегодня уже мало кто верит бодрым заверениям руководства страны о стабилизации экономики и скором ее подъеме. Цены в магазинах убеждают людей в обратном. Дефицит доверия к власти достигает критической отметки.. В практику центральных органов власти вошло принятие красивых, популистских решений, ответственность за выполнение которых полностью возлагается на регионы, которые не имеют возможностей для претворения их в жизнь.

Сегодня мы вправе рассчитывать на большее доверие регионам со стороны Центра, уважение мнений с мест... чему однако мешает апломб российского руководства. Пример: встреча руководителей ряда субъектов Федерации в начале 1995 года в Чебоксарах (осудивших военные действия в Чечне), после которой началась травля участников совещания в СМИ... Стремление субъектов Федерации по определенным вопросам иметь свои позиции, расходящиеся в чем-то с мнением Центра, нередко воспринимаются как противодействие реформам, проводимым в стране. Например, так были восприняты наши Закон о земле, принятый с учетом итогов общереспубликанского референдума о частной собственности на землю (большинство тогда было против, Закон "отдал" землю лишь под дачные участки и личное строительство) и наше стремление сохранить коллективные формы хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Республика находится в большой финансовой зависимости от Москвы, а это значительно ограничивает наши возможности отходить от навязываемых шаблонов... Мы не должны безоговорочно следовать любым призывам и подчиняться любому нажиму..."

Однако, резюмируя, президент смягчил: "Это ни в коем случае не стремление к сепаратизму. Марий Эл не мыслит себя вне России".

В.Зотин: "Нас не устраивает ситуация, когда многие вопросы республиканского значения по-прежнему регулируются органами исполнительной власти РФ. Поэтому правительство республики готовит Договор и ряд соглашений с Федерацией (правительством и министерствами), где предусмотрено разграничение полномочий в отдельных сферах экономики и социальной политики".

1.1.2.    Положение в республике

“Сегодня мы не без основания удовлетворены политической стабильностью, гражданским и национальным миром в республике. В частности, это результат работы на привлечение политических партий, движений к согласованной деятельности - представители различных партий общаются в Доме дружбы, функционирующем при правительстве республики... Правда, пора бы им от слов, выискивания недостатков переходить к делу, созиданию... К концу 1995 года экономическое положение республики резко ухудшилось". (Взгляд президента на экономические итоги года - см.п.2) [1].

1.1.3.    Долги по зарплате

"Излишне поспешна подготовка и внесение законопроектов - иногда они противоречат уже действующим законам; продолжается не всегда обоснованное копирование законодательства РФ..." [1].

Президент РМЭ присоединился к "войне", объявленной Президентом России чиновникам, по чьей вине бюджетники вовремя не получают зарплату. Минфину республики поручено рассматривать все подобные нарушения и по пятницам докладывать президенту о результатах проверок. Однако денег в республике все равно нет. Еще за декабрь бюджет РМЭ не получил из Москвы более 20 млрд. руб.[14].

В.Зотин выразил надежду, что Б.Ельцин выполнит обещание выплатить все долги до 20 февраля, и в середине февраля вновь летал в Москву за деньгами (эти его вояжи теперь как минимум ежемесячны). Но предупредил, что от него все-таки мало что зависит, и одновременно пригрозил бывшему министру финансов Марий Эл Владимиру Щедрову (в январе назначен заместителем министра финансов России), который сопровождал Ельцина в Челябинск, что не отпустит того в Москву, пока Щедров не оформит на республику кредит в 60 млрд. руб. Или хотя бы намекнет Ельцину, чтобы тот заехал в Марий Эл, пока не раздал все деньги по дороге [15].

1.2.    Парламент республики

Председатель Государственного Собрания РМЭ Анатолий Смирнов в Совете Федерации РФ стал членом Комитета по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

17 февраля состоялась внеочередная XIII сессия Госсобрания РМЭ, где депутаты продолжали рассмотрение "январских" законопроектов, возвращенных на доработку президентом РМЭ. Сессия проходила очень напряженно, и порой депутаты очевидно заходили в тупик. Произошло столкновение интересов двух ветвей власти: правительству нужно изыскивать источники доходов гибнущего бюджета, а депутатов беспокоят непомерные налоги. Чувствовались и корпоративные интересы аграрников и директорского корпуса, широко представленных в Госсобрании. Журналисты отметили даже явно неэтичные высказывания в адрес президента, чего не наблюдалось на предыдущих сессиях. (Одновременно с выборами Президента РФ аналогичные пройдут и в Марий Эл).

В результате депутаты согласились с возражениями президента по Законам "О дорожном фонде РМЭ" (камнем преткновения стало увеличение сборов в фонд с сельхозпредприятий с 0,5 до 1,2%) и "О бюджетной системе РМЭ на 1996 год". Однако в отношении законопроекта "О фонде ценового регулирования" ("хлебный" налог - регулируются цены, кстати незначительно, на основные виды продтоваров) парламентарии остались при своем мнении. Собрав необходимые две трети голосов, они сумели преодолеть вето президента и настояли на своем варианте распределения средств этого фонда (В.Зотина, активно отстаивавшего позицию глав администраций, призвали к соблюдению порядка работы сессии. В ответ президент хлопнул дверью зала заседаний и в тот же день оказался в больнице).

Возникли также вопросы и по исполнению Закона РФ "О ветеранах", который, как признались депутаты и президент, действует в республике еще не в полном объеме. Видимо, во втором полугодии правительству и Госсобранию придется вернуться к бюджету и внести поправки, чтобы обеспечить финансирование льгот ветеранам.

В аккредитации на XIII сессию руководство Госсобрания отказало двум республиканским газетам - "Йошкар-Оле" и "Известиям Марий Эл". При этом, как утверждают журналисты, не скрывалось недовольство рядом публикаций о парламенте. (Причина отказа явно надуманная - "нет мест", хотя зал заседаний не заполнен и на треть).[9], [18].

В Москве состоялась встреча председателя Госсобрания РМЭ с председателем Госдумы РФ Г.Селезневым. Во время беседы были затронуты социально-экономическое положение и бюджет республики, проект бюджета РФ на 1997 год, а также вопрос о необходимости пересмотра ряда льгот, финансируемых из российского бюджета. В Марий Эл проблема льготников стала особенно острой после начала практической реализации Закона РФ "О ветеранах". К примеру, только на возмещение убытков по троллейбусному транспорту (Йошкар-Ола) в 1996 году по 35 (!) категориям льготников потребуется около 9 млрд.руб. Плюс 23 категории льготников при оплате коммунальных услуг и т.п. Депутаты столицы республики даже обратились к своим республиканским коллегам, чтобы походатайствовать в Москве об отмене ряда льгот... Хотя вряд ли это произойдет перед президентскими выборами [6].

Депутат Госсобрания РМЭ Валерий Кожевников выехал в Чечню. Он намерен связаться с Комиссией Госдумы РФ, занимающейся освобождением военнопленных, проверить все списки "пропавших" солдат, подготовленные республиканским Комитетом солдатских матерей. Подобный выезд в район боевых действий - первая и пока единственный со стороны депутатов. Более того, Кожевников не посланец парламента и правительства - поездка организована им по личной инициативе и за счет своего отпуска (Когда депутаты Госсобрания отказывали своему коллеге в "командировочных", прозвучало и такое мнение: "Будет кататься, строить себе имидж за наш счет...") [15].

1.3.    Назначения, отставки

Указом президента РМЭ с 30 января 1996 года постоянным представителем республики Марий Эл при Президенте РФ в ранге заместителя главы правительства РМЭ назначен Виталий Виноградов, занимающий должность гендиректора АО "Март".

Владимир Щедров не провел и месяца на посту министра финансов РМЭ - он назначен заместителем министра финансов России. Пока обязанности министра в республике исполняет его первый заместитель Евгений Рыжаков.

1.4.    Внешние контакты республики

Для Марий Эл, испытывающей жесткий финансовый голод, крайне актуален вопрос привлечения иностранных инвестиций. Крупных инвестиционных вложений в республику никто еще сделать не рискнул.

Министр экономики РМЭ Иван Васильев в Москве в конкурентной борьбе завоевал право стать научным руководителем государственного проекта "Национальное возрождение и развитие финно-угорских народов России". Миннац России активизировал изучение инвестиционных потенциалов территорий и начал с Марий Эл - в Йошкар-Олу прибыла группа от ИФК "Интерфинанс". На "смотринах" показывали себя руководители практически всех крупных предприятий республики. Предполагается, что те производства, которые удастся "сосватать", будут получать инвестиционные вливания уже с середины апреля [22].

Делегация из 16 человек во главе с министром экономики РМЭ выехала в Москву на I Всероссийский съезд представителей малых предприятий. В ее составе - посланцы производственных, торговых предприятий, крестьянских хозяйств, которые собираются внести свои предложения по инвестированию в экономику республики, обсудить вопросы льготного налогообложения.(Кстати, в Марий Эл в 1996 году на поддержку МП выделено 0,5% бюджета) [14].

Новый министр внешне-экономических связей республики (назначен в январе) Николай Гаврилов посетил в начале февраля Республику Башкортостан, где подписал Соглашение о сотрудничестве между МВЭС РМЭ и соответствующими ведомствами РБ. В ходе визита он также встречался с членами кабинета, главами администраций, деятелями общественных движений. Н.Гаврилов: "На мой взгляд, мы недостаточно развиваем межрегиональные отношения, а больше почему-то ориентируемся на зарубежных инвесторов. Но обещанных кредитов нам не дают, в то время как давно наработанные экономические связи все более ослабевают. Надо восстанавливать связи с Татарстаном, Башкортостаном, Удмуртией, Чувашией, Мордовией, Кировской и Нижегородской областями... Так, для нас очень важен опыт Башкортостана по привлечению и защите иностранных инвестиций. Кроме того, в этой республике проживают 106 тысяч марийцев. В начале июня, видимо, состоится подписание договора о дружбе и сотрудничестве между двумя братскими республиками, над которым сейчас работают несколько министерств. Но уже сейчас, перед началом посевной, мы, возможно, обратимся к правительству Башкортостана с просьбой предоставить нам товарный кредит на ГСМ, другие ресурсы, чтобы вовремя провести весь комплекс полевых работ. Вообще нас многое сближает и как суверенные республики в составе РФ... Думается, Йошкар-Ола могла бы стать экономическим центром финно-угорских народов [10].

1.5.    Межнациональные отношения в РМЭ

После непродолжительного периода активности во времена перестроечной моды на "национальные возрождения", марийские националисты ушли в тень. Мода, кажется, позади. Хотя "возрожденческие" лидеры время от времени стараются напомнить о себе. Председатель Совета национального демократического движения "Марий Ушем" Людмила Иванова на январской сессии Госсобрания РМЭ пыталась подбросить дров в затухший огонек "национального вопроса". Ею найдена очередная угроза этническому развитию марийского народа - на сей раз в виде зарождающегося в республике казачьего движения [16].

Состоялся объединенный пленум Всемарийского Совета и центрального Совета "Марий Ушем" (у "МУ" есть свой депутат в Госсобрании РМЭ - Геннадий Максимов), который решил провести в апреле 1996 года Всемарийский съезд, а в октябре - съезд движения "Марий Ушем". В августе в Будапеште пройдет второй Всемирный конгресс финно-угорских народов. Марийский народ будут представлять на нем 50 делегатов, в том числе 10 - в составе парламентско-правительственной и 20 - культурной делегации. На пленуме было решено учредить премии движения "Марий Ушем" в области литературы, журналистики, искусства, науки. (Кстати, пленум так и не смог определить состав делегации в Венгрию - слишком много было желающих на 20 мест) [3].

По инициативе правительства РМЭ в республике состоялась научно-практическая конференция по национальным проблемам татар Марий Эл (третья по численности нация в РМЭ). Прибыли весьма представительные делегации из Татарстана, Чувашии, Нижегородской и Свердловской областей. В работе конференции участвовал президент РМЭ.

В течение года намечено провести подобные конференции по проблемам всех народов, проживающих в республике. На основе их работы будет выработана концепция национальной государственной политики в республике [13].

Марий Эл относится к многонациональным регионам России. МарНИИ провел социологическое исследование вопроса о состоянии межнациональных отношений в республике.

Коллектив. В 1994 году более половины опрошенных (60,2%) считали, что национальный состав коллектива не имеет никакого значения для совместной работы; 11,5% - предпочли бы работать в многонациональном коллективе; 24,5% - в коллективе, состоящем из людей одной (своей) национальности. (Две "основные" нации в РМЭ - русские и марийцы - по численности примерно равны). Опрос 1995 года: хотели бы, чтобы национальность руководителя обязательно соответствовала национальности большинства членов трудового коллектива, - лишь 4,5% респондентов; считают, что профессиональные и личные качества руководителя важнее национальной принадлежности, 60,7%; национальность руководителя вообще не имеет значения - для 32,1%.

Брак. Респонденты еще меньше склонны акцентировать свое отношение на национальности человека при выборе спутника жизни или при обещании. Так, вступление ближайшего родственника в брак с человеком другой национальности одобрили бы - 4% респондентов; это зависит от конкретной национальности - 14,4%; считают такой брак нежелательным - 16,5%. Большинство (58%) ответило, что национальность в браке значения не имеет.

Конфликты. По результатам опроса-94 почти 60% респондентов не верили в возникновение межнациональных конфликтов в Марий Эл; на их возможность указали лишь 16,3% опрошенных. Итоги опроса-95: лишь 6,7% оценили межнациональные отношения в республике как неудовлетворительные; 39,8% - как хорошие; 48% - как удовлетворительные. С "оскорблением национального достоинства" в Марий Эл меньше всего сталкиваются русские. Проблема больше беспокоит марийцев и татар. Наиболее часто она возникает в сфере обслуживания и общественных местах, с этим сталкиваются 23% марийцев, 36% - татар ...

Пока "национальные конфликты" редки и чаще всего не выходят за рамки бытовой сферы. Хотя последние цифры и говорят о некотором потенциале их возникновения, например, при обвальном росте безработицы или приближении выборов президента РМЭ (согласно принятой в 1995 году новой Конституции РМЭ, кандидат в президенты обязан владеть марийским языком) [20].

В миграционной службе республики за 1995 год был зарегистрирован 671 человек из числа вынужденных переселенцев и беженцев. Среди них: 59% - русские, 16% - марийцы, 12% - татары. По-прежнему наибольший приток (по 28%) из Узбекистана и Казахстана. Цифры слишком незначительны, чтобы влиять на ситуацию на рынке труде и вызвать недовольство местных жителей.

1.6.    Пресса

Местная пресса в Марий Эл переживает небывало черные в своей истории времена. На состоявшемся 20 февраля пленуме Союза журналистов РМЭ собравшиеся выражали недовольство отношением к СМИ со стороны правительства республики и ряда должностных лиц (один из прозвучавших примеров ущемления свободы слова - см.п.1.2.), задерживается и без того невысокая зарплата. Долги редакций издателям достигли десятков миллионов, и те уже просто не в состоянии работать даром. Пленум поручил президиуму правления СЖ подготовить обращение к правительству и продумать возможность проведения акции протеста [24].

Крупнейшая газета республики, "Марийская правда" 28 февраля вышла с передовицей "Газетам -конец?": "Деньги просить - бесполезно, зарабатывать не дают или нет возможности, брать с подписчиков дороже - уже нельзя. Как жить прессе?" Денег от подписки хватило лишь на несколько январских номеров - непомерна стоимость доставки газет; налоги с редакций берутся наравне с предприятиями, при этом бюджет в 1996 году выделял редакциям средства только на зарплату [11].

С 1 марта приостановлен выпуск газет "Марийская правда", "Марий Эл," районок, выходящих в издательстве "Периодика" - нет денег на бумагу. Учредители - правительство республики, администрации районов - задерживают перечисление средств на счета редаций. По прогнозам издателей, газеты не будут выходить как минимум неделю-две. Другими словами, информационное пространство перед выборами освобождается [19].

1.7.    Настроения

В республике собираются подписи против военных действий в Чечне. Почин губернатора Немцова в Марий Эл поддержали РПРФ, партия ДВР" движение "Марий Ушем", которые намерены собрать их до 10 марта и совместно с общим обращением к президенту России представить в Москву [15].

В конце 1995 года в Марий Эл МарНИИ, служба Госсекретаря РМЭ и Марийское отделение Академии социальных наук провели социологическое исследование в Йошкар-Оле, выясняя, насколько население интересуется политикой. Большинство опрошенных (73,5%) в той или иной степени интересовались ходом предвыборной кампании в Госдуму РФ; 25,7% - вовсе не интересовались. Подавляющее большинство (86,5%) в той или иной степени не удовлетворены своей жизнью сегодня; 11,2% - удовлетворены (По данным Госкомитета, Марий Эл при приблизительном равенстве цен занимает последнее место по уровню зарплаты в Волго-Вятском регионе). Низкий жизненный уровень не мог не сказаться на отношении к социально-экономической политике президента и правительства РФ, осуществляемой с 1992 года. Так, 77,6% респондентов не поддерживают эту политику; 17,7% - поддерживают. При этом 57,2% считают, что нынешнее руководство страны не сможет вывести ее из социально-экономического кризиса; обратного мнения - лишь 7,5% [21].

Когда говорят о народе Марий Эл, обычно выделяют среди других положительных и такое его качество, как долготерпимость. "Марийская правда" в начале января 1996 года провела свой опрос (170 респондентов по республике). Мало кто из анкетированных верит, что жить в 1996 году станет легче (всего 35 человек), и не очень многие надеются на скорое окончание чеченской войны (44). На вопрос, сформулированный: "В этом году Россия продолжит путь к катастрофе?" - 48 респондентов, тем не менее, ответили отрицательно. Желания, мечты: стать богатым - на втором месте; на первом - быть уверенным в завтрашнем дне [3].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Экономическая политика

Министр экономики РМЭ И.Васильев весьма категорично высказал несогласие с тем, как осуществляется экономическая политика в республике: "Ею занимаются все, а в итоге - никто". Претензии Васильева - прежде всего к минфину. По его словам, одни разрабатывают экономическую политику, другие, занимаясь распределением финансовых ресурсов, с ней не считаются. В итоге весь бюджет составляется на проедание, так, чтобы поддержать последние признаки жизни во всех отраслях, то есть всем по чуть-чуть.

Остановить спад производства не удается - в республике он наибольший во всем Волго-Вятском регионе. Главные причины -уменьшение военных заказов, снижение спроса, низкое качество продукции при высоких затратах. Возросло количество убыточных предприятий и организаций. Единственной отраслью, которая стабильно развивается, называют телефонную связь.

Замечено, что происходит “утечка мозгов” из органов государственного управления в коммерческие структуры. В некоторых местных администрациях работники уже месяцами не получают зарплаты [23].

2.2.    Бюджет Республики Марий Эл

Из послания президента В.Зотина парламенту РМЭ:

"К концу 1995 года экономическое положение республики резко ухудшилось, что связано прежде всего с ростом неплатежей предприятий, кризисом банковской системы, приведших к острому дефициту финансовых ресурсов в бюджете... Поэтому одной из основных задач правительства сегодня является превращение бюджета в источник долгосрочных инвестиций.

В целом консолидированный бюджет республики по расходам за 1995 год выполнен на 95,1%. Основная доля средств была направлена на обеспечение социально-культурных мероприятий - 50,1%. Сегодня необходимо ужесточить контроль за использованием финансовых ресурсов. Проект бюджетной системы в 1996 году предполагает новые принципы межбюджетных взаимоотношений внутри республики: усиление ответственности и самостоятельности органов местного самоуправления, преодоление иждивенчества, активизация поисков дополнительных доходов.

Госсобранием РМЭ принята Программа деятельности правительства республики в 1995 - 1997 годах. Основные направления в области финансовой политики на 1996 год: привлечение инвестиций; поддержка предпринимательской деятельности; государственная поддержка жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства, агрокомплекса и социальной сферы; усиление системы контроля за соблюдением налогового законодательства и эффективностью использования государственных средств. Правительством подготовлен целый пакет решений по улучшению собираемости налогов.

Обычными стали сокрытие и неуплаты налогов. Одна из основных причин этого - криминализация бизнеса, по различным оценкам до 40% доходов выпадает из налогообложения.

Помимо реальной неплатежеспособности существует и мнимая (видимость пустых счетов, ложные банкротства и т.д.), и правительством готовятся самые жесткие меры по ее преодолению.

Не оправдались надежды и на так называемых новых русских. Обогатившись сами на кредитах и перепродаже, они не позаботились о созидании, производстве. Немногие стали по-настоящему деловыми людьми.

Пассивен фондовый рынок. Акционерные общества почти не привлекают денежные ресурсы населения выпуском ценных бумаг. Предприятия, как и раньше, пользуются кредитами банков. В 1995 году дополнительную эмиссию осуществили лишь 11 АО из 295, зарегистрировавших выпуск акций. Зато немалые средства населения "утекают" за пределы республики, обогащая различные коммерческие структуры и финансовые компании" [1].

2.2.1.    Бюджет г.Йошкар-Олы

Утвержден бюджет столицы (где проживает почти половина населения республики), впервые в истории с дефицитом, который покрывается трансфертом из республиканского бюджета. Однако и тот, и другой стабильно недобирают запланированные налоги. На 1 января 1996 года недоимки налогов по платежам в бюджет составили по республике 95 млрд. руб., а с учетом недоимки в федеральный бюджет - 105 млрд. руб. Бюджет-96 для Йошкар-Олы урезан Госсобранием РМЭ почти наполовину и составил 240 млрд. руб. Собственные доходы города намечены в сумме 158 млрд. руб., остальное - дотации республики. (Характерно, что 1 из 158 млрд. руб. неналоговые доходы составят всего лишь 6 млрд.). Расходы столицы: жилищно-коммунальное хозяйство - 38%; социальная политика - 21%; образование - 20%; компенсация на детей - 20%. Своеобразный рекорд у молодежной политики - ей отпущено на весь год 5 млн. руб. ( то есть 0,0021%) [17].

По мере поступления средств расходование бюджета Йошкар-Олы будет в этом году производиться по чрезвычайному графику - в первую очередь на зарплату, приобретение медикаментов, продовольственное обеспечение, социальные пособия населению. Принимаются очень жесткие меры по экономии средств на содержание организаций, учреждений и отраслей городского хозяйства, в том числе и по довольно щепетильным пунктам: закрытие детсадов на летний период, экономия за счет оплаты питания учащихся родителями и т.д. Один из важных источников пополнения городской казны - коммунальные услуги. Но перед выборами президентов России и Марий Эл вопрос о повышении тарифов уже приобретает политическую окраску, и власти вряд ли решатся в 1 квартале на столь непопулярную меру.

Апрель уже выявит многие болевые точки этого сезона, бюджет которого утвержден из расчета 50-55% от первоначально запрашиваемых средств. Вместо 12 млрд. руб. ожидаемых налоговых сборов город собрал в январе лишь 4 млрд. руб.[10].

В феврале образована комиссия по разработке проекта Устава города Йошкар-Олы. Документ станет своего рода малой конституцией, регулирующей все стороны местного самоуправления в соответствии с законами Федерации и РМЭ.

2.2.2.    Неплатежи

Республика в тупике взаимных неплатежей. Хронический дефицит вынудил искать замену деньгам. Правительство РМЭ одобрило инициативу минфина республики, выпустившего "простой бюджетный вексель", который призван облегчить финансирование предприятий и организаций, стоящих на республиканском бюджете, а также и взаиморасчеты между ними. Как утверждают в минфине, в таком виде "марийский" вексель - первый в России [7].

В республике, видимо, не осталось уже ни одной отрасли, где бы вовремя выплачивалась зарплата. Обстановка нагнетается, в массах ходят слухи о финансовых махинациях всех уровней, растет недовольство по поводу несоразмерности оплаты труда рабочим и руководителям.

В истории марийской милиции такого не было никогда - третий месяц ее сотрудники не получают жалованье (Тем временем Марий Эл по уровню преступности - один из лидеров в России). Голодовок, как в некоторых регионах, милиционеры еще не объявляли: "У нас ведется разъяснительная работа. Пока натиск сдерживаем" (комментарий из МВД РМЭ). Хотя уже близок момент, когда часть сотрудников должна будет работать "пешком". Федеральный бюджет должен республиканской милиции более 11 млрд. руб. Сумма беспрецедентная... Но вспышки текучести кадров здесь пока нет [15].

2.3.    Промышленность

Из послания В.Зотина парламенту РМЭ:

Темпы спада производства существенно замедлились. В промышленности он составил в 1995 год 84% к предыдущему году (в 1994 году этот показатель равнялся 78%). Более 40 предприятий (30% от общего числа) не допустили снижения объемов производства, а ряд из них даже увеличил их - в топливно-энергетической, химической и нефтехимической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Увеличивается число убыточных предприятий. Общая сумма убытков за 11 месяцев 1995 года - 166 млрд. руб.

На начало декабря 1995 года общая кредиторская задолженность предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства достигла 1604 млрд. руб, в том числе просроченная - 534 млрд. руб. (33%). Задолженность предприятий по кредитам банков - 490 млрд. руб. Дебиторская задолженность - 797 млрд. руб, в том числе просроченная - 294 млрд. (37%). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской - 22%" [1].

На 1996 год почти по всем показателям производства важнейших видов продукции планируется прирост. Впрочем, экономисты, памятуя о неконкурентоспособности товаров, производимых в РМЭ, парируют: "А стоит ли работать на склад?" [6].

С 1995 года в Марий Эл строится первый нефтеперерабатывающий мини-завод, сейчас обсуждаются вопросы строительства спиртзавода на 150 тонн. Руководство республики, судя по всему, взяло курс на расширение небольших производств. В.Зотин: "Сегодня главная проблема - как сделать, чтобы заработало производство. Нужно начать работать на себя, добиться конкурентоспособности нашей продукции. И митинги здесь не помогут..." [2].

Инициативную экономическую группу из директоров и экономистов ведущих предприятий Звениговского района РМЭ решил создать Вячеслав Давыдов, гендиректор АО "Зеберс". Это, по его мнению, должно спасти район от вымирания, которое может произойти, как считает Давыдов, к нынешнему лету, если не предпринять кардинальных действий. Их смысл, главным образом, состоит в составлении руководителями районных предприятий обоснованных экономических требований к Президенту России, чтобы освободить их от удушающих многочисленных штрафов (к примеру 720% годовых) и пени, подведших уже к черте выбора: останавливать хозяйства или пускать с молотка [15].

В преддверии президентских выборов замирает процесс приватизации. В одном из районов долго не могли провести денежный аукцион по продаже акций местного комбината из-за отсутствия покупателей.

На ведущем промышленном предприятии республики - Марийском машиностроительном заводе (вотчина ВПК) - "выпущен пар": наконец выдана зарплата за июль-ноябрь 1995 года. Заместитель гендиректора Ю.Воротилов сообщил, что "деньги получены в счет поставок изделий за 1996 год. Это свидетельствует о том, что в правительстве и в банковских структурах России знают о больших возможностях завода, верят, что мы можем выполнить любой сложный заказ по контракту. Многомиллиардное вливание в казну ММЗ - не результат акций его профсоюзов, как пытаются это подать иные, а результат напряженных усилий руководителей завода" [8].

2.3.1.    Йошкар-Ола

Основная часть промышленности сконцентрирована в столице республики. Спад промышленного производства за 1995 год здесь составил 13,2%. Единственное, что оптимистично, это прогнозы на 1996 год: объем промышленного производства к уровню 1995 года должен составить 110,5% - значительный прирост планируется по производству ТНП на предприятиях ВПК, в жилищном строительстве и др. Темпы инфляции, предполагается, не превысят 3% в месяц [4].

2.4.    Сельское хозяйство

Из послания В.Зотина парламенту РМЭ: "В условиях экономического кризиса республике удалось не допустить резкого спада производства в АПК. Однако нас беспокоит снижение поголовья скота в общественном секторе. Резко снижается плодородие почв: внесение органических удобрений сократилось в 5 раз, минеральных - в 10 раз. По итогам 1995 года более половины хозяйств убыточны. Задолженность переработчиков селянам - 12 млрд. руб, долги госзаготовителей - более 14 млрд. руб. Одна из целей на 1996 год - интеграция общественного производства с индивидуальным сектором" [1].

Не смогли развернуться и фермеры - их доля продукции в общем объеме составляет лишь один-два процента (себя бы прокормить - куда страну!) [23].

2.5.    Строительство

В.Зотин: "Жизнь заставляет нас объявить приоритетным газификацию котельных. Поэтому из 88 млрд., выделяемых на капстроительство, значительная часть будет направлена на газификацию села. В этом году мы обязаны ввести в строй второй энергоблок Йошкар-Олинской ТЭЦ-2, чтобы республика имела свою электроэнергию".

2.6.    Внешние связи

В.Зотин: "Нам удалось расширить границы своих международных связей. Республика принята в Ассамблею европейских регионов. К нашим традиционным партнерам - финно-угорским странам - присоединились Болгария, Польша, Китай, Турция, Италия, Югославия, страны Азиатско-тихоокеанского региона, СНГ. Нами созданы торгпредства на Украине, в Молдове, Латвии. Продукция республики экспортируется в 33 страны мира. За 10 месяцев 1995 года общий объем экспорта достиг 30 млн. долл. (за весь 1994 год - 12,4 млн. долл.). Постоянная забота правительства - поиск иностранных инвесторов. Получено предварительное подтверждение о выделении республике 100 млн. долл. по линии Парламента мира и безопасности при ООН" [1].

В Марий Эл около 80 предприятий осуществляют внешне-экономическую деятельность. Торговать выгоднее, чем производить - основным видом деятельности является торговля (70% экспорта составляют лесоматериалы и 26% - холодильное оборудование), производством продукции занимаются лишь 7 предприятий [23].

2.7.    Банковский кризис

Вступивший в силу в январе закон РМЭ о дополнительном регулировании и контроле за деятельностью коммерческих банков вызвал бурную реакцию самих банков, особенно тот пункт, который обязывает банки 50% от средств, идущих в фонд обязательных резервов, отдать государству в созданный для этого Республиканский страховой фонд (РСФ). (Предполагается, что РСФ будет частично компенсировать потери вкладчиков). При этом банки ссылаются на недавно принятый федеральный закон, с которым местный по разу положений вступает в противоречие. Но несмотря на очередной юридический казус (прокуратура была против принятия республиканского закона, но законодатели игнорировали протест), выплаты банками вкладчикам медленно, но продолжаются [14].

Правительство не "добивает" упавшие банки - пока ни один из них не объявлен банкротом. В Йошкар-Олинском горсуде огромное (несколько тысяч) заявлений от вкладчиков, прежде всего АКБ "Аяр". Руководство "Аяра" клянутся в СМИ, что банк выйдет из кризиса и деньги будут выплачены всем. "Аяр" обратился в суд для отсрочки выплат по судебным решениям, и получил ее - до 1 апреля. Банки, загнанные в угол, начали жесткий прессинг, при подыгрыше судов, своих должников - с молотка идет имущество задолжавших предприятий целыми цехами.

Министр юстиции Т.Михеева заявила, что министерством будет поддержана любая законная инициатива, от кого бы она ни исходила, по защите прав вкладчиков и выходу из финансового кризиса [5].

2.8.    Социальная сфера

Значительные структурные изменения происходят в торговле - три четверти предприятий сменили форму собственности на частную. В 1995 году негосударственный сектор обеспечил 82% товарооборота. В.Зотин: "Среди проблем образования на 1996 год - приблизить образовательный процесс к изменившейся жизни (выпускники по-прежнему инфантильны). Стареет материальная база:: сегодня в республике 24 школы находятся в аварийном и 82 - в ветхом состоянии... Важнейшая задача на 1996 год - привлечь потенциал высшей школы и науки для решения практических народохозяйственных проблем республики. В этих целях правительство РМЭ готово оказывать меры государственной поддержки развитию науки" [1].

Среднемесячная зарплата одного работника по всем отраслям экономики составила за 1995 год в РМЭ 254 тыс. руб. - это самая низкая зарплата в Волго-Вятском регионе и почти в 2 раза ниже российской. По-прежнему самой низкой - в 1,8 раза ниже средней по республике - остается оплата труда в сельском хозяйстве - 144 тыс. руб. Просроченную задолженность по выдаче зарплаты на 20 января 1996 года имели 506 предприятий, организаций, она составила 75 млрд. руб. [7].

В прессе уже публикуются "открытые письма президенту Марий Эл от коллективов и граждан с просьбами и требованиями выплаты зарплаты [10].

Прожиточный минимум населения РМЭ за январь 1996 год составил 308 тыс. руб. (рост в январе - 7,4%). На рынке труда - более 60 тыс. человек. Количество безработных в сравнении с 1994 годом увеличилось в прошлом году с 3,1 до 4,2%. Уровень регистрируемой безработицы - 5,1%. Особенно тяжелая ситуация на предприятиях ВПК, где уровень скрытой безработицы в 1995 году возрос до 20%. В настоящий момент в республиканском комитете занятости населения обсуждаются два вопроса: выплачивать ли пособие безработным, уволившимся "по собственному" (учитывается опыт европейских стран) и не освободить ли работающим пенсионерам места для молодых специалистов? [23].

Падает покупательная способность населения: в 1995 году приобретено товаров на 25% меньше, чем в 1994 году.

Уже опасных масштабов достигло расслоение общества: за 11 месяцев 1995 года 56% населения имели доходы ниже прожиточного минимума, на долю 10% наиболее обеспеченных пришлось 24% доходов всего населения, а на долю 10% наименее обеспеченной категории граждан - только 3%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с 1994 годом увеличилась на 15% [4].

В.Зотин в своем послании парламенту подчеркнул, что требуется серьезная корректировка системы оплаты труда - возможно, что ЕТС будет распространена не только на предприятия государственной формы собственности [1].

Ведомства избавляются от своих детских дошкольных учреждений, не в силах их финансировать. На сегодня в Йошкар-Оле "родителями" брошены 20 ДДУ и 17 детских клубов "Спорт" подбирает мэрия [22].

В январе в столице республики установлен рекордный (в истории ЗАГСа) уровень смертности. Причины: стрессы, плохое питание, экология.

Президент РМЭ подверг критике органы внутренних дел: "Преступность по-прежнему является одним из основных дестабилизирующих факторов в республике. В 1995 году в Марий Эл совершено свыше 16 тыс. преступлений, что на 29% больше, чем в 1994 году (причем более половины из них приходится на Йошкар-Олу и пригород). Уровень преступности: на 1000 человек - 21,2 преступления. Из них посягательства на собственность - 70%. Каждое второе преступление - кража. Вырос потенциал организованной преступности (в 1995 году ликвидировано 58 группировок). Отмечен рост уличных грабежей. Серьезно беспокоит активизация криминальных процессов в экономике". Общая раскрываемость преступлений - 63,8%. Фактов бандитизма и заказных убийств не отмечено.

По утверждению Зотина, “в республике тем не менее сохранена социальная стабильность, криминогенная ситуация под контролем" [1], [12].

Источники:

1. Марийская правда. - 1996 - 1 февраля

2. Марийская правда. - 1996 - 2 февраля

3. Марийская правда.- 1996 - 6 января

4. Марийская правда. - 1996 - 7 февраля

5. Марийская правда. - 1996 - 8 февраля

6. Марийская правда. - 1996 - 10 февраля

7. Марийская правда. - 1996 - 14 февраля

8. Марийская правда - 1996 - 16 февраля

9. Марийская правда - 1996 - 20 февраля

10. Марийская правда - 1996 - 21 февраля

11. Марийская правда. - 1996 - 28 февраля

12. Молодежный курьер. - 1996 - 25 января

13. Молодежный курьер. - 1996 - 1 февраля

14. Молодежный курьер. - 1996 - 15 февраля

15. Молодежный курьер - 1996 - 22 февраля

16. Известия Марий Эл. - 1996 - 31 января

17. Извести Марий Эл. - 1996 - 8 февраля

18. Известия Марий Эл. - 1996 - 22 февраля

19. Известия Марий Эл. - 1996 - 29 февраля

20. Йошкар-Ола.- 1996 - 18 января

21. Йошкар-Ола.- 1996 - 25 января

22. Йошкар-Ола.- 1996 - 8 февраля

23. Йошкар-Ола.- 1996 - 15 февраля

24. Йошкар-Ола.- 1996 - 22 февраля