Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь Егоров

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ДЕКАБРЕ 1995 ГОДА

1.ИТОГИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

1.1. Мажоритарные округа

1.1.1. Ижевский округ №28

Включает в себя город Ижевск, пригородный к нему Завьяловский район, город Воткинск (город-завод вокруг ГЗ "Воткинский завод", занимающийся сборкой ракет средней дальности. В городе работает американская инспекция в рамках договора об РСМД) и Воткинский район.

Итоги голосования (указывается число голосов “за”, в скобках - доля от числа принявших участие в голосовании):

Солуянов Андрей Владимирович, 8 ноября 1959 года рождения, генеральный директор АОЗТ "Финансово-строительная компания "Град". Проживает в Ижевске. 51180 (16,0 %)

Подопригора Владимир Николаевич, 14 августа 1945 года рождения, депутат Совета Федерации, председатель Комитета по международным делам. Проживает в Можге. 47603 (14,8 %)

Репина Галина Ивановна, 11 ноября 1945 года рождения, главный уполномоченный по Октябрьскому району Ижевска Удмуртского отделения Пенсионного фонда Российской Федерации. Проживает в Ижевске. Депутат Ижевской Городской Думы. выдвинута КПРФ. 40777 (12,7%)

Кузнецова Наталья Федоровна, 14 мая 1953 года рождения, первый заместитель министра социальной защиты населения Удмуртской Республики. Проживает в Ижевске. 37273 (11,6 %)

Климантова Галина Ивановна, 27 июля 1944 года рождения, председатель Комитета по делам женщин, семьи, и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутая избирательным объединением "Политическое движение "Женщины России". Проживает в Ижевске. 33244 (10,4 %)

Молчанов Сергей Михайлович, 26 июня 1963 года рождения бывший генеральный директор "Ижпромснабиндустрии", ставший недавно начальником спецпроизводства АО "Редуктор". Конгресс русских общин. 23095 (7,2%)

Скрынник Виталий Николаевич, 9 марта 1955 года рождения, старший преподаватель Удмуртского государственного университета. "Демократический выбор России - Объединенные демократы". 22387 (7,0 %)

Кокорин Михаил Константинович, 21 ноября 1946 года рождения, адвокат Удмуртской коллегии адвокатов. Проживает в Ижевске. 14672 (4,6 %)

Мавлутдинов Ильдар Амирьянович, 13 октября 1964 года рождения, координатор Удмуртской региональной организации ЛДПР. Проживает в Ижевске. 9957 (3,1 %)

Гурина Ольга Юрьевна, 22 октября 1955 года рождения. Профессор Ижевской государственной медицинской академии. Проживает в Ижевске. Выдвинута избирательным блоком "Внепартийное политическое движение избирателей "Общее дело". 7577 (2,4%)

Красных Алексей Иванович, 5 октября 1943 года рождения, Член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.. Выдвинут избирательным блоком "Блок Ивана Рыбкина" , член общественно-политического движения "Россия" (Союз). 8211 (2,6 %).

Главатских Дмитрий Вильямович, (бывший первый секретарь Удмуртского рескома ВЛКСМ). 1 ноября 1960 года рождения, заместитель генерального директора ТОО "Сотрудничество-91", проживает в Москве. Выдвинут блоком "Власть - народу!". 2244 (0,7 %)

Против всех кандидатов - 22550 (7,0 %)

Таким образом, в 28-ом избирательном округе депутатом Государственной Думы был избран Солуянов Андрей Владимирович.

1.1.2. Удмуртский округ №29

Округ образуют сельские районы республики, кроме примыкающего к Ижевску Завьяловского района и Воткинского района. Его территория включает в себя малые города Сарапул (город на Каме), Глазов (город-завод вокруг "Чепецкого машиностроительного завода"), Камбарка (порт на Каме, Камбарский машиностроительный завод, выпускающий маневровые тепловозы, база хранения люизита - ОВ кожно-нарывного действия - его там лежит 6,4 тысячи тонн) и Можга (переработка сельхозпродукции, швейная фабрика, стекольный завод "Свет").

Итоги голосования:

Кошкин Михаил Петрович, 10 октября 1954 года рождения, министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. АПР Зарегистрирован 23.10.95. 134755 (41,7%)

Бушмелев Николай Сергеевич, 29 ноября 1940 , глава местного самоуправления Юкаменского района. "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз". Зарегистрирован 20.10.95. 62244 (19,3 %)

Васильев Михаил Аркадьевич, 27 сентября 1950 года рождения, депутат Государственной Думы. В первое время собирался выдвигаться при поддержке НДР, но "по совету товарищей дистанцироваться от этого движения написал заявление об отказе." Зарегистрирован 20.10.95. 45787 (14,2 %)

Ганьшин Виктор Иванович, 1 января 1949 года рождения, командир зенитно-ракетного соединения г. Сарапул. 43510 (13,5%)

Против всех кандидатов - 36544 (11,3 %)

Борисов Михаил Алексеевич заместитель председателя Сарапульского райсовета снял свою кандидатуру в пользу Виктора Ганьшина, призвав избирателей, через прессу, голосовать за "комбрига".

Таким образом, в 29-ом избирательном округе депутатом Государственной Думы России был избран Кошкин Михаил Петрович.

1.2. Биографии победителей

СОЛУЯНОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Родился 8 ноября 1959 года в городе Глазове (север Удмуртии, политическая родина нынешнего председателя Госсовета Удмуртии Александра Волкова). Воспитывался с братом матерью, которая работала медицинской сестрой. Работать начал с 14 лет. В 1977 году закончил вечернюю школу. В 1978 году с первого курса Глазовского педагогического института был призван в армию. Уволился старшим сержантом из Группы советских войск в Германии. Совершенно чудесным образом оказался в театре Аллы Пугачевой, где профессионально занимался музыкой. Один из созданных им ВИА - "Электронный мальчик". Женился, появились две дочери. В Ижевске живет с 1980 года. С 1992 года Солуянов - строитель. В 1994 году его назначают генеральным директором созданной при "Нефтемаше" строительной компании "Град". В марте 1995 года, вдруг занявшись политикой, избирается депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики. ФСК "Град" является соучредителем Международного Восточно-европейского университета, созданного недавно в Ижевске, новой радиостанции "Авторадио". В ноябре при учредительстве "Авторадио" возобновил выпуск "Комсомолец Удмуртии". Однако после выхода двух номеров (как раз в период выборов) выпуск газеты прекратился. Именем Андрея Солуянова назван благотворительный фонд. По словам председателя правления этого фонда Владимира Закирова, команда Солуянова, затеявшая фонда, знакома давно, еще по совместному интересу к музыке. Фонд собирается заниматься реализацией и уже отчасти реализует программы помощи больным детям , материальному и духовному возрождению национальной культуры. Летом им предприняты шаги к организации в Удмуртии федерации настольного хоккея для детей с нарушениями опорно-двигательной системы (совместно с Ледовым дворцом "Ижсталь"). Фонд намерен развивать сеть магазинов для ветеранов, способствовать возрождению традиции проведения конкурсов молодежных коллективов песни и танца.

Солуянов - депутат Государственного Совета Удмуртской Республики первого созыва. Кандидатом в Госсовет был выдвинут трудовым коллективом завода "Нефтемаш". В период избирательной кампании в Государственную Думу Солуянов был избран генеральным директором Союза строителей Удмуртии, куда вошли представители 33 крупных строительных фирмы, в том числе крупнейших строительных трестов №17 и №18.

 

КОШКИН МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ. Родился в 1954 году в деревене Виноградово Красногорского района Удмуртской Республики. Окончил Ижевский сельскохозяйственный институт. Трудовую деятельность начал еще в 19 лет техником-электриком. После окончания института работал секретарем парткома в учебном хозяйстве "Июльское”, председателем колхоза имени Фрунзе в Воткинском районе Удмуртской Республики, первым секретарем Воткинского райкома КПСС, с 1990 года- председатель исполкома Воткинского райсовета. В 1993 году назначен министром сельского хозяйства УР (в связи с назначанием бывшего министра сельского хозяйства Павла Вершинина заместителем председателя Совета Министров республики). 22 мая 1995 года распоряжением председателя правительства УР Павла Вершинина назначен министром сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

1.3. Итоги голосования по общефедеральному округу

Результаты голосования даны в целом по Удмуртии в процентах от числа избирателей, принявших участие в выборах. Представлены партии, набравшие свыше двух процентов голосов.

 

Избирательное объединение

%

КПРФ

14,85

ЛДПР

9,4

“Женщины России”

8,42

“Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз”

8,39

АПР

7,50

НДР

6,34

КРО

5,87

“ЯБЛОКО”

4,36

Партия самоуправления трудящихся

2,90

 

Следует отметить, что в обоих округах неизменное лидерство принадлежит КПРФ. Меняется рейтинг "Женщин России", в 29-ом сельском округе он меньше на два пункта. Зато место АПР в том же 29-ом округе - второе. Меньше авторитет в этом округе у “ЯБЛОКА”. В остальном "десятка" оставалась неизменной, лишь в 28-ом округе она включала в себя еще и ДВР-ОД.

1.4. Краткий комментарий к итогам выборам

Главное событие, как можно судить, произошло 28-ом Ижевском округе, где вопреки всякому здравому смыслу победил Андрей Солуянов. Перевес в решающие три тысячи голосов Солуянов получил в Воткинске. Данные по этому городу пришли с опозданием - почти к обеду 18 декабря. До их поступления с серьезным отрывом от соперников лидировал Владимир Подопригора.

О подлоге никто не говорил, доверенные лица Подопригоры не стали “отсуживать” победу. Аргумент: "А на каком основании судиться? Просто потому, что этого не могло быть?"

По слухам, поддержку Солуянову на выборах оказало руководство Государственного Совета республики. Трудно сказать, так ли это, но если это так, то это не столько содействие Солуянову, сколько способ остановить продвижение в Думу Подопригоры.

В целом результаты выборов были предсказуемы. Политические симпатии населения Удмуртии определяются низким уровнем и качеством жизни, значительной зависимостью региона от Центра и от предприятий-монополистов. Давние традиции казенных земель и заводов формировали менталитет избирателей как “консерваторов” и "государственников".

Во время избирательной кампании местный истеблишмент старался внедрить в сознание избирателей идею о невыгодности голосования за партийных кандидатов, которые тотчас же после своего избрания забудут об интересах региона, а будут подчиняться партийной дисциплине. Возможно, поэтому в 28-ом округе оба лидера - "независимые кандидаты".

2. Итоги довыборов в Государственный Совет
и глав местного самоуправления

17 декабря Удмуртия довыбирала и депутатов Государственного Совета республики вместо выбывших по разным причинам.

В городе Можга (56-ой Короленковский округ) депутатом Государственного Совета был избран Семенов Игорь Николаевич, директор Можгинского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства. В Завьяловском избирательном округе №74 депутатом Госсовета был избран Осинцев Иван Петрович, председатель АООТ "Россия". В Кизнерском избирательном округе №86 депутатом стал Чучков Виктор Михайлович, заведующий кафедрой анатомии человека Ижевской государственной медицинской академии. В Ярском округе №100 был назван депутатом Боровик Валерий Иванович, генеральный директор АО "Удмуртэнерго".

Главой местного самоуправления Завъяловского района стала Баталова Галина Васильевна, глава Завьяловской районной администрации (вместо занявшего пост заместителя председателя правительства УР Владимира Гусева). Главой местного самоуправления Кизнерского района стал Алексеев Владимир Александрович, заведующий лабораторией физико-технического института, заместитель директора по науке Кизнерского фонда поддержки жителей, проживающих в зоне хранения химического оружия. Живет в Ижевске. (В Кизнере находится арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления министерства оброны РФ , где хранится более пяти тысяч тонн ОВ, снаряженных в артиллерийские снаряды).

3. КОНФЕРЕНЦИЯ АССОЦИАЦИИ
КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ УДМУРТИИ

В обзорах событий в Удмуртской Республике мы не раз обращали и впредь будем обращать внимание читателей на деятельность двух органов, созданных в регионе новым (“волковским”) политическим режимом: Комиссии по оперативным вопросам и Контрольной палаты Государственного Совета республики. Во многом деятельность этих структур носит чрезвычайный характер, чем, собственно, и привлекает внимание. Декабрьская конференция удмуртских фермеров связана с итогами ноябрьского заседания Контрольной палаты Госсовета. [1]

После того как поименованная палата порекомендовала провести внеочередную конференцию ассоциации фермеров республики, а министерство сельского хозяйства УР организовало во всех районах конференции [2], где ознакомило фермеров со справкой рабочей группы, по поручению Контрольной палаты проверявшей использование государственных денег фермерской ассоциацией республики, 28 декабря в здании Министерства сельского хозяйства собралось около восьмидесяти представителей районных ассоциаций крестьянских и фермерских хозяйств. Здесь же присутствовали все начальники районных управления сельского хозяйства, представители контрольных и правоохранительных органов и министерства сельского хозяйства.

На повестке дня седьмой внеочередной конференции ассоциации фермеров республики рассматривались два вопроса. Первый - заключение Контрольной палаты Государственного Совета республики об итогах проверки использования финансовых средств, отпущенных на развитие фермерского движения. Второй - новая структура ассоциации и соглашение между ней и республиканским Министерством сельского хозяйства и продовольствия. В воздухе же витал еще один. Существует ли политическая подоплека во всех этих событиях? Не стараются ли "определенные силы" в Государственном Совете при помощи Контрольной палаты дискредитировать фермерское движение в республике?

Проверка, проведенная рабочей группой, в работе которой участвовали депутаты, члены Контрольной палаты, специалисты правоохранительных и контрольных органов, выявила значительные нарушения в работе фермерской ассоциации. Госсовет поручил правительству УР, а оно Минсельхозпроду провести конференцию фермеров, на которой бы были сделаны соответствующие выводы. И вот под руководством министерства проведены районные конференции и собралась конференция республиканская. То, что конференцию общественной организации проводит министерство, стало ясно с самого начала, когда исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Василий Жуйков попытался взять на себя обязанности председательствующего, отстранив от ведения председателя ассоциации Александра Арчибасова. Конференция, однако, этого ему не позволила. (Напомним, что назначенный ранее министром сельского хозяйства Михаил Кошкин избран депутатом Государственной Думы и более не может выполнять свои обязанности).

Николай Чувашов, член Контрольной палаты, напомнил собравшимся о тех нарушениях в работе руководства Aссоциации, которые были обнаружены рабочей группой. Председатель ассоциации Александр Арчибасов прокомментировал сообщение Чувашова, заместитель председателя ассоциации Юрий Пескишев сдал в секретариат конференции заявление с просьбой освободить его от обязанностей. Его примеру последовали и Арчибасов, и председатель филиала фонда "Российский фермер" Иван Шкарупа.

Доклад члена Контрольной палаты Государственного Совета Николая Чувашова, несмотря на то, что многие делегаты с сутью дела были знакомы, произвел значительное впечатление. Отношение к нему было неоднозначным. С одной стороны, факты злоупотреблений и бесхозяйственности свидетельствовали о неблагополучии в фермерском движении, а с другой стороны - сравнение показателей работы фермеров и коллективных хозяйств, проведенное в докладе, многим казалось некорректным из-за существенной разницы в условиях хозяйствования колхозов и единоличников.

После долгих споров конференция приняла решение, которым освободила от обязанностей, согласно поданным заявлениям, руководителей ассоциации Александра Арчибасова, Юрия Пескишева и Ивана Шкарупы, и приступила к рассмотрению предложенных Минсельхозпродом УР проектов новой структуры ассоциации и Соглашения с Министерством. Согласно проектам, часть функций министерства сельского хозяйства и продовольствия республики переходили к Aссоциации фермеров. Зато деятельность исполнительной дирекции общественного объединения фермеров в значительной степени должна была финансироваться за счет средств бюджета. Ассоциацию удмуртских фермеров будет возглавлять Совет, председатель которого будет работать на общественных началах, а по контракту с ассоциацией текущую работу будет выполнять исполнительная дирекция. Как сообщил на конференции заметситель министра сельского хозяйства Николай Кычанов, так теперь работают фермерские ассоциации как на российском уровне, так и во многих регионах. Распределение бюджетных средств, предназначенных для решения проблем фермеров и выделенных в новом бюджете республики отдельной строкой, становилось совместным делом министерства и ассоциации. Финансовые средства на отдельные программы по развитию фермерства должны будут распределяться по решению Попечительского Совета, образованного из представителей министерства, Совета республиканской ассоциации и представителей районных ассоциаций, при праве "вето" министерства. Проекты должны быть предварительно одобрены районной ассоциацией крестьянских хозяйств и республиканским Советом ассоциации.

Конференция согласилась с такой моделью работы. Тем более, что кроме как из республиканского и, возможно, российского бюджета денег ждать им неоткуда.

По сообщению руководителя удмурсткого филиала фонда "Российский фермер" Ивана Шкарупы, сложившего с себя полномочия выборного лица и руководителя филиала, по новому порядку будет невозможно иметь в Удмуртии филиал фонда, через который шло российское финансирование удмуртской фермерской ассоциации. Потребуется изменение юридической формы существования этой структуры.

Председателем Aссоциации крестьянских хозяйств республики делегаты избрали председателя крестьянской ассоциации "Луч" из Якшур-Бодьинского района Рудольфа Николаевича Максимова. Ему пятьдесят пять лет, некогда он работал главным инженером известного в Увинском районе колхоза "Свобода". В 1985 году занял пост начальника управления сельского хозяйства родного Якшур-Бодьинского района, а потом возглавил фермерское объединение. Конференция приняла решение и о том, что теперь Совет ассоциации будет образовываться путем делегирования представителей от районных ассоциаций.

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

С 5 по 22 декабря (с перерывами) работала четвертая сессия Государственного Совета Удмуртской Республики. Главным вопросом повестки было принятие бюджета и программы социально-экономического развития на 1996 год. Республиканский бюджет на 1996 год утвержден по расходам в сумме 1977688.1 миллионов рублей и по доходам в сумме 1590624.9 миллионов рублей. Предельный размер дифицита установлен в сумме 387063.2 миллионов рублей или 19.5 процента. Утвердив программму социально-экономического развития республики, депутаты не смогли найти общий взгляд на "критерии работы правительства".

В преддверии грядущей бюджетной сессии Государственного Совета Удмуртской Республики, 28 ноября, в удмуртском правительстве прошла пресс-конференция с заместителем председателя правительства Александром Злобиным. (Александр Григорьевич курирует экономический блок правительства. Под его началом работают министерство экономики, Минфин, министерство международных связей Удмуртии; под его контролем находится деятельность налоговой инспекции. налоговой полиции, территориального управления казначейства, подразделения российского МИДа и МВЭС).

Как сообщил Александр Злобин, бюджет будущего года, проект которого правительство республики намерено скоро предложить парламенту, будет на этот раз носить название "бюджета текущих расходов". И это не случайно. Как сообщил вице-премьер, правительство не может позволить себе в будущем году такую роскошь, как бюджет развития. Поэтому в законопроекте оно готово взять на себя лишь расходы на финансирование защищенных статей: заработной платы, питания, пособий на детей, реализацию Закона "О ветеранах". Главной задачей для правительства определено недопущение падения объемов производства, и снижения доходов бюджета.

Так называемые "незащищенные" статьи планируется финансировать, исходя из полученных доходов - расходы пропорционально доходам. Дефицит бюджета на 1996 года заложен в размере 11-12 процентов. По мнению Злобина, закладывать пятидесятипроцентный дефицит, как это было в прошлом году, было бы самообманом. "Если нам навяжут более высокий дефицит, - подчеркнул Александр Григорьевич, - мы повторим результаты работы прошлого года. Реально прошлогодний дефицит удастся перекрыть лишь на 20-25 процентов". Известно, отметил заместитель премьера удмуртского правительства, что и другие регионы России пошли по этому пути. Главная задача экономического развития республики в 1996 году, как ее видит правительство УР - стабилизация и накопление ресурсов для начала подъема в году 1997. Объем валового внутреннего продукта, заложенного в параметры развития региона, составит 100,9 процентов от уровня прошлого года.

Что касается доходной части бюджета, то контрольные цифры, ее характеризующие определены и согласованы с районами республики и согласовываются с Российской Федерацией. Многое зависит еще и от бюджета России на будущий год, в котором определены объемы трансфертов для Удмуртии.

В грядущем году дотационными определены все районы республики, кроме Каракулинского, Якшур-Бодьинского, Игринского, Сарапульского, городов Ижевска и Глазова.

В отношениях с районами при разработке консолидированного бюджета значительную роль сыграли экономисты местного Института экономики, руководимые Олегом Боткиным, просчитавшие средние доходы по удмуртским регионам, на базе которых в свете душевого потребления правительство и выравнивало бюджеты районов.

Отвечая на вопросы журналистов, Злобин сообщил о том, что в настоящее время проходит конкурс в республике между семи банками за право называться банком-агентом Правительства [3] и, вполне вероятно, к 7 декабря будут готовы документы по проведению конкурса "Нефть-автомобиль" по предоставлению нефтяных месторождений инвесторам на условиях финансирования автомобильных проектом "Ижмаша". [4]

Примечания

1. 2 декабря 1995 года "Удмуртская правда" опубликовала материал с рассказом о деятельности Контрольной палаты Государственного Совета Удмуртии. Председатель Контрольной палаты Государственного Совета УР Александр Кузнецов рассказывает о деятельности Контрольной палаты. "В нашей компетенции проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по проекту бюджета, участие в разработке и экспертизе законодательных и других нормативных актов, вопросов формирования бюджета, а также налогообложения, ценообразования, валютного регулирования." Кузнецов сообщает, что после разбирательств по поводу использования средств Пенсионного фонда и государственных средств, выделяемых на развитие фермерства, очередь за вопросом о проверке деятельности Фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, подчеркнул Кузнецов, члены Контрольной палаты выполняли поручения Государственного Совета УР. Кузнецов считает, и это, очевидно, являлось целью его выступления, что система государственного контроля нуждается в серьезном реформировании. В качестве примера он приводит опыт Башкортостана., где при Государственном Совете создан Контрольный комитет. его функции значительно шире и он имеет свои структурные подразделения на местах. "Комитет напоминает хорошо зарекомендовавший себя, но незаслуженно забытый народный контроль. В его структуре центральный аппарат профессионалов и их представители в районах республики." Стоит поучиться, по мнению Кузнецова и у соседей из Татарстана, где существует Комитет парламентского контроля. "Он образован на базе до сих пор не забытого народного контроля. там даже специалисты остались те же." Государственные контролеры в Татарстане, по сообщению Кузнецова, работают и в 16 районах республики, правда не имея непосредственного подчинения центральному аппарату, но имея от него методическую и координационную поддержку. В состав Контрольной палаты входят лишь четыре человека, сетует Кузнецов, и им не под силу провести масштабную работу. В адрес Контрольной палаты все больше и больше приходят письма с жалобами, а рассмотрение жалоб не входит в наши обязанности. "Хотя, конечно, понять людей можно. Принят Закон о местном самоуправлении. все стали самостоятельными, независимыми. Куда теперь "бедному крестьянину" со своими проблемами податься? Поскольку других, подобной нашей, структур в республике нет, все жалобы с мест стекаются к нам. Мы же не в состоянии, да и не в праве им помочь. Время показало: система государственного контроля нуждается в реформировании".

2. См. Политический мониторинг ИГПИ за 1995 год №11

3. 26 декабря Правительство Удмуртской Республики, по итогам проведенного конкурса, в котором приняли участие порядка семи банков, был определен банк-агент Правиетльства. Выбор пал на Евроазиатский банк экономического развития. Кстати, еще недавно у банка были серьезные неприятности с вкладчиками и клиентами, связанные с чрезвычайно меджленным прохождением денег и долгами.

4. Первым результом проведенной в Москве 7 декбря предварительной презентации проекта "Нефть-автомобиль" стал приезд в Ижевск представителей фирмы "ИМАГ Гмбх." и их давних партнеров - американской нефтегазодобывающей фирмы "Торч Энерджи" (14 декабря 1995 года).

Первую фирму представляли генеральный директор Акимов Андрей Игоревич и директор Бобрынин Олег Сергеевич. Удмуртскую Республику на встрече представляли глава Правительства республики Павел Вершинин, его заместители Юрий Питкевич и Олег Власов, министр международных связей Виктор Викулов, главный инженер "Ижмаша" В.Е. Шмелев и другие.

"ИМАГ" был создан в 1991 году по решению российского Правительства с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Фирма начала с консалтинговой деятельности. Самым крупным контрактом, очевидно, стал для него проект возрождения "КамАЗа" после пожара в 1993 году. "ИМАГ" проводил оценку имущества завода, составлял стратегический план его развития, занимался маркетингом его продукции. В результате фирме (по словам ее гендиректора) удалось привлечь на "КамАЗ" порядка восьмидесяти процентов финансовых средств для его реконструкции, из которых 100 миллионов долларов предоставил Европейский банк реконструкции и развития. Кроме того, с помощью "ИМАГа" "КамАЗу" был найден стратегический партнер, а имущество предприятия было застраховано, для чего из нескольких страховых фирм Европы был создан консорциум. "ИМАГ" на этом, надо полагать, неплохо заработал (по крайней мере, по словам Андрея Акимова, "КмаАЗ" остался должником "ИМАГа" на 25 миллионов долларов) и приобрел влияние и перспективы.

В 1992 году в России создается Российский нефтяной фонд, при поддержке тогдашней "Роснефти". Не последнюю роль в нем стал играть "ИМАГ". Задача Фонда - привлечение инвестиций в нефтедобывающую промышленность России. Говоря о гарантиях российского правительства под инвестиции в "КамАЗ", Андрей Акимов заметил, что таковые были предоставлены только для средств, выделенных одним из японских банков. Остальные деньги, порядка трехсот миллионов доларов, было выделено под гарантии самого предприятия, то есть под залог его имущества.

Компания "Торч Энерджи" была создана в 1985 году и с тех пор располагается в американском штате Техас. Это седьмое по объемам добычи нефтедобывающее предприятие в США и девятое по запасам ресурсов (из работающих на внутреннем рынке США). Дневная добыча нефти компанией "Торч Энерджи” составляет 200 тысяч баррелей. Газа компанией добывается в день порядка 150 миллионов кубических футов. Примерно столько же газа в день "Торч Энерджи" продает на внутренних рынках Америки. Сегодня компания ведет добычу на полутора тысячах скважин и имеет долю на пяти тысячах. Своими сильными сторонами, способными стать интересными для Удмуртской Республики, выступивший на встрече в правительстве республики директор компании Брок Хадсон считает широкое использование объемных сейсмических исследований для определения границ месторождений и опыт горизонтального бурения, столь необходимый в условиях Удмуртской Республики. Кампания намерена рапространить сферу своей деятельности на тысячу скважин в Калифорнии, где придется добывать "тяжелую нефть", для чего предполагается использовать пар.

Пакет своих технологических разработок Хадсон готов предоставить республике. На вопрос председателя удмуртского правительства: как "Торч Энерджи" видит свою работу в нашем регионе? - мистер Хадсон сказал, что ему еще нужно изучить сиуацию, направив в Удмуртию группу экспертов для разработки бизнес-плана, затем, совместно с "ИМАГом" найти источники финансирования этого проекта.

"Я не хотел бы вселять излишний оптимизм," - поддержал эту тональность Андрей Акимов. На этой ноте гостям предложили, разделившись на две группы, поехать на "Ижмаш" и на предполагаемые для разработки месторождения, чтобы все увидеть своими глазами.

(С) Институт гуманитарно-политических исследований, 1996