Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОPОВ

Удмуpтская Pеспублика

в ноябре 1995 года

1.    ОБЩИЙ КОНТЕКСТ

Озвучиваемая постоянно экономическая политика руководства республики заключалась в нескольких основных посылках. Первая состояла в том, чтобы остановить приватизацию на уровне тех 40% госсобственности, которые в Удмуртии еще не были приватизированы и принадлежали государству. Кроме того всячески придерживать и сохранять за собой крупные и контрольные пакеты в госпредприятиях на территории республики. Все это для того, чтобы сохранять за собой возможность контролировать ситуацию и иметь возможность прямо влиять на ход событий на данных предприятиях. Все это получило название управляемой рыночной экономики.

Похоже, на этом строилась «мифология» регионального руководства, состоящая в том, что Правительство Удмуртии способно, заключив Договор с Россией о разделении предметов ведения, сконцентрировать в своих руках механизмы, дающие возможность органам государственной власти привлекать инвестиции и зарабатывать средства для развития производства и поддержания социальной сферы. При этом правительство республики не раз брало на себя функции хозяйствующего субъекта, занимаясь через коммерческие структуры реализацией нефтяных квот, а в последнее время непосредственно, как говорится в административном порядке, вмешиваться в производственные вопросы предприятий и даже местного самоуправления. Подобные отношения с последними складывались даже после принятия Закона «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», согласно которому местное самоуправление не было включено в систему государственной власти.

После принятия Конституции Удмуртской Республики, выборов Государственного совета и формирование новых органов государственной власти, региональное руководство начало активные действия по наведению порядка (точнее, порядков) на вверенной ему территории.

Одним из основных инструментов этого стала Комиссия по оперативным вопросам [1]. Однако если до сих пор налетами представительных делегаций, усиленных московскими чиновниками, можно было произвести некоторое впечатление на «Воткинском заводе», в Сарапуле, на «Ижевском электромеханическом заводе», то в январе и начале декабря удмуртское руководство, можно констатировать, потерпело крах. И крах этот случился в АО «Удмуртнефть».

 

Свой политический имидж волевого руководителя, с которым Удмуртия может связать свое будущее председатель Государственного совета (по Конституции — высшее должностное лицо) Александр Волков. Согласно итогам конкурса, ежегодно проводимого Русским биографическим институтом (РУБИН), Александр Волков, председатель Госсовета Удмуртской Республики был признан человеком года в номинации «Политики», опередив в рейтинге Коржакова, Лебедя, Росселя, Севрюгина и некоторых других. Волкову это звание было предоставлено «За политическую волю» [2]. Свою политику он строил в основном на установлении договорных отношений с Российской Федерацией. Поэтому подписание Договора о разграничении предметов ведения, состоявшееся 17 октября было обставлено по высшему классу и освещалось в СМИ в лучших традициях. Было принято в свое время нечто вроде социалистического обязательства: завершить работу по подписанию Договора к 4 ноября, к 75-летию образования удмуртской автономии. Само собой, что при таком антураже достойный выход из положения стал делом чести для удмуртского лидера и его команды.

Возможно, поэтому условия Договора публично в республике не обсуждались вплоть до его подписания. А после того как Договор и девять соглашений, в него вошедших, были уже подписаны, возник вопрос о передаче государственного пакета акций четырех предприятий-монополистов в собственность Удмуртской Республики. Речь шла о АО «Удмуртнефть», АО «Удмуртнефтепродукт», АО «Удмуртелеком» и АО «Удмуртэнерго». В ноябре в центре конфликта оказалось предприятие нефтяников.

2.    СИТУАЦИЯ ВОКРУГ АО «УДМУРТНЕФТЬ»

Комиссия по оперативным вопросам Удмуртской Республики попыталась снять с должности президента акционерного общества «Удмуртнефть» Валентина Кудинова.

 

«УДМУРТНЕФТЬ». Объединение «Удмуртнефть» было создано 16 апреля 1973 года на базе НГДУ «Удмуртнефть» приказом МНП. В соответствии с Указом Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 года и №721 от 1июля 1992 года, 17 мая 1994 года объединение преобразовано в акционерное общество. На 1 ноября 1995 года в эксплуатации находилось 22 месторождения, на которых расположено 4270 нефтяных и 1216 нагнетательных скважин. Годовая добыча нефти составляет более шести миллионов тонн. Ежегодно бурится около 300 скважин.

К ноябрю 1995 года добыто 165 миллионов тонн нефти, пробурено около восьми миллионов метров горных пород, введено в строй свыше 5400 скважин, проложено более 6000 километров трубопроводов, около 3000 километров линий электpопередач, построено более 570 километров автомобильных дорог, свыше 530 тысяч квадратных метров жилья. За годы работы объединение 43 квартала награждалось переходящим Красным знаменем МНП и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности. Учитывая специфику месторождений Удмуртии, специалистами АО впервые в стране разработаны и внедрены десять принципиально новых, патентно защищенных технологий по интенсификации добычи нефти.

В состав «Удмуртнефть» входят научно-исследовательский и проектный институт «УдмуртНИПИнефть», управление буровых работ, четыре НГДУ (Ижевское, Игринское, Сарапульское Воткинское), управление технологического транспорта, строительный трест, мощности по выпуску кирпича и железобетонных изделий, пять подсобных хозяйств. Совместно с чешской фирмой «Инвест лизинг» создано СП «Уральская нефть». Нефть Удмуртии поставляется в Чехию, Венгрию, Германию.

Кроме того, АО располагает 12 дошкольными учреждениями, Дворцом культуры в Игре, тремя оздоровительными лагерями, 35 магазинами, 95 столовыми, тремя магазинами, профилакторием, лечебно-оздоровительной базой в Адлере «Уралочка», санаторием «Миньон» в Чехии.

 

Комиссия по оперативным вопросам, заседание которой было посвящено положению в АО «Удмуртнефть», начало свою работу 30 ноября. Основной причиной для разбирательства стало снижение предприятием объемов добычи нефти и задолженность в бюджет, экстенсивные способы нефтедобычи, применяемые «Удмуртнефтью», и ущерб республике, нанесенный несколькими сделками по продаже нефти и размещению валютных средств в ненадежных банках в Латвии и, конечно, судьба государственного пакета акций акционерного общества. В ответ на претензии удмуртского руководства президент АО «Удмуртнефть» высказал свои претензии к правительству республики, парировав обвинения в свой адрес.

 

Позиция комиссии и ее аргументы сводились к следующему.

1. Снижение объемов добычи нефти АО «Удмуртнефть» (6,7 — 7,7% в год) происходит не только из-за сокращения объектов добычи нефти (правительство республики не выдает лицензии на разработку новых месторождений, предлагая конкурсные условия по инвестированию других производств в Удмуртии), но и из-за экстенсивного характера нефтедобычи акционерным обществом. Так, в своем докладе заместитель председателя Правительства Олег Власов отметил, что на 23 объектах из 54, введенных и намеченных к вводу в промышленную разработку, не обеспечены необходимым охватом сеткой эскплуатационных скважин многие месторождения. Власов проиллюстрировал свой рассказ плакатами, на которых изобразил, как ведется разработка, например Мишкинского месторождения. Плановое количество скважин, которое должно быть на нем — 850. Пробурено всего — 458. На Енисейском месторождении из семи скважин ни одна не эксплуатируется и так далее. Сроки эксплуатации скважин затягиваются до 15-25 лет разбуривания. Это показывает выборочный характер освоения разведанных запасов нефти, который Власов призывает признать ущербным для экономики республики. Требуя выдачи лицензий на новые месторождения, нефтяники оставляют в старых месторождениях еще слишком много запасов нефти.

2. За последние два-три года было совершено несколько сделок, принесших ощутимый урон экономике республики. Так, в 1993 году на Кипр было продано 122 тысячи тонн нефти. Кипрская фирма до сих пор не расплатилась. Сделка проводилась через московского спецэкспортера «Инвестимпекс» (на этот же примерно период приходятся, мягко говоря, неудачные попытки реализации правительством УР нефтяных квот через коммерческие структуры и связанные с этим нефтяные скандалы в руководстве республики). Ущерб по Кипрскому проекту, по оценкам правительства УР составляет 14 миллионов долларов.

Большой урон нанесен и тем, что Евроазиатский банк экономического развития (ЕАБЭР), председателем Совета которого является Валентин Кудинов, перевел в один из латвийских банков большую сумму в валюте. Банк лопнул. Это стало одной из причин того, что ЕАБЭР тоже оказался на грани краха. В ЕАБЭР, кстати, находились и значительные денежные средства бюджета УР.

3. Летом текущего года АО «Удмуртнефть» выплатило своим акционерам дивиденды в общем объеме 110 миллиардов рублей. Среди полученных сумм наибольшее раздражение проверяющих вызвала сумма в 1,6 миллиарда рублей. По мнению Правительства АО, вместо того чтобы выплачивать такие суммы дивидендов лучше было бы вкладывать в развитие производства и выплачивать своевременно налоговые платежи.

4. 17 августа 1994 года, как следует из выступления Олега Власова на Комиссии по оперативным вопросам, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 года №845 «О порядке формирования уставного капитала АО «Сиданко» и постановления Российской Федерации от 5 мая 1994 года №452 «Учреждение акционерного общества открытого типа «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» между правительством Удмуртской Республики и президентом «Сиданко» был подписан протокол согласования условий передачи акций АО «Удмуртнефть», по которому из 38% государственного пакета акций должно быть передано в уставный фонд акционерного общества «Сиданко» 19%, а по оставшимся 19% было решено обратиться в правительство Российской Федерации с предложением о передаче их в собственность Удмуртской Республики с последующей передачей в трастовое управление «Сиданко» по договору. Таким образом правительство республики оказалось полностью непричастным к управлению АО «Удмуртнефть». Кроме того за 1994 год на переданный пакет был начислен дивиденд в сумме 34 миллиардов рублей.

5. Правительство Удмуртии объявило о конкурсной основе выдачи лицензий на разработку новых месторождений. Самым главным условиям получения права на разработку нефти является предоставление инвестиций в сумме $250 миллионов в проект «нефть-автомобиль». (7 декабря в Москве состоялась презентация этого конкурса.)

 

Позиция «Удмуртнефти» сводилась к следующему.

1. Снижение объемов добычи нефти АО «Удмуртнефть» не выше чем у других нефтедобывающих предприятий и связано оно с естественным сокращением объемов запасов ресурсов, спецификой условий залегания нефти в республике и невыдачей лицензий удмуртским правительством на разработку новых месторождений.

2. Кипрская сделка и провал ЕАБЭР нельзя ставить в вину АО «Удмуртнефть». Ведется работа по возвращению этих средств. «Удмуртнефть» рассчиталась с бюджетом по этой сделке в ущерб себе. Уже выявлено имущество кипрской фирмы — получателя нефти, найдена фирма в Латвии, взявшая на себя обязательства вернуть долги латвийского банка ЕАБЭР в счет своих долгов ему.

3. Выплата дивидендов объясняется руководством АО «Удмуртнефть» заботой о людях, которые, кстати живут не на луне, а в Удмуртской Республике. Кроме того, благодаря выплате дивидендов бюджет республики получил непредвиденных поступлений в размере пяти миллиардов рублей. И самое главное основная масса выплаченных средств осталась на территории Удмуртии.

4. По версии руководства нефтяников, пакет акций был передан в «Сиданко» по распоряжению ГКИ России и ничего уже здесь поделать было нельзя. По мнению вице-президента компании Богомольного, высказанного на пресс-конференции 8 декабря 1995 года, руководство АО «Удмуртнефть» было бы даже заинтересовано в том, чтобы представители удмуртского правительства вошли в состав Совета АО. Они бы лучше разбирались в обстановке в нефтедобывающей промышленности.

5. АО «Удмуртнефть» не собирается участвовать в конкурсе с условием инвестирования ижевского автомобиля, так как считает это для себя экономически нецелесообразным. Однако совместно с чешскими инвесторами предприятие уже участвует в инвестировании проекта на подобных условиях по производству чехословацкого трамвая на Камбарском машиностроительном заводе.

 

Валентин Кудинов полагал бы целесообразным для развития экономики республики и развития нефтедобычи следующие мероприятия.

1. Передать АО «Удмуртнефть» право использовать на финансирование геологоразведочных работ весь объем налоговых средств, отчисляемых в бюджет на развитие минерально-сырьевой базы. Полностью задействовать в 1996 — 1997 годах имеющиеся производственные мощности геофизических, геологоразведочных организаций, увеличив объемы сейсморазведки и направить на эти цели в качестве источника финансирования отчисления «Удмуртнефти» на право пользования недрами.

2. Быстрый ввод в эксплуатацию нефтяных месторождений, которые уже подготовлены. Следовательно, нужно поторопиться с выдачей лицензий. За последние три года, говорил в своем выступлении на КОВ Валентин Кудинов, не проведено ни одного конкурса. Кроме того, введение в условие конкурса 250 миллионов долларов сразу же выключает из числа конкурсантов АО «Удмуртнефть».

3. Еще один путь снижения падения темпов добычи нефти — широкое внедрение новых физико-химических и тепловых методов. Руководство АО обратилось в связи с этим к правительству и Госсовету УР с просьбой поддержать «Удмуртнефть» перед Россией, с тем, чтобы они вышли с ходатайством перед правительством России о включении программы развития новых методов разработки месторождений в Удмуртии в перечень особо важных работ, финансируемых из федерального бюджета, и освободить АО «Удмуртнефть» от уплаты акцизного сбора.

Таким образом, кроме личных и корпоративных противоречий, здесь резко столкнулись взгляды территориального руководства уровня субъекта Федерации и экономического субъекта, действующего на его территории и являющегося монополистом и чрезвычайно богатым предприятием (даже в условиях сегодняшнего времени).

 

Итак, 2 декабря Правление АО «Сиданко» приняло постановление, в котором члены Правления решили:

1.1. Учитывая положительные итоги финансово-хозяйственной деятельности АО «Удмуртнефть» за 1994 год и девять месяцев 1995 года считать необоснованным заявление о несоответствии занимаемой должности генерального директора АО «Удмуртнефть» В.И.Кудинова.

1.2. В связи с тем, что принятие предложения правительственных органов Удмуртии о передаче части акций из уставного капитала АО «Сиданко» в собственность Правительства Удмуртии приведет к нарушению действующего законодательства России и срыву залогового и денежного аукционов снять визу Президента АО «Сиданко» с проекта Указа Президента России о передаче пакета акций АО «Удмуртнефть».

 

Как выяснилось, 24 апреля 1995 года в УР пришло письмо за подписью руководителя Госкомимущества России Беляева с требованием передать госпакет акций в уставный фонд «Сиданко» (Сибирско-Дальневосточной нефтяной компании). По словам вице-президента АО «Удмуртнефть» Богомольного, выступившего 8 декабря на пресс-конференции в АО, еще в мае и В.Кудинов, и президент «Сиданко» А.Сивак были согласны передать 19% акций в собственность Удмуртской Республики, однако руководство республики чего-то ожидало. Когда в адрес Кудинова якобы начались угрозы «о снятии с работы», весь пакет был передан в АО «Сиданко».

9 декабря «Удмуртская правда» со ссылкой на ИТАР-ТАСС сообщила о проведенном аукционе на право кредитования Правительства Российской Федерации под залог 51% акций нефтяной компании «Сиданко». Аукцион выиграл банк «Международная финансовая компания». Аукцион состоялся в здании Госкомимущества РФ. Стартовая стоимость лота — 125 миллионов долларов США. На участие в аукционе было подано три заявки. Первая — от фирмы «РТД», гарантом которой является ОНЕКСИМбанк. Вторая — от фирмы «Консул», гаранты которой — Альфа-банк и Инкомбанк. третья — от «Международной финансовой компании», гарант — ОНЕКСИМбанк. При вскрытии конвертов с предложениями суммы кредита оказалось, что фирма «РТД» предложила 120 миллионов долларов, фирма «Консул» — 126 миллионов долларов, МФК — 130 миллионов долларов США. В итоге госпакет акций СИДАНКО ушел в залог в Международную финансовую компанию.

Руководство Удмуртской Республики в лице председателя Госсовета резко сузило свою социальную базу и рычаги управления регионом. «Волковская группа», надо полагать, в лице фракции «Экономическое развитие» в парламенте республики, возглавляемой президентом АО «Удмуртнефть» Валентином Кудиновым, получила мощную оппозицию. Стоит ли говорить, что такой провал московской политики Волкова может стать началом его политического конца. Однако существует версия, и не одна, согласно которой лично Александр Волков потерял не так уж и много. Уж слишком неловкими кажутся заверения Александра Александровича о том, что Президент России обещал передать акции госпакета АО «Удмуртнефть» в собственность Удмуртской Республики после подписания и Договора, и соглашений, в которых такое решение судьбы госакций предусмотрено не было. Впрочем, вполне вероятно, что Договор не вступил еще в силу, поскольку не был опубликован в российских официальных СМИ. Условие вступления в действие Договора состояло в том, чтобы он был опубликован в удмуртских и российских официальных газетах в десятидневный срок со дня подписания.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ ПАЛАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В ноябре 1995 года прошло два заседания Контрольной палаты, рассмотревших первые результаты проверок использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Сегодня к использованию пенсионных денег причастны в той или иной степени три структуры: Минсоцзащиты, Пенсионный фонд и Управление федеральной почтовой службы. Это так называемый «треугольник». Чтобы деньги попали из кармана плательщика в карман получателя-пенсионера, они проходят сложный путь через Пенсионный, РКЦ Национального и Почтовый банки. Каждая из этих организаций, помимо всего прочего, является экономическим субъектом, имеющим целью получение прибыли.

События последних месяцев, связанные с постоянными задержками выплаты пенсий, недовольство и даже открытые протесты в некоторых городах республики побудили руководство Удмуртии исследовать причины создавшейся обстановки. Для этого была создана комиссия, в состав которой вошли представители налоговой инспекции, налоговой полиции, контрольно-ревизионного отдела Пенсионного фонда, казначейства.

23 ноября завершившая работу комиссия докладывала о ее результатах на заседании Контрольной палаты Удмуртской Республики под председательством Александра Кузнецова. Кстати, сам Александр Вдадимирович пенсионное дело знает не понаслышке. До избрания его депутатом он возглавлял в Воткинске подразделение негосударственного пенсионного фонда «Время». Предметом рассмотрения комиссии было целевое использование средств, предназначенных для выплаты пенсий.

По словам докладчика, начальника контрольно-ревизионного отдела Пенсионного фонда Александра Николаевича Мигаля, на 1 октября текущего года образовалась просроченная задолженность предприятий и организаций перед Пенсионным фондом в сумме более 108 миллиардов рублей. Плательщики в Пенсионный фонд сегодня с успехом обходят эту грустную тему при помощи самых разнообразных уловок. По данным документальных проверок, проводимых специалистами Пенсионного фонда, каждый четвертый рубль сегодня утаивается от перечисления в пенсионную копилку. Из проведенных проверок в 86% случаев были обнаружены нарушения.

Но, как отмечает Мигаль, мало собрать деньги — надобно еще и донести их до адресата — пенсионера. Этим делом занимаются «почтовики» и банкиры. По мнению Владимира Николаевича, наличие в цепочке движения пенсионных средств коммерческих банков увеличивает срок прохождения денег и риск их потери.

В республике в последние месяцы установлено 833 случая задержки средств Пенсионного фонда на общую сумму в 8 миллиардов рублей. Результаты проверки работы подразделений федеральной почтовой службы показали, что и здесь не все благополучно. Комиссия пришла к выводу, что с января по сентябрь 1995 года управление федеральной почтовой службы 57 раз использовало пенсионные деньги не по назначению.

Общая сумма подобных операций составляет порядка двух миллиардов рублей. Это делает возможным в том числе и система отчетности почтовиков перед Минсоцзащиты и Пенсионным фондом. Последний не в состоянии контролировать прохождение своих средств по слишком громоздкой системе. Проведенная так называемая децентрализация районов, призванная установить контроль за пенсионными деньгами на уровне районных отделений связи и отделом Минсоцзащиты, оказалась формальной и проходила достаточно медленно. Комиссия пришла к выводу о необходимости устранения коммерческого банка (банка Почтовый) из системы прохождения средств Пенсионного фонда и установить в этой системе жесткий контроль и достоверную отчетность.

Фактически это означало бы не просто отказ от услуг Управления федеральной почтовой службы при выплате пенсий (предлагалось ввести прямое финансирование почтовых отделений из расчетно-кассового центра Национального банка), но и смерть почтовой службы в республике, поскольку сегодня на 46% она существует за счет обслуживания средств Пенсионного фонда.

Эта цифра прозвучала на совещании из уст руководителя Управления федеральной почтовой службы Юрия Кайгородова. Позиция сотрудников Пенсионного фонда иная. По мнению одного из нынешних кандидатов в депутаты Госдумы, высказанному в печати, сотрудника фонда, Пенсионный фонд страдает от засилия Минсоцзащиты и «почтовиков» и целью реформы пенсионного обеспечения должно быть создание единой пенсионной системы.

И если это не получается в рамках России — сделать это нужно в Удмуртии, поскольку подписанный недавно Договор дает на это право.

Несмотря на то что представитель почтовой службы самоотверженно пытался доказать, что не только почтовики использовали средства Пенсионного фонда, но и средства почты, да еще в больших объемах, использовались на выплату пенсий, что за каждое использование не по назначению пенсионных денег подчиненные Кайгородова тут же прощаются с работой, что отстранение почты от «пенсионных дел» повлечет за собой выброс на биржу труда около тысячи почтальонов и разрушение почтовой службы, участники совещания были непреклонны. Лишь министр социальной защиты Николай Бессогонов выступил в защиту почтовиков, пытаясь уберечь коллег от непродуманных решений.

В результате правительству рекомендовано рассмотреть для внедрения различные схемы пенсионного обеспечения, усилить дисциплинарную ответственность за нарушение правил и инструкций при работе с пенсионными деньгами, материалы проверки, о которых было доложено, передать в прокуратуру.

 

Первого декабря вновь прошло заседание Контрольной палаты Государственного совета Удмуртской Республики — заслушивали справку, составленную рабочей группой по проверке использования финансовых средств, выделенных на развитие фермерского движения. Докладывал об итогах проверки руководитель рабочей группы Николай Чувашов, возглавлявший некогда в Верховном Совете последнего созыва комиссию по сельскому хозяйству, а ныне член Контрольной палаты.

С начала 90-х годов Ассоциация крестьянских хозяйств республики получала из бюджета и распределяла между фермерами денежные средства, предназначенные для обустройства хозяйств, создания технической базы для производства сельхозпродукции. Однако за все это время, как отметила рабочая группа, должного контроля за этими средствами со стороны Минсельхоза и других государственных органов не было. В результате бесконтрольности, по мнению рабочей группы, с деньгами происходили достаточно любопытные вещи. Практически безотчетно выдаются наличные деньги, перечисляются на счета различных фирм и предприятий без указания их назначения и при отсутствии договоров, цифры по выделению денег и их фактическом использованию, мягко говоря, «не бьют»... Кроме того, долги прогоревших хозяйств в конечном счете записываются в государственный долг Удмуртской Республики.

В Завьяловском районе республики, например, проверяющих заинтересовал сельхозкооператив «Соха», председателем которого является Таукачикас Ремиглус Альфонсо. В самом деле, как не поинтересоваться делами организации, занимающейся разведением племенных сторожевых собак для фермеров. Проверка установила, что товарищество не занимается производством вовсе, даже разведением племенных собак. Между тем «Соха» подарила Удмуртской Республике 52,5 миллионов рублей государственного долга. В том же Завьяловском районе сельхозпредприятие «Коньки» оставило после себя государственного долга на 848,8 миллионов рублей.

Фирма «Ижтехфермер» переоформила свои долги в сумме 111,3 миллиона рублей в государственные. «Ижтехфермер», согласно документам, намерен был заниматься производством различного снаряжения для фермеров, в том числе и гладкоствольного револьвера для защиты от волков и рэкетиров. У членов рабочей группы по этому поводу возникли большие сомнения, так как для производства и реализации этой продукции очень многое требуется, в том числе согласие разрешительной системы МВД. Стоит ли, спрашивают члены комиссии, тратить деньги, предназначенные на развитие фермерских хозяйств на изобретение велосипеда. Есть вокруг много заводов, на которых все это можно сделать, вплоть до револьвера.

Движение фермерских денег, согласно справке, далеко не всегда поддается вразумительному описанию. Целой эпопеей в ходе обсуждения справки стала история со «свердловскими фермерами», которые получают в Удмуртии кредитные ресурсы, исчисляемые в миллиардах рублей. Часть этих кредитов впоследствии переводится в государственный долг Удмуртской Республики. Как объяснил членам Контрольной палаты председатель ассоциации фермеров республики Александр Арчибасов, свердловских фермеров привез в Удмуртию наш министр сельского хозяйства, которому их «на хвост» повесил министр сельского хозяйства Хлыстун, а Хлыстуну их «подарил» вместе с кредитными ресурсами господин Заверюха. В Свердловской области в то время не действовал филиал Агропромбанка, а поскольку другие банки не желают работать с фермерами, то деньги пошли через Удмуртию (версия Арчибасова).

За это наши фермеры «сдернули» с коллег 30% кредитов. Расчеты ведутся через ассоциацию крестьянских хозяйств Можгинского района, в котором состоит товарищество «Пономарев», одновременно зарегистрированное в Ижевске и Свердловской области. С последним связана история, когда более 32 миллионов рублей, предназначенных для приобретения импортной техники, осело на личных счетах главы хозяйства и его главного бухгалтера. И таких примеров в справке рабочей группы довольно много.

Члены палаты были строги, но не так, как в истории с пенсионными деньгами. Вполне вероятно, то обстоятельство, что на этот раз материалы рабочей группы в прокуратуру передавать не стали, определено присутствием на комиссии Владимира Агашина, заместителя председателя Госсовета, бывшего в описываемое в справке время министром финансов, Владимира Гусева, заместителя председателя правительства республики, бывшего тогда главой администрации Завьяловского района, да и еще некоторых людей, некоторые из которых даже и не присутствовали на этом заседании.

Замах у членов Контрольной палаты тем не менее большой. Ее особенность определяет отчасти то, что ключевое положение в ней занимают коммунисты. Председатель Контрольной палаты Александр Кузнецов и член палаты Александр Лопатин (представитель движения «Вперед, Россия!») в Удмуртии уже озвучили публично в течение ноября намерение бороться за усиление своего органа, вплоть до создания системы Государственного контроля (Александр Лопатин), пронизывающего все сферы общественной жизни вплоть до органов местного самоуправления...

4.    ВЫБОРЫ

4.1.       Кандидаты по одномандатным округам республики

Наиболее интересная картина предвыборной борьбы складывается в одномандатном Ижевском округе №28. Здесь баллотируется немало известных в республике и за ее пределами политиков. Представим некоторых из них.

 

Солуянов Андрей Владимирович, генеральный директор АОЗТ ФСК «Град». В первое время собирался выдвигаться при поддержке НДР, но «по совету товарищей дистанцироваться от этого движения написал заявление об отказе.» Солуянов, без сомнения пытается создать себе благоприятный имидж респектабельного человека. На фотографиях, появившихся недавно в городе, он запечатлен в образе, напоминающем снимок актера с амплуа героя-любовника. Заимствованные политические и экономические взляды (если не сказать «надерганные») говорят о том, что он не придает им особого значения. Его политическая реклама напоминает по антуражу презентацию крупной коммерческой фирмы, недавно появившейся на местном рынке с товаром, еще неизвестным местному потребителю. Явный поиск «слоганов», экспериментирование с афоризмами и лозунгами типа «Хватит разрушать, давайте строить» или «...Я все-таки верю в счастливую судьбу России» характерны для этого достаточно молодого политика. Затраты Солуянова, не имеющего явной принадлежности к какому-либо блоку, а значит, и к консолидированным политическим деньгам, достаточно велики. В течение всего ноября в Ледовом дворце «Ижсталь» «Дни отдыха семьи» на которые бесплатно приглашались жители Ижевска. Пригласительные билеты с изображением кандидата распространялись по организациям и просто бросались в почтовые ящики. Затем таким же образом горожан пригласили на спектакль «Новые приключения кота Леопольда» екатеринбургского театрального центра «Волхонка», который показывался в ДК имени Дзержинского в Ижевске. Места проведения этих мероприятий украшались портретами Солуянова в цветном изображении на глянцевой бумаге. Это единственный «мажоритарный кандидат», дававший о себе информацию в виде рекламного объявления (фотография, фамилия, рекламный «слоган», телефон штаба... и все!). В газетных публикациях Солуянов представлен человеком, знающим как оживить производство. В качестве доказательства предлагается экономическое положение финансово-строительной компании «Град», которую он возглавляет. Вторым опорным моментом его политического имиджа предлагается то, что он является в Госсовете республики инициатором разработки Закона Удмуртии «О заработной плате», основным положением которого должно, по замыслу, стать предусмотрение компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату. Причем размер этой компенсации должен быть не меньше, чем пени за коммунальные раходы. «Нельзя бесконечно ссылаться на неплатежи, на отсутствие комплектующих, на тещу,на черта лысого и в пять вечера закрывать контору на клюшку...» Неправда, считает Солуянов, что пропал спрос на продукцию отечественных предприятий. Отечественных товаров нет, потому, что наш товаропроизводитель задушен налогами и штрафами. Поэтому он, Солуянов — за изменение налогового законодательства в сторону стимулирования отечественного товаропроизводителя. В одной из публикаций в газете дается понять, что Солуянов — не правый и не левый и даже не центрист. Он — представитель «третьей силы». «Будущее — за людьми дела, — считает Солуянов, — людьми действия. Эта волна в России поднимается. Я просто чуствую ее, я знаю многих добросовестных руководителей, предпринимателей, котрые серьезно работают на своих рабочих местах, платят рабочим достойную зарплату, налоги, непосильные, все-таки платят вовремя, занимаются благотворительностью и при этом они почти не известны, не разрекламированы в прессе увы, эти люди пока разобщены у них физически нет времени собраться в клубе, пообщаться — пашут с утра до ночи. Но рано или поздно эта позитивная сила объединится и с легкостью вытеснит сегодняшних профессиональных болтунов от политики.» Как типичный представитель руководства хозяйствующего субъекта, а не ставленник госчиновничества, Солуянов за снижение налогового бремени, за широкое предоставление налоговых льгот производителю (приводя в пример опыт Нижегородской области). В умелой, по его мнению, налоговой политике государства Солуянов видит рецепт решения проблемы безработицы и оживления производства, снижения преступности (причину которой он видит в увеличение незанятости молодежи.) «Я считаю, — говорит Солуянов, — что человек, который станет депутатом от Удмуртии в Госдуме России, не должен быть членом какой-либо партии. Иначе ему придется голосовать по каждому вопросу так, как скажет московская верхушка партии.» Отсюда исходит и адресность рекламных посылов Солуянова. Он как бы обращается ко всем жителям Удмуртии, стараясь понравиться большинствую из них лично, своей внешностью, хваткой, широкой душой и другими достоинствами.

Репина Галина Ивановна, главный уполномоченный Удмуртского отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району города Ижевска. Секретарь Ижевского горкома Компартии Российской Федерации. Кандидатом идет только по мажоритарному округу. Это ее тоже характеризует. В марте 1995 года баллотировалась в Государственный совет Удмуртской Республики, но депутатом не стала. По числу поданных за нее голосов она была второй в округе, но имела существенное отставание от победителя. Зато набрала большее количество голосов, чем ректор Удмуртского университета. Свою избирательную кампанию Репина строит на двух китах: на своей принадлежности к Коммунистической партии России и на причастности к Пенсионному фонду. Кроме того Репина является депутатом Ижевской городской Думы. Серьезность, даже суровость взгляда этой женщины, смотрящей таким образом на своих избирателей с фотографий (абсолютно одинаковых на листовках и в газетах), вызывает колкие насмешки и высокомерные улыбки эстествующих дам. Однако ее лицо чрезвычайно гармонирует с фотографией сталинградской «Родиной-матерью» и это имеет некоторые результаты. Постоянство символики и суровости стиля коммунистов (плохое качество бумаги, на которым печатаются листовки, черно-красное их выполнение, нечеткость и порой уродливость изображения, выполненного на изношенном оборудовании высокой печати Ижевского полиграфкомбината — это тоже становится своеобразным политическим ходом. Главная ее программная «лошадка», за исключением пунктов переходящих коммунистических лозунгов — создание в Удмуртии единой пенсионной системы, в которую не были бы включены коммерческие банки, структуры Минсоцзащиты и почта. Это одно из тех мероприятий, которыми заняты сегодня коммунисты в Государственном совете Удмуртской Республики. Главное — проведение конкретных мер с последующей их фиксацией в СМИ. Серьезных трат средств не отмечается. Все в пределах отведенных сумм, и финансирования из партийной кассы. Правда, как мы уже отмечали рекламный аскетизм — часть политической доктрины компартии. Преобладающим видом электоральной работы являются личные встречи с избирателями и расклеенные листовки. Часты были упоминания о Репиной и в газете «Удмуртская правда», точнее в одной из ее полосных рубрик «Долг» (газета в газете для ветеранов), учредителем которой стал и Пенсионный фонд.

Молчанов Сергей Михайлович, начальник спецпроизводства АО «Редуктор», представляющий Конгресс Русских Общин. В своей предвыборной агитации обязательно указывает свою принадлежность к КРО. Однако старается продемонстрировать свои качества. Главное в его образе его биография офицера, служившего на Байконуре начальником цеха по производству ракетного топлива. Он — сын сталевара и сборщицы Автомата Калашникова. Сам начинал свою карьеру на автоматном конвейере. В своих рекламных трансляциях он всегда в кругу семьи. Даже интерьвью для телевидения он давал на своей кухне за чашкой чая. За ним на табуретке виднелся раскрытый чемодан телеоператора. Родина и семья для него в одном ряду. Советский период — это история, забыть которую равносильно предательству матери или Родины (при этом вспоминает плакат времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет»). Пункты его программы в основном цитаты из Лебедя и программы КРО. Каждый раздел посвященной ему заводской многотиражки завода Редуктор «Рабочий путь» начинается цитатой генерала-политика. В политику прийтий Молчанова заставило чуство долга, которое говорит ему: «Родина в опасности». «Все мы — русские, независимо от места проживания или разреза глаз». Затраты на его рекламную агитацию большие не видны. Дополнительные затраты, не связанные с обязательными публикациями в государственных СМИ — два выпуска «Рабочего пути», посвященного КРО, в которых есть разделы, посвященные и Молчанову. Большие траты делает сам блок «Конгресс русских общин, но об этом отдельно. Значительную опору Молчанову дает завод «Редуктор». Здесь он решает и вопросы помещения для встречи с избирателями, и вопросы выпуска печатной продукции и тому подобное. Кроме того, ожно предположить, что рабочие завода подвергаются усиленной агитации именно за Молчанова. Если говорить о направленности политических лозунгов и програмных моментов, то здесь нужно отметить два пункта, которые проговаривются им внятно и четко. Вообще Молчанов не вступает в политическую и экономическую полемику. Его конек — его собственная личность, но поднятие обороноспособности страны и защиту отечественных товаропроизводителей он упоминает обязательно. На всех фотографиях Молчанов — в военной форме офицера ВВС, правда, в расстегнутом кителе.

Подопригора Владимир Николаевич, депутат Совета Федерации. Председатель Комитета по международным делам. Владимир Николаевич занят сегодня главным образом озвучиванием уже сделанного. Связь с округом он держал на протяжении всего своего пребывания в Совете Федерации. Сегодня он может записать себе в актив организацию контактов татарской общины и руководства Ижевска с Ираном, что вылилось в строительство в Ижевске мечети. Он может говорить об организации контактов Удмуртии и Ижевска с Советом Европы и участии республики и ее столицы в некоторых мероприятиях этой международной организации. Приоритетное место в российских программах ТАСИС для Удмуртской Республики во многом определено тоже им. Он — сенатор, и это прозвище, пожалуй, уже прикрепилось к нему. Его офис (лучше, сказать офис, а не штаб) находится в помещении на первом этаже одной из центральных улиц Ижевска — улицы Пушкинской. На этой же улице расположены здания Правительства, Министерства безопасности, лучших магазинов и тому подобного. Сквозь витринное стекло, отделяющее помещение от улицы, если раздвинуты портьеры, видна современная оргтехника. Его штаб — единственный имеющий прямой выход на улицу, с вывеской «Штаб кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации Владимира Подопригоры». В декабре нынешнего года во Франции состоялись Дни Удмуртии, в ходе которых планировалось познакомить деловые круги Франции с продукцией промышленных предприятий республики и это тоже засчиталось в актив Подопригоры. Подопригора не обещает, а отчитывается. Кстати это позволяет ему экономить некоторые средства на агитацию в СМИ. Владмир Николаевич не оппонирует своим политическим противникам, не вступает в дискуссии и не отвечает на выпады в ходе избирательной кампании. И вообще в своей агитации он достаточно сдержан и скромен. Зато каждый аргумент в небольших обязательных для СМИ публикациях весом и значителен. Подопригора отчитывается о своей работе и говорит о проблемах России. Это будущее современной Европы, место России в мировом сообществе. Упоминает он и о тех обращениях из Удмуртии, которые были сделаны в его адрес. Рост в процентах положительных результатов на его запросы по поводу этих обращений избирателей. Среди последних и обращения коллективов, и просьбы помочь вылечить ребенка за границей.

Скрынник Виталий Николаевич, старший преподаватель кафедры философии Удмуртского государственного университета. Член партии «Демократический выбор России». Параллельно идет по региональному списку избирательного объединения. Скрынник — традиционный лидер Демократического движения в Удмуртии еще со времен «Демократической России» и даже раньше. Сегодня о едином движении демократов в Удмуртии говорить нельзя и поэтому этот статус для Виталия Николаевича номинален. Тем не менее до сих пор за ним тянется шлейф заслуг и ответственности чуть ли не за всех российских демократов перед избирателями Удмуртской Республики. Сегодня его аудитория — студенчество. И это удобно — он преподаватель. Главный вид его работы — встречи с избирателями, на которых раздаются его предвыборные материалы. В своих выступлениях он достаточно часто ссылается на Гайдара, повторяя партийный тезис о том, что Егору Тимуровичу просто не дали провести реформы до конца. Главными его программными тезисами являются демилитаризация промышленности и общества, создание профессиональной армии, освобождение студентов от военной службы, принятие закона об альтернативной службе, сокращение госаппарата не менее чем вдвое, усиление общественного контроля над государственным аппаратом, освобожденного от монопольного права распределять средства. «Нынешняя власть — позор России» — начертано и на его предвыборных материалах. Расходы его невелики. Очевидно и средств не слишком много. Основные расходы: на листовки и содержание штаба. Телекомпания «Арсенал» провела теледебаты, в которых оппонентом Скрынника был Ильдар Мавлутдинов (ЛДПР). Не отказываясь от своей партийной принадлежности Скрынник имеет главным идейным противником являются коммунисты, жириновцы и ставленники госаппарата. В округе к таковым можно отнести Галину Репину, Ильдара Мавлутдинова. В округе на одном поле со Скрынником работают Подопригора и Солуянов. Роль последнего в предвыборной борьбе до конца еще не ясна. В последнее время фортуна все чаще и чаще поворачивалась в Скрыннику отнюдь не лицом. Он провалился на выборах в Госсовет УР, находится на грани выпадения из круга профессиональных политиков. Есть опасность, что проиграв на выборах в Госдуму, он окажется в сложном положении. Однако его упорство и азарт с которым он борется за мандат, дают надежду на победу. К тому же сегодня он заручился местом в партийном списке.

Красных Алексей Иванович, депутат Государственной Думы России, член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. Выдвинут избирательным блоком «Блок Ивана Рыбкина», член общественно-политического движения «Россия» (Союз). При всем уважении к Алексею Ивановичу, необходимо сказать, что в его предвыборной борьбе по мажоритарному округу не видно воли к победе. Оно конечно, может быть, ему это и не нужно. Но все что можно отметить — это публикации в СМИ с отчетом о проделанной работе в качестве депутата Госдумы уходящего созыва, которая сводится к словам «участвовал», «способствовал» и тому подобное. Впрочем особой рекламы самого блока тоже не особенно заметно. Правда, по некоторым, но точным данным, у блока заготовлен большой предвыборный материал, прибывший на прошедшей неделе в штаб избирательной кампании из Москвы и, очевидно ждущий своего часа. Касательно Алексея Красных, нужно отметить его метания от одной политической силы к другой. Еще недавно он значился членом фракции Шахрая в Госдуме. Да и по манере держаться перед аудиторией, по способу построения фраз видна его неуверенность в этой жизни, постоянное условное наклонение глаголов, им употребляемых, настороженный взгляд. В 1993 году ему был сделан имидж борца с коррупцией, после того как он возглавил комиссию ВС УР по расследованию обстоятельств дела с продажей нефтяных квот правительством республики через коммерческие структуры. Результаты работы комиссии свелись к докладу и изменениям в правительстве республики, от которых сегодня страдают сами же демократические силы, которые затеяли разбор полетов по нефтяному вопросу. Даже предположить, на какого избирателя рассчитывает Алексей Иванович, невозможно. В своих отчетах он называл несколько заводов в Ижевске и Воткинске, для которых он делал кредиты и заказы. И пожалуй, все...

Главатских Дмитрий Вильямович, заместитель генерального директора ТОО «Содружество-91», проживает в Москве (бывший первый секретарь Удмуртского рескома ВЛКСМ). Представитель объединения «Власть — наpоду». До сих пор его агитации не видно. Однако ходят упорные слухи, что «его здорово трамбуют». До сих пор нельзя встретить ни в Ижевске ни в СМИ республики ни одного упоминания этой фамилии. Его очередь в «Известиях Удмуртской Республики», например, на бесплатную публикацию давно прошла, а материал от его штаба так и не поступил. О нем никто не говорит, его фигура, как возможного победителя или возможного конкурента не обсуждается. По слухам его опорой в Ижевске намечались несколько коммерческих структур (две или три). Но Удмуртия его, похоже, не приняла.

Климантова Галина Ивановна, Государственная Дума Российской Федерации, депутат, председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, проживает в Ижевске, выдвинута избирательным объединением «Политическое движение «Женщины России», член политического движения «Женщины России». Галина Ивановна сделала солидную карьеру в Госдуме, сразу заняв пост председателя думского комитета. Поэтому ей, как и Подопригоре, и отчасти Красных можно не агитировать за свою персону, а просто отчитаться о проделанной работе. Впрочем, она очевидно будет депутатом все равно, поскольку состоит еще и в федеральном списке «Женщин России». В свой актив Климантова записала те законопроекты, которые были разработаны и приняты с подачи ее комитета и те суммы денежных средств, которые поступили в Удмуртию в рамках федеральных программ, связанных с защитой семьи, материнства и детства. Кроме того, партии медикаментов и детского питания, которые бесплатно поступали в республику, кредиты местным предприятиям легкой промышленности. Траты денежных средств, очевидно незначительны у Галины Ивановны Климантовой. Все дело в том, что публикации в государственных газетах и выступления на телевидении она в состоянии организовывать бесплатно как обязательные бесплатные публикации и как отчеты депутата Госдумы перед избирателями округа. Создание ее образа происходило давно и продолжалось на протяжении всех двух лет, поэтому авралов на выборах для нее не требовалось.

Кузнецова Наталья Федоровна, первый заместитель министра социальной защиты населения Удмуртской Республики. Наталью Федоровну можно с полным правом считать для пенсионеров Удмуртии чем-то вроде Степашки или тети Тани. На протяжении порядка года она регулярно выступает в СМИ Удмуртии с комментариями и разъяснениями пенсионного законодательства. Ее знают абсолютно все пенсионеры республики и, естественно, часть из них — ее электорат на выборах. В этом отношении она работает на одном поле с Галиной Репиной. Правда, также критикуя грядущую пенсионную реформу она имеет здесь свои резоны. Если Репина ратует за создание единой пенсионной системы, без участия почты и служб социальной защиты, которые сидят на шее Пенсионного фонда, то Кузнецова считает, что для того чтобы в России было стабильное законодательство о пенсиях, не меняющееся при помощи подзаконных актов чуть ли не раз в два месяца, необходимо, что в законодательные органы пришли профессиональные работники социальных служб. «Потому-то Лора Самуиловна Вульф, руководитель пенсионной службы России, и обратилась к нам специалистам из республик и областей: Давайте, баллотируйтесь. Если хотя бы трое-четверо станут депутатами Думы — мы сможем решать вопросы социальной защиты». Основным средством общения с избирателями у Кузнецовой являются СМИ. Наибольшее число публикаций ее статей было сделано в газете «Удмуртская правда», которая выпускает периодически полосу «Долг» совместно с Пенсионным фондом республики.

Гурина Ольга Юрьевна, профессор Ижевской государственной медицинской академии. Проживает в Ижевске. Выдвинута избирательным блоком «Внепартийное политическое движение избирателей «Общее дело».

Двух оставшихся кандидатов по округу, пожалуй, можно не рассматривать всерьез, поскольку их будущее в качестве депутатов Госдумы вовсе не прослеживается, они не включены, насколько известно, в предвыборные коллизии Удмуртии, и описание их незатейливой предвыборной компании пока ничего нового в описанную картинку не добавит. Речь идет о Кокорине Михаиле Константиновиче, адвокате Удмуртской коллегии адвокатов и Мавлутдинове Ильдаре Амирьяновиче, координаторе Удмуртской региональной организации ЛДПР.

 

Подобное описание кандидатов по Удмуртскому округу №29 осложняется тем, что округ этот сельский, разбросанность населенных пунктов слишком велика, чтобы проследить те или иные мероприятия проводящиеся «мажоритарными» депутатами, а ход предвыборной борьбы в Удмуртии совсем не освещается местными СМИ. СМИ публикуют только предвыборные материалы блоков и кандидатов, не давая никаких описаний происходящих в округах событий. Известны сообщения пресс-служб правительства и Госсовета о проводимых синхронных встречах кандидатов по этому округу, известно о концертах в Сарапуле, Можге, Игре, Уве, Малой Пурге популярного певца Евгения Осина под знаменами НДР. Да, пожалуй, и все.

4.2.       Общественное мнение

Ситуация с социологическими опросами в Удмуртии выглядит тяжелой. Те опросы, что производятся по заказам объединений и кандидатов (если таковые вообще есть на региональном уровне), имеют закрытый характер. Местная пресса публикует только данные ВЦИОМ, присланные агентствами из Москвы. Естественно, что такие информации в местной прессе получают вид орнамента, обрамляющего предвыборные статьи блоков и кандидатов. Информационное пространство в качестве аналитиков по всем политическим и социологическим вопросам монополизировала, похоже, Ассоциация независимых экспертов.

Некоторые данные своих опросов специалисты Ассоциации привели в газете «Известия Удмуртской Республики» [3]. Вычленив цифры из материала, мы поместили их в таблицу и получили следующее.

 

 

% от опро-

Голосуют «ЗА»

Категории населения

шенных

НДР

ЯБЛ.

ДВР

КРО

КПРФ

ЛДПР

Не хуже прежнего

58

 

20

 

 

 

5

из них:

 

 

 

 

 

 

 

не испытывают трудностей

2

 

 

 

 

 

 

живут сносно

18

29

 

15

 

 

 

от зарплаты до зарплаты

38

 

 

 

 

 

 

Отчаянное положение

42

 

13

 

 

 

14

из них:

 

 

 

 

 

 

 

не сводят концы

30

 

 

 

20

41

 

В нищете

12

4

 

3

 

19

19

 

Задача авторов опроса, согласно статье, заключалась в выявлении зависимости политических пристрастий от уровня жизни избирателя. В столбце «Категория населения» приведены фразы, которыми респонденты определили свой жизненный уровень. Приведя некоторые результаты опроса, автор статьи в «Известиях...» приходит к выводу: «Этот небольшой анализ показывает, что после выборов в Госдуму Удмуртию впервые выкрасят в другой цвет — красный — на политической карте России. До сих пор наша республика не падала так низко в общественном сознании.»

Источники

1. Егоров И. Удмуртия в сентябре 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995. — №9

2. Кто есть кто в современном мире. — 1995. — №21

3. Известия Удмуртской Республики. — 1995. — 7 декабря.