Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в сентябре 1995 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       Областная администрация

На своей пресс-конференции в первой половине месяца глава областной администрации В.Кресс высказался за сохранение прежнего курса реформ. Он считает, что курс должен корректироваться, по отдельным вопросам — серьезно, но принципиально менять его не следует. Кресс выступает за избрание глав областных администраций. (Пресс-конференция состоялась до выхода Указа президента №951 о переносе выборов глав администраций на конец будущего года.) По словам В.Кресса, во время его встречи с двумя помощниками Президента он понял, что те категорически против выборов глав администраций. Также против и премьер-министр. Аналитические исследования говорят, что из сегодняшних назначенных глав администраций избранными могут стать только семнадцать. После выхода вышеупомянутого указа президента область оказалась в противоречивой правовой ситуации. Областная Дума вынесла постановление о проведении выборов, президент издал указ об их отмене. В своем новом заявлении для прессы В.Кресс сказал, что он по-прежнему выступает за проведение выборов в ранее назначенные сроки. Он сказал о своем повторном обращении к президенту о проведении выборов в порядке исключения [1].

 

Главой областной администрации подписан «Закон Томской области о выборах главы администрации (губернатора) Томской области». Суть закона: выборы тайные и прямые, сроком на 4 года. Возрастной ценз — 30 лет. Ценз оседлости — проживание в области не менее одного года. Ограничение сроков избраний одного и того же человека на должность губернатора — не более двух раз подряд. Губернатор не имеет права:

— быть депутатом областной Думы;

— состоять в руководящих органах политической партии, движений и общественных организаций, в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций;

— занимать оплачиваемые должности в других органах власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях и организациях всех организационно-правовых форм;

— состоять на действительной военной службе.

Выборы губернатора и дата их проведения назначаются областной Думой не позднее чем за три месяца до выборов. В статье «Образование избирательных участков» особо оговаривается контроль за проведением выборов в воинских частях. Избирательная комиссия формируется в соответствии с соответствующими федеральными законами. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосование на ее первом заседании из числа избирательной комиссии. Каждый зарегистрированный кандидат на должность губернатора вправе назначить в каждую территориальную избирательную комиссию по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Период выдвижения кандидатов на пост губернатора должен составлять не более 30 дней со дня опубликования соответствующего решения областной Думы. Для официальной регистрации кандидата в губернаторы в избирательной комиссии надо собрать подписи 1% избирателей. В предвыборной агитации не могут участвовать органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица и члены избирательных комиссий. Предвыборная агитация не может вестись на территории воинских частей и в помещениях избирательных участков. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогноз результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускаются.

При проведении предвыборной агитации запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск материалов, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, избирательных объединений. Запрещается прерывать теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Кандидаты на должность губернатора создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Они могут создаваться за счет средств:

— областного избирательного объединения;

— избирательных объединений или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

— добровольных пожертвований юридических и физических лиц.

Среди юридических лиц, не имеющих права на пожертвования со своей стороны, названы и религиозные объединения. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не должен превышать 10-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд областного избирательного объединения — 15-кратного. Сумма пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата и в избирательный фонд областного избирательного объединения не может превышать минимальный размер месячной оплаты труда более чем в 1000 раз. Областная избирательная комиссия должна периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом или областным избирательным объединением. Кандидат, областное избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах. Избирательная комиссия обязана опубликовать эти данные не позднее чем за 45 дней после их представления в областную избирательную комиссию.

Избранным губернатором считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другим кандидатам, но не менее 50% от числа граждан, участвовавших в выборах. Выборы признаются недействительными, если в них приняло участие менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. Избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не избран на пост губернатора, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. В случае абсолютного равенства голосов, поданных за двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов, назначаются повторные выборы. Официальное объявление о результатах выборов губернатора в средствах массовой информации публикуется в течение трех дней с момента подписания протокола. Если ни один из кандидатов не избран, то повторное голосование назначается по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов выборов. При повторном голосовании избранным считается тот кандидат, который набрал простое большинство голосов избирателей, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если и при повторном голосовании Губернатор не избран, то назначаются повторные выборы. (Не позднее чем через два месяца после первоначальных выборов). При повторных выборах кандидатами на должность губернатора не могут быть вновь выдвинуты лица, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов или при повторном голосовании, а также кандидаты, действия которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными. Если и повторные выборы не привели к избранию губернатора или были признаны недействительными, то должность губернатора замещается в соответствии с Уставом Томской области.

Закон о выборах губернатора вступил в силу с момента его подписания и опубликован в печати [3].

 

В Томской области образуется главное управление труда, занятости и миграции населения (ГУТЗМ). Новая структура будет состоять из четырех подразделений областного уровня:

— управления социально-трудовых отношений;

— государственной инспекции труда;

— областного центра занятости населения;

— миграционной службы.

Вся работа по созданию главного управления должна завершиться к 1 ноября нынешнего года. В связи с образованием ГУТЗМ ликвидируется управление труда и занятости населения, его функции предполагается распределить между подразделениями нового главного управления. Обязанности начальника ГУТЗМ временно возлагаются на Григория Шамина, его кандидатуру также планируется представить в Федеральную службу занятости для назначения директором областного центра занятости [4].

В местной прессе эта реорганизация связывается с интригой в недрах областной администрации. Полтора года назад глава областной администрации В.Кресс уволил (якобы за нарушение финансовой дисциплины по ст.254 КЗоТ РСФСР) начальника областного управления по труду и занятости Михаила Неизвестных. Недавно суд восстановил М.Неизвестных на работе, и ликвидация областного управления по труду и занятости стала тактическим ходом администрации, дабы не допустить М.Неизвестных до его прежнего места работы [5].

В целом эта ситуация может не лучшим образом отразиться на работе этой службы, обесценить сделанное в последние полтора года новым начальником службы Григорием Шаминым. Служебная коллизия может обойтись областному бюджету в немалую сумму, не говоря уже о моральных потерях.

 

В сентябре Томск с деловым визитом посетили Ханс Пфлаумер, директор Фонда Конрада Аденауэра, и профессор Дортмундского университета Хармуд Дитерих с супругой Беатой. 21 сентября немцы в соответствии с программой визита отправились в Северск. Но на контрольно-пропускном пункте их в Северск не пропустили. Не помогло и обращение к директору Сибирского химического комбината Г.Хандорину. После этого доктор Х.Пфлаумер сделал резкое заявление: «После того что случилось, ни одного официального представителя нашей страны в этом городе не будет!... Это вы выбрали себе такую власть, что у вас не городская администрация, а начальник завода решает, кого пускать в Северск, а кого нет. Пока город закрыт, мы никаких дел с вами иметь не будем». По прогнозам экспертов, скандал у КПП будет иметь не самые лучшие для Северска последствия. Особенно в плане инвестиций [6].

1.2.       Устав Томской области

В прошлом обзоре была дана краткая информация об Уставе (Основном законе) Томской области. Обратим внимание на некоторые основные характеристики этого документа. Стоит отметить, что Устав написан с учетом произошедших в обществе перемен. Признается политический плюрализм, разные формы собственности. Документ не носит конфронтационного характера по отношению к центральной власти и не отмечен противостоянием исполнительной и представительной ветвей власти области. Устав составлен при хорошей проработке проблем квалифицированными правоведами в рамках существующей конституционной традиции. Он создает правовую основу для деятельности управленческих структур области, для их отношений с центральной властью. Сильные и слабые стороны Устава станут ясны в процессе его применения.

Устав обладает прямым действием и распространяется на всех лиц, находящихся на территории области. Положения Устава исходят из основных принципов:

— уважение и защита прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности;

— верховенство права;

— народовластие;

— многообразие форм экономической и политической деятельности;

— разделение властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Область равноправна с другими субъектами РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Определенная декларативность некоторых статей является скорее не характерной чертой данного Устава, а характеристикой российской конституционной традиции, не нашедшей пока оптимальных форм соотношения желаемого и действительного. Российский конституционный опыт пока не обрел исчерпывающих навыков вычленения тех главных характеристик жизни социума, которые созрели в недрах самого общества, воспринимаются им как само собой разумеющееся и являют собой прочную основу социального порядка [3].

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.       Подготовка к выборам

2.1.1.      Областная избирательная комиссия

В соответствии со статьей 19 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ Центральная избирательная комиссия РФ возложила полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному №174 избирательному округу на избирательную комиссию Томской области. В состав комиссии вошли:

Скрябинская Валентина Владимировна — председатель комиссии (тел.22-59-07),

Золотухин Владимир Георгиевич — заместитель председателя комиссии (тел.22-45-35),

Казак Геннадий Степанович — секретарь комиссии (тел.22-30-53).

Члены комиссии: Асадчий Федор Никитич — заместитель главврача Молчановской районной больницы, Барнашов Александр Матвеевич — заведующий кафедрой ТГУ, Белоусов Валерий Яковлевич — замеситель генерального директора АО «Томскхлебпром», Борисова Татьяна Юрьевна — юрисконсульт комитета по культуре и туризму администрации области, Голубев Александр Федорович — токарь химико-металлургического завода СХК, Дементьева Наталья Алексеевна — ведущий специалист юридического отдела администрации Томского района, Красноухов Федор Федорович — начальник цеха завода резиновой обуви, Манушенков Виктор Яковлевич — директор Асиновского межрайонного учебно-производственного центра управления по труду и занятости населения области, Мошкина Тамара Петровна — консультант областной Думы. Самойлов Владимир Алексеевич — заведующий отделом культуры администрации Зырянского района [7].

2.1.2.      Выдвижение кандидатов

В соответствии со ст.40 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ избирательная комиссия Томской области по состоянию на 30 августа 1995 г. получила письменные уведомления от инициаторов сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатному 174-му Томскому избирательному округу на следующих лиц:

Новгородова Николая Сергеевича, родившегося 12 июня 1945, педагога дополнительного образовательного центра детско-юношеского туризма и экологии Кировского района Томска, проживающего в Томске;

Жидких Владимира Александровича, родившегося 11 ноября 1961, заместителя главы администрации Томской области, проживающего в Северске Томской области;

Аркашева Виктора Васильевича, родившегося 13 октября 1953, военного комиссара Кировского района Томска, проживающего в Томске;

Сулакшина Степана Степановича, родившегося 29 апреля 1954, депутата Государственной Думы РФ первого созыва, проживающего в Томске [8].

От коммунистов, аграриев и ветеранов кандидатом в Госдуму выдвинут член ЦК Коммунистической партии России Александр Поморов (директор томского Завода пластмасс) [9].

От Конгресса русских общин по одномандатному округу выдвинут директор АО «Ролтом» Юрий Гальвас. В региональный список от Томской области Конгрессом русских общин и Союзом народов России выдвинуты председатель федерации профорганизаций Томской области Петр Брекотнин, генеральный директор АО «Ролтом» Юрий Гальвас и первый заместитель мэра Томска Юсуп Галямов [10]. Неожиданностью стало то, что в список не вошел руководитель местного отделения КРО Виктор Купрессов [12].

От «ЯБЛОКА» по Томской области в федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы вошли председатель совета местного ЭПИ-центра Борис Шайдуллин, врач-нейрохирург Николай Могильников, работник Томского геофизтреста Татьяна Петрова из Колпашева, заместитель редактора межрегиональной газеты «Сибирское обозрение» Анатолий Захаров и Тамара Бычкова из Института макрокинетики СО РАН. По одномандатному округу №174 от объединения «ЯБЛОКО» за место в нижней палате Федерального Собрания будет бороться Борис Шайдуллин. Томские сторонники Григория Явлинского приступили к сбору подписей, необходимых для официального выдвижения своих кандидатов [11].

В региональном списке блока Ивана Рыбкина по Томской области будут баллотироваться заместитель председателя областной Думы Сергей Ильин, руководитель аппарата областной Думы Любовь Бабич и аспирант Российской академии госслужбы Александр Трунтягин. По одномандатному 174-му Томскому избирательному округу блоком выдвинут депутат Госдумы Владимир Бауэр [13].

2.1.3.      Панорама предвыборной борьбы

По оценкам местных обозревателей, накал предстоящей избирательной кампании в Госдуму в Томской области будет очень высок. Прежде всего это связано с тем, что Центризбирком оставил для томичей одну вакансию вместо прежних двух. Основные соперники по одномандатному 174-му округу известны: блок «Наш дом — Россия» поддержит кандидатуру заместитель главы областной администрации Владимира Жидких. Это относительно молодой политик, в советское время прошедший школу комсомольской работы, ныне курирует силовые структуры области. По-видимому, ставку в предвыборных баталиях он сделает на борьбу с преступностью. Наибольший процент голосов заместитель В.Кресса, вероятнее всего, наберет в сельской местности, где его, очевидно, поддержат главы поселковых администраций.

Высказывается предположение, что остальные кандидаты построят свою тактику на критике нынешней власти. Самой активной она представляется в исполнении профсоюзного работника Александра Караулова, выступающего от имени РКРП.

Депутаты Госдумы Владимир Бауэр и Степан Сулакшин некогда баллотировались как представители движения «Выбор России», который распался теперь на шесть частей. Как политик С.Сулакшин уникален тем, что сумел радикально обновить свой электорат. Отказавшись от опоры на демократов, вознесших его к власти в 1989 году, бывший кумир томских неформалов стал на защиту интересов ВПК и его работников, больше всех пострадавших от реформ. Ядро его потенциальных сторонников — часть персонала оборонных предприятий Северска и Томска. Несмотря на решительный пересмотр политической ориентации, Сулакшин не прощен за прошлое ни коммунистами, ни национал-патриотами. Но у него есть опыт и слаженная команда. Костяк команды В.Бауэра составляют его сторонники в томском отделении ДВР. В целом шансы Бауэра, политика влиятельного и умудренного, расцениваются достаточно высоко. 18 сентября В.Бауэр зарегистрировался в качестве кандидата в дупутаты Госдумы от избирательного блока «Блок Ивана Рыбкина» по 174-му избирательному округу.

Директор АО «Ролтом» Юрий Гальвас — авторитетный руководитель. В предвыборной борьбе он пользуется поддержкой Союза русских общин, Межотраслевого промышленного объединения (МПО) и, вероятно, других организаций, защищающих интересы производителей. Ю.Гальвас — очень серьезный претендент на победу.

Под знаменем КПРФ выступает бывший первый секретарь обкома КПСС Александр Поморов, ныне возглавляющий предприятие негосударственного сектора экономики. Это искушенный политический деятель. Чем хуже дела у правительства, тем лучше шансы у оппозиции. Согласно этой аксиоме, А.Поморов тоже имеет реальную возможность занять кресло в нижней палате Федерального Собрания. По поводу лидера Томского отделения движения «ЯБЛоко» Бориса Шайдуллина отмечается, что он «также не будет статистом в когорте конкурентов».

Не выглядят пока фаворитами такие соискатели депутатского мандата, как педагог Н.Новгородов, военком В.Аркашев, специалист из Госдумы России Н.Тишков и начальник техбюро ПО «Контур» А.Некрасов. Но если они наберут нужное число подписей, возможны сюрпризы. Известно, что кандидатам в депутаты, для официального их утверждения в этом статусе надо набрать 1% от количества избирателей округа. Для 174-го округа это 7100 подписей, которые надо собрать не позднее 22 октября. Кандидатам от избирательных блоков и объединений нужно набрать 200 тысяч подписей, причем из одного округа должно быть не более 14 тысяч.

Аграрная партия России, ближайший союзник КПРФ, включила в свой федеральный список томичей Георгия Михайлова (председатель облпотребсоюза), Альберта Оксенгерта (председатель обкома профсоюза работников сельского хозяйства) и Ивана Макаренко (директор Колпашевской птицефабрики, депутат областной Думы). По одномандатному округу томские аграрии поддерживают А.Поморова.

Впервые на выборы в Государственную Думу идут крайние левые политические партии. Союз коммунистов Сергея Степанова своих представителей в Томске не имеет. Зато избирательный блок «Коммунисты — «Трудовая Россия» — за Советский Союз» (В.Тюлькин, А.Крючков, В.Анпилов), основу которого составляет РКРП, представлен в региональном списке тремя томичами: расточник ТЭТЗ Владимир Таракановский, председатель горкома профсоюза работников АПК Александр Караулов и секретарь профкома ГРЭС-2 Арнольд Лопарев. А.Караулов выдвинут также и по одномандатному округу. Таким образом, он и другой коммунист — А.Поморов будут соперничать друг с другом на выборах в Госудуму.

Есть томичи в партиях и движениях левоцентристской ориентации: Блок профсоюзов и промышленников (Шмаков, Щербаков, Вольский) представлен в области депутатом областной Думы Алексеем Трошиным. Блок «Социал-демократы» (Попов, Липицкий, Богомолов) — Е.Дмитриевым и В.Купрессовым. В региональном списке блока «Вся власть народу» (Н.Рыжков, С.Бабурин) пять томичей: заведующий лабораторией ТФ СО РАН Александр Поздняков, научный сотрудник ТПУ Олег Котиков, председатель томского отделения «Союза офицеров» Анатолий Кияниченко, адвокат Андрей Ведерников, бывший работник УВД Виктор Ковалевский. По одномандатному 174-му округу блок будет представлять предприниматель Сергей Зайков [14].

Материалы данного периода в сравнении с теми, что появятся через месяц (после 22 октября), могут дать небезынтересную информацию о соотношении тех, кто вообще выдвинут в области кандидатом в депутаты Госдумы, с теми, кто наберет достаточное количество подписей для официальной регистрации в качестве кандидата. Соотнесение в декабре этой информации с перечнем реально избранных в Госдуму позволит проследить реальное развитие этой пирамиды для конкретной области. Сравнение таких пирамид в разных областях России может рассматриваться в качестве одного из показателей распределения социально-политических сил страны.

2.2.       Исследовательский центр по правам человека

В сентябре состоялась презентация Томского исследовательского центра по правам человека. Его открытие оказалось возможным благодаря двум грантам (фондов Сороса и Форда), которых удалось добиться Николаю Кандыбе, ныне возглавившему этот центр. Выступившие на церемонии открытия гости отметили, что сейчас задачи движения трансформировались — более актуальными стали проблемы защиты от административного произвола [15].

Проблема существования подобных центров далеко не тривиальна. Тематика прав человека, развивавшаяся в СССР диссидентами и другими противниками тоталитаризма, в постсоветский период претерпела большие изменения. Далеко не все участники этого, некогда популярного движения нашли себе место в новых условиях. В Томске, где действует сильное отделение «Мемориала», где еще в начале 80-х проходил суд над диссидентами, куда ссылались инакомыслящие из других регионов СССР, а сотрудником КГБ выпущена книга о репрессиях «Боль людская», был накоплен большой опыт правозащитной деятельности. Насколько он может быть трансформирован применительно к задачам сегодняшнего дня, покажет деятельность вновь открывшегося центра.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Известно, что львиную долю в бюджете области составляют налоговые отчисления Томского нефтехимического комбината (ТНХК). Поэтому понятно беспокойство руководства области по поводу того, что большая часть акций комбината была куплена представителями московских фирм. В частности, 18,5% акций принадлежит С.Мавроди, 4% — у «Русской недвижимости». (Об этом уже шла речь в прошлых обзорах). Приезд «московских ребят» (так в Томске окрестили новых хозяев ТНХК) вновь привлек внимание к этому вопросу. Новые хозяева — не одна фирма, а несколько консолидировавшихся. Сфера их интересов — химия, судостроение, машиностроение. Они владеют достаточно крупным пакетом акций «Уралмаша», судостроительных заводов в Сормово и С. - Петербурге, Саянского завода. Им принадлежат небольшие химические предприятия. Совет директоров (в котором москвичи имеют большинство) состоит, по мнению генерального директора ТНХК Геннадия Толстова, из вполне квалифицированных специалистов. Председатель совета Михаил Могутнов — химик и экономист. Остальные — сильные финансисты и бухгалтеры.

Что касается финансово-экономического положения ТНХК, то оно осложнено тем, что в этом году на мировом рынке в три раза уменьшились цены на метанол, являвшийся основным экспортным продуктом комбината. Из-за возросших железнодорожных тарифов и цен на электроэнергию поставлять его за границу стало невыгодно. В настоящее время мощности по производству метанола загружены на 30-40%. Но зато в этом году хорошо пошли полиэтилен и полипропилен, пользующиеся большим спросом в Юго-Восточной Азии. Комбинат стал активно работать с Китаем, захватившим рынок пластмасс — игрушек и других изделий. До сих пор комбинат работает на привозном сырье. Выход из сложившейся ситуации руководство видит в реализации газовой программы Восточной нефтяной компании (ВНК) и на строительство нефтеперерабатывающего завода фирмой «Томск Петролиум Компани». Это значительно удешевит продукцию. Но строительство в Томске нефтеперерабатывающего завода грозит выходом из ВНК нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий Красноярского края (так как подорвет сырьевую базу Ачинского нефтеперерабатывающего завода). В планах ТНХК производство высокомолекулярного полиэтилена — по 5 тысяч тонн в год [16].

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.       Доходы населения

Статистика, появляющаяся в средствах массовой информации и, следовательно, влияющая на массовое сознание, в массе своей соответствует прежним, доперестроечным, стандартам. Превалируют макропоказатели развития отраслей хозяйства. Отсутствуют данные о трансформации социальной структуры общества, поведенческих характеристиках тех или иных частей социума. Хотя именно такие данные могут не только пролить свет на динамику происходящих перемен, но и стать очень нужным ориентиром для тех, кто способен войти в когорту среднего класса — основы основ рыночного общества.

Примером именно такого варианта статистического анализа является одна из публикаций томской прессы. Информация исходит из областной налоговой инспекции. Если в 1993 г. трудоспособное население России представляло собой «беспорядочную толпу бегущих в разные стороны» людей, то уже к 1995 г. определились основные направления к формированию состояний, накоплению начального капитала или средств к существованию, кому что удалось. Автор предлагает подвести некоторые предварительные итоги для Томской области, «опираясь на статистические налоговые данные и оставляя вне рассмотрения «теневую экономику» и доходы преступности».

Отмечается, что гражданам не удалось овладеть в полном объеме всеми видами доходов. По определению закона существует пять их видов:

— доходы от предпринимательской деятельности;

— доходы в виде оплаты наемного труда;

— доходы от капитала;

— доходы в виде пенсий, пособий, дотаций, компенсаций;

— доходы из-за границы.

Качественные характеристики показывают, что население сохранило традиционное доверие к заработной плате, т.е. стремится в наемный труд,— привычный и стабильный вид дохода. В действительности это далеко не так. При наличии почти 650 тысяч «рабочих» мест, формально существующих на предприятиях и учреждениях области, почти 350 тысячам трудоспособного населения области задолженность по выплате зарплаты уверенно растет с января 1993 г. Привычно стабильный доход становится мифом, что ведет к нарастанию напряженности в обществе. Попытки власти увеличить доходы населения за счет бюджета через увеличение пенсий, пособий, дотаций, компенсаций имеют обратный эффект — растут «иждивенческие» настроения рабочей силы, развращая ее, создавая иллюзию возможности получать, имея прежнюю низкую квалификацию, работая на убыточных, социально не актуальных производствах, и ведут к отказу от активного поиска максимально эффективного способа получения доходов. Нравственных мотивов для формирования среднего класса в обществе не выработано: не преодолено прямое наследие иждивенчества рабочей силы в псевдоплановой экономике.

Тем не менее все больше трудоспособного населения включается в поиски собственных путей получения доходов, не рассчитывая на госбюджет. К середине 1995г. свыше 32 тысяч граждан области попробовали себя в качестве самостоятельных предпринимателей. Это составляет немногим более 9% трудоспособного населения. Пятая часть из них уже не выдержала конкуренции и условий труда. С другой стороны, доходы этой категории граждан наглядно отражают громадную дифференциацию: 3,2% предпринимателей получают 65% доходов, а 68,4% предпринимателей — лишь 3,9% доходов. Автор рассматривает это как «очень опасное свидетельство имущественного неравенства и отсутствия среднего класса в среде предпринимателей».

Заметно оживление граждан и в сфере операций с капиталом: формирование доходов от вложения средств в бизнес (дивиденды), получение доходов от сдачи в аренду движимого-недвижимого имущества). Однако тенденция резкой дифференциации доходов выражена также ярко — формирования среднего класса на рынке капитала не происходит. С учетом практического отсутствия граждан Томской области, сумевших организовать получение доходов в иностранных государствах, общая характеристика доходов неприглядная: 0,5% активной части граждан, работающих не по найму на всех сегментах рынка, получают 27% доходов, а 91,4% — получают 32,6% доходов. Таким образом, средний класс не формируется на всех сегментах рынка.

Автор подчеркивает, что отсутствие в РФ рыночной статистики ведет к тому, что власти не имеют достоверной информации для принятия управленческих решений, адекватных состоянию производительных сил общества, что может привести к новому витку насилия со стороны власти [17].

4.2.       Экология

На ликвидацию последствий аварии на Сибирском химическом комбинате Томской области регулярно выделяются централизованные средства из федерального бюджета. Полученные в августе 3660 миллионов рублей распределены по нескольким объектам: для центра радиационной безопасности и контроля, на строительство пожарного депо, на детскую инфекционную больницу, на возведение объектов по программе «Дети-инвалиды», на строительство второго железнодорожного полотна на перегоне Томск-2 — Тайга для перевозки особо опасных грузов и эвакуации при чрезвычайных ситуациях, для объектов связи в селах Наумовка и Георгиевка, на финансирование станции переливания крови, пожарно-химической станции, госпитальных клиник и радиодиагностического корпуса областной клинической больницы. Распределение федеральных средств будет осуществляться в соответствии с постановлением областной администрации номер 232 «О финансировании мероприятий по ликвидации последствий аварии на СХК» [18].

 

В больницах Томска появились «желтые» дети. Вопрос о причинах этого явления остается открытым. Впервые это явление было обнаружено на Алтае, о чем уже шла речь в материалах нашего мониторинга. Ученые считают причиной поражения новорожденных отравление компонентами жидкого ракетного топлива, которое попадает на землю в результате сброса отделяемых ступеней ракет. В Томской области пять таких районов сброса. Билирубин, токсичное вещество, не принимаемое печенью новорожденного, дает серьезные осложнения на мозг, провоцируя билирубиновую энцефалопатию, задержку в развитии, умственную неполноценность [19].

4.3.       Национальные проблемы

По сообщению пресс-центра областной администрации, Томской области из федерального бюджета выделено 90 миллионов рублей на осуществление государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера. Эти средства разделены между четырьмя районами области. Еще три с лишним миллиона выделено областному комитету по культуре и туризму на проведение мероприятий, посвященных объявленному ООН десятилетию коренных народов мира [20].

 

Александровская районная организация русских немцев «Возрождение» на общем собрании 20 сентября обсуждала правила выезда в Германию и порядок выдачи пособий, с которыми познакомил собравшихся председатель местного отделения Андрей Крамер, вернувшийся из Москвы с семинара. Для самого северного района области, где много высланных немцев, эти вопросы особенно актуальны. Порядка двух десятков семей отсюда уже выехало или готовится к отъезду на историческую родину [21].

Источники

1. Иванова Н. Виктор Кресс против смены курса // Томский вестник. — 1995. — 14 сентября. — С.2; Александров В. Губернатор определяет свою позицию // Томский вестник. — 1995. — 26 сентября. с.2; Кресс уполномочен заявить // Томская неделя. — 1995. — 28 сентября. — С.2.

2. Закон Томской области о выборах Главы администрации (Губернатора) Томской области // Красное знамя. — 1995. — 7 сентября. — С.2-3.

3. Устав (Основной Закон) Томской области // Томский вестник. — 1995. — 30 августа. — С.2-4.

4. Самое занятое управление в области // Томский вестник. — 1995. — 13 сентября. — С.2.

5. Молодцов Ю. Суд восстановил Неизвестных на работе, а его работа приказала долго жить... // Томский вестник. — 1995. — 13 сентября. — С.3.

6. Что русскому здорово, то немцу. — смерть // Томская неделя. — 1995. — 28 сентября. — С.3.

7. Скрябинская В. Комиссия и кандидаты взялись за дело // Томский вестник. — 1995. — 1 сентября. — С.2.

8. Скрябинская В. Комиссия и кандидаты взялись за дело // Томский вестник. — 1995. — 1 сентября. — С.2.

9. Александр Поморов. — кандидат коммунистов, аграриев и ветеранов // Томский вестник. — 1995. — 6 сентября. — С.2.

10. Мусорин П. Томичи в Москве // Томский вестник. — 1995. — 5 сентября. — С.2.

11. Кащеев Н. «ЯБЛОКО» дозрело до выборов // Томский вестник. — 1995. — 15 сентября. — С.2.

12. Сергеев И. Гальвас, Брекотнин, Галямов.. // Красное знамя. — 1995. — 7 сентября. — С.1.

13. Блок Рыбкина и томичи // Красное знамя. — 1995. — 20 сентября. — С.1.

14. Кащеев Н. Для политиков декабрь будет жарким // Томский вестник. — 1995. — 20 сентября. — С.1; Томичи в блоке Рыбкина // Томский вестник. — 1995. — 23 сентября. — С.2; Николаев Н. Сезон ливней под окнами избирательной комиссии // Томская неделя. — 1995. — 28 сентября. — С.8; Паладин С. Кто там шагает левой? // Красное знамя. — 1995. — 20 сентября. — С.2.

15. Свинин В. Для защиты прав человека // Томский вестник. — 1995. — 26 сентября. — С.2.

16. Яковлев А. Под прицелом. — ТНХК // Томский вестник. — 1995. — 1 сентября. — С.1,3.

17. Дроздов В. Ниша среднего класса // Томский вестник. — 1995. — 14 сентября. — С.7.

18. Черную дыру не заполнить миллиардами // Томский вестник. — 1995. — 20 сентября. — С.2.

19. Недоговорова Л. Странная болезнь // Красное знамя. — 1995. — 5 сентября. — С.1.

20. Всем малым народам. — по серьгам // Томский вестник. — 1995. — 26 сентября. — С.2.

21. Ковальчук Е. К переезду готовятся александровские немцы // Томский вестник. — 1995. — 26 сентября. — С.2.