Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Елена ЛАПШОВА

Самарская область

в сентябре 1995 года

В сентябре губернские власти обсуждали итоги выполнения областного бюджета за 1994 и 1-е полугодие текущего года. В этой связи было отмечено, что в нынешнем году заложена основа для финансовой стабилизации. По итогам фактического выполнения бюджета 1-го полугодия получено превышение доходов над расходами в объеме 917,7 млрд. рублей.

Губернская Дума приняла закон «О Самарской губернской Думе» в первом чтении. Принят закон «О местном самоуправлении». Прошли думские слушания о состоянии здравоохранения.

Сентябрь ознаменован началом активной предвыборной борьбе. На сегодняшний день 30 общественно-политических структур заявили о своем участии в выборной кампании. Своих кандидатов в депутаты уже выдвинули «Наш дом — Россия», «ЯБЛОКО», «Вперед, Россия!», представители «Согласия» И.Рыбкина, КПРФ, КРО, блок «Профсоюзы и промышленники России. Союз труда» и другие.

«Движением поддержки президента» создан оргкомитет по выдвижению президента Ельцина в качестве претендента на второй кремлевский срок.

Банковский кризис оказал воздействие на расстановку сил и иерархию регионального финансового рынка. Сегодня серьезные трудности испытывает входящий в Самаре в тройку лидеров СВКбанк.

Сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, при которой общая смертность превышает рождаемость в 34 городах и районах области.

Проблемами депрессивных и экономически неблагополучных городов слаборазвитых регионов серьезно озабочена администрация области.

1.    ВЛАСТЬ

Согласно принятой процедуре областной бюджет разрабатывается органом исполнительной власти (администрацией области) и принимается в качестве закона органом власти представительной (Губернской Думой).

На очередном заседании коллегии областной администрации разговор шел об исполнении бюджета. Оба проекта постановления — «Об исполнении консолидированного бюджета области и областного бюджета за 1994 год», «О законе Самарской области «О внесении дополнений и изменений в закон Самарской области «О консолидированном бюджете и областном бюджете на 1995 год»» — прошли на дальнейшее утверждение в Губернскую Думу практически без поправок.

Обсуждение бюджета прошлого года показало, что некоторые не лучшие бюджетные тенденции сохранились и до нынешнего времени. Часть налогов не добирается и теперь, возвратность кредитов и ссуд не стопроцентна. Оказалась недофинансирована экология.

Обсуждение бюджета текущего года показало, что в нынешнем году заложена основа для финансовой стабилизации. Спад производства составил всего четверть от того, что планировалось.

Однако в аграрной сфере ухудшились все качественные показатели.

Немало вопросов и горячих дискуссий вызвало уточнение распределения бюджетных средств. Собравшиеся в связи с этим отметили необходимость решения вопроса об искусственном административном делении, при котором предприятия сельхозпереработки оказываются зарегистрированными в городе. А район, который ее развивал, оказывается ни при чем.

Были высказаны претензии к принципу корректировки областного закона о бюджетах, суть которых заключалась в том, что областной центр, наподобие центра федерального, «тянет бюджет на себя», обижая территории, являющиеся бюджетными донорами. Эту тему поднял глава администрации Тольятти и председатель бюджетного комитета губернской Думы Н.Д.Уткин, высказавший недовольство сложившейся ситуацией: по областным программам Тольятти не получил ни рубля.

В Самарской области, к сожалению, не убывает, а прибывает число дотационных территорий. Благополучный в недавнем прошлом нефтеперерабатывающий Новокуйбышевск оказался теперь в их числе. Это связано, судя по всему с экономической политикой нефтяной компании «ЮКОС», в которую входит новокуйбышевский гигант — нефтеперерабатывающий завод. «ЮКОСу» нет дела до местных проблем.

Несмотря на все сложности, область достигла превышения доходов над расходами. Так, доходы и расходы по консолидированному бюджету составили 118,8 и 107,8% соответственно, а по областному118,9 и 107,3%. В первом полугодии 1995 года спад объемов производства составил 18%, а во втором этот показатель планируется привести к двум-трем. При этом намечено довести доходную часть консолидированного бюджета с 3,5 до 5,4 трлн. рублей. Достичь этого планируется не только за счет инвестиций в прибыльные проекты, но и ужесточения законодательных актов, имеющих прямое отношение к ставкам некоторых видов налогов, госпошлине, акцизам [1].

Итак, необходимость в корректировке бюджета области на 1995 год возникла из-за фактического превышения бюджета 1-го полугодия по доходам. Однако предложения администрации по использованию этих средств не были обоснованы пояснительной запиской, как это принято при рассмотрении бюджета. Поэтому у депутатов возникло немало вопросов. Прежде всего, по словам депутата Тарачева, заместителя комитета Губернской Думы по финансам и налогам, нарушение сроков представления в Думу бюджетных документов становится плохой традицией. Вопросы вызвало также слабое освоение средств по ряду статей бюджета, а предусмотренное в проекте увеличение финансирования по этим статьям оказалось и вовсе непонятным. Так, например, средства, выделенные на поддержку перспективных направлений развития АПК в 1 полугодии были освоены лишь на 18%, в то время как выполнение по труднодоступной для депутатского контроля статье «финансирование непредвиденных расходов» составило все 100%. На дотации пассажирского речного транспорта было выделено 400 млн. руб. Освоение этих средств в 1-м полугодии было равно нулю, однако администрация запросила увеличения финансирования на эти цели в объеме еще 200 млн. 10,7 млрд. рублей было отпущено на субсидирование строительства и приобретение жилья, в 1-м полугодии освоено чуть больше 17% этих средств, в то же время запрашивается еще около 3 млрд.

Депутаты не смогли получить от представителей финансового Управления обладминистрации ответы еще на ряд вопросов. Какова, скажем, эффективность использования средств, вносимых в уставные фонды различных АО? (На эти цели к выделенным первоначально 500 млн. рублей предлагается добавить еще 4 млрд.) Или что даст бюджету и налогоплательщикам покупка акций? (Здесь предлагается ввести дополнительную статью бюджета с финансированием 68 млрд. рублей.) По результатам обсуждения обладминистрации было предложено в недельный срок подготовить дополнительные материалы с тем, чтобы депутаты могли проверить выполнение всех статей областного бюджета на 1 сентября текущего года [2].

 

Четвертые думские слушания Самарской губернской Думы, состоявшиеся 12 сентября, были полностью посвящены проблемам здравоохранения.

С 1980 года процент средств областного бюджета, выделяемый на здравоохранение, постоянно сокращался — с 30 до 14 в этом году. Но Дума уже сейчас планирует увеличить отчисления на медицину в 1996 году до 20%.

Новая форма финансирования здравоохранения через действующий фонд обязательного медицинского страхования (ФТОМС) и 17 страховых компаний имеет ряд серьезных недостатков. В результате грубых финансовых нарушений средства оказались невостребованными. Деньги налогоплательщиков, например, лежали в Губернском банке, не используясь по назначению. Пять лет облздрав не проверялся по расходованию государственных средств. Последние проверки подтверждают, что свободные средства страховых компаний «крутятся» на банковских депозитах, в то же время лечебные заведения не получают от компаний предоплаты за лечение их клиентов. Заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам губернской Думы предложил создать при ФТОМС общественный (наблюдательный) совет из представителей разных партий, движений, журналистов, так как сейчас даже депутату трудно получить необходимую информацию о средствах страховой медицины.

Теперь у Думы есть Счетная палата, которая должна контролировать использование денег населения [3].

 

Повестка дня 19-го заседания губернской Думы включала 10 вопросов.

Областной закон «О Самарской губернской Думе», в который был внесен ряд поправок, был принят (в первом чтении) большинством голосов. На фоне уже начавшейся кампании парламентских выборов этот документ местного значения более чем скромен: всего-то 25 депутатов надлежит избирать самарцам, исключается принцип перманентного обновления Думы, она, разумеется, утверждает бюджет области, устанавливает порядок управления собственностью и характер ее приватизации и т.д. 

Разработанный депутатом-коммунистом Громом проект закона «Об областном референдуме» принят не был.

Закону «О местном самоуправлении» в Самарской области повезло больше, хотя он был подвергнут довольно жесткой критике со стороны администрации. Тем не менее закон принят во втором чтении и направлен на подпись губернатору, которую, вероятнее всего, он получит только после дополнительных согласований.

Не был принят «Свод правил по регулированию градостроительной политики и эксплуатации жилищ на территории Самарской области». Часть народных избранников поменяла свое мнение на противоположное под давлением аргументов мэра Самары О.Сысуева, содержащихся в письме, оглашенном депутатам за секунду до начала голосования. Депутаты вняли предостережениям заместителя председателя Думы Г.Лиманского о великой ответственности за принятие свода правил и решили не спеша поизучать документ по разделам. 

Затем Дума приняла дополнения к областному закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», призванные упорядочить процедуру предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям Самарской области. 

Также был принят ряд решений: о передаче издательства «Самарский дом печати» из государственной собственности в областную; утвержден перечень передаваемых из федеральной в областную госсобственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; одобрен предложенный состав общественной согласительной комиссии по государственной экономической поддержке самарских газет; определены время и ответственные за проведение думских слушаний по вопросам молодежной политики.

2.    ВЫБОРЫ

Идет сбор подписей потенциальных кандидатов в депутаты Государственной Думы и их регистрация. В Самаре сформированы два избирательных округа №152 и 153 (всего в области 5 округов). В пределах своего округа каждый кандидат должен собрать 5 тыс. подписей в поддержку своего выдвижения. Эта кампания продлится до 22 октября.

Далее после проверки избирательной комиссией правильности сбора подписей произойдет регистрация кандидатов в депутаты. После получения официального статуса начнется агитационная работа групп поддержки своих претендентов.

В Самаре действуют 530 избирательных участков. Эти выборы в Госдуму будут отличаться значительным числом кандидатов в депутаты. Только по Самарскому округу 15 человек официально заявили о желании баллотироваться в Думу, по Промышленному округу — пока 10. Число претендентов, конечно, будет увеличиваться.

Сегодня «горит» финансирование выборной кампании. По закону о выборах средства на их проведение поступают из федерального бюджета. Планируется каждому избирательному участку выделить 1,5-3 млн. руб., но в условиях бюджетного дефицита из Москвы не следует ожидать больше 1,5 миллионов на участок. Реально по смете каждому участку нужны 9 миллионов на оформление, печать, транспорт и другие расходы. Не секрет, что выборы прошлых лет проходили за счет предприятий. А ныне заводы сами сидят на голодном финансовом пайке. Без успешного решения денежной проблемы нынешние выборы в Госдуму будет провести чрезвычайно сложно.

2.1.       Партии

В сентябре предвыборная гонка стала набирать силу в провинции. В Самарской области на сегодня зарегистрировано 77 общественно-политических структур, в уставах которых есть пункт об участии в выборных кампаниях. Всего около 30 самарских блоков заявили о своем участии в выборах. Одни из них — части общероссийских структур, другие — региональные.

2.1.1.      «Наш дом — Россия»

К настоящему моменту окончательно оформился только «правый центр», называемый «Наш дом — Россия». Детище Черномырдина, сразу же после своего рождения в мае подобравшее давно оброненное «демороссами» знамя «правительственной партии», имеет в лице Самарской региональной организации свой главный плацдарм в провинции.

Просуществовав немногим более трех месяцев, движение приобрело свыше 2 тысяч индивидуальных членов и несколько коллективных, среди которых — областная организация семей военнослужащих, погибших в Афганистане, «Союз Чернобыля» Октябрьского района, общество инвалидов войны Октябрьского района, областная организация Союза землевладельцев.

По федеральному избирательному округу конференция регионального отделения выдвинула председателя названного отделения, депутата губернской Думы, главного врача Самарского диагностического центра В.Ф.Шарапова, а кроме того, секретарей С.В.Юрина, М.С.Воронину. По одномандатным округам были утверждены заместитель главы администрации Тольятти А.Т.Морозов, главный врач Сызранской муниципальной больницы И.Л.Береснев, руководитель департамента по спортивным сооружениям В.А.Лекарева, депутат Губернской Думы В.А.Тарачев и руководитель Поволжского отделения Российской инженерной академии В.П.Шорин.

Губернатор К.А.Титов занимает второй после Черномырдина пост НДР, а кроме уже упомянутых депутатов губернской Думы, к движению примкнул и сам его председатель Л.И.Ковальский. Следует добавить, что и диагностический центр, приватизированный областным комитетом по имуществу как-то уж очень торопливо, и отделение Инженерной академии пользуются одинаковой любовью и кредитом у высокопоставленных чиновников областного масштаба. Разумеется, это не совпадение. Большая концентрация влиятельных лиц в региональной организации «Нашего дома» отражает сложившуюся в области ситуацию, когда официальный государственный аппарат фактически включает в себя руководство некоторых акционерных обществ, нежизнеспособных в условиях рынка, пользующихся постоянными бюджетными льготами и несущих на себе ответственность за огромное число наемных рабочих. Классическим примером такого предприятия может служить «Авиакор», арбитражный управляющий которого Л.Хасис с готовностью вошел в НДР. Активное участие в партийной деятельности НДР принимает и В.Каданников, генеральный директор АО «АвтоВАЗ».

2.1.2.      «ЯБЛОКО»

Вслед за соратниками Черномырдина выступают самарские кандидаты от объединения «ЯБЛОКО» (центральное руководство «ЯБЛОКА» пока не признало полномочия «ЯБЛОКА» самарского). Его региональная организация как будто специально создана для плавного перехода от абсолютно проправительственного НДР к оппозиционно-реформистским движениям. Переходность, правда, заключается не в идеологии здешних сторонников Явлинского, а в самом составе баллотирующихся. Среди них есть люди, которые в иной ситуации, возможно, примкнули бы к «Нашему дому», как, например, бывший заместитель К.Титова В.Семенычев или бывший же соратник Титова по ДВР Г.Шатский. Но с некоторых пор губернатор по разным причинам дистанцируется от обоих. В подписных листах Семенычев и Шатский обозначены как независимые депутаты, но это, по-видимому, тактический ход местных явлинцев, пытающихся занять Думу «с разных сторон». Не исключено, что «независимость» названных кандидатов оформлена с целью упрощения взаимодействия с Движением поддержки президента — карманной партией полномочного представителя Ельцина в области Ю.М.Бородулина, который, симпатизируя Семенычеву и Шатскому, не склонен поддерживать «ЯБЛОКО» в целом.

Наравне с независимыми смотрятся и собственно «яблочные» кандидаты директор АО «Средняя Волга» г-н Гриншпун и главный инженер АО «Авиаагрегат» г-н Кулаков.

Остальные кандидаты «ЯБЛОКА» к правящей элите Самарской области никогда не принадлежали, но по крайней мере у одного из них, владельца сети магазинов «Захар» В.Захарченко, есть к этому законное стремление. Второй, В.Никишин — демократ по призванию, изгнанный вместе с Шатским из ДВР.

2.1.3.      Другие демократические партии

Депутат Госдумы М.Фейгин, оставшись у кормила самарских «выбороссов», строит свою предвыборную игру на принципах, схожих с «яблочными», только амбиции у него скромнее. Шатскому и Захарченко он может противопоставить одного только О.Борисова — владельца сети магазинов «Энон».

Вследствие своей чрезмерной энергичности М.З.Фейгин успел оставить след и в истории регионального отделения общественно-политического движения «Вперед, Россия!». Окончательно движение оформилось в нашей области в июне. Возглавил его В.Ю.Мингалев — председатель президиума координационного совета «Вперед, Россия!», директор тольяттинской фирмы «Александр Македонский и Эллада».

Но первая попытка учреждения в Самаре его филиала произошла еще в апреле, когда Фейгин самовольно собрал здесь конференцию с использованием лозунгов и символики «Вперед, Россия!», где было выбрано руководство региональной организации. Разумеется, в него вошли в основном соратники Фейгина, но В.Ю.Мингалев уже тогда стал активистом движения. Борис Федоров оказался человеком щепетильным. Прыткий депутат был дезавуирован, и в Тольятти образовался новый филиал.

По сравнению с местными НДР и «ЯБЛоком» последователи Б.Федорова выглядят сущими бессребрениками, и каких-либо выдающихся завоеваний от них ожидать трудно. Кроме собственно Мингалева, баллотирующегося по Тольяттинскому округу, они выставляют учительницу школы №78 г.Самары Н.А.Вялову, бортпроводницу И.М.Глузскую, заместителя редактора газеты «Самарские губернские ведомости» Т.Н.Лукьянову и директора новокуйбышевской строительной фирмы В.М.Семенова.

Местные республиканцы (Самарское региональное отделение Республиканской партии) насчитывают в своем составе 259 человек. Они, как и сторонники Б.Федорова, рассчитывают скорее на имидж честного малого, чем на упругость мошны и на связи в цитадели Белого дома. Трудно сказать, окажется ли этого достаточно для победы на выборах. Кандидаты республиканцев: О.М.Тихонов — член политсовета партии и ее «ветеран», С.Р.Кутасин, бывший старший уполномоченный УВД, выгнанный «за правду», а также В.Н.Бастан и Р.Ш.Вальсин. По федеральному списку проходит ответственный секретарь региональной организации В.В.Зацепин.

2.1.4.      «Согласие»

Близки по идеологии к республиканцам так называемые левоцентристы. Самарское представительство «Согласия» Ивана Рыбкина возглавляет корреспондент «Самарских известий» Л.Г.Красавина. В «Согласие» сразу же вошли в качестве коллективных членов областной комитет профсоюза кооператоров во главе с председателем Г.А.Шевелевым и профсоюз «Солидарность».

После официального отказа аграриев и Промпартии сотрудничать с рыбкинцами «Согласие» не делает попыток контакта с другими политическими силами. Тем не менее уже сейчас у самарских организаторов движения есть уверенность, что в левоцентристский блок вместе с ними войдут областное отделение Российского союза молодежи, областной фонд инвалидов войны в Афганистане и «Народное движение» Г.Лиманского.

Знает ли об этом сам Г.Лиманский — неизвестно. Самарское отделение «Согласия» выставляет одного своего представителя — В.И.Индирякова, юриста по профессии.

2.1.5.      КПРФ

Оптимистически настроена в отношении выборов Самарская организация Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Уверенное положение зюгановцев на политической сцене со времени прошлых выборов не изменилось. КПРФ отказывается от сотрудничества с Российской коммунистической рабочей партией, Союзом коммунистов, Российской коммунистической партией и ВКП(б), тем более что в Самаре перечисленные партии практически отсутствуют или молчат.

Официально коммунисты входят в предвыборное объединение «За социальную справедливость», образованное на рубеже 1993-1994 годов. В нем несколько беспартийных с достаточно громкими именами (депутат Госдумы Любовь Рожкова, депутаты губернской Думы Н.Боброва и А.Иванов, бывший народный депутат России Ю.Юдин...), однако львиную долю рядовых членов составляют члены компартии.

В настоящий момент коммунисты достигли договоренности с Аграрной партией (АПР) о координации усилий в одномандатных округах. Поэтому кандидатов в двух округах (Сызранском и Тольяттинском) определяют аграрники [4].

Зюгановцы среди первых утвердили своих кандидатов. Может быть, это было сделано даже слишком рано, потому что впоследствии двое из них — депутат Госдумы Л.П.Рожкова и депутат губернской Думы, председатель законотворческого комитета Н.Боброва — ушли. Остались кандидаты по одномандатным округам генерал Макашов и председатель обкома КПРФ В.С.Романов. Рожкова выступает теперь как независимый кандидат, ибо убеждения ее все больше склоняются в сторону «патриотизма» образца Глазьева и Скокова. Боброва же перешла в КРО.

2.1.6.      КРО

Перебежки кандидатов не предвещают конфликта между партиями. Конгресс русских общин (КРО) поддерживает постоянные контакты с КПРФ, они обмениваются информацией и, не исключено, будут координировать свои действия в период предвыборной борьбы. Среди поклонников генерала Лебедя по одному только федеральному списку, кроме Бобровой, проходят еще три человека: Е.Е.Егоров — председатель совета Федерации профсоюзов Самарской области; Н.А.Гаврилов — помощник прокурора областной прокуратуры по делам несовершеннолетних и С.Ф.Саньков — директор Тольяттинского городского бюро путешествий и экскурсий. По одномандатным округам баллотируются Б.Н.Гусев — председатель областного комитета по реабилитации жертв политических репрессий, атаман Волжского казачьего войска и В.В.Ломакин — заместитель заведующего кафедрой тольяттинского Политехнического института.

В тесной связке с КРО работает и избирательный блок «Профсоюзы и промышленники России. Союз труда», состоящий из представителей Промпартии и движения «Профсоюзы России — на выборы». Собственных кандидатов новый блок не выдвинул.

КРО отказывается от сотрудничества с местным отделением ДПР. Измена Травкина не повлияла на решимость остальных членов партии разделить свои голоса между Партией самоуправления трудящихся Святослава Федорова и объединением Скокова — Лебедя — Глазьева.

2.1.7.      ЛДПР

Городское отделение ЛДПР пребывает в полной политической изоляции и стоит особняком. По одномандатным округам будет баллотироваться целая плеяда профессиональных политиков: депутаты Госдумы, фракция ЛДПР — М.П.Бурлаков и А.В.Киреев, а также помощник Бурлакова А.А.Опрыжко [5].

 

Следует отметить, что в публикациях, посвященных выдвижению кандидатов в депутаты, встречаются неточности, некоторые кандидаты меняют свою партийную принадлежность или выдвигаются как независимые, несмотря на активную деятельность в рядах партий и объединений. Расставить все на свои места поможет время. Несмотря на стремительное приближение выборов, большинство вышеперечисленных партий и объединений пребывают в полудреме. Пропаганда и СМИ полностью в руках у НДР. Уличная — под контролем ЛДПР и философски настроенных граждан, считающих, что «выборы — обман». Это странное молчание косвенно отражает организационную слабость подавляющей части здешних политиков.

2.2.       Общественные организации

Самый верный способ набрать большое число голосов на выборах — стать защитником обездоленных. Огромная масса обманутых и обворованных — вкладчики. Помочь им решили депутаты Самарской Думы А.С.Асанин и его помощник Б.А.Данилкин. Они создали Союз по защите прав вкладчиков при Самарской городской администрации. Их цель — собрать информацию размерах вкладов и представить в Думу проект закона, дающего право Сбербанку РФ перевести к себе эти вклады и открыть новые счета. Так как первый виновник — государство, оно и должно рассчитаться со вкладчиками первым. Однако деньги не удастся вернуть, пока не приняты никакие законы. Асанин встречался в Москве с председателем Комитета Государственной Думы по экономической политике С.Глазьевым, которому он передал проект закона о защите прав вкладчиков. В ответ однако не было сказано ничего конкретного.

6 октября обманутые вкладчики, объединенные общими проблемами, собираются на Площади Славы. Вряд ли это событие оставят без внимания политические партии и общественные организации.

 

Готовы выступить на защиту вкладчиков и члены еще одной общественной организации — созданного 18 сентября регионального отделения Всероссийского профессионального союза участников финансового рынка «Содействие». Новый профсоюз избрал благородную цель — защиты прав своих членов (людей, причастных к финансовому рынку, — от банкиров до обманутых вкладчиков). Причем упор делается на последних.

Профсоюз не похож на остальные: ни в одном из профсоюзов нет таких значительных вступительных и текущих взносов — 200 тыс. руб. за «членство», а впоследствии — 60 тыс. в квартал. Услуги экспертного бюро профсоюза тоже недешевы: при оформлении документов в суд член профсоюза «должен уплатить добровольно целевой взнос в размере 10% от заявленной суммы ущерба».

За активную пропаганду идей профсоюза, агитацию и привлечение новых участников организация по истечении трех месяцев может оказывать вам материальную помощь до 500 тысяч рублей ежеквартально, а может не оказывать.

Руководитель Самарского отделения профсоюза «Содействие» О.И.Малюков уверен, что новообразование способно помочь обманутым вкладчикам лучше, чем «судебные исполнители, которых никто не контролирует».

Руководитель Самарского отделения профсоюза не считает свою деятельность построением пресловутой финансовой пирамиды, а просто «принцип материальной заинтересованности» ставит на первое место.

У профсоюза есть и политическая платформа. Помимо первоочередных его задач — увеличить размер минимальной зарплаты до 500 тыс. руб. в месяц, пенсии — до 400 тысяч, продолжительность отпуска — до 36 рабочих дней и т.д., конечная цель «Содействия» — продвижение своих депутатов в Государственную Думу и влияние на все стороны политики государства.

28 сентября в ряды Самарского регионального отделения профсоюза «Содействие» вступили 32 человека [6].

2.3.       Президентские выборы

Несмотря на отдаленность предстоящих президентских выборов, уже сегодня в Самаре на конференции партии «Россия — президентская республика» принято решение о создании оргкомитета по выдвижению нынешнего Президента России Б.Н.Ельцина в качестве претендента на второй кремлевский срок. Подобные же структуры созданы уже в десятках регионов Федерации, и они готовы начать сбор подписей за президента, хотя сам Б.Н.Ельцин пока не определился, будет ли он в июне будущего года сражаться за сохранение за собой высокого поста [7].

3.    БАНКИ

Банковский кризис, разразившийся в конце этого лета, оказал самое серьезное воздействие на расстановку сил и иерархию регионального финансового рынка. Наиболее значительными проявлениями кризиса стали фактическое прекращение межбанковского кредитования и сокращение объемов расходных операций Средневолжским коммерческим банком, традиционно входившим в Самаре тройку лидеров.

По просочившейся в печать информации, вслед за СВКБ начали испытывать серьезные финансовые трудности и другие финансовые «киты» Самарской области, в частности АвтоВАЗбанк и «Инкомбанк».

При этом становятся очевидными широкие возможности, появившиеся у ряда средних банков в сфере упрочения своих позиций за счет открытия расчетных счетов новыми достаточно крупными клиентами. Достаточно стабильные позиции в связи с этим занял Волго-Камский коммерческий банк, чья реорганизация в Межрегиональный банк реконструкции и развития региона «Большая Волга» близка к успешному завершению [8].

Областная администрация совместно с банкирами обсудила идею объединения 2 — 3 крупных банков, с тем, чтобы резко увеличить уставный капитал. Но, судя по последним данным, слияние трех самарских банков (СВКБ, Волго-Камского и АвтоВАЗбанка), не состоится. Главный акционер АвтоВАЗбанка — АвтоВАЗ выступил против объединения с СВКБ, испытывающим сегодня серьезные финансовые затруднения. Г-жа Д.Вагапова, председатель правления СВКБ, сообщила в связи с этим, что она намерена провести переговоры по поводу интеграции СВКБ в один из крупных московских банков.

Тем не менее в связи с разговором о несостоявшемся альянсе г-н Хасаев отметил, что концепция создания банковской группы регионального значения одобрена соответствующим постановлением областной администрации. Таким образом, несмотря на неудачу проекта АвтоВАЗбанк-СВКБ-ВККБ, можно предположить, что от идеи создания регионального «супербанка» в Самаре отнюдь не отказались [9].

В администрации г.Самары работает штаб по чрезвычайной ситуации с бюджетом. Всего за неделю (с начала кризиса), по словам мэра Самары О.Сысуева, бюджеты городов и районов не получили порядка 40 млрд. рублей (поступления снизились в 2 раза) от плательщиков налогов, которые находятся на обслуживании в банках, испытывающих серьезные затруднения. Пока не преодолен кризис, подписаны документы об использовании векселей «Самараэнерго» при внутригородских расчетах. Также О.Сысуев подписал постановление «О неотложных мерах по исполнению бюджета города в 3-м квартале 1995 года». Муниципальным предприятиям, занятым автотранспортным обслуживанием и благоустройством, рекомендовано открыть вторые расчетные счета в Волго-Камском коммерческом банке [10].

4.    ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

В Самарской области, как и во всей России, сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация. Общая смертность у нас превышает рождаемость. Так, в прошлом году рождаемость оставалась на одном уровне — 8,9 на тысячу жителей, а общая смертность возросла с 13,7 в 1993 году до 14,7 — в 1994. Таким образом, показатель естественного прироста населения отрицательный и негативные тенденции продолжают развиваться.

Число городов и районов области, где отмечается превышение смертности населения над рождаемостью, за последние пять лет значительно увеличилось. Если прежде таких территорий было 9, то сегодня — 34! Лишь в Тольятти сохраняется положительный показатель прироста населения. Что же касается смертности, то тут печальное первенство держит Октябрьск — 22,3.

Главной причиной смертности на сегодня являются болезни кровообращения — 51,4%. На второе место впервые в нашей области среди причин смертности вышли травмы и отравления14,2%. Третье место в этом ряду занимают новообразования — 14%.

Неблагоприятная демографическая обстановка напрямую связана с экологией. До сих пор более 30 000 человек живут в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий.

Самара, Тольятти и Новокуйбышевск находятся в перечне городов страны с высоким уровнем загрязнения атмосферы. Отмечается и ухудшение качества питьевой воды [11].

Проблемами демографического и экологического характера, также экономическим неблагополучием отдельных регионов обеспокоены руководители области. Разрабатывается программа поддержки депрессивных, экономически неблагополучных и слаборазвитых регионов. К депрессивным отнесены города Октябрьск, Чапаевск, Похвистнево, к экономически неблагополучным — Самара, Тольятти и Новокуйбышевск, к слаборазвитым — ряд сельских районов на севере области.

Семинар «Проблемы и пути активизации социально-экономического развития г.Октябрьска» должен был стать одним из этапов работы над вышеупомянутой программой.

Главная особенность Октябрьска — небывало высокий удельный вес пенсионеров (более 1/3 жителей города). Размер средней зарплаты 287 тыс. руб. против 541 тыс. руб. в среднем по области — позволяет предположить, что значительную часть числящихся рабочих можно отнести к категории скрытых безработных или частично занятых. 1040 человек, или 8% трудоспособного населения, — официальные безработные. Уровень безработицы в несколько раз выше среднеобластных показателей.

Большинство предприятий находятся в бедственном положении, несколько вообще прекратили работу.

В 1994 году 42,7% доходной части городского бюджета пришлось на дотации из областной казны [12].

Источники

1. Пока запас карман не тянет // Волжская Коммуна. — 1995. — сентября.

2. Нет налогов без контроля налогоплательщиков над их использованием // Самарская газета. — 1995. — 27 сентября.

3. Миллиарды оказались невостребованными // Самарские известия. — 1995. — 19 сентября.

4. Коммунисты заключили союз с аграриями // Дело. — 1995. — 1 сентября.

5. В.Катаев. При всем богатстве выбора «другой альтернативы» нет // Моя газета. — 1995. — 30 сентября.

6. Грабеж под маской профсоюза // Моя газета. — 1995. — №129 (419).

7. Партия нашего рулевого // Волжская коммуна. — 1995. — 2 сентября.

8. Банковский кризис приводит к значительным изменениям на региональном финансовом рынке // Волжская коммуна. — 1995. — 27 сентября.

9. АвтоВАЗ наложил вето на проект объединения банков // Самарские известия. — 1995. — 15 сентября.

10. Банки вогнали в пот городской бюджет // Самарская газета. — 1995. — 2 сентября.

11. Демографическое ЧП // Волжская коммуна. — 1995. — 22 сентября.

12. Октябрьск. — депрессивный город. По сравнению с чем? // Дело. — 1995. — №29. — 1 сентября.