Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ленинградская область

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в сентябре 1995 года

Губернатор Ленинградской области, как и мэр СПб, стремится сохранить контроль в руках действующей администрации при формировании системы местного самоуправления. Губернатор области агитирует за движение «Наш дом — Россия».

Правительство Ленинградской области озабочено традиционными трудностями со сбытом собранной сельскохозяйственной продукции.

В правительстве области работают над созданием концепции создания системы управления недвижимостью на территории Ленинградской области.

При проверке использования земель в ряде волостей выявлены существенные нарушения законодательства со стороны глав местных администраций.

Законодательное собрание области отложило рассмотрение пакета законопроектов о местном самоуправлении.

В ходе избирательной кампании в Ленинградской области активны представители различных коммунистических движений, конкурирующие между собой.

В Ленинградской области группа номенклатурных работников учредила Общественный комитет по подготовке к выборам Президента РФ, негласной задачей которого является поддержка повторного выдвижения Б.Ельцина.

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.       Губернатор Ленинградской области

Губернатор Ленинградской области А.Беляков совершил традиционные поездки в районы, где встречался с жителями и работниками предприятий и организаций. Один из животрепещущих вопросов, обсуждавшийся, в частности, во Всеволожском районе, — вопрос о земле под огороды. Дело в том, что по генеральному плану развития ряда поселков площади, занятые огородами, должны отойти под строительство коттеджей, огороды же придется перенести в более отдаленные места. Сложность состоит в том, что местные жители часто берут себе по несколько площадок, чтобы потом перепродать эту землю богатым жителям СПб. Губернатор дал поручение главам администраций соответствующих поселков составить подробный реестр огородных участков и их владельцев. Как правило, в таких поездках губернатору приходится разбираться с проблемами коммунального хозяйства, подготовки к зиме.

 

Во время своей поездки в Лужский район А.Беляков провел встречу с хозяйственными руководителями, главами и работниками волостных и районных администраций, где высказался по широкому кругу вопросов. В отношении объединения с Санкт-Петербургом губернатор заявил, что никаких выгод Ленинградской области это не принесет, скорее наоборот — на первом плане всегда будут «проблемы Невского проспекта», а не какой-нибудь маленькой деревеньки. Для петербуржцев земля Ленинградской области всегда будет местом отдыха, тогда как для жителей области — средство жизни. В связи с предстоящими выборами в Госдуму губернатор предостерег собравшихся, чтобы они не верили тем, кто перед выборами будет многое обещать, и подчеркнул, что поддерживает движение «Наш дом — Россия».

 

При обсуждении перспектив финансирования нужд Ленинградской области из федерального бюджета в будущем году губернатор А.Беляков на заседании аппарата правительства предупредил своих заместителей о их личной ответственности за то, чтобы порученные им участки работы получили отражение в федеральном бюджете.

А.Беляков в очередной раз высказал неудовлетворение работой министерств над проектами областных законов. Он отметил, что наступает особо ответственный момент в законотворческом процессе — разработка и принятие блока законов о местном самоуправлении. Необходимо правильно определить уровень самоуправления. По мнению губернатора, снижение этого уровня до волостей приведет к появлению около двухсот субъектов, а это будет означать потерю всякого управления. Губернатор поручил организовать и провести в октябре конференцию с участием министерств, депутатов Законодательного собрания, глав местных администраций для выработки концепции местного самоуправления в Ленинградской области. Особое внимание следует уделить опыту г.Шлиссельбурга — пионера в деле местного самоуправления в области.

Ближайшее будущее покажет, удастся ли губернатору области с большей легкостью и с меньшими потерями, чем мэру СПб, претворить в жизнь устраивающий его вариант местного самоуправления.

1.2.       Правительство области

Накануне общероссийской забастовки работников образования аппарат правительства обсуждал положение учителей в области. Правительство полностью разделяет экономические требования учителей, но считает, что забастовка как средство социальной борьбы несовместима со статусом и предназначением учителя.

Руководство области в очередной раз предупредило глав районных и городских администраций о необходимости обеспечить выпуск документов о проведении индексации зарплаты учителей, обещанной с 1 сентября. Департамент финансов заявил, что гарантирует обеспечение индексации через поправки в уточненном бюджете, систему взаимозачетов и другими способами. Главы местных администраций были официально предупреждены, что если они поднимут зарплату себе и чиновникам своего аппарата, «забыв» поднять зарплату учителям и врачам, то их персональные дела будут рассматриваться в правительстве.

В области в очередной раз сложилась трудная ситуация с реализацией собранных овощей и картофеля — нет оптовых покупателей, не поступают деньги по договорам с федеральными службами, задерживают оплату традиционные потребители продукции Ленинградской области — северные области России и армейские подразделения. Вопрос обсуждался на заседании аппарата правительства области. Председатель правительства Н.Смирнов одной из причин сбоев в реализации продукции считает отсутствие в области действенной системы оптовых закупочных предприятий.

Впрочем, для этого нужны крупные инвестиции. Окончательного ответа на вопрос, будут ли такие инвестиции изысканы, пока нет.

 

На заседаниях правительства Ленинградской области рассматривались вопросы, связанные с наступлением отопительного сезона. В этой сфере — по прежнему много проблем, прежде всего из-за нехватки средств на оплату топлива. Рассматривались также вопросы тарифов на квартплату и коммунальные услуги, проблемы водоснабжения в некоторых районах области, вопросы охраны труда и т.п. Лейтмотив всех обсуждений — нехватка денег. Председатель правительства Н.Смирнов высказался за разработку специального закона, регламентирующего взаимную ответственность обслуживающих предприятий и квартиросъемщиков. Принято постановление о комплексе мер по охране труда.

 

На проходившем в Санкт-Петербурге выездном заседании Госкомимущества РФ представитель комитета по управлению имуществом Ленинградской области рассказал о работе, проводимой правительством области по разработке «Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Ленинградской области».

 

Сообщение вызвало заинтересованную реакцию собравшихся, многие представители других регионов увезли с собой предоставленный им проект «Концепции». Отмечают, что данная Концепция прозвучала диссонансом по отношению к принципам, провозглашенным на заседании председателем Госкомимущества Сергеем Беляевым. Его подход сводился к тому, что главной задачей является как можно более скорая продажа в частные руки государственной доли собственности, чтобы у предприятий появился эффективный владелец. С.Беляев потребовал даже отказаться при приватизации от инвестиционных конкурсов, заменив их более быстрой аукционной продажей. Однако не все согласны с тем, что необходимо начисто отвергнуть мысль о том, что государство не способно сколько-нибудь разумно управлять собственностью. Не согласны с этим и разработчики упомянутой Концепции в правительстве Ленинградской области. Концепция призвана создать четкую систему учета недвижимости и контроля за ней. Как известно, в настоящее время в этой сфере никакого порядка нет — значительная часть собственности уже роздана, но зачастую не известно кому — информация рассредоточена по множеству ведомств, качество документов часто очень низкое. Предполагается также разработка реформы налоговой системы — перенос центра тяжести с налогообложения прибыли на налог на недвижимость. Для укрепления финансового положения области предполагается проводить работу по поиску инвесторов для приватизационных конкурсов с тем, чтобы гарантировать будущую доходность приватизируемых предприятий, что предпочтительнее разовой крупной выгоды от аукционной продажи.

 

Заместитель председателя комитета по международным связям Ленинградской области О.Кащенко охарактеризовал инвестиционный климат Ленинградской области. Он сообщил, что в последнее время в правительство области стало поступать значительно больше коммерческих предложений от иностранных компаний, стремящихся разместить здесь свое производство. Это связано с особым геополитическим положением, которое Ленинградская область приобрела за последние годы, оказавшись единственным регионом России, имеющим береговую линии на Балтике, пригодную для строительства портов. Очень выгодна также близость к Петербургу, при том, что в области аренда земли, зданий и помещений может оказаться гораздо дешевле. Вместе с тем в правительстве понимают, с какими сложностями сталкиваются иностранные предприниматели в России и в Ленинградской области в частности. Так, О.Кащенко признал, что в правительстве еще не выработана методика, позволяющая быстро и профессионально реагировать на поступающие предложения и оценивать значимость проекта. Отсутствуют консалтинговые фирмы, которые должны были бы профессионально заниматься этими вопросами по заказам органов власти.

1.3.       Местные администрации

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству сообщил о результатах проверок использования земель, переведенных в ведение местных администраций девяти волостей Ленинградской области. В соответствии с законодательством РФ эти земли должны были распределяться среди граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п. Практически во всех проверенных волостях были допущены нарушения законодательства.

Одна из волостных администраций Выборгского района приняла ряд постановлений, по которым различным коммерческим структурам отошли 545 гектаров лесных земель. Между тем в этой же волости с 1991 года остаются нерассмотренными более 460 заявок местных жителей на выделение участков под жилищное строительство.

Некоторые главы волостных администраций умудрились выделить участки, не переданные в ведение волостей и находящие в государственной собственности. Было отмечено, что проверка была выборочной, однако, судя по всему, в других волостях дела обстоят не лучше. Комитет, проводивший проверку, на заседании правительства предложил отменить незаконные постановления глав администраций. Однако не ясно, будут ли незаконно получившие землю владельцы лишены ее, а также будут ли приняты какие-то меры к главам администраций — нарушителям закона.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

На 11-м заседании ЗС 12 сентября бурные дебаты вызвала поправка к регламенту, предложенная комиссией по законодательству, согласно которой не подписанный и не отклоненный губернатором в течение 2 недель закон автоматически вступает в силу через 7 дней после указанного срока. Возражения сводились к тому, что в срок уложиться практически невозможно по техническим причинам: стенограммы не расшифровываются по две недели и т.п. Проблема — в отсутствии у ЗС своего аппарата.

Отдельные противники поправки пытались отклонить ее на том основании, что не надо мешать губернатору осуществлять его право отклонить закон, лучше создавать согласительные комиссии. За поправку проголосовали 15 депутатов, против — 6.

Не удалось принять отклоненный губернатором закон о мерах поддержки СМИ. Надежды преодолеть вето не было, а компромиссный вариант не устраивал автора закона — депутата Г.Смирнова. Создана согласительная комиссия.

 

26 сентября состоялось 12-е заседание Законодательного собрания Ленинградской области. Из 12 вопросов повестки дня успели рассмотреть только половину. Необычно затянулось обсуждение самой повестки — два часа спорили, стоит ли рассматривать блок из 6 законопроектов по административно-территориальному устройству и местному самоуправлению. Оказалось, что часть депутатов не успела ознакомиться с вступившим в силу федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Предлагалось отложить рассмотрение до тех пор, пока правительство области подготовит финансовое обоснование представленного законопроекта. В итоге этот вопрос в повестку дня не попал.

Был принят уточненный бюджет на 1995 год: увеличены расходы по ряду статей в связи с незапланированным увеличением доходной части. Прогноз поступлений в бюджет во второй половине года позволил установить бюджет бездефицитным. Предусмотрено увеличение субвенций на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. Увеличены расходы на сельское хозяйство, причем средства добавлены благодаря внесенной депутатами поправке, предусматривающей сокращение расходов на фонд «Малый бизнес и предпринимательство».

Без проблем принят закон «О льготном налогообложении предприятий жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области» (эти предприятия освобождены от уплаты налога на имущество в части, вносимой в областной бюджет).

Отклонен законопроект о снижении ставки налога на имущество для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, инвестирующих средства в развитие производства упаковочной тары. Первый заместитель председателя правительства Ю.Мельников, представлявший проект, разъяснил, что формулировка законопроекта составлена таким образом, что позволит освободить от налога только одно предприятие — Светогорский ЦБК, так как только он и нуждается в средствах на внедрение соответствующей технологии. Никаких возражений со стороны депутатов не последовало, однако «за основу» проголосовали только 16 человек. Повторное голосование дало тот же результат.

Принят в первом чтении законопроект «О взаимодействии Октябрьской железной дороги и правительства Ленинградской области», хотя он и вызвал споры. Как выяснилось на заседании ЗС (неожиданно для многих депутатов), эти два партнера имеют существенные претензии друг к другу. Железная дорога должна области 33 млрд. рублей. Правительство упрекает руководство дороги в нетактичном поведении в связи с постоянным уклонением от уплаты налогов в областной бюджет. В законопроекте предусматривается ежегодное выделение областью средств на покрытие убыточности от пригородных железнодорожных перевозок. Недостаток этих средств всегда восполнялся за счет тарифов на грузовые перевозки. Однако в законопроекте ничего о них не сказано. Депутаты поручили тщательно доработать проект [1].

3.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

3.1.       Политические движения: избирательная кампания

Начавшаяся избирательная кампания в Ленинградской области на этапе сбора подписей освещается средствами массовой информации довольно скупо. Известно, что на помощь в сборе подписей своим областным товарищам по избирательным объединениям приходят команды из Петербурга, завершившие сбор подписей за своих кандидатов в городе. В частности, такую помощь оказывает питерское «ЯБЛОКО».

Немного пока добавилось информации о региональных партийных списках и отдельных кандидатах (о некоторых мы уже сообщали [2]).

3.1.1.      Левые

КПРФ выставила своих кандидатов не во всех округах, видимо, сделав ставку на партийные списки. Противоположную тактику избрали не столь респектабельные «альтернативные» коммунисты — избирательное объединение «Коммунисты — «Трудовая Россия» — За Советский Союз» (состоит из РКРП, РПК, ОФТ и др.), выставляющие своих кандидатов по всем одномандатным округам.

По 98-му округу Ленинградской области намерен баллотироваться секретарь Ленинградского обкома КПРФ Юрий Белов. От «альтернативных» коммунистов здесь же собирает подписи член РПК студент Андрей Маркушев из Лодейного Поля. Противоречия между ними обозначились уже на этом этапе. Представители менее многочисленной РПК рассчитывают на поддержку молодежи, почти полностью составляющей ячейку РПК в Лодейном Поле. Членов КПРФ здесь намного больше, но это в основном пожилые люди, вряд ли способные стать локомотивом предвыборной кампании. Существенно, что к этому округу приписано 28 тысяч россиян, проживающих в Эстонии. Для них более привлекательным может оказаться словосочетание «Советский Союз» и менее — «Российская Федерация». Это серьезно беспокоит сторонников Ю.Белова. В свою очередь, один из лидеров РПК — В.Соловейчик заявил, что на их кандидата А.Маркушева «началось серьезное давление со стороны КПРФ». Представители РПК указывают также, что команда Ю.Белова уже активно распространяет агитационные листовки, хотя сбор подписей за него еще не завершен. В этом же округе будет баллотироваться кандидат от Аграрной партии Юрий Соколов (депутат Госдумы; в прошлом — народный депутат РФ, входивший во фракцию «Коммунисты России»). Он уже собрал необходимые 5 тысяч подписей.

3.1.2.      Правые

Если в Санкт-Петербурге местные организации блоков «Наш дом — Россия» и «Демократический выбор России» стараются сохранять свою индивидуальность и не очень афишируют труднопреодолимое взаимное притяжение, то в области в этой части предвыборного спектра настолько все перемешалось, что невозможно понять, кто есть кто. Однако не обходится без недоразумений.

Областная организация НДР не проводила сбор подписей в поддержку федерального списка своего движения. Однако подписи под этим списком собирал Союз социально-прогрессивных сил «Радуга», созданный по инициативе областного отделения партии ДВР, а точнее, его лидера — депутата Госдумы Р.Исмагилова (поменявшего фракцию «Выбор России» на «Стабильность»). Он же является и лидером областной организации НДР, в которую местная организация ДВР вошла коллективным членом [3]. Ситуацию со сбором подписей прокомментировал председатель исполкома «Радуги» В.Минеев (он же — председатель областного ДВР) [4]. Позиция областного НДР объясняется разногласиями с федеральным исполкомом из-за последовательности кандидатов в федеральном списке. 2-й съезд НДР утвердил первую тройку — А.Беляков (губернатор Ленинградской области), Р.Исмагилов, В.Скворцов (ректор областного Педагогического университета). Областная же организация НДР настаивала на том, чтобы вторым был Скворцов. Поскольку областной исполком НДР отказался выполнять решение съезда, работа по сбору подписей была поручена «Радуге», которая уже собрала 30 тысяч подписей под списком и 6 — за Исмагилова в округе. В.Минеев подтвердил, что совместное выступление НДР и ДВР на выборах в Северо-Западном регионе освящено поддержкой Е.Гайдара, который выступает за альянс на тех территориях, где проводится реформаторская политика. Гарантом такой политики в Ленинградской области выступает союз «Радуга».

3.1.3.      Общественный комитет по подготовке к выборам

5 сентября инициативная группа учредила Общественный комитет по подготовке к выборам Президента РФ. Эта организация, объявленная общественной, имеет откровенно номенклатурный характер Среди участников комитета — президент Ассоциации промышленников и предпринимателей Ленинградской области В.Глебов, сопредседатель межрегиональной организации по Северо-Западу Союза социально-прогрессивных сил «Радуга» В.Дальнов, полномочный представитель Президента РФ в Ленинградской области Ф.Шкруднев и руководитель его аппарата А.Жабрев, депутат Госдумы Е.Федоров, председатель областного отделения ДВР В.Минеев, председатель Санкт-Петербургского Морского собрания Н.Орлов, сотрудник Миграционной службы Р.Утемишев, председатель Совета директоров предприятий потребкооперации СПб В.Хурцилава.

Представитель президента в Ленинградской области Ф.Шкруднев заявил, что комитет создан с целью просить Б.Ельцина согласиться на выдвижение его кандидатуры на выборах 1996 года, чтобы продолжить курс реформ, начатый им в 1991 году. Ф.Шкруднев сказал также, что, хотя по должности он вслед за президентом поддерживает все прогрессивные демократические силы, лично он симпатизирует НДР.

3.2.       Профсоюзы

Состоялась 3-я Ленинградская областная отчетно-выборная конференция работников агропромышленного комплекса. В докладе председателя областного профсоюза И.Брытова говорилось, что сельское хозяйство области разорено, как в последнюю войну. В совхозах, где еще несколько лет назад работало по тысяче человек, осталось по 250-300. В некоторых хозяйствах зарплата доярки составляет 80-90 тысяч рублей, шофера — 60 тысяч, причем и эти деньги иногда не выплачиваются в течение нескольких месяцев. Более 50 хозяйств признаны несостоятельными. Однако без законодательной базы совхозы, имеющие в собственности землю, официально объявить банкротами нельзя. Главной причиной тяжелого положения сельскохозяйственного производства был назван диспаритет цен, из-за которого сельскохозяйственное производство стало абсолютно убыточным.

Остается надежда на то, что ситуацию сможет смягчить трехстороннее соглашение, заключенное в июне между властями СПб, Ленинградской области и Федерацией профсоюзов, оно может дать социальные и, возможно, финансовые гарантии партнерства между городом и областью. Город изыскал 150 млн. рублей на развитие фермерских хозяйств в Тихвинском районе Ленинградской области, были заключены договоры с совхозами на поставку овощей. Однако деньги все еще до совхозов не дошли. Медленно выделяются обещанные городом площади под магазины для продажи сельскохозяйственной продукции области. В проекте — создание совместной комиссии по продовольствию. Однако все сошлись на том, что соглашение — не панацея.

На конференции выступил министр сельского хозяйства области Н.Широков. Он заявил, что падение объемов сельскохозяйственного производства в будущем году составит 15% вместо 5%, прогнозируемых Министерством экономики.

Говорилось о катастрофическом положении профсоюзов, что связано с массовым оттоком членов первичных организаций (прежде всего специалистов главного и среднего звена) и недоимками взносов. Все это делает профсоюз беспомощным. Говорилось о необходимости замены устаревшего законодательства, в связи с чем было отрицательно оценен тот факт, что проект нового закона о профсоюзах заблокирован Президентом РФ. Участники конференции выдвинули предложение о переходе профсоюзов от соглашательской позиции с политикой Черномырдина к масштабному наступлению на эту политику в сотрудничестве с Аграрной партией РФ.

Источники

1. Бычкова Н. Мы будем жить теперь по новому... бюджету // Вести. — 1995. — 28 сентября.

2. Драбкина Т. Ленинградская область в августе 1995 года // Политический мониторинг. М.: ИГПИ. — 1995. — №8.

3. Драбкина Т. Ленинградская область в июле 1995 года // Политический мониторинг. М.: ИГПИ. — 1995. — №7.

4. Орлова Н. Блок под «Радугой» // Вести. — 1995. — 10 октября.