Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в сентябре 1995 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

Сентябрь, как обычно, стал началом «политической» осени. Количество политических заявлений и визитов «важных» гостей увеличилось многократно. Важнейшие вопросы — об особой экономической зоне, проблема Закона о Калининградской области — стали предметом постоянных политических дискуссий. Политические партии и «независимые» кандидаты приступили к «охоте» за подписями избирателей.

Глава администрации области Ю.Маточкин после продолжительной болезни вступил в строй и устроил длительный вояж по районам области, попутно дав пространное интервью «Калининградской правде» с броским заголовком: «Мне все равно, как относится ко мне правительство. Я буду действовать в интересах региона» [1]. Юрий Семенович заявил, что закон «Об особой экономической зоне» является ленинским продолжением всей той работы, которая была проделана по созданию СЭЗ. Он заметил, что название «особая экономическая зона» фигурировало в самом первом варианте свободного предпринимательства», которое при согласовании в правительстве в 1991 году было заменено термином международным — «свободная экономическая зона» [1]. В целом Маточкин высказал удовлетворение, что в его отсутствие «работа шла по нужным направлениям», генеральная линия администрации «соблюдалась, кардинальных изменений в ее позиции не произошло» [1]. Отметим два принципиально важных момента.

Ю.Маточкин поставил в жесткую зависимость степень поддержки областной администрации движения «Наш дом — Россия» от отношения и поддержки Закона о Калининградской области. Причем отказался войти в федеральный список, хотя является членом совета движения. Ю.Маточкин заявил, что необходимы выборы губернатора, но не зимой 1995 года, «когда надо готовиться к зиме», а весной 1996 года. Если к весне законодательная база таких выборов будет не готова, то глава готов обратиться к президенту с просьбой разрешить выборы в марте 1996 года.

 

Состоялась встреча Ю.Маточкина и В.Черномырдина, главной целью которой для Маточкина было получить позицию правительства по поводу проекта Закона о Калининградской области. Отметим, что из 20 министерств и ведомств 13 в той или иной мере поддержали проект, а 7 дали отрицательную оценку. Причем ряд ключевых — таких, как Минэкономики, Государственный таможенный комитет, МИД и МВД, не поддержали законопроект в нынешнем виде, сослались на некоторые несоответствия его действующим законам и положениям Конституции РФ.

Острота момента заключалась еще и в том, что департаментом по региональной политике был подготовлен проект письма правительства за подписью С.Шахрая в Госдуму, в котором выражалось отрицательное отношение к законопроекту.

Что касается несоответствия законам и Конституции, то нетрудно заметить, что само положение Калининградского региона, его развитие сегодня не в полной мере соотносятся с некоторыми статьями Конституции. Хотя бы такие, где речь идет о едином экономическом пространстве, единой таможенной территории, свободном перемещении грузов и людей.

Взвесив все «за» и «против», премьер пришел к такому решению: в Госдуму будет направлено письмо, отражающее две позиции. Во-первых, правительство в целом поддерживает проект закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области»; во-вторых в процессе его обсуждения выявлен целый ряд моментов, которые нельзя не учесть при окончательном принятии закона. Эти замечания в письме будут изложены [10]. Маточкин остался удовлетворен, поскольку уверен, что парламентариев прежде всего интересует общая позиция правительства по отношению к закону, а не частности [10].

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ВЫБОРЫ

Складывается впечатление, что многие политические лидеры решили использовать Калининградскую область в качестве стартовой площадки в предвыборной кампании. Иначе чем объяснить обилие визитов в сентябре и разноголосый хор заявлений в поддержку Закона о Калининградской области?

2.1.       КПРФ

Г.Зюганов, как известно, в Калининграде бывал неоднократно, ситуация ему знакома, и фракция КПРФ явилась главным инициатором внесения в Госдуму Закона о Калининградской области в первом чтении. Побывавший в начале сентября в Калининграде представитель фракции КП В.А.Фролов подтвердил, что «особенности геополитического положения области диктуют необходимость построения особого правового поля. Ядро такого поля — закон, который призван на долговременной основе гарантировать неотъемлемость региона от России, с одной стороны, и обеспечить его стабильное развитие — с другой» [2]. Но дальнейшая работа над законом, по их мнению, требует получения официальных ответов по крайней мере на два вопроса. Во-первых, имеются ли у руководства страны какие-либо неафишируемые обязательства, особенно перед Германией, касательно будущего этого края? Во-вторых, предполагается ли его демилитаризация? Черту под этими вопросами могут подвести, как считают представители фракции КПРФ, закрытые слушания по закону 3 октября.

Отметим взвешенность и логичность позиции, а также остроту поставленных вопросов, которые бьют точно в цель и принесут коммунистам немало голосов на выборах. Сказано именно то, что больше всего волнует жителей Калининградской области.

Тем временем областной комитет КПРФ утвердил кандидатов в депутаты Госдумы: по партийному списку — первый секретарь обкома КПРФ Е.А.Довженко, по 84-му одномандатному избирательному округу — А.И.Женатов, доктор экономических наук, профессор Калининградского государственного университета.

2.2.       Аграрная партия

Лидер аграриев М.Лапшин посетил Калининград следом за коммунистами и подчеркнул, что позиция возглавляемой им фракции остается неизменной: аграрии поддерживали и будут поддерживать законопроект. Почти одновременно с ним пожаловал вице-премьер А.Заверюха. Такое «совпадение» вынудило Ю.Маточкина давать разъяснения журналистам, что приезд высокого гостя не продиктован работой в регионе Аграрной партии: «Это визит деловой, правительственный, он связан с проблемами развития агропромышленного комплекса» [3].

Между тем итоги своего визита А.Заверюха прокомментировал так: «Калининградская область получила «своего» члена правительства. Человека, который теперь понимает ее специфику, уникальность положения» [4]. А потому припевом к каждому ответу на вопросы журналистов звучало пожелание вице-премьера: дайте побольше депутатов-аграриев в Госдуму, тогда появится и реальная возможность помочь.

2.3.       КРО

Особо следует выделить деятельность КРО в Калининграде. Она началась с мощной рекламной кампании, наводняя «Калининградскую правду» статьями на коммерческой основе, и закончилась (в сентябре) приездом двоих лидеров: А.Лебедя и С.Глазьева. Это, безусловно, способствовало успешному сбору подписей за КРО, а другие объединения часто получали отказ на основании того, что хозяева уже сделали свой выбор. Козыри сторонников КРО очевидны: А.Лебедь получает все большую поддержку среди военных избирателей Калининградской области, а С.Глазьев — председатель Комитета по экономической политике, который является головным при разработке Закона о Калининградской области. Местные лидеры — В.Шушкин, руководитель ДПР, Л.Решетников, директор АО «Западстрой», это успешно используют, но есть некоторые сомнения, что им хватит потенциала до конца предвыборной кампании. Любопытен подход КРО к рекламным публикациям. Во-первых, каждая из них снабжена примечанием: на коммерческой основе; во-вторых, сопровождается популистским заявлением типа: «Конгресс русских общин не призывает голосовать за него, а призывает избирателей вместе с ними разработать программу. Для этого предполагается развернуть по всей России сеть общественных приемных для подачи предложений и наказов» [5]. Обращения к избирателям делаются от имени трех лидеров КРО: «профессионального политика, боевого генерала и ученого-экономиста» [5]. Кто есть кто, не трудно догадаться. Очень похоже на то, что КРО может перехватить эстафетную палочку у лидера ЛДПР, который получил изрядное количество голосов в 1993 году в Калининградской области.

2.4.       ЛДПР

Депутат Госдумы от ЛДПР Б.Моисеев организовал прием избирателей без предварительной записи. А вот у местной организации ЛДПР возникли проблемы. Трое молодых активистов ЛДПР устроили потасовку, в которой старший по чину и возрасту «товарищ» порезал младшему спину ножом. А тот возьми да заяви в милицию с предложением привлечь «вождя» к юридической ответственности. До уголовного дела не дошло, но штраф в размере 75 тыс. присудили и с работы пришлось уволиться. Фамилию «вождя» региональная пресса не опубликовала, ограничившись только буквой «Р», видимо, от греха подальше. А когда журналисты попытались выяснить у депутата Моисеева отношение к этому эпизоду, то услышали в ответ угрозы возбудить уголовное дело, если публикация об этой «мелкой драке» появится, а затем размышления о том, как журналисты любят продавать родину кому ни попадя [6].

2.5.       «ЯБЛОКО»

Первой сентябрьской информацией, связанной с началом избирательной кампании, стало заявление Ю.Болдырева о выходе их этого общественного объединения и сложение полномочий вице-председателя. По его словам, такой шаг предпринят из-за невозможности для него поддерживать своими действиями и именем приход к власти политической силы, не декларации, но реальная практика основной парламентской деятельности которой еще на подступах к власти уже расходится с заявленной ими ранее совместно системой целей и ценностей [8]. По мнению Ю.Болдырева, закон «О соглашениях разделе продукции», разработанный «ЯБЛоком», содержит нормы прямой дискриминации отечественных производителей технологического образования» [8].

Затем появились публикации со II съезда «ЯБЛока», в котором приняла участие калининградская делегация во главе с депутатом городской Думы г.Калининграда Д.Слепокуровым. Ситуацию с Болдыревым Д.Слепокуров прокомментировал так: «Из-за его ухода «ЯБЛоко» не развалится и сохранит свою целостность» [9]. Что касается закона, то позиция «ЯБЛока» до последнего времени была «странно отчужденной» [9]. Только после визита летом в Калининград одного из лидеров фракции — С.Митрохина закону была обещана политическая поддержка. Г.Явлинский в коротком интервью отметил лишь то, что Калининград всегда будет российским, и посетовал, что «там очень много военных и боеприпасов. Это плохо. С этим надо что-то делать... Как вообще в этих условиях можно говорить о СЭЗ?» [9]. Закон, по его мнению, следует поддержать, но он требует поправок и уточнений. Для этого «приедем к вам, все детально обсудим». Как известно, фракция «ЯБЛоко» вообще не голосовала по Закону о Калининградской области, а позиция М.Задорнова вообще была отрицательной. Г.Явлинский счел необходимым извиниться перед калининградцами за то, что «мы поставили их в такое щекотливое положение» [9].

Нельзя не сказать, что суждения лидера «ЯБЛока» по специфическим калининградским проблемам выглядят весьма поверхностно и проигрывают по сравнению с продуманными и логически выстроенными, рассчитанными именно на калининградского избирателя заявлениями КПРФ, КРО, Аграрной партии.

Между тем, по социологическим опросам в Калининграде, и «ЯБЛоко» как партия и Г.Явлинский как кандидат в президенты лидируют или держатся на 2 месте уже несколько месяцев. Однако размытость позиции лидеров по специфическим региональным проблемам, которые очевидны для всех, может уничтожить потенциальные возможности «ЯБЛока» для работы в этом регионе. По крайней мере, первый этап — сбор подписей — прошел явно не в его пользу. Региональные организации КРО, НДР, КПРФ, подкрепляемые визитами и заявлениями лидеров, выглядели гораздо убедительнее.

2.6.       Другие партии и организации

«Наш дом — Россия» не спешит с массовой рекламной атакой. Однако местный выдвиженец Г.Тулаев — депутат областной Думы проявил инициативу, запустив вместе с подписными листами календари со своим ликом, за что и получил строгое предупреждение от избирательной комиссии.

 

Ю.Воевода — депутат Государственной Думы от Калининградской области, занялся публикациями о парламентаризме и деятельности нынешнего состава Госдумы не забывая при этом и о своих заслугах. Правда, ему пришлось и оправдываться по поводу того, что «Держава» Руцкого опубликовала в «Российской газете» федеральный список, где помещен Ю.Воевода. Юрий Евгеньевич заявил, что собирает подписи как независимый кандидат и не давал согласия А.Руцкому о включении его в список «Державы».

 

Борис Федоров в сентябре тоже побывал в Калининграде и также высказался в поддержку особого закона об области. По его мнению, если и есть место в стране, где возможно создание свободной экономической зоны с особым статусом, так это здесь. Имея уникальный шанс произвести эксперимент по опережающему развитию с соответствующими стимулами, грешно его не использовать [7].

 

В течение всего сентября ходили слухи о скором приезде С.Шахрая, но тот так и не объявился. Речь тут прежде всего должна идти о принципиальных расхождениях в концепции Закона о Калининградской области между Маточкиным и Шахраем. Заметим, кстати, что от ПРЕС по одномандатному округу в Калининграде никто не проявился.

 

Прочие «демократические силы» различных оттенков, если можно их так условно назвать, также стремились в общем и целом высказаться по региональным проблемам и, по крайней мере, зафиксировать свое появление на страницах региональной прессы: республиканец Владимир Лысенко, Екатерина Лахова, Партия самоуправления трудящихся.

Источники

1. Калининградская правда. — 1995. — 2 сентября.

2. Хихля А. Особой области. — особый закон // Калининградская правда. — 1995. — 8 сентября.

3. Остахов А. Если бы все зависело от визитов // Калининградская правда. — 1995. — 14 сентября.

4. Остахов А. Слабонервных просят не гудеть. Калининградская правда. — 1995. — 19 сентября.

5. Калининградская правда. — 1995. — 28 сентября.

6. Сухова С. А правда простая... // Калининградская правда. — 1995. — 14 сентября.

7. Сидоров О. Три тысячи долларов за Федорова. Кто против? // Калининградская правда. — 1995. — 14 сентября.

8. «ЯБЛоко» без сердцевины // Калининградская правда. — 1995. — 6 сентября.

9. Пименова Н. «ЯБЛоку» есть где упасть // Калининградская правда. — 1995. — 15 сентября.

10. Обсуждены важнейшие проблемы региона // Калининградская правда. — 1995. — 30 сентября.