Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в сентябре 1995 года

Без сомнения, главным событием месяца стало принятие Конституционным собранием Мордовии новой Конституции республики, в соответствии с которой Мордовия обрела второго за свою историю президента, который теперь именуется главой республики. Им стал бывший председатель Государственного собрания Республики Мордовия Николай Иванович Меркушкин.

По стечению обстоятельств в это же время скоропостижно скончался глава правительства республики, депутат Совета Федерации Валерий Николаевич Швецов. Освободившиеся кресла — председателя парламента и правительства, а также возникновение относительно нового для Мордовии института — Главы Республики открывают перспективы необычайно острой политической борьбы в Мордовии в ближайшее время.

1.    ИТОГИ МЕСЯЦА

Итак, в сентябре состоялось, судя по всему, наиболее весомое событие в политической жизни Мордовии за этот год. Два дня работы Конституционного Собрания РМ не прошли даром: была принята новая Конституция РМ и избран Глава республики.

Нельзя сказать, что принятие Основного закона проходило в благоприятное время. Как раз перед этим (а может, и из-за этого) в Госсобрание и правительство республики поступило обращение промышленников Мордовии, в котором говориться, что с 12 сентября в республике остановлены все крупные предприятия.

Причиной этого явилось ограничение энергоносителей, вводимое АО «Мордовэнерго» с согласия Правительства Мордовии. Промышленники призывают Госсобрание и правительство республики незамедлительно принять необходимые меры по выживанию промышленных предприятий Мордовии и прекратить впредь отключать предприятия без разрешения на то главы Правительства Мордовии. В те же руководящие органы республики представили обращение и коллективы медицинских учреждений Саранска, требуя выплатить им заработную плату, не выдаваемую с июня. Не остались в стороне и работники образования — 26 сентября они решили начать забастовку, причина финансовая: чрезвычайно низкие оклады и несвоевременные выплаты зарплаты.

Но ни остановка промышленных предприятий, ни волнения в среде медиков и учителей не могли помешать работе Конституционного Собрания. Она прошла на удивление слаженно и дружно. Видимо, депутаты и впрямь уверовали, что принимают судьбоносные решения, которые позволят изменить жизнь в республике в лучшую сторону. Во всяком случае, самое крупное помещение города, а именно большой зал ДК профсоюзов, были забиыт битком избранниками народа. И решения депутаты принимали быстро и сравнительно единодушно. К примеру, за принятие новой Конституции проголосовали 1146 человек, а против — всего 24, а в случае с главой республики за безальтернативно предложенного Н.И.Меркушкина был подан 1001 голос, против — 68 [4].

2.    НАКАНУНЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ

20 сентября в мордовском парламенте завершилось всенародное обсуждение проекта новой Конституции. По окончании второго этапа «конституционной» сессии Госсобрания спикер Николай Меркушкин и представитель Президента России Валентин Конаков провели стандартную пресс-конференцию.

Председатель Госсобрания был удовлетворен итогами сессии. Вместе с тем Николай Меркушкин проявил и относительную самокритичность, признав, что подготовленный проект Конституции отнюдь не идеален. Валентин Конаков оказался более щедр на комплименты, которые в полной мере и достались новой мордовской Конституции. Учитывая грядущие изменения структуры власти в Мордовии, вполне резонный интерес вызывала судьба ныне действующего правительства. А она проста: в Конституции предусмотрена норма, по которой кабинет слагает с себя полномочия в течение месяца после принятия главой республики присяги. В отношении же возможной перспективы перманентных отставок правительства Николай Меркушкин заявил, что Конституция исключает возможность отставки на основании только лишь каких-то политических интересов. Из последующих высказываний спикера Госсобрания стало ясно, что именно Глава Республики будет препятствовать этим «немотивированным» отставкам. В то же время, по словам Николая Меркушкина, в отсутствие Главы республики (отпуск или нечто подобное) парламент и правительство остаются один на один, и здесь воля депутатов, чем бы она ни продиктовывалась, окажется решающей. Не исключено, что в дальнейшем правительства в Мордовии будут «слетать» именно таким образом — во время отсутствия Главы республики. Это предположение выглядит вполне убедительно, учитывая особую дипломатичность и миролюбивость Николая Меркушкина.

Председатель парламента выразил уверенность и в том, что оппозиция Главе республики после его выборов никак не уменьшится. Ее питательной средой станут недовольные нынешним составом Госсобрания некие, никогда конкретно не обозначаемые Николаем Меркушкиным силы, стремящиеся любой ценой провести в следующем году новые выборы в мордовский парламент.

Очевидно, что больной темой Николая Меркушкина сегодня остаются очередные выборы в Госсобрание, которые должны быть проведены в конце 1996 года. Сегодняшний депутатский корпус Николая Меркушкина не может не устраивать, что закономерно прививает ему мысль о необходимости продления полномочий Госсобрания еще на 4 года — хотя бы посредством референдума [1].

3.    ПРИНЯТИЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

21 сентября Конституционное Собрание республики приняло новую Конституцию Мордовии. Подготовке этого акта властные структуры республики уделяли на протяжении последнего месяца массу времени — состоялась «конституционная» сессия Саранского горсовета, прошло заседание Конституционной комиссии и имели место двукратные парламентские слушания. В результате оформился окончательный вариант будущей Конституции Мордовии, который с 22 сентября стал Основным законом для каждого гражданина республики.

3.1.       Права и свобод личности

Очевидно, что включение в проект новой мордовской Конституции обширного перечня прав и свобод — не что иное, как прекрасно спланированная руководством Госсобрания рекламная акция. Она позволяет наглядно иллюстрировать результативность всенародного обсуждения проекта. В многострадальном документе скупую ссылку на российскую Конституцию превратили во впечатляющую своей многостатейностью конкретную главу — права и свободы личности. Без этой показательной вставки итоги обсуждения Конституции являли бы собой на удивление скудное зрелище. Теперь же они в своей объемности стали довольно убедительными.

Не исключено, что мордовские конституционные деятели сознательно скомкали в начальном варианте проекта нормы о правах и свободах, дабы дальнейшее их расширение недвусмысленно указывало на восприимчивость Конституции к поправкам. Поэтому малосущественность «свободолюбивых» поправок роли не играла — главное, что они исчислялись десятками и усиливали демократическую обворожительность Конституции.

3.2.       Национальный вопрос

На итоговом заседании Конституционной комиссии Николай Меркушкин призвал проявить с национальным вопросом особую осторожность.

Иначе, по его мнению, сессия рисковала никогда не закончиться — она просто захлебнулась бы в обсуждении национальной проблематики. Вместе с тем, мотивируя закрепление за мордовскими языками статуса государственных, спикер парламента прибег к аналогиям с животным миром. По его наблюдениям, человеческая цивилизация уже давно познала необходимость сохранения исчезающих и редких растений и животных.

Проект новой Конституции республики, помимо всего прочего национального, обязывается оказывать культурное воздействие мордве, проживающей за пределами Мордовии. Во что выльется эта расплывчатая конституционная норма, пока неясно. В то же время очевидно, что средства, выделяемые в мордовском бюджете на культурное развитие, разумнее было бы использовать внутри республики, а не озабочиваться уровнем национальной культуры запредельной мордвы.

3.3.       Местное самоуправление

Для депутатов Саранского горсовета, собравшихся на свою сессию накануне парламентских «конституционных» слушаний, непреложным был тот факт, что новая Конституция Мордовии должна соответствовать недавно принятому российскому Закону о местном самоуправлении.

Подавляющее большинство городского депутатского корпуса одобрило представленный Основной закон республики, подразумевая его полную и предопределенную совместимость с российским законодательством. Другие варианты просто не рассматривались.

Между тем схема местного самоуправления, по замыслу руководства мордовского парламента, должна претерпеть в республике серьезные изменения. Местное самоуправление в Мордовии сохраняется повсеместно, но с одновременным образованием параллельных исполнительных структур, подотчетных непосредственно главе республики. Выборы же глав местного самоуправления предполагается осуществлять из числа депутатов соответствующего ранга по представлению вышестоящей инстанции. На городском уровне это будет выглядеть приблизительно так: мэр Саранска избирается из состава депутатов горсовета по представлению главы республики.

Утвержденному главе самоуправления делегируются главой республики, как вышестоящей инстанцией, государственные полномочия и гарантии их материального обеспечения. Единственное, что до сегодняшнего дня не отработано, так это механизм отставки главы местного самоуправления. Но вряд ли эту проблему можно назвать неразрешимой.

Таким образом, в результате этого компромисса между государственными стремлениями Николая Меркушкина и российским законодательством республика получает довольно оригинальную структуру власти. Она будет отличаться заметно возросшей подконтрольностью местного самоуправления общереспубликанским правительственным органам. Здесь есть смысл вспомнить российскую историю. Реформы 60-х годов XIX века, проведенные Александром II, предоставили местному самоуправлению широкие права и тем самым позволили говорить о либерализации политической системы в России. Контрреформы Александра III, ограничившие самостоятельность местного самоуправления, в российской историографии принято считать очевидным появлением реакции.

Сегодня в Мордовии местное самоуправление становится свидетелем аналогичных процессов под аналогичным же лозунгом — повышения управляемости. Николай Меркушкин, невзирая на все российское законодательство, неуклонно придерживается взятого курса — создания в республике жесткой схемы государственного управления.

Иначе вводимый в Мордовии пост главы республики может лишиться львиной доли своей политической привлекательности — реального контроля над всеми уровнями власти. Без этого контроля институт высшего должностного лица приобрел бы в значительной мере декоративный характер, что вряд ли устроило бы Николая Меркушкина.

3.4.       Баланс властей

Буквально накануне заключительной сессии Госсобрания, посвященной проекту новой мордовской Конституции, признаки некоторой заинтересованности в конституционных процессах проявило и местное правительство. Из недр Совмина внезапно появились поправки, в корне перечеркивающие разработанный в проекте алгоритм сосуществования ветвей власти. Одну из главных его черт составляют широкие возможности парламента влиять на деятельность правительства. В частности, за депутатами закреплено право отправлять в отставку членов кабинета и его председателя: членов правительства — простым большинством голосов, премьера — двумя третями.

Подобная простота этой нелицеприятной для правительства процедуры сильно смутила неповоротливых функционеров мордовского Совмина. В этой связи правительству был предложен вариант, по которому парламент оказался бы ограниченным в своем праве отправлять в отставку кабинет министров. По мнению Совмина, парламенту было бы достаточно иметь возможность выразить недоверие составу правительства и его председателю, и лишь завизированное главой республики это недовольство принималось бы к исполнению. По всей видимости, эта инициатива исходила не от Валерия Швецова, а скорее от его невзрачного окружения, опасающегося за сохранность своих уютных кресел. Отметим, что Конституционная комиссия Госсобрания отклонила эти поправки, сославшись на их противоречие заложенному в проекте балансу властей [2].

4.    СМЕРТЬ В.ШВЕЦОВА

Рано утром 25 сентября умер глава правительства Мордовии Валерий Швецов. Смерть его подтвердила прочно закрепившуюся за креслом председателя Совмина репутацию «проклятого» места: в 1991 году с колоссальным скандалом его покинул Василий Учайкин, менее чем через полгода сменивший его Анатолий Паулов получил страшные увечья в автокатастрофе и стал инвалидом, предшественник Швецова Гуслянников был свергнут в результате «конституционного переворота».

Уже при назначении Валерий Николаевича аналитики, знавшие о его физическом состоянии, высказывали серьезные опасения относительно возможности длительного исполнения им обязанностей. Избрание Меркушкина главой республики предопределяло скорую смену правительства и отставку Швецова. Впрочем, в это случае отставка была бы бесконфликтной и спокойной. Однако судьба распорядилась иначе. Швецов, что называется, умер на посту, избавив Госсобрание от неприятной и тяжелой необходимости уговаривать его уйти на пенсию «по собственному желанию».

Политика — необычайно циничная вещь, и нужно признать: для многих смерть председателя Совета Министров оказалась весьма своевременной, хотя и неприятно окрашивающей в траурные цвета начало новой жизни после принятия Конституции и избрания Главы республики. Мрачной символикой выглядит тот факт, что только что избранный Глава начал свое правление с объявления траура. В то же время многих это печальное событие повергло в шоковое состояние.

Руководство Совмина, рассчитывающее на частичное сохранение своих позиций в будущем правительстве, сейчас практически лишилось почвы для своих надежд. Гарантии, данные Верховным Советом и подтвержденные Госсобранием, после смерти Швецова фактически утратили силу, во всяком случае, стали легко обходимыми. А это значит, что в самое ближайшее время Мордовия будет иметь не только нового главу правительства, но и сильно обновленный его состав.

Пока ясно, что в числе основных претендентов на высший исполнительный пост значатся: первый заместитель председателя Госсобрания Владимир Волков, новый глава Фонда имущества Валерий Кечкин, генеральный директор «Лисмы» Владимир Литюшкин. Все они длительное время были очень близки к Меркушкину, активно поддерживали его на выборах 1993 и 1994 годов. Шансы их примерно равны, и на ком остановится выбор Главы республики, сейчас сказать трудно.

Столь же неопределен и вопрос о новом председателе парламента, который, кроме вышеперечисленных персон, может оказаться привлекательным и для ректора Мордовского государственного университета Николая Макаркина.

Очевидно, что события в ближайшее время будут развиваться стремительно. Траур закончится — начнется большая властная перестановка [3].

Источники

1. Будущий Глава республики провел пресс-конференцию для любопытствующих // Вечерний Саранск. — 1995. — №38. — 21 сентября.

2. Андрей Владиславлев. Мы завтра будем жить по-новому // Вечерний Саранск. — 1995. — №38. — 21 сентября.

3. Правление Меркушкина началось с объявления траура // Вечерний Саранск. — 1995. — №39. — 28 сентября.

4. Послесловие к увиденному. Заметки с Конституционного Собрания // Вечерний Саранск. — 1995. — №39. — 28 сентября.