Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Приморский край

Юрий СИМЕНИДО

Владимирская область

в августе 1995 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

1.1.       Законодательная власть

На заседании Законодательного собрания (ЗС) области 18 августа депутаты приняли закон «О выборах главы администрации Владимирской области (губернатора)». Кандидат должен быть не моложе 30 лет, прожить в области не менее года и не иметь двойного гражданства. Выборы будут признаны состоявшимися при участии минимум 25% избирателей и пройдут, при необходимости, в два тура. К сожалению, в бюджете области на 1995 год расходы на выборы главы администрации не предусмотрены, а второй тур существенно увеличивает стоимость выборов. Но протесты по этому поводу некоторых депутатов большинство отклонило.

На этот раз ЗС решило все-таки консолидировать в областном бюджете средства внебюджетных фондов: дорожного, социальной поддержки населения, поддержки предпринимательства, экологического. Пока это решение не касается фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), руководство его приглашено с отчетом на следующее заседание. Если и в этом случае (как и прежде) не будет получена информация о финансовой деятельности фонда ОМС, ЗС полагает необходимым заменить руководство фонда.

Был рассмотрен вопрос «О мерах по сохранению и обеспечению жизнедеятельности дошкольных учреждений области» и ряд других, важных для жизни области.

В ответ на запрос председателя Совета Федерации В.Ф.Шумейко о предпочтительном способе формирования верхней палаты Федерального Собрания направлено мнение депутатов ЗС: членами Совета Федерации должны быть избранный глава администрации региона и глава представительной власти [1,2].

 

10 августа состоялась очередная пресс-конференция председателя ЗС Н.В.Виноградова. Он определил подготовку и проведение парламентских выборов 17 декабря в качестве первоочередной задачи ЗС. Создана новая областная избирательная комиссия, определены ее руководители. Теперь на очереди — формирование окружных избирательных комиссий. Что касается возможных выборов главы администрации области, то депутаты ЗС считают целесообразным совместить их с выборами в Государственную Думу. Предстоит принять соответствующий областной закон. Оба варианта законопроекта — и администрации, и ЗС — принципиальных расхождений не имеют, а потому будут вынесены «на ближайшее заседание ЗС».

Более тревожной г-ну Виноградову представляется ситуация с выборами глав администраций городов и районов. До сих пор нет конкретных документов по этому вопросу. Процедура подтверждения полномочий действующих сейчас глав проведена в 24 из 26 территорий области. Полномочия 20 глав подтверждены, администрации двух городов возглавляют новые люди — депутаты ЗС (об этом — в июньском обзоре), лишь в двух местах до сих пор не найдено взаимоприемлемого решения (по мнению председателя ЗС, по вине администрации области). До этих выборов следует принять решение об административно-территориальном делении области.

По словам Н.В.Виноградова, в сентябре должен выйти первый номер газеты «Владимирские ведомости», соучредителем которой является ЗС. «Помочь всем газетам, издающимся в области, «казна» не сможет. Поэтому их следовало бы объединить в единый издательский концерн» [4,5].

 

17 августа (накануне заседания ЗС) свою пресс-конференцию провел председатель комитета ЗС по бюджетной и налоговой политике Е.П.Ильюшкин. Он сообщил об итогах исполнения областного бюджета за первое полугодие 1995 года: доходов получено чуть больше, чем запланировано (51,6% от годовой величины), израсходовано — чуть меньше (47,7%). На этом «позитив», пожалуй, и окончился. Нехватка средств в бюджете области отягощается действиями (а точнее, удручающим бездействием) федеральных властей. К примеру, известно, что Владимирская область является «донором» для других регионов. Но вместо 164 млрд. рублей на развитие социальной сферы, которые должны вернуться в область из столицы, получено до сих пор лишь 5,4 млрд. рублей. На реализацию федеральных законов о военнослужащих и о ветеранах следует получить 109 млрд. рублей... «Государство нас просто обманывает, а наши руководители плохо работают с федеральными властями», — заключил Е.П.Ильюшкин.

Комитет продолжает работу над проектом бюджета области на 1996 год и настаивает, несмотря на сопротивление некоторых чиновников обладминистрации, на консолидации в бюджете всех внебюджетных фондов (выделено мной; как это получилось на деле — см. выше. — Ю.С.).

По мнению Е.П.Ильюшкина, из-за того, что в областном бюджете на текущий год не предусмотрены средства на проведение выборов глав администрации области, городов и районов, последних могут избрать представительные органы местного самоуправления, а не население. А вот выборы главы администрации области нужно совместить с выборами в Государственную Думу [6].

 

1 августа состоялось первое заседание областной (региональной) избирательной комиссии нового состава, которой предстоит проводить выборы в Государственную Думу и президентские, выборы в ЗС области. Она состоит из 14 человек, одна половина была определена решением главы обладминистрации, другую составляют выдвиженцы ЗС области. Сразу избрать председателя комиссии не удалось. Претендентами на этот пост были В.И.Емельянов — заведующий юридическим отделом ЗС и В.А.Орлов — начальник областного управления юстиции (до последнего времени — председатель региональной избирательной комиссии). Оба достойных кандидата не получили необходимого большинства в 8 голосов в ходе двух туров тайного голосования (за г-на Емельянова было подано 7 голосов, а за г-на Орлова — 6).

Через день на очередном заседании В.А.Орлов попросил самоотвод: он не желает оставить свою нынешнюю должность, а по Закону РФ «Об основах государственной службы» не может совмещать основную работу с выполнением обязанностей председателя комиссии. После этого большинством голосов В.И.Емельянов был избран председателем комиссии, а Е.И.Захаров — ее секретарем [7].

1.2.       Исполнительная власть

В августе привлекли внимание интервью, данные руководителями исполнительной власти области.

Первый заместитель главы администрации Г.К.Волков отвечал на вопросы корреспондента «Призыва». Основная причина, по которой он решил участвовать в предвыборном блоке «Наш дом — Россия», — «нежелание резких перемен в политическом курсе государства из-за прихода к руководству страной людей из лагеря крайне левых и крайне правых». Далее он объясняет свое решение так: «Я от многих действий правительства далеко не в восторге... Чиновничий люд из аппарата правительства мостит путь коммунистам. Но...смена правительства страны чревата такой дестабилизацией, что сегодняшний уровень жизни россиян покажется нам тогда чуть ли не уровнем благоденствия... Я никогда впрямую не занимался чистой политикой и не стремился сделать политическую карьеру. Мне это не нужно. Но я сказал себе: кто-то должен это сделать, кто-то должен сказать...»

Г.К.Волков видит два варианта развития событий в случае прихода коммунистов к власти. Первый: «Все их посулы — это вранье. При существующем положении переход назад, к социалистическому распределению, законным путем невозможен! (выделено в публикации. — Ю.С.) И тогда они пойдут в том же направлении реформ, но медленнее и мучительнее». Второй: «Коммунисты выполнят свои обещания. Но это возможно только кровавым революционным путем! (выделено в публикации — Ю.С.) Гражданская война — это... страшная война в 150-миллионной стране, напичканной мощным оружием, в том числе и ядерным. Плановая экономика может существовать только в изоляции, а проживем ли мы сегодня в изоляции? Сомневаюсь...»

Оценивая перспективы блока в области, лидер его региональной организации сказал: «Я надеюсь, что к осени мы по численности не намного будем уступать коммунистическим партиям. Нас поддержит директорский корпус — те директора, которые без государственной опеки почувствовали себя иначе. Наша опора — на здравомыслящую интеллигенцию. Хотя именно интеллигенции сегодня живется тяжелее всех... Рабочие предприятий, которые стоят, — это самая страшная часть электората. И в этом нет их вины, это беда. Наша беда тоже. У власти на уровне области нет рычагов воздействия на директорский корпус (который не бедствует!). На работающих предприятиях электорат тоже психологически не готов к восприятию новых экономических отношений. Голосовать они практически не ходят... Держатели акций, мелкие и средние предприниматели — это самая политически инертная часть общества».

Интервьюер заметила, что первый заместитель главы областной администрации — «единственный человек в структурах власти, который не скрываясь заявляет о своих демократических взглядах». Собеседник ответил: «Меня нельзя назвать в полном смысле слова демократом. Я, как и все мои сверстники, вышел из коммунистической системы, пропитан ее духом и, вероятно, не до конца свободен от ее догм... Люди, которые проводят в стране реформы, делают это не потому, что они демократы, а потому что осознают: выхода другого нет... У нас теперь последний шанс. Если произойдет откат назад или торможение на какой-то срок, это будет ничем не оправданное продление мучений народа».

Заканчивая беседу, Г.К.Волков заметил: «Для того чтобы сдвинуть реформы, надо идти по пути Петра Первого: перенести столицу из Москвы. Москва поражена неизлечимо. Мы здесь в провинции больше контролируем ситуацию». Корреспондент: «Вы не опасаетесь, что ваша оценка правительственного аппарата может не понравиться российским руководителям?» Г.К.Волков: «Конечно, им не понравится. Но почему я должен это скрывать... Я наоборот хочу, чтоб они знали: поручения Черномырдина и Сосковца тонут в их аппаратах!» [8].

 

Глава администрации Ю.В.Власов беседовал поочередно с журналистами «Призыва», «Молвы» и «Всполья». Отвечая на вопрос о социально-политической обстановке в области накануне выборов, Ю.В.Власов заметил, что она «полностью зависит от экономической ситуации». Как примеры непродуманных, дестабилизирующих обстановку политических решений, принятых на высшем уровне, выполнение которых возложено на региональные органы исполнительной власти, он назвал повышение пенсий и минимальной заработной платы работникам бюджетных организаций. Касаясь политической ситуации, он отметил «полную непредсказуемость, которая не позволяет кому-либо предугадать итоги выборов». «Я надеюсь на мудрость избирателя: он не только зол на действительность, но и проявляет разум, когда дело касается будущего».

Говоря о своем участии в предстоящих выборах, Ю.В.Власов сказал: «...появляется «предательская» мысль: уступить любому желающему и должность главы областной администрации, и место в Совете Федерации. Посмотрим, что получится. Я знаю, что у тех, кто претендует стать у руля, не получится ничего. Это мое личное мнение. Но... появляются и другие мысли: нужно все задуманное и начатое доводить до конца, при жесткой самокритике, что были допущены ошибки. А я не раз говорил, что их и не могло не быть или быть мало. Все решения принимались и реализовывались в сложнейшей... обстановке... в спешке, на бегу. Исходя из этого, приходишь к выводу, что уходить в сторону — безнравственно».

Ю.В.Власов рассказал, почему он предложил депутатам ЗС провести выборы главы администрации области 15 октября: «Было бы желательно разнести во времени выборы губернатора и депутатов Федерального Собрания, глав городов и районов, чтобы избежать лишней неразберихи. Не хочется, чтобы выборы губернатора утонули в общей избирательной кампании. Но депутаты ЗС склоняются к тому, чтобы назначить выборы 17 декабря, если будет соответствующее решение Президента».

В большой степени все это зависит от того, как будет сформирован Совет Федерации. — «Я считаю, что избранный губернатор должен автоматически быть депутатом Совета Федерации, чтобы, принимая те или иные законы, заранее продумывать, как они будут проводиться в жизнь... Окончательное решение здесь (участвовать ли в выборах главы администрации. — Ю.С.) будет зависеть от круга претендентов — будут ли они продолжать или менять нынешний курс областной администрации. Мы столько совершили в последнее время резких поворотов, что я боюсь, как бы «телега не сломалась»».

Корреспондент: «Кто, по Вашему мнению, может стать Вашим реальным конкурентом на выборах губернатора?»

Ю.В.Власов: «Ну, кто ж его знает... А в журналистских кругах что слышно?»

Корреспондент: «Пока ничего вроде не слышно. Хотя поговаривают, что Николай Виноградов...» (председатель ЗС области. — Ю.С.).

Ю.В.Власов: «Да? А я слышал, что он не собирается выдвигать свою кандидатуру. Впрочем, тем выборы и хороши, что всем станет понятно, какие лица стремятся занять тот или иной пост».

Два вопроса об отношении к блоку «Наш дом — Россия» (заданы разными газетами): «Не делаете ли Вы ошибку, подобно Ельцину и Черномырдину, которые долгое время не шли на создание партии или движения в свою поддержку? Сейчас они стараются исправить ее, создав блок «Наш дом — Россия». Не стоит ли и Вам в рамках области пойти на это?» и «Не было ли со стороны руководства блока, возглавляемого премьером, попыток дать понять, что Вам тоже было бы не худо присоединиться?»

Ответы: «Я разделяю с Вами эту мысль. Но, как официальное лицо, не могу в полной мере поддерживать конкретное политическое образование, потому что не имею права состоять в какой-либо партии. А как человек — имею симпатии к определенному политическому течению. «Наш дом — Россия» кажется мне наиболее серьезным объединением... Я считаю этот блок наиболее перспективным». «Чтобы было понятно, скажу коротко: возглавляет «Наш дом — Россия» премьер-министр, а я работаю в другой организации — в администрации Президента».

Глава администрации в целом положительно оценивает итоги своей работы: «Я давал всего два обещания. Первое: сократить количество перечисляемых в Москву налогов, оставлять большинство этих средств в области. Второе: используя полномочия главы обладминистрации и депутата Совета Федерации, помочь промышленности области. По первому обещанию. Когда я баллотировался в депутаты Совета Федерации, 60% всех собираемых в области налогов оставалось у нас, на тот момент это составляло 600 млрд. рублей. Сейчас, по данным Федерального казначейства, в области остается 92%, а на какие цели использовались эти деньги — как раз мое второе обещание: они ушли на поддержку промышленности». Перечислены и другие положительные факты.

На вопрос «Как развиваются Ваши отношения с мэром Владимира И.В.Шамовым, полномочным представителем Президента Н.С.Егоровым, Законодательным собранием» (напомним, что в прошлом году отношения с г-ном Шамовым и особенно с г-ном Егоровым были напряженными. — Ю.С.) Ю.В.Власов ответил так: «Нормально. У меня с И.В.Шамовым, Н.С.Егоровым деловые, рабочие отношения. Также и с Законодательным собранием. Можно оценивать некоторые реплики отдельных депутатов — это одно. А если смотреть на принимаемые решения — другое. Я не знаю за последние полтора года ни одного внесенного нами в ЗС решения, которое не было бы принято. За исключением выборов губернатора. Конечно, депутаты порой подчеркивают, что именно они приняли предложенные администрацией решения, а администрация, выходит, как бы и ни при чем. В то же время ни один депутат лично ни одного ставшего законом,предложения не внес. Ну да ладно... Я считаю, что у администрации с законодателями нормальные отношения, у нас хороший депутатский корпус, не мешающий принятию важных документов» [9-11].

 

В середине августа было объявлено о назначении новым начальником управления внутренних дел Владимирской области полковника милиции Л.П.Посошкова. Его предшественник генерал-майор И.И.Голубев переведен на работу в аппарат российского МВД. Полковнику Посошкову 44 года, до нынешнего назначения он работал первым заместителем начальника УВД Курской области, руководил работой службы криминальной милиции.

Судя по тому, что администрация Владимирской области отдала предпочтение офицеру не из местной милиции (а такие претенденты, естественно, были) и даже не из соседней области, деловые качества полковника Посошкова высоки. Вступая в должность, он сказал, что «милицию должны отличать организованность, высокая дисциплина и исполнительность; главная задача — обеспечение налогоплательщикам нормальных условий для работы и отдыха» [12].

 

10 августа Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал распоряжение «О праздновании вступления города Владимира во второе тысячелетие». Состоится оно 9 — 10 сентября. Глава городской администрации И.В.Шамов, говоря об этом, сообщил на пресс-конференции [13], что до появления этого распоряжения министр финансов РФ обещал городу 15 млрд. рублей на проведение празднования, а теперь появляется возможность получить больше денег. (Больше — так и не получилось. Только лишь 29 августа Минфин официально выделил 14,5 млрд. рублей.) Все выделенные средства будут направлены только на ремонт дорог и благоустройство города. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II согласился принять участие в торжествах. Возможно и прибытие президента Б.Н.Ельцина либо премьер-министра В.С.Черномырдина.

Глава обладминистрации Ю.В.Власов на пресс-конференции 29 августа не поддержал тех, кто называет предстоящее празднование «пиром во время чумы»: «Помпезные праздники, безусловно, не нужны, но почему бы за небольшие деньги не устроить для горожан два дня отдыха и развлечений?» Он намерен поставить в Совете Федерации вопрос о том, чтобы через два года отметить большое историческое событие — 850-летие Владимиро-Суздальской Руси. Ю.В.Власов видит «свой моральный долг в том, чтобы мощи святого князя Александра Невского были возвращены во Владимир», и договорился о совместных действиях по этому поводу с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием [14]. (Святой Александр Невский, великий князь владимирский, покоился почти пять веков в одном из храмов Владимира до времен Петра Первого, который повелел перенести прах в лавру в Петербурге, названную именем князя.)

2.    ЭКОНОМИКА

Областное управление статистики опубликовало обзор «Социально-экономическое положение Владимирской области в первом полугодии 1995 года».

В январе — июне 1995 г. общий объем промышленного производства в фактически действующих ценах составил 3541,7 млрд. рублей. Темпы спада снижаются. Индекс физического объема промышленного производства за январь-июнь составил 81,7% (Здесь и далее — кроме оговоренных случаев — сравнения с первым полугодием 1994 г. Индекс января — июня 1994 г. в сравнении с соответствующим периодом 1993 г. был 71,0%).

В машиностроении и металлообработке объем производства уменьшился на 7,5% (в первом квартале текущего года — на 13,8%). Но в различных отраслях процессы идут по-разному. В электротехнической промышленности, железнодорожном, тракторном машиностроении, станкостроении — рост выпуска, соответственно, на 4,5, 8, 26 и 19%. Сократилось отставание от уровня производства января — июня 1994 года в строительно-дорожном машиностроении, автомобильной промышленности. Но продолжал снижаться выпуск машин для городского и коммунального хозяйства, производство большинства важнейших видов товаров длительного пользования.

В январе — июне текущего года производство военной продукции на конверсируемых предприятиях сократилось на 35%, а гражданской — на 20%.

В промышленности строительных материалов продолжалось отставание в выпуске ряда основных материалов (известь, оконное стекло), но возросло производство сборных железобетонных конструкций, керамических плиток, минеральной ваты и таких основных материалов, как кирпич, кровля.

Аналогичная картина — рост производства одних видов продукции при некотором снижении темпов производства других — характерна для химической и нефтехимической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Снижение производства многих основных видов продукции продолжалось в легкой промышленности (возросло лишь производство льняной пряжи).

На предприятиях, выпускающих продовольственные товары, по большинству продуктов питания производство сократилось.

48,0 млн.долларов составил объем экспортных поставок за первое полугодие (в первом квартале — 21,9 млн.), в дальнее зарубежье — 27,3 млн., а в ближнее — 20,7 млн. долл. (соответственно в первом квартале 12,6 и 9,3). Веса основных импортеров (в процентах): Беларусь — 14,6, Украина — 14,2, Литва — 8,8, Германия — 6,9, Молдова — 6,5, Финляндия — 5,2, Польша и Узбекистан — по 4,6, США и Швейцария — по 4,4. Экспортированы машины и оборудование (около 58% объема экспорта по прямым связям), продукция химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, отходы и лом черных металлов.

Сельское хозяйство. Несмотря на некоторое уменьшение посевов яровых зерновых, с учетом хорошей сохранности озимых, общие площади под зерновыми (168,2 тыс. га)практически остались на уровне 1994 года (169,6 тыс. га). Общая площадь под картофелем, начиная с 1993 года сократилась на 6%, под овощами — возросла почти на треть.

Напряженным остается положение в животноводстве. Почти во всех категориях хозяйств продолжалось сокращение поголовья: крупного рогатого скота (в целом 91% к уровню на 01.07.94), овец (84%), свиней (88%). При росте производства молока и яиц в некоторых категориях хозяйств продажа молока, птицы и скота сокращается по всем каналам реализации. За второй квартал 1995 года число фермерских хозяйств увеличилось на 52 и составило на 1 июля с.г. 2448 (на 01.04.95 — 2396, на 01.04.94 — 2129). Средняя площадь — по 15 га на хозяйство. В первом полугодии 1995 года прекратили свою деятельность 142 хозяйства (соответственно в прошлом году 52).

Перевозки грузов транспортом общего пользования составили за полугодие 10,0 млн. тонн. Они сократились на 22,0% из-за спада промышленного производства, неплатежеспособности предприятий и организаций; в автотранспорте сокращение составило 26,9%, а на железнодорожном — 4,6 (здесь замедлилось падение общего объема перевозок). Продолжалось снижение (на 16%) пассажирооборота (на железной дороге он снизился на 20,5%, а на автотранспорте — возрос на 1,1%). Объем услуг связи продолжал сокращаться из-за непрерывно растущих тарифов и снижения платежеспособности населения. (Тарифы на услуги связи на 1 июля текущего года в 4,7 раза выше, чем на ту же дату в прошлом году..

На 30% уменьшились капитальные вложения в строительство объектов производственного назначения (практически тот же показатель был и год назад). Доля непроизводственного строительства в общем объеме инвестиций составила 47% против 42 в первом полугодии 1994 г. На строительство жилых домов в текущем году использовано около 30% общего объема капитальных вложений области. За счет всех источников финансирования введено 1386 квартир общей площадью 84 тыс.кв.м (темп строительства жилья снижен на 25%).

Розничный товарооборот по всем каналам («с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров») за полугодие сложился в сумме 1693,2 млрд. рублей, в том числе в первом квартале — 690,5 млрд. рублей (рост в 2,9 раза по сравнению с январем — июнем 1994 года, но в физической массе — снижение на 7%, в том числе по продовольственным товарам снижение на 18%, а по непродовольственным увеличение на 16%). В общем объеме розничного товарооборота на долю продовольственных товаров приходится 58% (было 64%).

 

Индекс потребительских цен за январь — июнь составил 182, в том числе в первом квартале — 148,9 и во втором — 122,2%. Рост цен: на продовольственные товары — на 186,7%, на непродовольственные товары — на 168,8%, на платные услуги — в 2,1 раза (особенно на социально значимые: жилищные — в 2,9, коммунальные — в 2,6, пассажирского транспорта — в 2,5 раза).

 

Финансы. Консолидированный бюджет области в январе-мае исполнен с профицитом в 13,5 млрд. рублей (доходы — 519,6, расходы — 506,1). Просроченная задолженность по видам средств на оплату труда и другие выплаты работникам предприятий продолжает возрастать и на 1июля 1995 года составила 37,3 млрд. рублей. По состоянию на 1 июня 1995 года задолженность предприятий промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства составляла (в млрд. рублей): кредиторская — 1739,9, в том числе просроченная — 640,4, из нее задолженность поставщикам — 390.5; дебиторская — 1272,3, в том числе просроченная — 422,7, из нее задолженность за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги — 391,7. Следует отметить, что на второй квартал с.г. приходится существенно меньшая часть в формировании задолженностей, чем за предыдущее время.

 

Среднедушевой доход за месяц полугодия составил 237,9 тыс. рублей, в июне — 297,8 тыс. рублей. Ниже среднего уровня имели доходы 60,1% населения области. Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда РФ, в среднем за месяц полугодия — 191,2 тыс. рублей. Доходы ниже ее имели 45% населения области (740,4 тыс. человек); в первом квартале текущего года — соответственно 43,2% и 711,2 тыс. человек.

В первом полугодии с.г. всеми видами экономической деятельности в области было занято около 725 тыс. человек. Свыше 93 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицируются как безработные. На 01.07.95 в службе занятости зарегистрировано 59,1 тысячи безработных; уровень безработицы составил 7,2% экономически активного населения.

Информация об уровне заработной платы во Владимирской области в июне текущего года показывает, что и в этом месяце разница в оплате труда работников различных сфер хозяйства не сокращается. Сохраняется крайне неравномерное распределение уровня заработной платы по отраслям промышленности. Средняя зарплата в «промышленности» снова слегка опустилась ниже среднеобластной (ноябрь 1994 года — 95,3, декабрь — 89,9, январь 1995 года — 102,2, февраль — 100,6, март — 101,2, апрель — 98,0, май — 100,2, июнь — 98,5%).

В июне цены на продовольственные товары поднялись в среднем на 7,8%, на непродовольственные — на 5%, цены на платные услуги возросли на 14,7%.

Прожиточный минимум, определенный по методике Минтруда РФ, в среднем по области в июле с.г. составлял 246,2 тыс. рублей (в июне он составлял 238,6 тыс. рублей; рост в июле по отношению к июню — 3,2%, а в июне по отношению к маю — 10,5% и в мае по отношению к апрелю — 8,1%). Среднедушевой доход населения в январе — июле составил 260,5 тыс. рублей, в июле — 340,0 тыс. рублей. В январе — июле доходы ниже прожиточного минимума имели 40,8%.

 

Средняя зарплата в области в мае 1995 г.

 

 

Отрасль

 

Зарплата,

в процентах по отношению к:

(в скобках — ранг

тыс.

январю

апрелю

в апреле)

руб.

1994 г.

1995 г.

1.Кредитование, страхование (1)

519,3

211,2

103,8

2.Строительство (3)

468,0

406,3

118,3

3.Транспорт (2)

460,3

340,5

105,2

4.Органы управления (4)

443,3

298,9

123,3

5.Жилищно-коммунал. хозяйство, непроизводств. виды бытового обслуживания (6)

367,9

333,2

127,1

6.Промышленность (5)

331,9

410,8

112,7

7.Наука и науч.обслуживание (8)

294,5

391,1

122,5

8.Торговля и общест.питание (7)

291,4

364,7

117,4

9.Сельское хозяйство (9)

262,0

464,5

111,6

10.Образование (10)

252,8

267,5

124,6

11.Здравоохранение, физкультура и спорт, соц. обеспеч. (11)

230,2

239,3

112,3

12.Культура и искусство (12)

189,5

222,7

100,7

Всего по области

337,0

374,9

114,7

 

Данные о прожиточном минимуме жителей областного центра в июле не были своевременно опубликованы. Этот «пробел», вероятно, будет заполнен позднее.

2.    ДРУГИЕ СОБЫТИЯ

5 августа состоялась учредительная конференция региональной организации общественно-политического движения «Наш дом — Россия». Отделения движения сформированы в 11 из 29 территорий районов и городов и в 6 — в стадии становления. Делегаты утвердили Устав, избрали совет организации из 12 человек (в его составе: председатель — первый заместитель главы администрации области Г.Волков, заместители председателя — профессор муромского филиала Владимирского технического университета Е.Фирсов и заместитель редактора газеты «Голос кольчугинца» В.Княжевский) и делегатов на второй съезд движения «Наш дом — Россия» [15].

 

В первой декаде августа прошло первое заседание координационного совета владимирского областного движения «Справедливость и народовластие». Был избран президиум координационного совета. Кроме лидера движения, председателя объединения профсоюзов области В.Я.Котова, и его заместителя, председателя Аграрного союза области В.П.Пантыкина в него вошли председатель областного отделения Российского фонда инвалидов войны в Афганистане М.В.Аносов, депутаты Государственной Думы Е.В.Бученков и Г.И.Чуркин, председатель ЗС области Н.В.Виноградов, заведующий кафедрой Педагогического университета В.А.Калягин (бывший последним председателем областного Совета народных депутатов), председатель стачечного комитета г. Коврова и района В.А.Мохов, председатель регионального отделения Конгресса русских общин С.С.Полуэктов. Совет обсудил и принял предвыборную платформу движения. «Итоговое голосование подтвердило практическое единство взглядов партий и общественных движений, входящих в движение «Справедливость и народовластие»». Основные средства массовой информации области пока не опубликовали ни этот документ, ни «Обращение к жителям Владимирской области» [16].

 

22 августа с представителями общественных объединений области и журналистами встретилась Э.А.Памфилова — депутат Государственной Думы, бывший министр социальной защиты в правительстве Е.Т.Гайдара. Она сразу стала отвечать на вопросы присутствующих. Естественно, вопросы эти в первую очередь касались близких гостье проблем.

«Реформы в России были необходимы. Но шанс был упущен. Рычаги реформирования — прежде всего в политике налогообложения, занятости, доходов. Чтобы работали законы социальной защиты, нужно менять логику реформ. Принятые решения носят конъюнктурный характер — ни один социальный закон не заложен в бюджете на 1995 год. Пока не будут упорядочены финансовые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами как по вертикали, так и по горизонтали, не будет выработана соответствующая инвестиционная политика, социальная поддержка населения останется мечтой».

«Необходимо упорядочить взаимоотношения со странами СНГ — это немалая статья доходов. До сих пор продолжаем дотировать изжившие себя режимы... не помогаем русскоязычному населению».

Похоже, госпожа экс-министр совершенно излечилась от иллюзий, которые она в свое время питала по отношению к прежним и нынешним руководителям Союза и России. Почти все предложения органов, которые она возглавляла (министерство, совет по социальной политике при резиденте), остаются невостребованными. «Либеральная, штатовская модель развития экономики по Гайдару в России неприемлема... Асоциальный аспект несла и несет приватизация — она не помогла создать отечественного производителя. Нынешнее правительство «временщиков» перераспределяет собственность в карманы очень узкого круга людей, вызывая тем самым отвращение у народа. Большой ошибкой президента было назначение на пост премьер-министра В.С.Черномырдина. Такой пост не должен занимать представитель лоббирующей свои интересы крупной отрасли».

В настоящее время Э.А.Памфилова и члены ее «команды» ориентируются на сотрудничество с теми общественными организациями, которые занимаются конкретными делами (были перечислены определенные наработки). Она согласилась возглавить избирательный список Республиканской партии РФ.

В конце встречи, отвечая на вопрос «Не должна ли занимать президентский пост женщина и не много ли в правительстве мужчин?», гостья сказала: «Предпочитаю не делать различий чисто по половому признаку — важно быть умным профессионалом. Хотя нельзя не заметить, что правительственное мужское большинство сделало все для того, чтобы в столь социально важных сферах, как медицина и образование, остались одни женщины» [17-19].

 

В августе областной суд продолжал начатое 20 марта слушание дела заместителя главы обладминистрации Е.Фролова, начальника управления Банка России по Владимирской области А.Музалевского, президента АО «Владимир — Лада» М.Шевелева, руководителя аудиторской фирмы В.Лучко и пенсионера Н.Карасенкова. Обвинения были предъявлены: Фролову — в получении взяток, злоупотреблении служебным положением, мошенничестве, хищении чужого имущества; Музалевскому — в злоупотреблении служебным положением и получении взяток; Шевелеву — во взяткодательстве и хищении чужого имущества; Лучко и Карасенкову — в хищении и мошенничестве.

Некоторые обозреватели полагали, что суд закончит рассмотрение громкого, «рассыпающегося» дела в августе, но этого не произошло...

После окончания допроса свидетелей суд посвятил заседание оглашению ходатайств обвиняемых. Часть ходатайств о приобщении к делу дополнительных документов суд отклонил, так же как и просьбы о вызове незапланированных свидетелей. На этом закончилось судебное следствие и начались прения сторон [20,21].

17 августа на процессе выступил представитель обвинения. По его мнению, отдельные средства массовой информации попытались придать рассматриваемому уголовному делу политическую окраску, сообщали о фабрикации дела. «Это неправда. Следствие собирало все факты по крупицам... Противоречия в показаниях свидетелей объясняются давностью исследуемых событий. Если бы дело было сфабриковано, то этих противоречий не наблюдалось бы».

Хотя часть эпизодов, вмененных в вину подсудимым, не нашла подтверждения в суде, обвинение предложило осудить Фролова на 9 лет пребывания в исправительно-трудовой колонии общего режима с конфискацией личного имущества. Подсудимым Музалевскому и Шевелеву обвинение определило соответственно 5 и 3 года с теми же условиями. Для подсудимого Лучко — 1,5 года лишения свободы и штраф в несколько минимальных окладов. Пенсионера Карасенкова предложено осудить на 6 месяцев лишения свободы, но освободить от наказания по амнистии в честь 50-летия Победы [6].

21 — 22 августа выступали представители защиты. Адвокаты обвиняемых Музалевского, Шевелева, Лучко, Карасенкова, опровергая доводы обвинения, в очередной раз заявили, что их клиенты невиновны, «следствие предъявило суду недоброкачественный материал, собранный, к тому же, незаконным способом». По оценке одного из защитников — «процесс о взятках не что иное, как повторение 1937 года; за решетку сажают невинных людей». Адвокаты просили суд оправдать их подзащитных, а защитники г-на Карасенкова — даже возбудить уголовное дело в отношении следователей, которые вели его дело [18,22]. Защитник обвиняемого Фролова попросил сделать двухнедельный перерыв в работе суда, чтобы лучше подготовить свое выступление. Процесс возобновится 6 сентября.

 

В июньском обзоре судебном процессе «Е.П.Ильюшкин против Н.А.Новожиловой и «Призыва»». Тогда суд первой инстанции посчитал. что изложенные в статье корреспондента «Призыва» сведения о предпринимательской деятельности начальника владимирского троллейбусного управления (а во время публикации еще и заместителя председателя ЗС области) не соответствуют действительности. Соответчики не согласились с решением суда об уплате возмещения истцу за моральный ущерб, а Н.А.Новожилова — с отклонением судом ее встречного иска к Е.П.Ильюшкину.

Через два месяца после первого процесса, 17 августа, областной суд полностью удовлетворил кассационную жалобу соответчиков. Приговор Ленинского райнарсуда отменен; дело направлено в тот же суд для повторного рассмотрения, но в ином составе суда [23].

Источники

1. Всполье. — 1995. — №110. — 19 августа.

2. Призыв. — 1995. — №150. — 22 августа.

3. Сименидо Ю. Владимирcкая область в июне 1995 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995 — №6, ч.1.

4. Всполье. — 1995. — №105. — 11 августа.

5. Призыв. — 1995. — №145. — 12 августа.

6. Всполье. — 1995. — №109. — 18 августа.

7. Призыв. — 1995. — №141. — 5 августа.

8. Призыв. — 1995. — №144. — 11 августа.

9. Призыв. — 1995. — №140. — 4 августа.

10. Молва. — 1995. — №89. — 12 августа.

11. Всполье. — 1995. — №108. — 16 августа.

12. Призыв. — 1995. — №147. — 16 августа.

13. Молва. — 1995. — №91. — 17 августа.

14. Призыв. — 1995. — №155. — 30 августа.

15. Призыв. — 1995. — №143. — 9 августа.

16. Молва. — 1995. — №88. — 10 августа.

17. Всполье. — 1995. — №112. — 23 августа.

18. Молва. — 1995. — №94. — 24 августа.

19. Призыв. — 1995. — №152. — 25 августа.

20. Всполье. — 1995. — №106. — 12 августа.

21. Всполье. — 1995. — №107. — 15 августа.

22. Всполье. — 1995. — №111. — 22 августа.

23. Призыв. — 1995. — №149. — 19 августа.