Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в августе 1995 года

1.    ВИЗИТ О.СОСКОВЦА

7 августа в Мордовию с официальным визитом прибыл первый вице-премьер Российской Федерации Олег Сосковец. Это первый в истории Мордовии визит политического деятеля, который непосредственно распоряжается многообещающими финансовыми шлюзами страны.

Цель, которую мордовский политический генералитет пытался достичь посредством визита Олега Сосковца, была заведомо очевидна — выбить из Москвы как можно больше дополнительных ассигнований. Более того, эта задача была в свое время провозглашена одной из главнейших в «новом курсе» Николая Меркушкина. Смена политической ориентации республики, произошедшая с отстранением Николая Бирюкова от власти, открыла перед руководством Госсобрания двери самых высоких московских кабинетов. Разумеется, в них не раз разыгрывались сцены преданности новых республиканских властей российскому официальному курсу. В результате на политическом горизонте Мордовии закономерно забрезжила благосклонность Москвы. И как следствие — визит председателя Совета Федерации России Владимира Шумейко официально опубликовал новую позицию федерального центра по отношению к Мордовии. Он засвидетельствовал политическое признание республики со стороны первопрестольной.

Вслед за Владимиром Шумейко Мордовия принимает в лице Олега Сосковца большие московские деньги. Как стало известно, первый вице-премьер России увез с собой финансовых заявок мордовских предприятий на сумму, превышающую триллион рублей. Эта цифра — материальный показатель заинтересованности республики в нормальных взаимоотношениях с Москвой. Триллион — это и панацея от местных экономических бед, и положительный исход предстоящего референдума о доверии нынешнему составу Госсобрания.

Однако подписанный протокол о намерении выделить Мордовии триллион еще не означает, что республика его действительно в скором времени получит. По компетентному свидетельству бывшего министра финансов России Бориса Федорова, сейчас в российском финансовом ведомстве лежит огромная кипа положительно завизированных прошений о выделении дополнительных средств. Но реальных денег на их удовлетворение просто нет. И вряд ли они появятся в ближайшее время, поскольку исполнение российского бюджета на 1995 год не предусматривает разбрасывания триллионных кредитов. Соответственно если Мордовия и получит обещанный триллион, то не раньше конца года. Более же реалистичный прогноз — начало следующего.

Не понятно только, за счет чего именно сегодня будет компенсироваться дефицит мордовского бюджета. Учитывая все недополученные средства, на данный момент он составляет 450 миллиардов рублей. Такая огромная дыра в мордовских финансах однозначно заставит Совмин задержать выплату зарплаты. И вряд ли правительство сможет накормить работников социальной сферы триллионными обещаниями.

Программа пребывания Олега Сосковца в Мордовии строилась на чисто прагматичной основе. Наибольшее место в ней занимал круиз по мордовским предприятиям, где первого вице-премьера России интересовали прежде всего не стоны о бедственном положении, а конкретные проекты перспективного развития. Только их наличие могло склонить г-на Сосковца к выделению необходимых средств. В целом, как заявил высокопоставленный государственный деятель на встрече с директорским корпусом республики, положение саранских предприятий оказалось менее плачевным, чем ему прежде обрисовывала местная власть. Здесь стоит заметить, что правительство республики вряд ли сознательно преувеличило глубину экономического кризиса в Мордовии. Просто каждая из постоянно возникающих экономических проблем не способна вызвать у местного Совмина ничего, кроме паники. В результате заметные, но устранимые экономические трудности в понимании правительства неизменно приобретали характер неразрешимых, с непременным фатальным исходом. Такие умонастроения и определяли характер отчетов мордовского правительства о состоянии дел в экономике республики.

В своих выступления Олег Сосковец неоднократно подчеркивал, что тяжелая экономическая ситуация в Мордовии в какой-то мере является наследием политической линии прежнего Верховного Совета. Сейчас, по его мнению, у мордовского парламента и правительства сложилось единое понимание процесса реформ. В таком случае хотелось бы знать, когда правительство республики успело проявить это свое понимание? Пока все свидетельствует об обратном: Совмин далек от реформаторской деятельности, предпочитая решать экономические проблемы коммунистическими методами. (Постановление, запрещающее вывоз зерна за пределы республики, — убедительное тому подтверждение.) Теперь же оказывается, что у местного правительства существует не просто понимание процесса реформ (что маловероятно), а его синхронное восприятие с мордовским парламентом. Если эта синхронность в обоюдно-беззаботной констатации дыры в 450 миллиардов рублей в мордовском бюджете, то Олег Сосковец, безусловно, прав.

Примечателен факт: меры, принятые Совмином для «верного» отражения мордовского турне Олега Сосковца, распространяют настойчивый запах кулуарности времен Николая Бирюкова. Этот некогда всесильный политик также пытался освещать свою деятельность исключительно на страницах «надежных» газет. Демонстрируя Олегу Сосковцу свою радушную открытость, правительство республики одновременно устанавливало тотальную монополию на освещение визита — из всех местных средств информации только проправительственные масс-медиа получили официальную аккредитацию. Замысел Совмина прозрачен до непристойности — свести к минимуму поток различных комментариев к высокому турне, оставив место лишь для его лояльных оценок. Иначе мордовское правительство действительно рисковало захлебнуться в волне противоречивых отзывов на мордовский вояж Олега Сосковца.

Очевидно, что предоставление Мордовии триллиона рублей вряд ли явится бескорыстным шагом со стороны центральной власти России. Как минимум она может рассчитывать на безоговорочную поддержку «Нашего дома» в пределах Мордовии. Мордовская политическая элита на выборах будет просто обязана расплатиться за финансовую благотворительность Москвы. Это означает, что официальные структуры республики, активно включаясь в избирательную кампанию, будут преследовать неукоснительную цель — обеспечить победу движения «Наш дом — Россия». Ведь обещанием пресловутого триллиона Москва еще более акцентирует зависимость Мордовии от исхода выборов в российский парламент. А точнее, от успеха партии власти [1].

2.    ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РМ

2.1.       Промышленники «дают добро»

В августе в республике продолжалось обсуждение проекта новой Конституции РМ, который был предложен на всеобщее обозрение 21 июля 1995 года и сразу же вызвал у многих политических деятелей обоснованное нарекание.

9 августа определилась позиция промышленных кругов республики по отношению к проекту новой Конституции Мордовии. На совместном заседании Экономического союза и правления Торгово-промышленной палаты Мордовии местный директорский корпус безоглядно одобрил концепцию нового политического устройства республики.

Николай Меркушкин призвал директоров употребить у себя на заводах следующую схему одобрения проекта в целом согласиться и придать этому решению характер наибольшей коллегиальности. Это отнюдь не означает, что у каждого мордовского пролетария будут домогаться его мнения по поводу новой Конституции республики. Задача в другом — оформить одобрение проекта максимальной причастностью к этому трудовых коллективов.

Лидер Экономического союза Владимир Литюшкин был более прямолинеен — он заявил, что Экономический союз никогда не будет транслятором неугодных идей, в том числе и в отношении проекта новой мордовской Конституции. Тем самым была обнародована предрешенность обсуждения проекта на предприятиях республики. Это всего лишь лишний раз подтвердило, что всенародное обсуждение ничего не значащая и ни на что не влияющая профанация.

Получить санкцию предприятий на одобрение новой Конституции Мордовии несложно. Рабочим глубоко безразличны метаморфозы с конституционным устройством республики, и они без сожаления делегируют своему руководству право решать за себя — какая форма правления наиболее выгодна для Мордовии. Ну а Николай Меркушкин получает возможность жонглировать на сессии пакетом санкций мордовских предприятий и заявлять о полной поддержке проекта самыми широкими пролетарскими слоями. Хотя это вряд ли понадобится, поскольку для депутатского корпуса будет вполне достаточно заинтересованности Николая Меркушкина в утверждении проекта [2].

2.2.       Общественная палата при представителе Президента РФ в Мордовии

28 августа Общественная палата при представителе президента Валентине Конакове удачно подыграла курсу Николая Меркушкина на триумфальное одобрение проекта новой мордовской Конституции. Делегаты политических партий и движений большинством голосов поддержали конституционные нововведения мордовского парламента. Все действо протекало по традиционной схеме — представители партий увлеченно рассуждали о своем видении проблемы, пытаясь убедить и себя, и аудиторию в значимости всего происходящего.

Радикальное неприятие проекта Конституции продемонстрировали лишь несколько политических деятелей республики. Среди них запомнился Василий Гуслянников, все еще цепляющийся за химерическую возможность своего восстановления в правах президента. По его мнению, Конституция Мордовии 1991 года устраивает всех и во всем, и принимать новый Основной закон республики сейчас нет никакой необходимости.

Его точке зрения не довелось стать преобладающей. Подавляющее большинство партийных легатов свое недовольство проектом выразили лишь посредством поправок к нему, в целом одобряя конституционную инициативу Госсобрания.

Созыв Общественной палаты накануне серьезных политических событий практикуется в Мордовии еще со времен Николая Бирюкова. Тогда этот коллегиальный рупор местной политической среды использовался лишь для получения благопристойной санкций на всевозможные сомнительные начинания. К услугам Общественной палаты прибегали всякий раз, когда появлялась надобность в благозвучном оформлении неприглядных политических затей. Судя по всему, и сегодня палате отведена та же роль. Во всяком случае, никакую другую она сыграть не смогла [3].

2.3.       Николай Меркушкин подводит предварительные итоги

29 августа Конституционная комиссия Госсобрания попыталась подвести предварительные итоги всенародного обсуждения проекта новой мордовской Конституции. Заседающих конституционных деятелей своим присутствием обрамляли несколько высокопоставленных приглашенных лиц.

Николай Меркушкин сообщил, что территории Мордовии в большинстве своем высказываются в поддержку проекта. Исключение составляют лишь несколько округов, в том числе и Казенно-Майданский Ковылкинского района — неотчуждаемая политическая вотчина Николая Бирюкова. Понятно, что этот округ остается единственным местом, где идеалы бывшего советского председателя по-прежнему являются руководством к действию. Вполне естественно, что проект Конституции прошел там под соусом политической прокаженности.

Наибольшее внимание творцы новых мордовских конституций уделили пакету поправок, затрагивающих права и свободы граждан республики. В результате в проекте появилась новая огромная глава, скрупулезно их перечисляющая. Эта пухлая вставка абсолютно идентична соответствующим положениям российской Конституции. И в этой связи не совсем понятно — зачем ее вообще включили в мордовский проект? В нем и так гарантировалось соблюдение прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией России. Этой юридической нормы в проекте было бы вполне достаточно, чтобы население республики ощущало полноценную приобщенность к плодам демократического развития. Очевидно, что привнесение в документ полного перечня прав и свобод — не что иное, как популистская акция, призванная усилить внешнюю привлекательность новой мордовской Конституции. Это создает лишь иллюзию восприимчивости проекта к различным изменениям, хотя последние носят малосущественный и декоративный характер.

На заседании комиссии Николай Меркушкин активно подпирал несостоятельными аргументами сомнительную инициативу мордовских профсоюзов. Лидер профсоюзных кругов Анатолий Солдатов настойчиво домогался предоставления его организации конституционного права законодательной инициативы в мордовском парламенте. Это явно противоречит незыблемым юридическим постулатам и российской, и мордовской Конституции, по которым все общественные объединения равны перед законом. Если профсоюзы республики получат право законодательной инициативы, то в этом случае судебным порядком его могут добиться все остальные зарегистрированные общественные организации Мордовии. Однако все эти доводы оказались бессильными перед полуторачасовыми заклинаниями Николая Меркушкина вручить профсоюзам вожделенное право — 12 голосами «за» комиссия приняла эту поправку. Ясно, что этим шагом Николай Меркушкин во многом отработал свои авансы профсоюзам, которые он раздал им в обмен на безоговорочную поддержку проекта.

Небезынтересен и тот факт, что помимо красных группировок республики проект новой Конституции Мордовии не удовлетворяет и Василия Гуслянникова. Не удовлетворяет просто своим существованием. Недовольство Василия Гуслянникова вполне объяснимо. С принятием новой Конституции даже призрачные шансы бывшего президента Мордовии на восстановление в своих правах не будут превышать абсолютного нуля. Трудно испытывать симпатии к документу, погребающему собой твои самые заветные помыслы [4].

3.    ВЫБОРЫ-95 В МОРДОВИИ — ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Сразу после подписания Президентом РФ указа, определяющего процесс избрания депутатов в новый российский парламент, политологи и политические аналитики Мордовии принялись составлять «расклад» политических сил на предстоящих выборах. Суммируя имеющиеся данные, можно представить себе примерное расположение фигур на политической доске Мордовии.

3.1.       Коммунисты Мордовии размножаются делением

Спустя два года после триумфа на российских парламентских выборах 1993 года лицо местного коммунистического альянса исказилось до неузнаваемости. В единых краснознаменных рядах республики в начале этого года внезапно разразился идейный конфликт. Он заставил мордовских коммунистов распрощаться со своим главным преимуществом — монолитностью. Инициировав раскол в коммунистической среде, Иван Долгаев и Владимир Карташов отправились в свободный поиск новых социалистических номинаций. Они обрели пристанище под вывеской блока «Власть народу. За рабоче-крестьянское дело» — очередной политической затеи бывшего советского премьера Николая Рыжкова. На территории Мордовии он объединяет какую-то часть коммунистов, ушедших вместе с Долгаевым и Карташовым, Союз офицеров и большевиков.

Этот спешно сколоченный трамплин для новых политических кульбитов дуэта Долгаев — Карташов не производит большого впечатления. С другой стороны, Владимиру Карташову, с его стремлением повторно заполучить российский депутатский мандат, выбирать особо не приходилось. Этот блок — его единственная возможность заручиться на выборах хоть какой-то партийной поддержкой. Роль Ивана Долгаева в этом блоке вполне определенна — руководитель предвыборной кампании. Он же будет управлять политической рекламой конкретно Владимира Карташова, что не позволяет занести последнего в число реальных претендентов на место в Госдуме. Поскольку проваленные Иваном Долгаевым выборы коммунистов в мордовский парламент ярко иллюстрируют политическое будущее Владимира Карташова.

Лидеры другой коммунистической группировки — Евгений Костерин и Людмила Иванова — вряд ли будут конкурировать со своими прежними соратниками. Евгений Костерин свои политические запросы наверняка будет увязывать с общероссийским партийным списком Компартии России, благодаря которому на прошлых выборах он и получил место в Госдуме. Сейчас его роль в центральном аппарате партии еще более возросла, и было бы странным ожидать сейчас от него ориентации на мордовского избирателя.

В свою очередь, несомненный интерес представляет собой новая предвыборная тактика Людмилы Ивановой. Очевидно, что свою избирательную кампанию она предполагает строить на основе полового признака. На это явно указывает смещение акцента в ее политической деятельности в сторону идеалов движения «Женщины России». Не исключено, что основную ставку Людмила Иванова сделает именно на эту организацию, а не на Компартию России. Это однозначно заставит действовать ее по совершенно иному рекламному принципу, нежели тот, каким пользовалась она ранее. Здесь основной упор придется делать на свою недвусмысленную принадлежность к женской половине общества, заставляя поверить в это, кроме ближайших сподвижников, еще и избирателя.

С местными либерал-демократами все значительно проще. Их рейтинг на территории республики зависит исключительно от политической привлекательности Владимира Жириновского, чей образ должен собрать заметное число голосов мордовских избирателей. Республиканское отделение ЛДПР вряд ли решится выставить своего кандидата на выборах в Госдуму по одномандатному округу. Причина все та же — отсутствие приемлемой кандидатуры.

3.2.       Демократы страдают дефицитом лидеров

К выборам в Госдуму демократы подходят едва ли более сплоченно, чем в 1993 году. Сегодня в их рядах наблюдается полнейший разброд и шатания. Это прекрасно видно на примере ДПР (Демократическая партия России), которая раскололась на два блока, один из которых возглавил Говорухин, а второй — Глазьев. Примерно такие процессы протекают и на мордовском уровне. Во-первых, несколько изменился расклад политических фигур. Олицетворение республиканской демократии Василий Гуслянников, заняв пост одного из пяти сопредседателей движения «Демократическая Россия», скорее всего, самоустранится и будет работать на партию, дабы без труда по партийному списку получить депутатский мандат. Еще один лидер мордовских демократов — Олег Виноградов наконец-то определился и перешел в лагерь Говорухина, оставив позади себя Конгресс русских общин и Глазьева. Третья, не менее известная фигура в демократическом сообществе — это бывший глава Чамзинской администрации Боляев. На прошлых выборах 1993 года он шел как кандидат от Конгресса демократических сил. Тогда его активно поддерживал Виноградов. По имеющимся сведениям, г-н Боляев вновь будет участвовать в борьбе за депутатский мандат. Хотя шансов на победу у него, по общему мнению, стало еще меньше. Во-первых, сегодня он уже не является главой Чамзинской администрации и соответственно теряет часть голосов, которые отдали за него в 1993 году. Во-вторых, разборки в демократическом лагере, развернувшиеся в преддверии выборов, отнимут часть энергии на себя и не принесут особых симпатий со стороны избирателей.

На выборах в Госдуму в этот раз будет участвовать и Народно-патриотическая партия (НПП). В выборах 1993 года они не участвовали, но в 1994 году в борьбе за депутатские мандаты Госсобрания республики показали себя весьма неплохо. О каком-либо предвыборном блоке НПП ничего пока не известно, скорее всего, окрыленные неплохими результатами 1994 года, они постараются выступить самостоятельно, как поступило большинство партий. У этой партии есть неплохая база для победы — это СВА (Союз ветеранов Афганистана). Но сильной помехой для победы на выборах станет отсутствие у Народно-патриотической партии сильных харизматических лидеров. Да и политическая активность молодежи, основного их электората, в последнее время оставляет желать лучшего.

Судя по прошлым выборам, неплохих результатов могут достигнуть социал-демократы Сергея Серебрякова. Тем более, что на этих выборах он к тому же будет представлять блок «ЯБЛОКО». На прошлых выборах «ЯБЛОКО» на территории Мордовии перешагнуло 5%-ный барьер. Правда, отсутствие сколь-нибудь разветвленной партийной организации на территории Мордовии серьезно затруднит приобретение необходимых для победы голосов.

Столь же нерезультативно, как и в 1993 году, скорее всего, выступит и шахраевский блок ПРЕС, возглавляемый на территории республики депутатом Госсобрания Шамилем Бикмаевым. Его может поддержать определенная часть населения, но он, вероятно, не будет выставлять свою кандидатуру, работая в основном на свое объединение. Не прибавит ПРЕС голосов и тот факт, что лидер блока Сергей Шахрай в последнее время несколько отступил в тень.

С выборов 1993 года прошло уже два года, за это время демократический лагерь пополнился еще несколькими новыми партиями. Одна из них — это партия Социальной демократии, возглавляемая Александром Яковлевым, бывшим идеологом Горбачева. На территории Мордовии региональное отделение было возглавлено весьма видной политической фигурой — Александром Замотаевым, имеющим внушительный опыт политической борьбы.

3.3.       Между «правыми» и «левыми»

Новой политической силой является Конгресс русских общин, образованный по инициативе Ю.Скокова. Конгресс на сегодня эксплуатирует весьма популярную идею защиты русских, прибавим к этому также неплохое финансовое обеспечение, идущее за счет Федерации товаропроизводителей. С сильными лидерами у Конгресса также нет недостатка (чего стоит одна фигура генерала Лебедя!). А недавно к Конгрессу русских общин присоединилась и часть Демократической партии России во главе с Глазьевым, прославившим себя тем, что настаивал на отставке правительства. Победить КРО на выборах, конечно, не удастся, но составить сильную конкуренцию таким «патриотам», как Жириновский или Анпилов, они смогут. Получится у них также и оттянуть часть голосов от либерал-демократов и других правых, эксплуатирующих идею патриотизма.

Аграрная партия Мордовии на сегодня увлечена созданием многообещающей коалиции. Помимо АПМ она будет включать в себя многочисленные профсоюзы республики и Мордовпотребсоюз. Ясно, что Валерий Кечкин и Виктор Скопцов пытаются аккумулировать вокруг своей партии все сопричастные к аграрной идее организации. В общероссийский партийный список Аграрной партии войдут министр сельского хозяйства Мордовии Виктор Скопцов, председатель городского профсоюза работников агропромышленного комплекса г-н Боков и другие менее известные персоны из аграрных рядов. Именно среди этих «списочников» и будет определяться кандидат Аграрной партии республики на один мордовский мандат в Госдуму России. Насколько известно, Виктор Скопцов не испытывает большого желания стать этим кандидатом. Идеолог партии — Валерий Кечкин также не настроен вмешиваться в схватку за парламентский значок России. Поэтому вполне возможно, что от аграриев Мордовии появится не слишком знакомый политизированной публике претендент. Ситуация у них во многом схожа с мордовским «Нашим домом», который также не готов предложить на выборы значительную политическую фигуру.

3.4.       «Наш дом — Россия»

Мордовское отделение движения «Наш дом Россия» уже готово вывести своего кандидата на стартовые позиции. В качестве такового сегодня фигурирует заместитель председателя правительства республики Владимир Сироткин. Однако уже сейчас ясно, что его притязание на депутатское кресло в Госдуме России вряд ли окажется успешными. Никому до недавнего времени неизвестный, никогда не игравший сколь-нибудь серьезную роль на политической сцене республики, в силу своей должности он должен стать острием предвыборной кампании «Нашего дома». Но даже титанические усилия этой приобщенной к власти партии, видимо, не смогут вывести Владимира Сироткина в число фаворитов — слишком уж невзрачная в политическом плане фигура.

Нынешняя предвыборная обстановка в Мордовии серьезно отличается от той, что сложилась в 1993 году. Тогда за место в российском парламенте боролись известные и влиятельные политические деятели республики. Сегодня состав кандидатов будет комплектоваться по большей части из политических невзрачностей. Это во многом объясняется тем, что на выборах 1995 года Мордовия, как и все регионы России, лишается права разыграть два депутатских мандата в верхнюю палату парламента. (На основании указа Бориса Ельцина Совет Федерации будет автоматически формироваться из глав субъектов Федерации.) Если же вспомнить, то именно эти два места в российском сенате и привлекли на прошлых выборах первые персоны республики. Сегодня борьба за них отменена, что в какой-то мере и обусловило распространение предвыборной политической апатии в среде влиятельных политиков Мордовии [5].

Источники

1. Андрей Новицкий, «Дядя, дай триллион!». — попросили у Сосковца. Сосковец обещал дать... // Вечерний Саранск. — 1995. — 10 августа, №32.

2. Сергей Вишняков. Промышленники Мордовии одобряют «меркушкинский» проект Конституции // Вечерний Саранск. — 1995. — 17 августа, №33.

3. Общественность благословила Меркушкина на царство // Вечерний Саранск. — 1995. — 31 августа, №35.

4. Андрей Владиславлев. В Конституцию добавили права и свободы // Вечерний Саранск. — 1995. — 31 августа, №35.

5. Андрей Владиславлев. Выборы-95: кандидатов много, а мандат всего один // Вечерний Саранск. — 1995. — 24 августа, №34.