Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Свердловская область

Екатерина РОЗИНА

Свердловская область

в июле 1995 года

1.    ВЫБОРЫ

1.1.       Кандидаты

Как уже было отмечено в июньском обзоре [10], на финишную прямую в борьбе за кресло губернатора вышли следующие кандидаты:

1. Малик Фавзавиевич Гайсин. 1959 года рождения, генеральный директор АОЗТ «Средне-Уральское АО», образование среднее, беспартийный. На вопрос, зачем предпринимателю губернаторское кресло, претендент отвечает просто: «На год — полтора, чтобы навести порядок в экономике», прежде всего в сфере отлаживания налогового законодательства. В его рекламных материалах подчеркивается, что Гайсин «задался целью не просто стать уважаемым здесь человеком, а сыграть роль, какую в свое время сыграл Демидов».

В программе:

— возрождение промышленности региона;

— создание крупных промышленных корпораций, подобных «General Electric» или «Ford»;

— сокращение чиновничьего аппарата на 90%, подбор сотрудников аппарата на конкурсной основе через тестирование [24,25].

Из лозунгов предвыборной кампании — «Интересы рабочих — мои интересы», «За промышленное будущее Урала».

Идеология кампании: Гайсин подымает с колен уральскую промышленность и в качестве губернатора, «крепкого хозяина», самоучки именно он сможет это сделать.

В избирательный фонд кандидата[1] поступило 217 350 тыс. руб. (на 27.07.1995), в том числе от физических лиц — 250 тыс. руб., от юридических лиц — 217 100 тыс. руб. Среди последних: АОЗТ «Курманский каменно-щебеночный карьер», ООО «Вагранинвест», АО «Екатеринбургские вагоны-рестораны», АООТ АОЗТ «Среднеуральское акционерное общество», АООТ «Мясокомбинат», АО «Уралмашстроймеханизация», АО «Монтех», АО «Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат», ТОО «Витязь», АООТ «Первоуральское рудоуправление», УПТК Уралмашстрой», АООТ «Каменск-Уральский хлебокомбинат», АООТ «Сысертский хлебокомбинат», ТО «Автовазтехобслуживание», АО «ТКХ», предприятие «СВЕТ», АО «Лесмарк», ООО «Информснаб», АО «Свердловскдорстрой», АО «Уралавтоматика», АООТ «НИИПТУРМАШ», АООТ «Шпагат», АООТ «Экран», АООТ «Медзавод им. Свердлова».

 

2. Евгений Геннадьевич Зяблицев. 1965 года рождения, генеральный директор Уральского представительства АО «Интеруголь», член и президент общественного объединения «Зяблицев-Фонд». Выпускник УрГУ, специальность — математик. Создал Центр по социальной реабилитации инвалидов, а затем компанию «Русский Дом». По мнению кандидата, пост губернатора — это, конечно, пост политический, но не связанный с борьбой за власть, а аккумулирующий социальную и хозяйственную сферу [22] «Зяблицев-Фонд» известен в городе помощью продуктами питания детским учреждениям, студентам. С июля в нескольких булочных города началась продажа хлеба со скидкой в 10%, эту разницу в цене будет покрывать Фонд [15].

В программе:

«Нет — региональному сепаратизму!».

Сильные и богатые регионы — сильная и богатая Россия.

Стратегическая цель — становление и развитие российского промышленного, банковского, торгового капитала.

Создание благоприятного инвестиционного климата.

Население должно находиться под двойной опекой — государства и общественных организаций.

Остановить распродажу российской собственности за рубеж.

Остановить процесс превращения высшей школы в систему выколачивания денег из населения.

Государство обязано содержать армию в необходимом качестве. Против контрактной системы в армии.

Государство несет ответственность за деятельность коммерческих структур, привлекающих деньги населения [36].

В избирательном фонде кандидата было: 260 100 тыс. рублей. (на 27.07.1995), в том числе от физических лиц — 10 тыс. рублей. Среди поддерживающих юридических лиц: общественное объединение «Зяблицев-Фонд» и ТО «Русский Дом».

 

3. Владимир Дмитриевич Кадочников. 1943 года рождения, генеральный директор концерна «Русская печь», член КПРФ. Выпускник УПИ, специальность — инженер-металлург. Избирался в Верховный Совет РСФСР, первым секретарем Свердловского горкома и обкома партии, был народным депутатом России.

В его программе:

Утверждение принципов народовластия.

Достойная жизнь всем, кто работает.

Обеспеченная старость всем, кто закончил трудовую деятельность.

Поддержка тем, кто учится.

Социальная помощь тем, кого сразила болезнь и тем, кто попал в беду.

Забота — семье, женщине-матери, детям. Каждая семья имеет право добиваться получения бесплатной благоустроенной квартиры.

Главная цель, с которой кандидат идет на выборы: повернуть областную власть в сторону защиты интересов самых широких слоев населения области и остановить приватизацию в области [19].

Из лозунгов кампании: «За каждого из нас!»

В фонде кандидата — 1050 тыс. рублей (на 19.07.1995), в том числе от физических лиц — 50 тыс. От юридических лиц 1000 тыс. рублей.

 

4. Андрей Алексеевич Калетин. 1958 года рождения, генеральный директор АО «Завод электромедицинской аппаратуры», беспартийный. Закончил Свердловский архитектурный институт. А также (из рекламных проспектов) православный, женатый отец троих детей, до назначения директором прошел трудовой путь от рабочего, студента, преподавателя вуза до бизнесмена, банкира, создателя ряда крупных фирм Екатеринбурга.

Своими первоочередными делами в первый губернаторский день называет:

отставку правительства области, но не всех его членов;

создание комиссии по проверке расходования средств из бюджета;

изучение структуры управления области [30].

Лозунги кампании: «Мы ждем тебя, Свежий Ветер. Свежий Ветер — Андрей Калетин».

Основная идея кампании: «Я молод, не имею такого административного опыта, как представители нашей номенклатуры, но я знаю горести тех людей, для которых основной стала проблема — выжить или дожить».

В избирательном фонде — 63 370 тыс. руб. (26.07.1995), в том числе от физических лиц — 27 160 тыс. руб. Среди юридических лиц — Уралсоцсиббанк, АО «Урал морган карбон», АО «ФИНПРОМКОинвест», АО «ФИНПРОМКОурал».

 

5. Сергей Викторович Мартьянов. 1954 года рождения, кинорежиссер-постановщик Свердловской киностудии (поставил 9 фильмов), президент Уральской профессиональной гильдии кинорежиссеров, депутат Екатеринбургского городского собрания, член и координатор областной организации ЛДПР. Закончил МИФИ (инженер-физик), затем ВГИК (режиссер-постановщик).

В его программе:

Очистка области от среднеазиатской и кавказской мафии.

Освобождение населения от гнета организаций и фирм, промышляющих мошенничеством и рэкетом.

После очищения от тирании криминала и коррупции — возрождение экономики: через увеличение оплаты труда рабочего горноуральского люда.

Далее оживление ВПК: производить и импортировать оружие в интересах России.

Адресная социальная помощь.

Жизненное кредо: «Мы подымаем Россию с колен» [18].

Для поддержки «своего» в городе с визитом побывал и лидер ЛДПР В.В.Жириновский.

В избирательном фонде кандидата — 45 100 тыс. рублей (на 26.07.1995), в том числе от физических лиц — 100 тыс. руб. Среди юридических лиц ТО «Норд», ТОО «Уралоррэс», СУРО ЛДПР.

 

6. Леонид Васильевич Некрасов. 1958 года рождения, президент финансово-промышленной группы «Эстер», член партии экономической свободы (К.Борового). Депутат Госдумы. Закончил инженерно-экономический факультет УПИ. В феврале 1995 года организовал Фонд для пострадавших от деятельности различных финансовых компаний (типа МММ, «Хопра» и т. д. — в списках Фонда 22 компании). Фонд будет заниматься возвратом денег обманутым вкладчикам. С июля началась регистрация пострадавших, чьи вклады не превышали 100 тысяч и выдача денег: в первую очередь пенсионерам, малоимущим, инвалидам. Кандидат утверждает, что работа Фонда не предвыборное мероприятие, а работа надолго и с большой перспективой: поскольку переходы всех средств где-то фиксируются и их нахождение и возврат не такая уж безнадежная вещь [21].

За регистрацию кандидатом Л.Некрасова избирком голосовал дважды: первый раз его кандидатура была отведена по причине начала агитационной работы до самого момента регистрации. А именно, в газете «Главный проспект», где лично Некрасову принадлежит контрольный пакет акций, был напечатан бланк договора между ним как кандидатом в губернаторы и любым жителем Свердловской области. Со своей стороны Некрасов обещал навести в области порядок, а со стороны жителя имярек — отдать кандидату свой голос. Облизбиркомом была проведена юридическая экспертиза публикации, по результатам которой была установлена причастность «кандидата в кандидаты» к ее написанию. Аргумент Некрасова был прост: «напечатала договор газета без моего согласия, сама». Вторичное голосование избиркома привело к включению кандидата в список [9].

В ходе избирательной кампании Некрасов неоднократно заявлял о давлении на его штабы, вплоть до того, что костяк его штаба из Нижнего Новгорода был вынужден досрочно отбыть на родину. 20 июля с целью поддержать кандидата — члена своей партии на выборах в Екатеринбург прибыл и сам К.Боровой, который в Москве создал компанию «Боровой-траст», занимающаяся скупкой долгов недобросовестных фирм. А 1 августа в город прибыл А.Тарасов, который ехал поддержать кандидата, а вместо этого дал совместную с Некрасовым пресс-конференцию, на которой они оба поддержали Страхова.

Некрасов неофициально сошел с выборной дистанции 31 июля, объявив о том, что

а) выборы в сегодняшнем виде принесут лишь вред;

б) он постоянно испытывал давление со стороны Э.Росселя (своего коллеги по «Преображению Урала»);

в) он призывает своих избирателей отдать голоса за А.Страхова.

Официально в избирком Некрасов представил свой отказ лишь 4 августа, и теперь избирком должен решать применять ли к бывшему кандидату какие-либо финансовые санкции за это или нет [26].

 

7. Эдуард Эргартович Россель. 1937 года рождения, председатель облдумы. Лидер общественного непартийного объединения «Преображение Урала». Выпускник Свердловского горного института, специальность — инженер по реконструкции и строительству горных предприятий. Член Совета Федерации.

Из программы (9 заповедей):

Предназначение губернатора — сбережение и благо народа.

Обеспечить реальное равноправие Свердловской области с республиками в составе РФ.

Создать правовые и экономические гарантии местному самоуправлению.

Дать приоритет производству товаров народного потребления, конверсии оборонных предприятий.

Проводить приватизацию объектов собственности в интересах населения Свердловской области.

Осуществить программу продовольственной и экологической безопасности Свердловской области.

Закрепить персональную ответственность губернатора за законность и правопорядок.

Предоставить приоритетное финансирование образования, культуры и спорта, здравоохранения и науки.

Реализовать адресную социальную защиту населения, прежде всего пожилым и детям [25].

Из лозунгов предвыборной кампании: «Первое лицо в области сегодня».

Главным аргументом группа поддержки Росселя против основного соперника А.Страхова стало положение в соответствии с которым упомянутый соперник представляет интересы московских структур: как финансовых так и исполнительных. Свидетельством этому, по их мнению, является ряд передач по центральному телевидению с участием А.Страхова, огромное количество наглядной агитации высокого качества, а также огромные финансовые средства, вложенные в компанию. Мысль о «верной руке Москвы» также понравилась и центральному телевидению, которые активно эксплуатировала ее в репортажах, посвященных выборам [28].

В поддержку Росселя дал концерты И.Кобзон, который сообщил, что собирается баллотироваться сам в Госдуму или в Совет Федерации.

В избирательном фонде: 254772,5 тыс. рублей (на 25.07.1995), в том числе от физических лиц — 1322500 рублей. Среди юридических лиц: АО «Уральский завод РТИ», КБ «Нейвобанк», ИНЦ «Альтернатива», Академический филиал ССБ, Уралпромстройбанк, АОЗТ «Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза», АОЗТ «Супермаркет «Кировский», АОЗТ «Ипотечный кредит», компания «Уралпищепром», государственное предприятие «Бриллиант», Уралсибсоцбанк, Уралтрансбанк, АООТ СПК СРЕДУРАЛСТРОЙ, Екатеринбургский мукомольный завод и другие.

 

8. Алексей Леонидович Страхов. 1942 года рождения, глава администрации Свердловской области, назначенный на этот пост Указом Президента 6 января 1994 года. Член движения «Наш дом — Россия», лидер его областной организации. Закончил УПИ в 1965 году, специальность — инженер-строитель промышленного и гражданского строительства. Работал в областном управлении газификации, в системе Госснаба СССР. В 1992 году был назначен на должность первого заместителя главы администрации Екатеринбурга. Был депутатом городского и областного Советов.

Из программных тезисов А. Страхова:

Региональные органы власти понимаю как российскую государственность в области.

Власть должна строиться снизу вверх: от городов и сел к области, а не наоборот.

Механизм принятия решения должен быть общеизвестен. Люди должны иметь возможность планировать свою судьбу.

Целями работы губернатора должны быть: стабилизация экономики в области, создание базы для последующего развития, создание устойчивых правил экономического взаимодействия, обязательных для всех.

Мой политический лозунг: стабилизация — устойчивость — развитие.

Из лозунгов предвыборной компании: «Уверенность и стабильность», «Уверенность и сила», «Верю в земляков».

Серьезной ошибкой нынешнего главы называют невозможность договориться со своим заместителем В.Трушниковым по поводу совместного участия в выборах.

В избирательном фонде 793290 тыс. рублей (на 27.07.1995), в том числе от физических лиц — 109010 тыс. рублей. Среди фирм-спонсоров: АО «Стройматериалы», АОЗТ «Наш Дом», Уральский компрессорный завод, АО «Цветмет», АО «Полевской межрайгаз», АООТ «Машпродукция», АООТ «Жировой комбинат», АООТ «Уральский шинный завод», АООТ «Нижний Тагил межрайгаз», АО «ЛУКойл-Екатеринбург», АКБ «Золото платина Банк», АООТ «Екатеринбургский завод «ОЦМ», АО «Ювелирное кольцо Урала», АОЗТ «Уральский ДСК», АООТ « ТЦ Лесоустроительные материалы», АООТ «Ревда газсервис», АО «Невьянскмежрайгаз», Центральный универмаг ПАССАЖ, АООТ «Серовмежрайгаз», АО «Центральный вещевой рынок «Таганский ряд», АООТ «Богдановичевский хлебокомбинат», АО «Уралэлектротяжмаш», Уральская Золото Платиновая компания, ТОО «Торговый дом «Уральская Золото-Платиновая компания», АО «Уральский завод РТИ, АО «Сухоложский завод», Вторчермет, АООТ «Екатеринбургский Виншампанкомбинат», Универсам «Белоречинский», АО «Северский трубный завод», АО «Ювелиры Урала», ГО УРАЛТРАНСМАШ, АОЗТ Продтовары и другие.

 

9. Валерий Георгиевич Трушников. 1950 года рождения, первый заместитель главы администрации области. Беспартийный. Закончил Свердловский горный институт, специальность — горный инженер. Депутат областной Думы. В поддержку его кандидатуры выступили Российское движение демократических реформ, Демократическая партия России, «ЯБЛОКО». По мнению кандидата главное — создать нормальные условия для жизни и работы в области, а люди все сделают сами.

В его программе:

Свердловская область нуждается в команде политиков, способных действовать сообща. Задача губернатора — обеспечить условия работы этой команды.

Провести реорганизацию работы правительства.

Прекращение конфронтации двух ветвей власти.

Разработка областных механизмов защиты малообеспеченных слоев населения.

Своевременность получения зарплаты.

Из лозунгов: «Вчера — Россель, сегодня — Страхов, завтра... Вы хотите перемен? Тогда голосуйте за Трушникова!».

Идеология избирательной компании: Трушников успешно сотрудничает как с областной Думой, так и с существующим в настоящее время составом областного правительства. Таким образом его избрание будет способствовать завершению затянувшегося конфликта между двумя ветвями власти, что будет в интересах жителей области. Кроме этого, пока облдумы во главе с председателем принимали различные законы, касающиеся выборов (от Устава Свердловской области до ряда законов, чьи названия начинаются одинаково: со слов «о выборах»), показатели социально-экономического развития области неуклонно снижались. Конфликту снятия Росселя с поста губернатора было придано общероссийское значение: законодательная власть Свердловской области стала во главе движения за выборы глав администраций, но в обмен на президентское разрешение провести выборы в отдельно взятой Свердловской области запрос в Конституционный суд был отозван и права других регионов забыты. «Деньги, необходимые на организацию выборов нашлись в обмен на алюминиевый комплекс по сути проданный Москве» [27, 10].

С визитами поддержки «своего друга» В. Трушникова Екатеринбург посетил заместитель председателя Конгресса русских общин, генерал в отставке Александр Лебедь. Помимо самой поддержки Лебедь много рассказывал о Конгрессе, т.е. занимался раскруткой своей предвыборной кампании, и давал комментарии о положении дел на Урале. Так, на вопрос об отношении к идее Уральской республики, он ответил, что видит ее как своеобразную форму протеста, которая сыграла свою положительную роль в процессе уравнивания прав субъектов РФ, но это не значит, что он за то, чтобы делить Россию на княжества [35].

Интересно, что в документах предвыборной кампании Трушникова фигурировали факты поддержки его со стороны партии аграриев и коммунистов. Представитель КПРФ дал этому публичное опровержение на страницах прессы, подтвердив кандидатуру В.Кадочникова как своего единственного кандидата [34].

В фонде кандидата — 165180 тыс. рублей (27.07.1995), в том числе от физических лиц — 11850 тыс. руб. Среди спонсоров-предприятий: Уральский приборостроительный завод, Уралпромстройбанк, ПО Свердловское по птицеводству, Уралвнешторгбанк, АООТ Свердловнефтепродукт, АОЗТ «Бизнестехнология», Серовское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, АООТ «Уралэнергострой», Уралгидроэкспедиция, КСП «Кворум-2», Свердловское управление лесами, Белоречинский филиал СКБ банка, молодежный филиал ССБ.

 

Из-за слишком большого числа неправильно оформленных подписей в листах Облизбиркомом была отведена кандидатура Ю.Коковихина. Д.Чусовитин написал заявление о своем отказе баллотироваться по политическим мотивам. Г.Карелин (ДПР) и А.Гребенкин («Демократический выбор России») сняли свои кандидатуры в пользу В.Трушникова, причем для А.Гребенкина это, скорее, было «красивым жестом» — экс-председатель областного Совета просто не мог собрать нужного количества подписей. Областное отделение ДВР, однако, от прямой поддержки кого-либо из кандидатов уклонилось, призвав своих сторонников голосовать либо за Страхова, либо за Трушникова.

 

Отказ баллотироваться в губернаторы нынешнего главы администрации Екатеринбурга А.Чернецкого с его достаточной популярностью (практически во всех рейтингах он занимает 3-е место, после Страхова и Росселя) был для многих неожиданностью и был оценен по-разному. Одни увидели в этом проявление излишней осторожности, другие — серьезную и взвешенную позицию, готовность пожертвовать сиюминутными политическими интересами ради серьезной перспективы. Сам Чернецкий заявил по поводу выборов: «... данные выборы совершенно неуместны ни с точки зрения времени их проведения, ни с точки зрения возможных их результатов для населения области.... вся суть нынешних выборов — элементарная борьба за власть различных групп... Я считаю, что не имею права в этот момент уходить... Мы поставили себе задачу — вывести Екатеринбург в общественном сознании россиян на третью строчку в государстве» (после Москвы и Санкт-Петербурга — прим. ред.). И пока все кандидаты готовились к выборам, мэр отдыхал в Болгарии [6,14].

1.2.       Выборы и общественные движения

Третий съезд застрельщиков выборов участников непартийного объединения «Преображение Урала» был посвящен исключительно тактике ведения избирательной компании и борьбе с предвыборным блоком «Наш дом — Россия» во главе с А.Страховым. Прочие кандидаты не рассматривались серьезно. В работе съезда приняли участие депутаты областной Думы А.Баков (руководитель областного отделения ПРЕС) и Н.Ветрова, представители столицы из Партии безопасности человека (Н.Аржанников) и Свободной Демократической партии России (М.Салье). Последние заявили, что готовы сделать ставку на Росселя в борьбе с «политическими монстрами», засевшими ныне в Кремле. М.Салье увидела много общего в принципах ее партии и формируемого на Урале движения «Преображение Отечества» [17, 19].

Провели свою учредительную конференцию участники движения «Наш дом — Россия». Было объявлено, что в Свердловской области уже создано 55 «наших домов» и уже 1824 человека включились в это движение. В рядах участников было два кандидата в губернаторы (А. Страхов и Е. Зяблицев). На правах коллективных членов в движение влились: городской и областной совет ветеранов, движение «Наш город», земской союз, комитет защиты прав семей военнослужащих и ветеранов Афганистана. В принятом политическом заявлении был провозглашен лозунг спасения национальной экономики, также была высказана поддержка кандидату Страхову [8, 9].

Областные организации Компартии РФ и Российского общенародного союза заявили о создании движения «Опорный край державы». Основными принципами заявлены: социальная справедливость, патриотизм, народовластие. На будущих выборах планируется выступать единым блоком, с согласованной программой, общей предвыборной платформой и координацией всех агитационно-пропагандистских мероприятий [2].

 

Помимо уже упоминавшихся гостей в Екатеринбурге и области побывали:

Михаил Лапшин, председатель аграрной партии, посетивший зональное совещание своей партии и поддержавший кандидата в депутаты от коммунистов В.Кадочникова.

Владимир Лукин, председатель комитета Госдумы, один из лидеров «ЯБЛОКА», приехавший по приглашению С.Н.Гвоздевой, председателя комитета облдумы и Совета регионального Уральского объединения «ЯБЛОКО», поддержать позицию, занятую данным объединением на выборах и заключавшуюся в оказании поддержки кандидату Трушникову.

Святослав Федоров, инспектировавший местное отделение Микрохирургии глаза, а также представляющий свою Партию самоуправления трудящихся; о целях своей поездки он сказал, что сейчас ездит по стране, приглядывается к народу, смотрит насколько его идеи отвечают народным чаяньям [12].

Борис Федоров, посетивший межрегиональную конференцию своего движения «Вперед, Россия», в которой приняли участие представители 12 областей и республик Урала и Сибири. Были утверждены кандидатуры в федеральный список движения на предстоящие выборы в Госдуму (в том числе и по одномандатным округам).

От Свердловской области в список движения «Вперед, Россия!» вошли:

В.Беленков, генеральный директор АО «Стройматериалы»,

В.Ралдугин, начальник отделения ОБЭП УВД области,

А.Селиванов, депутат Госдумы,

А.Шляпин, сотрудник Уральского Государственного Технического Университета (УПИ).

Встретился Б.Федоров и с А.Страховым, заявив, что Страхов ближе ему, чем «другой наиболее сильный кандидат Э.Россель» [2]. Заявив, что к идее Уральской республики он относится сугубо отрицательно, Б.Федоров добавил, что сам он «за» выборы губернатора, но они не должны объявляться в виде исключения для Росселя, как это сделал Ельцин, а нужен хорошо продуманный федеральный механизм [19, 20, 29].

В аналитических обзорах подчеркивается, что федеральные общественно-политические движения используют выборы в области для определения линии своего поведения на декабрьских выборах в Госдуму; а ряд кандидатов в губернаторы (Калетин, Зяблицев, Некрасов, Гайсин) используют трибуну выборов как трамплин или заявку на участие в этих выборах.

1.3.       Вокруг выборов глав местного самоуправления

10 июля состоялось заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотревшее кассации Свердловской областной Думы и Уральского земского союза на решение судебной коллегии по гражданским делам Свердловской областного суда. Напомним, что Дума настаивала на отмене решения об отмене выборов глав местного самоуправления. А Уральский Земский Союз, считая, что для проведения реформы местного самоуправления есть только один законный путь — через проведение референдумов в городах и населенных пунктах по определению структуры органов местного самоуправления и порядка формирования местных администраций, соответственно проведение выборов возможно лишь после этого.

Верховный суд согласился с вердиктом областного суда, признавшего незаконным проведение выборов глав местного самоуправления, поскольку в компетенцию областной Думы это не входит. Не стал он возражать и Указу Президента о назначении выборов в Свердловской области.

Э.Россель заявил, что не сомневался, что Верховный суд отменит решение облсуда, и подобное решение явилось для него неожиданностью. Теперь депутаты облдумы Э.Россель и А.Баков намереваются оспаривать решение Верхового суда в суде Конституционном [9,13,15].

1.4.       Прогнозы, оценки и результаты

По прогнозу независимого института гуманитарных практик, основанному на телефонном опросе в начале июля, в выборах намеревалось принять участие 47 процентов опрошенных, из них 21 процент отдавали свое предпочтение Э. Росселю, а 14 процентов — А. Страхову.

Социологическая группа объединения избирателей «Отечество» (по опросу избирателей, проведенному в конце июля) дает следующую информацию: в выборах примет участие 41 процент (погрешность +/— 4%), 36 процентов избирателей отдадут свои голоса Росселю, 28 — Страхову, 9 — Гайсину [26].

По данным Евразийского фонда «Профессиональный политик» (опрошено 1200 респондентов) проводившего совместно с «Фондом развития парламентаризма в России» (выборка — 700 респондентов и 70 экспертов) и Московского центра политической рекламы: среди руководителей разного ранга Росселя поддерживает — 44%, Страхова — 26%; среди работников аппарата управления Росселя — 39%, Страхова — 24%; среди работников торговли — Росселя — 40%, Страхова — 16%, среди предпринимателей — Росселя — 30%, Страхова — 29% [31].

Букмекерская фирма «Кай» заключала со своими клиентами пари по следующим ставкам: Россель — 2:3, Страхов — 1:2, Трушников — 1:5, Гайсин и Зяблицев — 1:6, Калетин — 1:7, Некрасов — 1:8, Кадочников — 1:20, Мартьянов — 1:50 [23].

 

В голосовании 6 августа принял участие 31 процент избирателей.

За Э.Росселя отдали свои голоса — 322 тыс. голосов (28,8%).

За А.Страхова — 290 тыс. (25,6%),

За В.Трушникова — 252 тыс. (22%)

За В.Кадочникова — 100 тыс. (9%)

За М.Гайсина— 67 тыс. голосов (5%)

За А.Калетина — 37 тыс. (4%)

За Е.Зяблицева — 33 тыс. (3%)

За С.Мартьянова — 27 тыс. (2%)

 

Решением избирательной комиссии Свердловской области от 8 августа 1995 года на 20 августа 1995 года назначено повторное голосование по выборам губернатора Свердловской области, в которых примут участие два основных соперника Россель и Страхов. Подробный анализ итогов и последствий выборов предполагается привести в августовском обзоре.

2.    ДУМА

На последней в этом «парламентском» году сессии депутаты вновь вернулись к рассмотрению закона «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области», в котором, по оценкам прессы, «не изменяя своей репутации самого инициативного регионального законодательного органа, депутаты... смело наступили Федерации сразу на обе ноги» [4].

А.Страхов уведомил, что не будет подписывать подобные документы до тех пор, пока не будут приняты соответствующие федеральные законы. Спикер облдумы Э.Россель в одном из своих интервью заявил, что одним из направлений деятельности представительного органа власти Свердловской области как раз и будет разработка и принятие законов, регламентирующих области, пока еще не охваченные законодательством РФ. В развитие дискуссии и с целью предотвращения принятия областных законов, противоречащих законодательству РФ к депутатам областной Думы обратился В.Машков, полномочный представитель Президента РФ в Свердловской области. В официальном послании он выразил крайнюю озабоченность по вышеуказанному вопросу и предупредил о серьезных последствиях (от искажения и противоречий в гражданских правоотношениях до создания серьезной дестабилизации общественно-политической обстановки в Свердловской области) [3].

«Земельный» закон был принят во втором чтении. Дискуссия вновь шла по поводу земельной собственности, которую предлагалось (кроме частной юридических и физических лиц, и муниципальной) разделить на федеральную и областную. Спор разгорелся между «регионалистом» депутатом, председателем думского комитета по законодательству и местному самоуправлению (по профессии инженером-металлургом) А.Баковым и «конституционником» разработчиком профессором Свердловской юридической академии А.Забелышевским, авторитет последнего способствовал принятию компромиссной формулировки «общая совместная собственность области и Федерации».

Обсуждалась бурно на Думе и концепция закона «Об уполномоченных коммерческих банках». Депутаты не сошлись во мнениях: будет ли способствовать принятие данного закона упорядочиванию отношений между банками и правительством (позиция депутата С.Гвоздевой) или такой закон лишь сильно по способствует коррупции (депутат В.Мелехин) [11].

Кроме данных законов на заседании Думы обсуждались законопроекты:

— О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности (отправлен на доработку);

— О государственной поддержке СМИ Свердловской области (отправлен на доработку);

— Об архивном фонде Свердловской области и архивах (принят);

— О защите прав ребенка (принят в первом чтении);

— О государственной службе;

— О статусе государственного предприятия.

На заседании Думы было принято постановление о создании комиссии по изучению проблем перебоев с хлебом в области [10]. Седьмого июля, в последний день сессии, предполагалось заслушать по итогам работы руководителя комиссии депутата облдумы, управляющего отделением Пенсионного Фонда по Свердловской области С.Дубинкина. Комиссия разослала ряд обращений к должностным лицам области (зам. главы администрации по потребительскому рынку Н.Риссель, начальнику облфинуправления В.Червякову (на последних двух был возложен контроль за исполнением постановления «О распределении бюджетной ссуды на закуп производственного зерна урожая 1994 года»), руководителям УВД, ФСК, налоговой полиции), но ни одного ответа не получила. По «обходным каналам» комиссия обзавелась рядом документов, которые и должен был обнародовать депутат Дубинкин. Но в ночь перед докладом произошла просто криминальная история: в квартиру депутата позвонила женщина, назвалась соседкой снизу, которую депутат залил водой и по открытии двери в квартиру ворвалось трое мужчин в масках и похитили дипломат с находящимися там важными документами по хлебным кредитам.

По предварительным данным, федеральный «хлебный кредит» составил 69 миллиардов рублей под 10% годовых и выдавался он ряду организаций конкретно для закупа зерна в область. По мнению комиссии кредит был выдан фирмам, которые никакого опыта в торговле зерном не имели, как не имели и специальных складов и оборудования, помимо этого в качестве учредителя некоторых из них фигурировали фамилии самой Н.М.Риссель и ее родственников.

Дума приняла два постановления по обеспечению населения области хлебопродуктами: в одном был отмечено непредставление обладминистрацией в полном объеме информации, во втором — требование к начальнику УВД области обеспечить охрану членам комиссии и к прокурору области с просьбой поставить на контроль ход расследования дела по нападению на депутата. Глава администрации, комментируя хлебное дело, отметил, что никто из его подчиненных информацию передавать не был уполномочен. Кроме того, существует дело о взятках и коррупции в отделении пенсионного фонда, но оно не раскручивается лишь в силу депутатской неприкосновенности руководителя фонда. Действительно, в марте этого года прокуратура обращалась в облдуму по вопросу снятия с депутата Дубинкина депутатской неприкосновенности для снятия свидетельских показаний, но Дума за это не проголосовала.

Кроме этого на последнем своем брифинге до выхода на предвыборную кампанию Страхов говорил, что у него имеются сведения о том, что некоторыми руководящими московскими структурами дано пожелание Казахстану не продавать хлеб Свердловской области. Расследования по хлебному делу планируется завершить после выборов губернатора, чтобы, по словам С.Дубинкина, Думу не заподозрили в политических интригах [7,9,12,20].

3.    АДМИНИСТРАЦИЯ

С 10 июля в связи с тем, что в соответствии с законодательством о выборах губернатора перестанет исполнять свои обязанности, А.Страхов рассматривалось несколько кандидатур в качестве кандидатов на и.о. главы. Среди них: заместители губернатора В.Задорожный, Ю.Пинаев, руководитель департамента главы администрации Н.Воронин, мэр Екатеринбурга А.Чернецкий, мэр Нижнего Тагила Н.Диденко. Выбор был остановлен на В.Задорожном.

Одно из июльских заседаний правительства было посвящено лицензированию: сбора минералогических и других геологических материалов на территории области; деятельности ломбардов и организации и содержании тотализаторов и игорных заведений. Последние два открывают длинный список видов деятельности, которая будет подвергаться лицензированию. Было рассмотрено три проекта Положений по каждому из видов деятельности, соответственно. После доработки они будут приняты [1].

На другом рассматривался чрезвычайно, особенно в условиях приближающихся выборов вопрос о своевременности выплаты пенсий и пособий. Приглашенный на заседание правительства управляющий Пенсионного фонда С. Дубинкин привел несколько причин задержек: от неплатежей предприятий в Пенсионный фонд до задним числом подписанный Указ Президента о повышении пенсий. Правительство рекомендовало заранее оповестить население о возможностях задержек прибегнуть к дотации из федерального бюджета [21].

Было подписано постановление главы администрации «Об организации областного конкурса работников агропромышленного комплекса за достижение высоких показателей по заготовке кормов и уборке урожая». Для поощрения отличившихся (а ими могут стать и город, и район, и фермерское хозяйство, и отделение) из областного бюджета выделяется 733,5 млн. рублей. Из них, занявшему первое место — 70 млн. (для городов и районов), 50 млн. (для хозяйств), 30 млн. (для бригад).

Независимо от итогов выборов жизнь продолжается и планируется. И в администрации полным ходом идет работа по составлению бюджета 1996 года, а ведь известно, что бюджет как документ, если уметь его читать, является сводом важнейшей информации по региону и в интересах всех претендентов сделать бюджет будущего года прозрачным и удобным для работы. Так, по приблизительным оценкам лишь социальные нужды области смогут потянуть в 1996 году на 1 трл. 28 млрд. рублей, по расчетам область сможет осилить лишь 635 млрд. 603 млн. рублей. В соответствии с областным Законом «О бюджетном процессе в Свердловской области» глава администрации должен представить в облдуму бюджетное послание в срок до 15 сентября. В правительстве было рассмотрено и «Кушвинское дело»: местный глава администрации в нарушении закона о бюджете, в соответствии с которым деньги, предусмотренные на выплату заработной платы проходят по защищенной статье, направил деньги, предусмотренные для зарплаты учителям не по адресу. Главе администрации Кушвы объявлено замечание. Пожалуй, это один из первых случаев, когда на нарушение закона о бюджете было отмечено и на него отреагировали если еще и не правоохранительные органы, то правительственные [38].

4.    ЭКОНОМИКА

Уралпромстройбанк (КУПС) вошел в число 6 российских банковских структур, отобранных МБРР и ЕБРР для участия в их программах по модернизации и поддержке предприятий финансовой и промышленной сферы нашей страны. Средства, выделяемые МБ поступили в Министерство финансов России, между которым и КУПС подписано соглашение о предоставлении банку долгосрочного займа в размере 5 миллионов USD на срок до 12 лет.

В преддверии выборов наряду с «хлебным» начал развертываться и алюминиевый скандал (на очереди по слухам, «керосиновый»). В 1992 — 1993 гг. в Свердловской области была создана холдинговая финансовая компания «АЛКУР» (Алюминиевая корпорация Урала), управляемая Советом директоров вошедших в ее состав компаний. Среди последних АООТ «Севуралбокситруда», «Полевской криолитовый завод», «Уральский алюминиевый завод», «Каменск-Уральский металлургический завод», «Михайловский завод ОЦМ», институт «УРАЛГИПРОМЕЗ». В июне 1995 года в Москве был зарегистрирован «АЛКОР» (Алюминиевая корпорация), в которую были переданы 100% уставного капитала, принадлежащего прежде «АЛКУРу».

С разоблачением действий комитета по управлению госимуществом Свердловской области (председатель — В. И. Ваулин) на «думской» странице «Уральского Рабочего» выступила Г. Ковалева, профессор, д.э.н., член различных областных экспертных советов. По ее версии «с трудом сохраненный в горниле ваучерной приватизации, принадлежащий до середины 1995 года государству контрольный пакет акций алюминиевых предприятий Урала, аккумулированный государством для инвестиционных целей оценочной стоимостью 1 трл. инвестиционных рублей (750 млн. USD) без всякого обсуждения в правительстве и в ответственных федеральных ведомствах «царским жестом» администрации Свердловской области под отвлекающий «плач» о жертвенной сумме в 12 млн. рублей на выборы губернатора Свердловской области, с бесконтрольным правом распоряжаться алюминиевым комплексом области брошен «под ноги» московскому коммерческому банку «Русский кредит» [37].

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В преддверии выборов губернатора под лозунгом «За бесплатное жилье» начал акцию пикетирования центральной площади г. Екатеринбурга общественный комитет «Трущобы». Цель акции привлечь внимание кандидатов в губернаторы, и, если кто-либо из кандидатов поддержит «трущобников», то они, соответственно, окажут поддержку на выборах именно этому кандидату. Справка: в ветхих домах Екатеринбурга проживает сегодня порядка 80 тысяч человек. Устроили участники объединения и пикетирование штаба кандидата Росселя. В их требованиях традиционно были нормальные условия жизни, а конкретно от кандидата требовался отказ от претензий на власть в области, поскольку он в свое время будучи главой администрации не выполнил обещаний покончить с бараками и трущобами в городе [15, 33].

25-26 июля в Екатеринбурге прошло Всероссийское совещание региональных Комитетов по правам акционеров, на котором было представлено более 10 городов России. Главной темой совещания стала защита акционеров. Для координации действий всех комитетов было решено создать единую систему обмена информацией, также было принято обращение к инвесторам, с призывом вкладывать деньги в российскую промышленность, а не в сомнительные компании, обещающие невиданно большие дивиденды. Совещание прошло в рамках подготовки к Всероссийской конференции по правам акционеров, которая состоится осенью этого года [32].

Источники

1. Областная газета — 1995 — 5 июля —№68.

2. Уральский рабочий — 1995 — 7 июля —№125.

3. Областная газета — 1995 — 4 июля —№67.

4. Областная газета — 1995 — 7 июля —№69.

5. На смену — 1995 — 7 июля —№117.

6. Уральский рабочий — 1995 — 5 июля —№123.

7. Уральский рабочий — 1995 — 8 июля —№126.

8. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 11 июля —№127.

9. Республика — 1995 — 13 июля —№28.

10. Розина Е. Свердловская область в июне 1995 года // Политический мониторинг — М.: ИГПИ, 1995 —№6.

11. Областная газета — 1995 — 11 июля —№70.

12. Уральский рабочий — 1995 — 12 июля —№128.

13. Уральский рабочий — 1995 — 18 июля —№132.

14. Уральский рабочий — 1995 — 19 июля —№133.

15. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 15 июля —№131.

16. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 18 июля —№132.

17. На Смену — 1995 — 19 июля —№125.

18. Областная газета — 1995 — 18 июля —№73.

19. Областная газета — 1995 — 25 июля —№76.

20. Уральский рабочий — 1995 — 25 июля —№137.

21. Областная газета — 1995 — 26 июля —№77.

22. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 26 июля —№138.

23. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 22 июля —№136.

24. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 27 июля —№139.

25. Уральский рабочий — 1995 — 27 июля —№139.

26. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 1 августа —№142.

27. Республика — 1995 — 27 июля —№30.

28. Республика — 1995 — 3 августа —№31.

29. Екатеринбургская неделя — 1995 — 4 августа —№29.

30. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 29 июля —№141.

31. Екатеринбургская неделя — 1995 — 28 июля —№28.

32. На смену — 1995 — 28 июля —№132.

33. Областная газета — 1995 — 28 июля —№78.

34. Уральский рабочий — 1995 — 1 августа —№142.

35. Вечерний Екатеринбург — 1995 — 28 июля —№140.

36. Областная газета — 1995 — 21 июля —№75.

37. Уральский рабочий — 1995 — 21 июля —№135.

38. Уральский рабочий — 1995 — 2 августа —№143.

 

 

 



[1] Все данные по избирательным фондам кандидатов были опубликованы по решению избирательной комиссии Свердловской области в «Областной газете»№81 от 4 августа 1995 года. По оценкам наблюдателей, через избирательные фонды проходило не более 5-10% от общего объема финансовых средств, расходовавшихся кандидатами. Тем не менее соотношение размеров фондов отдельных кандидатов примерно соответствует соотношению размеров их фондов. Данные о легальных пожертвованиях (впервые в России опубликованные в печати) также представляют немалый интерес (прим.ред.).

[2] Любопытно, что, согласно данным местных социологов (агентство «РЕЛИЗ»), Э.Россель пользовался наибольшей популярностью именно среди сторонников Б.Федорова.