Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Семен ТЮРИН

Саратовская область

в июне-июле 1995 года

Характерная для летних месяцев политическая сиеста в области странным образом совмещалась с некой натужной имитацией предвыборной поры, которая, впрочем, так и осталась имитацией. Все наиболее заметные события, произошедшие в июне-июле, явились следствием разворачивания наметившихся ранее тенденций социально-политического развития и поэтому носили чисто инерционный характер.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Ситуация вокруг выборов в органы местного самоуправления

Темой номер один на саратовской политической арене, несомненно, осталась напряженная борьба большинства оппозиционных областной исполнительной власти сил, возглавляемых областной Думой, с губернатором — за проведение выборов в органы местного самоуправления, назначенных облдумой на 17 сентября 1995 года и не утвержденных главой обладминистрации.

В юридическом смысле эта борьба органично вытекает из предыдущих схваток вокруг Устава области, а затем и законов «О местном самоуправлении» и «О выборах в органы местного самоуправления». Поскольку вся законотворческая деятельность Думы, не подкрепленная подписью главы администрации, а в случае ее вынужденного наличия (под текстом того же Устава, например), — еще и уверенностью последнего в ее «конституционности», — поставлена этим последним под сомнение, — то и реальность воплощения тех или иных законов в области напрямую зависит от желания или нежелания администрации области эти законы соблюдать. Причем эта ситуация имеет тенденцию к усугублению — в Уставе области заложена норма, исключающая необходимость наличия подписи губернатора под законодательными документами, принятыми Думой, так что вышеупомянутые законы и не были направлены ему на подпись.

Логика конфронтации зиждется на логике временщиков, — с одной стороны, Дума, не обладая реальной властью и достаточным временем до следующих выборов, ощущая слабость и некомпетентность администрации, всячески форсирует любые попытки ослабить последнюю и упрочить за счет нее свои позиции перед выборами, с другой стороны, губернатор, намертво припаянный к центру, в силу чего и всевластен, и слаб одновременно, видит в самостоятельности Думы досадную помеху в работе «на благо Отечества», причем помеху в «самом болезненном месте» — в обеспечении победы на выборах, в обеспечении соответствующего реноме перед центром, перед населением. Не ощущая реальной связи с местным политическим и клановым миром, Ю.Белых не может не чувствовать себя временщиком, наместником, поставленным здесь государством, и убираемым им же, — увы (для него), вероятно, вскоре.

Ю.Белых в какой-то степени стал заложником ситуации, где при отсутствии даже азов демократических механизмов полностью отсутствуют и какие бы то ни было стимулы для развития договорного процесса, системы компромиссов и противовесов. Единственным балансом признан только баланс сил, скрепленный круговой порукой, единственной реальной политикой — только борьба кланов.

Вне обладания финансовыми, административными, силовыми рычагами претензии на властное влияние представляются маргинальными. Патриархальную тишину могут нарушать только сдобренные должным пиететом «просьбы общественности». Попытки выстраивания демократических институтов рассматриваются как ничем (кроме беспочвенных, спущенных сверху законов) не обоснованные претензии на передел власти. Естественно было бы для главы администрации в этой ситуации поделиться властью с Думой, но вся проблема заключается в конце концов в том, что видение доли этой власти у сторон оказалось разным.

Аппетит к облдуме «пришел во время еды». Ю.Белых оказался не способен выдерживать жесткие договорные отношения с политическими конкурентами, показав себя слишком непостоянным, капризным, заносчивым. В качестве же «малых сих» выступать эти конкуренты не захотели. Да и достаточного страху нагнать губернатор то ли не смог, то ли не захотел. В результате слишком большие силы скопились в контрпозиции и слишком малые он сумел привлечь к себе. Проводить какую-то осмысленную политику в этих условиях, кроме попыток переманить на свою сторону «активистов» клиентел В.Родионова, Д.Аяцкова и т.п. и использования тактики «затыкания дыр» — Ю.Белых уже не может. Как и согласиться утратить свою «надежду и опору» — местные администрации, которые на выборах если и не будут переизбраны (а приблизительно в половине районов это вполне возможно), то уж займут более независимую позицию несомненно, особенно в ключевой для него момент выборов главы обладминистрации.

И получается, что вряд ли следует ожидать выборов в органы местного самоуправления даже в декабре 1995 года. Максимум, на что может согласиться Ю.Белых — частичные выборы, — например, только представительных органов. В критический момент он скорее пойдет на собственные перевыборы, чем согласиться выбить у себя почву из под ног выборами местных глав, — в преддверии все равно неизбежных выборов губернатора, хотя он и согласен заменить отдельных «запятнавших себя» глав районных администраций в обмен на отказ Думы от выборов.

Единственная надежда Думы в этой ситуации — апелляция к Центру. Однако последнему важно прежде посмотреть, кроме — по обыкновению — результатов уборки, на результаты выборов в Госдуму, — по одной позиции — списку НДР. Так что пока резких движений Центра в этом направлении ждать не приходится. Причем это же, в какой-то мере, касается и Конституционного Суда, к рассмотрению которого, по представлению главы администрации Саратовской области, принят ряд вышеупомянутых, принятых облдумой, законов.

Это же соображение, а именно, — то что Центр может, «посмотрев» на результаты местных выборов, заменить главу, также влияет на позицию Ю.Белых по этому вопросу. Возможно, именно неясность с выборами 17 сентября (а ситуация неясности вытекает в основном, но не только — из-за непредсказуемости поведения Центра по этому поводу), повлекла за собой неожиданный перенос и максимальное оттягивание администрацией проведения учредительной конференции саратовского отделения НДР (которая как бы была и не учредительной, а «второй»). Поскольку в Саратовской области практикуются выборы по спискам, наличие в области отделения НДР ставит администрацию перед необходимостью участвовать в этих выборах, если они состоятся — списком НДР, что явилось бы для нее катастрофой еще до самих выборов. Да Центр и не позволил бы саратовской администрации позорить НДР. Так что надежды Думы на проведение этих выборов, как и предсказывалось в предыдущем отчете, были совершенно напрасными.

1.2.       Пресса перед выборами

Совершенно не случаен тот фурор, который производят в обладминистрации публикации на вышеописанные темы. Таких в июне-июле было две.

Первая статья, «потрясшая основы», появилась в саратовском выпуске «Комсомолки», где «известный политолог», занимающий должность председателя комитета по информатике и общественным отношениям саратовской городской администрации, Сергей Наумов, аргументировано «опуская» губернатора, предлагает «своих» кандидатов на эту должность, начиная с В.Гусева и Д.Аяцкова по «тамбовскому варианту» — президент меняет губернатора в обмен за отказ депутатов облдумы проводить выборы. За этим материалом, несомненно, стояло желание «запустить пробный шар», в том числе и в отношении мэра А.Маликова. Прошли, так же (в форме интервью), и еще две публикации Наумова («Совфакс», «Заря молодежи»). Но мэр, в конце концов, заявил верность губернатору, хотя и отказался пробовать снимать «аяцковского» Наумова.

Похожий сценарий имела и вторая статья с характерным названием: «Курица не птица, а директор птицефабрики не губернатор», организованная уже из другого оппозиционного лагеря. Только то, что опубликована она была уже в центральной прессе, — в самой «Комсомолке», ударило по Ю.Белых сильнее. Механизм того сильного впечатления, которое производят на губернатора и его окружение такие вещи можно понять только в вышеизложенном контексте. В статье рассматривается «грязное белье» главы — часть материала (по «Нарату» и НПЗ), а также оплата газетной площади, — предоставлена В.Родионовым, — другая часть (по постановлениям о ссудах и т.п.), а также «перо» — В.Головачевым (об этом новом проявившемся тандеме чуть ниже).

Различаясь по содержанию, (у Кислова, кроме фактов коррупции приводятся цифры: падение производства на 32%, что почти на треть больше общероссийского, в 2 раза более низкая зарплата при том же уровне прожиточного минимума, наличие 65% убыточных хозяйств и т.п., тогда как у Наумова более общо критикуется проаграрная политика губернатора и отсутствие авторитета и дееспособной команды, используются также разные адреса демонстративного «пробного» союзничества — в первом случае это мэр А.Маликов, во втором — прокурор области Н.Макаров, за которого Ю.Белых «брался 6 раз», и начальник облУВД В.Булгаков), эти публикации едины по форме и преследуют одну цель.

Чтобы закончить с пробными «околовыборными» дискредитирующими публикациями, следует упомянуть пример другого рода — небольшую кампанию, развернувшуюся на страницах саратовской прессы, против «пробелыховского» главы администрации Петровского района С.Харламова, отличившегося топорными действиями против организаторов запрещенной им первомайской демонстрации.

Судя по тому, какие выводы были сделаны в обладминистрации по поводу опубликованного в газетах обращения директоров гигантов нефтехимии (причем в «Саратовских вестях» обрезали его суть — требование досрочных выборов губернатора, «не владеющего ситуацией» с тарифами на электроэнергию (об этом подробнее чуть ниже)), в том числе в адрес правительства РФ, а именно — некоторые «подписанты» оказались вскоре «под крылышком» главы в Совете НДР — опять же, Белых очень болезненно воспринимает подобные апелляции к центру.

Вообще же положение, складывающееся в областной прессе иначе как критической не назовешь. Фактически в области осталась лишь одна ежедневная газета — «Саратовские вести». «Земля Саратовская» и «Саратов» из-за отсутствия бумаги выходят с большими перебоями, причем если первую областная администрация все же поддерживает на плаву, то «Саратов» с огромными долгами и мизерным тиражом практически закрылся. Газеты «РУководитеЛЬ» и «Новый стиль», «Хорошо» закрыты на «летние каникулы». В связи с неплатежами подписчиков не работает Поволжское информагентство. Уровень большинства публикаций упал до крайне низкого уровня. Итоги подписки для большинства газет удручающи. Несколько повысился лишь тираж «левых» газет — «Земского обозрения» (Земский союз), «Саратовской мэрии» (городская администрация (!)).

Активную пропагандистскую кампанию в прессе ведет только Д.Аяцков, появление критических отзывов о котором кажется сегодня просто немыслимым (в отличие от персоны Ю.Белых). К нему присоединяется в последнее время на этом поприще В.Володин. Робкие попытки делает команда В.Родионова. У губернатора пропагандистская машина просто отсутствует, что при наличных ресурсах лишний раз подчеркивает полный непрофессионализм соответствующей команды.

Руководство тонущего «Саратова» продолжает оказывать упорное сопротивление бывшему его редактору Б.Плохотенко, добивающемуся возвращения поста. В продолжение конфликта вышло постановление Октябрьского районного народного суда г.Самары о признании недействительной перерегистраций (с учредителем сначала в лице горадминистрации, потом облдумы) газеты «Саратов» под началом С.Сергиевского и требованием восстановить в должности Плохотенко; судебным исполнителем прокуратуры составлен акт об отказе руководства «Саратова» подчиниться этому и предыдущему решению Волжского районного народного суда г.Саратова, подана апелляция в прокуратуру...

Дело дошло и до города-спутника Энгельса. В «порядке» предвыборной чистки разогнан коллектив газеты «Покровск», где редактор, по некоторым сведениям, отказался делать перепечатки из газеты «Русский порядок» (руководство соучредителя газеты, концерна «Заволжье» перешло под флаги РНЕ). Наконец, и местная администрация решила отправить на пенсию неугодного редактора газеты «Наше слово».

Кризис коснулся и распространения печати. Разгорелся нешуточный конфликт, дошедший до разбирательства в облдуме, между теряющим контрольный пакет акций трудовым коллективом-руководством «Роспечати», и приобретающим его «Доходным Домом». Ситуация пока неясна, но — чисто теоретически — под вопросом само (пока убыточное) распространение периодической печати в розницу на территории области.

В целом нужно констатировать крайний упадок средств массовой информации в городе, признаваемом «научным и культурным центром» чуть ли не всего Поволжья. Некоторые эмбриональные движения совершают лишь новые молодежные музыкальные УКВ-радиостанции, однако говорить о какой-то перспективе для их становления пока рано.

1.3.       Бюджет и выборы

Бюджет области, принятый облдумой 23 мая [14], был возвращен Ю.Белых в Думу в варианте, в котором дефицит бюджета в 22% было предложено сократить до 10% (первоначальный вариант администрации был бездефицитным). Самым радикальным «урезанием» было аннулирование расходов на проведение выборов в органы местного самоуправления, с переводом остатков статьи под шапку «поддержка органов местного самоуправления». Преодолеть губернаторское «вето» двумя третями голосов Дума, естественно, не смогла. Зато она обратилась к Президенту с просьбой разрешить назначить выборы главы администрации области 17 декабря.

Думой был составлен новый вариант бюджета с 14% дефицита, но и он не устроил губернатора. Последний даже пригласил глав районных администраций на заседание Думы 21 июня, для организации давления на думцев и «просвещения» глав, но этот бюджет был все равно Думой принят, после чего ситуация застопорилась, ибо стороны уступать дальше не хотели. В конечном счете Дума уступила главе проценты, чтобы заполучить подпись под расходами на выборы, и эта подпись под бюджетом с 10% дефицитом все же появилась (в думском варианте, после кулуарных переговоров), о чем (что интересно) газеты, довольно подробно освещавшие перипетии борьбы вокруг бюджета, дружно промолчали.

Несмотря на пессимистичный настрой «борцов за выборы», некоторые шансы на проведение каких-то местных выборов в декабре в связи с наличием соответствующей расходной статьи в бюджете области на этот год, все же остаются.

1.4.       «Рабочие группы»

Реальная борьба между губернатором и Думой за выборы развернулась в плоскости организации так называемых «рабочих групп» по созданию территориальных избирательных комиссий, предусмотренных думским законом «О выборах в органы местного самоуправления в Саратовской области». Их особенностью является то, что они формируются депутатами облдумы и представителями местных администраций, вместе с представителями партий и движений, и подают списки избирательных комиссий на утверждение облизбиркому, нового председателя которого (В.Мустафина, вместо «пробелыховского» В.Кабышева) облизбирком избрал в мае.

Таким образом, областная администрация оказалась фактически выключенной из этого процесса, и могла воздействовать на ситуацию лишь опосредованно, тогда как Дума непосредственно занялась инициированием этих групп. В частности, думские эмиссары, разъезжавшие по районам, имели на руках распоряжение председателя Думы Н.Харитонова оказывать в случае отказа местной администрации содействие организации рабочих групп немедленно составлять соответствующий акт и направлять материалы в суд.

Существенной поддержкой делу организации этих групп, видимо, стало присоединение к лагерю борцов за выборы Д.Аяцкова, заявлявшего прежде нейтральную позицию. Так или иначе, но примерно в трети районов области рабочие группы были созданы (по разным источникам — от 8 до 12). Иными словами идея единства администрации была поколеблена, возможности губернатора по управлению и контролю за исполинтельной властью поставлены под сомнение.

Строптивые главы администраций, вероятно, не хотели бы слишком прочно связывать свою судьбу с судбой губернатора. Видимо, они имеют достаточно прочную базу и чтобы проводить более самостоятельную политику, и чтобы смело идти на переизбрание, что защитит их позиции и от возможного нового главы, будь он избранным или назначенным. Однако таких оказалось немного. Большинство, поддерживая и будучи поддерживаемо, Белых не испугалось робких угроз и ссылок на законы, в том числе и исходящих от Конституционного Суда, разъясняющего, что и Устав и другие законы и положения, принятые Думой в его развитие, вплоть до получения итогов рассмотрения их в суде, продолжают действовать, игнорировали предвыборные мероприятия, предписанные Думой.

Характерным является пример формирования саратовской городской рабочей комиссии. Как только мэр А.Маликов «ушел в отпуск» вице-мэр Д.Аяцков организовал эту комиссию, после чего Маликов был отозван из отпуска и ни одно из заседаний комиссии так и не состоялось в виду отсутствия членов-чиновников. Да и заседания самой областной избирательной комиссии по той же причине поставлены под вопрос. На заседаниях Думы, посвященных вопросу о сроке выборов, констатировался срыв установленного срока, но нового (в том числе 17 декабря), пока так же не назначено. Думцам окончательно стало ясно, что вопрос этот может теперь решиться только в коридорах исполнительной власти, их же собственные ресурсы давления оказались исчерпанными.

Даже организация «общепартийного мнения» ничего пока не дала. Совещание представителей 33 местных общественно-политических организаций, которое провели думцы по примеру других конфликтных областей, приняло соответствующее обращение в соответствующие адреса с требованиями провести выборы в сентябре. Но подписали обращение не все (24 из 33) — воздержались представители, группирующиеся вокруг В.Родионова, видимо не полагаясь на местных выборах только на собственные силы (они за совмещенные выборы в декабре), а также НДР, ПРЕС, карповская ДПР. Из хоть сколько-нибудь заметных фигур отсутствовали казаки, в том числе недавно объединившиеся с Земским союзом (так же отсутствовавшим) батановский СКФ, и илюхинско-головачевская ПСД-РДДР, по примеру Москвы так же, видимо, объединившаяся с ДВР Родионова, а также РНЕ.

2.    ТЭК

Второй острейшей унаследованной проблемой в области осталась ситуация в саратовском ТЭКе, переместившись в июне-июле из нефтебизнеса в энергетику. Фундаментом, на котором она зиждется является проблема неплатежей. Только за 4 месяца с начала года неплатежи в Саратовской области выросли наполовину и составили 8,1 триллиона рублей. Причем только на 5 предприятий ТЭКа — «Саратовэнерго», Балаковская АЭС, «Саратовнефтегаз», «Крекинг» и «Саратовнефтепродукт», — приходится 35% всей дебиторской и 23% всей кредиторской задолженности, тогда как пресловутая в данном случае оборонная промышленность (основная отрасль саратовской экономики) имеет всего лишь 5% всех неплатежей, машиностроение — почти столько же. Поэтому списывать все на падение производства нельзя. Явно существует заинтересованность в сохранении системы неплатежей. Причем задает тон само государство, заменяя регулярность бюджетных выплат централизованными кредитами.

Особенно видна эта заинтересованность в нефтебизнесе, где предприятия цикла «добыча-переработка-продажа» задолжали друг другу. Расплодившиеся вокруг умирающих гигантов дочерние предприятия по перепродаже, которые накачиваются организацией-донором, фактические товарные кредиты предприятиям-неплательщикам под комиссионные, с возвращением по сути этих же денег кредитами под проценты банкам-спутникам неплательщиков и т.п. здесь приобретают кричащие формы, ведь товар-то вполне «ликвидный». Политика «государственного рэкета» только дополняет эту удручающую картину.

Кризис на НПЗ, вопреки радужным обещаниям руководства «Сиданко» о поставках нефти на переработку, не прекратился, а углубился, падение производства растет. «Сиданко» предпочитает перерабатывать свою нефть на Иркутско-Ангарском нефтехимическом комбинате, подальше от конкурентов и поближе к своему рынку потребителей («северам», Сибири, Дальнему Востоку), с их дотациями на потребление топлива, так что «Крекинг» вынужден самостоятельно искать сбыт своей продукции в кризисной Саратовской области и потерянных, вследствие запретительной политики саратовской администрации, рынках на юго-западе России.

Вообще, обладминистрация наращивает давление на руководство НПЗ, с которым у нее уже давно испорченные отношения. Кстати зам. гендиректора НПЗ сейчас работает покинувший в начале прошлого года должность первого зам.председателя комитета по экономике обладминистрации В.Олейнич, что тоже симптоматично. Так вот, губернатор направил письмо правлению компании «Сиданко» с требованием переизбрать директора (А.Литвиненко). И действительно, загрузка на 30% мощностей не только не обеспечивает область нефтепродуктами, но и повышает цену на бензин, невероятно высокую в области.

Однако «Сиданко» Литвиненко не отдает, справедливо полагая, что отсутствие денег у потребителей не вина директора. И разве «пронаратовский» директор, могущий придти на смену старому, не откроет перекрытый «бесплатный бензиновый кран» Саратовскому АПК? «Саратовнефтепродукт» уже задолжал НПЗ 72 млрд. руб., хотя причины и источники конкретно этого долга требуют отдельного специального разбирательства. Но теперь этот долг станет внутренним делом компании «Сиданко», которая, по последним сообщениям, объединит под своей крышей весь цикл нефтебизнеса в Саратовской области от добычи до продажи.

Кроме НПЗ и «Саратовнефтепродукта» в «Сиданко» войдет и «Саратовнефтегаз», отвергнутый элитной «Роснефтью», скандально изъявшей, кстати, в начале года, будучи еще госпредприятием, у «Сиданко» гиганта нефтедобычи «Пурнефтегаз». Отвергнут был и «Волгограднефтегаз», так же желавший войти в формирующееся АО «Роснефть» (не войдет ли он теперь в «ЛУКойл»?). Во всяком случае, идея о «Сиданко» как преемнике «Эльф Акитен» находит некоторую, пусть чисто гипотетическую, материализацию.

Что касается «Саратовнефтегаза», то он представляет собой разваливающийся реликт советской нефтедобычи, погрязший в неплатежах, на который нацеливаются, в надежде поживиться кадрами и мощностями, молодые «волки» нефтебизнеса, — «Геонарат» Аблязова, «Нафта» Родионова. С 1978 года ресурсы этого предприятия направлялись в Западную Сибирь, откуда с приходом рынка его выставили. Сейчас он имеет более ста работающих местных скважин (не очень рентабельных), на содержание которых областным бюджетом тратится 10 млрд. руб. (для сравнения: для поддержания в порядке 109 скважин Карачаганакского месторождения американцы дают казахам 35 млн. долларов). Поставки на НПЗ составили бы только 1/7 часть перерабатываемого им сырья. Включение этого предприятия в структуру «Сиданко» ставит крест на притязаниях «Нарата» создать под крылышком обладминистрации областную нефтяную компанию, где бы он играл ключевую роль, как по добыче (пока же участие в местных конкурсах на перспективные нефте/газоносные участки (в основном на севере Заволжья) не приносили успеха «Геонарату» (он претендовал на 10 из 11), хотя следует заметить что это было до заключения альянса с губернатором, так что можно надеяться, что чиновники «Волгогеолкома» отныне будут сговорчивее), так и по переработке (пока же изрядную долю своей нефти Аблязов гонит на Волгоградский НПЗ, вкладывая «сотни миллионов долларов» в оренбургскую экономику, где у него скважины, и где он принимает участие в строительстве газоперерабатывающего завода), не говоря уж о продаже, ведь почти все нефтебазы в области — у «Саратовнефтепродукта». Кстати, есть свои претензии по этому поводу и у «Нафты», выигравшей на последнем конкурсе 2 участка, но теперь и ее перспективы в этой области рухнули. Для области же в целом главная проблема здесь — возникновение на ее территории новой монополии.

 

РАО «ЕЭС» намеревалось, в связи с критическим падением частоты мощности по всей энергосистеме, с 10 июля отключить трех злостных неплательщиков от своей электроэнергии. В числе этих трех (наряду с Пензенской областью и Мордовией), — Саратовская область. Доля же электроэнергии, которую покупает «Саратовэнерго» у РАО «ЕЭС» составляет на сегодня порядка 70%. Контрольный пакет акций «Саратовэнерго» принадлежит РАО «ЕЭС», так что долги потребителей «Саратовэнерго» (более 400 млрд. руб.) касаются и РАО «ЕЭС» (напрямую — 80 млрд. руб.).

5 ТЭЦ «Саратовэнерго» работают на мазуте и газе. Их поставки нестабильны и крайне малы («Югтрансгаз», например, из-за неплатежей снизил поставку газа до аварийного минимума), так что ТЭЦ работают на 10-30% своих мощностей.

Суммарная мощность источников электроэнергии, расположенных в области, составляет 6862 Мвт при годовом максимуме потребления 2600 Мвт. Область превратилась в дефицитную по энергоресурсам в результате перевода в федеральное подчинение Балаковской АЭС и ГЭС, причем последнюю, с ее дешевейшим электричеством) администрация вполне могла отстоять, если б попыталась.

Теперь же, на ту же электроэнергию Ба АЭС, продаваемую обратно в область, накручивается цена в 5 раз выше исходной, а дальше «Cаратовэнерго» добавляет для промышленных предприятий почти в 3 раза (по данным администрации, товаропроизводители говорят о 6 кратной накрутке). Вот вокруг тарифов на электроэнергию и отключений от нее и развернулась бурная полемика на страницах газет, в администрации, в Думе. Собственно, она лишь продолжилась, выйдя на новый этап.

В частности, директора нефтехимических гигантов области подписали обращение в адрес облдумы, Госдумы и правительства РФ «осуществить досрочные выборы главы администрации, который не владеет обстановкой и не принимает мер по стабилизации экономики области», ссылаясь на то, что в ноябре 1994 года прокуратура области подтвердила факты нарушений, допускаемых АООТ «Саратовэнерго» при формировании тарифов на электрическую, тепловую энергию (справедливости ради надо признать, что не в нормативной базе), и направила в администрацию области представление для определения суммы убытков, причиненных предприятиям, и решение об ответственности виновных лиц, а администрация так никак и не отреагировала на это. Подписались: В.Еловиков (АО «Резинотехника»), Л.Бутовский (АО «Иргиз»), А.Овчаров (АО «Нитрон»), А.Литвиненко (АО «Крекинг»), А.Богданов (АО «Энгельсские волокна»).

Областная Дума выразила недоверие региональной энергетической комиссии, главе администрации рекомендовано внести коррективы в процесс государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и внести на согласование облдуме порядок формирования региональной энергетической комиссии и ее председателя, до 15 августа — сформировать новый состав комиссии. Логика конфронтации в действии — образовалась новая плоскость конфликта Дума-губернатор, первая объединилась с потребителями, второй — с производителями электроэнергии. Выход же из кризиса пока не просматривается, и дело тут вовсе не в энергетической комиссии, которая состоит на 2/3 вовсе не из товаропроизводителей, как говорят энергетики, и не из энергетиков, как говорят товаропроизводители, а из представителей администрации, во главе с председателем комиссии Г.Ягудиным.

В 1994 году, после того как эта комиссия отказалась в очередном квартале пересматривать тарифы на электроэнергию, цены на нее были одни из самых низких в Поволжье, в результате чего «Саратовэнерго» потерпело пятидесятимиллиардные убытки. После же того как федеральная энергетическая комиссия выразила ее недоверие, цены были резко подтянуты, что и возмутило потребителей, которые устами облдумы так же пытаются ей «недоверить». Но что самое интересное, понижением тарифов положение с неплатежами, ставящими область на грань катастрофы, не изменить. Ведь именно тогда, когда тарифы были низкими (1994 год), дебиторская задолженность потребителей продукции «Саратовэнерго» выросла с 122 млрд. руб. до 230 млрд. руб., т.е. почти вдвое.

На этот раз обл.администрация смогла договориться с РАО «ЕЭС», и отключения не произошло. Дело ограничилось 10% сокращением подачи. Были составлены графики погашения задолженности по предприятиям и в целом по районам (ежемесячно 8%), со счетов должников должна списываться половина поступлений, должны использоваться «энергетические векселя». Но в действенность подобных планов, реальность их выполнения вызывает большие сомнения. А значит вопрос об энергетическом коллапсе области не снят, а лишь несколько передвинут, как надеется руководство области — за декабрь 1995, а то и за июнь 1996.

3.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

3.1.       ДПР

Разгоревшийся еще в июне конфликт внутри саратовской ДПР, — между Олегом Карповым и большинством лидеров «второго эшелона» вылился в смещение Карпова в наиболее радикальной форме — исключения из партии на собрании городской организации. На состоявшейся вслед за городской областной конференции, легитимность которой Карпов отрицает, хотя участвовал в ее работе, это решение было подтверждено. Отправной точкой конфликта стало участие О.Карпова в работе инициативной группы блока «Наш дом — Россия».

Затяжка с официальным учреждением в Саратове «НДР» и началом каких-то реальных политических движений руководства обл.администрации в этом направлении подлило масла в огонь. Заручившись поддержкой из Москвы (С.Глазьева), и из Саратова (В.Володина, Д.Аяцкова), местная группа членов ДПР провела подготовительную работу среди партийцев и без особого труда свергла своего лидера, заменив его Д.Олейником. Вероятней всего карьера О.Карпова как чисто политического партийного лидера прервалась и он сможет выступать какое-то время только в личном качестве — от лица администрации и «НДР».

3.2.       «ЯБЛОКО»

Местное «ЯБЛОКО» было представлено в Саратове до последнего времени двумя конкурирующими структурами — одно во главе с А.Жаворонским, другое — во главе с Д.Ястребовым. В материальном и организационном плане первая является преобладающей, однако Москву по ряду соображений больше устраивает вторая.

Городская организация СДПР, возглавляемая Ястребовым, тем не менее, обрела недостающую материально-организационную поддержку в движении «Выбор России» у В.Давыдова (Д.Ястребов стал исполнительным директором «ВР»), что, в свою очередь, не могло не осложнить положение Ястребова в «Яблоке». Ввиду приблизившихся сроков выборов разрешить эту ситуацию в Саратове прибыл депутат Госдумы В.Игрунов, возглавляющий региональную комиссию в движении «ЯБЛОКО». 19 июля между двумя конфликтующими сторонами было достигнуто соглашение о формировании оргкомитета, действующего на паритетной основе, которому было поручено подготовить объединительную конференцию «яблочной конфедерации». Возглавить оргкомитет было поручено человеку, позицию которого посчитали наименее ангажированной — А.Родионову, проректору СГУ, заместителями стали предполагаемые кандидаты в Госдуме с обеих сторон — Н.Владимиров и Д.Ястребов.

Наиболее вероятно продолжение отдельного, но уже более мирного сосуществования двух группировок внутри одной аморфной организации, не исключающего острых конфликтов с апелляциями к Центру. Самостоятельную позицию в этой ситуации пытается занять и молодежная организация «ЯБЛОКА», но многое будет зависеть от результатов ближайших выборов. Поиски «третьей силы» вне этих организаций, которые проводились «ЯБЛОКОМ» в Саратове, теперь, очевидно, будут прекращены, и соответствующие усилия будут приложены к тому, чтобы вырастить ее внутри данной «конфедерации».

3.3.       «Наш дом — Россия»

5 августа состоялась вторая, как ее назвали, конференция саратовского отделения движения «Наш дом — Россия». Мероприятие прошло в образцовой манере недалекого прошлого. Машину для голосования ненадолго прерывали лишь шумные эскапады В.Портнова (ПРЕС) призывавшего одуматься и не отсекать от «Дома» партии и общественность, на что ведший конференцию Л.Ващенков скромно отвечал ему, что вот мы учредимся, (изберем руководящие органы, выдвинем кандидатов в Госдуму), а потом с удовольствием рассмотрим ваши заявления и несомненно примем в движение. Возглавил отделение Ю.Белых. Идеологией заведуют А.Парадиз и Е.Саблин, финансы обеспечивают вошедшие в Совет директора и президенты («Югтрансгаза», завода РТИ, ГПЗ-3, «Нарата», «Саратовэнерго» и др., в том числе директор «Химволокна» А.Богданов, которого переманил к себе Белых от В.Родионова). Председателем Совета стал К.Ионов, президент ассоциации «Гермес». Кандидатами в депутаты Госдумы предложены:

по Балаковскому округу — И.Никифоров (редактор газеты «Заря молодежи»),

по Балашовскому — В.Курнаев (зам.главы балашовской городской администрации),

по Энгельсскому — О.Карпов,

по Саратовскому — А.Россошанский (Агентство «Андрей», газета «Новый стиль»).

По списку: А.Парадиз (глава представительства администрации в облдуме) и Н.Телегин (фонд инвалидов-ветеранов войны в Афганистане). В целом состав кандидатов в депутаты Госдумы кажется очень слабым, проходных фигур у «НДР» в области нет.

4.    РАЗНОЕ

Решение суда о восстановлении В.Илюхина на прежней работе (директором центра занятости) [14] подвигло администрацию на очередную реорганизацию. 10 июля, после предварительной поездки в Москву, в Федеральную службу занятости, были ликвидированы областной и городской центры занятости населения (под флагом сокращения аппарата). Создается единое управление занятости населения Саратовской области, входящее в Федеральную службу занятости, возглавил ликвидационную комиссию Е.Тарасов, некогда глава администрации Красноармейска, потом Заводского района, наконец (рокировка с Э.Янкевичем) — первый зам. председателя комитета по анализу и информатике обладминистрации (Л.Ващенкова). Теперь следующая головная боль — восстановление по суду на прежней работе главы городского УВД А.Косыгина, также, очевидно, человека Головачева.

 

Как бы сдвинулась с мертвой точки «немецкая проблема». В результате визита в Саратовскую область первого заместителя министра по делам национальностей и региональной политики Александра Позднякова саратовская администрация согласилась, видимо, взять на себя обязательство всячески содействовать организации на территории области немецкого национального района. Этот район будет создаваться под Энгельсом, на территории 23-го совхоза, где будет организован комитет местного самоуправления. Серия проектов, связаных с этим и вообще курирование данного вопроса возложено на замглавы администрации области В.Чурикова. Будет организован при обл.администрации и общественный совет по проблемам немцев Поволжья, а так же один из четырех филиалов немецко-российского общества развития национальных районов. Признаков появления какого-либо недовольства населения или организации протестов по этому поводу нет, и ожидать их видимо не стоит.

 

Реакция на события в Буденновске в области была крайне сдержанной. Никаких выступлений или призывов не было. Даже казаки ограничились одним общим с Земским союзом заявлением с обычными оценками. Единственным исключением (кроме облав и обысков милиции) стали волнения в с.Перелюб в связи с убийством, совершенном молодым лезгином на бытовой почве. Статья в «Саратовских вестях» по этому поводу содержала явные провокационные вкрапления.

Максимальные дивиденды на событиях в Буденновске заработал выезжавший на своей машине «к местам событий» Д.Аяцков, после чего он стал центральной фигурой для всех газет, снарядивши туда вдобавок, «подбирая остатки», еще и целый автобус с журналистами.

Источники

1. Таран И. Роковой прием Алексея // Саратовские вести — 1995 —№132 — 4 июля, с.1,3.

2. Кого укажет перст Москвы? <Интервью В.Спирягина с с.Ю.Наумовым> // Комсомольская правда в Саратове — 1995 —№3 — 24 июня, с.2.

3. Кислов Александр. Курица не птица, а директор птицефабрики не губернатор // Комсомольская правда — 1995 — 25 июля —№134, с.2.

4. Спирягин Владимир. Прокураторы под прицелом выборов // Заря молодежи — 1995 — N22 — 3 июня, с.2.

5. Яковлев Н. Мы не у Христа за пазухой // Совфакс — 1995 — №22 — 9-15 июля, с.1-2.

6. Роснефть: право заключать договора от лица РФ // Нефтяной курьер — 1995 —№11-12, с.2.

7. Рогожин Вадим. Неплатежи: кому они выгодны // Саратовские вести — 1995 —№129 — 27 июля, с.3.

8. Соборов Артем. Крекинг стремится стать Фениксом // Саратовские вести — 1995 —№156 — 3 августа, с.2.

9. Цены на электроэнергию мы создаем все вместе // Саратовские вести — 1995 —№136-137 — 8 июля, с.2.

10. Рогожин Вадим. Не допустим отключения электроэнергии // Саратовские вести — 1995 — 7 июля, с.1.

11. Энергетическая комиссия доверия не вызывает // Саратов — 1995 —№136 — 5 августа, с.2.

12. Рогожин Вадим. И Сиданко станет хозяином всех саратовских предприятий, занимающихся нефтебизнесом // Саратовские вести, — 1995 —№155 — 2 августа, с.1.

13. Матросов В. Дамоклов меч тотального отключения. // Саратовские вести — 1995 —№138 — 11 июля, с.2.

14. Тюрин с. Саратовская область в апреле-мае 1995 года. // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1995 —№5, ч.1.