Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Калининградская область

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в июле 1995 года

Июль выдался на редкость «законодательным» месяцем (в смысле обсуждения закона о Калининградской области). Политики всех цветов политического спектра устроили прямо-таки соревнования по количеству обсуждений, замечаний, предложений и т.п.

Тем не менее проблема очевидна, вопрос о том, нужен ли закон и каково должно быть его содержание, остается открытым и после принятия его в Государственной Думе в первом чтении.

Активизация всех политических сил на этом фоне была вполне понятной. Началась проба сил перед длительным выборным марафоном 1995-1996 гг.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Что делает В.Шумейко?

Шум вокруг нынешнего депутата от Калининградской области В.Шумейко, собственно, никогда не прекращался, а на фоне огромного бюджетного дефицита Калининградской области стал превращаться прямо в «гром». Что же сделал Шумейко для области? Владимир Филиппович все чаще вынужден давать подробные ответы на страницах местных газет. Последнее из заявлений, в частности о том, что «он убедил А.Чубайса оказать особую финансово-экономическую поддержку Калининградской области, после чего 21 июля, по договоренности между Шумейко и Чубайсом, последний принял первого заместителя главы администрации области Г.Чмыхова, мэра города Калининграда В.Шипова и советника председателя Совета Федерации В.Теплякова» [1].

В результате было заявлено, что решены три важнейших вопроса:

1. В областной бюджет дополнительно направлено 456 млрд. руб.

2. Выделен трансферт (финансовая помощь) в размере 250 млрд. руб.

3. Уточнен порядок доведения до калининградцев — участников внешнеэкономической деятельности-денежной компенсации уплаченных экспортных, импортных пошлин, НДС и спецналога [1].

Видимо, уже в августе договоренности между высокопоставленными чиновниками должны осуществиться. В противном случае выборы 1995-1996 гг. не сулят ничего хорошего ни В.Шумейко, ни Ю.Маточкину, ни В.Шипову.

Характеризуя ситуацию в Совете Федерации после принятия Государственной Думой проекта закона о Калининградской области в первом чтении, Шумейко заметил, что «если Совет Федерации на самом деле выражает интересы всей России, этот закон будет принят «на ура». А если будут выражать узкогрупповые и политические — будут в нем сомнения» [2]. После чего Шумейко подтвердил свое намерение выдвигаться на пост Президента России.

Заметим, что пресса все чаще заполняет газетные полосы критикой Шумейко. И на этот раз после вышеупомянутых предвыборных заявлений и обещаний последовала критика тезиса Шумейко о том, что «Совет Федерации — единственное место, где выражается воля регионов России» [3]. «Спрашивается, почему верхняя палата утонула в политической трескотне относительно событий в Чечне? А ее действия выразились лишь в отрицании политической декларации, которую в свое время одобрила Государственная Дума?». Вывод делается недвусмысленный: «Если бы главы администраций не оглядывались на президентскую сторону, ощущая поводок, то чеченских и буденновских трагедий, скорее всего, можно было избежать. Поэтому, как бы ни настаивал В.Шумейко на принципе назначения верхней палаты, есть все основания полагать, что выборный Совет Федерации будет более независим в своих решениях и позициях» [3].

Далее выносится «благодарность» депутатам Совета Федерации за зависший закон о нарезке избирательных округов, а заодно и Конституционному Суду, рассматривавшему «чеченское дело» президента и правительства. Вывод: «Граждане России вряд ли утвердились в том, что живут в правовом государстве».

1.2.       Областная Дума

Вопрос о выходе из состава России не может быть внесен на референдум. Такую поправку к региональному закону о референдуме приняла областная Дума 27 июля по предложению председателя В.Устюгова. Вот как он прокомментировал мотивы предпринятого им шага:

«Разумеется, правовое значение этой поправки в областной закон о референдуме не следует преувеличивать, однако его не нужно и преуменьшать. Да, Конституция не предусматривает возможности выхода какого-либо территориального образования из состава Федерации. Вместе с тем понятие «самоопределения» остается в юридической теории и практике. Оно является ключевым, например, в проекте соглашений, обсуждаемых на переговорах в Чечне. И каждая сторона явно вкладывает в него свое содержание.

Вокруг нашего региона тоже возникает множество спекуляций. Достаточно вспомнить разного рода резолюции, с которыми выступают наши зарубежные доброжелатели. В них есть и проекты создания четвертой прибалтийской республики или передачи Калининградской области под международное управление. Как ни мала пока актуальность подобных поползновений, не считаться с такими тенденциями не можем и обязаны противопоставить им соответствующие меры» [4].

Очевидно, что поправка носит политический характер. С одной стороны, это попытка «задобрить» противников Закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», которые объявляют его базой для местного сепаратизма. С другой стремление показать громкоголосым сторонникам «самостоятельного» развития края недвусмысленную позицию областного представительного органа власти.

Придерживаясь такой стратегии и тактики, областное руководство вело работу и по обеспечению принятия Государственной Думой Закона об Особой экономической зоне в Калининградской области.

1.3.       Вокруг проекта закона
«Об Особой экономической зоне в Калининградской области»

1.3.1.      Позиция КПРФ

8 июля в Калининград прибыла группа депутатов-коммунистов Госдумы в составе А.Апариной, И.Братищева, О.Миронова, В.Фролова. В результате было подготовлено заявление в поддержку закона о Калининградской области, которое было распространено среди депутатов Государственной Думы. Коммунисты выразили свою позицию в том, что «только специальный федеральный закон о Калининградской области» способен создать устойчивую правовую базу формирования единой, последовательной и долговременной политики государства по отношению к оторванному от территории России региону [5]. Коммунистическая фракция считает, что в «ежегодно принимаемом федеральном законе о бюджете должна быть особая строка, посвященная Калининградской области» [6]. Но главное для коммунистов — идея «жесткой централизации». Поэтому, выступая в целом, за выборы глав администраций, в случае с Калининградом они считают необходимым, «чтобы президент назначил главу администрации области и тот имел бы ранг федерального министра. Он был бы жестко связан с правительством России и, если бы попытался провести линию в ущерб интересам страны, перед правительством и отвечал бы» [6].

Беспокойство коммунистов за целостность России оправданно и понятно, а вот назначаемого федерального министра во главе Калининградской области избиратели вряд ли примут как должное.

 

Кстати, местные коммунисты и общество «Русь» национал-патриотического направления придерживаются совершенно иного мнения о законопроекте, они считают, что это «лишь перечень положений некоего устава для Особой Экономической Зоны», что он, «маскируясь названием федерального закона, в случае его принятия приведет к созданию на территории области опасной юридической зоны» [9].

Самый сильный вывод «Руси» — опасение, что итогом реализации данного законопроекта станет полное отторжение Калининградской области от России.

Калининградские коммунисты в принятом на пленуме обкома КПРФ заявлении отмечают, что данный проект закона не обеспечивает неотъемлемости территории области от России, нарушает принципы экономической безопасности региона, не гарантирует его оборонной безопасности, а также необоснованно наделяет главу областной администрации чрезвычайными полномочиями.

В связи с вышеизложенным и та и другая организации обращаются к депутатам Государственной Думы с постоянной просьбой — уже в первом чтении отклонить законопроект.

В заявлении общества «Русь» есть и такой любопытный момент. Оно отмежевывается отныне от депутата областной Думы В.П.Никитина, члена правления общества, которого они в свое время поддержали на выборах, считая, что проголосовав за этот законопроект, «он нарушил требования Устава Калининградского общества «Русь», изменил своей предвыборной программе» [9]. «Русь» полагает, что В.П.Никитин сам лишил себя доверия представлять интересы населения области в составе делегации на заседании Государственной Думы.

1.3.2.      ЛДПР

Калининградский депутат от ЛДПР в Государственной Думе А.Моисеев сообщил, что просит соратников поддержать закон в первом чтении 19 июля [7]. Позиция депутата резко изменилась, ранее, 6 июня, его фракция усматривала в самом факте появления такого закона сепаратистские тенденции. Интересно, что при этом А.Моисеев сообщил, что, оказывается, прежний текст документа ему «нравился лучше». Теперь текст нравится меньше, но «хочется помочь области» [7]. Примечательно, что А.Моисеев при этом поинтересовался, будет ли присутствовать на первом чтении законопроекта в Государственной Думе калининградское телевидение.

1.3.3.      «Выбор России»

«Выбор России» в лице депутата Государственной Думы, члена комитета по международным делам А.Минжуренко, который также побывал в Калининграде, считает, что при втором чтении закона могут возникнуть проблемы, так как для коммунистов закон важен прежде всего как «средство» против сепаратизма. Отсюда, в частности, в проекте возникла назначаемость губернатора [8].

1.3.4.      Решение Госдумы

При всех «за» и «против» закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» был принят в Госдуме 20 июля. За закон проголосовал 231 депутат. Обсуждение показало, что целый ряд положений законопроекта далеко не бесспорен. Жесткой критике подверг законопроект М.Задорнов («ЯБЛОКО») и представитель Правительства РФ А.Себенцов, тем не менее важен сам факт его принятия, который, как хочется надеяться, пройдет несколько этапов согласований и в конце концов превратится в сбалансированный действующий закон.

Пресс-конференция в Государственной Думе после принятия законопроекта была целиком посвящена этой теме. Участники пресс-конференции (В.Устюгов, Ю.Семенов, Г.Чмыхов, В.П.Никитин) коснулись предыстории создания законопроекта, которая измеряется уже почти 5 годами. По сути своей закон отражает концепцию развития области, в свое время предложенную Ю.Маточкиным. На этом акцент сделал Г.Чмыхов, оппонируя тем, кто считает закон родившимся скоропостижно или недостаточно продуманным. В работе над законом, как заметили участники пресс-конференции, областная Дума и областная администрация будут действовать одной командой. В основу положены их совместные предложения, принятый проект был опубликован в местной прессе для широкого обсуждения [10].

1.4.       Импичмент по-калининградски

В то время как в Государственной Думе готовились принять многострадальный закон, соответствующий, как уже упоминалось, экономической концепции профессора Ю.Маточкина, в Калининграде состоялось собрание граждан — инициаторов проведения областного референдума по инициативе членов Общества защиты вкладчиков, акционеров и инвесторов.

Вопросы предлагались на референдум следующие:

1. «Считаете ли вы необходимым отрешить Ю.Маточкина от должности главы администрации Калининградской области в связи с недоверием к нему?

2. Считаете ли вы необходимым провести выборы главы администрации (губернатора) Калининградской области в конце 1995 года — начале 1996 года?»

В соответствии с законом Калининградской области «Об областном референдуме» инициативная группа, утвержденная собранием, после ее регистрации областной избирательной комиссией, получает право на сбор подписей с требованием о проведении референдума. Для его проведения необходимо в течение 3-х месяцев собрать не менее 30 тысяч подписей. Инициативная группа не исключает возможность блокировки своих действий, но убеждена в их полной законности и намерена пройти весь путь до конца.

В ответ на это пока еще не совсем здоровый после перенесенной операции глава администрации области на основании Закона об областном референдуме предложил вынести на референдум следующие вопросы:

1. «Поддерживаете ли вы стратегическую линию развития области на основе законопроекта о Калининградской области, одобренного Государственной Думой в первом чтении 20 июля 1995 года?».

2. «Поддерживаете ли вы основные положения проекта Устава (Основного закона) Калининградской области, опубликованного в газете «Калининградская правда» 7 июля 1995 года?»

3. «Считаете ли вы необходимым компенсировать потери вкладчиков и инвесторов, пострадавших от деятельности недобросовестных финансовых и инвестиционных компаний за счет областного бюджета?»

 

Персональные проблемы (о главе администрации) предлагается решать в процессе выборов.

1.5.       «Наш дом — Россия» в Калининграде

Региональная конференция этого движения состоялась в начале июля. Присутствовало более 80 делегатов. Конференцию открыл от имени Комитета Виктор Салмин — председатель земельного комитета администрации области. Его же затем избрали председателем регионального движения. Речь шла о том, чтобы всем местным организациям создать единый избирательный блок, который будет противостоять всем левым и правым экстремистам. Представитель регионального «ДемВыбора России» Василий Головин с этим полностью согласился, как и депутат областной Думы Н.Тулаев. Некоторые делегаты, правда, забеспокоились, что» движение имеет элементы навязывания сверху». Но основная масса «выразила надежду, что новое движение будет способствовать проведению активной социальной политики в регионе».

1.6.       «Регионы России»

Областная конференция общественного объединения «Регионы России» прошла в Калининграде почти одновременно с региональной «НДР» [11]. Его освятил своим присутствием депутат Государственной Думы Ю.Воевода. Он же определил председателя — своего помощника А.Кульминова. На конференции выступил руководитель филиала банка «Восток — Запад», председатель совета директоров АО «Система» Сергей Козлов (доктор политических наук). Были на конференцию приглашены и ветераны, но они предупредили, что голосовать за это движение будут, только когда увидят конкретные дела, не расходящиеся с провозглашаемыми лозунгами.

Председатель областного Совета войны и труда выразил опасение относительно состоятельности нынешних политических «игр»: многие придерживаются мнения, что «рыбкинский» левый и «черномырдинский» правый блоки были искусственно «смонтированы» по указке Президента.

Ю.Воевода заявил, что ситуация с разделением политических сил естественно созрела в Думе, а специалисты Президента, довольно-таки плотно так работающие, лишь доложили ему, что именно их движение способно вывести страну из кризиса, не ломая при этом рамок законности. Дальше, по словам Воеводы, начинается «большая политическая гонка» [11].

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.       Литва

Литва пригласила президента Б.Ельцина посетить эту балтийскую страну осенью. Об этом сообщил С.Филатов после часовой встречи со спикером Сейма Литвы Чесловасом Юршенасом. Присутствовавший на встрече руководитель комиссии по вопросам гражданства при президенте России Абдулах Микитаев подчеркнул, что Литва «единственная из балтийских стран выполнила все обязательства по вопросам гражданства, взятые на себя договорами с Россией». Он, правда, не уточнил, какие именно договоры имеются в виду.

Сергей Филатов сообщил также, что в ходе встречи стороны затронули возможность заключения соглашений о двойном гражданстве между Россией и Литвой «Здесь несколько мешает Конституция Литвы, но все же этот вопрос нами не отвергается», — сказал С.Филатов [12].

В Вильнюсе 6 июля состоялось учредительное собрание литовско-российского предпринимательского совета. Предусматривается, что совет будет оказывать влияние на решения правительств двух стран в области инвестиционной, таможенной и налоговой политики. Двусторонний предпринимательский совет намерен также подготовить программу создания двусторонней ассоциации коммерческих банков или объединенного литовско-российского банка [13].

2.2.       Польша

Открылся автомобильный пункт пропуска «Приозерное», давно в разговорной речи именуемый как «Гусев-Голдан». Итак, теперь с Польшей четыре «двери»: таможня в Мамоново, Багратионовске, Железнодорожном и теперь — «Приозерное». Основной вопрос в том, когда через Голдан смогут пойти грузы? Начальник пограничного контроля Калининградской группы погранвойск А.Мурашов полагает, что в декабре 1995 года. Значимость именно этой таможни переоценить трудно. Открытие нового грузового «коридора» с Россией не через Литву, а через Белоруссию может значительно изменить ситуацию в регионе. Если учесть, что за прохождение российских грузов белорусские таможенники сборов брать не будут (в соответствии с соглашением о таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном), то можно говорить не только об упрощении пересечение границ, но и о серьезной экономической выгоде для области.

Не исключено, что и отношения с Литвой могут потеплеть, поскольку альтернативная дорога снижает степень зависимости области от Литвы и выбивает козырную карту этого государства на переговорах с Россией.

Источники

1. Борисов И. Чем занят депутат? // Калининградская правда — 1995 — 26 июля.

2. Нисневич Б. В.Шумейко: Если СФ выражает интересы всей России, закон о Калининграде будет принят // Калининградская правда — 1995 — 1 августа.

3. Новиков А. Комментарий недели // Калининградская правда — 1995 — 2 августа.

4. Пресс-центр областной Думы&.. // Калининградская правда — 1995 — 2 августа.

5. Из текста заявления (распространялось в Госдуме) // Документ, архив автора..

6. Нисневич Б. Принять закон.. и перекрыть путь российской мафии // Калининградская правда — 1995 — 18 июля.

7. Воровская Н. Победа только замаячила, но в ее отцы уже метят новые лица // Калининградская правда — 1995 — 18 июля.

8. Воровская И. Есть надежда, что закон все-таки состоится // Калининградская правда — 1995 — 19 июля.

9. Требуют отклонить // Калининградская правда — 1995 — 19 июля.

10. Федеральный закон Об Особой экономической зоне в Калининградской области (проект) // Калининградская правда — 1995 — 27 июля.

11. Лескова И. Кто же добежит до власти // Калининградская правда — 1995 — 5 июля.

12. Калининградская правда — 1995 — 28 июля.

13. Калининградская правда — 1995 — 4 июля.