Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Михаил ЖЕРЕБЯТЬЕВ

Воронежская область

в июле 1995 года

К основным событиям общественно-политической жизни региона в июле 1995 года следует отнести:

— создание региональной организации общественно-политического блока «Власть — народу!» (за две недели до заявления о формировании общефедеральной структуры с аналогичным названием);

— единогласное принятие депутатами областной Думы Устава Воронежской области, который вступил в силу с момента его публикации;

— решение областной Думы назначить выборы главы администрации Воронежской области и глав органов местного самоуправления 17 декабря 1995 года;

— Воронеж и Воронежскую область посетили Е.Гайдар, Б.Федоров, Юрий Скоков, Сергей Глазьев, Иван Рыбкин.

1.    ФИНАНСЫ

Губернатор Воронежской области Александр Ковалев в июле смог добиться немалых успехов; его хождения по правительственным коридорам дали определенные результаты. Воронежской области выделено в порядке централизованного финансирования региональных программ 3,8 млрд. руб. на расходы по подготовке к зиме и 6 млрд. руб. на строительство жилья для военнослужащих.

Ковалев неизменно на протяжении 3,5 лет губернаторства видит свою роль в «выбивании» средств на развитие области у федерального центра. Мотивом «выбивания» он руководствовался как до октября 1993 года, когда добивался президентского указа о проведении прямых выборов главы администрации области, так и в ноябре-декабре 1993 года, выдвинув свою кандидатуру на выборах в Совет Федерации. Его предвыборная программа сводилась к одному доводу — лозунгу: «Если я получу вашу поддержку, с областью в Центре будут считаться и, следовательно, Москва не сможет уже игнорировать потребностей региона».

Отсюда и сложности в отношениях Ковалева с председателем правительства и министрами, курирующими в правительстве экономический блок. Несмотря на дрейф под крышу «НДР», всецело солидаризироваться с экономической политикой правительства Ковалев не может. Его требования к правительству остаются прежними — «отдайте то, что нам причитается по праву экономически развитого региона». К этому Ковалев любит присовокуплять фразу: «Иначе регион из политически стабильного превратится в зону социального конфликта».

Показательна статья А.Ковалева в газете «Коммуна» от 1 августа 1995 года «Именно сейчас особенно важно проявить здравый смысл» [1], характеризующая его воззрения: «Ошибка правительства заключалась в том, что оно первоначально отказалось от регулирования деятельности микромонополий... я бы назвал сегодняшнее состояние наступлением адаптации к новым экономическим условиям» (имелось в виду, что говорить о стабилизации рано).

Именно в июле в местной прессе появилась цифровая информация о движении капиталов в Воронежской области. Только за 1994 год отток капитала из Воронежской области за счет деятельности финансовых структур иногороднего базирования составил порядка 0,8-1,0 трлн. руб. За тот же отрезок времени усилиями представительства Воронежской области в Москве и воронежского номенклатурного землячества в столице, президентом коего является бывший председатель Верховного Совета РСФСР, член Политбюро ЦК КПСС Виталий Воротников, было привлечено в область около 100 млрд. руб.

В Воронежской области на сегодняшний день действуют 19 банков, 2 из которых являются собственно воронежскими.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

20 июля 1995 года ранее оформившиеся группы воронежских предпринимателей, представляющих мелкий и средний бизнес (торговля, сфера услуг, мелкое производство), планировали выступить с совместным заявлением о создании единой организационной структуры. Новое объединение ставит перед собой следующие цели:

— обеспечение квалифицированной юридической помощи занятым в мелком и среднем бизнесе;

— отстаивание корпоративных интересов во взаимоотношениях с властными структурами (переговоры по поводу местных налогов, сборов и т.п.);

— политическое представительство в местных органах власти.

О группах, готовых пойти на объединение, известно в Воронеже немного. Одна из них, хоть как-то уже заявившая о себе, — Воронежская ассоциация предпринимателей — была организована весной 1995 года. Ее учреждение инициировалось местным отделением «ДемВыбора России». С идеей предпринимательского объединения выступил осенью 1994 года депутат Государственной Думы от «Выбора России» Виктор Давыдкин. Вторая группа никак и ничем не успела заявить о себе. Организационное оформление предпринимательского движения в Воронеже явление закономерное. Стихийные выступления предпринимателей отмечались в 1993-1994 гг. в ответ на усиление налогового пресса областными и городскими властями. Однако, 20 июля соглашение не было оформлено. Судя по имеющимся сведениям, причины такого поворота событий — из области технических несостыковок. Между этими группами нет никаких принципиальных разногласий. Нынешняя организационная раздвоенность предпринимательского движения в Воронеже также не связана с лидерскими амбициями учредителей обоих движений.

Вместе с тем организационная предпринимательская инициатива в Воронеже имеет «естественные границы». Начальственное происхождение капиталов у большинства здешних мелких и средних предпринимателей не оставляет места для оптимистических прогнозов в отношении будущего этого движения. Создаваемое объединение, скорее всего, является способом отстаивания собственных интересов теми, кто не имеет поддержки во властных структурах.

3.    ПРЕДВЫБОРНЫЙ МАРАФОН

Воронежское отделение ВЦИОМ провело опрос горожан на предмет готовности участвовать в выборах в Госдуму 17 декабря. Результаты опроса пока не обнародовались. Однако, согласно материалам воронежских периодических изданий, которые ссылаются на лиц, имеющих отношение к обработке данных исследования, только 20% воронежцев-участников ВЦИОМовского опроса приняли решение явиться в день выборов на избирательные участки.

 

11 июля за две недели до учреждения в столице Н.Рыжковым, С.Бабуриным и др. предвыборного блока «Власть — народу!» в Воронеже состоялась учредительная конференция регионального движения с точно таким же названием. Инициаторы и участники воронежской тусовки ни словом не обмолвились о том, является ли их движение региональным, межрегиональным или общероссийским. Правда, в тексте соглашения, под которым поставили свои подписи представители Воронежского областного Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Воронежского городского Совета женщин, городского форума «Независимая женская инициатива», Воронежского областного Совета ФНПР, Воронежского обкома профсоюзов работников агропромышленного комплекса, Аграрного союза Воронежской области, областных организаций Аграрной партии России, КПРФ, РКРП, Межрегиональной партии кооперативного единства, объединенной промпартии, Комсомола, Российского союза офицеров запаса, областного отделения общественного клуба «Союз офицеров», общественного движения «Созидание», общественно-политического движения «Союз реалистов», Общества «Российские ученые социалистической ориентации», областной организации социал-патриотического движения «Держава», Воронежского областного объединения «Русский избиратель», Воронежской областной организации «Движения за возрождение Родины» (всего 20 организаций), отчетливо просматриваются общенациональные задачи предвыборного блока. На конференции прозвучала мысль, что объединение (предвыборный блок «Власть — народу!») вероятнее всего не будет регистрироваться в качестве самостоятельной организации.

Предстоящие выборы «народовластники» рассматривают в качестве единственной возможности мирным путем отстранить от власти антинародный режим и предотвратить крах российского государства (на региональном уровне, где не произошло смены политической элиты, эта цель не слишком актуальна). Программные тезисы блока не поражают оригинальностью. Лозунг «Правительство под контроль парламента» соседствует с требованием денонсации Беловежских соглашений. Заявления о необходимости пересмотра результатов приватизации и незаконных сделок, отдающих собственность народов России в руки иностранных монополий, мафиозных и коррумпированных структур, коррелируются с декларациями о немедленном возвращении населению сбережений и вкладов, похищенных «реформами» и предоставлении трудовым коллективам права контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.

Председателем блока на областном уровне стал Иван Шабанов — председатель Воронежской областной Думы до августа 1991 года занимавший пост первого секретаря ОК КПСС. В состав регионального руководства «Власть — народу!» вошли Георгий Костин — бывший директор Воронежского механического завода, известный деятель коммунистической оппозиции общероссийского масштаба и Александр Мирошниченко — председатель Агросоюза Воронежской области.

О методах и формах предвыборной агитации новоиспеченого блока можно судить по выступлению на конференции представителя Межрегиональной партии кооперативного единства, чиновника потребкооперации Воронежской области. «Кооператоры — это 4 тыс.испытанных бойцов (в Воронежской области — М.Ж.). В каждом селе наш магазин — это опорная база нашей партии» [4].

Дальнейшее развитие событий позволяет сделать вывод о том, что воронежские «народовластники» без промедлений перешли к активной агитации в пользу созданного ими детища. 19 июля на встрече руководства Областной Думы с ветеранами войны и труда, солдатскими вдовами и представительницами женских организаций Иван Шабанов довел до сведения собравшихся свои соображения о положении дел на селе. По его словам, в деревне вот-вот появится помещик, но мы ведь знаем — заключил спикер областной Думы, — как горели помещичьи усадьбы».

 

Создание на уровне Воронежа и Воронежской области организационной структуры «Власть — народу!» можно считать началом в регионе президентской предвыборной гонки. Ввиду сильного запаздывания коммунистической и националистической оппозицией с выдвижением собственного единого лидера маловероятно, чтобы перед парламентскими выборами новая политическая структура властно вмешивалась в сложившийся расклад политических сил. Вероятнее всего, воронежские коммунисты и националы присягнули на верность Рыжкову первыми оттого, что личные позиции других лидеров коммуно-патриотического фронта в этом регионе крайне слабы. В случае с Воронежской областью мы имеем дело не с партийным (иначе лавры триумфатора на воронежской земле снискал бы Зюганов), а с номенклатурным выбором кандидата в президенты от объединенной оппозиции.

4.    ОБЛАСТНАЯ ДУМА — ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Областная Дума в июле приняла Устав Воронежской области и вынесла решение о прямых выборах губернатора Воронежской области и глав районных администраций. Полномочия главы областной администрации, согласно Уставу, могут быть досрочно прекращены по решению 2/3 списочного состава депутатов областной Думы. В Уставе не предусмотрена процедура его парафирования главой администрации. Устав вступает в действие с момента опубликования в открытой печати. За Думой закреплены права назначать областной референдум; определять порядок использования земли, сроки и порядок выборов главы обладминистрации; проводить согласования назначений на должности и освобождения от должностей первых замов главы обладминистрации, руководителя, осуществляющего функции по управлению госимуществом области, руководителей областного Фонда госимущества области и службы социальной защиты населения, начальников финансового управления, главного управления ЦБ РФ в Воронежской области, казначейства, руководителя областных органов юстиции, председателя ГТРК «и иных должностных лиц в соответствии с законодательством. К числу прерогатив областной Думы относится «реализация процедур предварительного согласования кандидатур на должности председателей областного и арбитражного судов, прокурора области, назначения и освобождения от должности руководителей областных правоохранительных органов».

К числу полномочий главы администрации отнесены:

— руководство правительством области,

— руководство обладминистрацией на принципах единоначалия (предусматривается персональная ответственность за результаты деятельности органов исполнительной власти),

— распоряжение кредитами при исполнении областного бюджета,

— формирование и распоряжение областным внебюджетным и валютным фондами;

— распоряжение и управление имуществом, относящимся к собственности области;

— самостоятельное формирование аппарата администрации области и утверждение штатного расписания обладминистрации.

Для «реализации процедур предварительного согласования» губернатор вносит в облдуму предложения по кандидатурам на должности областного и арбитражного судей, руководителей областных правоохранительных органов. Он также наделен правом опротестовывать законы и правовые акты, принятые областной Думой.

Дума принимает решения при наличии представления или заключения главы администрации по бюджету; программам социально-экономического развития; областным налогам, сборам; бюджетному, внебюджетному, валютному фондам, включая отчеты об использовании; административно-территориальному устройству; порядку использования земли, пользования и распоряжения областной собственностью; передаче государственной собственности в муниципальную. Представления и заключения губернатора полагается иметь при утверждении схемы управления областью, структуры администрации и изменений в них.

Постановлением областной Думы№224 от 20 июля предусматриваются прямые выборы главы областной администрации и глав местного самоуправления. Определен срок их проведения — 17 декабря. Постановление предлагает «обратиться к представительным органам местного самоуправления районов и городов с предложением:

— ускорить разработку и принятие Уставов (положений) о местном самоуправлении в срок до 15 сентября 1995 года;

— на основе принятых Уставов (Положений) о местном самоуправлении принять решение о назначении выборов глав местного самоуправления (администраций) районов (если это предусмотрено Уставом (Положением о местном самоуправлении района) на 17 декабря».

Постановление уведомляет Центризбирком о проведении выборов главы администрации области 17 декабря.

Известно, что губернатор Александр Ковалев в последнее время неоднократно обращался в администрацию Президента с ходатайством о предоставлении Воронежской обладминистрации президентским указом права на проведение прямых выборов главы администрации. По словам самого Ковалева, Сергей Филатов весьма благосклонно отнесся к затее Воронежского губернатора и обещал всяческое содействие. По слухам из коридоров обладминистрации Указ Президента не сегодня-завтра должен появиться.

Впервые с октября 1993 года не имеющий собственной команды губернатор Ковалев, человек без номенклатурного прошлого (короткое время до своего губернаторства был директором завода; избран на должность собранием трудового коллектива), поставлен представительным органом власти в условия, когда ему не остается ничего другого, как играть по предложенным Думой правилам. В Думе к лету 1995 года вызрела идея превратить законодательный и представительный орган Воронежской области в двухпалатное областное собрание. Инициатива, как утверждают сами думцы, принадлежит депутатам — главам районных администраций. Верхняя палата станет представительством глав местных самоуправлений (городов и районов), примерно 35 человек — Воронеж, 33 сельских района, плюс, возможно, ряд других городов области — нижняя постоянно работающая, в отличие от нынешней Думы, увеличится ровно вдвое — до 90 человек. Поговаривают и о возможностях резервирования части депутатских мандатов за партиями и движениями.

Таким образом происходит перегруппировка сил перед выборами в местные представительные органы власти, которые должны пройти в Воронежской области в марте 1996 года. Главы сельских администраций, в большинстве своем назначенные на должности Ковалевым, стремятся продемонстрировать независимость от губернатора (в сегодняшнем составе областной Думы 21 депутатский мандат принадлежит главам или замам глав районных администраций, включая районы Воронежа). Ковалев, путем издания бесконечных постановлений, ограничивающих вывоз продукции за пределы области с мотивировкой удержания цен на товары, которые производятся в регионе, уже успел нажить недоброжелателей среди своих подчиненных. Приграничные районы области, по имеющимся сведениям, в открытую не выполняют запретительные постановления Ковалева. Не случайно второй раз за последние четыре месяца «всплывает» вопрос об отставке губернатора в связи с переходом на другую работу.

В июле все заговорили о странном письме 5 депутатов Госдумы от Воронежской области существующем в единственном экземпляре (уже в канцелярии В.Черномырдина). Авторы письма просят председателя правительства «в связи с переходом на другую работу А.Ковалева» рассмотреть на должность губернатора Воронежской области кандидатуру Александра Соловьева, начальника воронежского отделения Сбербанка. Депутат Госдумы Валентин Котляр (фракция ДПР) подтвердил информацию, правда оговорился, что речь в письме шла о гипотетической возможности, но никак не о свершившемся факте. Другие подписанты — Николай Паринов, Петр Матяшов (АПР), Виктор Давыдкин («Выбор России»), Игорь Муравьев («Новая региональная политика») еще не успели высказать избирателям и прессе свою позицию по вопросу о возможном назначении новым губернатором Соловьева, до начала 1992 года занимавшего пост заместителя председателя Воронежского облисполкома.

Источники

1. Коммуна — 1995 — 1 августа.

2. Коммуна — 1995 — 26-27 июня.

3. Молодой Коммунар — 1995 — 20 июля.

4. Воронежский курьер — 1995 — 13 июля.

5. Воронежский курьер — 1995 — 20 июля.

6. Воронежский курьер — 1995 — 22 июля.

7. Берег — 1995 — 28 июля.