Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Астраханская область

Александр ГАНДЕЕВ

Астраханская область

в июле 1995 года

1.    КАСПИЙ

Одной из важнейших тем июля в Астрахани стали слушания, состоявшиеся 18 июля в Совете Федерации и посвященные правовым и экономическим проблемах Каспийского моря.

Это мероприятие явилось следствием настойчивости астраханской делегации, проявленного ею в ходе совещания ассоциации «Большая Волга», состоявшегося в конце мая 1995 года на теплоходе в низовьях Волги. 16 представителей регионов проголосовали тогда за принятие резолюции, подвигнувшей председателя Совета Федерации Владимира Шумейко дать поручение комитету по международным делам, по делам СНГ и вопросам экономической реформы рассмотреть проблемы, связанные с Каспием.

По оценкам астраханских экспертов, сам факт того, что такие слушания состоялись — большой успех. Сегодня, когда не сформулированы общенациональные приоритеты, курс государственной политики определяется в борьбе ведомственных, социальных и региональных интересов.

Причем не только отечественных, но и зарубежных: пользование ресурсами Каспийского моря — важнейший вопрос для правительств Ирана, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана. Богатейшие запасы минерального сырья, биоресурсов, геополитическое значения Прикаспия в разрешении вопросов глобальной политики послужили причиной включения Каспия в сферу жизненных интересов США, Великобритании и других развитых стран.

Председательствовал на слушаниях депутат Совета Федерации от Астраханской области Валерий Адров. С основным докладом выступил глава обладминистрации Анатолий Гужвин.

В отпущенные ему 30 минут он осветил объективное положение в Прикаспийском регионе, постоянно подчеркивая, что интересы России полностью совпадают с интересами населения Астраханской области. Он считает необходимым принятие международной конвенции по Каспию, определение приоритетов России на Каспии, выработку долгосрочных программ развития взаимовыгодных отношений государств этого региона, ускорение принятия закона о принципах разграничения предметов ведения и делегирования полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственного управления субъектов Федерации.

Участников последовавших после доклада прений можно разделить на 4 группы: ведомства, наука, Прикаспийские регионы, депутаты Федерального Собрания.

Представители научного мира поддержали все предложения А.Гужвина и спорили лишь между собой по частным проблемам. По мнению специалистов администрации области, присутствовавших на слушаниях, поразительно, какое огромное количество правительственных и научных комиссий по проблемам Каспийского моря существует (многие из них — уже в течение десятилетий). Секретарь одной из таких комиссий внес предложение финансировать решение каспийских проблем путем трансформации страховой системы заинтересованных регионов. Институт системных исследований предложил в качестве одной из первоочередных мер делегировать области право непосредственно представлять интересы РФ на Каспии. Депутаты Федерального Собрания также поддержали предложения области.

Представитель МИДа заявил, что раздел Каспия — свершившийся факт, и препятствовать ему нецелесообразно. После этого глава обладминистрации А.Гужвин был вынужден публично обратиться за комментарием к командующему морским подразделением погранвойск России, который опроверг информацию МИДа, сказав что кроме российских пограничников во всей акватории Каспия (да и собственно границ) нет.

Выступления в прениях, по мнению представителя астраханской делегации, продемонстрировали, что концепции политики России на Каспии у руководства РФ попросту нет. Поэтому документ, принятый по итогам слушаний, считают эксперты астраханской делегации, является первой реальной попыткой начать ее формулировать.

2.    «НАШ ДОМ — РОССИЯ»

В июле в региональном отделе юстиции было зарегистрировано региональное отделение движения «Наш дом — Россия». 24 июля была проведена пресс-конференция участников движения, которую провел заместитель председателя регионального отделения, ректор Астраханского государственного технического университета Юрий Кагаков.

Он рассказал о платформе, целях, первоочередных задачах движения. По его мнению, членам «партии власти» сложнее бороться за мандаты, так как другие движения могут обойтись предвыборными обещаниями. Поэтому от НДР многие предпочитают дистанцироваться — чем больше дистанция, тем привлекательнее выглядишь в глазах людей, далеких от политики. Ректора университета привлекает в НДР главным образом центристская направленность. Он тотчас выйдет из движения, если оно трансформируется в партию.

Еще один член движения — начальник контрольного управления администрации области Евгений Покровский сказал журналистам, что никто никого не затягивает в движение — все сами понимают, что нужно объединяться. Сейчас в НДР входят представители всех социальных слоев. В совете регионального отделения люди, которых астраханцам представлять не надо — это депутат областного Представительного собрания завкафедрой нормальной анатомии Медицинского института Р.Асфандияров, представитель Президента РФ, депутат Совета Федерации В.Адров, глава администрации Наримановского района Л.Боярчук, председатель астраханского отделения Союза журналистов З.Муратова, председатель астраханского отделения международного фонда поддержки экономических реформ России А.Ломакин, генеральный директор АО «Астраханьгазпром» В.Щугарев (депутат областного Представительного собрания) и др. Стать членом движения довольно-таки несложно: нужно лишь разделять его платформу.

Первоочередной задачей движения было названо создание территориальных отделений движения и выбор делегатов на общероссийский съезд.

Движение намерено подключиться к кампании по созданию на территории области второго мажоритарного округа, развернутой администрацией области. Движение намерено также выставить своих кандидатов и на выборах в областное и городское Представительные собрания, в которых пока представлены лишь КП РФ и традиционно сильный в области ОФТ.

3.    ОБЛИЗБИРКОМ

В преддверии выборов в Астрахани была сформирована новая областная избирательная комиссия. Новым председателем стал руководитель аппарата областного Представительного собрания Петраков — за него проголосовали 8 членов комиссии из 13 присутствовавших. Остальные бюллетени оказались, как ни странно, недействительными.

Заместителем Петракова станет, скорее всего, заместитель председателя арбитражного суда Левчин, поскольку он единственный юрист из всех членов комиссии, и в соответствии с областным положением, которое еще никто не отменял, либо у председателя комиссии либо у его заместителя (или секретаря) должно быть юридическое образование. Кроме секретаря, из прежней избирательной комиссии никто в состав новой комиссии переизбран не был.

4.    ОБМАНУТЫЕ ВКЛАДЧИКИ

В июле в астраханском Союзе обманутых вкладчиков разгорелся конфликт вокруг смены председателя.

Союз обманутых вкладчиков был учрежден 1 апреля, и тогда на общем собрании вкладчиков председателем правления был избран астраханский радиожурналист Игорь Беляков, которому, собственно, и принадлежала идея объединения астраханцев, пострадавших от деятельности финансовых компаний, в общественную организацию.

Но 27 июля в ряде местных СМИ появилось сообщение о прошедшем накануне заседании совета Союза. На нем был переизбран председатель правления — И.Белякова сменил на этом посту Юрий Карагодов. Причем процедура происходила в отсутствии самого Белякова, которому организаторы не смогли сообщить о дате заседания и о повестке дня. Пресс-релиз, посвященный этому событию, был подписан Олегом Шеиным, являющимся депутатом областного Представительного собрания от ОФТ.

Согласно уставу председатель правления избирается на общем собрании членов Союза, и правление не имело полномочий сменить председателя. Говоря о том, почему не было собрано общее собрание О.Шеин заметил, что не стоило из-за амбиций одного человека беспокоить 4 тысяч членов Союза. При этом, по его мнению, устав нарушен не был, — члены правления лишь слегка разошлись с его духом и буквой.

Новый председатель правления настроен весьма решительно — он заявил, что не теряет надежды вернуть деньги вкладчикам. Правда, стратегию и тактику движения, которые он собирается проводить, Карагодов пока не обнародовал. Себя он, естественно, считает законно избранным председателем.

Подоплека конфликта, по мнению наблюдателей, гораздо глубже, чем вопрос о соблюдении норм, заложенных в учредительных документах. Грядут выборы в Госдуму — и с большой долей вероятности можно сказать, что О.Шеин как человек, не лишенный политических амбиций, не откажется поучаствовать в борьбе за депутатское кресло. Как известно, обманутые вкладчики — люди легко поддающиеся психологическому воздействию. Голоса этой части избирателей, если привлечь их на свою сторону, могут оказаться весьма внушительной поддержкой на выборах. Поэтому Шеин заинтересован в установлении контроля над Союзом, но при прежнем председателе сделать это было весьма затруднительно, поскольку Игорь Беляков никогда не питал симпатий к политикам левого толка. Вот и пришлось пойти на замену под внешне благовидным предлогом — мол, Бирюков не раз говорил о своем желании уйти с поста председателя, и это его желание было удовлетворено.

С самого начала деятельности Союза было понятно, что политики самой разной ориентации будут пытаться использовать эту организацию в своих целях. И это подтвердилось уже на учредительном собрании, на которое пришли представитель левых сил (О.Шеин) и демократски настроенный депутат Госдумы, член движения «Вперед, Россия!» Владислав Виноградов. Союз заявил, что он будет сотрудничать с самыми разными политиками, если они будут помогать обманутым вкладчикам. Виноградов правила игры соблюдает — в частности он провел большую работу по печально известному в Астрахани «Пик-инвесту». Шеин же решил пойти по другому пути.

Что же касается самого смещенного Белякова, то он заявляет, что не имеет ничего против кандидатуры Ю.Карагодова и готов в любой момент уступить ему председательское кресло, если такое решение примет общее собрание. Он считает, что обманутым вкладчикам крупно повезет, если они заставят работать на себя О.Шеина, но вряд ли такое может произойти.

5.    ПОДГОТОВКА ДОГОВОРА С ЦЕНТРОМ

Отдельного упоминания — но пока только упоминания — заслуживает тот факт, что обладминистрация разрабатывает свой собственный проект договора с федеральным Центром о разграничении полномочий как бы по типу республиканских договоров и проектов таковых. Однако давать какую либо более развернутую характеристику этому процессу представляется пока преждевременным.